Су-25 vs. a-10: битва штурмовиков

Содержание

Модификации

Название и изображение Описание Отличия от серийной модели
YA-10A

Первый прототип будущего «Бородавочника»

Первые 2 прототипа Более слабая пушка — 20-мм «Вулкан»
A-10A

Грозному штурмовику – грозная раскраска

Серийный вариант
OA-10A (Observation – наблюдение)

«Наблюдательная» модификация мало чем отличается от серийной и тоже может нести вооружение (как это было в Косово)

Задача Тандерболта Обзёвера — контролировать воздушное пространство

Самолёт воздушного контроля Подвесные модули с дополнительной электроникой и средствами  радиоэлектронного противодействия

YA-10B Night/Adverse Weather A-10

Всепогодная модификация «Тандерболта» А-10В

Принципиальное отличие – двухместная кабина (уже не такая бронированная) и увеличенное вертикальное оперение

1 прототип, госзаказа не получил Двухместный, для ночной и всепогодной работы.

Самолет оснащался навигационной системой LN-39 INS и радиовысотомером AN/APN-194, но бронезащита задней кабины отсутствовала

A-10C

Старый добрый «Тандерболт» дооснастили новым оборудованием — и он снова в строю!

Обновлённая, на вооружении с 2006, первый полёт — 20 января 2005, пилот — Мишель Роулс В числе нового оборудования:

  • нашлемная система Helmet Mounted Cueing System (HMCS);
  • новое программное обеспечением;
  • обновлённая система;
  • распознавания наземных целей;
  • оружие с лазерной системой наведения
A-10PCAS

Persistent Close Air Support – постоянная непосредственная авиационная поддержка

По некоторым версиям, у последней версии «Тандерболта» и вовсе не будет кабины!

Что у беспилотного «Тандерболта» А-10 вместо кабины?

Беспилотный, от разработки отказались

Разработчики — компании «Raytheon» и «Aurora Flight Sciences».

Наземные войска указывают цель, штурмовик уничтожает её автоматически, без участия пилота.

Время до удара сокращается на 6-10 минут.

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Пистолет ПММ — видео

К концу 1980-х годов стало очевидно несоответствие состоящего на вооружении пистолетного комплекса изменившимся условиям боевого применения личного оружия — широкое применение средств индивидуальной бронезащиты требовало повышения пробивного действия пули и улучшения кучности стрельбы. В начале 1990-х годов на конкурс на новый армейский пистолет была предложена модификация ПМ под новый высокоимпульсный патрон 9×18 ПММ. Благодаря новой форме пуле массой 5,54 г (против прежних 6,0 г) и выросшей до 420 м/с начальной скорости улучшилась баллистика, воз» росло пробивное действие, уменьшилась вероятность рикошетов. Под новый патрон на Ижевском механическом заводе Б. М. Плецким и Р. Г. Шигаповым был создан образец, получивший обозначение «пистолет-Макарова модернизированный» (ПММ0 индекс 56-А-125М) и серийно выпускаемый ФГУГ! «Ижевский механический завод» с 1994 года.

Описание

70 % деталей пистолета ПММ взаимозаменяемы с пистолетом ПМ. У пистолета усилена рамка и увеличена масса затвора. Патронник ПММ оснащен спиралевидными канавками, что позволяет использовать для стрельбы высокоимпульсные патроны 9×18 мм ПММ. При выстреле давление пороховых газов вдавливает стенки гильзы в три канавки на стенках патронника, удерживая гильзу в патроннике, пока пуля не вылетит из ствола и давление не снизится, после чего гильза экстрактируется и выбрасывается. Максимальное давление в канале ствола пистолета при новом патроне возросло на 15 %, что несколько увеличило отдачу.

— у ПММ-8 стандартный магазин от пистолета Макарова с однорядным расположением патронов;

— у ПММ-12 магазин в основании двухрядный, переходящий в однорядную горловину. Эта схема позволила обойтись без изменения конструкции рамки и затвора.

Крышка магазина слегка выступает вперед, что дает опору ладони и может несколько ускорить перезаряжание. Форма рукояти изменена на более удобную, что улучшило условия прицеливания и стрельбы навскидку с правой руки. На заднем торце рукоятки выполнена насечка для более надежного удержания. Изменение органов удержания может заметно улучшить кучность стрельбы из пистолета — одни оценивают рост кучности в 12 раза, другие (прежде всего специалисты самого «Иж-мех») — в 2-2,5 раза. Прицельные приспособления открытого типа — мушка и целик с прорезью.

Однако патрон ПММ так и не нашел широкого применения. Кроме общих для 1990-х годов проблем, затруднявших постановку на массовое производство нового боеприпаса, здесь сыграло роль опасение, что высокоимпульсным патроном начнут стрелять и из штатных ПМ, что может привести к авариям и травмам. Поскольку основным остался патрон 9×18 ПМ, убрали и винтовые канавки на стенках патронника, так что патронник ПММ теперь аналогичен ПМ. Пистолеты ПММ поставлялись в службы МВД, Федеральную службу охраны, в небольшом количестве — в армию.

Конструктивные недостатки

Пружины в магазинах работают с перенапряжением, поэтому быстро теряют упругость, что приводит к задержкам при стрельбе. Некачественная пластмасса, из которой изготовлен подаватель, является причиной образования трещин, а также изнашивания или поломки зуба подавателя.

Варианты и модификации

ПММ-8 — модель под патрон 9×18 мм ПММ с магазином на 8 патронов;

ПММ-12 — модель под патрон 9×18 мм ПММ с магазином на 12 патронов;

ИЖ-70-100 (ИЖ-70-17А) — спортивный пистолет, модель 1994 года под патрон 9×18 мм ПМ, имеет магазин на 12 патронов и внешний вид пистолета ПММ (отличается регулируемым прицелом).

«Байкал-442» — экспортная модификация под патрон 9×18 мм ПМ, спортивный пистолет. В сентябре 2020 года сертифицирован для продажи в России в качестве спортивно-тренировочного пистолета

ИЖ-71-100 (с сентября 2008 года выпускается под названием MP-71Н) — служебная модификация под патрон 9×17 мм К, ёмкость магазина 10 патронов.

История создания

Интерес к самолёту-штурмовику проявляла в первую очередь Армия США, однако инициатива была перехвачена ВВС США, которые крайне негативно относились к возможности появления у Армии своей собственной авиации. В 1966 году ВВС начали исследования требований к такому самолёту в рамках программы A-X (Attack eXperimental — ударный экспериментальный). 6 марта 1967 года в 21 авиастроительную фирму были отправлены условия конкурса на проектирование относительно недорогого бронированного штурмовика, который должен был иметь скорость не менее 650 км/ч, высокую манёвренность на малой высоте, возможность базирования на грунтовых аэродромах, мощное пушечное вооружение и большое число узлов внешней подвески.

Серийное производство A-10 было завершено в 1984 году после постройки 715 самолётов. Цена одного самолёта — 4,1 млн долларов в ценах 1977 года, или 16,25 млн долларов в ценах 2016 года.

Всего изготовлено 715 самолётов: два прототипа, 6 предсерийных YA-10A и 707 серийных A-10 (по другим данным изготовлено 708 серийных самолётов).

Масса и скорость

Оставим кумулятивные боеприпасы в стороне — мы рассказывали о них в предыдущих номерах «ПМ». Бронепробиваемость классических, кинетических снарядов зависит от трех факторов — силы удара, материала и формы снаряда. Увеличить силу удара можно увеличением массы снаряда либо его скорости. Увеличение массы с сохранением калибра допустимо в очень небольших пределах, скорость можно наращивать повышением массы метательного заряда и увеличением длины ствола. Буквально за первые месяцы войны стенки стволов противотанковых пушек утолщились, а сами стволы удлинились. Простое увеличение калибра также не было панацеей. Мощные противотанковые пушки начала Второй мировой делали в основном так: брали качающиеся части зенитных орудий и ставили на тяжелые лафеты. Так, в СССР на базе качающейся части корабельной зенитной пушки Б-34 была создана 100-мм противотанковая пушка БС-3 с весом боевой части 3,65 т. (Для сравнения: германская 3,7-см противотанковая пушка весила 480 кг). БС-3 у нас даже постеснялись назвать противотанковой пушкой и назвали полевой, до этого полевых пушек в РККА не было, это дореволюционный термин.

4,2/2,8-см бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд обр. 41

Немцы на базе 8,8-см зенитной пушки «41» создали два типа противотанковых пушек весом 4,4−5 т. На базе 12,8-см зенитной пушки были созданы несколько образцов противотанковых пушек с совсем запредельным весом 8,3−12,2 т. Для них требовались мощные тягачи, а маскировка была затруднительна из-за больших габаритов.

Эти пушки были крайне дорогими и выпускались не тысячами, а сотнями и в Германии, и в СССР. Так, к 1 мая 1945 года в Красной армии состояло 403 единицы 100-мм пушек БС-3: 58 — в корпусной артиллерии, 111 — в армейской артиллерии и 234 — в РВГК. А в дивизионной артиллерии их не было вовсе.

Внешние ссылки

Сабля

Некоторые технические характеристики Super Tucano

Аэродинамическая схема EMB 314 Super Tucano представляет собой планер с фюзеляжем типа полумонокок с низким расположением крыла и классическим хвостовым оперением. Три стойки шасси с одним колесом на каждой, убираются в полёте. Машина оснащена мощным турбовинтовым двигателем американского производства.

Крейсерская скорость лёгкого штурмовика 520 км/час и при максимальном взлётном весе 5200 кг он способен нести боевую нагрузку в 1.5 тонны и работать в боевом радиусе 550 км. Максимальная высота, на которую поднимается самолёт Super Tucano находится в пределах 10700 метров, а наибольшее расстояние, преодолеваемое этой турбовинтовой машиной равно 1300 км.

Из вооружения штатно устанавливаемого на штурмовик – это два крыльевых 12.7-мм пулемёта, в некоторых вариантах 20-мм подфюзеляжная пушка и дополнительные контейнеры с четырьмя 7.62-мм или двумя 12.7-мм пулемётами.

На вооружении лёгкого штурмовика A-29 Super Tucano имеются УР класса «воздух-воздух».

Ракетно-бомбовое вооружение располагается на пяти точках подвески и состоит из управляемых ракет класса «воздух – воздух» или бомб либо неуправляемых 70-мм авиационных ракет. Строевые части бразильских ВВС имеют на вооружении 99 лёгких штурмовиков, из них 33 – это одноместные машины, а 66 – вариант с двумя пилотами.

Характеристики в сравнении с аналогом

Прямым соперником «Бородавочника» является советский Су-25К.

Годы выпуска Американский штурмовик производился с 1975 года по 1984 год. Советский самолет начали производить в 1978 году и закончили в 2017.
Длина в метрах «Thunderbolt A10» длиннее своего конкурента почти на один метр. Длина советского самолета составляет 15,35 метров, а американского 16,25 метров.
Высота «Тандерболт» ниже Су-25К на 30 сантиметров. Высота первого составляет 4,5 метра, а второго 4,8 метра.
Размах крыла Размах крыла американского самолета составляет 17,55 м, а советского 14,36 м.
Площадь крыла Здесь тоже разница значительная — 47м2 у «Тандерболта» и 30,1м2 у Су-25К.
Масса пустых самолетов Пустой «Тандерболт» весит 9175 кг, а Су-25К 9315 кг.
Снаряженный вес 10515 кг у американского штурмовика против 11600 кг советского самолета.
Максимальная взлетная масса Здесь американский самолет уходит вперед с большим отрывом. При соблюдении безопасности взлета, он может подняться в воздух при максимальной массе 21150 кг. Советский вариант сможет подобное сделать лишь с массой в 17600 кг.
Предельная скорость По этому параметру Су-25К существенно вырывается вперед. Его скорость может достигать 950 км/ч, когда у «Тандерболта» «всего» 830 км/ч.
Крейсерская скорость По данному параметру также выигрывает советский штурмовик. Его крейсерская скорость составляет 750 км/ч. Скорость «Бородавочника» составляет 555 км/ч.
Практический потолок «Тандерболт А10» способен подняться на высоту до 13380 метров, Су-25К взлетает до 7000 метров.
Дальность полета «Тандерболт» может пролететь на 100 км больше. Его максимальный результат составляет 740 км, а результат Су-25К равен 640 км.
Штатное вооружение «Thunderbolt A10» обладает семиствольной авиационной пушкой GAU-8/A и 1350 снарядами 30×173 мм. Советский штурмовик оснащается двуствольными авиапушками ГШ-30-2, боезапас которых составляет 250 30 мм снарядов.
Экипаж В обоих самолетах предусмотрено по одному пилоту.

Боевое применение

Дата, событие Расклад сил до… …и после Ущерб противнику
1983

Войны в Гренаде — Первое использование

Простая поддержка сухопутных войск
1991

Войны в Персидском заливе —

Первое боевое использование

144 самолёта, 8100 боевых вылетов, уровень боеготовности — 95,7%,

7 сбито (одна потеря на 1350 вылетов), 15 повреждено

Прилетали со страшными ранами в крыле, двигателе и хвосте (но прилетали!)

Танков — более 1000, другой техники — более 2000,

стволов артиллерии — более 1200.

Результаты лучше, чем у всех прочих самолётов и даже противотанкового вертолёта «Апач» (АН-64)

«Буря в пустыне» 2 штурмовика, 1 вылет Танки — 23 уничтожено, 10 повреждено
Охота за пусковыми установками «Скад» 1 ночь Ноль установок, 2 вертолёта (Ми-8 и MBB Bo 105)
1999

«Союзническая сила» — военная операция НАТО против  Югославии.

С авиабаз на территории Италии

Более 30 тысяч снарядов с урановым сердечником В начале 2001 – скандал: угроза здоровью миротворцев НАТО и мирного населения в Косово
2001

  • Войны НАТО в Афганистане;
  • операции «Несгибаемая свобода»;
  • аэродром Баграм под Кабулом
Успешно применяется и поныне для уничтожения талибов
март-апрель 2003

Операция «Свобода Ираку»

60 штурмовиков 1 сбит 7 апреля, 1 тяжело повреждён, пилот спаслась

24 танка Т-54 и Т-55, до 13 единиц бронетанковой техники

Успешно применяются «Тандерболты» и против ИГИЛа, особенно по колоннам бензовозов.

Отметки на фюзеляже А-10 «Тандерболт»: 1 пусковая установка «Scud», 3 радиолокационных станции, 11 танков и 42 единицы бронетехники.

В светлое время А-10 показал высокую точность: с 1,2 км 80% снарядов попадают в круг 6 м диаметра. По танкам стрельба велась с 1,8 км (на высоте 100-150 м), по небронированным целям — с 3-3,5 км.

Ночью и в сложных метеоусловиях (а также при запыленности и задымленности) эффективность была крайне низкой. Известны случаи и «дружественного огня»:

Дата Атакованная цель Результат
1991, сражение за Рас-эль-Хафджи Американский бронетранспортёр LAV-25 (лётчик и наводчик перепутали его с БТР-60) 6 погибших американцев
Британские боевые машины пехоты 5 раненых и 1 погибший британец
2001, сражения за Насирию Подразделение морских пехотинцев (из-за ошибки авианаводчика) 1-10 погибших
28 марта 2001 Четыре боевые британских машины 1 погибший
2003, возле Газни Дом предполагаемого террориста 9 детей, игравших неподалёку

Львиная доля (2001)

Fight against ISIS helps make the case for retaining the A-10

As talk of retiring the A-10 grew in 2014, Operation Inherent Resolve (OIR), the U.S.-led mission to dismantle the so-called Islamic State in Iraq and Syria, was ramping up fast and pressure was put on the USAF to step up its involvement in the expanding campaign. Back home, the Fiscal Year 2015 spending plan included House and Senate Armed Services Committee stipulations that essentially blocked efforts to retire the A-10 fleet. It was a perfect storm that effectively saved the A-10.

The Indiana Air National Guard’s 163rd Fighter Squadron, the “Blacksnakes,” deployed to the Central Command (CENTCOM) area of operations in October 2014, as part of a Theater Security Package sent to Kuwait. The unit was quickly re-tasked to Afghanistan to cover U.S. Army withdrawals from forward operating bases (FOBs) in that war-ravaged country. However, after only a month in theater, the pressure was on to move the “Blacksnakes” back to Kuwait to join the burgeoning effort against ISIS. 

Примечания

  1. Bell, 1986, p. 17
  2. Bell, 1986, p. 6
  3. Jenkins, 1998, p. 42
  4. Flight, 1976, vol. 109, N 3497.
  5. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.94.
  6. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.128.
  7. Operation Desert Storm: Evaluation of the air campaign. Report to the Ranking Minority Member, Committee on Commerce, House of Representatives. United States General Accounting Office, p.151.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47,48. — ISBN ISBN 9781857438352.

Combat Arms Europe [2008, Action (Shooter) / 3D / 1st Person / Online-only]

Год выпуска: 2008Жанр: Action (Shooter) / 3D / 1st Person / Online-onlyРазработчик: Doobic Entertainment devsite: http://en.nexoneu.comЯзык интерфейса: АнглийскийПлатформа: PC Системные требования: — Supported OS: Windows 2000/XP/Windows Vista — Processor: 2.4 GHz Intel Pentium or better — RAM: 512Mb — Video Card: GeForce FX 5600 128Mb or better — DirectX Version: DirectX 9.0c or later — Hard Drive Space: 2 GB — Internet connection: Cable/DSL 512kb Описание: В этой сетевой FPS вам предстоит отправиться на поля сражений и противостоять другим солдатам, в арсенале которых огромный выбор …

Игры / PC-игры / Action
Подробнее  

Тактико-технические характеристики A-10 Тандерболт 2

— Первый полёт: 10 мая 1972 года
— Начало эксплуатации: A-10A 1977 год, A-10С 2007 год
— Годы производства: 1975 — 1984
— Единиц произведено: 715

Стоимость A-10 Тандерболт 2

— $11,8 млн (1994 год)

Экипаж A-10 Тандерболт 2

— 1 пилот

Размеры A-10 Тандерболт 2

— Длина: 16,26 м
— Размах крыла: 17,53 м
— Высота: 4,47 м
— Площадь крыла: 47,01 м²
— Профиль крыла: NACA 6716 — корень крыла, NACA 6713 — законцовка
— Удлинение крыла: 6,54
— Нагрузка на крыло: 449,88 кг/м² (максимальная)
— База шасси: 5,40 м
— Колея шасси: 5,25 м

Вес A-10 Тандерболт 2

— Масса пустого: 9176 кг
— Масса снаряжённого: 10 515 кг
— Нормальная взлётная масса: 13 628 кг (с 6 × 227 кг бомбами)
— Максимальная взлётная масса: 21 148 кг
— Масса топлива во внутренних баках: 4830 кг
— Объём топливных баков: 6200 л

Двигатели A-10 Тандерболт 2

— 2 × ТРДД General Electric TF34-GE-100
— Тяга: 2 × 40,32 кН (4112 кгс)
— Тяговооружённость: 0,6 (при нормальной взлётной массе)

Скорость A-10 Тандерболт 2

— Максимально допустимая скорость: 834 км/ч
— Максимальная скорость: 722 км/ч у земли
— Крейсерская скорость: 555 км/ч у земли
— Скороподъёмность: 30,5 м/с
— Длина разбега: 1152 м (с максимальной боевой нагрузкой)
— Длина пробега: 623 м

Дальность полета A-10 Тандерболт 2

— Боевой радиус непосредственная авиационная поддержка: 463 км
— Боевой радиус сопровождение: 484 км
— Боевой радиус воздушная разведка: 803 км
— Практическая дальность: 740 км (с максимальной боевой нагрузкой)
— Перегоночная дальность: 4647 км

Практический потолок A-10 Тандерболт 2

— 13 380 м

Вооружение A-10 Тандерболт 2

Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1350 патронами 30×173 мм

Точки подвески: 11 узлов подвески вооружения (8 под крылом, 3 под фюзеляжем) может быть задействовано в вылете только 10:
— (под фюзеляжем вооружение может подвешиваться либо на центральный пилон, либо на пару боковых)
— центральный подфюзеляжный с нагрузкой 2268 кг
— 2 боковых подфюзеляжных и 2 внутренних крыльевых с нагрузкой 1587 кг каждый
— 4 средних крыльевых с нагрузкой 1134 кг каждый
— 2 внешних крыльевых с нагрузкой 453 кг каждый

Боевая нагрузка: 7257 кг

Управляемые ракеты:
— ракеты «воздух-воздух»: 2 × AIM-9
— ракеты «воздух-поверхность»: 6 × AGM-65

Неуправляемые ракеты:
— 4 × блока LAU-61/LAU-68 (с 19× / 7× 70 мм ракетами Hydra 70)
— 6 × блоков LAU-10 (с 4× 127 мм ракетами Zuni)

Бомбы свободнопадающие:
— фугасные: 24 × 227 кг Mk 82 или 6 × 908 кг Mk 84
— зажигательные: 8 × 340 кг BLU-1 или 340 кг BLU-27/B с напалмом
— кассетные: 20 × Mk-20 Rockeye II, 20 × 350 кг CBU-52, 20 × 370 кг CBU-71, 10 × CBU-38 или 16 × CBU-70

Бомбы управляемые: 4 × GBU-8 или GBU-10 или 6 × GBU-12

Подвесные артиллерийские установки: 2 × SUU-23 с 20 мм пушкой GAU-4/A

Подвесные топливные баки: 3 × 2271 л: пара под крылом, один под фюзеляжем.

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК

Подвесное вооружение

Не пушкой единой живет штурмовик.

Ракетывоздух-земля», ракетывоздух-воздух», бомбы, НАРы(неуправляемые ракеты), пушечные контейнеры… С обеих сторон выбор огромный — бери, что душе угодно.

A-10 Thunderbolt II

Американский штурмовик может даже использовать ракеты AGM-65 Maverick с дальностью действия до 30 километров. Но это уже лишнее. С работой по заброске такой ракеты к цели может справиться любой другой истребитель-бомбардировщик — и сделает это быстрее и безопаснее.

А-10 может взять вдвое больший боезапас — 7260 килограммов против 4400 у Су-25. И это не считая патронов к пушке!

Оценка:

А-10: 5 балловСу-25: 4,5 балла

История создания A 10 Thunderbolt II

В 1966 году в связи с тем, что американский Т-28 «Троян» не смог выстоять против советской системы ПВО, было принято решение о разработке нового бронированного штурмовика. В марте 1967 года был объявлен конкурс, в котором принимали участие 21 авиастроительная компания. ВВС США было поставлены следующие условия:

  • скорость не должна быть менее 650 км/ч;
  • должна обеспечиваться хорошая маневренность в воздухе;
  • приземление могло осуществляться на любой местности;
  • большое количество узлов подвески снаружи.

В дальнейшем были изменены условия и минимальные требования к скорости поднялись до 740 км/ч, что привело выбыванию проектов с турбовинтовыми моторами.

Основным орудием штурмовика стала 30 мм пушка GAU-8

Американские конструкторы приняли во внимание успешный опыт израильских пушек DEFA, которые поражали арабские танки

В мае 1970 определилось два финалиста — «Fairchild» и «Northrop». Fairchild на разработку прототипа YA-10A получил 41,2 млн долларов, а Northrop 28,9 млн на YA-9.

В 1972 году первые два YA-10A были готовы и оснащены пушками «Вулкан» М61, диаметр которых составлял 20 мм, вместо 30 мм, поскольку последних попросту не было. 10 мая состоялся первый подъем самолета в воздух. Пилотом был Говард «Сэм» Нельсон. YA-9 впервые взлетел спустя 20 дней. Второй прототип YA-10 взлетел 21 июня 1972 года. Конкурент взлетел лишь 23 августа.

В октябре 1972 года начались испытания на авиабазе Эдвардс, в ходе которых выяснилось, что YA-9 более маневренный, легкий и скоростной. YA-10, в свою очередь, обладает более простой конструкцией, что упрощает обслуживание. Также он потребляет меньше топлива. На авиабазе Райт-Паттерсон самолеты испытывали на живучесть, используя оружие, произведенное в СССР.

18 февраля 1973 года было объявлено о победе YA-10A. Fairchild получает 159 млн на производство 6 предсерийных самолетов. В 1973 году в конкурсе по производству пушки, победил «Дженерал Электрик», который в этом же году создал 30 мм GAU-8.

В августе 1974 года A-10A были проведены испытания с ракетами «воздух-поверхность» AGM-65A «Maverick», которые обладают телевизионным самонаведением. Впервые контрактный испытательный штурмовик поднялся в воздух в феврале 1975 года. В сентябре была заменена пушка с 20 мм «Вулкана» на 30 мм «Мститель». Огромная GAU-8 занимает половину фюзеляже и по этой причине шасси пришлось расположить немного в стороне. Пушка успешно поражает цель с расстояния до 1,2 км.

21 октября 1975 года в воздух поднялся первый серийный «Thunderbolt». Масса штурмовика оказалось больше, чем была рассчитана ранее. По этой причине самолет пришлось усиливать.

В марте 1976 года самолет принят на вооружение ВВС США. Через год были поставлены первые серийные версии. В октябре 1977 года была создана первая эскадрилья «Бородавочников».

В 1977 году Тандерболт был модифицирован, получив всепогодную версию. В новой разработке была добавлена вторая кабина прямо над боекомплектом пушки. Самолет может быть пилотирован из обеих кабин. Кроме того, в комплектацию добавлены следующие опции:

  • Вестингауз WX-50 — бортовая радиолокационная станция предназначена для выявления мелких наземных целей;
  • Texas Instruments AN/AAR-42 — это тепловизионная станция;
  • Ферранти 105 — лазерный дальномер;
  • Литтон LN-39 — навигационная система на инерциальной основе.

4 мая 1979 года всепогодная версия впервые поднялась в воздух, но из-за низкой востребованности в серийное производство так и не вошла.

Thunderbolt A-10 имел свои «детские болячки». Одна из них была решена в 1981 году. В двигателе самолета скапливался порох из-за недогоревших частиц, которые осаждались на вентиляторе после выстрелов. Через каждые 1000 выстрелов у самолета падала тяга на 1%.

В 1983 году штурмовик оснастили новым оборудованием специально для европейского климата.

В 1984 году было готово 715 Тандерболтов, каждый из которых обошелся по 4 миллиона. 707 из них были серийными, 6 предсерийных и 2 прототипа.

Спустя два года были произведены испытания с управляемыми ракетами AIM-9 «Sidewinder».

Где-то в середине 1990-х штурмовики были модифицированы. Благодаря новым изменениям самолет стал более маневренным и легким, так как была убрана часть брони и пассивная лазерная система «Пейв Пенни».

A-10, 1975. (U.S. Air Force photo)

Описание A-10 Thunderbolt II

A-10 Thunderbolt II – это низкоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым вертикальным оперением и силовой установкой, состоящей из двух двигателей.

Фюзеляж самолета типа полумонокок, в его передней части находится кабина пилота, ее форма и расположение обеспечивает летчику хороший обзор вперед, вниз и в стороны. Кабина пилота закрыта мощной титановой броней и выполнена в виде ванны, она способна защитить летчика от снарядов калибра 37 мм. Катапультное кресло обеспечивает эвакуацию пилота на любой скорости и высоте.

К центральной части фюзеляжа с помощью специальных пилонов крепятся мотогондолы двух турбовинтовых двигателей. Такое расположение силовой установки уменьшает вероятность попадания в двигатели посторонних предметов во время взлета и посадки, упрощает их обслуживание, а также дает дополнительную защиту от огня с земли. Выхлопные газы двигателя проходят над плоскостью стабилизатора, что уменьшает заметность А-10 в тепловом диапазоне. Подобное размещение двигателей позволило разместить топливные баки около центра тяжести самолета и отказаться от системы перекачки топлива.

«Тандерболт» имеет прямоугольное крыло значительной площади, которое состоит из центроплана (34%) и двух консолей трапециевидной формы. Крыло самолета оснащено трехсекционными закрылками Фаулера и элеронами. Форма и площадь крыла позволяет штурмовику активно маневрировать на малых скоростях и нести большую полезную нагрузку.

Стабилизатор самолета имеет прямоугольную форму и довольно большую площадь (20% от площади крыла), что обеспечивает машине хорошие маневренные характеристики. На концах стабилизатора размещены два вертикальных киля с рулями направления. Подобная конструкция хвостового оперения повышает живучесть самолета: он может продолжать управляемый полет при потере одного из килей и даже одной из консолей стабилизатора.

А-10 «Тандерболт» имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Все стойки одноколесные, в убранном состоянии они несколько выступают (примерно на треть) за обводы фюзеляжа, что облегчает вынужденную посадку машины. Конструкция шасси А-10 позволяет самолету использовать аэродромы с грунтовым покрытием.

Силовая установка штурмовика состоит из двух двигателей ТРДД General Electric TF34-GE-100, каждый из которых имеет тягу 4 100 кгс.

А-10 оснащен двумя независимыми гидравлическими системами, которые обеспечивают работу элементами механизации крыла, выпускают и убирают шасси, вращают ствол 30-мм носового орудия.

«Тандерболт» имеет систему пожаротушения, которая для борьбы с огнем использует инертный газ фреон.

Радиоэлектронное оборудование А-10 можно назвать простым, по сравнению с другими американскими боевыми самолетами. В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования входит: системы ближней и дальней навигации, радиокомпас, радиовысотомер, радиопеленгатор, автопилот, индикатор на лобовом стекле, система посадки по приборам. В распоряжении пилота несколько радиостанций разного диапазона, а также система предупреждения о радиолокационном облучении.

Рядом с носовой стойкой шасси находится система обнаружения целей, подсвеченных лазерным лучом. Она способна обнаруживать объекты на дистанциях до 24 км. Также на штурмовик может быть установлен контейнер с аппаратурой РЭБ.

Штурмовик А-10 «Тандерболт» вооружен мощнейшей 30-мм пушкой GAU-81A, которая установлен в носовой части самолета, практически на его оси симметрии. Орудие выполнено по схеме Гатлинга и имеет семь вращающихся стволов. Гильзы снарядов пушки изготовлены из алюминия, что позволило значительно уменьшить вес боезапаса. Полный вес пушечной установки вместе с боеприпасами составляет 1830 кг.

Пушка GAU-81A имеет гидравлический привод, беззвеньевую систему подачи боеприпасов и магазин барабанного типа. Снаряды орудия имеют пластиковые ведущие пояски, что существенно повышает ресурсы стволов. Пилот может задавать разную скорострельность орудия: от 2100 до 4200 (позже верхний порог был снижен до 3900) выстрелов в минуту. В реальных условиях пилот обычно ограничивается несколько залпами длительностью по несколько секунд каждый. В противном случае возможен перегрев стволов. Чтобы не повредить корпус самолета, использованные гильзы не выбрасываются наружу, а собираются в барабан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector