Строительство газопровода турецкий поток: маршрут, карта, технические характеристики проекта

Прекращение проекта

В 2014 году Болгария по настоянию Еврокомиссии дважды (в июне, а затем и в августе) останавливала работы по проекту.

В декабре 2014 года должны были начаться работы на морском участке. Трубы для первой нитки (пропускной способностью 15 млрд м³ в год) были изготовлены, и часть из них доставлена в Варну.

1 декабря Президент России В. Путин заявил на пресс-конференции в Анкаре, что Россия отказывается от строительства «Южного потока» из-за неконструктивной позиции Евросоюза по газопроводу. Энергопотоки будут перенацелены на другие регионы и проекты по сжиженному газу. «Мы считаем, что позиция Еврокомиссии была неконструктивна. По сути, не то что Еврокомиссия помогала бы в реализации этого проекта, мы видим, что создаются препятствия к его реализации. Если Европа не хочет его реализовывать, значит, тогда он не будет реализован», — заявил Путин. Отказ от строительства «Южного потока» обусловлен тем, что разрешение на строительство не предоставила Болгария, пояснил он. Глава «Газпрома» А. Миллер заявил 1 декабря, что проект газопровода «Южный поток» закрыт и возврата к этому проекту не будет.

В тот же день между «Газпромом» и турецкой корпорацией «Botas Petroleum Pipeline Corporation» был подписан меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода через Чёрное море в направлении Турции. Отправной точкой этого нового газопровода в Турцию должна стать строящаяся компрессорная станция «Русская» в Краснодарском крае. Пропускная способность нового газопровода предположительно 63 млрд м³ газа в год. Из этого объёма 14 млрд м³ будут получать турецкие потребители (этот объём ныне поставляется по трансбалканскому газопроводу в Турцию), а остальной объём — около 50 млрд м³ — будет доставляться на границу Турции и Греции, где будет организована «точка сдачи». Предполагается, что формально «Газпром» не будет участвовать в дальнейшем строительстве газопровода от «точки сдачи», а продолжение газопровода будут строить европейские компании в каждой заинтересованной стране по отдельности — тем самым формально будут соблюдены требования Третьего энергопакета, принятого Еврокомиссией.

12 декабря власти Евросоюза получили официальное уведомление, что Россия отказывается от реализации проекта «Южный поток».

19 декабря премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что его страна готова выдать все необходимые разрешения для строительства «Южного потока» и о выполнении обязательств по подготовке к строительству.

2015

15 января 2015 года депутаты Европарламента в резолюции предложили Европейскому энергетическому сообществу «разработать программы сотрудничества с Украиной, а также Южным Кавказом, Центральной Азией, Ближним Востоком и Средиземноморьем, направленные на развитие инфраструктуры и взаимосвязанность между ЕС и его европейскими соседями, независимо от российского газа».

При этом 21 января правительство Болгарии утвердило «Программу по стабильному развитию Болгарии на период с 2014 по 2018 год», где сказано, что прокладка трубопровода «Южный поток» будет вестись в приоритетном порядке «при полном соответствии проекта европейскому законодательству, при диалоге с Еврокомиссией и доказанной экономической пользе», а заместитель председателя правительства Румяна Бычварова заявила: «До сегодняшнего дня мы не видели официального уведомления о прекращении проекта, именно по этой причине он остаётся в нашей программе».

19 июня 2015 года министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Болгария второй раз просит Россию вернуться к проекту газопровода «Южный поток», при этом не отказываясь от проекта газопровода «Турецкий поток», а также построить на территории Болгарии газовый хаб.

2016

11 января 2016 в болгарских СМИ появились сообщения о готовности российской стороны возобновить работы по строительству «Южного потока». В тот же день ситуацию по газопроводу прокомментировал ТАСС представитель Минэнерго России: «Статус прежний, проект остановлен».

2018

21 мая 2018 президент Болгарии Румен Радев в ходе визита в Россию заявил, что Болгария нуждается в поставках российского газа через Чёрное море.

30 мая 2018 премьер-министр Болгарии Бойко Борисов в ходе визита в Россию извинился за срыв «Южного потока»: «Благодарен, что Россия не держит зла. Старший всегда прощает».

Стратегия России по отношению к газу

Диверсификация топливных ресурсов – важнейшее составляющее любой стратегии. Европе выгодно, чтобы поставщиков газа было несколько. Изначально проект Южный поток воздвигался, дабы уравновесить нестабильную ситуацию в Иране, Кувейте, Туркменистане, Катаре, Азербайджане и Ираке. Спрос на газ неуклонно продолжает расти. Согласно подсчетам экспертов, к 2030 году спрос вырастет практически более чем на 30 процентов.

На сегодняшний день мощность газопровода значительно превышает спрос, однако строился он в расчете на будущее. Газовая стратегия Российской Федерации состоит из трех пунктов: поиск новые потребителей топлива в странах Европы, защита собственного рынка сбыта и значительное снижение рисков при транзите, которые могут быть обусловлены ненадежностью третьих сторон, а также блокировка конкурентов.

Для России Турецкий поток смог бы укрепить ее позиции на рынке и в мире. Но усиление связей между двумя государствами предусматривает как преимущества, так и недостатки. Так, проект способен превратить Турцию в мощного транзитного игрока, который без труда способен воспользоваться новыми возможностями в своих интересах. Россия, в свою очередь, настроена на поиск баланса в ее отношениях с Турцией.

«Южный поток» – основные сведения

Проект был создан для повышения эффективности поставок природного топлива из РФ в Европу. При этом одна из главных целей создания «Южного потока» – ослабление плотной зависимости поставщиков и покупателей от произвола государств-транзитеров, прежде всего, от Украины и Турции. Этот проект был признан конкурентным для газопровода «Набукко» (3300 км, не реализован), который США с Евросоюзом активно поддерживали и планировали проложить южнее границ РФ.

Газопровод планировали вести через территории следующих государств:

  • Австрия;
  • Венгрия;
  • Греция;
  • Болгария;
  • Словения;
  • Хорватия;
  • Македония;
  • Сербия.

Есть предположение, что «Южный поток» – замена одной концепции: «Голубого потока» по проливу Босфор до Балкан, в воплощении которого возникли сложности. Ожидали, что через новый газопровод процент поставок России составил бы 35%. Несмотря на уже достигнутые договоренности между государствами, 18 сентября 2014 года Европарламент призвал ЕС пересмотреть отношения с Россией. Переломным для проекта стал конфликт РФ с западными странами из-за Украины.

Угроза для строящегося газопровода возникла на фоне вхождения Крыма в состав России, что европейские государства и США назвали «аннексией» и потребовали от РФ извиниться и вернуть территории Украине.

Крым наш !! А Европа не согласна

В это же время руководство ЕС повысило давление на страны, участвующие в российском проекте, с требованием отказаться от постройки South Stream. Чуть позже поступил призыв отменить планируемые соглашения с РФ в энергоотрасли. После чего правительство России объявило об изменении начального проекта и отказе от него в пользу другого – «Турецкого потока».

[править] Перспективы

Первые неприятности

Начало несколько иррациональному противостоянию положено было в 2011 году. Еврокомиссар по вопросам энергетики открытым текстом предупредил Украину о том, что после создания и введения в эксплуатацию «Южного потока» эта страна останется не у дел. Ее труба уже не будет задействована для транзита. Эттингер посоветовал властям Украины «отговорить Россию от реализации данного проекта». Несмотря на такие обстоятельства, маршрут газопровода «Южный поток» проходил соответствующие согласования. После декларирования намерений страны, ранее вошедшие в проект, стали заключать с «Газпромом» договоры на поставку голубого топлива. Хотя РФ пришлось надавить на европейские страны. Д. Медведев, будучи тогда президентом России, провел переговоры со своим турецким коллегой. По итогам он высказал идею о том, что проект может быть изменен. Еще тогда появилась мысль о том, что перенаправить поток можно в Турцию, не являющуюся членом Европейского Союза.

Основные производители

Основными производителями пневматического оружия являются:

  • Россия: ИЖМЕХ, Аникс, ООО «Калибр», ООО «ЭДган», ООО «Демьян», ЗАО КСПЗ;
  • Чехия: CZ;
  • Тайвань: KWC;
  • Австрия: Steyr;
  • Германия: Umarex, Weihrauch, Diana RWS, Walther, Suhl Haenel, J. G. Anschütz, Feinwerkbau;
  • Дания: ASG;
  • Англия, Швеция: Logun, Webley, BSA Guns, FX Airguns, Gunpower Airguns, Air Arms;
  • США: Crosman, Daisy, Benjamin, Borner, Gletcher, AirForce;
  • Испания: Norica, Gamo, Cometa;
  • Турция: Hatsan, Kral, Torun Arms;
  • Франция: Cybergun;
  • Мексика: Mendoza;
  • Китай: Shanghai, BAM, BMK;
  • Корея: Evanix, Sumatra;

Нередки случаи, когда Crosman производит что-то для Umarex, как это происходит с пистолетами Beretta Elite II и Walther PPK/S[источник не указан 3367 дней].

Umarex производит большое количество оружия под брендами: Ruger, Walther, Colt, Browning, Hammerli, Beretta, Magnum.

«Южный поток». История проекта

«Южный поток» — проект строительства газопровода через Черное море в страны Южной и Центральной Европы.

Изначально был совместным проектом «Газпрома» и итальянского нефтегазового концерна ENI. Соответствующий меморандум о сотрудничестве между этими компаниями был заключен в Риме в июне 2007 г. В ноябре того же года концерны подписали дополнительный документ, допускающий участие в проекте третьих стран. Разработка технико-экономического обоснования проекта газопровода завершилась в начале октября 2011 г.

Подводный участок «Южного потока» должен был пролегать от г. Анапа на черноморском побережье России до болгарского г. Варна. Его длина — 931 км, максимальная глубина залегания 2200 м. Через Черное море должны были проходить четыре нитки трубопровода.

Маршрут «сухопутной» части газопровода по Европе не был утвержден. Один из вариантов предполагал, что трубопровод пройдет по территории Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении к северу Италии. Через Сербию планировалось проложить ветку в Австрию, а также построить отводы в Хорватию и Республику Сербскую (в составе Боснии и Герцеговины). Общая длина газопровода должна была составить около 2400 км.

Предполагаемая стоимость проекта составляла около 16 млрд евро (в том числе порядка 10 млрд – «морской» участок).

Ввод в эксплуатацию первой нитки «морского» участка «Южного потока» планировался на конец 2015 г., начало коммерческих поставок — на I квартал 2016 г. Рассчитывалось, что на полную мощность — 63 млрд кубометров в год — газопровод выйдет в 2018 г.

Расчетный срок эксплуатации составлял- 50 лет. Для строительства газопровода через Черное море был создан консорциум South Stream Transport AG. В него входили «Газпром» (доля — 50%), ENI (20%), французская энергетическая компания EDF (15%) и германская нефтегазовая компания Wintershall (15%).

Партнерами «Газпрома» в строительстве «сухопутных» участков были Австрия, Болгария, Венгрия, Греция, Сербия, Словения, Хорватия и Македония, с которыми в разные годы были подписаны межправительственные соглашения об участии в проекте и документы о создании совместных предприятий (СП). В этих СП Россия и каждая из стран имела равные доли (за исключением Сербии, в СП с которой 51% акций принадлежало «Газпрому»).

С Республикой Сербской в 2010 г. было подписано заявление о сотрудничестве, готовилось заключение межправительственного соглашения.

Маршруты и участники проекта

Морской участок

Морской участок «Южного потока» был спроектирован по дну Чёрного моря от компрессорной станции «Русская» на российском побережье до квартала Галата города Варны на побережье Болгарии. Общая протяжённость черноморского участка должна была составить около 900 километров, максимальная глубина — более двух километров. Предполагалось, что маршрут будет проходить через экономические зоны России, Турции и Болгарии. Изначально морской участок проекта планировалось поделить поровну между «Газпромом» и итальянской компанией «Eni», то есть по 50 % каждой компании. С конца 2009 года начались официальные переговоры с французской компанией «EDF Group», и в июне 2010 года она вошла в проект с долей в 10 %. При этом предполагалось, что «Eni» отдаст французской стороне 10 % от своей доли в компании, занимающейся строительством и эксплуатацией газопровода. «Газпром» настаивал на сохранении за собой 50 %. После переговоров стороны задекларировали передачу «EDF» до 20 % в проекте. В марте 2011 года была опубликована информация, что немецкая нефтегазовая компания «Wintershall» собирается вступить в российский проект. В конечном итоге, в октябре 2011 года в Амстердаме была зарегистрирована компания «South Stream Transport», акционерами которой являются «Газпром» (доля в 50 %), «Eni» (доля в 20 %), «EDF Group» (доля в 15 %) и «Wintershall AG» (доля в 15 %).

Сухопутные участки

Основной маршрут должен был последовательно пройти через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению и Италию. Планировались также газопроводы-отводы на Хорватию и на Республику Сербскую в Боснии и Герцеговине. Для реализации сухопутной части проекта Россия подписала межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Австрией и Хорватией. В рамках межправительственных соглашений в этих странах были созданы совместные компании с долевым участием:

  • Австрия — «South Stream Austria Gmbh.» Акционеры: «Газпром» (50 %), «OMV» (50 %);
  • Болгария — «South Stream Bulgaria AD.» Акционеры: «Газпром» (50 %), «Болгарский энергетический холдинг» ЕАД (50 %);
  • Венгрия — «South Stream Hungary Zrt.» Акционеры: «Газпром» (50 %), «Magyar Villamos Művek Zrt.» (MVM) (50 %);
  • Греция — «South Stream Greece S.A.» Акционеры: «Газпром» (50 %), «DESFA S.A.» (50 %);
  • Сербия — «South Stream Serbia AG.» Акционеры: «Газпром» (51 %), «Сербиягаз» (49 %);
  • Словения — «South Stream Slovenia LLC.» Акционеры: «Газпром» (50 %), «Plinovodi d.o.o.» (50 %);
  • Хорватия — совместная компания в процессе учреждения. Партнёры: «Газпром», «Plinacro d.o.o.».

Маршрут

История проекта

1 декабря 2014 года «Газпром» и Botas Petroleum Pipeline Corporation подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода через Черное море в направлении Турции.

Алексей Миллер и генеральный директор Botas Мехмет Конук подписывают меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода через Черное море в направлении Турции. Фото «РИА Новости»

Увеличенная фотография (JPG, 443,5 КБ)

В сентябре 2016 года «Газпром» получил первые разрешения органов власти Турецкой Республики на реализацию «Турецкого потока».

Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз и Алексей Миллер во время облёта планируемой трассы сухопутной части газопровода. Фото Anadolu Agency

Увеличенная фотография (JPG, 50,4 КБ)

10 октября 2016 года подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту «Турецкий поток».

Во время подписания Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту «Турецкий поток», 10 октября 2016 г. Фото «РИА Новости»

Увеличенная фотография (JPG, 270,4 КБ)

В декабре 2016 года подписан контракт между South Stream Transport B.V. и Allseas Group S.A. на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток» с опционом на укладку второй нитки.

В феврале 2017 года South Stream Transport B.V. заключила с компанией Allseas Group контракт на строительство второй нитки морского участка газопровода «Турецкий поток».

7 мая 2017 года в Черном море началось строительство газопровода «Турецкий поток». Работа стартовала у российского побережья.

Трубоукладочное судно Audacia

Увеличенная фотография (JPG, 1,3 МБ)

Для строительства глубоководного морского участка газопровода «Турецкий поток» используется крупнейшее в мире строительное судно Pioneering Spirit

Увеличенная фотография (JPG, 263,8 КБ)

19 ноября 2018 года завершена укладка газопровода в Черном море.

Pioneering Spirit

Увеличенная фотография (JPG, 4,5 МБ)

В январе 2020 года начались поставки газа по «Турецкому потоку».

Торжественная церемония открытия газопровода «Турецкий поток» в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина, Президента Турецкой Республики Реджепа Тайип Эрдогана, Президента Республики Сербия Александра Вучича, Премьер-министра Республики Болгария Бойко Борисова, Министра энергетики Российской Федерации Александра Новака, Министра энергетики Турецкой Республики Фатиха Денмеза и Алексея Миллера. Фото РИА «Новости»

Увеличенная фотография (JPG, 6,8 МБ)

Закрытие проекта. Что дальше?

Вот и наступило первое декабря 2014 года. В ходе визита в Турцию президент РФ совместно с коллегой из принимающей страны сделали заявление. Европа была поставлена перед фактом. Проект закрыт. Никакие уговоры не подействовали на РФ. Возврата к «Южному потоку» не будет. Но как же быть тем, кто не противился его строительству, кто работал вместе с «Газпромом» все эти годы? В. Путин объявил о том, что все 63 млрд. кубометров голубого топлива будут поставляться в Турцию. Частично ею же и будут потребляться. Для тех, кто изъявит желание все же покупать российский газ, будет построен хаб на границе Турции и Греции. Только теперь возведение транспортных коммуникаций должно стать головной болью потребителя. То есть, РФ согласна с третьим энергопакетом. А где европейцы денег возьмут на такое дорогое строительство, это их личное дело. Таким образом, Турция в будущем станет основным транзитером, поставляющим голубое топливо в ЕС. Дело в том, что по территории страны планируется провести газопровод «Набукко». Этот проект, созданный под покровительством США, был альтернативным «Южному потоку». После всех споров и переговоров, благодаря неуступчивости Еврокомиссии, часть южных стран Союза остались не только без газа, но и со смутными перспективами его получения в ближайшее время. Вся работа оказалась напрасной. Теперь следует начинать переговорный процесс по новой. А здесь еще и выборы в Греции подоспели, как нельзя, вовремя. В январе 2015 там победило политическое объединение СИРИЗА, декларировавшее выход страны из ЕС. Если оно доведет свое намерение до дела, то положение южноевропейских стран усложнится еще больше.

Тем не менее проект «Газопровод «Южный поток» закрыт. Теперь все переговоры ведутся с иным транзитером – покупателем. Возник новый проект. Его решили назвать «Турецкий поток». Какое будущее его ожидает?

Источник

Маршрут нового проекта

Предусматривалось, что длина Турецкого потока составит 910 километров. Согласно проекту, данный газопровод должен был основываться на инфраструктуре предыдущего проекта, что составляет более 650 километров. Остаток пути прошла бы через европейскую территорию Турции. Однако уже в феврале 2015 года Йылдыз вместе с Миллером провели новый маршрут.

Проект представляет из себя газопровод, который соединял бы Анапу и турецкий город Кыйыкей. Во время встречи представители обоих сторон посредством вертолетной техники осмотрели ключевые пункты, по которым должна была располагаться труба.

На суше трубопровод бы вышел в городе Кыйыкей, тогда как сдавался бы газ в Люлебургазе. Хаб же расположился на территории Ипсала (граница Греции и Турции). Спустя несколько месяцев, обе стороны подписали декларацию, касающуюся энергетического сотрудничества. Помимо Турции и России, за союз выступила Сербия, Венгрия, Греция, а также Македония.

История проекта

В октябре 2012 года акционеры «Северного потока» рассмотрели предварительные результаты технико-экономической экспертизы расширения газопровода, которые явно указывали на экономическую целесообразность проекта. В дальнейшем проект прокладки третьей и четвертой ниток получил название «Северный поток — 2». В том же 2012 году начались первые переговоры о расширении существующего газопровода.

Для реализации проекта была создана компания Nord Stream 2, которая в 2015 году начала реализацию проекта.

Историческим моментом является 18 июня 2015 года, когда «Газпром», E.ON, Shell и OMV подписали Меморандум о намерениях, предусматривающий совместное строительство двух ниток газопровода «Северный поток — 2».

24 апреля 2017 года Nord Stream 2 AG подписала с компаниями ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании проекта газопровода «Северный поток — 2», по которому европейские компании предоставят долгосрочное финансирование в объеме 50% от общей стоимости проекта.

Разрешения на строительство

Для реализации проекта потребовалось получить разрешения на строительства от ряда стран, через территориальные воды или прибрежные зоны которых проходит газопровод.

31 января 2018 года правительство ФРГ выдало разрешение на использование побережья Германии.

27 марта 2018 новое правительство ФРГ выдало разрешение на использование территориальных вод.

5 апреля 2018 года использование своей исключительной экономической зоны для строительства СП-2 одобрила Финляндия.

7 июня 2018 года разрешение на строительство получено от Швеции.

Единственная страна, затягивающая с разрешением – Дания. В «Газпроме» надеются получить от нее ответ не позднее октября 2019 года.

Ход строительства «Северного потока – 2»

3 мая 2018 года началось строительство газопровода на территории Германии.

5 сентября 2018 года стартовала укладка газопровода в Балтийском море.

6 октября 2018 года судно-трубоукладчик Audacia приступило к укладке газопровода в водах Германии.

10 октября 2018 года – уложены первые 100 км из общих 2,5 тыс. км.

30 апреля 2019 года — швейцарское судно-трубоукладчик Solitaire приступило к укладке газопровода в российских водах.

16 мая 2019 года – уложено 50% от общей длины трубопровода.

Судно-трубоукладчик «Solitaire» швейцарской компании «Allseas»

Читайте новости о текущем состоянии проекта в специальном сюжете.

Проблемы транзита российского газа

Переправка энергетического российского топлива европейским потребителям постоянно отягощалась рядом причин политического характера. Проект газопровод Северный поток по праву можно считатьвыдающимся. Однако в первую очередь он направлен на центры Европейского Союза, который имеет достаточный для необходимых решений политический вес. В то время как “Южный проект” все время стоял на грани отмены. Основной проблемой выступило количество стран, которые должны были провести соответствующие согласования. Все это осложнялось ориентацией государств южной Европы на Соединенные Штаты Америки, которые в свою очередь не заинтересованы в усилении отношений между Россией и Европой.

Среди всех требований к газопроводу, выдвигаемых Европейским Союзам, был тезис, который касался Украины. ЕС требовала сохранить ее транзит, что серьезно подрывало смысл всей стратегии, касающейся устранения посредников на пути газопровода. Все эти события стали причиной тому, что 1 декабря 2014 года президент Владимир Путин отказался от постройки Южного потока. Это заявление президент РФ дал на конференции, которая проходила в Анкаре. Такое решение вызвано неконструктивной позицией ЕС. Путин дал понять, что если страны Европы не хотят реализовать проект, значит, он и не будут реализован.

После многолетних переговоров и обсуждения строительства газопровода, разрешение не дала Болгария. Бойко Борисов – премьер министр, который просил компенсаций от Европейского Союза и США за отказ от выгодного проекта. Сразу после отказа Болгарии Алексей Миллер – глава Газпрома подтвердил закрытие и невозвратность проекта Южный поток.

Многие проблемы, касающиеся снабжения газа южной части Европейского Союза, не имеют политического характера. Контракт транзита газа в Европу через Украину закончится в 2019 году. Москва дала понять, что его продление не будет осуществлено. По этой причине 27 января 2015 года на встрече главы Газпрома и министра энергетики Турции был проведен новый маршрут проекта Южный поток, получивший новое название Турецкий поток. Помимо 660 километров прошлого газопровода, планируется достроить еще 250 километров в сторону той части Турции, что находится возле Европы.

Логически рассуждая, станет понятно, что Турецкий поток позволил значительным образом сократить число участников проекта, как и согласований. Помимо экономических, Анкара получила бы и ряд политических бонусов. По факту Турция стала бы распределителем газа для всей южной части Европы.

Маршруты и участники проекта

Морской участок

Морской участок «Южного потока» был спроектирован по дну Чёрного моря от компрессорной станции «Русская» на российском побережье до квартала Галата города Варны на побережье Болгарии. Общая протяжённость черноморского участка должна была составить около 900 километров, максимальная глубина — более двух километров. Предполагалось, что маршрут будет проходить через экономические зоны России, Турции и Болгарии. Изначально морской участок проекта планировалось поделить поровну между «Газпромом» и итальянской компанией «Eni», то есть по 50 % каждой компании. С конца 2009 года начались официальные переговоры с французской компанией «EDF Group», и в июне 2010 года она вошла в проект с долей в 10 %. При этом предполагалось, что «Eni» отдаст французской стороне 10 % от своей доли в компании, занимающейся строительством и эксплуатацией газопровода. «Газпром» настаивал на сохранении за собой 50 %. После переговоров стороны задекларировали передачу «EDF» до 20 % в проекте. В марте 2011 года была опубликована информация, что немецкая нефтегазовая компания «Wintershall» собирается вступить в российский проект. В конечном итоге, в октябре 2011 года в Амстердаме была зарегистрирована компания «South Stream Transport», акционерами которой являются «Газпром» (доля в 50 %), «Eni» (доля в 20 %), «EDF Group» (доля в 15 %) и «Wintershall AG» (доля в 15 %).

Сухопутные участки

Основной маршрут должен был последовательно пройти через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению и Италию. Планировались также газопроводы-отводы на Хорватию и на Республику Сербскую в Боснии и Герцеговине. Для реализации сухопутной части проекта Россия подписала межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Австрией и Хорватией. В рамках межправительственных соглашений в этих странах были созданы совместные компании с долевым участием:

  • Австрия — «South Stream Austria Gmbh.» Акционеры: «Газпром» (50 %), «OMV» (50 %);
  • Болгария — «South Stream Bulgaria AD.» Акционеры: «Газпром» (50 %), «Болгарский энергетический холдинг» ЕАД (50 %);
  • Венгрия — «South Stream Hungary Zrt.» Акционеры: «Газпром» (50 %), «Magyar Villamos Művek Zrt.» (MVM) (50 %);
  • Греция — «South Stream Greece S.A.» Акционеры: «Газпром» (50 %), «DESFA S.A.» (50 %);
  • Сербия — «South Stream Serbia AG.» Акционеры: «Газпром» (51 %), «Сербиягаз» (49 %);
  • Словения — «South Stream Slovenia LLC.» Акционеры: «Газпром» (50 %), «Plinovodi d.o.o.» (50 %);
  • Хорватия — совместная компания в процессе учреждения. Партнёры: «Газпром», «Plinacro d.o.o.».

Третий энергопакет

Еще одним препятствием к проведению работ стало законодательство ЕС. Дело в том, что рынок энергоносителей в Союзе достаточно «разобщенный». Ценовая планка устанавливается путем прямых переговоров поставщика и потребителя. Это приводит к разнобою на рынке. ЕС принял ряд законов, получивших название «третий энергопакет», призванных либерализировать ситуацию с торговлей энергоносителями. Им было предусмотрено разделение поставщиков и транзитеров. То есть, «Газпром», согласно этим документам, не имел права строить трубу, пятьдесят процентов стоимости которой принадлежало ему. Пакет был принят в 2009 году. Однако это произошло позже подписания первого соглашения о разработке «Южного потока». Здесь возник некий юридический казус. С одной стороны, данный проект не подпадал под действие третьего энергопакета, с другой – Еврокомиссия не позволяла его начинать, ввиду того, что он нарушал принятые ею правила.

Технические данные

Технические характеристики и технология укладки

СП-2 состоит из двух параллельных нитей трубопровода, протяженность каждой из которых составляет 1224 км. Для строительства газопровода применяются одинаковые трубы длиной 12 метров. Таким образом, для каждой из ниток требуется 100 000 труб, а на весь проект – 200 000.

Трубы имеют одинаковый неизменный внутренний диаметр 1153 мм, толщина стенок до 41 мм и рассчитаны на рабочее давление до 220 атм. Марка используемой для изготовления стали – SAWL 485 FD. Вес каждой трубы составляет 24 тонны.

На внутреннюю поверхность наносится специальное антифрикционное покрытие для снижения трения потока газа. Снаружи трубы покрываются антикоррозионным слоем из эпоксидных смол и полиэтилена.

Каждая следующая труба приваривается к газопроводу высокоточной сваркой на борту специального судна. Все сварные стыки проходят ультразвуковой контроль. Каждый шов затягивается термоусадочными манжетами.

Трубопровод постепенно укладывается на дно моря. Для дополнительной защиты и обеспечения устойчивости, трубопровод сверху снабжают утяжеляющим железо-бетонной рубашкой. Скорость укладки трубопровода достигает 3 км в сутки.

ХВОЙНЫЕ ПОРОДЫ

Все закончилось в Болгарии

Сама по себе работа по созданию столь значимого проекта сложна и наполнена всяческими тонкостями и нюансами. Необходимо согласовать массу вопросов с правительствами стран-участников, получить разрешения, найти деньги и так далее. Все это «Газпромом» было проделано. Только перед началом строительства необходимо было получить разрешения от стран, что становилось все сложнее в условиях разразившегося украинского кризиса. Но Австрия и другие страны «со скрипом» подписали все необходимые бумаги. Остановила газопровод «Южный поток» Болгария. После долгих переговоров и согласования страна не дала своего разрешения на строительство. Мотивировался отказ тем же самым третьим энергопакетом. Президент Болгарии оказался в сложном положении. Страна, как член Евросоюза, обязана подчиняться его законам и требованиям руководства. С другой стороны – выгоды были изначально очевидны для всех. Болгария сделала свой выбор, отказавшись от транзитных прибылей. Документов, означавших ее согласие на начало стройки, она так и не подписала. Данное не случившееся событие послужило основой для принятия президентом РФ решения, перевернувшего ход событий. Оно вызвало широкий резонанс и головную боль у больших чинов из Еврокомиссии и не только.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector