Николай годовиков: как сложилась жизнь “петрухи” из легендарного фильма “белое солнце пустыни”

Звонок телефона

Владимир Яковлевич прекрасно понимал, что дело даже не в том, что первоначального бюджета нового фильма (300 000 советских рублей) хватило лишь на 2/3 проекта. Картина была трудной, требовала огромной самоотдачи, не зря от работы над ней накануне отказались три режиссера: Юрий Чулюкин, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский.

Мотыль был уверен: его киноработу заранее решили положить на полку. Режиссеру было стыдно перед теми, кто ему поверил и кого он подвел: перед глазами создателя киноновеллы все еще стояли актеры фильма «Белое солнце пустыни»…

И вот наконец случилось то, что позже он назовет чудом: телефон зазвонил. В трубке раздался бесстрастный голос:

— Здравствуйте, Владимир Яковлевич. Завтра – повторный закрытый просмотр руководством «Мосфильма» вашей ленты.

Всенародный любимец товарищ Сухов

Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru


Анатолий Кузнецов в роли Сухова | Фото: kino-teatr.ru

Толя, приезжай, все расскажу при встрече, прости, забудь обиды, и роль будет твоей

Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: domkino.tv


Анатолий Кузнецов в роли Сухова | Фото: kino-teatr.ru

Кого я только ни играл: военного оператора, инженеров, белого офицера, гоголевского судью Ляпкина-Тяпкина. Был на экране и шахтером, и следователем угрозыска, и металлургом. После съемок у Сергея Колосова в фильме «Радости земные» мог бы читать лекции о непрерывном розливе стали… Есть актеры, которые создали в советском кинематографе потрясающие образы, но миллионы людей помнят всего одну роль. Это какой-то феномен в искусстве

Признание и значение

Фильм стал значимой частью советской культуры. Говоря о народной любви к фильму, киновед Н. М. Зоркая констатирует, что он обрёл статус «культового фильма». Фразы героев устойчиво вошли в разговорную речь и стали поговорками. Жанр истерна и такие его представители как «Неуловимые мстители», «Даурия», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Белое солнце пустыни» стали значимым явлением советского кинематографа, вызвав волну подражаний 60—70-х годов как на центральных студиях, так и на киностудиях среднеазиатских республик.[источник не указан 1382 дня]

Сразу после выхода на экраны СССР картину выдвигали на соискание Государственной премии СССР, но награду в 1970 году получила картина «У озера». В советское время фильм так и не был удостоен каких либо официальных регалий. В конце концов фильм получил Государственную премию России после распада СССР в 1998 году.

Владимир Мотыль снял всего девять полнометражных лент, и следующей его работой стала реализация давней мечты: экранизация истории о декабристах. Но ни одна другая картина не сравнилась по популярности с «Белым солнцем». Для большинства актёров фильм фактически стал визитной карточкой и главной работой всей жизни. После успеха «Белого солнца» Павел Луспекаев получил множество предложений от режиссёров, но прожил он всего несколько месяцев и скончался в 1970 году во время съёмок в своём следующем фильме.

Павел Верещагин стал символом таможенной службы в России и некоторых других странах. Возле отделения таможни в Кургане, Амвросиевке (Украина, Донецкая область) и Луганске (Украина) установлен памятник герою фильма. Планируется открытие памятника в Москве.

Фильм стал одним из талисманов советских (и российских) космонавтов. Перед каждым стартом космонавты обязательно пересматривают фильм, кассета с ним есть даже на борту Международной космической станции. Командир корабля Союз ТМА-17 Олег Котов:

Валерий Кубасов, Павел Попович и Алексей Губарев объясняют совсем иначе. Традиция пошла с экипажа корабля Союз-12. Это была психологически нелёгкая миссия после трагедии на Союз-11, унёсшей три жизни. Перед стартом Лазарев и Макаров смотрели «Белое солнце». Экипаж был сокращён до 2 человек, но после удачного приземления они говорили, что с ними был третий член экипажа — товарищ Сухов, который подбадривал в трудные минуты. Так шутка сделала фильм талисманом, и похоже, довольно удачным. По словам Кубасова, с момента появления красноармейца Сухова на Байконуре ни один наш космонавт не погиб.

В 1997 году, в год 30-летия начала работы над фильмом, на карте Венеры появились кратеры по именам жён Абдуллы: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай, а также возлюбленной Фёдора Сухова — русской девушки Кати.

Звездный час

Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы в фильме *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru


Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы в фильме *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: starhit.ru

Этот отрицательный персонаж выглядит положительным героем, надо это изменить! Надо сделать так, чтобы он не был таким симпатичным

Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы в фильме *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru

Может, потому, что я старался играть не бандита, а человека, защищающего все, что ему дорого, – отцовский дом, землю предков… Он ведь жил по тем законам, на которых воспитывался, которые считал правильными. А у него все отняли! Думаю, его можно понять… По большому счету Абдулла – не негодяй. В душе я ему сочувствовал

Последние годы и смерть

После выхода из тюрьмы Николай Годовиков устроился рабочим в метрострой, где трудился до самой пенсии. Снимался в эпизодах сериалов, таких как «Бандитский Петербург» и «Спецназ» — по иронии судьбы в фильмографии актера больше ролей следователей, чем преступников.

Могила Николая Годовикова

На пенсии Николай научился водить автомобиль и купил «Жигули», а еще стал рисовать картины. Последней киноработой актера стала роль управляющего казино в сериале «Шеф» в 2011 году.

Ушел из жизни Годовиков в возрасте 67 лет 23 ноября 2017 года. Причиной смерти стал рак почек. Близкие должны были сопровождать пенсионера в медучреждение, но пришедший зять (муж падчерицы) обнаружил актера уже мертвым. Тело кремировали, а урну захоронили, согласно воле покойного, на Южном кладбище Петербурга рядом с могилой супруги Людмилы.

Проблемы с законом

В 1977 году, подравшись с приревновавшим соседом по коммуналке, Николай получил тяжелую травму груди. После драки актер не смог найти работы и был осужден за тунеядство.

После выхода на волю Годовиков сразу же попал в тюрьму повторно, на этот раз уже за квартирную кражу. Актер объяснял, что воровал из-за необходимости, чтобы выжить. 8 лет Николай провел в местах не столь отдаленных.

После освобождения Годовиков устроился жить в поселке Вырица, где работал сварщиком и маляром. В 1987 году поступил на режиссерский факультет и снова стал сниматься. Но опять попался на краже, получив 2,5 года в колонии для рецидивистов.

Место случаю в «Белом солнце пустыни»

Второго плана актеры фильма «Белое солнце пустыни» кропотливо отыскивались режиссером зачастую не в среде артистов. Так, на роль «незабвенной Катерины Матвеевны» попала редактор Останкино Галина Лучай. Ее типаж тяжелой русской красоты был замечен режиссером Владимиром Мотылем, приложившим немало усилий к тому, чтобы уговорить молодую даму сниматься.

Творчество Мотыля было богато экспромтами, выдумкой, фантазией, что повлияло на атмосферу создания фильма «Белое солнце пустыни». Актеры и роли в этом проекте не выглядели чем-то пафосным, застывшим — они были естественными и живыми для зрителя.

Отдельного внимания заслуживают образы женщин из гарема. Кстати, их имена увековечены названиями кратеров на планете Венера.

Только трех из них играли настоящие актрисы: Зухру – Татьяна Ткач, Джамилю – Татьяна Кричевская, Гюзель – Ставицкая. Образы остальных «сотрудниц гарема» воплотили женщины разных профессий: Зарину сыграла инженер-конструктор Алла Лименес, Гюльчатай – хореограф Татьяна Федотова, Хафизу — латвийская баскетболистка Велта Деглава, Саиду – искусствовед Светлана Сливинская, Лейлу – Рахматова Зинаида. Кандидатка на роль самой красивой из восточных красавиц гарема Зульфии (и единственная по своему происхождению восточная дама, носящая имя Зинаида) отыскалась в среде жриц любви, промышляющих близ ленинградской гостиницы «Астория».

В сцене захвата красноармейца Сухова в плен сыграл один из представителей местной «цветной масти» (воровской элиты). Случилось это в знак благодарности режиссера за возвращение им съемочного инвентаря (золотых часов и сабли), украденных местными ворами.

Татьяна Кричевская

Как началась кинокарьера Годовикова

Однажды Коля услышал по радио о наборе подростков для съемок в кино на студию “Ленфильм”. Он не раздумывал ни минуты. Преодолев огромный конкурс, мальчик получил эпизодическую роль беспризорника в картине режиссера Николая Полоки “Республика ШКИД”. Несмотря на незначительность роли, он достаточно часто мелькал в кадре (в одной сцене даже выступил в двух лицах — и беспризорника, и ученика). Социальная драма о трудных подростках вышла на экраны в 1966-м году и имела большой успех.

Коля Годовиков в первом ряду справа. “Республика ШКИД” 1966 г.

Обаятельный Коля запомнился зрителям, а Полока порекомендовал начинающего актера режиссеру Владимиру Мотылю, который начинал в это время работу над картиной “Женя, Женечка и “катюша” (1967 г.).

В этой мелодраме Николай получил небольшую роль красноармейца. У него было несколько ярких эпизодов, но при окончательном монтаже картины большую их часть вырезали — не хватило экранного времени. Утешая Николая (который от обиды решил покончить с кино), Владимир Мотыль пообещал, что обязательно позовет его в свой следующий фильм. И слово свое сдержал: в 69-м году пригласил Годовикова на роль Петрухи в вестерн “Белое солнце пустыни”. Пробу Николая оценили, как лучшую.

Мишулин Спартак Васильевич

В фильме актер Театра сатиры Спартак Мишулин сыграл жителя Средней Азии Саида, кровно обиженного басмачами и мстящего им. На экране неожиданно для многих Спартак Васильевич вдруг превратился из москвича в доброго призрака пустыни.

Впоследствии многие кинокритики сходились во мнении, что перевоплощение артиста было редким по своей глубине. Его в этой роли не узнавали даже коллеги по театру! Актеры фильма «Белое солнце пустыни» — Спартак Мишулин, Павел Луспекаев, Анатолий Кузнецов — стали подлинной находкой для режиссера, идеально перевоплотившись в своих героев.

Отменная гимнастическая подготовка сделала Спартака Васильевича незаменимым в трюках: в кадре он делал то, чего не мог никто из съемочной группы. В ходе работы над «Белым солнцем» случилась трагедия: погиб прикомандированный к фильму профессиональный конный каскадер.

Мишулин гораздо позже открыл «секрет» своего превращения в Саида. Накануне проб на роль он, напряженно всматриваясь в сценарий, долго и безрезультатно пытался вжиться в образ восточного человека, потерявшего все. Однако когда голову артиста обрили, это пробудило в актере воспоминание о годах, проведенных на зоне, о несправедливом обвинении, о лелеемой мечте – стать артистом. Он вспомнил то время, когда был таким же обездоленным, как и Саид, и пережитое состояние помогло артисту войти в роль.

Спартак стал артистом Московского театра, сначала окончив театральную студию г. Калинина и сыграв в этом городе за 5 лет сорок ролей. Последующие 45 лет жизни Мишулин отдал Театру сатиры.

За работу в фильме он был отмечен, как и многие снимавшиеся в нем актеры. «Белое солнце пустыни» принесло Спартаку Васильевичу звание народного артиста РФ. Он также являлся заслуженным деятелем культуры Польши, был награжден орденами Дружбы и Почета, Государственной премией РФ.

Кузнецов Анатолий Борисович

Анатолий Кузнецов, актер тонкий и думающий, как никто другой ощутил на себе влияние игры Луспекаева. Позже он, опустив комментарии, скажет, что коллега по цеху помог ему переосмыслить себя профессионально. Попробуем пояснить, что недосказал артист.

Кузнецову от природы была дана внешность типичного позитивного героя. Он давно попал «в обойму» рейтинговых актеров и роли получал, не напрягаясь. Так же не спеша и размеренно он начал сниматься и в этом фильме. Однако здесь, у Владимира Мотыля, Анатолий Борисович сам себя поймал на любовании харизмой Луспекаева.

К чести Кузнецова (это заметно по его игре), он-таки сумел составить Павлу Борисовичу достойный дуэт, сыграть своего Сухова всеми фибрами души, задействовав свою полную творческую палитру. Актеры фильма «Белое солнце пустыни» отмечали воцарившуюся на съемочной площадке волею ведущих артистов атмосферу высокого творчества.

Замечательный актер, народный артист РФ, он сыграл за время своей карьеры более 100 ролей. Родина оценила вклад Анатолия Кузнецова в искусство орденами Дружбы, Почета, «За заслуги», Государственной премией.

У него был долгий и прочный брак, с женой Александрой Ляпидевской они родили и воспитали дочь Ирину.

использованная литература

Пограничник в осаде

После Октябрьской революции погранотряд развалился и Поспелов оказался единственным командиром 30-й Закаспийской бригады, оставшимся на посту. Рядовые разошлись по домам, а офицеры ушли на Кавказ и присоединились к белому движению. Свой дом в Гермабе с высокими стенами и окнами-бойницами пограничник превратил в настоящую крепость, в которой держал осаду вместе с переводчиком, женой Софьей, двумя дочками — Леной и Верой, которых научил стрелять.

Поспелов понимал, что контрабандисты и бандиты, пользуясь безвластием, попытаются свести с ним старые счеты. Дмитрий Иванович собрал дома все оружие погранотряда, среди которого оказались гранаты и пулеметы. На предложения бывших сослуживцев уходить в «Россию» пограничник отвечал: «Мое дело — охранять границу Отечества. И я отсюда никуда не уйду». Все нападения на свой дом Поспелов успешно отбил и в 1919 году перешел к активным действиям.

Михаил Дмитриевич собрал отряд, в который вошли несколько русских и туркмены-крестьяне, уставшие от беспредела, творимого бандитами. Он вооружил добровольцев и вместе с ними организовал пограничный пост Гермаб. Со временем «Красный шайтан» взял под контроль всю линию гермабского отряда.

Возраст и интересные факты

Звезда Сириус и созвездие, в котором она находится, по примерным оценкам относится к сравнительно молодым (её возраст составляет 200—300 млн лет). Изначально система состояла из двух бело-голубых тел. Раньше их было бы идеально видно с Земли.

Первая звезда весила в два раза больше Солнца, а вторая — в пять. Затем более тяжёлая постепенно сгорела и превратилась в красный гигант, но потом сбросила верхний слой и стала белым карликом (четвёртая стадия эволюции). На данный момент Сириус В имеет массу немного меньше, чем у Солнца.

Шумеро-аккадские астрономы сопоставляли это небесное тело с богом Нинуртой и называли его Стрелой. Надпись на монументе Тиглатпаласара обозначает акронический восход. В среднеассирийский период это была середина зимы. Различные народы и племена устраивали празднования в честь богов.

Существует одна интересная история, связанная с Сириусом. В древних текстах о нём упоминается, как о красном объекте, хотя сейчас у него белый цвет с голубоватым оттенком. Птолемей и Сенека были уверены, что эта звезда — ярко-красная. В своих записях они её так и описывали. Также подобные упоминания можно встретить и в легендах других народов.

Возвращение

Со своей третьей женой — Людмилой Павловной Нагорной, Годовиков познакомился по телефону, разыскивая кого-то из приятелей. Они начали перезваниваться, потом встретились и уже не расставались.

Людмила Нагорная. Фото www.eg.ru

Николай отказался от работы на складе и переехал к Людмиле. Она работала в “Метрострое” и туда же устроила рабочим Годовикова. Наконец-то, его жизнь начала налаживаться. Они поженились. Не сразу, но у актера получилось установить контакт с дочерью жены — Лерой. Впоследствии, именно она станет для Николая родной. Единокровные дети — Мария и Артем — остались для него чужими. Ни сам актер, ни сын с дочерью к общению не стремились.

Николаю удалось вернуться в кинематограф. Серьезных работ ему больше не предложат, но актер снимется в небольших ролях в таких популярных криминальных сериалах, как “Улицы разбитых фонарей”, “Тайны следствия”, “Убойная сила”, “Бандитский Петербург” и т.д.

Николай Годовиков. “Улицы разбитых фонарей” 2008-09 г.

Прием

Белое солнце пустыни стало одним из самых популярных фильмов всех времен в России, где он приобрел статус классики. Это помогло популяризировать восточные фильмы.

В советское время фильм не получил наград. Это был один из самых популярных фильмов 1970 года, собрав 34,5 миллиона зрителей, но проиграл Государственную премию СССР 1970 году фильму « У озера» . Только в 1998 году он был удостоен государственной премии президента Бориса Ельцина как культурно значимый.

Фильм получил ограниченное внимание на Западе. Его показали на фестивале советского кино в маленьком театре Карнеги в 1973 году, приурочив его к визиту Леонида Брежнева в Соединенные Штаты

В остальном он не получил широкого распространения. Роджер Гринспан , кинокритик New York Times , назвал это «развлечением для бегства от реальности».

Последние годы товарища Сухова

Народный артист РСФСР Анатолий Кузнецов | Фото: kino-teatr.ru


Анатолий Кузнецов в сериале *Пером и шпагой*, 2007 | Фото: kino-teatr.ru

Я считаю, Толю погубили. У него был полип, который, как потом выяснилось, можно было удалить с помощью щадящей операции. Но в результате, вместо эндоскопической, сделали серьезную операцию, которая привела к тяжелым последствиям. Потом был курс лучевой терапии, начались проблемы с почками, скакало давление. Толя сильно похудел. Его мучили страшные боли. Без препаратов он не мог уснуть. Несколько лет он жил со стомой кишечника. Это была не жизнь, а мучение… За два с лишним года лечения он измучился, он не мог больше терпеть страдания. К нему стали приходить мрачные мысли… Я думаю, Толя сознательно выпил лекарства. Он не хотел больше жить

Анатолий Кузнецов в сериале *Мосгаз*, 2012 | Фото: kino-teatr.ru, stuki-druki.com

Прости, но жить инвалидом не хочу

Памятник товарищу Сухову в Самаре | Фото: starhit.ru

60 лет безусловного счастья Анатолия Кузнецова и Александры Ляпидевской

Сюжет

Место действия — восточное побережье Каспийского моря (современный Туркменистан ), где солдат Красной Армии Федор Сухов в течение нескольких лет участвовал в Гражданской войне в русской Азии. Фильм открывается панорамным снимком сельской сельской местности в России. Катерина Матвеевна, любимая жена Сухова, стоит в поле. Проснувшись от этой мечты, Сухов идет по среднеазиатской пустыне, что резко контрастирует с его родиной. Он находит Саида похороненным в песке. Саид, суровый среднеазиатский язык, приходит на помощь Сухову в неприятных ситуациях на протяжении всего фильма. Сухов освобождает Саида, и они завязывают дружеские, но сдержанные отношения. Путешествуя вместе, они участвуют в битве в пустыне между кавалерийским отрядом Красной армии и партизанами басмачей . Командир кавалерийского отряда Рахимов оставляет Сухову гарем , оставленный лидером басмачей Абдуллой, для временной защиты. Он также оставляет молодого солдата Красной Армии Петруху, чтобы тот помог Сухову с задачей, и продолжает преследовать убегающего Абдуллаха.

Сухов и женщины из гарема Абдуллы возвращаются в соседнее прибрежное село. Там Сухов поручает хранителю местного музея охранять женщин и готовится отправиться домой. Сухов надеется «модернизировать» жен гарема и сделать их частью современного общества. Он призывает их снять паранджу и отказаться от полигамии . Однако жены не хотят этого делать, и, когда Сухов берет на себя роль защитника, жены объявляют его своим новым мужем.

Вскоре в поисках морского пути через границу Абдулла и его банда приходят в ту же деревню и находят жен Абдуллы. Сухов обязательно останется. В надежде получить помощь и оружие Сухов и Петруха навещают бывшего царского таможенника Павла Верещагина. Верещагин тепло относится к Петрухе, который напоминает ему о его мертвом сыне, но после обсуждения этого вопроса с придирчивой женой Верещагин отказывается. Сухов находит автомат и ящик динамита, которые он закладывает на корабль Абдуллы. Тем временем Абдулла противостоит своим женам и готовится наказать их за «бесчестие», поскольку они не убили себя, когда Абдулла оставил их. Сухову удается схватить и запереть Абдуллу в качестве заложника, но после того, как он уходит, Абдулла убеждает Гюльчатай, младшую жену гарема, освободить его, а затем убивает Гюльчатая и Петруху.

Хранитель музея показывает Сухову древний подземный ход, ведущий к морю. Сухов и женщины гарема пытаются сбежать через проход, но по прибытии на берег моря вынуждены прятаться в большом пустом резервуаре для нефти. Абдулла обнаруживает это и планирует поджечь цистерну с нефтью.

Разъяренный бессердечным убийством Петрухи, Верещагин решает помочь Сухову и берет корабль Абдуллы. Саид тоже помогает Сухову, и вместе они отбиваются от банды Абдуллы. Верещагин, не подозревая о динамите на корабле и не слыша выкриков Сухова, трагически погибает на взорвавшемся корабле.

Сухов убивает Абдуллу и его банду и возвращает гарем Рахимову. Затем он начинает свой путь домой пешком, отказавшись от лошади, поскольку лошадь — это просто «неприятность». Неясно, вернется ли Сухов домой к своей любимой жене: революция в Средней Азии еще не окончена, и вполне может понадобиться образцовый солдат Красной армии, такой как Сухов.

Как снимался Годовиков в знаменитом фильме

Съемки начались в Махачкале. Жара сводила с ума, но у Годовикова нашлись силы нарваться на конфликт с местным кавказцем. В драке тот разбил ему нос и расцарапал лицо. Когда режиссер увидел, во что превратился Петруха, то пришел в ужас, но не растерялся — добавил в сценарий эпизод, в котором Петруху поколотили. Таким Коля и оставался до конца съемок: как только болячки на его лице стали заживать, их воспроизводили при помощи грима.

В остальном все складывалось для молодого актера неплохо: почти все дубли получались у него с первого раза, что особенно ценил режиссер из-за дефицита пленки. По этой же причине Владимир Мотыль предпочитал, чтобы актеры обходились без дублеров. Однажды по сюжету Петруха должен был пройти по краю крыши высокой мечети (высота до земли — около 30 метров). Коля запаниковал, но режиссер решил вопрос страховки просто — распорядился привязать парня за ногу толстой веревкой и сказал:”Не робей, ты просто должен остаться живым, нам же еще кино доснимать”. К счастью, страховка не пригодилась. Себя режиссер тоже не щадил. Приведу такой пример: почти все сцены на баркасе снимались с маленькой лодки, в которой помещались только два человека — оператор и его ассистент. В это время Владимир Мотыль плавал рядом с лодкой, держась за борт. Стоял октябрь месяц: и ветер, и вода были ледяными…

Снимаясь в картине, Годовиков подружился с актером Павлом Луспекаевым, игравшим роль таможенника Верещагина.

Верещагин и Петруха. “Белое солнце пустыни”

Они были знакомы и раньше — вместе работали в фильме “Республика ШКИД”. Павел Борисович был очень болен — ему удалили обе ступни, поэтому актера везде сопровождала его жена, актриса Инна Кириллова. Когда ей приходилось уезжать по делам, она просила Колю пожить в номере мужа на случай, если ему потребуется помощь. Годовиков с радостью соглашался. Во время их бесед, Луспекаев часто рассказывал младшему коллеге об азах профессии и многому его научил.

А вот с Анатолием Кузнецовым (товарищем Суховым) у Коли отношения не сложились.

Петруха и товарищ Сухов. “Белое солнце пустыни”

Он свысока смотрел на неопытного Годовикова и часто делал язвительные замечания на его счет. Зато в Гюльчатай, которую начала играть Татьяна Денисова, молодой актер влюбился вполне реально. Но девушка на его чувства не ответила и ушла со съемок через 4 месяца: Татьяна заканчивала цирковое училище, которое было для нее важнее всего остального. Мотыль взял на роль Гюльчатай статистку Татьяну Федотову.

Татьяна Федотова “Белое солнце пустыни”

Премьера “Белого солнца пустыни” состоялась 30 марта 1970 года и прославила всех главных героев. Годовиков в это время уже служил в армии.  Точно известно, что на момент съемок у него была бронь, но по версии самого актера, он добровольно ушел служить, т.к. обиделся на жестокую шутку коллег, бросивших его в чужом городе после окончания съемок.  А по другим источникам, Николай был уличен в краже студийного оборудования и армия стала  для него единственным способом избежать тюрьмы.

Бросать

На роль был выбран Георгий Юматов , но его уволили за пьяную драку прямо перед съемками. Поэтому Мотыль позвал Кузнецова, который был вторым выбором при отборе.

Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина — бывшего царского таможенника. Верещагин живет одинокой жизнью, будучи единственным русским вместе с женой в глухой деревне. Стены его дома украшены изображениями военных походов, в которых он был награжден и ранен. Гражданская война оставила его без официальной работы и места, куда можно было бы поехать. Он крупный мужчина и простой человек, склонный к алкоголизму из-за ностальгии по своему прошлому. У него есть арсенал оружия, который в какой-то момент фильма приводит обе конфликтующие стороны (Сухова и людей Абдуллы) к нему домой. Первоначально нейтралитет, но со временем встает на сторону Сухова.

Это была последняя роль Луспекаева. Ветеран Второй мировой войны и опытный актер театра, ему ампутировали обе ноги в 1960-х годах из-за прошлых травм. Учитывая состояние Луспекаева, Мотыль написал сценарий для человека на костылях . Луспекаев отказался, аргументируя это тем, что его персонаж должен предстать не калекой, а сильным человеком, скончавшимся преждевременно. Во время съемок он ходил на протезах и регулярно отдыхал из-за боли. Он умер в 1970 году.

Спартак Мишулин в роли Саида — немногословный человек. Он хочет отомстить Джавдету , главарю басмачей, который убил его отца, ограбил его семью и похоронил его в песке для медленной смерти; в остальном его мотивы и реакции неясны и неожиданны. Например, после того, как Сухов выкопал его, Саид вместо того, чтобы поблагодарить его, говорит: «Зачем ты меня выкопал? Пока Джавдет жив, покоя не будет». Саид внезапно появляется то и дело, чтобы помочь Сухову против бандитов, но когда его спрашивают, почему, он просто отвечает, что он «слышал стрельбу», создавая впечатление, что он просто ищет Джавдета через любой вооруженный конфликт поблизости. Его отношения с Суховым хорошо описывает следующий диалог:

В отличие от Луспекаева, это была одна из первых ролей в кино для Мишулина, хотя ранее он активно работал как теле- и театральный актер.

Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы — хитрый лидер басмачей, не уважающий человеческую жизнь. И он, и Саид происходят из бедных семей, и их отцы были друзьями. Однако, в отличие от Саида, Абдулла встал на путь бандитизма.

Кавсадзе, грузин по национальности, очень хорошо вписался в роль лидера азиатской банды. Однако он никогда не ездил на лошади, в то время как его персонаж должен был быть заядлым наездником. На самом деле он в фильме никогда не ездит верхом, а только сидит на лошади или даже на плечах помощника.

Николай Годовиков в роли Петрухи — молодого красноармейца. Он пытается ухаживать за Гюльчатаем, стремясь создать семью.

Так совпало, что Годовиков начал встречаться с Денисовой (одной из актрис, сыгравших Гюльчатай) после съемок.
  • Раиса Куркина — Настасья , жена Верещагина — спутница жизни Верещагина, домохозяйка, уравновешивающая его психическую нестабильность.
  • Галина Лучай в роли Катерины Матвеевны , жены Сухова — она ​​появляется в фильме только через сны Сухова, чтобы раскрыть его характер.
Жены Абдуллы
  • Алла Лименес — Зарина
  • Татьяна Кричевская, Галина Дашевская и Галина Умпелева в роли Джамили
  • Зинаида Рахматова в роли Гюзель
  • Светлана Сливинская в роли Саиды
  • Велта Чеботаренок ( Деглав ) в роли Хафизы
  • Татьяна Ткач в роли Зухры
  • Лидия Смирнова в роли Лейлы
  • Зинаида Рахматова в роли Зульфии
  • Татьяна Федотова и Татьяна Денисова в роли Гюльчатай — самой молодой и любознательной жены Абдуллы. Она единственная жена, которая общается с посторонними — Суховым и Петрухой.

Большинство жен Абдуллы изображали непрофессиональные актеры. Поскольку большую часть времени они носили паранджи , их часто заменяли другие женщины и даже солдаты-мужчины из воинской части, дислоцированной поблизости. Мотыль снял несколько сцен в полуобнаженном виде с участием некоторых жен для развития персонажей, но эти сцены были вырезаны цензурой.

Honorifics

В сценарии используются различные уровни почетности русского языка. Все местные жители известны только по именам. Незнакомцы зовут Верещагина по фамилии, а по имени — от жены. Сухова называют по фамилии, часто с добавлением символического названия «Красноармец» (солдат Красной Армии) или «Товарищ» ( товарищ ). Верещагин сначала тоже называет его Суховым, но к концу фильма он переходит к менее формальному и более почтительному «Федору Ивановичу».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector