Папа римский — история титула, выборы и список глав ватикана

Заключительный этап

Выбранный понтифик должен публично, среди кардиналов, принять полномочия. К этому человеку обращаются с вопросом: «Принимаешь ли канонический выбор тебя Верховным Первосвященником?». Получив утвердительный ответ, предлагают новому Папе определить себе имя. Только после этого процедура считается законченной. Бюллетени сжигают, сигнализируя верующим об успехе выборов белым дымом. Теперь процедура сопровождается и звоном колоколов. Понтифик удаляется в специальную комнату, где должен выбрать белую сутану из трех заранее приготовленных, отличающихся размерами. Выборщики ждут его возвращения в Сикстинской капелле, чтобы выразить почтение и послушание.

Обелюс: знак деления (÷)

История возникновения папства

Принято считать, что первым папой и епископом был апостол Петр, о котором мы уже упоминали выше. Именно он основал первую христианскую школу после распятия Иисуса Христа. Но после сильнейшего пожара в Риме суеверные власти обвинили христиан в том, что «вечный город» сгорел практически дотла. Сам Петр был распят как главный виновник произошедшего.

Однако христианская религия уже плотно вошла в жизнь людей, потому нельзя было игнорировать необходимость ее дальнейшего развития. Ведь именно религия являлась одним из столпов древнего общества. Епископов начали наделять административными функциями, а также привилегиями светских феодалов. Все это со временем укрепило власть католической церкви и влиятельность фигуры ее главы. Знаете, как выбирают Папу Римского в Ватикане? Сейчас мы об этом расскажем.

Самые известные личности за всю историю папства

Весь период становления папства можно разделить на следующие отрезки:

  1. Доникейский период I-III века. Самое сложное время для первых христианских общин. В те годы христианская религия считалась незаконной, а все её последователи преследовались как властями, так и простым народом. Несмотря на это, именно первые христиане своими подвигами доказали всей Европе, что готовы скорее принять мученическую смерть, чем отречься от своей религии. Свидетели мук и душевной крепости первых христиан зачастую тоже крестились и становились такими же мучениками;
  2. С 313 по 493 годы христианство смогло утвердиться в качестве государственной религии Римской Империи. В 313 году был издан закон о свободе вероисповеданий. В 380 году император Феодосий Великий сделал христианство государственной религией, запретив жертвоприношения;
  3. Остготский период, который продлился по 537 год. В это время христианство пережило не лучшие времена. Варвары, разрушившие Римскую Империю, подвергали христиан гонениям;
  4. Византийский период папства был достаточно спокойным. Он продлился до 752 года;
  5. Франкский период, который продлился до 857 года. Так как франки были крещены ещё в 496 году (возможно, в 498 или 503 годах), христианам в этот период жилось достаточно хорошо, хотя ближе к началу IX века монастыри начали грабить викинги-язычники;
  6. Эпоха папского уничижения со стороны европейских монархов продлилась до 1048 года. Викинги, захватившие и разграбившие многие европейские земли, долгие годы презирали христианскую религию;
  7. С 1048 по 1257 годы католическая церковь достигла пика своего могущества. Папа римский мог диктовать свои условия даже европейским монархам;
  8. Переходный период нестабильности, реформаций и контрреформаций продлился с 1257 по 1585 годы;
  9. Эпоха просвещения (с 1585 по 1689 годы);
  10. Эпоха постепенного ослабления власти католической церкви;
  11. Эпоха нового времени, которая ознаменовалась возвращением папе римскому статуса суверена.

По мнению историков, самым монументальным папой римским был Урбан II, который открыл эпоху крестовых походов. Именно он способствовал созданию монашеских рыцарских орденов, которые впоследствии перекроили политическую карту Европы в соответствие со своими интересами.

Литература

  • Готлиб А. Г., Конский П. А. Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
  • Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
  • Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
  • Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.
  • Chamberlin, E. R. The Bad Popes (неопр.). — New York: Dial Press (англ.)русск., 1969.
  • Maxwell-Stuart, P. G. Chronicle of the Popes: The Reign-by-Reign Record of the Papacy from St. Peter to the Present (англ.). — London: Thames and Hudson (англ.)русск., 1997. — ISBN 0-500-01798-0.
  • Norwich, John Julius (англ.)русск.. The Popes: A History (неопр.). — London: Chatto & Windus (англ.)русск., 2011. — ISBN 978-0-7011-8290-8.
  • Barry, Rev. Msgr. John F. One Faith, One Lord: A Study of Basic Catholic Belief (англ.). — New York: William H. Sadlier (англ.)русск., 2002. — ISBN 0-8215-2207-8.
  • Chadwick, Henry (1990), The Early Christian Community, in John McManners, The Oxford Illustrated History of Christianity, Oxford University Press, ISBN 0-19-822928-3
  • Durant, William James (англ.)русск.. The Story of Civilization (англ.)русск. (англ.). — New York: Simon & Schuster, 1950. — Vol. IV. The Age of Faith: A History of Medieval Civilization – Christian, Islamic, and Judaic – from Constantine to Dante, A.D. 325–1300. — ISBN 0-671-01200-2.
  • Durant, William James (англ.)русск.. The Story of Civilization (англ.)русск. (англ.). — New York: Simon & Schuster, 1957. — Vol. VI. The Reformation. — ISBN 0-671-61050-3.
  • Franzen, August; Dolan, John. A History of the Church (неопр.). — Herder and Herder (англ.)русск., 1969.
  • John Paul II, Pope . Vatican Publishing House (22 февраля 1996).
  • Kelly, J. N. Oxford Dictionary of the Popes (неопр.). — Prentice Hall, 1986. — ISBN 978-0-19-190935-1.
  • Kerr, William Shaw (англ.)русск.. A Handbook on the Papacy (неопр.). — London: Marshall, Morgan & Scott, 1950.
  • Loomis, Louise Ropes. The Book of the Popes (Liber Pontificalis): To the Pontificate of Gregory I (англ.). — Merchantville, New Jersey: Evolution Publishing, 2006. — ISBN 1-889758-86-8.
  • Noble, Thomas; Strauss, Barry. Western Civilization (неопр.). — Houghton Mifflin (англ.)русск., 2005. — ISBN 0-618-43277-9.
  • Orlandis, José (англ.)русск.. A Short History of the Catholic Church (неопр.). — Scepter, 1993. — ISBN 1-85182-125-2.

История папства

История папства — это период длиною в 1700 лет. За это время институт пережил становление, упадок и гонения, а также периоды укрепления веры и статуса католической церкви.

Всю историю становления можно разделить на следующие периоды:

  1. Доникейский период I—III вв. . Появление папства. В архивах Ватикана сохранились рукописи тех времён, где говорится о первых персонах, носивших титул первосвященника. Это было сложное время для христианских общин, так как христианская религия тогда была вне закона. Последователи веры подвергались гонениям со стороны государства и простого народа, многие приверженцы христианства были казнены и умирали мученической смертью.
  2. Формирование института папства 313 по 493 годы. В пределах римской провинции был создан епископат. Христианство стало государственной религией Римской Империи при императоре Константине (306−337), были запрещены жертвоприношения. В 313 году был издан закон о свободе вероисповеданий.
  3. Остготский период. Продлился по 537 год. Римскую Империю разоряют варварские племена восточных германцев и подвергают христиан гонениям. Поэтому этот период охарактеризован упадком культуры и церкви.
  4. Византийский период. Продлился с 537 по 752 год. Значение папства возрастает. После продолжительных войн Италия была разорена, особенно пострадал Рим. Церковь оставалась единственной экономической поддержкой государства, а папа и епископы были наиболее компетентны в вопросах управления страной.
  5. Франкский период. Продлился до 857 года. Христианство — господствующая религия в Римской Империи. Римские понтифики присваивали всё больше политических и административных функций и стали фактически суверенными.
  6. Эпоха папского уничижения — 1044—1048 гг. Викинги, захватившие и разграбившие многие европейские земли, презирали христианскую религию.
  7. Усиление могущества католической церкви с 1048 по 1257 г. Период охарактеризован конфликтом между папой и императором об избрании епископов. Правила и процедуры выборов развивались в этот период и вошли в основу современного конклава. Наиболее значимой фигурой эпохи стал папа Урбан II. Он организовал Крестовые походы и способствовал созданию монашеских рыцарских орденов. Крестовые походы усилили власть папы и дали ему возможность диктовать свои условия европейским монархам.
  8. Период нестабильности, реформ и великого раскола. Продлился с 1257 по 1585 г. Папа Римский перестал быть единым главой церкви, упала церковная дисциплина, возрастает недовольство священнослужителями среди граждан. В это нестабильное время произошло одно из важных для истории событий — был введён григорианский календарь папой Григорием XIII.
  9. Эпоха просвещения с 1585 по 1689 г. Расцвет в области культуры и образования принимает угрожающий характер для религии. Протестанты отказываются признавать авторитет церкви, это приводит к безразличию народа к религии. Эту эпоху можно охарактеризовать как ослабление теологической концепции власти.
  10. Эпоха нового времени в истории папства. На довольно продолжительное время церковь утратила свою самостоятельность. Посодействовали этому Климент XIV, который ликвидировал орден иезуитов и выступал за примирение светской и церковной властей, а также Пий VII, подписавший договор с Наполеоном о вмешательстве государства в дела церкви. Только в 1929 году Пий XI смог вернуть себе статус суверена страны.

Список Римских Пап

В Ватикане ежегодно издаётся «Понтификальный Ежегодник» на итальянском языке. Он содержит информацию обо всех официальных лицах и учреждениях Римско-Католической Церкви. В ежегоднике можно посмотреть полный список пап римских и годы их правления, учтённых в хронологическом порядке под своим порядковым номером, начиная со святого Петра.

В реестре записаны и антипапы — так именуют людей, которые незаконно занимали папский престол. Так как церковь не признаёт антипап, их имена включены в официальный список, но не под порядковым номером, а в скобках.

Список и хронологию пап можно увидеть в соборе Святого Петра в Ватикане — одной из крупнейших Католических Церквей. Мраморная плита с именами понтификов, похороненных в соборе, находится при входе в сакристию церкви.

Была ли женщина папой

Папесса Иоанна — одна из загадок в истории папства. Учёные до сих пор спорят о правдивости происходящих в то время событий.

Древние летописи повествуют о периоде правления церковью молодой женщиной-папой, носившей имя Иоанн VIII, в IX веке. Согласно источникам, правление её продлилось 2 года 5 месяцев и 4 дня, и оно могло продолжиться, если бы Иоанна не забеременела. Обман раскрылся, когда на празднике Святой Пасхи во время крестного хода у неё начались роды.

[править] Полномочия

Церковная традиция рассматривает Папу как преемника святого Петра. Папа собирает Соборы и утверждает их решения, придает достоинства кардиналам и епископам, ему подчиняются генералы монашеских орденов. Папа является абсолютным монархом государства Ватикан, где находится его резиденция.

Папа является главой Римско-Католической Церкви и восточных Католических Церквей. Достоинство Папы является пожизненным, однако существует возможность добровольно отречься от него, как это было в случае с Бенедиктом XVI, который в 2013 году отказался от должности. После смерти или отречения Папы созывается конклав — собрание кардиналов для избрания нового Папы.

В Католической Церкви власть Папы имеет исключительный характер. Словами конституции «Pastor aeternus» 1870 года ее можно обозначить следующим образом: «высшая и полная власть юрисдикции над Вселенской Церковью одинаково как в делах веры и нравственности, так и в делах дисциплины и управления», а также власть «истинно епископская, обычная и непосредственная над каждой без исключения Церковью и над каждым без исключения священником и верующим, независимо от какой-либо человеческой власти» (Кан. 218, № 1-2). Обучение Папы является безошибочным только в сфере веры и нравственности. Свою власть Папа совершает через посредство Римской Курии, которая имеет право на решение особо сложных дел.

Привилегией папы является созыв Всемирного Собора. Это собрание всех епископов, которое возглавляет Папа. Он утверждает решения Всемирного Собора.

Епископы в общении с Папой образуют Учительство Церкви, цель которого заключается в безукоризненном пересказе Евангелия и сохранении без искажения вверенной Церкви веры.

Папе служит также высшая судебная власть. Она рассматривает споры, касающиеся действительности брака, монашеских обетов или права на обучение католической теологии в школах.

Нынешний верховный понтифик

Действующего Папу Римского зовут Франциск. Мирское имя — Хорхе Марио Бергольо. По национальности он аргентинец и раньше являлся архиепископом Буэнос-Айреса.

Краткая биография

Будущий глава Ватикана родился 17 декабря 1936 года. Являлся самым старшим из пятерых детей в семье. Его отец работал на железной дороге, а мать была домохозяйкой и занималась воспитанием детей.

Уже в детстве мальчик отличался добротой и учтивостью. Окончив школу, поступил в технический техникум на химика, где успешно защитил диплом. Затем устроился на работу по специальности в химической лаборатории.

В возрасте 21 года перенёс тяжёлое воспаление лёгких, которое чуть не закончилось его смертью. После болезни решил посвятить жизнь служению Богу.

Обучался в колледже святого Иосифа родного города и получил степень по философии, а также лицензию на ведение преподавательской деятельности в 1967 году. После преподавал в католических учебных заведениях столицы и Санта-Фе.

Стал священником в возрасте 33 лет, продолжил духовное обучение в университете Алькала-де-Энарес и закончил его в 1971 году.

В 1973 году принял обет подчинения Папе и получил звание провинциального настоятеля Аргентины.

Был признан вспомогательным епископом столицы в 1992 году, а через некоторое время его посвятили в епископы.

К 1998 году стал кардиналом-священником собора Сан-Роберто Беллармино. В этой должности он получил пост в администрации Святого Престола и Ватикана — в Римской курии.

В 2013 католический мир потрясла новость об отречении действующего на тот момент понтифика Бенедикта XVI. По этому случаю был проведён конклав, где Хорхе Марио Бергольо был избран новым правителем Ватикана. В качестве нового имени выбрал Франциска — покровителя нищих.

Значимые события

Папа Франциск близок к народу, о чём говорят его поступки:

  1. Ещё не будучи верховным понтификом, в 2001 году самолично посетил госпиталь, где находились умирающие от СПИДа бедняки.
  2. В 2020 году произошла значимая встреча с патриархом Кириллом. Впервые со времён великого раскола был подписан документ, призывающий ко всехристианскому единству.
  3. В 2020 году Франциск выступил с докладом против смертной казни. Его инициативу поддержал губернатор Нью-Йорка.

Нынешний Папа любим народом. Будучи разносторонним и мудрым правителем, он выступает против социального неравенства и считает, что все люди достойны уважения.

Титул

Папа Римский (лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:

  1. Глава и суверен Святого Престола,
  2. Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,
  3. Суверен города-государства Ватикан.

Полный суверенитет Папы Римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.

Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.

Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.

13 марта 2013 года Папой Римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.

Официальный титул Папы Римского

Папские регалии и знаки отличия на гербе Ватикана. Пересеченные ключи отображают в символической форме ключи Симона Петра. Ключи золотые и серебряные, представляют власть связывать (серебро) и разрешать (золото), данное Церкви. Тройная корона (тиара) представляет три функции римского папы как «верховного пастыря», «верховного учителя» и «первосвященника». Золотой крест на шаре (яблоке), венчающий тиару символизирует владычество Иисуса. Основная статья: Титул папы римского

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

На латыни:

  • Episcopus Romanus
  • Vicarius Christi
  • Successor principis apostolorum
  • Caput universalis ecclesiae
  • Pontifex Maximus
  • Primatus Italiae
  • Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
  • Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
  • Servus Servorum Dei

Традиционный титул «Патриарх Запада» («Patriarcha Occidentalis») был удалён из папской титулатуры Папой Бенедиктом XVI в 2006 году.

Написание термина

По современным правилам русского языка, термин папа римский

везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писатьПапа Римский с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.

История становления папства

О первых епископах, которые руководили первыми христианскими общинами, имеется крайне скудная информация. В архивах Ватикана хранятся древние рукописи, датируемые I-II веком, в которых упоминаются духовные особы, носящие титул первосвященников у христиан. Сам же институт папства появился гораздо позже, в конце IV — начале V века. Формировалось папство в пределах римской провинции, где был создан римский епископат. Привилегированное положение римских епископов объяснялось тем, что именно в Риме, в самом центре Римской империи, имелись земли, принадлежащие христианской общине. Впоследствии, уже нося титул пап, римские епископы расширили свои владения. По факту, уже в VI веке Рим становится главным центром апостольской власти Католической церкви.

Рим — центр христианства

Что касается официального титула, то папой в период утверждения христианского учения именовались все священники, имеющие право благословения. Позже, в период становления папства в качестве духовного центра христианства, титул папа относился ко всем епископам. После разделения христианской церкви на Римскую и Константинопольскую изменился и порядок присвоение папского сана. С оформлением Рима в качестве главного епископата, папский сан присваивался только римским или александрийским епископам. В Константинополе существовал протопапа — главный понтифик Константинопольской православной церкви.

Раскол Христианской церкви

До 1059 года избрание папы в Риме осуществлялось совместным собранием светской и духовной знати. Конец этой практики положил Латеранский собор, на котором было принято решение выбирать папу собранием (конклавом) кардиналов из числа первых епископов Католической церкви. С избранием папа публично объявляет под каким именем он будет возглавлять Католическую Церковь. Если в истории папства уже были персоны с подобными именами, то к выбранному имени, добавляется порядковый номер. С этого момента папа римский имеет тронное имя, которое носит на протяжении всего своего понтификата.

Печатка папы Адриана VI

Избрание Главы Святого Престола не всегда происходило гладко и в соответствии с утвержденным порядком. Папский престол часто становился заложником политической обстановки, сложившейся в Европе. В эпоху раннего Средневековья достаточно часто могущественные монархи Европы использовали Католическую церковь в качестве удобного инструмента общественно-политической манипуляции, делая светскую власть папы заложницей сложной военно-политической ситуации. Подобное положение вещей ярко иллюстрирует период Средневековья, когда папство усиленно боролось за главенство духовной власти над светским правлением. Несмотря на значительный прогресс в этом направлении, в отличие от духовной власти, суверенитет папы постоянно находился под угрозой.

Каждая из политических сил стремилась подчинить своему влиянию папский престол, внося раскол в единство Католической церкви. Результатом такой политики становится практика избрания антипапы. В истории папского престола немало случаев, когда духовную власть делили между собой сразу несколько персон, носивших титул Верховного римского понтифика. Вопрос с избранием главы Святого Престола мог решаться в разных местах, с участием разных светских персон и духовных лиц. Право носить законно титул Верховного первосвященника обычно оставалось за тем духовным лицом, приверженцы которого одерживали политическую победу. Несмотря на то, что в средневековой Европе существование антипап было обычной практикой, официальный Ватикан не признает их существование.

Папа и антипапа

Секретность

Конклав проходит в условиях строгой секретности. В Сикстинской капелле, где проходят голосования, помимо кардиналов-избирателей никто не должен находиться. Сами кардиналы, за все время Конклава живут на территории Ватикана в Доме Святой Марфы, специально построенной гостинице, где в это время никто другой проживать не может.

Как только начинается первое заседание и до обнародования результатов избрания нового Папы кардиналам строго запрещается любое общение с внешним миром: они не только не могут встречаться с людьми, не имеющими отношение к избранию Понтифика, но не могут разговаривать по телефону, писать письма, пользоваться любыми средствами коммуникации.

Кардиналы также не могут покидать территорию государства Ватикан. А если на самой ватиканской территории кардиналу встретится человек, не участвующий в Конклаве (в том числе клирик или другой кардинал, не имеющий право голосовать), он должен воздержаться от общения с этим человеком.

За все время Конклава в распоряжении кардиналов имеются два врача, несколько исповедников, говорящих на нескольких языках, и несколько человек технического персонала. Все эти люди тщательно выбираются Камерленгом, получают от него благословение на исполнение своих обязанностей и подписывают клятву о том, что если они случайно узнают что-либо, касающееся выборов, то будут хранить вечное молчание.

Нарушение этими людьми секретности является преступлением, которое наказывается отлучением по заранее вынесенному решению от Церкви latae sententiae, т. е. автоматическим отлучением, которое не предполагает вердикта церковного суда. Господа кардиналы строго призываются перед лицом своей христианской совести («graviter onerata ipsorum conscientia»), сохранять тайну и после избрания Понтифика.

После завершения строительства Сикстинской капеллы и почти до конца ХХ века во время Конклава кардиналы жили в палатах, прилегающих к самой капелле. Это было крайне неудобное для пожилых людей импровизированное жилье, часто без удобств; зато кардиналы могли попасть в капеллу, не выходя на улицу. Папа Иоанн Павел II специально для Конклава построил на территории Ватикана дом Святой Марфы. Это обычная гостиница с маленькими одноместными номерами с удобствами.

Раньше во время Конклава кардиналам не только запрещалось общение с внешним миром, но считалось, что им и между собой не стоит общаться. Каждый из них должен был голосовать по совести и «secundum Deum» — так, как вдохновлял их сам Господь. Поэтому договоренности между голосующими кардиналами, обсуждения возможных кандидатур и даже просто разговоры считались неуместными.

Во второй половине ХХ века, до начала строительных работ дома Святой Марфы, папа Иоанн Павел II велел включить в проект и небольшие залы для того, чтобы кардиналы могли свободно собираться группами, разговаривать о насущных проблемах Церкви и даже обсуждать кандидатуры.

За несколько дней до начала Конклава Сикстинскую капеллу проверяют с помощью соответствующих технических средств на предмет отсутствия в ней аудио- и видеозаписывающей или передающей техники. Во время Конклава кардиналам запрещается пользование магнитофонами, радио, фото- и видеотехникой, сотовыми телефонамии т. д. Все записи, собственноручно сделанные кардиналами за время заседаний, сжигаются в конце каждого дня.

Примечания

  1. Официальное название — Дворец Сикста V.
  2. Первым епископом Рима, который стал употреблять титул «папа», был Сириций в 384 году.
  3. Гергей Е. История папства: (Пер. с венгр.) — М.: Республика, 1996. — 463 с.
  4. Некоторые периоды авторами могут объединяться в периоды большей продолжительности, даты периодов могут незначительно отличаться. Основные источники: Гергей, 1996; Ковальский, 1991; Лозинский, 1986.
  5. ККП, канон 332, параграф 1
  6. ККП, канон 332, параграф 2
  7. Pope Benedict XVI announces his resignation at end of month
  8. Pope Benedict XVI in shock resignation
  9. ККП, канон 331
  10. ККП, канон 333, параграф 3
  11. Codicis Juris Canonici Fontes, Рим-Ватикан, 1923—1929, Т. 1—7 / ред. П. Гаспарри; Т. 8—9 / ред. Шереди
  12. Франкопан, 2021, с. 37.

Истоки

Если верить «Истории папства» С.Г. Лозинского, легенда о победе Константина I в битве при Мильвийском мосту (312 г.) связывает его видение хи-ро и текста в знаковых знамениях на небе, а также воспроизводит этот символ на щитах его войск. В следующем году Константин и Лициний провозгласили терпимость к христианству Миланским эдиктом, а в 325 году Константин созвал и возглавил Первый Никейский собор, первый Вселенский. Однако это не имеет особого отношения к Папе, который даже не присутствовал на соборе; фактически, первым епископом Рима, которого одновременно называют Папой, является Дамас I (366–84). Более того, между 324 и 330 годами Константин перенес столицу Римской империи из Рима в Византию, бывший греческий город на Босфоре. Власть Рима была передана Византии, которая позже, в 330 году, стала Константинополем, а сегодня — Стамбулом.

Хотя «Пожертвование Константина» никогда не происходило, Константин передал Латеранский дворец епископу Рима, и около 310 года нашей эры началось строительство Константиновской базилики в Германии под названием Аула Палатина.

Император также установил Базилику Старого Святого Петра, или Константинистскую Базилику, Базилику Святого Петра в Ватикане, на месте захоронения Святого Петра, как это принято христианской общиной Рима после его обращения в христианство, как это следует из «Истории папства» Гергея Е.

Кто может стать Папой Римским

Знаете, понтифик обладает огромной властью. В прошлые века она считалась по праву безграничной. Просто так на такую должность не назначают. Нынче кандидатов подбирают из состава кардиналов. Но так было не всегда. В 1179 году Третий Латеранский собор установил, что претендовать на должность может любой неженатый мужчина-католик. Урбан VI, избранный впоследствии Папой, не был кардиналом. Необходимо понять, что значит конклав для верующих. Мы упоминали, что простые люди влияли на ход выборов

Дело в том, что для католиков очень важно знать, что у них есть глава, то есть представитель Господа на земле. Без Папы Римского верующие ощущают себя как дети без отца, да еще ругают нерасторопных кардиналов

Отсюда и традиция с дымом – радостным сигналом для многих людей. Это радостное для католиков событие, дающее им надежду на то, что они защищены от дьявольских происков и другого непотребства.

Комментарии (15)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector