Поклянись на библии, что был там! 50 лет высадке на луну
Содержание:
- Взлет с Луны
- Боеприпасы
- теории заговора
- Сохранившиеся экземпляры
- Выбор малой сапёрной лопатки
- RAH-66 «КОМАНЧ» — самый скрытный
- Кто же первым изобрел самолет
- «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».
- Примечания
- Обстановка и безопасность
- Видео: Цена на военный билет / купить военный билет
- Отзывы владельцев
- Вертолеты Игоря Сикорского. Краткая история.
- Реализованные полёты ППА кораблей «Аполлон» после 1972 года
- Флаг СССР
- Boeing CH-47 Chinook — 315 км/ч
- Космический корабль
- Научные результаты
- Модификации
- Румыния
- Концепции
- НАТО хочет, но не может
- Состав сухого пайка
- Отменённые полёты
- См. также
- Ручной пулемет Шоша: худшее оружие Первой мировой войны
- Космический корабль
- Вторая высадка на Луну «Аполлон-12»
- Пятая высадка на Луну – «Аполлон-16»
- Подготовка РН и КК
- Личный кабинет кандидата
Взлет с Луны
После подъёма астронавты начали готовиться к взлёту. Они пробыли на Луне в общей сложности 21 час 36 минут 21 секунду. Первые 10 секунд «Орёл» поднимался строго вертикально. Через 7 минут «Орёл» вышел на промежуточную орбиту.Примерно через час после взлёта, когда оба корабля находились над обратной стороной Луны, Армстронг включил двигатели системы ориентации. Лунный модуль перешёл на почти круговую орбиту. В результате ещё нескольких последовательных манёвров через три с половиной часа после взлёта «Орёл» и «Колумбия» сблизились до расстояния 30 м и зависли неподвижно относительно друг друга. Далее Коллинз вручную произвёл окончательное сближение и стыковку. Затем он наддул переходной туннель, открыл люк и передал Армстронгу и Олдрину пылесос. Они, насколько было возможно, почистили скафандры и всё, что предстояло перенести в командный модуль. Коллинз стал третьим человеком, увидевшим лунный грунт. Армстронг, не открывая, показал ему пакет с аварийными образцами. Вскоре после того, как Армстронг и Олдрин перешли в командный модуль, взлётная ступень «Орла» была сброшена. Она осталась на орбите, но со временем должна была упасть на Луну. Коллинз 7-секундным включением двигателей системы ориентации отвёл «Колумбию» на безопасное расстояние. Когда манёвр был завершён, Армстронг и Олдрин сняли свои скафандры, которые были надеты на них с предыдущего дня. 24 июля корабль приводнился в 3 км от расчётной точки и в 24 км от авианосца «Хорнет».
Боеприпасы
теории заговора
→ Основная статья : Теории заговора высадки на Луну
Как и в случае со многими событиями такого большого политического значения, высадки на Луну стали объектом многочисленных теорий заговора . Они предполагают, что высадки на Луну произошли не в период с 1969 по 1972 год (часто речь идет только о первой пилотируемой высадке на Луну), а были смоделированы НАСА и правительством США. Теории заговора распространились с 1970-х годов через автора Билла Кейсинга , но с 2001 года все шире. Ни одна из теорий заговора не дает понятных, научно обоснованных сомнений в отношении произошедших высадок на Луну.
Сохранившиеся экземпляры
Выбор малой сапёрной лопатки
Планируя покупку сапёрной лопаты, многие стоят перед выбором среди следующих моделей:
Отечественный оригинал. На сайтах, специализирующихся на продажах б/у вещей, можно найти оригиналы «сапёрок» с клеймами 50-х, 40-х, 30-х годов или даже царских времён в достаточно хорошем состоянии. Безусловно некоторые из них представляют интерес больше для коллекционеров, нежели чем для непосредственных пользователей;
Пехотные лопаты царских времен
Российский новодел (МПЛ-50 и БПЛ-110). Так называемые «штамповки» конструктивно не отличаются от оригинала, однако качество используемых материалов значительно уступает раритетным;
Современная МПЛ-50
Зарубежный новодел («Зубр», «Спецназ» или COLD STEEL др.). На российском рынке широко представлены лопаты производства Германии, Китая и США. Многие из них выполнены из титана. Титановые лопаты практичнее и долговечнее, однако ощутимо дороже.
Сапёрная лопата «Зубр» китайского производства
Выбирая ту или иную модель, в любом случае стоит исходить из целей, для которых она приобретается.
С этим читают
RAH-66 «КОМАНЧ» — самый скрытный
Кто же первым изобрел самолет
«Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».
За первыми шагами Нила Армстронга по лунной поверхности в прямом эфире следили около 530 миллионов человек по всему миру. На протяжении следующих трех лет там побывали еще 5 американских кораблей, в общей сложности по Луне прогулялись 12 человек, которые оставили кучу мусора и следов своего пребывания, привезли «домой» тысячи фотографий и видео, впечатляющие результаты научных исследований и около 400 килограммов лунного грунта.
Целое поколение американцев трудилось ради того, чтобы отправить человека на Луну. В момент наивысшего развития программы «Аполлон» в ней было задействовано до 400 000 человек, и она сжирала около 4% федерального бюджета США, что вполне сравнимо с нынешними расходами на оборону.
Но несмотря на все это, в 2019 году, спустя 50 лет после высадки первого человека на Луне, в мире еще полно чудаков, которые считают, что все случившееся – это тотальный правительственный заговор и самая большая мистификация в истории человечества.
Билл Кейсинг, родоначальник «лунного заговора»
Примечания
Обстановка и безопасность
На Балканах часто возникали межэтнические конфликты и политические кризисы из-за запутанного этнического состава и пропаганды ирредентистских идей. Дурная историческая слава привела к тому, что и сейчас Балканы считаются «опасным» регионом.
Военные действия в регионе не ведутся уже больше пятнадцати лет, но некоторые политики не оставляют попыток мобилизовать национальные чувства в своих целях. Многие жители в обсуждениях могут в негативном тоне отзываться о соседях. На уровне личных взаимоотношений представители разных этносов относятся друг к другу доброжелательно, расчет число межэтнических браков. Мифический образ балканцев изображает их ярыми националистами, импульсивными и воинствующими. На практике, путешествуя по Балканам, вы встретите любезных и гостеприимных людей, всегда готовых помочь.
Степень экзистенциального комфорта снижается от северо-запада к юго-востоку, но даже в Косово и Северной Македонии социальная неустроенность на безопасности не сильно сказываются. Главная опасность, как и везде, в туристических местах – кражи. Следите за своими вещами, не оставляйте ценности в припаркованной машине.
Больше всего подозрений вызывают цыгане и футбольные хулиганы. Первые – безобидные, даже в местах их массовых скоплений худшее, что вас ждет – назойливое попрошайничество. Вторые могут доставить проблемы, особенно в дни соревнований. В эти моменты они шумные и агрессивные, и, хотя полиция всячески изолирует их, футбольную атрибутику тут лучше не носить.
Еще одна не самая умная затея – носить сувенирную продукцию одной страны в другой. Как минимум косые взгляды вам обеспечены, если вы приехали в Сербию в хорватской майке в красно-белую шашечку или с албанским черным орлом на красном фоне.
Если вы планируете пешие походы в сельской местности, то возьмите с собой ультразвуковой отпугиватель от бездомных собак (их также много в некоторых городах). В Боснии и Герцеговине по горам около Сараева без гида лучше в поход не ходить – ходят слухи, что там остались неразминированные участки.
Видео: Цена на военный билет / купить военный билет
Отзывы владельцев
Вертолеты Игоря Сикорского. Краткая история.
Реализованные полёты ППА кораблей «Аполлон» после 1972 года
Оставшиеся неиспользованными три ракеты-носителя «Сатурн-5» применили в полётах ППА следующим образом: одна вывела на орбиту первую американскую орбитальную станцию «Скайлэб», оставшиеся две стали экспонатами музеев. Три корабля «Аполлон» полетели в космос как «Скайлэб-2», «Скайлэб-3» и «Скайлэб-4». Ещё один построенный «Аполлон» (отменённый полёт «Скайлэб-5») отправился в космос в рамках проекта «Союз — Аполлон». Эти 4 «Аполлона» выводились на орбиту ракетой-носителем «Сатурн-1Б».
№ | Астронавты | Дата запуска и возвращения на Землю | Время в полёте, ДД:ЧЧ:ММ | Задачи и результаты полёта | Дата и время стыковки | Дата и время расстыковки | Время совместного полёта |
---|---|---|---|---|---|---|---|
№ 18«Скайлэб-2» | Чарлз Конрад, Пол Уайтц, Джозеф Кервин | 25 мая — 22 июня 1973 | 28 д. 00 ч. 49 мин. | 1-я экспедиция на орбитальную станцию «Скайлэб» | 25 мая 1973 года | 22 июня 1973 года | — |
№ 19«Скайлэб-3» | Алан Бин, Джек Лаусма, Оуэн Гэрриотт | 28 июля — 25 сентября 1973 | 59 д. 11 ч. 09 мин. | 2-я экспедиция на орбитальную станцию «Скайлэб» | 28 июля 1973 года | 25 сентября 1973 года | — |
№ 20«Скайлэб-4» | Джеральд Карр, Эдвард Гибсон, Уильям Поуг | 16 ноября — 8 февраля 1974 | 84 д. 01 ч. 15 мин. | 3-я экспедиция на орбитальную станцию «Скайлэб» | 16 ноября 1973 года | 8 февраля 1974 года | — |
№ 21«Аполлон» | Томас Стаффорд, Дональд Слейтон, Вэнс Бранд | 15 июля — 25 июля 1975 | 09 д. 01 ч. 28 мин. | Проект «Союз — Аполлон»:стыковка «Аполлон» с «Союзом-19» | 17 июля 1975 года | 19 июля 1975 года | 46 часов 36 минут 44 сек |
Флаг СССР
Маленький флаг СССР, побывавший на Луне, и чуть выше него — ёмкость с лунным грунтом в экспозиции Мемориального музея космонавтики на ВДНХ в Москве
В ходе высадки «Аполлона-11» на Луну на борт были взяты небольшие флаги более чем 130 государств. Среди них был и флаг СССР.
2 июня 1970 года Нил Армстронг, прибывший с визитом в СССР в составе делегации из 32 руководящих сотрудников и научных специалистов НАСА и принимавший участие в XIII-й ежегодной конференции КОСПАР, встретился с Председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным. При встрече Армстронг подарил ему маленькую ёмкость с образцами лунного грунта и флаг СССР, который вместе с астронавтами 20—21 июля 1969 года побывал на поверхности Луны. Косыгин сказал, что всегда будет беречь этот подарок как символ великого достижения.
Boeing CH-47 Chinook — 315 км/ч
Космический корабль
Корабль «Аполлон» состоял из двух основных частей — соединённых командного и служебного отсеков, в которых команда проводила бо́льшую часть полёта, и лунного модуля, предназначенного для посадки и взлёта с Луны двух астронавтов.
Командный и служебный отсеки
Командный и служебный отсеки «Аполлона» на лунной орбите.
Командный отсек разработан американской компанией North American Rockwell и имеет форму конуса со сферическим основанием. Диаметр основания — 3920 мм, высота конуса — 3430 мм, угол при вершине — 60°, номинальная масса — 5500 кг.
Командный отсек является центром управления полётом. Все члены экипажа из трёх человек в течение полёта находятся в командном отсеке, за исключением этапа высадки на Луну. Командный отсек, в котором экипаж возвращается на Землю — всё, что остаётся от системы «Сатурн-5» — «Аполлон» после полёта на Луну. Служебный отсек несёт основную двигательную установку и системы обеспечения корабля «Аполлон».
Командный отсек имеет герметическую кабину с системой жизнеобеспечения экипажа, систему управления и навигации, компьютер для расчёта траектории полёта с оперативной памятью 4 килобайта, систему радиосвязи, систему аварийного спасения и теплозащитный экран.
Лунный модуль
Основная статья: Лунный модуль
Лунный модуль «Аполлона» на поверхности Луны.
Лунный модуль корабля «Аполлон» разработан американской компанией «Grumman» и имеет две ступени: посадочную и взлётную. Посадочная ступень, оборудованная самостоятельной двигательной установкой и посадочными опорами, используется для спуска лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, а также служит стартовой площадкой для взлётной ступени. Взлётная ступень, с герметичной кабиной экипажа и собственной двигательной установкой, после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств. Для тренировки астронавтов по управлению лунным модулем был создан тренажёр, позволяющий имитировать на Земле пребывание в поле тяготения Луны.
Научные результаты
Первая конференция по изучению Луны открылась 5 января 1970 г в Хьюстоне. На неё собрались несколько сотен учёных, включая всех 142 основных исследователей, которые получили от НАСА образцы лунного грунта. Свойства лунной породы говорили о том, что она сформировалась при высоких температурах, в условиях полного отсутствия кислорода и воды. Были идентифицированы 20 минералов, известных на Земле, что говорило в пользу единого источника происхождения обоих небесных тел. В то же время были обнаружены три новых минерала, которых нет на Земле. Один из них был назван армалколитом (по первым буквам фамилий астронавтов). Возраст лунных образцов был неодинаков. Базальты из района Базы Спокойствия имели возраст 3-4 млрд. лет, в то время как в грунте присутствовали частицы, которые могли образоваться 4,6 млрд. лет назад. Это указывало на то, что поверхность Луны была сформирована более чем одним катастрофическим событием. Пробы, взятые с глубины, показали, что когда-то этот грунт находился на поверхности. При этом изучение изотопов, образовавшихся в результате бомбардировки космическими лучами, выявило, что образцы, привезённые астронавтами, находились на или в непосредственной близости от поверхности Луны, как минимум, в течение последних 10 млн. лет. Химический состав лунных базальтов оказался отличным от земных. В них было меньше летучих элементов ( натрий), но гораздо больше титана. Удивительным для учёных оказалось почти полное отсутствие в лунных базальтах такого редкоземельного элемента, как европий. Поиски возможных следов жизни оказались безрезультатными. Углерод и некоторые его соединения были обнаружены, но никаких молекул, которые могли бы быть идентифицированы как произошедшие от живых организмов, найдено не было. Интенсивный поиск живых или ископаемых микроорганизмов не дал никаких результатов.
Таким образом, предварительные результаты изучения лунных пород, доставленных на Землю, поставили больше вопросов, чем дали ответов. Проблема происхождения Луны не была решена. Стало ясно, что поверхность Луны неоднородна по составу и возрасту и что необходимо добыть и изучить материал не из одного, а из нескольких разных районов.
- < Назад
- Вперёд >
Модификации
Румыния
Концепции
Ранний проект конфигурации для прямого полета или концепции EOR (НАСА, 1961 г.)
В июле 1960 года, еще до того, как программа «Меркурий» достигла первых успехов, в Вашингтоне прошла конференция, на которой НАСА и различные промышленные компании разработали долгосрочный план космических путешествий. Планировалась пилотируемая орбита вокруг Луны, о приземлении на данный момент не упоминалось.
Конфигурация полета на Луну изначально была неясной. Первые планы 1960-х годов предполагали, что один космический корабль приземлится на Луну и вернется на Землю, поскольку было неясно, возможен ли маневр сближения и соединение двух космических кораблей. Более подробные исследования предполагали четыре возможных стратегии:
- Прямой полет: одиночная ракета запускается с космического корабля, который целиком приземляется на Луну и (целиком или только на вершине) возвращается на Землю.
- Сборка на околоземной орбите ( EOR — Earth Orbit Rendezvous): компоненты миссий запускаются индивидуально и собираются на околоземной орбите, здесь также весь космический корабль приземляется на Луну.
- Рандеву на лунной орбите ( LOR ): На лунной орбите космический корабль отделяет участок земли, который летит к Луне. Для этого после повторного всплытия требуется маневр сближения и пересадки.
- Корабль снабжения на Луне ( LSR — Lunar Surface Rendezvous): в этой концепции беспилотный корабль снабжения должен был быть доставлен на Луну заранее. Пилотируемая миссия должна была приземлиться здесь, чтобы забрать топливо для обратного рейса.
От последней концепции отказались в первую очередь. Вскоре стало очевидно, что планы прямого полета нереалистичны, поскольку система авианосца, необходимая для этого, должна была быть во много раз больше, чем у Сатурна V. Концепция EOR, которая потребовала бы большого количества ракет (одна говорила о 15 запусках за полет на Луну), была связана с дополнительными работами и расходами. В частности, по инициативе Джона С. Houbolt , который упорно представлял первоначальное LOR мнения меньшинства и без учета иерархии, более сложная, но оптимизированная конфигурация отдельного космического аппарата была поэтому принята в конце 1961 года. Это не только позволило обойтись одной ракетой, но и позволило оптимизировать отдельные компоненты для их точного назначения.
НАТО хочет, но не может
— Министерство обороны РФ регулярно рассылает странам НАТО приглашения принять участие в АрМИ. Однако пока согласие отправить своих военнослужащих на Международные армейские игры из числа стран НАТО дала только Греция. Как вы считаете, в чем причина игнорирования странами Североатлантического альянса наших приглашений? Сказывается атмосфера конфронтации с Россией или недостаточно хорошая выучка натовских военнослужащих? А может, опасения генералов НАТО продемонстрировать несостоятельность своей военной техники?
— Охарактеризовать ситуацию по всем странам НАТО я не готов. Поэтому, не конкретизируя, дабы не разглашать свои источники, могу сообщить следующее. Военные ряда государств Южной и Восточной Европы, входящих в Североатлантический альянс, демонстрируют свое желание принять участие в танковом биатлоне. Для этого они не прочь использовать как нашу технику, так и собственную. Но политическое руководство этих государств, ориентируясь на так называемую «единую политику НАТО», воздерживается от отправки своих военнослужащих на наши соревнования.
— Но сами военные готовы приехать, наплевав на эти натовские страхи?
Федеральное агентство новостей  / Андрей Союстов
— Повторюсь: да, готовы. Тем более что популярность Международных армейских игр растет с каждым годом. Постоянно появляются новые участники. Растет не только масштаб мероприятий, но и уровень их освещения разнообразными медиаресурсами. Взять те же размещаемые в Сети видеоролики заездов танкового биатлона. Поверьте, для столь специализированного вида соревнований количество просмотров этих роликов, включая просмотры зарубежными зрителями, очень велико.
— Основной машиной, на которой выступают участники танкового биатлона, де-факто стал Т-72Б3. Часто можно услышать мнение, что «семьдесятдвойки», используемые российской командой, за счет разнообразных доработок на голову превосходят «семьдесятдвойки», используемые на соревнованиях танкистами других стран. Так ли это?
— Если мы говорим о ходовой части, о силовой установке, о трансмиссии, то никаких особых отличий не существует. Если мы говорим о прицельном комплексе, то да, можно вспомнить наш вариант танка с панорамным прицелом командира. Но наличие этого прицела в тех условиях, в которых ведут стрельбу экипажи на биатлоне, никакого преимущества российским танкистам не дает. Таким образом, Т-72Б3 наших экипажей и Т-72Б3, используемые иностранными танкистами, в условиях конкурса обладают равными возможностями.
Состав сухого пайка
Отменённые полёты
Первоначально планировалось ещё 3 лунные экспедиции по 1974 год — «Аполлон-18» (экипаж — Ричард Гордон, Вэнс Бранд, Харрисон Шмитт; последний переведён в состав экипажа «Аполлона-17» вместо первоначально назначенного Джозефа Энгла), «Аполлон-19» (экипаж — Фред Хейз, Уильям Поуг, Джеральд Карр) и «Аполлон-20» (экипаж — Чарлз Конрад, Пол Уайтц, Джек Лаусма). Однако НАСА сократило бюджет программы и отменило сначала (в январе 1970 года) полёт «Аполлона-20», а затем (в сентябре 1970 года) и «Аполлона-18», «Аполлона-19». Официально причиной отмены было названо отсутствие новой научной ценности при огромных расходах госбюджета и налогоплательщиков. Также была ограничена по объёму программа Apollo Applications Program (AAP).
См. также
Ручной пулемет Шоша: худшее оружие Первой мировой войны
Космический корабль
Корабль «Аполлон» состоял из двух основных частей — соединённых командного и служебного отсеков, в которых команда проводила бо́льшую часть полёта, и лунного модуля, предназначенного для посадки и взлёта с Луны двух астронавтов.
Командный и служебный отсеки
Командный и служебный отсеки «Аполлона» на лунной орбите.
Командный отсек разработан американской компанией North American Rockwell и имеет форму конуса со сферическим основанием. Диаметр основания — 3920 мм, высота конуса — 3430 мм, угол при вершине — 60°, номинальная масса — 5500 кг.
Командный отсек является центром управления полётом. Все члены экипажа из трёх человек в течение полёта находятся в командном отсеке, за исключением этапа высадки на Луну. Командный отсек, в котором экипаж возвращается на Землю — всё, что остаётся от системы «Сатурн-5» — «Аполлон» после полёта на Луну. Служебный отсек несёт основную двигательную установку и системы обеспечения корабля «Аполлон».
Командный отсек имеет герметическую кабину с системой жизнеобеспечения экипажа, систему управления и навигации, компьютер для расчёта траектории полёта с оперативной памятью 4 килобайта, систему радиосвязи, систему аварийного спасения и теплозащитный экран.
Лунный модуль
Лунный модуль «Аполлона» на поверхности Луны.
Лунный модуль корабля «Аполлон» разработан американской компанией «Grumman» и имеет две ступени: посадочную и взлётную. Посадочная ступень, оборудованная самостоятельной двигательной установкой и посадочными опорами, используется для спуска лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, а также служит стартовой площадкой для взлётной ступени. Взлётная ступень, с герметичной кабиной экипажа и собственной двигательной установкой, после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств. Для тренировки астронавтов по управлению лунным модулем был создан тренажёр, позволяющий имитировать на Земле пребывание в поле тяготения Луны.
Вторая высадка на Луну «Аполлон-12»
Cлева направо: Чарльз Конрад, Ричард Гордон, Алан Бин.
Запуск второй пилотируемой миссии к Луне состоялся 14 ноября 1969 года. К спутнику добрались 19 ноября.
Вид на поверхность Луны из иллюминатора посадочного модул
Прогуляться по поверхности спутника повезло астронавтам Питу Конраду и Алану Бину. Пилот Ричард Гордон ждал их на орбите.
Алан Бин выходит из лунного модуля.
Посадка на спутник осуществлялась примерно в 1500 километрах от места высадки «Аполлона-11». В ходе этой высадки астронавты провели фотографирование спутника, собрали образцы грунта, провели несколько сеансов телевизионной связи с Землей.
Телекамера.
Кроме того, команда «Аполлона-12» подтвердила свои навыки сверхточной посадки. Они прилунились всего в 185 метрах от беспилотного космического корабля Сервейер-3, севшего на Луну двумя годами ранее. Перед астронавтами была поставлена задача демонтировать некоторые детали указанного аппарата и доставить их на Землю для изучения влияния длительного пребывания в лунных условиях.
Пит Конрад рядом с аппаратом Сервейер-3
Время пребывания на Луне астронавтов миссии «Аполлон-12» составило 31 час 31 минуту 04 секунды.
Пятая высадка на Луну – «Аполлон-16»
Слева направо: Томас Маттингли, Джон Янг, Чарльз Дьюк.
Джон Янг и Чарльз Дюк стали следующими астронавтами, которым удалось посетить лунную поверхность. Томас Маттингли ждал их на орбите спутника. К слову, эта миссия могла не состояться. Когда корабль вышел на лунную орбиту в двигателе контрольно-обслуживающего модуля возникли неполадки. Задержка посадки составила 6 часов. За это время корабль успел совершить 11 витков вокруг спутника. Проблема в итоге была решена и «Аполлону-16» разрешили продолжить запланированную посадку. После прилунения оказалось, что посадочный модуль находится на возвышенности и немного наклонен.
На Луне астронавты провели 71 час, с 21 по 23 апреля 1972 года. В течение этого времени они совершили три выхода на поверхность общей продолжительностью 20 часов и 14 минут, а также накатали 26,7 километров на луноходе. Более того, они установили рекорд скорости передвижения по Луне на лунном автомобиле — 18 км/ч.
На лунную поверхность были доставлены: детектор космических лучей и ультрафиолетовая фотокамера и сейсмометры.
А еще астронавты провели серию взрывов для проверки установленных сейсмических датчиков. Для этого использовалось два десятка зарядов взрывчатки, а также миномет! Этот эксперимент рассказал ученым о подповерхностной структуре лунного грунта (реголита), а также о скорости распространения звука в нем.
Один из зарядов.
На фото — миномет для активного сейсмического эксперимента.
В ходе миссии «Аполлон-16» астронавты собрали и доставили на Землю 96,7 килограммов образцов лунного грунта. Кроме того, астронавты привезли на Землю 3793,5 м фото- и кинопленки, отснятой на Луне и окололунной орбите.
Подготовка РН и КК
В полёте «Аполлона-8» предполагалось использовать ракету носитель Сатурн-5, пронумерованную, как AS-503, что означало: «третий полёт ракеты пятой серии проекта Аполлон-Сатурн». За год до полёта, когда вторая ступень S-II ракеты-носителя AS-503 впервые прибыла в космический центр имени Кеннеди, она предназначалась для третьего беспилотного испытания Сатурна-5 с грубым макетом космического корабля вместо реального командно-служебного модуля. Однако к концу апреля 1968 года руководство программы «Аполлон» посчитало, что двух полётов Сатурна-5 вполне достаточно, чтобы понять его особенности. Было принято решение отправить экипаж на командно-служебном модуле (КСМ) CSM-103 вместе с первым пригодным к реальному космическому полёту лунным модулем (LM-3). Это стало бы первым испытанием полной ракетной системы «Аполлон» в космосе. Но для окончательного утверждения такого решения необходимо было оценить вторую ступень S-II на предмет её безопасности для астронавтов. 29 апреля S-II была снята с ракеты-носителя и отправлена в Космический центр имени Джона Стенниса в штате Миссисипи для дальнейших испытаний. Они успешно завершились 30 мая 1968 года. Вторая ступень была снова доставлена в космический центр имени Кеннеди 27 июня.