История халифата. том 1. ислам в аравии, 570–633

Содержание

Возникновение ислама и объединение арабов

Проповедником религии

Ислам, или мусульманство, как религиозное течение, по преданию, возникло около 610 года н. э. Но в городе Мекке, который сейчас является центром паломничества всех мусульман, в то время оно не имело широкой поддержки. Знать Мекки опасалась, что ислам приведёт к уничтожению её политического и экономического влияния. Поэтому мусульмане подвергались преследованиям и гонениям. Из-за этого они в 622 году н. э. переселились в Ясриб (нынешняя Медина). Сам год переселения (от арабского «ходжа») в мусульманском мире является начальной датой летоисчисления, как у христиан Рождество Иисуса Христа.

Становление государства

Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове

Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота

В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.

Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».

В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.

Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.

>> Генуэзская конференция: заплатила ли Россия по счетам?

Распад государства

Халифат при Харун ар-Рашиде (—)

Распад единого Арабского халифата, начавшийся ещё при последних Омейядах, при Аббасидах продолжился.

Назначенный в 755 году губернатором аль-Андалуса один из немногих выживших омейадов Абд ар-Рахман отложился и создал Кордовский эмират в следующем же, 776 году. В 777 году от халифата отложился Магриб, где имам ибадитов Абд ар-Рахман ибн Рустам основал государство Рустамидов. В период 784—789 годов Идрис ибн Абдуллах установил власть над берберскими племенами западной Ифрикиййи, основав на её месте одноимённый шиитский эмират. К 800 году представители рода Аглабидов установили свою власть над восточной частью Ифрикийи, признавая власть Багдада лишь формально.

Таким образом, за первые пол-века правления Аббасидов (до конца правления Харуна ар-Рашида) от Халифата отложилась вся западная (до Египта включительно) часть. Во внутренней борьбе за власть потомки ар-Рашида в 809—827 годах развязали Четвёртую фитну; используя гражданскую войну как повод, в 819 году от Халифата отложились Хорасан и Мавераннахр, где к власти пришли Саманиды, создавшие собственное государство. В 885 году от Халифата откололась Армения, восстановившая таким образом независимость. Разгоревшееся в начале 900-х годов в государстве Аглабидов движение исмаилитов привело не только к падению государств Ифрикиййи, но и переходу Египта в состав Фатимидского Халифата из Аббасидского. В разгар аббасидско-фатимидской войны, в 945 году, шиитская конфедерация Буидов фактически захватила власть в Ираке, признавая верховенство Аббасидов лишь номинально.

С началом вторжения огузов под предводительством Тогрул-бека Халифат утратил последовательно Хорезм и Иран. В 1055 году Аббасиды сами признали верховенство власти Сельджукидов, сохранив за собой лишь духовный авторитет и номинальную автономию в рамках государства Сельджукидов. После начала Крестовых походов и краха Сельджукской империи в 1127 году под властью Аббасидов осталось лишь ядро Халифата — собственно Багдад и его окрестности. С этого времени Аббасиды пользовались покровительством сначала Зангидов, после 1171 года — Айюбидов, а после 1251 года — правителей Мамлюкского султаната, сохраняя за собой лишь верховенство духовного авторитета. Последний халиф из рода Аббасидов был убит войсками Хулагу в 1258 году при штурме Багдада; выжившие аббасиды переселились в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род пресёкся окончательно.

Династия Аббасидов достигла относительного расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. —), аль-Махди (—), Харун ар-Рашиде (—), аль-Мамуне (—). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.

Возникновение арабского государства

Возникновение первого крупного раннефеодального государства у арабских племен произошло в VII в. К этому времени основная их масса находилась на стадии разложения родоплеменного строя. Быстро шло имущественное и социальное расслоение. В то же время не были изжиты и многие черты первобытнообщинных отношений. По-прежнему сохранялась родовая связь членов арабского общества.

Активнее всего разложение родоплеменного строя происходило у племен, проживавших в Хиджазе (побережье Красного море). Именно здесь ускоренно шел процесс перехода к оседлому земледелию и скотоводству, существовали такие крупные торгово-ремесленные города, как Мекка, Ясриб (Медина) и т.д. Достаточно быстро явным становится противостояние знати и основной массы населения, выступавшей против перехода земли в частную собственность, сосредоточения богатств в одних руках и в целом против социального неравенства.

Важнейшей предпосылкой объединения арабских племен стало возникновение новой монотеистической религии – ислама. Новое учение признало несправедливость сосредоточения власти в руках родовой знати, выступило за формальное равенство свободных людей, связанных новой религией, и наметило выход из социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны.

Возникновение ислама (от араб. «ислам» − покорность) связано с именем Мухаммеда.

Главная идея ислама – объединение всех арабов, во главе которых должен стать «Пророк» – посланник Бога на земле, при обязательной общности религии и выполнении ее предписаний.

В 20-е гг. VII в. Мухаммеду удалось объединить под своей религиозной и политической властью племена Мекки и Медины. Затем он повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную – полурелигиозную общину (умму). Происходило это с помощью ислама и военных отрядов. В начале 30-х гг. VII в. значительная часть Арабского полуострова уже признала власть и авторитет Мухаммеда.

После его смерти в 632 г. политику объединения продолжили родственники и сподвижники Мухаммеда, превратившиеся в привилегированную группу, из среды которой стали выбирать новых вождей – халифов («заместителей пророка»). При первых четырех «праведных» халифах было подавлено внутреннее противоборство и активизировалась захватническая политика. В итоге сложилась новая наднациональная империя – Арабский Халифат. В его истории выделяется два основных периода: 1) дамасский (сирийский) – период правления династии Омейядов (661-750 гг.); 2) багдадский (месопотамский) – период правления династии Абасидов (750-1055 гг.).

2.6.2. Общественный и государственный строй Арабского Халифата

Арабский Халифат был феодальным государством. Феодальные отношения в полной мере оформились в Багдадский период его истории. При этом, наряду с типичными для феодального строя чертами, имелся ряд особенностей, обусловленных следующими факторами: а) замедленным развитием; б) религиозными особенностями; в) экономико-географической спецификой.

В сословном строе Арабского Халифата отсутствовала четкая иерархия групп. Главным при определении юридического положения человека было не его социальное положение, а вероисповедание. На основе этого выделялся особый правовой статус мусульман и немусульман (зиммиев). Последние находились в более приниженном положении и уплачивали особый государственный налог (джизья). Тем не менее, абстрагировавшись от этого деления, можно выделить основные группы всего населения.

Преобладающую по количеству массу составляли зависимые крестьяне-общинники. В Арабском Халифате их положение не многим отличалось от Европы. Большая часть крестьян жила на землях халифа и платила в качестве наследственных арендаторов ренту напрямую государству.

Господствующий слой составляли феодалы. Они также не имели четкой иерархической структуры. Верхушку составляли мусульмане.

Арабский халифат сегодня

Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.

Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.

Анечка, Цыпа и змеюка подколодная

Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата

Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.

Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.

Полезное видео

Народные восстания и распад халифата.

В состав халифата входили народы, говорившие Народные на различных языках, имевшие свои обычаи и восстания культуру. Они жестоко страдали от гнёта завоевателей, поднимались на борьбу с арабскими и местными феодалами.

Сильный удар нанесло халифату народное восстание в Средней Азии под предводительством Муканны. Муканна был бедняком, в молодости он занимался стиркой белья. Он поднял восстание против арабов, но был схвачен и посажен в тюрьму. Ему удалось бежать, и он вновь начал борьбу с арабами. По его призыву на борьбу поднялись массы крестьян, «людей в белых одеждах», как их называли. Восставшие истребляли арабские гарнизоны и уничтожали замки феодалов. Это восстание длилось целых 7 лет и с трудом было подавлено феодалами.

Мощные восстания крестьян происходили в Азербайджане, в Армении, в Ираке. Арабские халифы и феодалы топили народные восстания в крови. Однако эти восстания не проходили бесследно. Они подтачивали силы халифата изнутри, ослабляли его.

Как и во Франкской империи, в халифате крупные местные феодалы приобретали всё большую самостоятельность, стремились к полной независимости. Правители отдельных областей не хотели признавать власть халифов и создавали свои государства.

Всё это привело к тому, что уже в VIII веке Арабский халифат распался на ряд феодальных государств. Самым сильным из них был новый халифат со столицей в городе Багдаде. В Испании возникло самостоятельное государство со столицей в городе Кордове. Затем обособились Марокко, Египет, Сирия, Средняя Азия.

Так возникли многочисленные новые государства. Некоторые из них, пройдя длинный путь развития, существуют и в наше время.

Мекка.

С западного побережья Аравии расположена гористая страна, богатая полезными ископаемыми. Здесь существовали рудники, развивалось ремесло, выросли города. Здесь же находился главный торговый центр Аравии — город Мекка. Каждую весну бедуины собирались в Мекку на ярмарку. Они продавали скот, кожи, шерсть и покупали ячменный хлеб и изделия местных ремесленников. Во время весенних ярмарок стихала вражда, прекращалась межплеменная резня, можно было свободно проехать по всем дорогам.

Делами в Мекке заправляли знатные люди, священники, купцы и ростовщики. Многие бедуинские племена и мекканские бедняки находились в долговой кабале у этих богачей.

В Мекке находился главный арабский храм, Кааба — каменное здание в форме куба (от слова «Кааба» произошло и самое слово «куб»). В его стену был вделан чёрный камень — метеорит, который упал с неба в незапамятные времена. Этот камень  самый священным предмет для арабов. Каждый араб считает своим долгом хотя бы раз в жизни побывать в Мекке, выпить «святой воды» из источника возле Каабы и семикратно поцеловать чёрный камень. За это он надеялся попасть в рай. Мекканские жрецы получали большие доходы от паломников, приходивших поклониться Каабе. Но, кроме Каабы, каждое племя имело ещё своё особое божество.

Рабы, неимущий городской люд, окрестные бедуинские племена ненавидели алчных мекканских купцов и ростовщиков, жадных шейхов. Бедняки восставали против знати.

Чтобы легче было держать в повиновении простой люд, знать стремилась объединить арабов и направить их на завоевание соседних стран.

АРМИЯ РОССИИ

Гладкоствольное ружье МР-153

Утверждение ислама среди арабских племён

Мухаммед, считающийся у мусульман пророком, и его проповеди нашли в Медине широкую поддержку среди местных арабских племён. Мединские племена были враждебно настроены к купцам и ростовщикам Мекки, как и многие аравийские, что послужило их сближению и присоединению к последователям Мухаммеда. Все вместе они начали вооружённую борьбу против зажиточного сословия Мекки и грабили их караваны с различными товарами.

Борьба продлилась до 630 года, и после длительных переговоров Мухаммед смог заключить с правителями Мекки договорённость, по которой были признаны религиозные и политические права мусульман и принято само исламское учение. Мекка была признана религиозным центром мусульман, а Кааба — главным исламским святилищем.

Влияние на денежное обращение

Тунисский динар 1988 года

Арабский динар надолго пережил существование Арабского халифата и до сих пор остаётся основной денежной единицей мусульманского мира. В настоящее время наименование динара используют 10 государств Средиземноморья и Персидского залива. В большинстве этих стран динар (или денар, как в Македонии) является денежной единицей, только в Иране это разменная монета (100 иранских динаров = 1 риал). Интересно, что динар служил в качестве денежной единицы в преимущественно немусульманской Югославии, что связано с долгим нахождением большинства её территории в составе Османской империи. После распада Югославии многие возникшие на её территории государства также переняли название динар для своих денежных единиц.

В современном мире предпринимаются попытки создания новых мусульманских денежных единиц с названием динар, в том числе и в качестве международной валюты. В середине 90-х годов XX века премьер-министр Турции Эрбакан выступил с проектом исламского золотого динара в качестве единой валюты мусульманских государств, которая стала бы альтернативой доллару США. В дальнейшем эту идею поддержали король Марокко Хасан II и премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад. В 2000 году была запущена электронная платёжная система E-dinar и учреждены две компании для чеканки золотых динаров и серебряных дирхемов — E-dinar Ltd. (Лабуан) и E-dinar FZ-LLC (Дубай). В ноябре 2001 года в Дубае состоялась презентация введения в обращение золотых динаров весом 4,25 грамм и серебряных дирхамов весом 3 грамма. Осенью 2006 года чеканка золотых монет номиналом 1 динар, 1/2 и 1/4 динара началась и в малайзийском султанате Келантан. В 2008 году началось обращение золотых динаров на рынке Индонезии.

Летом 2015 года группировка «Исламское государство» приступила к чеканке собственных золотых монет номиналом 1 динар (весом 4,25 грамм) и 5 динаров (весом 9,50 грамм). Официальный курс, установленный группировкой, составил 139 USD за 1 динар.

Кордовский халифат

В 711–718 годах Пиренейский полуостров в большинстве своем был завоеван полчищами арабского халифата. Образовалась и столица только что сформированной провинции аль-Андалус с наименованием Кордова. Позже, уже в 755 год,у аль-Андалус была отделена от Арабского халифата, после чего оказалась первым самостоятельным эмиратом. Исторически сложилось так, что это государство приобрело название по имени своей столицы – Кордовский эмират (755-1031). Этот период характеризуется самыми яркими историческими страницами Кордовы.

https://youtube.com/watch?v=-SOwLIYy8hc

Кордова оказалась маленьким отражением всего государства. Доминирующим положением в нем обладали мусульманские граждане. Самой привилегированной и богатой их частью были, естественно, арабы, из которых и сформировалась чиновническая, офицерская и придворная элита. Первоначально маленькой, но с течением времени интенсивно увеличивавшейся группой народонаселения являлись берберы, которые были и тогда и сейчас кочевым североафриканским народом. Они, как правило, пребывали на службе в качестве солдат или мелких чиновников.

Религиозные ограничения, с которыми столкнулась большая часть местных жителей-немусульман, и выгоды, которые предоставляло новое верование, поставили их перед необходимостью принять ислам. В особенности с удовольствием переходило в ислам аристократическое сообщество, которое при таком раскладе могло сохранять свои высокие положения. Мусульмане здешнего происхождения получали название мувалладады или мулады.

В противоположность европейцам, андалусские мусульманские знатные и чиновничьи верхушки предпочитали проживать не в пригородных поместьях, а на территории крупных городов, например, в Кордове. Там они тратили немалые деньги на роскошную жизнь. Это предоставляло работу местному ремесленничеству, а также многим творческим людям. Культурное развитие жизни в Кордове вследствие этого находилось в необыкновенно оживленном состоянии, а внешние городское обличье поражало всех гостей своими красотами.

Невзирая на доминирующее положение, мусульманские правители были вполне снисходительны к прочими религиозным группам. Иноверцы обязаны были уплачивать дополнительные налоги, и не имели права быть на государственных должностях. Однако в прочей своей деятельности были всецело свободными в выборе своего вероисповедания, они могли свободно отправлять любые религиозные обряды. При таком мягком отношении все религиозные общины жили в добром согласии.

Переход к исламу происходил не под натиском местной власти, а из-за социальных преимуществ этого вероисповедания и привлекательности арабского образа проживания. Немногие христианские граждане, сохранившие свое вероисповедание, получили название мосарабы (от измененного арабского мустаараб – «приравнивавшиеся арабам») за усвоение многих восточных обычаев. Старшее поколение мусульман часто жаловалось на то, что христианская молодежь умела высказываться по-арабски с высшим уровнем изящности и сочиняла стихотворения на их языке более красиво и искусно, чем само арабское население.

Кордовский халифат к тому же населяло множество евреев, поскольку это была единственная европейская страна, в которой они не преследовались за свое вероисповедание.

Почему звание ефрейтор в армии плохое и какие погоны

Ярослав Гашек устами своего бессмертного героя сказал, что «ефрейтор – это наказание роты». Данное негативное отношение сохранилось в российской армии к представителям данного звания до сих пор. Впрочем, было оно и в советские времена.

Звание «ефрейтор» – почему его многие считают не поощрением, а наказанием

Давайте проделаем небольшой исторический экскурс. Ефрейтор – это слово немецкого происхождения. Оно означает «освобожденный от нарядов». В российской армии впервые оно появилось при Петре I. После 1917 года в России данное звание было упразднено. Впрочем, тогда в армии отказывались от много, что, по мнению большевиков, напоминало о царском режиме. Восстановили его уже в 1940 году. Ефрейтором мог стать рядовой, демонстрировавший примерную воинскую дисциплину, и образцово выполнявший свои обязанности. С тех пор данное звание уже не упраздняли – оно до сих пор есть в ВС РФ. Также оно есть и в армиях многих других стран.

Ефрейтора еще называют старший солдат. По сути, данное звание находится между рядовым и младшим сержантом.

На погонах у ефрейтора – по одной поперечной лычке желтого цвета. В народе, кстати, их еще именуют «соплями». С советских времен подходы к присвоению этого звания не изменились. Им по-прежнему отмечают рядовых, показавших себя с самой лучшей стороны.

Почему же многие считают, что это звание позорное? Какого-то единого ответа на данный вопрос не существует. Можно назвать множество причин, по которым ефрейтор считается плохим званием. Среди них следует выделить:

  • дополнительные обязанности без каких-либо привилегий;
  • банальная зависть;
  • назначение на эту должность «любимчиков» командира.

Кстати, согласно одной из версий, столь плохое отношение к ефрейторам появилось в советской армии из-за того, что данное звание в свое время носил Адольф Гитлер. В принципе, некая логика здесь есть, но вряд ли бы только из-за этого такое отношение сохранилось бы до сих пор. Сами ефрейторы недолюбливают это звание из-за того, что спрос с них больше, чем с рядовых, тогда как дополнительных привилегий, по сути, нет. Нередко негативное отношение вызвано банальной завистью. Ведь ефрейтором становятся самые лучшие среди рядовых, проявившие себя дисциплинированными и умелыми солдатами. Соответственно, некоторые воспринимают их как выскочек.

Впрочем, бывают случаи, когда присвоение звания происходит не по справедливости, а по личностному фактору. Иными словами, командир при назначении выбирает своего «любимчика». Естественно, такой подход не нравится многим. Также нередко ефрейторы, несмотря на то, что они по большому счету являются теми же рядовыми, возвышают себя над сослуживцами, позволяя себе необоснованно командовать. Конечно же, такой подход никому не понравится.

Нередко это звание становится для военнослужащего «тупиковой ветвью карьерного роста». Младшими сержантами становятся далеко не все, и те, кому повыситься так и не удалось, серьезно расстраиваются, ведь усилия, по сути, пропали зря. Если же говорить в целом, то здесь можно констатировать одно – сколько людей, столько и мнений. Некоторые могут действительно искренне не любить ефрейторов в силу изложенных выше или каких-то иных причин. Другие же, наоборот, с уважением относятся к военнослужащим в данном звании, поскольку оно говорит о дисциплинированности бойца и о высоком уровне его боевой подготовки.

С этим читают

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector