Список халифов аббасидов

Арабский халифат сегодня

Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.

Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.

«Аббасидская революция»

Основная статья: Аббасидская революция

С этого времени Аббасиды начали тайно готовиться к свержению Омейядов, повсюду рассылая своих агентов. Подлинным центром антиомейядского движения была Куфа, однако особенно благоприятную почву для своей пропаганды Аббасиды нашли в Хорасане и Мавераннахре среди тамошних шиитов. В 743 г. Мухаммад был схвачен и казнен. Имамат перешел к его сыну Ибрахиму. При нём в Хорасан отправился талантливый проповедник и способный военачальник Абу Муслим, перс по происхождению. По вере он был шиитом, однако все свои силы отдал делу Аббасидов. За короткое время Абу Муслиму удалось создать мощную организацию последователей и привлечь на сторону Аббасидов не только отстраненных к этому времени от власти арабов-кальбитов, но и подавляющую часть принявшего ислам городского населения Ирана. Его поддержали также многие шииты, уверенные в том, что после свержения Омейядов власть перейдет к потомкам Али.

Успеху Аббасидов способствовала междоусобица Омейядов, разгоревшаяся после смерти халифа Хишама в 743 году. В 747 году в Хорасане началось антиомейядское восстание, которым руководили представители Аббасидов — Ибрахим ибн Мухаммед, а после его гибели — его брат Абуль-Аббас ас-Саффах. 26 июня 749 года Аббасиды одержали победу при Нехавенде, открывшую им дорогу на Багдад. 28 ноября того же года в соборной мечети Куфы Абу-л-Аббас привёл к присяге своих новых подданных.

Последний омейядский халиф Марван II ещё полгода правил западной частью халифата, затем бежал в Египет, где в 750 году был убит. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов, а также уничтожили своих недавних сторонников по антиомейядскому движению — Абу Саламу () и Абу Муслима ().

Культура стран халифата.

Арабы по своему культурному уровню стояли ниже чем завоёванное ими оседлое население Ирана, Средней Азии и восточных областей Византии. Но в истории почти всегда бывает так, что более культурные народы подчиняют своему влиянию менее культурных завоевателей. Так случилось и на сей раз. Хотя в ходе завоевания покоряемые арабами страны были сильно опустошены, они быстро оправились. Вновь высокого развития достигли здесь наука и искусство. Учёные халифата с большим уважением относились к научным достижениям древних греков, усваивали и развивали их. «Чернила учёных,- говорили арабы,- столь же достойны уважения, как кровь мученика». Они разыскивали и переводили на арабский язык сочинения древнегреческих мыслителей: Аристотеля, Евклида, Птолемея.

Переведённые затем с арабского языка на европейские, многие из этих сочинений таким путём впервые стали известны и феодальной Европе.

Арабские путешественники побывали в странах Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии, Африки и Европы. Все эти страны были описаны арабскими географами. Многие из них ездили и на Русь. Странствуя по разным местам, меняя профессии, наблюдая жизнь людей, географы-путешественники оставляли ценные сведения, дополненные личным жизненным опытом. Так, самому знаменитому арабскому путешественнику и географу X века Макдиси пришлось побывать за свою жизнь монахом, врачом, лавочником, проповедником, писцом, проводником караванов, переплётчиком, служителем церкви, студентом, послом, адвокатом, учителем, писателем, подмастерьем, князем, придворным, отступником от религии и разбойником. Странствия таких людей отражены в известных арабских «Сказках 1000 и 1 ночи».

Больших успехов достигли в халифате астрономия и математика. Великий узбекский учёный Хорезми составил астрономические таблицы, которыми пользовались многие астрономы. Он же познакомил арабов с индийской десятичной системой цифр. Этими «арабскими» цифрами мы пользуемся и сейчас. Другим великим астрономом и математиком был Аль-Бируни. Он тоже был родом из Узбекистана. Задолго до Коперника он высказывал предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Многие звёзды до сих пор называются так, как их назвали арабы.

Арабы организовывали целые экспедиции врачей на места сражений и, рассекая трупы, изучали строение человеческого тела. В начале XI века в Бухаре прославился великий таджикский мыслитель и учёный Ибн-Сина (его называли в Европе Авиценна). По его медицинским сочинениям долгие века учились европейские врачи. Но мусульманская церковь, как и христианская, противилась развитию науки, опасаясь, что наука подорвёт веру в Коран. Ибн-Сину обвинили в безбожии, предали проклятию, вынудили спасаться бегством.

Культура Арабского халифата оказала большое влияние на Европу. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в европейские языки из арабского и других языков халифата перешло много различных слов: алгебра, адмирал, арсенал, базар, барак, гитара, графин, диван, камзол, караван, кафтан, кисет, лак, магазин, маринад, мармелад, матрац, огурец, персик, талисман, тюльпан, тюрбан, софа, черёмуха, цифра и др.

От арабов европейцы узнали, как разводить хлопчатник, лён, коноплю, бобы, апельсины и лимоны, финики и абрикосы, различные цветы (например, жасмин и розы). Арабы научили европейцев изготовлять сахар, конфеты и духи.

Высокого совершенства достигла в странах халифата архитектура. Арабские зодчие усвоили и развили достижения среднеазиатских, византийских, испанских мастеров и создали прекрасные творения строительного искусства. Особенного совершенства достигла архитектура в Кордовском государстве. До сих пор сохранилась, например, замечательная по своей красоте кордовская мечеть. Испания являлась в то время как бы воротами, через которые арабская культура проникала в Европу.

В странах халифата процветало художественное ремесло. В Египте изготовлялись сосуды из горного хрусталя, в Средней

Азии — посуда с узорчатым орнаментом. Сложные красивые узоры до сих пор называются арабесками.

Культурные достижения народов халифата внесли огромный вклад в развитие культуры всего человечества.

Упадок власти

После аль-Мамуна правил его брат аль-Мутасим (833-842). Два заговора побудили его в 836 году построить новую столицу, Самарру , и поставить турецких телохранителей мамлюков . В последующие годы влияние этой гвардии на халифов росло. Преемник Мутасима аль-Мутаваккиль был убит ею в 861 году по наущению собственного сына.

Подобные восстания по очереди совершали бессильные халифы. Халиф бежал в Багдад и был осажден там в 866 году, а затем казнен. Затем произошел внутренний распад империи. Армия потребляла половину доходов государства и требовала надежных источников денег, поэтому Мамун уже основал личную вотчину своему достойному генералу Тахиру (в Хорасане). В последующий период стало обычным отдавать такие вотчины ( икта ) турецким военачальникам, которые вскоре стали править своими землями как независимые феодальные князья.

Возникновение арабского государства

Возникновение первого крупного раннефеодального государства у арабских племен произошло в VII в. К этому времени основная их масса находилась на стадии разложения родоплеменного строя. Быстро шло имущественное и социальное расслоение. В то же время не были изжиты и многие черты первобытнообщинных отношений. По-прежнему сохранялась родовая связь членов арабского общества.

Активнее всего разложение родоплеменного строя происходило у племен, проживавших в Хиджазе (побережье Красного море). Именно здесь ускоренно шел процесс перехода к оседлому земледелию и скотоводству, существовали такие крупные торгово-ремесленные города, как Мекка, Ясриб (Медина) и т.д. Достаточно быстро явным становится противостояние знати и основной массы населения, выступавшей против перехода земли в частную собственность, сосредоточения богатств в одних руках и в целом против социального неравенства.

Важнейшей предпосылкой объединения арабских племен стало возникновение новой монотеистической религии – ислама. Новое учение признало несправедливость сосредоточения власти в руках родовой знати, выступило за формальное равенство свободных людей, связанных новой религией, и наметило выход из социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны.

Возникновение ислама (от араб. «ислам» − покорность) связано с именем Мухаммеда.

Главная идея ислама – объединение всех арабов, во главе которых должен стать «Пророк» – посланник Бога на земле, при обязательной общности религии и выполнении ее предписаний.

В 20-е гг. VII в. Мухаммеду удалось объединить под своей религиозной и политической властью племена Мекки и Медины. Затем он повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную – полурелигиозную общину (умму). Происходило это с помощью ислама и военных отрядов. В начале 30-х гг. VII в. значительная часть Арабского полуострова уже признала власть и авторитет Мухаммеда.

После его смерти в 632 г. политику объединения продолжили родственники и сподвижники Мухаммеда, превратившиеся в привилегированную группу, из среды которой стали выбирать новых вождей – халифов («заместителей пророка»). При первых четырех «праведных» халифах было подавлено внутреннее противоборство и активизировалась захватническая политика. В итоге сложилась новая наднациональная империя – Арабский Халифат. В его истории выделяется два основных периода: 1) дамасский (сирийский) – период правления династии Омейядов (661-750 гг.); 2) багдадский (месопотамский) – период правления династии Абасидов (750-1055 гг.).

2.6.2. Общественный и государственный строй Арабского Халифата

Арабский Халифат был феодальным государством. Феодальные отношения в полной мере оформились в Багдадский период его истории. При этом, наряду с типичными для феодального строя чертами, имелся ряд особенностей, обусловленных следующими факторами: а) замедленным развитием; б) религиозными особенностями; в) экономико-географической спецификой.

В сословном строе Арабского Халифата отсутствовала четкая иерархия групп. Главным при определении юридического положения человека было не его социальное положение, а вероисповедание. На основе этого выделялся особый правовой статус мусульман и немусульман (зиммиев). Последние находились в более приниженном положении и уплачивали особый государственный налог (джизья). Тем не менее, абстрагировавшись от этого деления, можно выделить основные группы всего населения.

Преобладающую по количеству массу составляли зависимые крестьяне-общинники. В Арабском Халифате их положение не многим отличалось от Европы. Большая часть крестьян жила на землях халифа и платила в качестве наследственных арендаторов ренту напрямую государству.

Господствующий слой составляли феодалы. Они также не имели четкой иерархической структуры. Верхушку составляли мусульмане.

Расцвет

В 750 году к власти пришла династия Аббасидов, происходившая от дяди пророка Мухаммеда. При них Арабский халифат стал общемусульманским государством, а ислам – интернациональной религией. Столица халифата была перенесена в Багдад.

Халиф в Арабском халифате обладал неограниченной верховной властью. Он был не только главой государства, но и религиозным лидером, главнокомандующим, судьей и прочее. Провинциями халифата управляли эмиры и султаны, назначаемые лично халифом. В их обязанности входили сбор налогов, руководство местной администрацией и командование армией.

В период правления Аббасидов бурное развитие получили наука и культура. С конца VIII века началась активная работа по переводу значимых греческих, персидских и индийских трудов на арабский язык. Халифы всячески поощряли развитие науки и искусств, допуская свободу мысли.

В начале VII века повсеместно стал использоваться арабский язык и были составлены первые упорядоченные грамматики. Благодаря этому ученые из разных регионов халифата получили возможность общаться на одном языке.

В эпоху «Золотого века ислама» мусульманские ученые, философы, поэты, инженеры и купцы внесли весомый вклад в мировую науку, медицину, математику, астрономию, философию, сельское хозяйство и другие отрасли. Практическое значение их достижений помогло развитию халифата.

«Аббасидская революция»

С этого времени Аббасиды начали тайно готовиться к свержению Омейядов, повсюду рассылая своих агентов. Подлинным центром антиомейядского движения была Куфа, однако особенно благоприятную почву для своей пропаганды Аббасиды нашли в Хорасане и Мавераннахре среди тамошних шиитов. В 743 г. Мухаммад был схвачен и казнен. Имамат перешел к его сыну Ибрахиму. При нём в Хорасан отправился талантливый проповедник и способный военачальник Абу Муслим, перс по происхождению. По вере он был шиитом, однако все свои силы отдал делу Аббасидов. За короткое время Абу Муслиму удалось создать мощную организацию последователей и привлечь на сторону Аббасидов не только отстраненных к этому времени от власти арабов-кальбитов, но и подавляющую часть принявшего ислам городского населения Ирана. Его поддержали также многие шииты, уверенные в том, что после свержения Омейядов власть перейдет к потомкам Али.

Успеху Аббасидов способствовала междоусобица Омейядов, разгоревшаяся после смерти халифа Хишама в 743 году. В 747 году в Хорасане началось антиомейядское восстание, которым руководили представители Аббасидов — Ибрахим ибн Мухаммед, а после его гибели — его брат Абуль-Аббас ас-Саффах. 26 июня 749 года Аббасиды одержали победу при Нехавенде, открывшую им дорогу на Багдад. 28 ноября того же года в соборной мечети Куфы Абу-л-Аббас привёл к присяге своих новых подданных.

Последний омейядский халиф Марван II ещё полгода правил западной частью халифата, затем бежал в Египет, где в 750 году был убит. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов, а также уничтожили своих недавних сторонников по антиомейядскому движению — Абу Саламу () и Абу Муслима ().

Боевой вертолет Ми-28

Фактическое бесправие династии

Из-за упадка центральной власти Тахириды в Хорасане, Саффариды в Систане и Тулуниды в Египте признали Аббасидов только номинально на монетах и ​​в пятничных молитвах халифами и в остальном проводили независимую политику. Около 900 г. халифы все еще правили Ираком, западным Ираном , Сирией и временами Египтом. В 945 году пришедшие из Ирана буиды захватили светскую власть в Багдаде и ограничили положение и функции халифа должностью духовного лидера ислама. За буидами в 1055 году последовали турецкие сельджуки под властью Тогрил-Бека как покровители халифата. С падением сельджуков примерно в середине XII века халифы аль-Муктафи (1136–1160) и ан-Насир (1180–1225) смогли лишить иностранный протекторат и восстановить свою мирскую власть и авторитет в стране. территория современного Ирака, как раз в то время, когда монголы под руководством Чингисхана начали строить свою мировую империю .

Аварию на газопроводе “Сахалина-1” ликвидировали за неполные сутки

На вооружении

Состоит на вооружении

Россия Россия:

  • Авиация ВМФ России — 27 Ка-29 на 2021 год, приписаны к , ТОФ и . 12 (или 6?) отремонтированных единиц на ТОФ на ноябрь 2017 года.
  • отряд отремонтированных вертолётов на (аэродром Донское в Калининградской области) на ноябрь 2021 года.

Украина Украина:

Авиация ВМС Украины — 4 Ка-29, по состоянию на 2021 год. После распада СССР Украине досталось 5 Ка-29, которые состояли на вооружении 555-го инструкторско-исследовательского противолодочного смешанного авиаполка (Очаков).

Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 1 Ка-29 по состоянию на 2021 год, куплен у Украины в 2011 году.

Культурное значение

Создание большинства архитектурных сооружений Багдада, признанных впоследствии культурно-историческими памятниками, относится к XII—XIV вв. В их числе — дворец Аббасидов (конец XII — начало XIII вв.), мавзолей Зубайды (первая половина XIII в.), медресе Мустансирия (XIII в., реконструирован в XX веке), ворота Бао аль-Вастани (первая половина XIII в.), минарет Сук аль-Газаль (вторая половина XIII века), здание караван-сарая хан Марджан (середина XIV в.). В начале XVI века в Багдаде была построена Золотая мечеть, или мавзолей Муссы аль-Кадима. Это сооружение реставрировалось дважды: в XVII веке и в середине XX века.

Среди современных скульптурных произведений — рельефный монумент из камня и бронзы «Революция 14 июня», установленный в 1960 году, и памятник Неизвестному Солдату, который был воздвигнут в 1959 году на проспекте Саадун. В западной части Багдада расположены здания парламента и правительства, а также дворец ар-Рихаб.
В городе построены 3 университета, ряд и институтов и Академия наук; крупнейшей библиотекой Багдада является Публичная. В 1940—1950 годах был построен мост Эс-Сарафия через реку Тигр, соединивший две части столицы.

Во время бомбардировок Багдада американской и британской авиацией весной 2003 года архитектурному наследию города был нанесён значительный ущерб.
В Багдаде находятся 6 музейных учреждений: Национальный музей Ирака (археологический), Багдадский музей естественной истории, Музей современного искусства, Иракский военный музей. В период вторжения США в Ирак () значительная часть музейных экспонатов, имеющих культурно-историческую ценность, была разграблена, а многие памятники архитектуры разрушены в результате бомбардировок[источник не указан 3125 дней].

Багдад известен и как главный город в сказках «Тысяча и одна ночь».

«Бованенково — Ухта» и «Бованенково — Ухта — 2»

Аббасиды во времена монголов

Последним халифом в Багдаде, кто имел действительно значительную власть, был Ан-Насир. При нем в состав Аббасидского халифата были включены Хамадан, Рей и Хузестан. С иракскими Сельджукидами окончательно было покончено при помощи хорезмшаха Текеш: голову убитого в сражении с хорезмийцами султана Тогрула III в 1194 г. отправили в Багдад. Однако вскоре между халифом и хорезмшахом началась конфронтация: от Текеша Ан-Насир потребовал после того, как была одержана победа над Тогрулом, который распространял свое влияние на Хамадан и Рей, оставить себе Хорез, а Западную Персию очистить. Но хорезмшаху было недостаточно территории своих владений, даже если включить территории Ирака, чтобы содержать свое огромное войско, и он попросил у халифа еще Хузестан. На момент 1200-го г. в Ираке преобладали хорезмийцы, но после того, как в Ирак пришло известие о смерти Текеша, жители подняли восстание, и все хорезмийские воины, которые находились в этой области на тот момент, были перебиты.

Багдад был захвачен монгольскими воинами князя Хулагу в 1258-м г., а сам город был разгромлен. Казнь аль-Мустасима состоялась через десять дней после падения столицы Аббасидского халифата. Практически никто из его потомков не выжил: только супруга Хулагу смогла добиться, чтобы оставили в живых младшего сына халифа – в начале четырнадцатого века упоминается о сыне его и внуке.

Даже после того, как ильханы обратились в ислам, остатки Аббасидов не имели особого влияния при монгольском дворе. Доподлинно неизвестно, когда именно род аль-Мустасима прекратился.

Аббасиды во времена Сельджуков

В 1055 г. к власти пришли Сельджукиды. Их власть была официально утверждена, но первосвященниками все еще оставались преимущественно Аббасиды. Они располагали только духовной властью имама, от которого традиционно исходила верховная власть: именно первосвященники давали инвеституру и принимали присягу от светских правителей – султанов и эмиров.

Но после того, как этот мир покинул султан Мухаммед в 1118 году, произошел раскол Сельджукской империи: за престол боролись сын Мухаммеда Махмуд II, который известен как основатель Иракского Сельджукидского султаната, и его дядя султан Санджар. Из-за этого раскола Аббасиды смогли организовать успешную борьбу с Мазйадитами, династией бедуинов из Хилл, своими давними противниками, а также с исмаилитами и иракскими Сельджукидами.

В 1124 г. аль-Мустаршид ответил отказом султану Махмуду II и не стал выплачивать ему дань. Халиф создал войско из тридцати тысяч солдат, в основном, из членов народного ополчения, дал отпор осаде сельджуков.

После Буидов первым правителем, который правил в Аббасидском халифате самостоятельно, был аль-Муктафи. При нем территория Аббасидского халифата распространялась на бассейн Тигра и Евфрата, включая Тикрит и устье Шатт-эль-Араба, а также территорию от Хульвана до Куфы. Позже его преемники сумели экономическое и политическое положение в государстве стабилизировать и упрочить. Аль-Мустанджид справился с Мазйадитами, сильными союзниками Сельджукидов, а Аль-Мустади сумел договориться и даже подружиться с Айюбидами и азербайджанскими атабеками.

Распад государства

Халифат при Харун ар-Рашиде (—)

Распад единого Арабского халифата, начавшийся ещё при последних Омейядах, при Аббасидах продолжился.

Назначенный в 755 году губернатором аль-Андалуса один из немногих выживших омейадов Абд ар-Рахман отложился и создал Кордовский эмират в следующем же, 776 году. В 777 году от халифата отложился Магриб, где имам ибадитов Абд ар-Рахман ибн Рустам основал государство Рустамидов. В период 784—789 годов Идрис ибн Абдуллах установил власть над берберскими племенами западной Ифрикиййи, основав на её месте одноимённый шиитский эмират. К 800 году представители рода Аглабидов установили свою власть над восточной частью Ифрикийи, признавая власть Багдада лишь формально.

Таким образом, за первые пол-века правления Аббасидов (до конца правления Харуна ар-Рашида) от Халифата отложилась вся западная (до Египта включительно) часть. Во внутренней борьбе за власть потомки ар-Рашида в 809—827 годах развязали Четвёртую фитну; используя гражданскую войну как повод, в 819 году от Халифата отложились Хорасан и Мавераннахр, где к власти пришли Саманиды, создавшие собственное государство. В 885 году от Халифата откололась Армения, восстановившая таким образом независимость. Разгоревшееся в начале 900-х годов в государстве Аглабидов движение исмаилитов привело не только к падению государств Ифрикиййи, но и переходу Египта в состав Фатимидского Халифата из Аббасидского. В разгар аббасидско-фатимидской войны, в 945 году, шиитская конфедерация Буидов фактически захватила власть в Ираке, признавая верховенство Аббасидов лишь номинально.

С началом вторжения огузов под предводительством Тогрул-бека Халифат утратил последовательно Хорезм и Иран. В 1055 году Аббасиды сами признали верховенство власти Сельджукидов, сохранив за собой лишь духовный авторитет и номинальную автономию в рамках государства Сельджукидов. После начала Крестовых походов и краха Сельджукской империи в 1127 году под властью Аббасидов осталось лишь ядро Халифата — собственно Багдад и его окрестности. С этого времени Аббасиды пользовались покровительством сначала Зангидов, после 1171 года — Айюбидов, а после 1251 года — правителей Мамлюкского султаната, сохраняя за собой лишь верховенство духовного авторитета. Последний халиф из рода Аббасидов был убит войсками Хулагу в 1258 году при штурме Багдада; выжившие аббасиды переселились в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род пресёкся окончательно.

Династия Аббасидов достигла относительного расцвета при халифах аль-Мансуре (Абу Джафар, Абдаллах аль-Мансур, ок. —), аль-Махди (—), Харун ар-Рашиде (—), аль-Мамуне (—). В правление Аббасидов изменился характер верховной власти — из предводителя мусульманской армии халиф превратился в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Из-за усиления феодального гнёта имели место народные восстания, которыми руководили Бабек, Муканна и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector