«беспримерные герои

Попытки прорыва блокады

При всех ошибках, просчетах, волюнтаристских решениях советское командование принимало максимум мер для скорейшего прорыва блокады Ленинграда. Были предприняты четыре попытки разорвать вражеское кольцо. Первая – в сентябре 1941 г.; вторая – в октябре 1941 г.; третья – в начале 1942 г., в ходе общего контрнаступления, которое лишь частично достигло своих целей; четвертая – в августе–сентябре 1942 г. Блокада Ленинграда тогда не была прорвана, но советские жертвы в наступательных операциях этого периода не были напрасными. Летом-осенью 1942 г. противнику не удалось перебросить из-под Ленинграда какие-либо крупные резервы на южный фланг Восточного фронта. Более того, Гитлер направил для взятия города управление и войска 11-й армии Манштейна, которые в ином случае можно было использовать на Кавказе и под Сталинградом. Синявинская операция 1942 года Ленинградского и Волховского фронтов опередила немецкий удар. Предназначенные для наступления дивизии Манштейна были вынуждены сходу вступать в оборонительные бои против атакующих советских частей.

Добавить комментарий Отменить ответ

Кратко об основных событиях до блокады

В соответствии с планом «Барбаросса» Гитлер намеревался провести молниеносную войну (блицкриг).

Армия Гитлера начала наступление на Северном направлении 10 июля 1941 года. Период этих военных действий называют Ленинградской битвой. Сюда входят все битвы в окрестностях Ленинграда, которые проходили с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года.

Группа войск «Север», которой командовал генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб, должна была атаковать с востока и юго-востока.

Финская карельская и Юго-восточная армии должны были создать фронт на Карельском перешейке, к северу от Ленинграда, а также продвигаться к Петрозаводску (между Ладожским и Онежским озёрами). На подходе к Ленинграду они должны были объединиться с гитлеровской армией.

Со стороны Красной армии участие в Ленинградской битве принимали:

  • Северный фронт (позже разделённый на Ка­рель­ский и Ле­нин­град­ский фронты),
  • Се­ве­ро-За­пад­ный фронт,
  • Волховский фронт,
  • Балтийский флот,
  • военные флотилии на Чудском, Онежском и Ладожском озёрах.

10 июля началось одновременное наступление вражеских войск.

Красная армия вступила в бой с финскими войсками на Карельском перешейке 31 июля 1941 года. Но к 1 сентября врага на этом направлении удалось остановить. У Петрозаводска фашистская армия дошла до реки Свирь, где была остановлена советскими войсками.

В августе войска воевали уже на ближних подступах к Ленинграду. 16 августа был захвачен Кингисепп (115 км по прямой от Ленинграда).

30 августа 1941 года фашистские войска взяли под контроль железную дорогу, которая шла из Ленинграда в Москву.

8 сентября 1941 года враг захватил город Шлиссельбург (к востоку от Ленинграда). Таким образом, проход к Ленинграду по суше был полностью под контролем врага. Началась блокада Ленинграда.

Агротехника

Начало блокады (сентябрь-декабрь 1941 года)

Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву. После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано.

Войска группы армий «Север» постарались выполнить приказ на полное окружение города, но упорная оборона частей Красной Армии не позволила это сделать. Господствующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск. К немногочисленным успехам вермахта относятся взятие Красногвардейска, Пушкина и Красного Села, а также рассечение советской обороны в районе Петергофа, где образовался изолированный Ораниенбаумский плацдарм.

При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г. К. Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами.

На этот период приходится важная операция советских войск по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, получившего название «невский пятачок». Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады оказались безуспешными и привели к значительным потерям.

Карта обстановки под Ленинградом по состоянию на конец 1941 года

Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда. Верхушка «Третьего рейха» откровенно признавалась в стремлении полностью уничтожить «город Ленина», уповая при этом на разрушение жилых домов артиллерией и скорую смерть осажденных от голода.

С первых же дней блокады в Ленинграде остро встала проблема организации продовольственного снабжения. Имеющихся запасов могло хватить максимум на месяц, что заставляло городское руководство уже с октября значительно урезать нормы их потребления. Снабжение посредством авиации и водным путем через Ладогу лишь частично решало проблему, но вскоре и этот маршрут был поставлен под угрозу.

Группа армий «Север» смогла к началу ноября захватить Тихвин и Волхов, угрожая выходом к реке Свирь, на рубеже которой были остановлены финские войска. Соединение войск противника восточнее Ленинграда грозило городу неминуемой гибелью. Северо-Западный фронт сумел сперва остановить немцев, а к началу декабря — вернуть утраченные ранее города и железную дорогу к побережью Ладожского озера.

Запасы продовольствия в блокадном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов достигли минимального размера за все время блокады. Для служащих, иждивенцев и детей эта норма составила 125 граммов хлеба на день, для работающих граждан — 250 граммов. Только ближе к концу 1941 года удалось, нарастив ледовый покров Ладожского озера, установить транспортные коммуникации с блокированным городом.

125 граммов хлеба: минимальная дневная продовольственная норма блокадника

Сталь для ножей

Поражение и гибель Колчака

Изменение тактики боевых действий осенью 1941 года

В начале октября немецкие войска прекратили попытки наступления. Закрепившись по периметру Ленинграда (с некоторыми пригородами) фашисты изнуряли город постоянными бомбежками с воздуха и артиллеристскими обстрелами. Самыми тяжелыми были первые дни ноября, когда за одну ночь на жилые кварталы сбрасывались несколько тысяч зажигательных бомб. В зоне особого внимания неприятеля находились продовольственные склады и промышленные предприятия.

Огнем были уничтожены десятки тонн продуктовых запасов – сахара, муки, круп. По свидетельству очевидцев, во время голода люди ели сладкую землю, в которую впитался расплавившийся в огне сахар. Вопреки расхожему мнению, уничтожение складов – далеко не основная причина последующего голода: даже при максимальной загруженности склада этих запасов в лучшем случае хватило бы максимум на неделю.

Из уничтожения крупнейших продуктовых складов городские власти извлекли серьезный урок: продовольствие стали хранить небольшими партиями. Собственно, вопрос хранения остро и не стоял, поскольку город снабжался практически с колес.

Масштаб катастрофы с продовольственным обеспечением в полной мере прояснился 12 сентября, после обработки сведений о всех имеющихся в городе запасах. Введенные до этого продуктовые карточки отоваривались в объеме, достаточном для поддержания нормальной жизнедеятельности. 15 сентября власти были вынуждены пойти на сокращение норм выдачи продуктов, полностью запретив при этом свободную продажу продовольственного сырья. Под запрет попала и коммерческая торговля по рыночным ценам, но по свидетельству очевидцев процветал «черный рынок», где в самые тяжелые дни голодающие отдавали за стакан муки горсть фамильных драгоценностей.

Явную нехватку продовольствия ленинградцы ощутили в октябре 1941, а уже в ноябре город накрыл настоящий голод. Количество смертей от истощения росло в геометрической прогрессии; на службе и на работе люди теряли последние силы. Голодные обмороки стали нормой жизни. Накануне 1942 года были отмечены первые случаи каннибализма. Поставки продовольствия практически прекратились: по воздуху невозможно было обеспечить необходимый объем, а на Ладоге ледяной покров пока не установился. По данным статистики, в период с октября по декабрь 1941 года основной причиной смерти было не истощение (несмотря на предельно низкую норму выдачи хлеба), а ранения в результате бомбардировок и артобстрела противника.

Даже в таких нечеловеческих условиях город продолжал жить, при этом функционировали не только промышленные предприятия, но и госучреждения

Особое внимание уделялось статистическим данным, на основе которых рассчитывалось количество необходимого продовольствия, а также нормы по обеспечению продуктовых карточек

По состоянию на январь 1942 года в Ленинграде жили около 2 млн 900 тыс. человек. Тяжелым демографическим фактором являлся высокий процент нетрудоспособного населения – детей и лиц пожилого возраста, по каким-либо причинам, не эвакуированным в период первой волны. Даже в самые сложные блокадные дни в Ленинграде не прекращалась деятельность санитарной службы и скорой медицинской помощи. Впоследствии, деятельность учреждений здравоохранения, в условиях военного положения, была признана лучшей в мире

Первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах — в хранилище стратегических запасов города — спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового «стратегического запаса» не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

Пусковая установка

Дорога Жизни — пульс осаждённого города

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни — пульс блокадного Ленинграда. Летом — водный, а зимой — ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом — вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам — баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни».

Зима 1941-42 гг.

18 января 1943 года — прорыв блокады Ленинграда. Насколько этот день был далек от осени 41-го! Массированные обстрелы, нехватка продовольствия привели к массовой гибели людей. Уже в ноябре лимиты выдачи продуктов по карточкам для населения и военнослужащих были урезаны. Доставка всего необходимого осуществлялась по воздуху и через Ладожское озеро, которое простреливалось фашистами. У людей начались голодные обмороки, были зафиксированы первые смерти от истощения и случаи каннибализма, которые карались расстрелами.

С приходом холодов ситуация значительно усложнилась, наступала первая, самая суровая, зима. Блокада Ленинграда, «дорога жизни» — это понятия, неотделимые друг от друга. В городе были нарушены все инженерные коммуникации, не было воды, отопления, не работала канализация, продовольственные запасы заканчивались, не функционировал городской транспорт. Благодаря квалифицированным медикам, оставшимся в городе, удалось избежать массовых эпидемий. Многие люди умирали на улице по дороге домой или на работу, везти на саночках умерших родственников до кладбища у большинства ленинградцев не хватало сил, поэтому трупы лежали на улицах. Созданные санитарные бригады не справлялись с таким количеством смертей, хоронить удавалось не всех.

Зима 1941-42 годов была значительно холоднее средних метеорологических показателей, но была Ладога – дорога жизни. Под постоянным огнем оккупантов по озеру ехали машины и обозы. В город они везли продовольствие и необходимые вещи, в обратном направлении — истощенных голодом людей. Дети блокадного Ленинграда, которых эвакуировали по льду в разные районы страны, до сегодняшнего дня помнят все ужасы замерзающего города.

По продуктовой карточке иждивенцам (детям и старикам), которые не могли работать, отводилось 125 граммов хлеба. Его состав менялся в зависимости от того, что было в наличии у хлебопеков: вытряски из мешков с кукурузной крупой, льняной и хлопковый жмых, отруби, обойная пыль и т. д. От 10 до 50% ингредиентов, входивших в состав муки, были несъедобны, холод и голод стали синонимами понятия «блокада Ленинграда».

Дорога жизни, проходившая по Ладоге, спасла многих людей. Как только ледяной покров набрал прочность, по нему пошли грузовики. В январе 1942 года у городских властей появилась возможность открыть на предприятиях и фабриках столовые, меню которых было составлено специально для истощенных людей. В стационарах и созданных детских домах выдают усиленное питание, которое помогает пережить страшную зиму. Ладога – дорога жизни, и это название, которое дали переправе ленинградцы, полностью соответствует истине. Продовольствие и товары первой необходимости собирали для блокадников, как и для фронта, всей страной.Подвиг жителей

В плотном кольце врагов, сражаясь с холодом, голодом и постоянными бомбежками, ленинградцы не только жили, но и работали на победу. На территории города заводы выпускали продукцию военного назначения. Культурная жизнь города в самые сложные моменты не замирала, создавались уникальные произведения искусства. Стихи о блокаде Ленинграда невозможно читать без слез, они написаны участниками тех страшных событий и отражают не только боль и страдания людей, но и их стремление к жизни, ненависть к врагу и стойкость духа. Симфония Шостаковича пропитана чувствами и эмоциями ленинградцев. В городе частично работали библиотеки и некоторые музеи, в зоопарке истощенные люди продолжали ухаживать за неэвакуированными животными.

Без тепла, воды и электроэнергии рабочие стояли у станков, вкладывая остатки своих жизненных сил в победу. Большинство мужчин ушли на фронт или обороняли город, поэтому на фабриках и заводах работали женщины и подростки. Транспортная система города была уничтожена при массированных обстрелах, поэтому люди ходили на работу пешком по несколько километров, в состоянии крайнего истощения и при отсутствии расчищенных от снега дорог.

Полное освобождение Ленинграда от блокады увидели не все из них, но их каждодневный подвиг приблизил этот момент. Воду брали из Невы и лопнувших трубопроводов, дома топили буржуйками, сжигая в них остатки мебели, жевали кожаные ремни и обои, поклеенные клейстером, но жили и сопротивлялись врагу. Ольга Берггольц писала стихи о блокаде Ленинграда, строки из которых стали крылатыми, их высекали на монументах, посвященных тем страшным событиям. Ее фраза «никто не забыт и ничто не забыто» на сегодняшний день имеет огромное значение для всех неравнодушных людей.

«В Смольном густо пахло столовой, люди имели сытый вид»

Ликующий Ленинград. Блокада снята, 1944 год. Фото: Википедия

Зимой одолевали пожары. Дома горели неделями. Их нечем было тушить. Обессиленные люди не могли уследить за своими «буржуйками». В каждом доме были истощенные, которые не могли двигаться, и они сгорали живыми. Ужасный случай был в большом новом доме на Суворовском (дом этот и сейчас стоит — против окон Ахматовой). Дом этот был превращен в госпиталь, и в него попала бомба. Бомба была комбинированная — фугасно-зажигательная. Она пробила все этажи, уничтожив лестницу. Пожар начался снизу, и выйти из здания было нельзя. Раненые выбрасывались из окон: лучше разбиться насмерть, чем сгореть.

***

Как хоронить? Надо было отдать несколько буханок хлеба за могилу. Гробы не делали вообще, а могилами торговали. В промерзшей земле трудно было копать могилы для новых и новых трупов тысяч умиравших. И могильщики торговали могилами уже «использованными», хоронили в могиле, потом вырывали из нее покойника и хоронили второго, потом третьего, четвертого и т.д., а первых выбрасывали в общую могилу. Так похоронили дядю Васю (брата моего отца), а весною не нашли и той ямы, в которой он на день или на два нашел себе «вечное успокоение».

***

Я несколько раз видел, как проезжали по улицам машины с умершими. Эти машины, но уже с хлебом и пайковыми продуктами, были единственными машинами, которые ходили по нашему притихшему городу. Трупы грузили на машины «с верхом». Чтобы больше могло уместиться трупов, часть из них у бортов ставили стоймя: так грузили когда-то непиленные дрова. Машина, которую я запомнил, была нагружена трупами, оледеневшими в самых фантастических положениях. Они, казалось, застыли, когда ораторствовали, кричали, гримасничали, скакали. Поднятые руки, открытые стеклянные глаза. Некоторые из трупов голые. Мне запомнился труп женщины, она была голая, коричневая, худая, стояла стояком в машине, поддерживая другие трупы, не давая им скатиться с машины. Машина неслась полным ходом, и волосы женщины развевались на ветру, а трупы за ее спиной скакали, подпрыгивали на ухабах. Женщина ораторствовала, призывала, размахивала руками: ужасный, оскверненный труп с остекленевшими открытыми глазами!

***

Марию Александру Тиханову вызывали в Смольный и предложили ей организовать бригаду для скорейшего написания книги об обороне русских городов. Тиханова предложила меня в компаньоны. С ней вместе мы отправились в Смольный (это путешествие было для меня нелегким)… В Смольном густо пахло столовой. Люди имели сытый вид. Нас приняла женщина (я забыл ее фамилию). Она была полной, здоровой. А у меня дрожали ноги от подъема по лестнице. Книгу она заказала нам с каким-то феноменально быстрым сроком. Сказала, что писатели пишут на ту же тему, но у них работа идет медленно, а ей (!) хочется, чтобы она была сделана быстро. Мы согласились. И в мае наша книжка «Оборона древнерусских городов» была готова. Она вышла осенью 1942 года.

***

В мае мы уже ели лебеду и удивлялись, какая это вкусная трава. Лебеду испокон веку ела русская голодающая деревня, а наше положение было значительно хуже. Потому, видно, и лебеда нам нравилась. Люди выкапывали в скверах корни одуванчиков, сдирали дубовую кору, чтобы остановить кровь из десен (сколько погибло дубов в Ленинграде!), ели почки листьев, варили месиво из травы. Чего только не делали! Но удивительно — эпидемий весной не было. Были только дистрофические поносы, потрепавшие почти всех (мы убереглись).

***

Виктор Карамзин в статье «Кто сочтет… (Ленинград. Блокада. Дети)» утверждает: «Умерло в блокаду 632 253 ленинградца». Какая чушь! Сосчитать до одного человека! На основании каких документов и кто считал? Вот уж воистину «Кто сочтет…» — кто сочтет провалившихся под лед, подобранных на улицах и сразу отвезенных в морги и траншеи кладбищ? Кто сочтет сбежавшихся в Ленинград жителей пригородов, деревень Ленинградской области? А сколько было искавших спасения из Псковской, Новгородской областей? А всех прочих — бежавших часто без документов и погибавших без карточек в неотапливаемых помещениях, которые им были выделены, — в школах, высших учебных заведениях, техникумах, кинотеатрах?

Зачем преуменьшать, и явно — в таких гигантских размерах — в три, четыре раза. Жуков в первом издании своих «Воспоминаний» указывал около миллиона умерших от голода, а в последующих изданиях эту цифру исключили под влиянием бешеных требований бывшего начальника снабжения Ленинграда.

А в августе 1942 года во время совещания в горисполкоме, по словам профессора Петрова, присутствовавшего на нем, было сказано, что только по документам (принятым при регистрации) к августу 1942 погибло около 1 миллиона 200 тысяч…

Жизнь и смерть в черте любимого города

Блокада Ленинграда — годы, по поводу которых ученые все еще спорят. Ведь, просматривая сохранившиеся письма и записи людей, переживших это страшное время, и пытаясь ответить на вопрос «сколько дней продолжалась блокада Ленинграда», историки открыли всю ужасную картину происходящего. Сразу же на жителей обрушились голод, нищета и смерть. Деньги и золото обесценились полностью. Эвакуация планировалась еще в начале осени 41-го, но только к январю следующего года стало возможным вывести из этого ужасного места большую часть жителей. Возле хлебных киосков, где люди получали пайки по карточкам, выстраивались просто немыслимые очереди. В эту морозную пору не только голод и захватчики убивали людей. На термометре надолго задержалась рекордно низкая температура. Она спровоцировала замерзание водопроводных труб и быстрое использование всего имеющегося в городе топлива. Население осталось в мороз без воды, света и тепла. Огромной проблемой для людей стали полчища голодных крыс. Они поедали все запасы продуктов и являлись разносчиками страшных болезней. Вследствие всех этих причин ослабленные и измученные голодом и болезнями люди умирали прямо на улицах, их даже не успевали хоронить.

Классификация планеты Плутон

Почему Плутон не считается планетой? На орбите с Плутоном в 1992 году начали замечать похожие объекты, что навело на мысль о принадлежности карлика к поясу Койпера. Это заставило задуматься над истинной природой объекта.

В 2005 году ученые нашли транс-нептуновый объект – Эрида. Оказалось, что он больше Плутона, но никто не знал, можно ли назвать его планетой. Однако это стало толчком к тому, что в планетарной природе Плутона стали сомневаться.

В 2006 году в МАС развернули спор по поводу классификации Плутона. Новые критерии требовали пребывания на солнечной орбите, наличия достаточной гравитации для формирования сферы и очистки орбиты от остальных объектов.

Плутон провалился по третьему пункту. На собрании решили, что подобные планеты следует именовать карликами. Но не все поддержали это решение. Против активно выступали Алан Стерн и Марк Бай.

В 2008 году провели еще одну научную дискуссию, которая не привела к единому мнению. Но МАС утвердило официальную классификацию Плутона как карликовой планеты. Теперь вы знаете, почему Плутон больше не планета.

Пентагон готов помогать ВС Афганистана по мере вывода своих войск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector