Древнерусская одежда мужчин и женщин :описание и основные особенности

Содержание

Содержание

Былинные воины. Русские Богатыри.

В эпоху Древней Руси, помимо войн между представителями различных народов, государство восточных славян сотрясали междоусобные войны. Но ввиду наступления внешних агрессоров, славянские народы были вынуждены объединиться против общего врага. Воинов в Древней Руси очень почитали и уважали. О них слагали былины и сказания, в которых защитники земли русской обладали не дюжей силой, храбростью, солдатской доблестью и справедливостью. Как выглядел древнерусский воин в былинах?

Между прочим…

Богатырей описывают как крупных, статных и широкоплечих мужчин, обладающих громким голосом. У таких воинов тяжелые руки с короткими пальцами и, как говорили в древности, косая сажень в плечах. Волосы русских богатырей доходили до плеч, а их брови были очень кустистыми, как бы свисающими на веки.

Каждый воин имел своего коня, щит и меч. Меч на Руси весил около двух килограммов, и щит не уступал ему в тяжести. Добавьте сюда металлический тяжелый шлем и кольчугу, и получим снаряжение, которое не каждому дано поднять, а уж тем более – носить и воевать в нем. Чаще всего, сказания показывают нам богатырей как ловких и умелых молодых людей.

Фото с сайта likeforyou2.ru

Былинные воины были равнодушны к еде, но очень любили поспать. Считалось, что именно во сне они набирались сил. Но в былинах и сказаниях часто преувеличивался образ такого мужа, как древнерусский воин. Картинки, на которых изображены богатыри, показывают нам просто огромных по размеру мужчин, гордо восседающих на своих лошадях. Они с легкостью держат свои тяжелые доспехи и оружия, как будто это пушинки. В реальности таких людей очень мало, но это не исключает того факта, что в Древней Руси были по настоящему смелые и сильные воины.

Как выглядел славянский воин на самом деле? Какую одежду носил в обыденной жизни? Каковы были его доспехи и оружия? Такими вопросами задаются все, кого интересует история Древней Руси

Любой интересующийся желает больше знать о таком важном человеке на Руси, как %древнерусский воин, описание% жизни которого может немного отличаться в разных источниках. Давайте разбираться по порядку

Реконструкция древней славянской одежды

По материалам, которые удалось собрать археологами, по старинным изображениям, летописям и прочему удалось реконструировать древнерусский костюм.

На рисунке 71-73 представлена реконструкция княжеско боярского убора. Эти одежды известны по фрескам 10-13 вв. На их основе можно сделать вывод, что женская княжеская одежда по крою была двух типов:

  1. Платья прямого покроя, перехваченные поясом у талии. Рукава у такой одежды могли быть и узкими, и широкими с опястьем. Чаще всего такие платья шили из однотонной ткани и украшали подол орнаментом. Иногда каймой или оплечьем. Табл. 71 (1)
  2. Прямые и немного расширяющиеся к низу платья, с узким рукавом и опястьем. Шили их из богатой ткани с орнаментом, украшали каймой, вышивкой и оплечьем. Именно такие наряды плотно вошли в княжеский костюм в 16-17вв. Рис. 73 (1, 2).

На рисунке с реконструкцией княжеской одежды изображены кожаные сапоги. Предположительно, такие носили в Новгороде.

Женская княжеская одежда

На рис. 71 (1) у княгини на голове венец. Их форма могла быть различной, тут изображен такой. Подобные ему находили в одном из киевских курганов (рис. 72 (2, 3)). Снизу, на рясны (древнерусские украшения) к нему крепятся колты (древнерусское полое женское украшение из металла).

Эти колты обнизаны обнизаны полыми шариками, а рисунок на них изображает плетенку и двух грифонов, по обе стороны от нее (рис. 72 (4)).

Такой же узор из плетенки мы видим и на воротнике женщины. Плюс ко всему, золотую вышивку воротника дополняет рисунок из крестов. Застегивался ворот на полые пуговки из серебра с изображением все той же плетенки (рис. 72 (5)). Таким образом, головной убор и ворот составляют единый ансамбль.

Оплечье платья, пояс и подол украшали тиснеными бляшками и шитьем. В центре платье украшали ленты, расшитые золотом (рис. 72 (8)).

Орнамент на лентах очень схож с орнаментом на браслетах (рис. 72 (6, 7)).

На рисунке 73 (1) мы видим парадный костюм княгини. На рисунке 73 (3) представлен костюм незамужней боярыни.

Рядом с женщиной на рисунке изображен мужчина (71 (2)). На князе:

  • островерхий венец, похожий на корону;

  • кафтан с широкими рукавами, из-под которых виднеются рукава сорочки;

  • зеленые порты;

  • мягкие красные сапоги, украшенные бляшками и бусинами.

Оплечье, подол и нагрудник также украшены бляшками. Сама ткань кафтана темно-красная, с орнаментом и кринами.

На рисунке 75 представлены реконструкции костюмов древнерусской знати и горожан. А рисунок 76, 78 показывает нам крестьянскую одежду (по материалам курганов вятичей).

Оружейный магазин в Лас-Вегасе — как продают оружие в США

производство

Мужская одежда

Мужская одежда также разделялась на повседневную (рис. 4) и праздничную (рис. 5), но при этом у мужчин была еще и ритуальная, т.е. богослужебная и воинская одежда.

Ритуальная мужская рубаха (рис. 6) имела яркую, красочную обереговую Родовую вышивку, кроме того, она была длиннее, чем повседневные или праздничные рубахи и доходила до пят, ибо каждый старший мужчина в древних Славянских и Арийских Родах Великой Расы был жрецом-хранителем Священного Огня и приносил Требы и Дары на домашний Огненный жертвенник, находящийся возле Куммира Бога-Покровителя сего древнего Рода.

Воинская мужская рубаха (рис. 7) была средних размеров, длина ее доходила до колен. Она всегда изготавливалась из плотной ткани, ибо сию рубаху мужчины надевали под кольчугу или иные ратные доспехи. На ней вышивалась особая воинская Обереговая символика. Воинские рубахи мужчины одевали на собрания Общин, во время проведения Собора, Круга или Вече, а также на празднование Тризны и празднование праздников в честь Богов-Воителей. Общинная дружина носила воинские рубахи в повседневной жизни.

Неизменным дополнением к мужской рубахе был пояс. Повседневную рубаху подпоясывали тонким полвершковым * поясом или верьвью **, сплетенной из разноцветной тесьмы. Праздничную мужскую рубаху подпоясывали разноцветовым с Родовой Обереговой символикой вершковым *** поясом, а Ритуальную рубаху — широким поясом в полтора и в два вершка ****.* полвершковый – 1/2 вершка, что соответствует 22,225 мм.
** верьвью – т.е. специально сплетенной из льна веревочкой.
*** вершковый – 1 вершок – древняя Славяно-Арийская мера длины соответствует 44,45 мм.
**** полтора и в два вершка – полтора вершка соответсвует 66,675 мм, а 2 вершка = 8,89 см.

Воинские мужские рубахи подпоясывали различными поясами, но только в том случае, если рубаху носили в повседневном обиходе. Когда воины одевали поверх рубахи ратные доспехи или кольчугу, то пояс не использовали, ибо ратные доспехи и кольчуга, сотворенные при помощи Живого Огня, несут в себе Обереговую Силу Богов, кроме того, разрез ворота на воинских рубахах был посредине.

Пояс для любого человека из Родов Великой Расы и потомков Рода Небесного символизировал Обережный Круг Богов, которые не только оберегают человека, но и направляют его по Правому Пути. Если человек появлялся в обществе без пояса или его рубаха не была подпоясана хотя бы вервью, то про него говорили, что он распоясался и может натворить немало бед, ибо он творит свои деяния не по Божескому и Родовому 3aкoнy, а под влиянием темных сил или духов.

О предохранителе

Предохранитель в рассматриваемом пистолете флажкового типа, он расположен на затворе. В целях упрощения конструкции он же используется для переключения режимов ведения огня. Особенность его конструкции в том, что при активации предохранителя УСМ пистолет сразу же (в автоматическом режиме) спускается с боевого взвода.

Слева на раме имеется рычаг затворной задержки. Крепежная защелка для магазина традиционно расположилась в нижней части рукояти. Прицел простой, секторного типа. Теоретически рассчитан на 200 метров, но максимальная дальность относительно эффективного огня не превышает 50 метров.

Где сейчас применяется фуражка?

Мужские рубахи в Новое время (XVIII—XIX века)

От необычных царских и боярских рубах XVII века перейдем к одежде староверов в Новое время. Прежде всего, стоит сказать, что крой мужской рубахи удивительным образом конструктивно почти не менялся до XX века. Он оставался схожим для разных слоев населения и сословий, отличаясь только тканью и богатством отделки.

Мы имеем крайне мало сведений о крестьянских и староверческих рубахах в XVIII веке. Интересны лишь упоминания, касающиеся цвета. Так, Польский собор 1752 года в статье 41 запрещает юношам ношение красных рубах.

Любопытно, что в среде старообрядцев «поляков» и «каменщиков» Алтая сохранился туникообразный крой с вошвами и квадратным вырезом с боковым разрезом (рис. 21,22). Отличает эти рубахи обилие вышивки в разной технике — поддевчатый, тамбурный, досюльный и наборный швы.

В XIX веке на уральских заводах рубаха-голошейка с круглым вырезом и боковым разрезом, изготавливаемая из кумача или шелка (для праздничной вещи), либо «своедельщины» (самотканого материала, используемого при повседневной носке), была характерна для старообрядческого населения. Ворот и разрез, как правило, были украшены сутажным золотным «гасником»-шнурком, характерным для зажиточного населения заводов и купцов: «Но большая часть купцов и мещан носят … рубашку из холста, но более из красной пестрели, а не редко и из шелковых материй с косым воротом, обложенным шелковым или золотым шнурком….», — отмечает Н.С. Попов, член русского экономического общества в 1804 году. Данный приём происходит от мужской одежды XVII-XVIII веков. Гасник держал литые пуговицы округлой формы. В некоторых случаях гасник и пуговицы могли быть золотыми, но чаще всего — бронзовыми или из серебра (рис. 23). Во второй половине XIX века голошейки почти полностью вытесняют рубахи с воротом-стойкой.

Среди старожилов пермского края и коми-пермяков бытует крой мужской рубахи с подклинками сзади, напоминающий крой рубах 15-17 веков (рис. 24, 25). Они также украшены обилием тканого орнамента и закругляющейся вышивкой по вороту в технике набор и имеют стойку. Аналогичного вида рубахи бытовали в конце XIX века в среде прибалтийских поморцев. Отличала их только прямота линий, что объяснимо вхождением в моду пиджаков (рис. 26). Таким же образом объяснимо и появление рубах с косой планкой в начале XX века, имевших место и в среде староверов (рис 27, 28).

Мы рассмотрели самые экзотичные рубахи, и стоит сказать, что большинство бытовавших рубах имели прямой туникообразный крой с боковой планкой и воротом-стойкой. Повседневные изготавливались из пестряди (клетчатой ткани) (рис. 29) либо неокрашенного холста, праздничные же из покупного материала, белого тонкого холста, украшенного вышивкой (рис 30).

Впоследствии крой начинает изменяться. К концу XIX века появляются рубахи на кокетке (рис. 31), формирующиеся под влиянием городской моды и неорусского стиля. В эту же эпоху в городской среде и среде интеллигенции ношение косоворотки становится символом инакомыслия и иногда — принадлежности к революционным идеям.

Моленные же рубахи оформлялись как отдельный вид одежды, постепенно становясь однотонными, выполненными из своедельщины либо из богатых покупных материалов (в зависимости от согласия), иногда были аналогичны праздничным (рис. 32). И вместе с модой менялся и их крой. На сегодняшний день мы имеем в употреблении как рубахи старинного туникообразного кроя, так и уже рубахи нового городского кроя с втачным рукавом.

Наряды древних славян и их особенности

Одежду различных цветов у древних славян носили только знатные воины и племенная элита — они добывали её в боях или покупали у торговцев

Первые славянские элементы одеяния изготавливались из кожи и меха, это был единственный легкодоступный материал в древности. В те времена по виду используемых шкур можно было определить статус владельца:

  • Простые общинники носили вещи из кож домашних животных;
  • Воины предпочитали одежду из шкур хищников, особенно популярными являлись волчьи и медвежьи кожи с мехом;
  • Родовая знать, вожди и князья одевались в меха пушных зверей.

Начиная с VI века н.э. основным материалом для изготовления славянской одежды становятся лён и конопля. Беднейшие слои населения носили серые вещи, более богатые – белые, из очищенного льна, так как в те времена еще была неизвестна технология окрашивания тканей. В XI-XIII веках на Руси стала распространяться шерстяная ткань сермяга или власяница. К этому времени относится появление разноцветных тканей, так как славяне начали активно торговать с Византийской империей. Костюмы восточных славян отличались своей добротностью и вычурностью, на это влияло соседство с Римом, Грецией и тесные связи со скандинавским регионом. Князья, знать и дружинники старались одеваться в иноземные шелка.

https://youtube.com/watch?v=amjybEyY3GY

Славянский стиль одежды проще всего проследить по женским моделям, хотя археологические раскопки дают весьма скудные сведения на этот счет, и ориентироваться приходится на рисунки в письменных источниках. Основным элементом костюма древних славянок (да и мужчин тоже) была длинная рубаха, часто украшаемая обережными узорами и вышивкой с народными мотивами. Виды рубах:

  • Праздничные;
  • Повседневные;
  • Свадебные;
  • Похоронные;
  • Покосные;
  • Вороженные.

Женская славянская одежда декорировалась волховской и обережной вышивкой, часто использовались нашивки из лоскутов и тесьмы. Традиционные русские сарафаны начали упоминаться только в XVI веке, манжет и косой ворот появились в XVII веке. С появлением технологии крашения, основным цветом стал красный и около 30 его оттенков. Детская славянская одежда отличалась от взрослой только вышивкой и состояла, как правило, из одной рубахи «до пят».

Благодаря раскопкам известны на весь мир славянские украшения, в изготовлении которых местные мастера-ювелиры достигли небывалых высот, так, даже греческие ювелиры часто их копировали. Наиболее часто встречались:

  • Височные кольца – специфическое украшение головных уборов, крепящееся возле висков. Носились незамужними девушками-славянками;
  • Гривны – шейный обруч, изготавливаемый из металла, чаще всего из бронзы и серебра. Учёные считают, что эти драгоценности несли в себе глубокий сакральный смысл, так как часто гривна не снималась на протяжении всей жизни. По одной из версий, золотые и серебряные украшения разрешалось надевать только представителям верховной знати;
  • Серьги-кольца – большие, но лёгкие побрякушки, сделанные из проволоки, могли быть плетёными;
  • Подвески – кулоны из металла большого размера, обычно исполняли роль оберегов;
  • Браслеты – самые распространённые славянские украшения, чаще всего попадающиеся при раскопках, бывают мужские и женские;
  • Перстни различных размеров и форм.

Детская одежда

Дети, как правило, до наступления своего совершеннолетия, т.е. до 12 лет, носили рубахи без поясов (рис. 8.а. и 8.в.), так как они находились под Обережной защитой своего Рода и своих Родителей. Ибо детские повседневные рубахи были перешиты, как уже говорилось ранее, из рубах Родителей, у мальчика — из рубахи Отца, а у девочки — из рубахи матери. Это связано с тем, что все рубахи Родителей несут обережную силу детям, и дети, стремясь походить на своих Родителей, до сих пор любят одевать их одежду.

После прохождения древних Обрядов Совершеннолетия и Имянаречения многие девочки продолжали носить одежду своих матерей, но на их рубахах появлялась дополнительная Обережная символика по рукавам и на груди (рис. 8.б.), а мальчики, прошедшие древние Обряды, помимо того, что получали Обережную Родовую вышивку на рубаху, начинали носить пояса (рис. 8.г.). Далее представлены некоторые варианты Родовых Обережных орнаментов (рис. 9 и 10), которые использовались при вышивке рубах, поясов и других одеяний, но при этом на женских рубахах были обереги Богинь и Богородиц, а на мужских рубахах – обереги Богов-Покровителей и Богов-Воителей.

Кроме того, следует учитывать, что одни и те же символы, будучи слегка измененными, несли несколько иной образный смысл и значение. Это касается как мужских обереговых символов, так и женской обережной символики.

Примером тому может быть обережный символ Плодородия. В одном случае он символизирует плодородие земли (рис. 11), т.е. засеянное поле, а в другом плодородие женщины (рис. 12). Ведь и в одном и в другом приведенном случае посеянное мужчиной Расы благодатное зерно новой жизни должно произрасти в плодородной почве и узреть великий Свет Божий. Зарождение новой жизни испокон веков считалось проявлением божественного деяния. Ничто и никто не родится, если на то не будет воли и благословения Небесных Богов. Поэтому к Небесным Богам обращались за благословением, чтобы на полях вырос хороший урожай и чтобы древний Род продолжался и не остался без потомства и наследника, продолжателей традиций Отцовских.

Чтобы в древнем Роду постоянно рождались только здоровые дети, мужчины для своих любимых вырезали из обломленных ветром веток Священных Деревьев небольшую кyклy-берегиню, на которую наносили символы женского плодородия и спираль зарождения жизни. Спираль зарождения жизни символизировала странствование Души будущего pe6eнкa через все Божественные Миры, в которых она обретала Мудрость Богов и притяжение ее на Мидгард-Землю призывным биением любящего и заботливого материнского сердца. Сию кyклy-берегиню (рис. 13) муж помещал в льняную ладанку, и женщина носила ее на поясе, чтобы Богородица Лада и Джива не забывали о ней.

Кроме того, на домашнюю утварь также наносили символы женского плодородия, чтобы почти все, к чему прикасались руки женщины, будь то резная требница для подношения Богам Треб и Даров (рис. 14) или солонка (рис. 15), говорило Небесным Богам и Богородицам, что в данном древнем Роду Великой Расы с огромным терпением и безграничной радостью ожидают появления pe6eнкa.

Свадебные русские наряды

Одежда на свадьбу имела сакральный смысл. Белое венчальное платье вошло в моду в 17 веке, а до того венчальное платье старались украсить большим количеством красной вышивки. Красный цвет на Руси ассоциировался с красотой, богатством и плодородием. Вышивать свадебные рубахи начинали задолго до торжества. Юная невеста могла корпеть над вышивкой не один месяц. Помимо рубахи на невесту надевали сарафан, а на голову ленты украшенные бисером. Чем больше было украшений на наряде, тем выше в обществе была семья невесты. Зимой обязательно надевали меховую шубу. 

Наряд жениха был скромнее — рубаха из отбеленного льна с вышивкой и штаны. В карман на удачу клали ситцевый платок. В разных частях Руси использовали уникальные детали в костюмах жениха и невесты. Отличались не только узоры вышивки, но и цветовая гамма костюмов, качество ткани, ее цвет.

Что носят в Перу

Именно пончо является основой национального костюма перуанцев. Оно удобное и простое, долго держит тело в тепле. Изготавливаются из пряжи альпаки. Такая одежда получается очень легкой, теплой и потрясающе ноской. Узор на пончо — это не просто украшение, а особая примета, которая расскажет к какой деревне или общине относится перуанец. По краям пончо украшается бахромой. Именно из Перу пончо перекочевало в американские и европейские масс-маркет магазины, правда такая фабричная вещь сильно растеряла свою функциональность.

Женский образ немыслим без смешной шляпы с вогнутыми полями — льикльи.

Мужские рубахи в XX и в XXI веках

В эпоху «русского стиля» внешний вид продолжает изменяться. Из туникообразного кроя уходят боковые детали, которые либо заменяются подклинком, либо сшиваются одним швом. Они становятся заметно короче (чтобы не торчали из-под пиджака, а также появляются прямые брюки, вместо традиционных портов) и в целом испытывают большое влияние городской моды. Из города приходит втачной и фигурный рукава, плечевой шов (рис. 33). Именно в это же время под влиянием косоворотки появляется и гимнастерка для русской армии.

Это связано не только с вхождением в моду пиджаков и брюк, но и повышающимся мастерством швей, которые теперь могут выкраивать более сложные детали.

Большая часть дошедших до нас моленных и повседневных рубах староверов имеет именно такой поздний крой (рис. 34).

В 20-е — 30-е годы формируется рубаха с отложным воротником (рис. 35, 36), а еще позднее вытесняется городской сорочкой, оставшись только в обиходе староверов в качестве моленной одежды и как часть культуры престижа. Среди староверов Северной и Южной Америки вошли в моду рубахи из покупных тканей кислотных оттенков, с «перехватами»-манжетами на рукавах и планкой посередине. Они украшаются шелковой машинной и ручной вышивкой в технике и приобрели свой неповторимый стиль (рис. 37).

Стоит отметить, что наметились и некие идентичностные различия в рубахах. Например, уральские часовенные «своей» считают рубаху с прямым рукавом и боковой планкой, тогда как рубахи с манжетами и планкой посередине называют «американскими гимнастерками».

В начале XXI века на фоне интереса к корням появляются бренды, предлагающие современную русскую одежду. И, конечно же, русскую мужскую рубаху не обошли стороной. Один из самых известных молодых брендов, у кого это всё-таки получилось (сделать косоворотку вновь актуальной), — это VARVARA ZENINA, г. Москва.

Советский союз привнес свои изменения, и зачастую в городах даже в качестве моленной рубахи используются обычные сорочки, перетянутые веревочкой-пояском. Но мы надеемся, что богатое наследие русской традиции и традиции староверов как его частное проявление не канет в лету и современники с теплотой вновь вернутся к ношению своих родных косовороток не только на молитву, но и в повседневной носке!

См. также

  • Фаустпатрон
  • Панцерфауст
  • Панцершрек
  • РПГ-2
  • РПГ-7
  • Список вооружений Корейской войны 1950—1953
  • Годдард, Роберт: первые американские модели гранатомётов «Базука» были созданы на основе работ Годдарда.

Где жили первобытные люди?

Как мы писали выше, сперва типичным местом жилища наших очень далеких предков были пещеры. Но вот только пещер удобных для проживания было не так и много, а численность первобытных людей со временем увеличивалась, и в какой-то момент пещер на всех перестало хватать. И вот перед первобытным человеком впервые возник «квартирный вопрос» – где жить (как видите, этот вопрос является актуальным во все исторические эпохи, и в нашу в частности).

Пещера первобытного человека.

Чтобы решить «квартирный вопрос» первобытные люди научились строить первые жилища, которые делали в том числе из костей умерших животных. Бывало, что удавалось убить какого-нибудь большого мамонта и в его останках создать себе уютное жилище. Мощные кости мамонта вкапывались в землю, а сверху на них натягивались звериные шкуры, получался такой импровизированный шалаш, в котором вполне можно было укрыться от непогоды и жить своей первобытной жизнью.

Сходство в одежде

Одежда всех восточных славянок делилась на праздничную и будничную, костюмы для знатных женщин и простолюдинок.

Характерно большое разнообразие в деталях одежды, так как каждый регион имел свои особенности в нарядах.

Например, в Белоруссии национальный костюм имеет двадцать два варианта, отличающиеся по цветовой окраске, сюжетами орнамента и некоторыми другими деталями.

А украинская безрукавка в горных районах называлась «кептар» и шилась из меха, в то время как на западе и севере Украины она называлась «лейбик» и делалась из сукна.

Общеславянским элементом женской одежды является понева – прародительница юбки.

По наряду женщины можно было определить, из каких она мест, замужем или нет, каков достаток её семьи.

Белорусский национальный костюм.

Источники

Украшения

Андрей Рябушкин. Семья купца в XVII веке. 1896 год. Крупные пуговицы на женской одежде, на мужской одежде нашивки с двумя гнёздами для пуговиц. Кружево по подолу.

Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой.

В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Запоны — пряжка, застёжка, кованная, с драгоценными камнями бляха. Зарукавья, запястья — накладные обшлага, род браслета.

Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой.

Пуговицы

Пуговицы изготовлялись из разных материалов, различных форм и размеров. Деревянная (или другая) основа пуговицы обшивалась тафтой, обвивалась, покрывалась золотой канителью, пряденым золотом или серебром, обнизывалась мелким жемчугом. Во время царствования Алексея Михайловича появляются алмазные пуговицы.

Металлические пуговицы украшались финифтью, драгоценными камнями, золотились. Формы металлических пуговиц: круглые, четырёх- и восьми- угольные, прорезные, половинчатые, сенчатые, витые, грушевидные, в виде шишки, головы льва, карася, и другие.

Кляпыши — разновидность пуговицы в виде бруска или палочки.

Нашивки

Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц, иногда с завязками в виде кистей. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. До XVII века нашивки назывались образцами.

Нашивки изготовлялись из тесьмы длиной три вершка и шириной в половину или до одного вершка. Они нашивались по обеим сторонам одежды. В богатом наряде нашивки из золотных тканей. Тесьма нашивок украшалась узорами в виде трав, цветков и т. д.

Нашивки размещались на груди до пояса. В некоторых костюмах нашивки размещались по всей длине разреза — до подола, и по прорехам — на боковых вырезах. Нашивки размещались на равных расстояниях друг от друга или группами.

Нашивки могли изготовляться в виде узлов — особое плетение шнура в виде узлов на концах.

В XVII веке большой популярностью пользовались нашивки кызылбашские. В Москве жили кызылбашские мастера: нашивочных дел мастер Мамадалей Анатов, шелкового и тесмяночного дел мастер Шебан Иванов с 6 товарищи. Обучив русских мастеров, Мамадалей Анатов выехал из Москвы в мае 1662 года.

Ожерелье

Ожере́лье — нарядный воротник в одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.

Размножение гардении жасминовидной в домашних условиях

Ссылки

  • Костюм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Красный

Этот оттенок был любим и простолюдинами и аристократией. Красный на Руси считался символом огня, власти и плодородия. В национальных костюмах славян можно отметить до 33 разновидностей алого. Каждый оттенок имел собственное название: кровавый, червонный, кумач и т.д.

По цветовой гамме можно было легко определить возраст владельца. Ярче всего наряжались молодые барышни, не имеющие ребёнка. Пожилые люди и дети останавливались на нарядах спокойных расцветок.

Костюм девушек имел огромное количество разнообразных узоров. Вышивка на одежде перекликалась с орнаментом, используемым для оформления избы. В рисунок вплетали изображение птиц, животных и растений.

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector