От летающего, до плавающего
Содержание:
- Содержание главы 1
- Первый танк Советского Союза
- Современные танки
- Глава Банка России Эльвира Набиуллина: россиянам кажется, что цены в стране сильно растут…
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА. МОЗГИ, ПРОМЫТЫ КУЛЬТОМ БОГАТСТВА
- Комплекс БраМос / BrahMos, ракета СК310 / PJ-10
- «Раш по центру»
- Боевые машины для Советского Союза от германских конструкторов
- Ходовая часть
- Ледяная атмосфера Нептуна — объяснение для детей
- Первый блин…
- [править] История
- Технические характеристики подводных лодок проекта 995 «Борей»
- См. также
- Т-28
- Исторический экскурс
- В среде конкурентов
- Вторая мировая война
- Характеристики
- Ту-160 — BLACKJACK
- См. также
- Береговые ракетные комплексы «Редут»
- Навигация
- Новости
- Танк Т-90М (объект 188 М)
- Отражение в искусстве
Содержание главы 1
Первый танк Советского Союза
Надо сказать, что военные инженеры Советского Союза в начале 1920 года решили изобрести первый советский танк. Построен он был практически таким же самым, как и французская машина Renault ft-17. На одном из заводом в Нижнем Новгороде конструкторы разобрали французский танк буквально до винтика и таким образом смогли увидеть полную картину чертежей и конструкции этой машины.
Французский танк Renault ft-17
На построение первого советского танка, который кстати носил название “Борец за свободу товарищ Ленин” ушло практически 2 года. Только в 1921 году на вооружение армии была поставлена эта машина.
Нужно отметить, что первые советские танки по сравнению с теми, которые принимали участие во Второй мировой войне, были неуклюжими. Первые образцы подобных боевых машин развивали скорость всего-то приблизительно в 9 км/час. Запас хода у них составлял только 60 км.
Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
Бронь была не толстая и составляла приблизительно 6 мм. В экипаже находились два человека. После того, как первые подобные машину доставили бойцам армии, на протяжении года было выпущено всего 14 подобных образцов боевой техники.
Если говорить о французском образце танка, который был переделан на советской манер, то на конвейер его так и не пустили.
Современные танки
К середине 1980-х гг. политики и военные убедились, что «большой войны» не будет. Боевую технику стали разрабатывать и модернизировать для локальных конфликтов, где противником были «партизаны»
В частности, конструируя танки, стали больше внимание уделять защите экипажа. При этом требовалось «удерживать в рамках» вес танков, чтобы они сохранили подвижность
Вышедший на испытания в 1989 г. танк, позже получивший обозначение Т-90, стал последним танком, созданным в СССР. Он разрабатывался как глубокая модернизация популярного Т-72 и сохранил его классическую компоновку. От предшественника Т-90 отличался новой башней с клиновидной навесной активной броней, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс защищал танк от ПТУР с лазерным наведением и ставил помехи лазерным дальномерам противника, отстреливая гранаты, «специальный» дым которых не пропускал лучи лазеров.
Основной боевой танк Т-90. Россия, 1992 г.
С 1920-х гг. оставалась неизменной компоновка танков, при которой впереди находился механик-водитель, в средней части – боевое отделение с остальными членами экипажа, башня с пушкой и боекомплект, а сзади – двигатель. Эту традицию нарушили израильские конструкторы, которые заботились о сохранности каждого бойца немногочисленной армии Израиля. В танке «Меркава Мк.IV», который на данный момент считается самым защищенным, они разместили экипаж в центре корпуса, отделив его броневой перегородкой от передней части с двигателем. Снаряд, попав «в лоб» танка, прежде чем нанести вред экипажу, должен пробить не только лобовую броню, но и двигатель, и бронеперегородку. Кроме того, такая компоновка позволяет экипажу эвакуироваться через люки в корме, под защитой корпуса.
Танк «Меркава Мк.IV». Израиль. 2002 г.
Долгое время боекомплект и автомат заряжания (АЗ) пушки размещали в корпусе танка, однако потом появилось другое решение: кормовая ниша башни. Она представляет собой сравнительно слабо бронированный отсек, пристыкованный к башне «с затылка». Там размещается АЗ и большая часть боекомплекта. Например, в АЗ французского танка AMX-56 «Леклерк» находятся 22 снаряда, еще 18 остались в корпусе. Такая компоновка упрощает конструкцию автомата заряжания, а снаряды в него можно закладывать через люк в задней стенке кормовой ниши. Чтобы при взрыве боекомплекта не пострадал экипаж, кормовая ниша имеет верхние панели, которые вышибаются давлением пороховых газов: газы и осколки уходят вверх, а не в сторону башни.
AMX-56 «Леклерк». Франция. 1992 г.
Проекты танков с необитаемой башней появились еще в 1950-е гг. – это делало танк легче и менее уязвимым. Однако технологии того времени не позволили реализовать эти проекты. В 1990-е гг. в Омске был создан опытный танк «объект 640» (неофициальное название – «Черный орел»), у которого экипаж размещался в корпусе, а не в башне. Первым принятым на вооружение танком с необитаемой башней стал российский танк М-14 «Армата». Его экипаж сидит в корпусе, внутри сильно бронированной капсулы. Командир танка наблюдает за полем боя, а наводчик наводит пушку через оптико – электронные системы, «объективы» которых вынесены на башню, чтобы улучшить обзор. В автомате заряжания помещается почти весь боекомплект пушки. Западные проекты танков с «безлюдной» башней пока остаются на бумаге.
Новейший основной боевой танк Т-14 «Армата». Россия. 2013 г.
Поделиться ссылкой
Глава Банка России Эльвира Набиуллина: россиянам кажется, что цены в стране сильно растут…
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА. МОЗГИ, ПРОМЫТЫ КУЛЬТОМ БОГАТСТВА
Комплекс БраМос / BrahMos, ракета СК310 / PJ-10
«Раш по центру»
Боевые машины для Советского Союза от германских конструкторов
В начале 1930-х годов на территории Советского Союза, а именно в разнообразных военных учебных заведениях под Казанью, проходили обучение германские солдаты и офицеры. В свою очередь, военные Советского Союза ездили в генеральный штаб Германии также для того, чтобы обучаться.
В те времена страны тесно сотрудничали между собой в военной сфере. В марте 1930 года было заключено специальное соглашение, согласно которому немецкие специалисты должны были прибыть в Советский Союз для того, чтобы разрабатывать новые перспективные танки и боевые машины для СССР. Из Германии прибыла делегация инженеров, в которой Эдвард Гроте, знаменитый конструктор во всем мире, был назначен главным.
Были созданы специальные комиссии, которые должны были покупать иностранные боевые машины для Советского Союза. Например, в этих годах для Красной армии на вооружение были поставлены английские танки Виккерс Мk.II, а также многие другие. На тот момент конструкторское бюро СССР с помощью немецких специалистов уже производили разнообразные отечественные танки средней и тяжелой категории. Именно в 1931 году массово на территории Советского Союза начали производиться боевые машины. Выпускались танкетки Т-27.
Если вспомнить самые интересные танки по своей конструкции, то таким является образец Т-28, который имел три башни. Уже через год был создан танк Т-35, который имел уже пять башен. В 1931 году на территории Советского Союза уже делали танки на четырех заводах. Немецкие специалисты помогли своим советским коллегам разработать разные типы подобной военной техники. На вооружение Красной армии в те года поставлялись плавающие, легкие, колесно-гусеничные, тяжёлые, средние и другие разновидности боевых машин.
Ходовая часть
Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме с использованием гусеничных лент. Каждая лента снабжена двумя съемными уширителями, устанавливаемыми, соответственно, с внешней от танка стороны и с внутренней стороны. Уширители установлены с помощью болтового крепления в скобах (крайних связях) гусеницы. Со снятыми уширителями среднее удельное давление на грунт обеспечено в пределах 0,87-0,9 кг/см2, т.е. на уровне существующего на современных танках.
При установленных уширителях среднее удельное давление на грунт обеспечено в пределах 0,80-0,81 кг/см2, т.е. оптимального с позиций проходимости по грунтам с низкой несущей способностью. Габарит танка «f» по гусеницам с установленными на гусеницах уширителями превышает железнодорожный габарит, однако снятие внешних уширителей позволяет уменьшить габарит танка по гусеницам и осуществлять перевозку танка на железнодорожных платформах.
Применение съемных уширителей в гусеницах, позволяет при транспортировке танка снять с внешних сторон гусениц уширители, вывернув болты на внешних скобах, тем самым уложиться в железнодорожный габарит и обеспечить перевозку танков по железной дороге, а при необходимости вступить в бой сразу же после съезда с железнодорожной платформы. В то же время установка уширителей обеспечивает проходимость на грунтах с низкой несущей способностью.
Ледяная атмосфера Нептуна — объяснение для детей
Важно объяснить детям, что Нептун входит в состав «ледяных гигантов», потому что в его составе больше льда, чем у двух газовых представителей. В основном атмосфера представлена водородом и гелием, с заметными примесями метана, создающего синий окрас
Интересно, что в отличие от развивающихся «земных» типов планет, гиганты сохраняют атмосферу, которая образовалась в самом начале. Температура Нептуна может меняться в зависимости от высоты. Средняя отметка на верхней облачной границе составляет -210°C
В основном атмосфера представлена водородом и гелием, с заметными примесями метана, создающего синий окрас. Интересно, что в отличие от развивающихся «земных» типов планет, гиганты сохраняют атмосферу, которая образовалась в самом начале. Температура Нептуна может меняться в зависимости от высоты. Средняя отметка на верхней облачной границе составляет -210°C.
Это тепловое изображение, на котором видны температурные показатели в самой верхней части тропосферы (верхний левый снимок), но наибольший нагрев наблюдается на южном полюсе (справа сверху). Нижние кадры демонстрируют показатели на больших высотах в стратосфере и нижней атмосфере.
Для самых маленьких должно быть понятным, что гигант также лишен твердой поверхности, поэтому газ натыкается не на землю, а на водно-аммиачный океан. Исследователи отмечают условную точку поверхности в месте, где давление равняется 1 бару (уровень моря на Земле). Температура там достигает -201°C.
Средняя температура всей планеты Нептун приравнивается к -214°C. Но для самых маленьких будет интересно узнать, что она не побеждает в рейтинге холодности. Это место занимает седьмая планета – Уран. Температура планет зависит скорее не от солнечного нагрева, а от их внутреннего тепла.
Первый блин…
Как вы понимаете, события 1917-1920 гг. совсем не располагали к какому бы то ни было созидательному труду; с другой стороны войны, в том числе и гражданские, являются признанным двигателем технического прогресса. Использование войсками белого движения танков поставленных странами Антанты заставило правительство Ленина «запилить» аналогичные машины, что и было сделано на нижегородском автозаводе.
В качестве прототипа был выбран трофейный Reno FT-17, пиратская копия которого известная как «Рено-Русский» стала первым отечественным серийным танком, размноженным в 1921 году в количестве… пятнадцати единиц. Несовершенство этой «коробочки» стало причиной того, что от её дальнейшего производства пришлось отказаться, как результат, едва ли не до конца 20-х танковый парк СССР состоял из девяноста трофейных машин западного производства.
Первый советский танк
[править] История
-
Основная статья: История танкостроения России
Первый серийный танк в России вышел из ворот Сормовского завода 31 августа 1920 года. Он получил наименование «Борец за свободу тов. Ленин». По сути, это была копия французского танка FT-17 фирмы Renault, только с некоторыми усовершенствованиями.
Спустя 4 года после выпуска первого танка российской сборки, в 1924 году в стране было начато проектирование полностью отечественных танков.
Появились МС-1, Т-12 и Т-24. Тщательно изучался и зарубежный опыт танкостроения. Закупались отдельные образцы танков на Западе, именно отдельные, чтобы изучить их конструкцию и использовать в дальнейшем имеющиеся в них передовые технические решения, осваивали их производство у себя.
С появлением на свет танков Т-34 и КВ, ставших символами победы во Второй мировой войне, СССР стал одним из мировых лидеров в танкостроении, в своём роде законодателем моды. Потенциальные противники СССР копировали технические новшества, применяемые в советских танках, отлично понимая на основе опыта Второй мировой войны, что танки приобрели решающее значение на поле боя, и особенно с появлением в арсеналах ядерного оружия.
Советские конструкторы боевых машин продолжали удивлять всё новыми и новыми конструкциями своих детищ. Революционный Т-64, многоосные колёсные плавающие бронетранспортеры и новый класс бронетехники — БМП на десятилетия определили мировые тенденции развития бронетехники. Опыт советской школы танкостроения превратился в мировую классику.
В СССР впервые на танках применены гладкоствольные пушки, комбинированное многослойное бронирование, системы автоматического заряжания, газотурбинные силовые установки, системы противоатомной защиты, подводного вождения, динамической, активной защиты и оптико-электронного подавления и многое другое. Именно у СССР были созданы и испытаны первые автоматизированные системы управления боем и огнём, танки с телеуправлением, способные вести бой без экипажей внутри. На Западе в это же время только-только разрабатывали идеологию построения таких систем.
Технические характеристики подводных лодок проекта 995 «Борей»
Ниже приведены характеристики кораблей проекта «Борей».
Основные характеристики | |
Тип корабля | РПКСН |
Обозначение проекта | 955 «Борей» |
Разработчик проекта | ЦКБ «Рубин» |
Классификация НАТО | Borei |
Скорость (надводная) | 15 узлов |
Скорость (подводная) | 29 узлов |
Рабочая глубина погружения | 400 м |
Предельная глубина погружения | 480 м |
Автономность плавания | 90 суток |
Экипаж | 107 человек, в том числе 55 офицеров |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 14 720 т |
Водоизмещение подводное | 24 000 т |
Длина наибольшая | 170 м |
Ширина корпуса наиб. | 13,5 м |
Средняя осадка | 10 м |
Силовая установка | |
|
|
Вооружение | |
Торпедно-минное вооружение | 8 ТА: 4 x 650 мм, 4 x 533 мм,торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты. |
Ракетное вооружение | 16 ПУ БРПЛ Р-30 «Булава» |
Недавно один из руководителей знаменитого ЦКБ «Рубин» сообщил, что специалисты предприятия в 2020 году приступят к разработке подводной лодки следующего, пятого поколения. Это будет АПЛ совсем другого класса. Хотя ранее главнокомандующий военно-морских сил России заявлял, что постройка подводных кораблей следующего поколения начнется в России не ранее 2030 года.
См. также
Т-28
Исторический экскурс
О том, что первые танки изготовили и применили на поле боя англичане в 1915 году (битва наСомме) знают, наверное, все, кто интересуется историей военной техники. Именно от английского словаTank– бак, цистерна, емкость, произошло название бронированной машины и укрепилось в языке всех ведущих производителей этого вооружения.
Попытки развития собственных проектов бронированных машин предпринимались в те же годы и в Российской Империи. Первыми считаются опытные образцы: «Вездеход» — А.А.Пороховщикова, «Танк Менделеева» — В.Д. Менделеева — сына великого ученого, самый известный и нелепый «танк» в истории — «Царь-Танк» Н.Лебеденко, и десятки других проектов русских инженеров, ни один из которых не был принят на вооружение.
Первые боевые машины русской армии, появившиеся в 1917 году – импортные танкиRenaultFT-17, поставленные союзниками по Антанте. Позднее, в годы Гражданской войны в войска Белой армии поставлялись английские танкиMark-III иMark-IV. Сборка первых отечественных танков была осуществлена уже после завершения Гражданской войны из деталей трофейных французских танков, захваченных во время боев с белогвардейцами. Позднее во Франции была приобретена лицензия и оборудование. Всего было выпущено 15 таких танков, объединенных общим названием: «Борец за свободу товарищ Ленин». Каждому танку присваивалось собственное имя. Первому, собранному вручную, было присвоено название «Парижская коммуна».
Первый танк отечественной конструкции Т-18 был создан в 1925-1927 годах. В основу была положена конструкция все того жеRenaultFT-17. Производство продолжалось до конца 1931 года, когда он был заменен более совершенным танком Т-26. Танк Т-18 послужил платформой для разработки новых образцов боевой техники, которой в те годы не было ни у одной, даже самой передовой в техническом отношении державы.
Были созданы:
- «телетанк» — радиоуправляемая боевая машина без экипажа;
- химический и огнеметный танки – в те годы не существовало запрета на применение боевых отравляющих веществ, поэтому советские конструкторы разработали и установили в танке приборТДП-3, способный распылять боевые ОВ или ставить дымовые завесы;
- транспортеры для артиллерийских орудий;
- инженерные машины:мостоукладчик, бурильную установку, траншеекопатель.
Революция в отечественном танкостроении связана с разработкой танка Т-34, которая была завершена в 1940 году. Этот танк, в техническом отношении, обогнал все известные зарубежные модели средних танков и стал основным боевым танком Советской Армии. Великую Отечественную войну Советский Союз завершил, имея в арсенале модели, по всем показателям превосходящие танки союзников и не уступающие танкам противника.
К концу 80-х годов прошлого века, СССР обладал самыми мощными по численности и качественным характеристикам танковыми войсками в мире. В настоящее время по количеству бронетехники Россия занимает I место в мире, почти вдвое обгоняя по количеству основных боевых танков США и Китай.
В среде конкурентов
Российский средний танк Т-90 («Владимир») представляет собой модернизированный вариант советского танка Т-72 и, по мнению экспертов, сходен по многим характеристикам с другими образцами советского военпрома – Т-64 и Т-80. По версии американского журнала The National Interest, Т-90 входит в пятерку лучших танков мира, деля пальму первенства с американским М1 «Абрамс», германским «Леопард-2», израильским «Меркава-4» и британским «Челленджер-2».
Среди достоинств Т-90 специалисты отмечают возможность вести стрельбу управляемыми снарядами комплекса «Рефлекс-М», которые пробивают 700-миллиметровую броню с расстояния в несколько километров, а также выделяют устанавливаемый на танке комплекс оптико-электронного подавления «Штора». Последний способен сбить с траектории пущенную по Т-90 радиоуправляемую ракету. Также «Штора» при помощи выброса аэрозольной гранаты призвана дезориентировать систему лазерного наведения противника.
У Т-90 наиболее низкая посадка в сравнении с зарубежными аналогами, что делает его менее уязвимым, а также более скромный вес и габариты, позволяющие без проблем транспортировать танк на железнодорожных платформах общего назначения. Машина имеет многослойную противоснарядную защиту, которая, по оценкам специалистов, приравнивается к литой броне толщиной более полуметра. Кроме того, «Владимир» в сравнении с конкурентами способен лучше преодолевать водные преграды.
Военный аналитик Константин Сивков признает ряд слабостей отечественной бронемашины, в частности замечает, что немецкий «Леопард-2» превосходит Т-90 по части средств управления огнем и наблюдения, а также использует более мощные боеприпасы. Однако, по словам эксперта, это компенсирует 125-мм орудие Т-90, в то время как «Леопард» оснащен 120-мм стволом.
Несмотря на очевидные достоинства Т-90, среди российских военных встречается немало критических отзывов в адрес нашего танка. Так, еще в 2011 году во время выступления в Совете Федерации Главнокомандующий сухопутными войсками, генерал-полковник Александр Постников, дал нелестные оценки основному боевому танку российской армии. Военачальник напомнил, что Т-90 является 17-й модификацией советского Т-72, а это значит, что техника не соответствует последним образцам стран НАТО и даже Китая.
Кроме того, по словам Постникова, оборонная промышленность выпускает не просто неконкурентоспособную продукцию, но еще и дорогую: на эти деньги можно было купить три «Леопарда», – заявил генерал. По разным оценкам, Т-90 обходится нашей армии от 72 до 118 млн. рублей. Бывший танкист, полковник Виктор Мураховский, с негативной оценкой данной Т-90 Постниковым категорически не согласен. По его мнению, подобные комментарии делаются либо по злому умыслу, либо из-за некомпетентности.
Тем не менее, в том же 2011 году Министерство обороны РФ объявило о прекращении закупок Т-90, производимого Уралвагонзаводом. По словам военных, гораздо дешевле им обойдется модернизация танков Т-72, которых сегодня на вооружении российской армии порядка 10 тысяч.
До недавнего времени Т-90 был в числе образцов отечественного вооружения, которые активно шли на экспорт. Среди покупателей российской техники – Индия, Алжир, Сирия, Ирак. Правда, после экономического кризиса эксперты выражают сомнения в дальнейшем выполнении контрактных обязательств Алжиром. Возможны проблемы с поставкой Т-90 и в Индию. В Дели намеревались сформировать к 2020 году 35 танковых полков, составленных исключительно из Т-90. Однако критические замечания индийских военных в адрес российской машины могут помешать этим планам.
Еще в 2005 году министр обороны Индии, Пранаб Мукэрджи, сообщил парламенту, что по результатам испытаний танк индийского производства Arjun превзошел российскую машину и порекомендовал отказаться от закупок Т-90. В Москве с таким поворотом событий не согласились, отметив, что индийские военные занимаются откровенным лоббированием интересов местной оборонной промышленности. В конечном итоге «Рособоронэкспорту» удалось убедить Дели подписать очередной контракт на поставку крупной партии Т-90.
Однако претензии к российской технике продолжились. Индийские военные жаловались, что аппаратура танковой СУО в условиях высоких температур часто выходит из строя, из-за чего ее можно полноценно использовать лишь в темное время суток. Такая особенность Т-90 послужила появлению прозвища «Ночная бабочка».
Вторая мировая война
Во Второй Мировой Войне танки проявили свои сильные стороны: быстроходность, меткость, расчленение обороны.
Германия
Немецкое командование при тактике блицкрига в Польше (сентябрь 1939 года) использовали быстроходные танки для вклинивания в слабую польскую оборону и её расчленение на несколько окруженных групп, которых добивали пехота и артиллерия. В результате польские войска на западной и юго-западной границе были уничтожены в течение первых трех дней войны. В Скандинавии из-за сложного рельефа танковые соединения не были использованы в таком количестве, но именно в Норвегии была создана тактика «танкового десанта». В весенне-летней кампании 1940 года появился такой знаменитый танковый полководец, как Гудериан. Он осознал все преимущества и недостатки танковых соединений.
Основная статья: Панцерваффе
Характеристики
Ту-160 — BLACKJACK
См. также
Береговые ракетные комплексы «Редут»
Навигация
Новости
Танк Т-90М (объект 188 М)
Из тройки рассматриваемых здесь моделей боевых танков России
Т-90 имеет наименьшее время эксплуатации. Он поступил в войска в 1993 г. и,
таким образом, используется максимум 26 лет. Из-за относительно высоких
производственных затрат с начала 1990-х гг. для ВС России произведено только от
350 до 400 ОБТ Т-90. В принципе, Т-90 по многим показателям базируется на модели
Т-72. Прототип самой современной версии 1989 г. имел обозначение Т-72БУ. По
маркетинговым соображениям и в силу отсутствия успеха Т-72 во второй войне в
Персидском заливе машину переименовали в Т-90.
Боевой танк Т-90М «Прорыв-3»
Новая версия Т-90М «Прорыв-3» также получила
современную 125 мм гладкоствольную пушку 2 А46М-5, которая выдерживает гораздо
более высокое давление газов. Из орудия возможен пуск управляемой ракеты
«Инвар». От танка Т-14 также
взята современная система управления огнем «Калина» с цифровым
вычислителем и аппаратом сопровождения цели.
По-видимому, для Т-90М разработана новая оружейная станция с
дистанционным управлением, которая объединена с панорамным перископом
командира. Аналогичное решение применено и в ОБТ Т-14, однако на Т-90М намного
эффективнее используется 12,7 мм пулемет «Корд». На некоторых снимках
явно распознается вытянутый хвост башни в версии Т-90М. Возможно это потому,
что танк получил новую сварную башню, в задней части которой может быть
размещена часть боекомплекта.
Мобильность и защищенность
Для улучшения мобильности использовавшийся до сих пор
двигатель W92 S2 (698 кВт/949 л.с.) заменен
более мощной моделью W92
S2F (830 кВт/1128 л.с.). На снимках в
передней части башни видны два лазерных датчика, известные по системе защиты
«Штора-1». По бокам башни за дополнительной броней с каждой стороне
расположены пусковые установки дымовых гранат системы «Туча». В
некоторых сообщениях речь идет о том, что версии Т-90М должна получить
некоторые элементы комплекса активной защиты «Афганит» (установлен на
танке Т-14). На имеющихся фотографиях, однако, таких элементов пока не обнаружено.
Лазерный датчик системы «Штора-1»
Защищенность улучшена за счет использования современной динамической
брони типа «Реликт». С той же целью в башенной зона с разных сторон установлено
сетчатое бронирование от переносного противотанкового оружия. Кроме того, для
того же боковая и задняя части шасси прикрыты дистанционной пластинчатой броней
(типа Slat-Armor). Улучшение защищенности также привело к увеличению
боевого веса Т-90М до 46,5 т.
В ходе модернизации основного боевого танка Т-90 не сделан
решающий шаг к значительному снижение уязвимости: хранение боеприпасов
основного оружия в автоматическом аппарате заряжания локализовано в башне. Вместе
с тем, в прошлом уже имели место несколько разработок, которые даже дошли до
стадии прототипа.
Так, в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе была разработана и
испытана так называемая башня «Бурлак». А в Омске новая башня испытывалась
на демонстраторе «Черный орел» (объект 640). Причинами отказа от этих
разработок могут быть большой вес, высокая сложность и в результате системные
технические недостатки, а также высокая стоимость.
Объект 640 «Черный орел»