Танки серии бт

Содержание

Правильная диагностика

Обследование военной комиссией при ВСД должно проводиться по всем правилам. Если специалисты будут опускать множественные симптомы заболевания, то молодого человека не только призовут в армию, но и не будут учитывать особенности его здоровья в процессе службы. Это может быть чревато негативными последствиями для состояния его здоровья.

Для признания непригодности или получения отсрочки от службы, призывнику нужно пройти военную медицинскую комиссию

Призывная комиссия должна обращать внимание на имеющиеся нарушения функциональности сосудистой системы головы и сердца. Признаками для «непригодности» могут послужить:

  • тахикардия;
  • давние мигрени;
  • кратковременное прекращение работы сердца;
  • резкое бессилие;
  • нарушение процесса дыхания;
  • внезапное чувство тошноты, сопровождающееся состоянием головокружения;
  • частые обмороки;
  • панические атаки.

Сложность в этом случае заключается в том, что доказать присутствие «особого» симптома медицинской комиссии не так уж и легко. При прохождении медицинского обследования призывник, как правило, не проходит полной диагностики, способной выявить такое отклонение. В процессе обследования учитываются только основные параметры. По этой причине, если у молодого человека фактически случаются приступы сильной паники, то он должен заранее подготовить заверенные врачами официальные документы, подтверждающие имеющийся диагноз.

ВСД не является гарантией того, что человека признают непригодным, в большинстве случаев этот недуг не берётся военными врачами во внимание

Оценка машины

По совокупности основных параметров — вооружения, маневренности — БТ-7 можно признать удачными танками 1930-х годов.

Вооружение лёгких танков БТ и Т-26 на июнь 1941 года уже мало соответствовало задачам. 45-мм пушка 20-К позволяла вести борьбу с пехотой противника и его лёгкой бронетехникой. Но перед нападением на СССР немцы увеличили лобовую броню танков Pz.Kpfw. 35(t), Pz.Kpfw. 38(t), Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw. IV до 50 мм, и бронебойный снаряд 45-мм пушки уже не мог пробить её даже при стрельбе в упор. Бортовая 30-мм броня немецких танков пробивалась на дистанции до 800 м. Осколочно-фугасный снаряд (ОФС) БТ-7 не позволял бороться с окопавшейся пехотой противника. ОФС БТ превосходил по фугасному действию 20-мм снаряд пушки Pz.Kpfw. II и тем более пулемёт Pz.Kpfw. I. Примерно соответствовал 37-мм снаряду PzKpfw III ранних выпусков. Уступал 50-мм снаряду PzKpfw III модификации и выше. Существенно уступал 75-мм снаряду PzKpfw IV.

Ощутимым был и тот факт, что за пять лет серийного производства конструкцию БТ-7 достаточно хорошо отработали. Вполне удовлетворительной была и техническая надёжность танка (разумеется, при нормальной эксплуатации)

Вместе с тем, эксплуатация танка в войсках выявила ряд недостатков. Часть из них устранялась в процессе серийного производства, часть же была характерна для танков с колёсно-гусеничным движителем, и являлась поэтому неустранимой. Основные нарекания вызывал двигатель М-17, в основном из-за его невысокой надёжности. Фактически, в танковое производство в ряде случаев направлялись двигатели, признанные военной приемкой непригодными для установки на самолёты, либо списанные из авиации. Это приводило в том числе и к таким анекдотическим ситуациям, когда танк БТ предписывалось заводить только в присутствии снаружи члена экипажа, держащего наготове огнетушитель — двигатель мог загореться сразу после пуска. К тому же значительной проблемой отечественного двигателестроения было стремление обеспечить количественные показатели. За счет использования малоквалифицированной рабочей силы, регулировка двигателя осуществлялась неквалифицированно, из-за разрегулировки ГРМ имели место частые случаи встречи клапанов с поршнями. Карбюраторный мотор был к тому же очень «прожорливым» — за высокие показатели мощности и запаса хода приходилось платить большим расходом ГСМ. Общая ёмкость всех бензобаков составляла 790 л, а расход топлива на 1 км при движении на колёсах достигал 1,5—1,6 л, но этот недостаток в целом был устранимым, и был полностью решён в модификации БТ-7М, обладавшим уникальным по тем временам дизельным танковым двигателем — В-2 мощностью 500 л. с.. Хуже обстояло дело со специфическими недостатками колёсно-гусеничной схемы. Резиновые бандажи при движении на колёсах по шоссе с твёрдым покрытием (таким как булыжник или асфальт) начинали разрушаться уже после 100 км пробега. Значительная часть забронированного объёма «съедалась» за счёт двойного борта. Основным же неустранимым недостатком можно считать высокую сложность привода колёсного хода, который к тому же при движении на гусеницах вообще являлся бесполезным грузом. Кроме того, при испытании на НИИБТ-полигоне в Кубинке было выявлено, что на практике переход с гусениц на колёса и обратно занимает около часа, в то время как в руководстве службы значилось 25—30 минут.

У порога Великой Отечественной

Наличие БТ-7 в РККА на 1 июня 1941 года
Модель Категория ЛВО ПОВО ЗОВО КОВО ОдВО ЗакВО САВО ЗабВО ДВФ АрхВО МВО ПриВО ОрВО ХВО СКВО УрВО СибВО Рембазы Склады Всего
БТ-7 линейный 1 7 3 1 11
2 214 307 198 557 78 370 186 171 24 3 2108
3 23 43 29 41 22 98 14 20 14 304
4 18/11 7/4 7/4 31/22 3 20/8 1 16/11 1 7 26 137
Всего 255/11 364/4 234/4 632/22 103 488/8 202 207/11 39 10 26 2560
БТ-7 радио 1 1 5 8 22 36
2 177 242 100 429 72 383 125 7 5 5 1545
3 17 41 24 37 24 65 3 5 3 3 222
4 2 12/10 9/3 16/8 4/2 21/11 1/1 1 12 78
Всего 196 296/10 133/3 487/8 100/2 469/11 137/1 34 8 9 12 1881
БТ-7 артиллерийский 1 4 4
2 9 17 24 9 20 3 1 83
3 3 2 4 7 2 1 19
4 3 3 3/2 2 11
Всего 12 20 2 31 19/2 28 3 2 117
БТ-7М линейный 2 1 11* 4 92 150 41 209 4** 512
3 5 1 1 7
4 1 1 2
Всего 1 11 4 97 152 41 211 4 521
БТ-7М радио 2 35 100 17 9 3 12 176
3 1 4 5
Всего 36 104 17 9 3 12 181
БТ-7 РСМК 2 1 2 3
БТ-7 химический 3 1 1
БТ-8 2 1 1 2
Итого 464/11 691/14 410/7 1351/30 372/2 50 976/21 367/1 462/11 66 19 38 5266

*Включая 10 с зенитно-пулеметной установкой П-40.

**Включая 2 с зенитно-пулеметной установкой П-40.

Что касается БТ-7М, то основная их часть поступила на вооружение моторизованных дивизий и отдельных батальонов связи механизированных корпусов первой волны формирования. Так, к началу ВОВ, из имевшихся в КОВО 201 танка, 195 были в 81-й мд и 6 — в 184-м обс 4-го мехкорпуса. 169 машин ОдВО числились в 15-й мд 2-го мехкорпуса. 3-й мехкорпус имел 11 танков, 6-й — 40, в том числе 30 — в 4-й тд, 4 — в 7-й тд и 6 — в 185-м обс. 7-й мк МВО имел в 1-й мд 205 БТ-7М и 6 — в 251-м обс. Так же эти танки имела 9-я тд САВО, которая получила батальон из 50 танков, переданный из 1-й мд. Были БТ-7М и в ВУЗах: 14 машин числились во 2-м Саратовском БТУ, 2 — в КБТКУТС, 3 — в ВАММ и один — на ЛБТКУКС. Кроме того, 2 танка находились на НИАБТ Полигоне, 5 — на рембазе № 7, 1 — на з-де № 183; местонахождение оставшихся двух танков, включая ОТ-7, пока неизвестно. Скорее всего они были на артиллерийском и химическом полигонах.

К началу Великой Отечественной войны в Оперативные войска НКВД входили: отдельная мотострелковая дивизия особого назначения, 13 (№ 1-6, 8, 10, 13 — 16) мотострелковых, 4 (№ 7, 18, 19, 21) кавалерийских и 3 ремонтных кавалерийских (№ 9, 11, 17) полка. На их вооружении состояли 188 БТ-7 и 72 БТ-7М, а также 12 Т-37 и 40 Т-38.

Согласно штату ОМСДОН имела танковый батальон — 54 БТ-7 и 12 Т-38, полки — по танковой роте из 17 БТ и 5 Т-37/38. Штатную матчасть получили только ОМСДОН и 18-й кп, другие полки были укомплектованы по-разному.

ОМСДОН имела 54 БТ и 12 Т-38, 1-й мсп — 11 и 3, 3-й — 6, 5-й — 12 и 4, 6-й, 8-й и 13-й по 11 и 3, 10-й — 15, 14-й — 8, 15-й — 10, 16 — 13 и 2, 18-й — 17 и 5, 21-й кп — 17 и 1. Распределение оставшихся 64 БТ и 16 Т-37/38 пока неизвестно.

Серийные модели

Модель 1935 года

Корпус серийной БТ-7 выпуска 1935 года собирался из броневых и стальных листов и представлял собой жёсткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой суженной закруглённой носовой частью и трапециевидной кормой. Все неразъёмные соединения корпуса выполнялись преимущественно сварными и в меньшей — клёпаными. Наружные бортовые стенки — броневые, съёмные. Внутренние стенки представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка подвешивался на восьми пружинных рессорах (свечах): шести вертикальных и двух горизонтальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих колёс. При движении на колёсном ходу ведущей становилась задняя пара опорных катков, а управляемыми — передняя. На гусеничном ходу руль снимался и укладывался в отделении управления.

В кормовой части располагались карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 400 л. с., многодисковый сухой главный фрикцион, 4-скоростная коробка передач, бортовые фрикционы и передачи, тормоза, гитары (для привода колёсного хода), топливные баки (два по бокам между бортовыми листами и один в корме).

В башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей размещалась 45-мм танковая пушка 20К образца 1934 года и спаренный с нею пулемёт ДТ. На части танков устанавливались кормовые и зенитные пулемёты, а кроме того, и радиостанции 71-ТК с поручневой антенной. Экипаж состоял из 3 человек: командир (наводчик), заряжающий и механик-водитель.

Модель 1937 года

С 1937 года начался выпуск БТ-7 с конической башней. Вооружение танка осталось прежним, но боезапас был увеличен на 44 снаряда (он достиг 188, а в танках с радиостанцией — 145 артвыстрелов). На всех линейных танках устанавливался пулемёт ДТ в кормовой нише. Для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемёта ночью танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, устанавливаемыми на маске пушки. Впоследствии такие фары ставили и на танки более ранних выпусков. Четырёхскоростная коробка передач была заменена трёхскоростной. Внесли изменения в трансмиссию, усилили пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода. На последних, впрочем, в 1938 году резиновые бандажи были ликвидированы. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали заменять на мелкозвенчатую. В ходе модернизации толщина лобовой брони БТ-7 достигла 22 мм. Боевая масса возросла до 13,9 т. Всего было изготовлено 4727 танков БТ-7.

Модель 1939 года (БТ-7М)

С декабря 1939 года начался выпуск танка БТ-7М (заводской индекс А-7М или А-8), внешне почти не отличавшегося от БТ-7. Основное отличие заключалось в установке на танк дизельного двигателя В-2 вместо карбюраторного М-17Т. Жёсткость корпуса БТ-7М была повышена за счёт установки раскосов, в днище появился подмоторный люк, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра-пылеулавливателя. Бо́льшая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках. БТ-7М выпускался до конца 1940 года, некоторое время — даже параллельно с Т-34. Всего было изготовлено 706 экземпляров БТ-7М.

Характеристики ТТХ танков БТ-5

Ниже указаны основные характеристики легкого советского танка БТ-5:

  • экипаж, чел. – 3;
  • масса, т – 11,9;
  • длина, м – 5,8;
  • ширина, м – 2,23;
  • высота, м – 2,34;
  • вооружение – 45-мм пушка 20К и пулемет ДТ (7,62 мм);
  • боекомплект – 115 снарядов;
  • двигатель – бензиновый М-5 (400 л. с.);
  • запас хода, км – 300 (на колесах), 120 (на гусеницах);
  • скорость, км/ч – 72 (на колесах), 52 (на гусеницах).

Автор статьи:
Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

БТ-7 в игре

Исследование и прокачка

Лёгкий танк БТ-7 исследуется на БТ-2 за 1 500 .

Ходовая
БТ-7

315 1700

Двигатель
М-17Т

850 13460

Башня
БТ-7 обр. 1937 г.

325 1730

Орудие
37 мм ЗиС-19

160 4250

Радиостанция
12LL

5600 33600

Двигатель
В-2

1250 18750

Орудие
23 мм ВЯ

140 2750

Итог:
Кредиты: 76240
Опыт: 8640

Комментарии к прокачке

  • Ходовая увеличит манёвренность танка.
  • Двигатель повысит динамику танка.
  • Башня увеличит обзор и повысит скорострельность орудий.
  • Орудие повысит пробитие, снизит разброс и разовый урон.
  • Радиостанция значительно увеличит дальность связи.
  • Двигатель понизит вероятность возгорания, но немного снизит динамику танка.
  • Орудие имеет низкое пробитие, разовый урон и большой разброс. Изучается только для присвоения танку статуса «Элитный».

Боевая эффективность

БТ-7 является продолжением традиций БТ-2 (больше скорости, меньше маневренности) и, как было сказано ранее, БТ-7 является «светляком», поэтому его главная задача — подсвечивать вражескую технику. Имея малую маневренность, танк имеет большую компенсирующую скорость, что делает попадание по цели затруднительным. В бою БТ-7 эффективен только с танками меньшего уровня. Хотя скорострельное орудие очень раздражает противников и работает, как психологическое оружие, оно позволяет сбрасывать вражеские очки захвата базы и делает весьма вероятным получение наград Защитник и Поддержка.

  • хорошая динамика;
  • большая дальность связи.

Недостатки: слабый обзор.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top

ББ70

БП14

ОФ

Оборудование

  • Просветленная оптика — увеличит дальность обзора.
  • Ящик с инструментами — позволит быстрее чинить поврежденные модули.
  • Улучшенная вентиляция — улучшит все основные характеристики танка.

1

ББ70

БП14

ОФ

Оборудование

  • Стереотруба — увеличит дальность обзора неподвижного танка.
  • Маскировочная сеть — уменьшит заметность неподвижного танка.
  • Улучшенная вентиляция — улучшит все основные характеристики танка.

Активный свет

1 Засадная тактика

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения: ремкомплект

,аптечка иогнетушитель . Боекомплект Основную часть боекомплекта составляют бронебойные снаряды, имеет смысл возить несколько специальных подкалиберных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные снаряды такого калибра совершенно неэффективны.

Известные проблемы

несоответствия историческому прототипу

  1. Недоступность 76-мм пушки и башни от танка Т-26, как это было в реальности.
  2. БТ-7 в стандартной комплектации представляет собой БТ-5, однако отдельно этот танк в игре не представлен.

Оценка БТ-7

  • Защитник — высокая скорость позволит вернуться на базу, а скорострельные орудия эффективно сбивают захват.
  • Захватчик — за высокую скорость позволяющей захватить вражескую базу.
  • Поддержка — за скорострельное, но маломощное вооружение.
  • Разведчик — за высокую скорость, хоть и низкую маневренность.
  • Бронебойщик — за хорошую бронепробиваемость для своего уровня.

История изменений

Основная статья :История изменений БТ-7 История изменений

Обновление 0.4.6

Уменьшен разброс в движении, улучшена проходимость.

Обновление 0.5.5.1

  • Скорость поворота обеих шасси увеличена на 4 град/сек.
  • Разброс в движении для второго шасси уменьшен на 7%.

Обновление 0.6.3.7 Увеличена скорость заднего хода.

Обновление 0.7.0

Перевод в новую систему бронирования (16 групп + экраны).

Обновление 0.7.1

Обзор второй башни увеличен до 320 метров.

Обновление 0.8.0

  • Скорость поворота ходовой БТ-5 изменена с 44 до 48 град/сек.
  • Прочность увеличена на 10 единиц.
  • Дальность обзора башни БТ-5 «цилиндрическая» изменена с 240 до 260 м.
  • Время прицеливания орудия 37 мм ЗиС-19 изменено с 2,3 до 1,9 сек.
  • Время перезарядки орудия 37 мм ЗиС-19 изменено с 2,3 до 2,1 сек.
  • Разброс орудия 37 мм ЗиС-19 после выстрела уменьшен на 15%.
  • Разброс орудия 37 мм ЗиС-19 при повороте башни уменьшен на 40%.
  • Время прицеливания орудия 45 мм 20К изменено с 2,3 до 1,9 сек.
  • Разброс орудия 45 мм 20К после выстрела уменьшен на 15%.
  • Разброс орудия 45 мм 20К при повороте башни уменьшен на 25%.

Обновление 0.9.8

  • Разброс орудия при повороте ходовой БТ-5 уменьшен на 11%.
  • Разброс орудия при повороте ходовой БТ-7 уменьшен на 12%.

Обновление 0.9.15 Танк переработан в новом визуальном качестве.

Опытные модификации

  • БТ-ИС-7 — с приводом на шесть колёс (только проект).
  • БТ-СВ-2 «Черепаха» — с новой формой бронекорпуса и башни.
  • КБТ-7 — командирский танк с неподвижной рубкой вместо башни
  • ХБТ-7 — химический танк, предназначенный для огнеметания, заражения местности отравляющими веществами, дегазации и постановки дымовой завесы.
  • ОТ-7 (ОП-7) — огнемётный танк. Переделан из БТ-7М.
  • ТТ-БТ-7 и ТУБТ-7 — радиоуправляемые танки (телетанки).
  • В марте 1935 — январее 1937 года испытано 2 моста на танке БТ-7. Первый мост массой 1050 кг (вместе с приспособлениями и креплением) длиной 7 м. Второй мост длиной 7,5 м..
  • БТ-7 экранированый дополнительными листами брони. Был построен опытный образец, который участвовал в параде 1941 года..

Также испытывались различные приспособления для повышения проходимости — болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т. д..

Литература

  • М. Свирин «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.» Яуза\ЭКСМО. Москва. 2006
  • М. П. Барятинский «Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2». Яуза\ЭКСМО. Москва. 2007
  • М. П. Барятинский, М.Коломиец «Легкий танк БТ-7″ (Бронеколлекция МК» 1996-05)
  • М. В. Коломиец «Бои за Харьков в мае 1942 года». Фронтовая Иллюстрация №6-2000
  • М. В. Коломиец «Битва за Москву». Фронтовая Иллюстрация №1-2002
  • Г. Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998

Участие в Великой Отечественной войне

Слабая броневая защита корпуса не позволяла без катастрофических потерь использовать танки БТ в контрударах и во встречных танковых боях лета 1941 года. Броня лёгких танков БТ и Т-26 пробивалась всеми орудиями танков и бронемашин вермахта, 37-мм противотанковыми орудиями Pak 35/36, противотанковыми ружьями с дистанций менее 200 м, а также, иногда, бронебойными пулями с вольфрамовым сердечником винтовок и пулемётов (на дистанциях менее 100 м под углами, близкими к нормали). Иногда танки БТ уничтожались на дистанциях, когда 45-мм пушка 20-К ещё не могла нанести танкам противника урон (5 cm KwK 38). Из-за этого лёгкие танки часто использовались как самоходные орудия, ведущие бой из засад, с использованием естественных и искусственных укрытий, что увеличивало живучесть танка и позволяло подпустить вражеский танк на дистанцию, когда была возможность с близкого расстояния пробить броню вражеского танка и отразить атаку, не потеряв танк. Но при использовании танки БТ серьёзно проигрывали танкам Т-26, обладая громадным по сравнению с ними расходом топлива, большей заметностью, большей шумностью, сложностью в обслуживании и эксплуатации (см.М-5 (двигатель) и М-17 (двигатель)).

Танк БТ-7 был хорошо известен в РККА. На него было подготовлено много опытных экипажей. Танк нравился танкистам, несмотря на то, что БТ-7 последних модификаций вызывали в войсках много нареканий, связанных с техническими недоработками[источник не указан 1661 день].

Многие танкисты, используя опыт и возможности машины, добились больших успехов на БТ-7. Например, 23 июня 1941 года, на второй день Великой Отечественной войны, танк БТ-7 под командованием сержанта Найдина из засады полностью разбил колонну немецких танков. Было уничтожено 12 танков и 10 орудий. В течение этого дня танк Найдина подбил ещё 3 танка.

Танки БТ-7 принимали участие в битве за Москву, Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944 году. Всю войну прослужили в тылу в учебных подразделениях. Последний раз БТ-7 принял участие в бою при разгроме Квантунской армии в августе 1945 года. К началу операции в войсках 1-го Дальневосточного фронта имелось 474 танка БТ-7, причем 377 из них было в исправном состоянии. В войсках Забайкальского фронта в тот момент имелось 49 танков БТ-5 и 422 танка БТ-7 различных модификаций. Все они входили в состав вторых полков и вторых батальонов танковых дивизий и танковых бригад (первые батальоны были укомплектованы Т-34). За время боевых действий по освобождению Манчжурии и Кореи безвозвратно были потеряны только 10 танков БТ-7. Основная часть танков вышла из строя по техническим причинам (154 БТ-5 и БТ-7). Еще 35 танков БТ-7 были подбиты огнем артиллерии. Заключительным аккордом 10-летней боевой службы стал победный парад в Харбине.

Особенности конструкции советских быстроходных танков

Первые модели легких танков БТ-2, сошедшие с заводского конвейера, уже осенью 1931 года были продемонстрированы Высшему руководству страны и народу во время военного парада 7 ноября 1931 года. Танк имел хорошие скоростные характеристики и мог достаточно быстро прокатиться по ровной дороге. Все остальное, энерговооруженность, броня, огневые средства и средства управления нуждались в доработке. Сказывалась недостаточная квалификация советских инженеров в области современного танкостроения.

Самым слабым местом советской новой машины стала броня. С момента появления самого первого танка БТ-2 и до самых последних модификаций от этой детской болезни советские конструкторы так и не смогли избавиться. Были попытки усилить бронирование машины, однако обычное утолщение броневых листов не давало нужного результата. Существовавшее ограничение по массе бронированной машины и слабый двигатель не позволяли наращивать толщину брони. Одной из основных причин слабости бронирования быстроходных советских танков БТ являлась конструкция и конфигурация корпуса машины. Противопульная броня, которая являлась на тот момент основной для всех бронированных машин, вполне удовлетворяла боевым задачам. Ни одна страна в мире не имела эффективных противотанковых средств борьбы, соответственно надобность установки на боевые машины противоснарядной брони отсутствовала. На новых советских быстроходных танках серии БТ броня составляла всего 10-13 мм. При этом угол наклона броневых листов практически был равен нулю.

Далее последовали этапы модернизации машины, итогом которых стало появление более новой модели танка с индексом БТ-5. Сказать, что машина была серьезно модернизирована, нельзя. Единственным существенным изменением стала установка более экономичного и выносливого танкового двигателя. В сравнении со своим предшественником танком БТ-2 новая машина получила и новое вооружение. Главный калибр был представлен 45-мм пушкой. По своим огневым характеристикам советский танк явно превосходил все существующие на тот момент зарубежные аналоги. Ни у немцев, ни у англичан, ни у французов не было машины с таким вооружением. Новая модификация также выпускалась недолго — с 1933 по 1934 год. Всего было выпущено 1884 машины. Однако этим машинам пришлось впервые пройти испытания реальными боевыми действиями. Именно в Испании советские быстроходные танки БТ-5 прошли боевое крещение.

Советские танки, вооруженные 45 мм пушкой и способные стремительно передвигаться из города в город, позволяли республиканским войскам быстро и эффективно наносить удары по мятежным войскам. Усиленное бронирование, которое было опробовано на этой пятой модификации, только временно решало проблему. На этой модели советские конструкторы и военные опробовали все возможные варианты технического усовершенствования машины, начиная со средств управления и заканчивая вариантами защитного и огневого усиления.

Примечания

Примечания

  1. Васильева Л. Н., Желтов И., Чикова Г. Ф. Правда о танке Т-34. — С. 19. — ISBN 5-93238-079-9.
  2. Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919—1937. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — С. 195. — 384 с., ил. — 5000 экз. — ISBN 5-699-13809-9.
  3. Васильева Л. Н., Желтов И., Чикова Г. Ф. Правда о танке Т-34. — С. 24. — ISBN 5-93238-079-9.
  4. Васильева Л. Н., Желтов И., Чикова Г. Ф. Правда о танке Т-34. — С. 26. — ISBN 5-93238-079-9.
  5. Болдин, Иван Васильевич, Страницы жизни, Воениздат, 1961
  6. Из книги «Я дрался с самураями» (М., 2005), стр. 340 — воспоминания разведчика Григория Калачева: «… с самой лучшей стороны проявили себя не только несравненные „тридцатьчетвёрки“, но и считавшиеся давно устаревшими БТ: хотя на германском фронте „бэтэшки“ давно не применялись, их ещё довольно много осталось в дальневосточных военных округах, и они оказались отличными машинами — скоростные, неприхотливые, надёжные.»
  7. И. П. Шмелёв. Танки БТ. — Москва: Хоббикнига, 1993. — С. 25. — 28 с. — 50 000 экз.

Установка дизелей на танки БТ

В то же время предпринимались первые попытки установить на Т-24А1 дизельный двигатель. 28 апреля 1933 года начались стендовые испытания дизеля БД-2 («быстроходный дизель второй»), разработанного конструкторами дизельного отдела завода №183 под руководством К. Ф. Челпана. С 4 по 12 ноября состоялись предварительные испытания танка Т-24Д (Т-24 с дизелем БД-2), выявив­шие как достоинства новой силовой установки (возросший запас хода, надёжность, меньшую пожароопасность), так и существенные недостатки. В 1934 году, после показа в Москве членам правительства танков Т-24Д с дизелями БД-2, было принято решение о создании на заводе №183 производственных мощностей по изготовлению дизеля БД-2. Также была поставлена задача – разработать вариант дизельного мотора для танков серии Т-23, мощностью 300 л.с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector