Первые танки

Развитие

Mark I был развитием Little Willie , экспериментального танка, построенного для Комитета по сухопутным кораблям лейтенантом Уолтером Уилсоном из Королевской военно-морской авиации и Уильямом Триттоном из William Foster Co. в период с июля по сентябрь 1915 года. Он был разработан Уилсоном в ответ к проблемам с гусеницами и способностью преодолевать траншеи, обнаруженным во время разработки Little Willie. Орудийная башня над корпусом могла бы сделать центр тяжести слишком высоким при подъеме на немецкий траншейный парапет (который обычно был четырех футов высотой), поэтому гусеницы были расположены в ромбовидной форме вокруг корпуса, а орудия были помещены в спонсоны на борта танка. Переделанная конструкция также соответствовала требованиям армии по возможности пересекать траншею шириной 8 футов (2,4 м).

Макет идеи Уилсона был показан Комитету по наземным кораблям, когда они смотрели демонстрацию Маленького Вилли. Примерно в это же время генеральный штаб армии убедили принять участие и предоставили представителей в Комитет. Благодаря этим контактам в конструкцию вошли требования армии к броне и вооружению. Прототип Mark I, готовый в декабре 1915 года, назывался « Мать » (предыдущие названия были «Машина Вильсона», «Большой Вилли» и «Наземный корабль Его Величества Сороконожка »). Мать была успешно продемонстрирована Комитету по наземным кораблям в начале 1916 года; он проходил по маршруту, имитирующему фронт, включая траншеи, парапеты, воронки и препятствия из колючей проволоки. Демонстрация повторилась 2 февраля перед членами кабинета министров и высшими военными. Китченер, государственный секретарь по вопросам войны , был настроен скептически, но остальные были впечатлены. Ллойд Джордж, в то время министр боеприпасов, поручил своему министерству отвечать за производство танков.

Комитет по сухопутным кораблям был преобразован в «Комитет по снабжению цистернами» под председательством Альберта Стерна; Эрнест Суинтон, который продвигал идею танка с армейской точки зрения, также был членом. Генерал Хейг послал штабного офицера Хью Эллеса в качестве связного с Комитетом по снабжению. Суинтон станет главой нового подразделения, а Элльз — командиром танков во Франции.

Первый заказ на танки был размещен 12 февраля 1916 года, второй — 21 апреля. Фостерс построил 37 автомобилей (все «мужские»), а Metropolitan Carriage, Wagon и Finance Company из Бирмингема — 113 (38 «мужчин» и 75 «женщин»), всего 150.

Когда стало известно о первом применении танков, Ллойд Джордж прокомментировал это так:

Танки

Танки появились как средство выхода из тупика позиционной войны . Они были разработаны для прорыва колючей проволоки и поражения пулеметных постов противника. Англичане и французы были основными пользователями танков во время войны; танки были менее приоритетными для Германии, поскольку она взяла на себя оборонительную стратегию. Немногочисленные танки, построенные Германией, превосходили по количеству французские и британские танки, захваченные и повторно использованные .

Франция
  • Танк Обрио Габе †
  • FCM A *
  • FCM 1A †
  • FCM 1B *
  • Танк Peugeot †
  • Renault FT
  • Сен-Шамон
  • Сен-Шамон 25 т *
  • Schneider CA1
  • *
Германия
  • A7V Sturmpanzerwagen
  • К-Ваген †
  • Landpanzerkreuzer *
  • Leichter Kampfwagen I †
  • Leichter Kampfwagen II †
  • Leichter Kampfwagen III *
  • Sturmpanzerwagen Oberschlesien †
  • Орион Ваген II †
  • Орион Ваген III *
Италия
  • Бронированная черепаха Ансальдо Турринелли *
  • Fiat 2000 ‡
Россия
  • Танк Менделеева *
  • Рыбинский танк *
  • Вездеход †
  • Вездеход II *
Великобритания
  • † (одноместный танк «Мать» был прототипом британского танка Mark I)
  • Командирский танк флотилии *
  • « Летающий слон » * (проект 100-тонного хорошо бронированного танка, не строился)
  • Боевой танк Фостера *
  • Купчак танк *
  • Сухопутный корабль и танк Macfie *
  • (построен для тренировок, но некоторые используются во Франции)
  • (50 построено для тренировок, используется только в Великобритании)
  • Mark IV (самый массовый британский танк)
  • Mark V (улучшенная трансмиссия и двигатель, принят на вооружение в конце войны)
  • Mark VI * (предполагаемая улучшенная конструкция с новым корпусом, проект отменен в 1917 году)
  • *
  • Средний Mark A Whippet
  • Средний балл B
  • Средний балл C ‡
  • Medium Mark D † (задуманный как относительно быстрый танк для участия в « Плане 1919 », разработанный только после войны)
  • » † (предшественник «Mother», построенный одиночный танк)
Соединенное Королевство и Соединенные Штаты

Марк VIII ‡

Соединенные Штаты
  • Танк CLB 75 †
  • Ford 3-тонный M1918 †
  • Ford Mark I †
  • 200-тонный траншейный эсминец Holt *
  • Электрический бак Holt †
  • Легкий танк M1917 ‡
  • Скелетный танк †
  • Паровой танк (гусеничный) †

Конное снаряжение в античности

Снаряжением, без которого было невозможно ездить на лошади, были упряжь, шпоры и седло. Всадник во время езды прочно удерживался в седле и управлял конём с помощью упряжи, а вот стремян в античности не существовало, они появились значительно позже, уже в эпоху Средневековья. Лошадиную упряжь могли украшать круглыми пластинками, аналогичными фалерам. Помимо фалер на лошади могло быть огромное количество декоративных элементов, не уступающих по сложности и красоте чеканной экипировке самих всадников. Защитные металлические пластины могли быть украшены гравировкой или чеканкой со сложными сюжетами, часто мифологическими, и быть сделаны из цветных металлов.

Зарисовка римских шпор

Римские шпоры (calcaria) были заимствованы у македонцев, которые первыми их начали использовать со времён Филиппа II. Шпоры широко использовались во всей Империи, и существует немало их археологических находок. Внешне они представляли собой полумесяц, который плотно обхватывал пятку всадника и часто имел шип длиной 1-4 см на обратной стороне. Шпоры крепились к обуви (калигам и кальцеям) с помощью кожаных ремешков. Интересно заметить, что функция шпор в Древнем Риме была противоположна современной: шпоры использовались для замедления движения лошади вплоть до полной её остановки

Если лошадь ускоряла шаг, всадник бил её шпорами, это приучало лошадей носить своих наездников с осторожностью.

Находка римской шпоры на месте битвы в Тевтобургском лесу, Varusschlacht im Osnabrücker Land GmbH — Museum und Park Kalkriese. Начало 1-го века н.э.

Находка римской шпоры на месте битвы в Тевтобургском лесу, Varusschlacht im Osnabrücker Land GmbH — Museum und Park Kalkriese. Начало 1-го века н.э.

Как и всадник, лошадь могла быть хорошо защищена доспехами. Археологами найдены в большинстве своём чешуйчатые конские доспехи. Голову защищал специальный шлем, который мог быть украшен сложными, объёмными чеканными сюжетами. Такой шлем часто защищал глаза, обеспечивая при этом коню хороший обзор, и на глазницах могла быть не просто сетка, а искусные узорные переплетения. Широкое распространение конских доспехов подтверждается как археологическими, так и изобразительными источниками. Согласно современной терминологии, комплекс конных доспехов можно классифицировать как бардинг.

Бард (англ. Barding) — название конского доспеха (обычно употребляется по отношению к Средневековью). Изготавливается из металлических пластин, кольчуги, кожи или простёганной ткани. Состоял из следующих элементов: шанфрон (защита морды), критнет (защита шеи), пейтраль (защита груди), круппер (защита крупа) и фланшард (защита боков).

Трёхсоставная защита головы лошади (шанфрон), тип B. Бронза. Начало 3-го века н.э. Найдено в окрестностях форта Straubing, Германия.

Греческая защитная амуниция для лошади. Найдено в Италии. 6-ой век н.э.

Трёхсоставная защита головы лошади (шанфрон), тип B. Начало 3-го века н.э. Бронза, покрытая серебром. Найдено в окрестностях форта Straubing, Германия.

Противники Рима также активно использовали в бою тяжёлобронированную кавалерию. На колонне Траяна изображены парфянские катафрактарии: можно увидеть, что хорошо защищены были не только всадники, но и сами лошади, чьи чешуйчатые доспехи покрывали туловище и голову. Рим перенял данный тип кавалерии, который позднее встал на вооружение армии Восточной Римской империи.

Парфянский конь в доспехах с колонны Траяна. Начало 2-го века н.э.

Рисунок катафрактария из Дура-Европос. 2-3 век н.э.

Чешуйчатая конская броня. Железные чешуйки на кожаной основе. Середина 3-го века, Дура-Европос. Хранится в Yale University Art Gallery.

Первостепенную важность среди прочих элементов античного конного снаряжения всё же имеет седло. Так как всадник должен уверено держаться на лошади без стремян, и при этом сражаться, к надёжности и эргономике седла предъявляли повышенные требования

Изготавливалось оно из кожи, натянутой на деревянную основу, и наполнялось войлоком. Выкройки и этапы изготовления реконструкции античного седла представлены на рисунках ниже.

Схема строения античного седла

Этапы производства античного седла

История создания и производства

К началу 1915 года Первая мировая война начала входить в позиционную стадию. По обе стороны фронта противники зарылись в землю, опутались рядами колючей проволоки и ощетинились пулемётами. Любая атака стоила огромных потерь, несоизмеримых с достигаемыми результатами. Многие военные понимали, что бронированные боевые машины могли бы решить эту проблему. К тому же, на фронтах уже действовали многочисленные и весьма разнообразные бронеавтомобили, успехи которых только подтверждали вышеупомянутое высказывание. Однако проходимость тяжёлых броневиков оставляла желать много лучшего.

Среди прочего, военные инженеры предлагали использовать вместо колёсного автомобильного шасси гусеничное. Тракторы с гусеничным движителем к тому времени уже активно производились в различных странах (преимущественно — в США), и их технологии в целом были отработаны. В военные институты Великобритании начали поступать проекты разнообразных боевых машин на гусеничном ходу. Так, ещё в ноябре 1914 года управляющий пороховой компании в Чильворте капитан Туллок направил в Комитет имперской обороны предложение о постройке некоего «сухопутного крейсера». В декабре того же года адмирал Бэкон разработал «мостовой трактор для преодоления заграждений», а ещё чуть позже коммодор Мюррей Суэттер попытался продвинуть самоходный пехотный броневой щит на гусеничной платформе разработки компании «Педрэйл Транспорт». Последний проект даже был испытан в феврале 1915 года, хотя и в весьма общем виде (трактор постройки «Педрэйл Транспорт» со щитом), и по результатам испытаний признан бесперспективным.

В итоге, весной 1915 года при британском Адмиралтействе был создан специализированный «Комитет по сухопутным кораблям». Создание этого института курировала Военно-морская авиационная служба (англ. Royal Naval Air Service, сокр. RNAS), которая была весьма заинтересована в бронированных боевых машинах для охраны своих континентальных береговых баз. Главой комитета стал директор Управления морского строительства Юстас Теннисон Д’Энкур.

Решение о постройке танков было принято в 1915 году, окончательно первая модель танка (танком, то есть «баком» её назвали для того, чтобы дезинформировать противника при перевозке по железной дороге) была готова в , когда прошла испытания и первый заказ на 100 машин поступил в производство. Это был танк Mk.1 — довольно несовершенная боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях — «самка» (англ. Female) (только с пулемётным вооружением) и «самец» (англ. Male) (пулемёты и две 57-мм. пушки).

производство

Первая в истории танковая дуэль

Рано или поздно это неизбежно должно было случиться. Танк, эта «ползучая крепость» для прорыва обороны, просто не мог однажды не повстречаться с такой же «крепостью», только вражеской. Впервые это произошло 24 апреля 1918 г. у бельгийской деревни Виллер-Бретоннё.

Первый немецкий танк — A7V

Танк A7V — единственный тип германского танка, созданный во время Первой мировой войны

Немцы построили свой танк последними и поэтому постарались учесть недостатки британских и французских машин. В итоге германский танк A7V получился настолько хорошо защищенным, что из 20 построенных машин в боях было уничтожено всего 4. Еще 3 попало в руки союзников: 2 застрявших и 1 опрокинувшийся. Лобовая броня была в три раза толще, чем у британских танков, и составляла 30 мм. Причем плиты располагались под разными углами наклона.

Благодаря всему этому броня A7V не пробивалась бронебойными пулями и даже выдерживала прямое попадание снаряда со стальным стаканом шрапнели.

Размещение в танке A7V членов экипажа и боеприпасов:

  1. Командир.
  2. Водитель.
  3. Пулеметчики.
  4. Механики.
  5. Наводчик.
  6. Заряжающий.
  7. Ящик на 180 снарядов.
  8. Ящик на 15 000 патронов.

Внезапная встреча

Упомянутая деревня Виллер-Бретоннё хоть и была мала, но в тогдашней обстановке имела большое значение. Сюда немцы бросили все имевшиеся в наличии танки A7V. Утром 24 апреля три танка A7V штурмового подразделения немцев встретились с вышедшими из леса тремя английскими Мк IV 1-го британского танкового батальона. Встреча была абсолютно внезапной.

Вильгельм Блитц — командир немецкого танка типа A7V под номером 561, вступившего в первую в истории танковую дуэль

Франк Митчелл — британский танковый командир, участник первой танковой дуэли

Статическая оборона против маневра

Два из трех британских танков были пулеметными, и это стало проблемой. Оба, пораженные снарядами германских танковых пушек, с развороченными бортами, еле уползли в тыл. На поле боя остался пушечный британский «Марк» под командой лейтенанта Митчелла. И тут командиры германских танков остановились, чтобы получше прицелиться. Причем перегородили друг другу обзор, так что бой фактически вел только танк № 561 лейтенанта Блитца. Английский же танк постоянно маневрировал и стрелял с коротких остановок. Сейчас это классика танкового боя. На 3 попадания по своему танку A7V лейтенант Блитц ответил прямым попаданием по танку «Марк» лейтенанта Митчелла.

Британский танк встал с разорванной гусеницей, но все три немецких танка сочли за лучшее убраться в тыл. По сути, это была боевая «ничья». Однако поскольку поле боя осталось за англичанами, они и объявили себя победителями в первой в истории танковой схватке.

Альтернатива Excelsior

Как известно, у англичан во время войны существовало три типа танков: лёгкие, крейсерские и пехотные. Лёгкие танки довольно быстро перестали производить. Крейсерские машины отличались высокой подвижностью, но уровень их защиты оказался скромным, в результате они были уязвимы к огню противотанковых пушек даже малых калибров (37-50 мм). Пехотные танки являлись полной их противоположностью — во главу угла поставили защиту, пожертвовав подвижностью. Фактически пехотные танки создавались для полей сражений вроде тех, что были в годы Первой мировой войны.

Боевые действия во Франции показали, что концепция пехотного танка во многом ошибочна. Немцы быстро нашли управу и на Infantry Tank Mk.I, и на более удачные Infantry Tank Mk.II. Второй танк, более известный как Matilda, реабилитировался в конце 1940 года во время операции «Компас», где эти машины действовали почти безнаказанно. Удача закончилась к лету 1941 года, когда начались полноценные боевые действия против Африканского корпуса. Дело было не только в лучшей выучке немецкой армии, но и в более совершенных противотанковых средствах. Пехотные танки, имевшие среднюю скорость 20-25 км/ч, на открытой местности оказалась отличной мишенью. Это было равнозначно и для пехотных танков Valentine, чей боевой дебют состоялся во второй половине 1941 года.

Штурмовой танк A33 Excelsior, являвшийся английским аналогом T14. Первый опытный образец машины имел такую же ходовую часть, как и T14

Разумеется, британские военные не сидели сложа руки. Анализируя итоги боевых действий, они пришли к выводу, что одним из существенных недостатков пехотных танков является их низкая подвижность. Разумеется, выпуск пехотных танков не прекратился, более того, начался выпуск третьего, тяжёлого типа пехотного танка — Churchill. Тем не менее начались работы по созданию альтернативного, штурмового танка. Эта машина должна была совместить лучшие качества крейсерского и пехотного танка: толстую броню и высокую подвижность. Неудивительно, что при таких запросах решили взять за основу новейший крейсерский танк — A27, более известный как Cromwell.

В течение 1941-1942 годов было предложено несколько штурмовых танков, базировавшихся на основе Cromwell. В итоге лучшим признали проект A33, разработанный компанией English Electric. Именно эта машина, более известная как Excelsior, была изготовлена в металле. Интересно, что уже на этом этапе имелось американское участие. Дело в том, что на A33 предполагалось использовать подвеску и гусеничные ленты от американского Heavy Tank T1, более известного как Heavy Tank M6. Помимо уже отработанной конструкции, использование подвески T1 являлось унификацией с машиной, которую англичане планировали получать по программе ленд-лиза.

Первый опытный образец Assault Tank T14. Завод ALCo, лето 1943 года

Использование элементов ходовой части Heavy Tank T1 было лишь началом англо-американского сотрудничества по линии штурмовых танков. В начале 1942 года начались переговоры между Британской танковой миссией и американским Комитетом по вооружениям, их целью стало прощупывание почвы на предмет совместной разработки штурмового танка в США. Причиной этого стало то, что английские военные решили подстраховаться. Оснований для подобного решения у них было более чем достаточно: программа A27 и так буксовала, что уж говорить о штурмовом танке на его базе. К тому же возможности британской танковой промышленности не были безграничными, а американцы вряд ли согласились бы выпускать у себя танк английской разработки.

В результате возникла идея создания прямого аналога A33, но на базе американского Medium Tank M4. В отличие от Medium Tank M3, эта машина уже имела вооружение в башне, причём по сумме характеристик M4 превосходил любые английские танки. 30 марта 1942 года состоялось совещание с участием представителей Британской танковой миссии, Абердинского полигона и Комитета по вооружениям. В ходе него приняли окончательное решение по вопросу разработки штурмового танка. Выпускалось по два опытных образца A33 и его американского аналога, после чего они проходили всесторонние испытания. По итогам англичане выбирали ту машину, которая им больше подойдёт.

Боевое применение

Командование отказало полковнику Свинтону в чести возглавить первую атаку бронированных монстров, в которых он вложил столько энергии. Он вынужден был довольствоваться формированием и тренировкой новых подразделений; его опыт проведения военных операций был расценен как недостаточный. Честь продемонстрировать новое оружие была предоставлена ротам С и D на рассвете 14 сентября 1916 г.. на Сомме. Их целью стала эшелонированная укрепленная позиция противника, усиленная хорошо оборудованными пулеметными гнездами. Танки двинулись вперед, опережая ряды пехоты трех британских корпусов. Из 49 задействованных танков только 32 смогли вернуться назад: остальные либо сломались, либо завязли, либо потерялись в темноте! Атака только началась, но тут стали ломаться и застревать в воронках и другие машины. В конечном счете, только 9 танков из арьергарда и 9 танков с первой линии приняли активное участие в атаке.

Однако психологическое воздействие на немцев оказалось необычайным. В траншеях, на которые наезжали стальные монстры, извергавшие пламя из своих орудий, началась настоящая паника. Танк «Мятный ликер» завоевал бессмертную славу в тот же день во время успешной атаки на сахарный завод, который немцы превратили в укрепленный форт. Другие танки «Марк I» не имели такого успеха, а некоторые из них, экипажи которых, слишком увлекшись, были захвачены противником. Но тем не менее применение танков в этот день принесло явный успех, поскольку ни с чем нельзя было сравнить грандиозный эффект, произведенный на морально подавленного противника.

Подбитый британский танк Mark I Female. Вторая битва при Газа, 1917 год

После первого применения популярность танков достигла невероятных масштабов, и журналисты соревновались в восторженных описаниях нового оружия, которое поставит Германию на колени за несколько недель. Не разделяя всеобщего восторга, британское Военное министерство приказало увеличить численность танковых подразделений: к четырем направленным во Францию ротам добавлено восемь, создано четыре танковых батальона; число рот, оставшихся в Великобритании, возросло с двух до пяти. С этого момента каждый батальон состоял из трех рот, в каждой из которых было 3 боевых (по 5 танков) и резервный взвод. В начале 1917 г. эта амбициозная программа была сокращена: во взводе стало четыре танка, а в роте — три взвода.

Извлеченные уроки заставили инженеров подкорректировать и улучшить примитивный танк «Марк I», убрав с него, например, слишком чувствительные к снарядам стабилизирующие колеса. Так в небольшом количестве появились «Марк II» и «Марк III», очень походившие на первую модель.

История создания

В 1917 году сэр Уильям Триттон разработал модель среднего Марка Уиппета без участия своего бывшего сотрудника Уолтера Гордона Уилсона. В ответ майор Уилсон начал проектировать улучшенный Тип самостоятельно, Средний танк Марк B, в июле 1917 года. Как только ему стало известно о намерениях Уилсона, Триттон приказал своему главному конструктору Уильяму Ригби разработать конкурирующий Тип: средний Марк С. чертежи были одобрены Британской армией 19 апреля 1918 года. Прототип был закончен в августе, за несколько недель до прототипа Medium B также в строительстве на собственном заводе Tritton. Сначала было заказано 200 танков, позже их было увеличено до 600, и все они были произведены William Foster & Co Ltd в Линкольне с Armlet & Wortley в качестве субподрядчика. Разговорное название танка должно было быть «Шершень», но, похоже, им никто никогда не пользовался.

Бой на Сомме. Первое применение танков

24 июня 1916 г. началась грандиозная битва на Сомме между армиями Германии, с одной стороны, и Британским экспедиционным корпусом и французскими дивизиями, с другой. Британский командующий Дуглас Хэйг планировал одним ударом покончить с немцами. Англичане и французы собрали огромное количество артиллерии. Подготовка была устрашающей: сотни орудий стреляли целую неделю. После того как артиллеристы отрапортовали, что израсходовано 3 миллиона снарядов, в бой пошла пехота… и снова увязла в плотной обороне немцев. Тогда было принято решение бросить в бой новое секретное средство.

Сэр Дуглас Хэйг — командующий британской армией во время сражения на Сомме летом-осенью 1916 г. Это первый в истории главнокомандующий, применивший танки в сражении

«Марк» I — первый в истории танк, реально применявшийся в бою

10 сентября 1916 г. в условиях чрезвычайной секретности на передовую было доставлено 49 британских танков «Марк» I. Правда, в бой смогли пойти только 32 из них, остальные застряли в грязи или просто поломались. Более того, уже в ходе самой атаки 5 машин увязли в болоте, а еще у девяти отказали различные механизмы. До германских окопов добралось только 18 из первоначальных 49 машин. Поначалу это казалось полным провалом.

Однако результат превзошел все ожидания. Германская пехота, до этого отличавшаяся стойкостью и мужеством, запаниковала. 28-тонные британские «чудовища», казалось, не обращали ни малейшего внимания на немецкие пулеметы, заливавшие их огнем. Танки останавливались над немецкими траншеями, обстреливали их из пушек и пулеметов и двигались дальше. «Против нас воюет сам дьявол!» — докладывали германские офицеры в свои штабы.

Чтобы уберечь слабобронированный верх своих танков от немецких гранат, англичане оборудовали его двускатными сетчатыми конструкциями. Благодаря им гранаты скатывались вниз и взрывались на земле, не причинив танку какого-либо вреда

Модификации

  • Medium Mark IA — улучшенная модификация, со слегка увеличенной толщиной брони (до 8 мм в вертикальных деталях) и рядом других небольших изменений (несколько изменённая форма капота водителя, кормовой части башни и т. д.).
  • Medium Mark IA* — модификация с заменой двух башенных пулемётов одним спаренным с орудием пулемётом «Виккерс», а также с новой поворотной командирской башенкой (прозванной в войсках «епископской митрой»).
  • Medium Mark I CS и Medium Mark IA CS — «танк непосредственной поддержки пехоты» с заменой 47-мм пушки на 95-мм танковую гаубицу, на базе танков Mark I и Mark IA, соответственно.
  • Light Mark I Special (L) India — вариант для использования в Индии, с вооружением башни только из четырёх пулемётов «Гочкисс». В отличие от других модификаций, не был переклассифицирован в средний танк.
  • Medium Mark I Wheel-and-Track — опытный колёсно-гусеничный танк, разработанный в 1926 году для повышения мобильности войск. Для обеспечения колёсного хода танк снабжался двумя парами крупных колёс в лобовой и кормовой частях танка. Переход с гусеничного на колёсный ход осуществлялся путём подъёма танка на домкратах и опускания колёс ниже уровня гусениц. Передняя колёсная пара была управляемой. Также машина оборудовалась несколько видоизменённым капотом водителя. Подобным образом был переделан и испытан один танк Mk.I, однако после неудовлетворительных испытаний его снова переделали в линейный.

Пытаясь исправить недостатки конструкции Мk.А. англичане в 1918 году сконструировали две новые модификации среднего танка – Mark B и Mark C Удачными их ни как не назовешь. Эти машины в общих чертах повторяли своего предшественника. Последним образцом среднего танка, который англичане создали до конца войны, был Mark D. 

История боя

Подбитый британский женский танк Mark I во время Второй битвы за Газу
Подбитый танк Mark IV возле Камбре , 1917 год.
Женский танк Mark IV уничтожен
Немецкие войска используют трофейные британские Mark IV во время Второй битвы на Марне.

Первые танки были добавлены к Пулеметному корпусу как «тяжелая ветка», пока 28 июля 1917 года по королевскому ордеру не был сформирован отдельный танковый корпус . Небольшое количество танков Mark I принимало участие в битве на Сомме во время битвы при Флер-Курселетте в сентябре 1916 года. Они использовались для прорезания колючей проволоки, чтобы расчистить путь для пехоты, и даже проходили через дома, чтобы уничтожить машины. огневые точки наводчика. Хотя многие из них вышли из строя или застряли, почти треть атакующих пересекла нейтральную полосу, и их влияние на врага было отмечено, что привело к запросу британского главнокомандующего Дугласа Хейга о еще тысяче. Это стало неожиданностью: Уильям Триттон уже приступил к разработке более тяжелого танка: Flying Elephant . К несчастью для союзников, это также дало немцам время на разработку специально разработанного противотанкового оружия для пехоты — бронебойной пули калибра 7,92 мм .

Восемь танков Mk I были использованы против турецких войск во Второй битве при Газе в апреле 1917 года во время кампании на Синае и в Палестине. После замены трех подбитых танков на Mk IV танковая рота участвовала в Третьей битве за Газу .

Британские танки с переменным успехом применялись в наступлении 1917 г. на Западном фронте; однако их первое крупномасштабное использование в комбинированной операции было в битве при Камбре в ноябре 1917 года, когда почти 400 танков работали в тесном взаимодействии с наступающей пехотой и ползучим заградительным огнем захватили немецкие позиции в начальной атаке. Во время битвы при Амьене в августе 1918 года несколько сотен танков Mark V, а также новые танки Whippet и Mk V * прорвали немецкие позиции в предвкушении современной бронетанковой войны.

Танки Mark V, захваченные Красной Армией у Белой Армии в ходе Гражданской войны в России, использовались в 1921 году во время вторжения Красной Армии в Грузию и способствовали победе Советского Союза в битве за Тбилиси.

В 1945 году в Берлине оккупационные войска наткнулись на два сильно поврежденных танка Mk V. Фотографические свидетельства показывают, что они были выжившими во время Гражданской войны в России и ранее выставлялись в качестве памятника в Смоленске , Россия, прежде чем были доставлены в Берлин после вторжения Германии в Советский Союз в 1941 году. Отчеты об их активном участии в битве при Берлин не проверял.

Авиация России

28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.

Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.

18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».

Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.

9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское.

«Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолёта.

В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.

17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.

https://www.youtube.com/watch?v=m7gxdYzZnV4

В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.

Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н.

Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолётов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.

Модернизация заключается в установке на самолёты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объём решаемых самолётами задач и их боевые возможности.

(3

Английские танки периода Первой мировой войны

В британских войсках того времени существовало несколько квалификаций танков.

Первая – весовая : до 10 тон – легкие, от 10-20 т средние и около 30т тяжелые. Как известно, предпочтение отдавали в основном тяжелым танкам.

Вторая квалификация касается вооружения: танки с исключительно пулеметным вооружением назывались «самками», с пушками – «самцами». После первых встречных боев с немецкими танками, показавшим несостоятельность пулеметных моделей, появился комбинированный тип с пушками и пулеметами, такие танки называли «гермафродитами».

Что касается доктрины применения танков в бою, то тут мнения военных разделись на две половины. Одна половина хотела создавать и применять чисто «пехотные» танки, вторая «крейсерские».

Пехотный тип – использовался для непосредственной поддержки пехоты, имел низкую подвижность и был хорошо бронирован.

Крейсерский тип – такая себе «бронированная конница», довольно быстроходные, и в сравнении с пехотными, легкобронированные. На их плечи, вместе с кавалерией, ложились задачи быстрого прорыва обороны, обхваты и рейды по тылам противника. Вооружение обеих типов было одинаковое, в основном пулеметное.

Такая концепция использования танков у англичан сохранилась до начала Второй мировой. Если вникнуть в нее глубже, то видно – танки играют вспомогательную роль, основные задачи решают кавалерия и пехота.

До окончания Первой мировой в Англии, после тяжелого МК-I выпускались его модификации до Мк VI и Мк IX и средние: Мк А (неофициально «Уиппет»), Мк В и Мк С.

Само собой, качество первых серийных танков было довольно низкое.

Про защищенность говорит один случай.

Казалось, уже тогда надо было задуматься над усилением бронирования, но этого не сделал не один из производителей танков вплоть до конфликта в Испании.

Как бы там ни было, англичане своими танками наддали новый виток ведению войн, они перевели их на другие скорости. До конца войны они успели первыми в мире создать плавающие танки и танки сообщения.

Фото Ил-38

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector