Налоговое администрирование. структура налоговых органов рф, их полномочия и функции

Фискальные службы в других странах

В настоящее время в мире существует несколько моделей налогообложения. Условной их можно разделить на четыре группы:

  • Англосаксонская. Она ориентирована на прямое налогообложение и основное бремя несут граждане. Подобная система работает в Англии, Канаде, Австралии.
  • Континентальная. Она основана на косвенных налогах. Главным из них обычно является НДС. Подобная система работает во Франции, Бельгии, Голландии, странах Скандинавии.
  • Латиноамериканская. Она характерна для экономик со значительным уровнем инфляции. Им приходится постоянно маневрировать, чтобы уменьшить этот процесс. Подобная система действует в странах Южной и Латинской Америки.
  • Смешанная. Бюджет в ней формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, причем их соотношение может колебаться. К странам с такой системой относится США, Россия, Италия.

В США сбором налогов занимается Налоговое управление, которое является специальным органом при правительстве. Ведомство считается одной из наиболее эффективных фискальных служб в мире. Поэтому в США очень хорошо платят налоги. Нарушителей ожидают огромные штрафы или тюремное заключение. В 2019 году расходы Налогового управления США составляли 19 центов на каждые 100 собранных долларов.

Налоговая служба США считается одной из самых эффективных в мире.

В Германии очень сложная система налогообложения. В стране есть как федеральные, так и местные налоги. Их сбором занимается Фискальное управление.

В Великобритании наполнением бюджета занимается Налоговая служба, образованная в 2005 году. Она взимает не только сборы и акцизы, но и таможенные пошлины. Налогами облагается любая прибыль, полученная на территории страны, независимо от места проживания лица или юрисдикции компании.

В Китае налоги собирает Главное налоговое управление, которое имеет многочисленные местные подразделения. Оно подчиняется Министерству финансов страны.

Автор статьи:
Akiva Content

Функции Федеральной налоговой службы

Налоговые органы в Российской Федерации обладают сложной системой функций. Согласно нормам действующего законодательства к функциям Федеральной налоговой службы относится следующее:

  1. Контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе валютного законодательства, требований к контрольно-кассовой технике, полноты учета;
  2. Контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции, азартными играми, лотереями;
  3. Контроль за осуществлением валютных операций;
  4. Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  5. Регистрация контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  6. Ведение учета и реестров в целях проведения налогового контроля;
  7. Информирование налогоплательщиков о действующих налогах, сборах и страховых взносах;
  8. Осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
  9. Устанавливает и утверждает формы уведомлений, требований, заявлений, свидетельств, деклараций, другой налоговой документации, а также порядок их заполнения;
  10. Проведение проверок нижестоящих налоговых органов
  11. Проведение налоговых проверок налогоплательщиков;
  12. Разработка предложений по оптимизации налоговой политики, налоговой системы, налогового законодательства.

Дополнительно к перечисленным функциям Федеральная налоговая служба совместно во взаимодействии с МВД РФ осуществляют деятельность, направленную на выявление преступлений, предусмотренных ст.ст. 159 «Мошенничество» (в части выявления фактов применения схем незаконного возмещения НДС из бюджета), 171 «Незаконное предпринимательство», 171.2. «Незаконные организация и проведение азартных игр», 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица», 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица», 195 «Неправомерные действия при банкротстве», 196 «Преднамеренное банкротство», 197 «Фиктивное банкротство» УК РФ, и, с учетом п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, информируют органы внутренних дел о выявленных нарушениях, носящих признаки указанных преступлений, в целях решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Таким образом, налоговые органы де-факто и деюре реализуют комплексную функцию по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, выявляемых при осуществлении полномочий по предметам ведения, отнесенным к их компетенции, ответственность за совершение которых предусмотрена двенадцатью статьями УК РФ.

Также необходимо подчеркнуть, что в НК РФ закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации

Соответственно важной задачей налоговых органов помимо непосредственного информирования налогоплательщиков становится проведение разъяснительных консультаций, касающихся действующего налогового законодательства. Федеральная налоговая служба также проводит семинары с налогоплательщиками, где их информируют о порядке применения отдельных положений Налогового Кодекса РФ, конкретных правовых актов, а также разъясняют предстоящие изменения в налоговом законодательстве

Налоговая система Российской Федерации представляет объект научно-прикладного интереса в контексте возможных направлений повышения эффективности функционирования налоговой системы, собираемости налогов и внедрения цифровых технологий.

Федеральная налоговая служба за последние годы существенно увеличила темпы внедрения цифровых технологий в целях повышения эффективности налогового контроля.

Ниже представлены основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы.

Основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы

Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации к настоящему времени существенно изменился подход к осуществлению налогового контроля. Федеральная налоговая служба, отказавшись от всеохватывающего контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентируется на критерии риска при проведении контроля. При этом, благодаря развитию информационных технологий, функции механического налогового контроля выполняются автоматически без непосредственного участия налоговых инспекторов.

Система и функции налоговых органов

1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

2. Утратил силу.

3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ответ на тему: «ФИСКАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В РФ. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ»

Фискальные органы – правоохранительные органы РФ, основной задачей которых является обеспечение экономической безопасности и стабильности государства.Фискальная политика – составная часть экономической политики, совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач; проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределении между социальными группами населения, отраслями деятельности и регионами страны, в финансовом законодательстве, в структуре государственных доходов и расходов. К фискальным органам РФ можно отнести налоговые и таможенные органы.Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.Единая централизованная Система налоговых органов состоит из Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов. Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, другими законами. Права и обязанности налоговых органов закреплены в Налоговом кодексе РФ.Федеральная налоговая служба – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ФНС), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства, и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль. ФНС руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

История ведомства

Первым налогом на Руси была дань – своего рода военная контрибуция, которую собирали с покоренных племен. Ее могли привозить к феодалу («повозье») или же для сбора отправлялись специальные экспедиции («полюдье»).

По мере укрепления древнерусского государства дань заменила подать – регулярный налог с населения. Ее размеры определялись по количеству печей («по дыму») в домохозяйстве или площади пахотной земли («по плугу»). Платили данный налог деньгами или товарами.

В период Золотой Орды на территории Руси существовало сразу несколько различных податей. Некоторые из них взимались в пользу монголов, другие – шли на содержание местной княжеской власти.

К XIV столетию в Московском княжестве сложилась система кормлений, при которой отдельные земли отдавались феодалам за службу князю. Помимо прочего, они получали право собирать налоги со своих вотчин. Эту функцию выполняли особые люди: тиуны и пошлинники.

В 1573 году по царскому повелению был учрежден Приказ большого прихода. Он стал первым централизованным органом для сбора налогов.

В Средневековье на Руси существовало большое количество налогов: дорожные, торговые, судебные, товарные, чрезвычайные. В 1653 году власти предприняли попытку упорядочить сборы – был утвержден Торговые устав. По сути, это был первый Налоговый кодекс в нашей стране.

В 1699 году начала работу Бурмистерская палата – налоговый орган, имевший центральный аппарат и отделения в регионах страны.

В 1755 году появилась Казенная палата – ведомство, которое собирало и таможенные пошлины, и платежи.

В царствование Александра I началась большая фискальная реформа. В 1802 году появилось Министерство финансов, которое занялось доходами и расходами казны. В 1811 году в отдельное ведомство было выделено Госказначейство, отвечающее за расходы казны.

В этот период были упорядочены старые налоговые сборы и введены новые: оброчный, питейный и гильдейский сбор, наследственная пошлина, горная подать. Начали взиматься платежи с недвижимости, кибиток, меди.

Во второй половине XIX века в Российской империи появилось несколько новых акцизов: на табак, керосин, соль и дрожжи. В 1916 году Дума приняла закон о подоходном налоге.

Практически сразу после революции был создан Народный комиссариат финансов. В 1919 году в его составе появилось налоговое управление с многочисленными территориальными отделениями.

В 1930 году прошла фискальная реформа, в ходе которой были отменены все акцизы, а количество налогов было уменьшилось до двух.

Российская налоговая служба имеет богатую историю.

В 1941 году были введен налог на холостяков, они просуществовали в СССР до самого распада страны.

В 1990 году в составе Минфина страны появилось отдельная служба – налоговая инспекция. В 1991 году она превратилась в отдельное ведомство, также в это время стартовала масштабная фискальная реформа. В 1992 году появилось Главное управление налоговых расследований, а вскоре и налоговая полиция.

В 1996 году малый бизнес получил упрощенную систему налогообложения.

В 1998 году налоговая служба стала отдельным министерством. В это же время в стране начали вводить ИНН для физических лиц. Была принята первая часть Налогового кодекса, в 2001 году – была принята вторая.

В 2004 году была организована Федеральная налоговая служба, которую передали в подчинение Министерства финансов.

В 2010 году на сайте ФНС появился сервис «Личный кабинет» для граждан, в 2012 году появилась возможность оплачивать через него задолженности и проводить сверки.

В 2014 и 2015 годах на сайте появились «Личные кабинеты» для юридических лиц и частных предпринимателей. В Дубне был открыт единый информационный центр для обработки данных ФНС.

История федеральной службы налоговой

Федеральной службой налоговой полиции России (сокращённо ФСНП России) является правоохранительный орган, который подчиняется непосредственно президенту, и который существовал с 1992 года по 2003 включительно.

Согласно Указу Президента России от 18 марта 1992 года № 262 в стране создали Главное управление по вопросам налоговых расследований, которое находилось при Государственной налоговой службе со штатом, численность которого составляла 12 000 человек. Во главе правления стал бывший генерал КГБ Советского Союза В. Б. Ямпольский.

20 мая в 1993 году был принят Закон под названием «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым в качестве правопреемника ГУНР был учреждён специальный Департамент налоговой службы страны (согласно содержанию правовых обязанностей Госкомитета России). В тот же самый день Верховным Советом Российской Федерации было утверждено Положение о прохождении специализированной службы в органах, принадлежащих налоговой полиции. Совета Министров Российской Федерации издал Постановление от 11 октября 1993 года, которое утверждало Положение по Департаменту налоговой в России и подтверждало перечень тех должностей, по которым должны присваивать специальные звания для сотрудников налоговой. Также была установлена штатная численность сотрудников федерального органа налоговой полиции: по состоянию на 1 января 1994 года их было 21500; ровно через год — 43800 (в итоге размер штатной численности доходил до 53000 без учитывания обслуживающего персонала). Директором Департамента назначили С. Н. Алмазова.

Федеральный закон № 200-ФЗ изданный 17 декабря 1995 года внес поправки в закон «О федеральных органах налоговой полиции». В согласии с новыми правками Департамент налоговой полиции переименовали в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России). Что до указаний по штату, директор ФСНП России достигал установленного предельного специального звания генерал-полковник налоговой полиции, заместители директора и начальники ключевых управлений (в том числе оперативного, следственного, налоговой проверки, собственной безопасности, физической защиты, кадров, организационно-инспекторского, оперативно-технического и поискового) могли достичь звания генерал-лейтенанта налоговой полиции.

Основная задача наиболее молодого на тот момент правоохранительного органа, который уже был наделён правом на ведение оперативно-розыскных, экспертных и следственных действий, являлась в том, чтобы бороться с разными видами налоговых преступлений и правонарушений, а также вести борьбу с коррупцией в среди представителей налоговых органов.

Указ выполняющего обязанности Президента Российской Федерации Владимира Путина, изданного 16 марта в 2000 году как знак признания заметного значения федеральных органов налоговой в обеспечении должного уровня экономической безопасности установил профессиональный праздник, который стал известен как День налоговой полиции. ФСНП России был правоохранительным органом, который был способен на полное возмещение расходов на своё содержание. В течении 2001 года представителями федеральных органов налоговой полиции было возбуждено больше 36000 уголовных дел, сумма ущерба, который был возмещен по каждому из оконченных уголовных дел составила около 27 000 000 000 рублей, а всего в результате оперативно-служебных действий ФСНП России в бюджет вернули более 100 000 000 000 рублей. Было выявлено больше 150 000 разного рода административных правонарушений, наложено штрафов на общую сумму в несколько сотен миллионов рублей.

Каждый из сотрудников налоговой полиции принимает присягу.

В ФСНП России также успели создать Академию налоговой полиции и целый список прочих образовательных учреждений.

С 1 июля 2003 года возымел действие указ Президента России В. В. Путина № 306 от 11 марта 2003 года ФСНП России упразднили без объяснения каких-либо причин. Большая часть функций ФСНП России и целый штат сотрудников, состоящий из 16 000 передали Министерству внутренних дел. Материальную базу и 40 000 сотрудников передали вновь созданному Госнаркоконтролю.

?‍? Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить

Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:

  • контроль за налогоплательщиками;
  • проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
  • расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.

Проверка юридических лиц

Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:

  • вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
  • контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
  • изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
  • получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
  • изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
  • проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
  • приостанавливать действие выданной лицензии.

Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.

Проверка физических лиц

Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.

При проверках физических лиц инспекторы вправе:

  • проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
  • уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
  • проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
  • запрашивать необходимые разъяснения и документы;
  • изымать свидетельства сокрытия доходов;
  • вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
  • осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
  • начислять штрафы и пени;
  • требовать предоставить подтверждающие документы.

В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:

  • выдвигают требования об уплате налогов;
  • взыскивают недоплату и пени, а также штрафы;
  • выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
  • предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
  • накладывают арест на имущество неплательщиков;
  • приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
  • реализуют принудительное исполнение обязательств.

Налоговая необоснованно списала деньги. Как вернуть средства на счет
Читать

Как налоговая выявляет тех, кто работает неофициально
Подробнее

Какие доходы физлиц учитывает налоговая и почему их стоит задекларировать
Смотреть

Ответственность за превышение полномочий

Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.

За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по , а также , если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.

Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации

Права органов налоговой администрации. Органы
налоговой администрации действуют в пределах ϲʙᴏей компетенции и в
ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ. Стоит заметить, что они осуществляют ϲʙᴏи функции и
взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения
обязанностей, установленных НК и федеральными законами, определяющими
порядок их организации и деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Особенности взаимодействия между отдельными
элементами системы налоговой администрации определяются на основании
заключенных между ними соглашений о взаимодействии. Налоговым кодексом
предусмотрено, что органы налоговой администрации информируют друг друга
об имеющихся у них материалах:

  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях;
  • принятых мерах по их пресечению;
  • проводимых ими налоговых проверках.

Органы налоговой администрации вправе
осуществлять обмен иной необходимой информацией в целях исполнения
возложенных на них задач.

Ответственность органов налоговой администрации. Органы
налоговой администрации несут ответственность за убытки, причиненные
налогоплательщикам вследствие ϲʙᴏих неправомерных действий (решений) или
бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия
должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими
служебных обязанностей.

Должностные лица органов налоговой
администрации не вправе приобретать имущество налогоплательщика,
реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет
имущества налогоплательщика.

Причиненные при проведении налогового
контроля неправомерными действиями убытки подлежат возмещению в полном
объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

За причинение убытков в результате
совершения неправомерных действий органы налоговой администрации несут
ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Убытки, причиненные налогоплательщику,
налоговому агенту или их представителям правомерными действиями
должностных лиц органов налоговой администрации, возмещению не подлежат,
за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Обязанности должностных лиц налоговых органов

Полномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц.

В ст. 8 Закона РФ «О налоговых органах РФ» перечислены следующие права, реализа­ция которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями:

  • взыскивать недоимки по налогам и пени;
  • возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке занятий индивидуальной трудовой деятельностью;
  • предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде;
  • налагать административные штрафы;
  • создавать налоговые посты.

Остальные полномочия налоговых органов могут реализовываться их должностными лицами, т.е. сотрудниками налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем ра­боты и занимаемой должностью присваиваются классные чины. Должностные лица налоговых органов имеют специальные зва­ния и занимают должности не ниже должности налогового ин­спектора.

Реализация некоторых полномочий должностных лиц налого­вых органов возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя. Например, налоговым законодательством устанавливаются особые процеду­ры доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием доступа долж­ностных лиц является постановление (решение) налогового орга­на о проведении выездной налоговой проверки, следовательно, право на вхождение в помещение налогоплательщика имеют те должностные лица налоговых органов, которые указаны в по­становлении о проведении налоговой проверки.

Обязанности налоговых органов, так же как и права, кон­кретизированы по кругу их должностных лиц. В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговых органов обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права и обя­занности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщи­кам, их представителям и иным участникам налоговых пра­воотношений, не унижать их честь и достоинство.

Обязанности налоговых органов имеют два аспекта:

  1. коррес­понденция (соотношение) с правами налогоплательщиков и на­логовых агентов;
  2. обеспечение фискальных интересов государства.

Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых аген­тов не является исчерпывающим, на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные Налого­вым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Налоговым кодексом РФ дан общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных слу­жащих. Конкретизируются обязанности должностных лиц нало­говых органов некоторыми статьями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами. Например, ст. 92 и 94 НК РФ устанавливают обязанность должностного лица налого­вого органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. На основании Федерального закона «О применении контроль­но-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ налоговые органы обязаны:

  • осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;
  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

Налоговым кодексом РФ установлена презумпция правомер­ности действий и актов (как нормативного, так и индивидуаль­ного содержания) налоговых органов, вытекающая из положе­ния о том, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает испол­нения обжалуемого акта или действия.

Организационные модификации налоговой администрации

Важно заметить, что одной
из особенностей организации системы государственной налоговой
администрации будет возможность ее построения в моносубъектной и в
мультисубъектной модификации.

При моносубъектной модификации системы
функции налоговой администрации государства возложены только на один
обособленный субъект государственной власти – на одну государственную
структуру. Весь объем полномочий в области налогового администрирования
осуществляется данным органом единолично. Фактически он и будет
налоговой администрацией государства, а его структурное построение
ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует структуре государственной налоговой администрации.

Мультисубъектная модификация системы,
в ϲʙᴏю очередь, означает, что полномочия по налоговому
администрированию распределяются между несколькими обособленными
органами государственной власти. Соответственно понятие государственной
налоговой администрации здесь означает совокупность всех структур
государственной власти, входящих в ее состав.

Деятельность в области налогового
администрирования осуществляется каждым из субъектов в пределах данных
ему полномочий. Отметим, что каждый из субъектов налоговой администрации будет
самостоятельным участником налоговых правоотношений.

Действующая система организации государственной налоговой администрации России базируется на принципе мулътисубъектного построения. За
обеспечение налоговой безопасности государства отвечают сразу несколько
специализированных государственных структур, обособленных друг от
друга.

Необходимость создания системы
государственной налоговой администрации с четко определенной структурой и
полноценной законодательной базой деятельности в России возникла в
самом начале 1990-х гг. Этому способствовало принятие решения о
реформировании тогда еще советской экономики с внедрением в нее рыночных
отношений. Следствием глобальной переориентации экономической политики
государства явилось воссоздание системы государственной налоговой
администрации.

Сегодня в состав налоговой администрации России входят:

  • система налоговых органов;
  • уполномоченные финансовые органы;
  • специализированные подразделения ОВД.

В определенных случаях полномочиями в сфере налогового администрирования могут быть наделены таможенные органы. При
наступлении указанных в законодательстве случаев данные органы также
следует относить к элементам системы национальной налоговой
администрации, но в отличие от налоговых органов они не будут
постоянными элементами указанной системы.

Заключение

Итак, мы рассмотрели организационную структуру центрального аппарата ФНС России, ее функционал и полномочия. В заключение следует заметить, что, помимо внушительного количества полномочий, у Федеральной налоговой службы есть целый ряд обязанностей. Они подробным образом охарактеризованы в статье 32 Налогового кодекса, действующего на территории РФ. Основной обязанностью является соблюдение налогового законодательства. Она относится как к налоговым органам, так и к их должностным лицам. В случае нарушения закона налогоплательщик вправе взыскать убытки, которые причинены из-за неправомерных действий налоговой службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector