Одежда древнего рима

Содержание

Цвета мужских портов наших предков, их значение

Размножение гардении жасминовидной в домашних условиях

Наряд боярынь 17-19 в

Одна из распространенных долгополых одежд простого люда имела название однорядка — по фасону.

Это было общесословное платье для мужчин и женщин. Без ворота, в отличие от охабня, с пуговицами или завязками.
Под длинными рукавами были прорехи для рук. Надевалась поверх зипуна или кафтана.

Однорядка — одежда, сшитая из одного ряда ткани, т. е. не имевшую подкладки. Однорядка играла роль плаща. Шили ее из хлопчатобумажных тканей или шерсти.
Удобная одежда, но царь и в ней усмотрел «социальный» изъян. В указе 1679 г. он повелевал в Московском государстве в охабнях и в однорядках не ходить. С этого времени однорядки остаются только у простолюдинов, а в национальный период постепенно переходят в разряд крестьянского платья.

Слово ферязь (1556) заимствовано из тюркских языков. Оно обозначало богатую и нарядную одежду, без перехвата в поясе и без воротника, с длинными, суживающимися к запястью рукавами. Застегивались ферязи пуговицами или завязывались. Носили их летом и зимой. Зимние делали на меху.
Ферязь была преимущественно парадной одеждой. Ферези носили повсеместно. К середине XVII в. покрой их несколько меняется. Они превращаются в придворную одежду и именуются ферезеями, которые иногда шили с учетом западной моды, короткополые. Царский указ 1679 г. определил ферези как церемониальную одежду особо знатных лиц. В XVIII в. ферези — нарядный крестьянский сарафан, тип платья у простолюдинок.


Свита появилось в праславянскую эпоху, поэтому привычно для многих славянских языков.
В русской письменности употребляется с XI в. как наименование верхней одежды.


Свиткой (не свитой) называли широкое длинное одеяние, которое носили монастырские работники и сами монахи.

За роскошью в выборе ткани не гнались, довольствовались лишь сермяжным грубым сукном. В то же время в Подвинье и Зауралье свитками именуют женскую нарядную одежду.
В национальный период, то есть после XVII в., все круто меняется: свитки для работы надевают мужчины. Ну а потом как-то само по себе так стали называть всю поношенную одежду.

Кафтаны шили из различных тканей: в народе — из холста, сермяги; бояре — из шелка, топкого сукна, бархата и парчи.
Участь всей длиннополой одежды «была решена» в XVII в. до Петра. Простой же народ не знал никаких запретов: носил то, что было удобно.
Считался лишь со временем года и погодой.
Самой дорогой и модной вещью в костюме допетровского времени была .
На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо.

В то время популярны были -кляпыши в виде удлиненных палочек из серебра с золочением или обвитые шелками или драгоценной проволокой. Все кляпыши имели шарообразную форму.
Пуговицы украшали эмалью, чеканкой и сканью.
Для торжественных случаев использовали пуговицы из крупных просверленных драгоценных камней.

Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. В старину они так ценились, что каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.
(с)

Суеверие в отместку

Рождавшиеся в среде простолюдинов суеверия не обошли стороной и запоясный нож, который холопы, смерды и челядинцы из-за запрета на ношение превратили в предмет, обладающий негативной магической энергией. Часто использовавший в боевых схватках нож стал ассоциироваться с кровью, убийствами, превратившись в символ войны. Кроме того, в крестьянской среде укоренилась мысль, что он, являясь воплощением злых сил, притягивает несчастья и бедствия. Именно отсюда и берет начало русская примета, не рекомендующая преподносить нож в подарок. В то же время свободные люди, имевшие право на ношение ножей, считали его средоточием доброй волшебной силы, защищавшей их от козней колдунов. Именной нож на Руси старались не отдавать в чужие руки, на нем произносили клятвы, его дарили женихи невестам и клали рядом с усопшим при погребении. Неподвластный никому мужчина, выходя из дому, должен был обязательно прихватить с собой поясной нож, который был олицетворением его чести достоинства.

Как одевался славянский воин, картинка. Доспехи древнерусского воина.

В отличие от обычного человека, воину, помимо простой одежды, необходима защитная амуниция, которая убережет тело от ранений на поле боя. Это не просто аксессуар, это жизненно необходимые предметы. Надежные доспехи влияли так же на настрой врага. Когда враг видел хорошую защиту, это могло немного вывести его из равновесия, так как приходилось на ходу продумывать тактику того, как найти уязвимые места и бреши у противника. Какие были доспехи у воинов на Руси?

Фото с сайта likeforyou2.ru

  1. Щит. Изначально щиты изготавливались из дерева и были очень легкими. С таким щитом можно было легко двигаться в процессе битвы, но это снижало степень защиты, так как дерево далеко не самый прочный материал. Такой щит изготавливался во весь рост, и в нем имелись отверстия для глаз. В 10 веке это средство обороны стали обивать металлом, что сделало его более надежным. Такую защиту можно было использовать даже в качестве оружия.
  2. Шлем. На ранних этапах становления Руси воины не использовали защитных головных уборов. Позже стали появляться шлемы, которые изготавливались из металлических пластин и имели конусообразную форму. Благодаря такой форме шлема, голова была максимально защищена от ударов меча, он просто с нее соскальзывал. У знатных воинов шлемы могли быть украшены декоративными предметами, которые не несли дополнительных защитных функций. Внутри шлем обивался кожей, что смягчало удар.
  3. Кольчуга. Самый древний предмет защиты у славянских воинов. Весила кольчуга около 10 килограмм и состояла из плотно прилегающих друг к другу металлических колец. Изготовление кольчуги – очень сложный, тонкий и долгий процесс. Так же использовались кожаные рубахи, на которые нашивались пластины из металла, называлась такая защита «куяк». Позже стали появляться, наговицы (железные чулки), бармица (металлическая сетка на шею), наручи ( перчатки из металла). В 14 веке появились зерцала, служащие для защиты груди. Состояли они из больших металлических пластин, скрепленных между собой кожаными ремнями, и начищались до зеркального блеска.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.

Подобный узор под силу нарисовать каждому

Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. № 1151 “Об утверждении Положения о коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации”

Советы по выбору

Жарким летом наверняка найдется не один повод примерить на себя яркую широкую, длинную юбку с цветочным узором или пышный коротенький сарафанчик. Чтобы образ смотрелся стильно, а не бросался в глаза обилием разных красок и орнаментов, к такой юбке, сарафану или платью лучше всего подобрать однотонную одежду, обувь и аксессуары. Это может быть белый или нейтрального цвета топ, блузка, майка. Босоножки и украшения могут совпадать по цвету с одним из оттенков, использованных в «русском» наряде.

Знатные и зажиточные люди на Руси шили себе одежду только из самых дорогих и красивых материалов. Если хочется, чтобы образ, выдержанный в русском стиле, выглядел соответствующе, материал, декор и другие дополнения не должны смотреться дешево. Хорошо, если это будут натуральные ткани, мех и дорогие, разнообразные украшения.

Разновидности

Современный женский национальный костюм является своеобразной компиляцией сразу нескольких характерных черт, ведь на самом деле видов и вариантов исконного русского костюма очень много. Чаще всего мы представляем себе рубаху с объёмными длинными рукавами, цветной или красный сарафан. Впрочем, упрощённый вариант хоть и является самым распространённым, но далеко не единственным, так как многие дизайнеры и просто народные творцы возвращаются к традициям своих регионов, а значит в обиход входят различные фасоны и элементы.

Костюмы для девочек и детей очень сильно похожи на взрослые модели и включают в себя рубахи, косоворотки, штаны, сарафаны, переднички, юбки, головные уборы. Совсем детские модели могут быть сшиты с короткими рукавами, для пущего удобства, да и в принципе иметь общий вид платья, но с определённой национальными элементами. Для девочек-подростков встречается большее разнообразие взрослых моделей, причём не только сарафанов и рубах, но и шубок, понев.

Зимний народный костюм представляет собой уйму тяжёлой одежды. Кроме тёплого шерстяного сарафана частью наряда для холодного времени года являются короткая распашная шубейка, опашень, душегрея, телогреи, шубы, шерстяные чулки, тёплые головные уборы и шали. В более богатых вариантах присутствует натуральный мех.

О предохранителе

Предохранитель в рассматриваемом пистолете флажкового типа, он расположен на затворе. В целях упрощения конструкции он же используется для переключения режимов ведения огня. Особенность его конструкции в том, что при активации предохранителя УСМ пистолет сразу же (в автоматическом режиме) спускается с боевого взвода.

Слева на раме имеется рычаг затворной задержки. Крепежная защелка для магазина традиционно расположилась в нижней части рукояти. Прицел простой, секторного типа. Теоретически рассчитан на 200 метров, но максимальная дальность относительно эффективного огня не превышает 50 метров.

Увольнение в запас

В армейской среде приняты понятия «демобилизация», «дембель», хотя они не совсем соответствуют процедуре увольнения – переводу военнослужащего из рядов действующей армии в запас (военный людской резерв).

После издания приказа министра Обороны об увольнении осеннего/весеннего призыва в каждом воинском подразделении начинается подготовка документов на увольняемых бойцов. Срок службы заканчивается, когда фамилию солдата вычеркивают из списков личного состава части.

  • военный билет;
  • военно-учетная карточка;
  • экземпляр приказа об увольнении;
  • предписание для постановки на воинский учет в военном комиссариате по месту жительства;
  • заполненная карта профотбора;
  • медицинские документы;
  • перевозочные (проездные) документы;
  • личные вещи (при условии сохранности).

Это важно знать: Ограничения по росту для службы в армии

Увольняемый военнослужащий получает на банковскую карту денежное довольствие.

Красный

Этот оттенок был любим и простолюдинами и аристократией. Красный на Руси считался символом огня, власти и плодородия. В национальных костюмах славян можно отметить до 33 разновидностей алого. Каждый оттенок имел собственное название: кровавый, червонный, кумач и т.д.

По цветовой гамме можно было легко определить возраст владельца. Ярче всего наряжались молодые барышни, не имеющие ребёнка. Пожилые люди и дети останавливались на нарядах спокойных расцветок.

Костюм девушек имел огромное количество разнообразных узоров. Вышивка на одежде перекликалась с орнаментом, используемым для оформления избы. В рисунок вплетали изображение птиц, животных и растений.

Детали и их значение в одежде

Шесть килограммов на голове

Головные женские уборы заслуживают отдельного упоминания. У замужней женщины он мог достигать шестикилограммового веса. Главное, чтобы эта конструкция полностью закрывала волосы. В народе долго верили, что они обладают колдовской силой. Основу из холста уплотняли пенькой или берестой, чтобы получилась твердая налобная часть. Это и называлось кикой, которая завершалась чехлом из ситца, бархата или кумача. Затылок прикрывали позатыльнем, прямоугольной полосой ткани. Всего такая «шапка» могла включать в себя двенадцать частей. Зимой на голове славянки можно было увидеть круглую меховую шапку, но волосы были полностью закрыты платком. По праздникам на головах появлялся кокошник с дном из материи и основой из твёрдого материала. Обычно он был обтянут золотой тканью и обшит жемчугом.

Девушкам приходилось куда легче. Их головной убор в Древней Руси был похож на повязку, обруч или венец. Если такой венчик был богато украшен, то назывался коруной. Жесткая, часто металлическая основа, обтянутая украшенной тканью, была модной у городских щеголих. В деревнях девические венчики были попроще. Мужчины предпочитали круглые шапки с меховым ободком. На мех шли овцы, песцы и лисы. Носили также вяленые шапки и колпаки из войлока. Обычно их форма была конусообразной, а вершина скругленной. Шили их изо льна и шерсти, а также вязали. Тюбетейки из соболей могли себе позволить только князья и ближние бояре.

История вышивки гладью

Вышивка гладью — применение правильного типа линий. В результате получается рисунок из сияющих, блестящих нитей. Таким орнаментом человек может любоваться на протяжении долгого времени. Первая подобная вышивка появилась около 2000 лет назад.

Зародилась техника в Китае в VI веке до нашей эры, в это время жители, принадлежащие к высокому сословию, увлекались украшением вещей при помощи вышивки. Затем подобная техника использовалась в Японии.

Обратите внимание! Особенно хорошо смотрится на шелковой ткани. Затем в результате появления, развития Великого Шелкового Пути техника приобрела популярность в Европейских странах

В это время особенно крепла мода на необычные вещи, поэтому вышивки стремительно распространялись по континенту

Затем в результате появления, развития Великого Шелкового Пути техника приобрела популярность в Европейских странах. В это время особенно крепла мода на необычные вещи, поэтому вышивки стремительно распространялись по континенту.

В это время о вышивках стало известно на Руси. При этом улучшилась ткань, возможности для создания орнамента. Чаще всего схемы применялись многократно, передаваясь от поколения к поколению.

В современном обществе схемы находятся в свободном доступе в сети Интернет.

Особенности:

  • Сможет выполнить как мастер, так и новичок.
  • Простая техника создания.
  • Большой ассортимент видов.

Этот орнамент считается одним из основных видов искусства. При правильном соблюдении правил выполнения стежков в результате мастерица увидит отличную вышивку. Однако создание рисунка требует внимательности, усидчивости, сосредоточенности на задаче.

Этот вариант вышивки прошел длительный путь, приспосабливаясь, видоизменяясь, но сохранив основу — наличие сияния работы.

Рисунок гладью

Где сейчас применяется фуражка?

Женские сапожки

На народные гуляния и праздничные мероприятия девушки надевали туфли на плоской подошве, выполненные из цветной кожи. Для повседневного ношения использовали сапоги и башмаки. Чтобы их пошить брали бархат, парчу или натуральную кожу.

С конца шестнадцатого столетия русский народный женский костюм пополнился сапожками на небольшом каблуке.

Обувь для девушек отличалась невысоким голенищем. Часто ее декорировали разнообразной вышивкой или украшали драгоценными камнями. Подошву подбивали маленькими гвоздиками, под каблуком закрепляли скобы из серебра.

С семнадцатого столетия в моду вошли башмаки. Они были более комфортными, чем сапоги, поскольку имели короткое голенище. Для пошива брали атлас, бархат, шёлк. Их также обильно декорировали. Самые распространенные расцветки – жёлтый, зелёный, алый.

Дагестанцы

Женская мода Древней Руси

Беспощадное время сохранило для любознательных археологов не так-то много памяток, позволяющих достоверно описать костюмы девушек той эпохи, поэтому все археологические находки, вроде изображений или остатков тканей, являются чрезвычайно ценными. 

Судя по тому набору сведений, который есть в распоряжении у современных историков, наиболее распространенными материалами, использовавшимися для пошива одежды, являлся лён (более или менее хорошего качества) и шерсть. Из этого изготавливалась ткань, которая также отличалось по качеству — сукно или тонкое полотно или сермяга и грубый холст.

На Руси очень долго не было налажено собственное крупное и полномасштабное производство высокосортной ткани, такой, например, как шелк, поэтому ее было принято ввозить из заграницы. В основном, конечно, шелк в Киевскую Русь ввозили из Византии. 

Одежду, как женскую, так и мужскую, было принято украшать. Для этих целей использовали раскраску и вышивку — для орнамента. Существовала также технология создания узоров из пряжи разного цвета — пестрядь. Делали ее, как правило, в сине-зеленых тонах.

Что касается одежды из парчи и шелка, то материалы для таких изделий назывались паволокой и преимущественно были красного цвета и его оттенков — пурпурного или алого, багряного или карминного, а также голубые, лазурные и бирюзовые, реже — зеленые. Часто такой наряд можно было увидеть украшенным узорами и орнаментами из золотых и серебряных ниток — стоили они, конечно, очень дорого и по карману были не всем.

Индивидуальными особенностями женского костюма тех времен были головные уборы — шапки и платки. Под шапкой носили специальный сложенный и закрепленный под подбородком платок — убрус. Крестьянки носили особые чепцы, которые называются повойниками.

Женщины, как и мужчины, поверх одежды часто надевали особые кафтаны — с широкими рукавами, позволявшими рассмотреть расшитые и красиво украшенные рукава нижней рубахи. Эта самая рубаха была очень важным и обязательным элементом одежды. Расшитая узорами, она была обязательно длинной и  прикрывала лодыжки. Ворот нижней рубахи можно было украсить каймой, а рукава — орнаментом.

Обувь в основном была не слишком разнообразной. Те, кто мог себе это позволить, носили мягкие сапоги без каблуков с украшениями на голенище или носках, крестьяне же обходились лаптями.

Среди традиционных элементов женской одежды также стоит выделить следующие: запахнутая поверх рубахи юбка, которая называлась «понева», и надеваемая также поверх рубахи просторная одежда, сшитая из холстины — называлась она «запона».

Мотивы орнаментов, украшавших одежду и обувь, оборки и рукава, практически всегда были классическими — растительные или геометрические узоры, то есть сплетение линий и углов, цветов и листьев. Цвета и материалы также подбирались в зависимости от статуса и достатка, личных предпочтений или традиций местности. 

Предисловие издателя

Издаваемые нами в настоящем альбоме, образцы древнерусского орнамента, заимствованы из миниатюр рукописей, мозаик и  стенописей церквей, икон, а отчасти с сохранившихся древних парчей, набоек и других тканей. Рисунок орнаментов с последних, т.е. парчей, набоек и других тканей, а также мозаик и стенописей воспроизведен в натуральную величину; орнамент же миниатюр и икон увеличен нами.

С № 1 до № 15 орнаменты взяты целиком из Ватиканского Минология и должны быть относимы к X веку.

№№ 15-29-XI и XII вв. взяты нами с мозаик и стенописей Киево-Софийского собора, Софийского собора в Новгороде, Спасо-Нередицкой церкви, св. Георгия в старой Ладоге, из заставок и миниатюр рукописей.

Века XIII и XIV (№№ 30-45) воспроизводятся нами с орнаментов рукописей.

Для XV и XVI вв. (№№ 46-66) материалом, кроме рукописей, служили разные ткани, хранящиеся в ризницах монастырей и церквей, а отчасти в коллекциях частных лиц.

Богатейшим же источником для орнаментов XVII века (№№ 67-213) служили многочисленные рукописи, в особенности рукопись «Призвание и венчание Михаила Федоровича на царство», стенописи Ярославских церквей и ткани того времени.

Всего на 213 таблицах в настоящем альбоме 281 орнамент.

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Особенности национального костюма

Наряды древних славян делились на праздничные и повседневные. В будние дни наши предки облачались в простые вещи из грубой материи с минимумом декора. А вот для торжественных мероприятий из гардероба доставали одеяния насыщенных оттенков, украшенные вышивкой. Самым роскошным нарядом считалась одежда красных расцветок.

Ранее на Руси пошивом костюмов занимались исключительно барышни, умелыми руками из куска грубого сукна они создавали настоящие шедевры, которым позавидуют современные модельеры. Также для изготовления нарядов использовали лён и шёлк. Для подкладки брали специальный материал киндяк.

Основа из ткани дополнялась многочисленными элементами, национальными украшениями и обувью. Это помогало славян создать гармоничный и неповторимый облик.

В зависимости от региона образ русского человека существенно отличался. Например, обитатели холодных северных краев имели привычку носить большое количество верхней одежды. Она была распашной или накидной, иногда наряды сочетали между собой.

Второй тип вещей надевали через голову, первая имела застежку на пуговицах или крючки. Отдельного внимания заслуживает костюм для аристократии. Он был наполнена роскошью и говорила о том, что его обладатель занимает высокое положение в обществе. Наряд для знати расшивали золотыми или серебряными нитями, декорировали жемчугом.

К подобному одеянию относились бережно и использовали его не один год. Обычно дорогостоящую одежду передавали от родителей к детям.

Итог

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector