Т-35: самый мощный советский танк 1930-х годов
Содержание:
- Последние материалы
- Создание Т-35
- Конструкция
- Тактико-технические характеристики
- Основные модификации танка Т-35
- Оценка Т-35
- Тактико-технические характеристики
- Новая – старая армия
- Примечания
- Начальники инженерных войск ВС СССР и ВС РФ
- Двигатель и трансмиссия.
- 80 лет спустя в России появился сверхтяжелый танк
- Вооружение танка
- Достоинства и недостатки
- ЛуАЗ-969 — Википедия
- История создания танка.
- Моделирование
- Проект
Последние материалы
Создание Т-35
Нередко в сети можно встретить утверждение, что Т-35 был всего лишь более крупным вариантом Т-28, однако это в корне неверно. Действительно, «коробочки» имели некоторые сходные элементы конструкции, но это объясняется лишь более поздним стремлением к максимальной унификации этих танков, а реально прототипом «тридцать пятого» послужил ТГ, разработка которого была прервана в связи с высокой стоимостью машины германского конструктора Гротте.
Работы над первым серийным тяжёлым танком стартовали в 1929 году, два года спустя он был воплощён в металле, а ещё через год прошёл полигонные испытания, на которых с одной стороны продемонстрировал приемлемые результаты, с другой стороны – военная приёмка предложила выполнить некоторые доработки.
В частности была усилена ходовая часть (ХЧ), в конструкции машины появились пулемётные башни и изменилась конструкция средних орудийных, некоторым метаморфозам подвергся и дизайн корпуса. Получившийся вариант Т-35А и послужил прототипом для большей части выпущенных в 30-е годы серийных «коробочек» этой модели.
Т-35 в музее Верхней Пышмы
Конструкция
Коробчатый корпус Т-35 выполнялся из листов брони толщиной 10…50мм (большинство листов имело толщину 20мм), соединявшихся сваркой и клёпкой. Т-35 имел классическую компоновку с кормовым расположением мотора и трансмиссии, но вместо общего боевого отделения получил три.
В переднем отделении находился механик-водитель, официально занимавший должность «младшего танкового техника», и занимавшийся, помимо вождения танка, подготовкой водителей и механиков. Стрелок передней пулемётной башни одновременно был заместителем водителя.
В башне главного калибра, установленной на подбашенной коробке, помещались командир танка, наводчик, считающийся командиром башни, и радист – командир отделения. При этом заряжать орудие предписывалось и командиру Т-35, и радисту.
Кормовую пушечную башню занимали наводчик (заместитель командира главной башни) и заряжающий (младший механик-водитель), стрелок кормовой пулемётной башни дополнительных обязанностей не имел. Кроме этого, членами экипажа танка считались моторист и старший механик-водитель, занимавшиеся техническим обслуживанием Т-35 в парке.
На большинстве машин устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 с характерной антенной в виде поручня вокруг главной башни. На ходу она обеспечивала дальность связи до 15 км. Двигатель М-17, использованный на Т-35, был дефорсированным до 500 л.с. авиационным бензиновым мотором.
Топливо с октановым числом 70 подавалось в мотор двумя карбюраторами. Позже мощность двигателя удалось повысить до 580 л.с. В трансмиссионном отсеке, отделённом от моторного, находились 4-скоростная коробка передач, главный и бортовые фрикционы, и бортовые передачи. Там же установили вентилятор охлаждения и редуктор его привода.
Подвеска Т-35 состояла из четырёх (на каждый борт) двухкатковых тележек с пружинным подрессориванием. Поддерживающих катков шесть, причём все катки обрезинены. Направляющее (переднее) колесо имело механизм натяжения гусениц, ведущие звёздочки – сзади. Ходовая часть закрывалась фальшбортом из брони толщиной 10мм.
Менялось устройство люков – башенных и водителя. Башни, унифицированные с башнями танков Т-28 и БТ-5, в конце 30-х годов заменили на новые, конической формы. Подбашенную коробку шестигранной формы заменили прямоугольной. Наконец, толщину лобовой брони на последних экземплярах удалось довести до 70мм.
Тактико-технические характеристики
Основные параметры тяжелого танка Т-35 выглядят следующим образом:
Боевая масса | 50 (54) т |
Длина танка | 9,72 м |
Ширина | 3,2 |
Высота | 3,43 (3,74) м |
Клиренс | 0,53 (0,57) м |
Толщина переднего наклонного листа брони | 50 (70) мм |
Толщина верхнего наклонного и лобового листов брони | 20 мм |
Толщина борта и «шестиграна» | 20 (25) мм |
Толщина крыши корпуса и башен | 10 мм |
Толщина днища | От 10 до 20 мм |
Борт главной башни | 20 (25) мм |
Борт средней и малой башен | 20 мм |
Скорость по шоссе | До 28,9 км/ч |
Скорость по пересеченной местности | До 14 км/ч |
Запас хода по шоссе | 100 (120) км |
Запас хода по пересеченной местности | От 80 до 90 км |
Максимальный угол преодолеваемого подъема | 20 градусов |
Максимальная высота преодолеваемой стенки | 1,2 м |
Максимальная глубина брода | 1 (1,7) м |
Максимальная ширина преодолеваемого рва | 3,5 м |
В скобках в таблице приведены характеристики последних шести танков Т-35А, собранных в конце 1938 и начале 1939 годов.
Отдельно необходимо рассказать о составе экипажа танка. В него входили десять человек.
Танк Т-35, оборудованный фарами для стрельбы в темное время суток. Увидеть их можно в верхней части главной башни
Названия их штатных должностей не вполне соответствуют современной терминологии, которая использовалась выше. В частности, танкист, управлявший движением боевой машины, обозначался в документах как младший техник. На эту должность должны были назначать воентехников второго ранга.
Танкистов, именовавшихся механиками-водителями, в составе экипажа было два – старший и младший. Первый из них находился в передней малой башне и должен был вести огонь из пулемета. В его обязанности также входили уход за двигателем и помощь младшему технику (то есть водителю). Младший механик-водитель размещался в задней средней башне. Фактически он был заряжающим с дополнительной функцией обслуживания ходовой части.
Командир экипажа размещался в главной башне. На эту должность назначались старшие лейтенанты. Помимо своих основных обязанностей, командир должен был вести стрелять из ДТ (танковая версия ручного пулемета ДП-27) и подавать снаряды для пушки (совместно с радиотелеграфистом, находившимся в той же башне).
Основные модификации танка Т-35
Т-35-1 – первый опытный образец танка Т-35, изготовленный из конструкционной стали, спроектирован в КБ завода «Большевик» под руководством Н.В. Барыкова в бригаде во главе с О.М. Ивановым. От серийного танка отличался:
– размещением механика-водителя у левого борта корпуса и моториста-пулемётчика – у правого борта корпуса танка;
– в верхней части носовой детали корпуса танка слева и справа установлены башенки механика-водителя и моториста-пулемётчика со смотровыми щелями и колпаками-крышками люков;
– главная башня имела куполообразную крышу и пять смотровых щелей в бортах;
– средние башни оборудовались рамкой крепления пушки;
– в главной башне планировалась установка 76,2-мм пушки ПС-3 (в виду её неготовности был установлен макет пушки), в средних башнях были установлены 37-мм пушки ПС-2, в лобовой детали справа был установлен, в шаровой установке, 7,62-мм пулемёт ДТ;
– боекомплект танка составлял 92 76,2-мм выстрела и 240 37-мм выстрелов к пушкам, 11000 патронов к пулемётам;
– в силовой установке использовался четырёхтактный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель М-6 жидкостного охлаждения мощностью 300 л.с.;
– для управления коробкой передач использовались пневматические сервоприводы;
– в ходовой части танка не устанавливались натяжные ролики и четвёртые тележки подвески.
Т-35-2 – второй прототип танка Т-35, спроектированный ОКМО завода №174 (с февраля 1933 года выделен из состава завода «Большевик») с учётом недостатков опытного танка Т-35-1 в 1933 году. Опытный танк был изготовлен на заводе «Большевик» в апреле 1933 года. От танка Т-35-1 он отличался:
– унификацией главной башни с башней танка Т-28;
– установкой в главной башне 76,2-мм пушки ПС-3;
– использованием в силовой установке четырёхтактного 12-цилиндрового V-образного карбюраторного двигателя М-17 жидкостного охлаждения мощностью 500 л.с..
Т-35А – предсерийный вариант танка Т-35, спроектированный с учётом недостатков конструкции корпуса и вооружения танка Т-35-2 в ОКМО под руководством Н.В. Цейца и серийное КБ ХПЗ под руководством И.С. Бера (г. Харьков) летом-осенью 1933 года. Первый танк был изготовлен 1 ноября 1933 года.
Т-35 – серийный тяжёлый танк, выпускавшийся на ХПЗ им. Коминтерна (с 1939 года – за-вод №183) (г. Харьков) с 1 января 1934 по 8 июня 1939 года. В ходе серийного производства танк постоянно совершенствовался:
– в 1936-1937 годах произведена существенная модернизация силовой установки и агрегатов трансмиссии. Двигатель был форсирован, в результате чего его мощность достигла 580 л.с. Изменения коснулись также коробки передач, бортовых фрикционов, систем обеспечения работы двигателя и электрооборудования. Глушитель был убран внутрь корпуса, а наружу выведены только выхлопные трубы. Также были улучшены уплотнения корпуса для предупреждения попадания воды внутрь машины при преодолении водных преград вброд. В целях улучшения проходимости танка была несколько изменена конструкция фальшборта, а толщина переднего наклонного бронелиста корпуса и лючка механика-водителя была доведена до 50 мм. На люк наводчика орудия главной башни смонтировали зенитно-пулемётную установку П-40 с вращающимся погоном, оснащённую пулемётом ДТ с кольцевым зенитным прицелом.
– в 1938-1939 годах на танк установили конические сварные башни (главная башня была унифицирована с главной башней танка Т-28), подбашенную коробку с наклонными бортовыми броневыми листами, укороченный бортовой экран с открытым ведущим колесом и изменённой формой лючков доступа к поддерживающем роликам, количество которых было сокращено до 5. Толщина лобовой детали корпуса была доведена до 70 миллиметров, а лобовых деталей башен – до 30 миллиметров. В конце серийного производства танки оборудовались штыревыми радиоантеннами.
Оценка Т-35
Здесь надо отметить, что, будучи создана в рамках устаревшей концепции тяжёлого танка начала 30-х эта машина оказалась практически бесполезна в реальных боевых действиях.
Так, она имела совершенно недостаточное бронирование, крайне ненадёжную, перегруженную ХЧ, слабое и бестолковое вооружение и, наконец, часть этих танков (первых выпусков) была неслабо изношена, что и стало причиной их массового выхода из строя.
Таким образом, подводя итоги, приходится констатировать, что «тридцать пятый» оказался способен только дефилировать по Красной площади под вспышками фото — и кинокамер, чем он, кстати, занимался и на фронте – солдаты вермахта весьма охотно фотографировались на фоне этого «чуда враждебной техники». Что же касается использования по прямому назначению, то в этом плане он оказался колоссальной тратой сил и средств, не принеся в конечном итоге практически никакой пользы.
Тактико-технические характеристики
Хотя концепция тяжёлого многобашенного танка в конце 20-х рассматривалась во многих странах, довести до серии подобные разработки удавалось не всем. Причём по мощи пушечного вооружения Т-35 превосходил все аналоги. Рассмотрим основные параметры танка.
Масса, т | 50 (вместо заявленных 35-ти) |
Длина, м | 9,7 |
Высота, м | 3,4 |
Максимальная скорость, км/ч | 29 |
Запас хода, км | 100 |
Вооружение | 76мм и 2х45мм пушки, 5х7,62мм пулемётов |
Большинство недостатков Т-35 стали очевидны уже во время его эксплуатации. Двигатель М-17 был слаб для такой тяжёлой машины, большая длина сильно ухудшала манёвренность. Броня была, фактически, противопульной.
В теории танк мог сконцентрировать на одной цели огонь двух пушек и трёх пулемётов, но на практике управлять огнём всех башен командир оказался не в состоянии. Для исправления этого недостатка даже пытались разработать танковый аналог корабельного прибора управления артиллерийским огнём.
Конструкторам, ещё недавно не имевшим никакого опыта, удалось разработать сложную боевую машину, которой ранее не производил никто. Соответственно и заводам пришлось учиться собирать такую технику серийно. В этом и заключается главная заслуга Т-35. К сожалению, тихо уйти на покой ему не дали, война помешала.
Новая – старая армия
Действительно, 25 февраля 1946 года было два указа Президиума Верховного Совета СССР. Один о преобразовании Народного Комиссариата обороны Союза ССР в Народный Комиссариат Вооруженных Сил Союза ССР, и который уже 15 марта стал министерством. Был еще указ об упразднении Народного Комиссариата Военно-Морского флота Союза СССР. Вроде здесь ничего не говорится о переименовании армии, но этого оказалось достаточно, чтобы процесс пошел. За очень короткий период времени термин «Вооруженные Силы СССР» вытеснил «Красную Армию». В приказе Сталина по случаю 1 Мая того же года про Красную Армию уже нет и слова, а только «Вооруженные силы». Дальше, практически на всех уровнях звучит только «Советская Армия».
А это уже 1948 год
Впервые термин, по-видимому, появился в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР – введенном в действие приказом министра Вооруженных Сил СССР от 24 июля 1946 года. В разделе «Общие положения» Устава значилось, что он определяет «общие и должностные обязанности военнослужащих Советской Армии».
А вот последним «предупреждением» о возможном изменении в названии армии прозвучала на выступлении Сталина на одном из избирательных округов. Это произошло через год после Победы. Здесь Сталин сказал, что во время войны советский строй выдержал серьезные испытания и надо его позиции еще больше укрепить. Красная Армия должна стать Советской, а красноармейцы — советскими солдатами (раньше, до 1943 года, было принято говорить «боец»). В слово «советский» вкладывались понятия: армия, народ, строй, вместе они закрепляли избранный народом путь социализма. Советский народ должен был ощущать себя единым целым.
И опять 1948-й год. Уже Советская Армия
Переименование армии было не единственным новшеством того времени. Были внесены изменения и в название правительства. Во главе государства стоял Совет Народных комиссаров или Совнарком, а ведомства имели название Народных комиссариатов. Теперь они получили названия, знакомые нашим современникам – министерства, а правительство — Совет Министров СССР. Председателем Совета министров оставался Сталин.
Начался и процесс сокращения численности вооруженных сил. За 2 года после окончания войны армия сократилась с 11 миллионов до 2,8 миллиона человек. Был определен срок обязательной (срочной) военной службы, который составил три года. Только в 1967 году он сократился до 2-х лет.
Плакат 1949 года. По нему мы можем видеть преемственность, но армия уже навсегда стала Советской
В 1946 году, в ряде указов, постановлений и документов, мы всё ещё можем встретить «Красную Армию», но буквально за год, все упоминания о ней в официальных бумагах пропадают.
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
Начальники инженерных войск ВС СССР и ВС РФ
Вариант петличный эмблемы (знака различия по функциональному предназначению) Инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации, существовавший в период после отмены экспериментальных знаков образца 1998 года, и до принятия текущего петличного знака.
- 1941—1942 — Котляр Л. З. — генерал-майор;
- 1942—1952 — Воробьёв М. П. — генерал-майор инженерных войск (до 1943), генерал-лейтенант инженерных войск (до 1943), генерал-полковник инженерных войск (до 1944), маршал инженерных войск;
- 1952—1965 — Прошляков А. И. — генерал-полковник инженерных войск (до 1961), маршал инженерных войск;
- 1965—1975 — Харченко В. К. — генерал-лейтенант инженерных войск (до 1966), генерал-полковник инженерных войск (до 1972), маршал инженерных войск;
- 1975—1987 — Аганов С. Х. — генерал-полковник инженерных войск (до 1980), маршал инженерных войск;
- 1987—1999 — Кузнецов В. П. — генерал-полковник;
- 1999—2008 — Сердцев Н. И. — генерал-полковник;
- 2008—2009 — Балховитин Ю. П. — генерал-лейтенант;
- 2009—2010 — Прокопчик В. А. — временно исполняющий обязанности (ВрИО) начальника, полковник;
- июль 2010 — н. в. — Юрий Ставицкий , принял командование в звании генерал-майор, в настоящее время — генерал-лейтенант
Двигатель и трансмиссия.
Т-35 всех годов выпуска комплектовался авиационным мотором М-17. Двигатель 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный. Топливом служил авиабензин марки КБ-70 и Б-70. Мощность пятьсот л/с. Запас топлива находился в трех бензобаках, два из которых по 320 л., и один в 270 л. Топливо подавалось при помощи бензопомпы. Двигатель Т-35 имел два карбюратора, система охлаждения двигателя – водяная, два радиатора установлены по обе стороны от двигателя, радиаторы не взаимозаменяемы между собой.
В трансмиссионном отделении Т-35 установлена пятискоростная КПП. Там же расположен вентилятор с приводом от коленвала двигателя, подающий воздух для охлаждения двух радиаторов, а также главный фрикцион, бортовые передачи, а также ленточные тормоза.
80 лет спустя в России появился сверхтяжелый танк
Т-35, или так называемый «танк прорыва», выпускался с начала 30-х годов и был симбиозом достаточно передовых на тот момент решений с устаревшей многобашенной концепцией. Тяжелый танк весом 50 тонн был выпущен Харьковским паровозостроительным заводом в количестве всего 61 единицы. В первые недели войны многоствольные установки начали вести бои с наступающими немцами, однако противостоять противнику на должном уровне не смогли.
Многие танки были потеряны в ходе боев, в том числе из-за непредвиденных выходов из строя мехчастей боевых элементов. Поэтому до наших дней сохранился буквально один экземпляр, самый известный – оригинальный танк в подмосковной Кубинке.
Но похоже, что исторические проекты сейчас интересуют многих профессионалов и энтузиастов.
К примеру, копия крупнейшего танка Второй мировой войны была изготовлена для российского военного музея на родине металлургов – на Урале. Функционирующий новодел Т-35 был построен металлургической компанией ОАО «Уралэлектромедь» для музея военной техники в Свердловской области.
Танк был воссоздан по старым сохранившимся советским чертежам и множественным фотографиям. Размеры и вооружение этой махины поражают. Не зря тяжелый танк некоторые историки до сих пор считают неким символом индустриализации молодой страны Советов.
10 метров в длину, более 3 метров в ширину, 3.5 метра в высоту. Т-35 обладал максимальной скоростью по пересеченной местности в 14 км/ч с запасом хода 80 км по сложному рельефу и 100 км по шоссе. Максимальная скорость на шоссе составляла 29 км/ч.
Но что действительно выделяло Т-35, так это его вооружение. Тяжелый танк имел пять турелей, включая одну 76,2-миллиметровую противопехотную пушку, две 45-миллиметровые противотанковые пушки и шесть пулеметов Дегтярева. 76,2-миллиметровая и одна 45-миллиметровая пушка были направлены вперед, а вторая 45-миллиметровая пушка – в тыл. Пулеметы могли вести огонь спереди и слева и справа.
Т-35 был построен с учетом траншей и окопов Первой мировой войны и появлявшихся в 30-е годы вражеских танков. Тяжелый танк должен был возглавить атаку на подготовленные позиции противника, сминая укрепления, переезжая через окопы, уничтожая бункеры и пулеметные гнезда 76-миллиметровой пушкой и выводя из строя встречные атакующие танки противника 45-миллиметровой пушкой. В случае если сопровождающей пехоте требовалась поддержка огнем, Т-35 мог вести огонь на 360 градусов. Т-35 способен был поражать цели с флангов и в тылу.
В танке было достаточно патронов для продолжительного боя, при этом каждый из них имел 96 снарядов 76-мм калибра, около 180 болванок 45-миллиметровых противотанковых снарядов и 10 000 пулеметных патронов. Некоторые модификации танков были оснащены огнеметами.
Однако, несмотря на положительные качества и надежды военных руководителей 30-х годов на возможность реализации подобного проекта, сбыться ему было не суждено. Уже в 1940-м году танк был признан морально устаревшим, а скорое нападение немецко-фашистских войск быстро подтвердило эту теорию.
Проблем у Т-35 было больше, чем положительных черт. Как бы хорошо он ни был вооружен, у него была неудовлетворительная система управления и он был ненадежным, постоянно ломался, выходили из строя двигатель (авиационный мотор М-17) и трансмиссия. А громоздкость и неповоротливость сделали свою темное дело на полях сражений.
Вооружение танка
Вооружение вполне типичное для тяжелых танков межвоенного периода — одно орудие и четыре пулемета, размещенные в корпусе и двух башнях.
Два пулемета ДТ установлены в шаровых установках в главной башне и в лобовом листе корпуса.
Два новейших пулемета ШКАС установлены в спаренной установке в задней башенке. Особенность спаренной установки — во внешнем расположении пулеметов, что удобно по компоновке. Патронные коробки заменяются через люк в крыше машинного отделения.
Еще одна особенность — возможность ведения плотного зенитного огня. По скорострельности два ШКАСа соответствуют 6-ти пулеметам «Максим».
В качестве орудия предполагалось установить новейшую универсальную пушку Ф22. Также с возможностью ведения зенитного огня. Но она пока только разрабатывается, 92-й завод обещал поставить два орудия только в 35 или 36 году. Поэтому пока на Т-35 были установлены муляжи пушек. Как и в реальной истории, где первые Т-35 тоже получили муляжи. Но они получили муляжи короткоствольных пушек КТ-28, а у нас — Ф22. У нас круче.
Однако, так как Т-35 должны были выполнить боевые стрельбы в ходе показательных учений, то потребовалось срочно поставить хоть какие-то настоящие пушки. Снова помогли моряки — выдали со своих складов пару зениток Лендера в хорошем состоянии. Эти пушки и «прижились» на Т-35. Оно и к лучшему — тонкостенный корпус не выдержал бы отдачи Ф22. Возможность ведения зенитного огня сохранилась.
Любопытная деталь архитектуры танка — так как поверх ходовой части Т-26 был положен настил, то свободное место под настилом было использовано для оборудования снарядного погреба, как на боевом корабле.
Достоинства и недостатки
Главным и, возможно, единственным реальным преимуществом, которым обладал танк Т-35, являлись отличные характеристики его огневой мощи. Долгое время по этому параметру он лидировал среди всех других боевых машин. Танк создавался с учетом опыта Первой Мировой войны – он должен был при помощи артиллерии и пулеметов подавлять любое сопротивление вражеской пехоты, обеспечивая прорыв обороны противника.
Т-35 во время тактических учений. По всей видимости, используется машина позднего выпуска с герметизированным корпусом
В рамках подобной концепции Т-35 вполне отвечал своему назначению – нетрудно было представить себе, как стальные гиганты неспешно ползут через траншеи и проволочные заграждения, уничтожая из своих пушек дзоты и блиндажи и засыпая окопы целым ливнем пуль. Проблема была лишь в том, что подобная тактика стала уже в 30-е годы достоянием прошлого – теперь требовались куда более скоростные и маневренные машины.
Недостатков у Т-35 в любом случае было огромное количество. Вот лишь некоторые из них:
- Низкая скорость и плохая проходимость. Танк порой не мог выбраться из лужи средних размеров;
- Большие габариты и масса. Огромные размеры Т-35 делали его прекрасной мишенью для артиллерии и к тому же усложняли перевозку танков по железной дороге. Значительный вес танка не позволял ему пользоваться многими переправами, не рассчитанными на такую нагрузку;
- Слабое бронирование. Т-35 являлся тяжелым исключительно по массе, защищенность его оставляла желать много лучшего и соответствовала уровню лёгких танков;
- Сложность управления одновременно пятью башнями. Организовать их огневое взаимодействие было практически невозможно;
- Высокая цена танка. На деньги, потраченные в ходе изготовления одного Т-35, можно было построить не менее девяти куда более практичных БТ;
- Отсутствие эвакуационных люков и ходов сообщения между отделениями танка.
Все эти недостатки усугублялись целым рядом недоработок. В частности, добиться надежной работы бортовых передач и трансмиссии в целом так и не удалось. Фактически ни один из построенных Т-35 не сумел стать по-настоящему боеспособным танком. Кроме того, его конструкция уже во второй половине 30-х годов явно устарела.
Изображение Т-35, нанесенное на медаль «За отвагу»
Нельзя, конечно, сказать, что Т-35 не принес никакой пользы. Эта машина стала одним из этапов на пути развития советского танкостроения. Миновать его было никак нельзя – только таким путем, ошибаясь и исправляя промахи, конструкторы продвигаются к конечной цели — созданию полноценной и эффективной бронетехники.
ЛуАЗ-969 — Википедия
История создания танка.
Танк был нужен для качественного усиления средних танков при прорыве эшелонированной обороны противника. Используя идеи и опыт, полученный под руководством немецкого инженера, советским специалистам необходимо было самостоятельно построить тяжелый танк, взяв за основу ходовую часть ТГ и общую компоновку танка Т-32, над которым работал Н.Барыков с начала этого года. Помимо этого при разработке учитывался опыт, накопленный при испытаниях немецких боевых машин типа «Гросстрактор» под Казанью, а также и материалы собранные советской закупочной комиссией в Великобритании.
Несмотря на оптимизм военных, прототип Т-35 вовремя сдан не был. Первого сентября 1933 года представители заказчика увидели только прототип Т-35, тогда как по строкам в этом месяце танк уже был должен состоять на вооружении. На испытаниях в целом Т-35 произвел благоприятное впечатление. Однако проявили себя многочисленные конструктивные недоставки, начиная с неработающего трехдюймового орудия и заканчивая системой управления и двигателем. Из-за сложности пришлось отказаться от пневматической системы управления заимствованной у ТГ, как и от башни в форме полусферы в пользу клепано-сварной.
В ноябре был дан начато проектирование боевой машины улучшенной конструкции, под индексом Т-35-2. План работ предусматривал установку двигателя М17, новых трансмиссии и двигателя. В ходовую часть внесены изменения по типу таковой у танка «Гросстрактор», установлена башня цилиндрической формы.
По советской традиции, окончание работ над танком приурочено к Первомаю. Пока работы над Т-25-2 подходили к завершению, ABO-5, которое к этому времени переименовали в ОКМО, начало проектирование танка Т-35А. Новый вариант танка представлял собой трансмиссию и ходовую часть Т-35-2 с упрощенным башнями и корпусом. Для упрощения производства, и по личному распоряжению Сталина, главная башня унифицирована с таковой у Т-28, малые орудийные с башнями Т-26 либо БТ, без ниш в корме. Сам корпус был несколько удлинен, также изменения коснулись фальшбортов и пулеметных башен.
Производство Т-35А, согласно решению советского правительства должно было быть развернуто ХПЗ в начале третьего квартала 1933г. Харьковский паровозостроительный завод, к тому времени прилагал все усилия, чтобы в скорейшее время освоить выпуск легких танков БТ-2. В июне 1932г. на завод отправили опытный танк Т-35-2, а также документация по Т-35А. Помимо этого в Харьков отправили все наличные корпуса и башни, вместе с элементами их конструкции.
Несмотря на унификацию, для ХПЗ танк Т-35 оставался новой техникой, производство которой необходимо развернуть на заводе, который с трудом осваивал производство легкого танка БТ. Правительственные планы предусматривали изготовление первого танка Т-35А в июле 1938г. Но этот план оказался невыполненным. Причиной этому были как трудности освоения производства на ХПЗ, так и проблемы с поставкой комплектующих заводами-смежниками, которые пунктуальностью отнюдь не отличались. Так первые двигатели и корпуса от смежников заводом были получены только в июле 1933г. Тогда как поставки от остальных смежников прибыли на ХПЗ только в конце лета- начала осени текущего года. Поэтому сборка первогоТ-35А, была по большей части закончена только к первому ноября 1933г, а седьмого сентября танк участвовал в харьковском параде.
Моделирование
Танк Т-35 (1:35 — таков его масштаб) производится китайцами. Они предлагают модель в трех вариантах — ранний танк (один большой люк на главной башне), выпуск до 1938 года (два люка и зенитная турель) и поздний — выпуск 1938-1939 годов.
Танк создается из пластика методом литья под давлением. В наборе есть и некоторые металлические детали. В дополнение есть возможность выбора функциональных гусениц. В этом же масштабе одно время выпускала модели и Россия. Этот же масштаб был и у украинских моделей, но на данный момент выпуск также прекращен.
В России вышла ограниченная партия моделей и в другом масштабе. Танк Т-35 (1:72 — масштаб модели) прилагался к журналу «Русские танки» (№ 18). Такой же вариант можно купить у польских производителей (фирма Modelkrak).
Проект
В начале 1930-х годов советские инженеры получают заказ на разработку тяжелого танка. Он должен поступить на вооружение к концу 1938 года для огневой поддержки танков среднего звена, а также пехотных расчетов. Первый экземпляр ожидался к сентябрю 1933 года, и хоть его представили, но у данной версии обнаружилось множество существенных недоработок, одной из которых была нерабочая главная пушка. Впоследствии эта модель получила обозначение «тяжелый танк Т-35-1» (просуществовала до 1936 года).
Через два месяца, в ноябре, запускается новый проект, с учетом недоработок, а также пожеланий по унификации со средними танками Т-26 и Т-28. В итоге получилась совершенно новая машина. Изменению подверглись танковые тележки, малые, средние башни и другие незначительные детали.
Тем не менее в 1933 году советский тяжелый танк Т-35 выходит в серийное производство. За всю историю создания из ворот Харьковского паровозостроительного завода вышла 61 машина и 2 опытных образца. Выпуск танка завершили в 1939 году, но, несмотря на это, каждая новая версия имела какие-то свои обновления.