История папства

Содержание

История папства

История папства — это период длиною в 1700 лет. За это время институт пережил становление, упадок и гонения, а также периоды укрепления веры и статуса католической церкви.

Всю историю становления можно разделить на следующие периоды:

  1. Доникейский период I—III вв. . Появление папства. В архивах Ватикана сохранились рукописи тех времён, где говорится о первых персонах, носивших титул первосвященника. Это было сложное время для христианских общин, так как христианская религия тогда была вне закона. Последователи веры подвергались гонениям со стороны государства и простого народа, многие приверженцы христианства были казнены и умирали мученической смертью.
  2. Формирование института папства 313 по 493 годы. В пределах римской провинции был создан епископат. Христианство стало государственной религией Римской Империи при императоре Константине (306−337), были запрещены жертвоприношения. В 313 году был издан закон о свободе вероисповеданий.
  3. Остготский период. Продлился по 537 год. Римскую Империю разоряют варварские племена восточных германцев и подвергают христиан гонениям. Поэтому этот период охарактеризован упадком культуры и церкви.
  4. Византийский период. Продлился с 537 по 752 год. Значение папства возрастает. После продолжительных войн Италия была разорена, особенно пострадал Рим. Церковь оставалась единственной экономической поддержкой государства, а папа и епископы были наиболее компетентны в вопросах управления страной.
  5. Франкский период. Продлился до 857 года. Христианство — господствующая религия в Римской Империи. Римские понтифики присваивали всё больше политических и административных функций и стали фактически суверенными.
  6. Эпоха папского уничижения — 1044—1048 гг. Викинги, захватившие и разграбившие многие европейские земли, презирали христианскую религию.
  7. Усиление могущества католической церкви с 1048 по 1257 г. Период охарактеризован конфликтом между папой и императором об избрании епископов. Правила и процедуры выборов развивались в этот период и вошли в основу современного конклава. Наиболее значимой фигурой эпохи стал папа Урбан II. Он организовал Крестовые походы и способствовал созданию монашеских рыцарских орденов. Крестовые походы усилили власть папы и дали ему возможность диктовать свои условия европейским монархам.
  8. Период нестабильности, реформ и великого раскола. Продлился с 1257 по 1585 г. Папа Римский перестал быть единым главой церкви, упала церковная дисциплина, возрастает недовольство священнослужителями среди граждан. В это нестабильное время произошло одно из важных для истории событий — был введён григорианский календарь папой Григорием XIII.
  9. Эпоха просвещения с 1585 по 1689 г. Расцвет в области культуры и образования принимает угрожающий характер для религии. Протестанты отказываются признавать авторитет церкви, это приводит к безразличию народа к религии. Эту эпоху можно охарактеризовать как ослабление теологической концепции власти.
  10. Эпоха нового времени в истории папства. На довольно продолжительное время церковь утратила свою самостоятельность. Посодействовали этому Климент XIV, который ликвидировал орден иезуитов и выступал за примирение светской и церковной властей, а также Пий VII, подписавший договор с Наполеоном о вмешательстве государства в дела церкви. Только в 1929 году Пий XI смог вернуть себе статус суверена страны.

Список Римских Пап

В Ватикане ежегодно издаётся «Понтификальный Ежегодник» на итальянском языке. Он содержит информацию обо всех официальных лицах и учреждениях Римско-Католической Церкви. В ежегоднике можно посмотреть полный список пап римских и годы их правления, учтённых в хронологическом порядке под своим порядковым номером, начиная со святого Петра.

В реестре записаны и антипапы — так именуют людей, которые незаконно занимали папский престол. Так как церковь не признаёт антипап, их имена включены в официальный список, но не под порядковым номером, а в скобках.

Список и хронологию пап можно увидеть в соборе Святого Петра в Ватикане — одной из крупнейших Католических Церквей. Мраморная плита с именами понтификов, похороненных в соборе, находится при входе в сакристию церкви.

Была ли женщина папой

Папесса Иоанна — одна из загадок в истории папства. Учёные до сих пор спорят о правдивости происходящих в то время событий.

Древние летописи повествуют о периоде правления церковью молодой женщиной-папой, носившей имя Иоанн VIII, в IX веке. Согласно источникам, правление её продлилось 2 года 5 месяцев и 4 дня, и оно могло продолжиться, если бы Иоанна не забеременела. Обман раскрылся, когда на празднике Святой Пасхи во время крестного хода у неё начались роды.

Отправляйте деньги заключенным онлайн

[править] Примечания

  1. Только в 384 году епископ Римский в первый раз сам себя назвал «папой» (это дата принятия титула Pontifex Maximus, ранее принадлежавшего римским императорам).
  2. Ипполит: сослан на Сардинию; умер, примирившись с Церковью.
  3. Феликс II: этот Феликс смешан с римским мучеником, носившим такое же имя, и упомянут как папа в Liber pontificalis.
  4. Дамасий I: первый римский епископ, назвавший себя папой
  5. Диоскор: возможно, законный папа; умер спустя 22 дня после избрания.
  6. Сильверий: насильственно низложен в марте, отрекся 11 ноября, умер 2 декабря .
  7. Вигилий: был поставлен в качестве антипапы византийским полководцем Велизарием и признан в качестве папы после смерти Сильверия.
  8. Стефан II: умер спустя 3 дня после избрания, поэтому и не входит в официальный список римских пап. Все папы с именем Стефан после него имеют двойную нумерацию. Только в 1960 году Стефан II был включён в список верховных понтификов.
  9. Филипп: уже в самый день своего избрания возвратился в свой монастырь.
  10. Анастасий: возможно, Анастасий Библиотекарь.
  11. Лев VIII: легитимность его правления зависит от основательности низложения его предшественника.
  12. Бенедикт V: если Лев VIII был легитимным папой, то Бенедикт V был антипапой. Некоторые источники считают Бенедикта V законным папой, а Льва VIII — антипапой.
  13. Бенедикт VI: в новой редакции Liber pontificalis XV века под 972 фигурирует несуществующий папа Домн II, возможно — в результате смешения титула dominus с именем собственным.
  14. Иоанн XIV: начиная с XII века этот понтификат ошибочно разделяли между двумя папами, считая антипапу Джованни Филагатто папой Иоанном XVII. В 1024 году граф Романо Тусколо по праву взял себе имя Иоанна XVIII, однако впоследствии его ошибочно стали называть Иоанном XX. Усвоением одной или обеих этих ошибок объясняется тройная нумерация пап Иоаннов между и 1410 годами.
  15. Бенедикт IX: если троекратное смещение Бенедикта IX было незаконным, то Сильвестр III, Григорий VI и Климент II были антипапами.
  16. Виктор IV II: собственно — Виктор V, но, возможно, средневековые хронисты не учитывали первого Виктора IV (кардинала Григория Конти), антипапу в 1138 году, поскольку тот через два месяца покорился законному папе Иннокентию II.
  17. Григорий XI: избран законно, но умер до посвящения.
  18. Иоанн XXI: ни один из пап не носил имени Иоанна XX; Пётр Испанский () должен был бы называться Иоанном XIX, однако взял себе имя Иоанна XXI. См. примечание к Иоанн XIV.
  19. Мартин IV: Симон Монпитье де Брион, избранный в 1281 году, носил имя Мартина IV; Марин I и Марин II считались соответственно Мартином II и Мартином III.
  20. Целестин V: отрёкся от престола. Умер 19 мая 1296 года.
  21. Бенедикт XIII: Констанцский собор низложил его 26 июля 1417 года, а Пизанский собор — 5 июня 1409 года. Его преемниками в «авиньонском» пленении были Климент VIII (Хиль Санчес Муньос) (10 июня  — 26 июля ; умер 28 декабря ), Бенедикт XIV (12 ноября —) и Бенедикт XIV II ( — ?).
  22. Иоанн XXIII: дата его низложения Констанцским собором; умер 22 ноября .
  23. Александр VI: должен был бы называться Александром V, так как Александр V, поставленный Пизанским собором (1409—1410), не может считаться легитимным папой.
  24. Иоанн XXIII: двадцать первый легитимный папа с именем Иоанн; относительно нумерации см. примечания выше (Иоанн XIV и Иоанн XXI).

Биография

Происходил родом из Этрурии. В юности получил прекрасное по тем временам образование (был учеником Св. Целестина I Римского) и имел возможности сделать неплохую светскую карьеру, но, стремясь к духовной жизни, он избрал для себя иной жизненный путь и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III (—), а после его смерти был избран, 19 августа 440 года, на папство. Выборы проходили в отсутствие Льва. Он находился по заданию императора Валентиниана III в Галлии. По возвращении в Рим — 29 сентября 440 года — принял посвящение. Стал первым епископом Рима, принявшим титул Великого понтифика (Pontifex Maximus), традиционно принадлежавший сначала царю, позже верховному жрецу, а начиная с принципата — императору (пока в 382 году Грациан не отменил этот порядок). Став папой, боролся с восточной ересью — манихейством и пережитками язычества. Потоки беженцев из Африки (Карфаген и Нумидия были захвачены вандалами) захлестнули Рим. Папа разрешил беженцам селиться в Риме при условии полного отречения от ереси. Публично сожжены их писания.

Аттила и папа Лев на средневековой миниатюре

Лев I выдвинул идею о верховенстве римского епископа над другими христианскими патриархами. Основным аргументом для признания примата Папы служило обещание Христа, данное им апостолу Петру:

Пётр, будучи, таким образом, видимым главою Церкви, поставленным самим Христом, и являясь вместе с тем первым епископом Рима, по мнению Льва I утвердил верховенство римского первосвященника над всеми остальными христианскими патриархами. Западноевропейские христиане признали это право за Львом I, а христиане Восточной римской империи оспаривали данную идею.

В 452 году встречался с Аттилой, дал ему прозвище «бич Божий» и уговорил его не разрушать Рим. В честь этой победы Лев отдал распоряжение — перелить статую Юпитера Капитолийского в фигуру апостола Св. Петра, которая была установлена в базилике Св. Петра в Ватикане. Рядом с базиликой Св. Петра Лев открыл два монастыря — Св. Иоанна и Св. Павла.

Папа Лев просит Гейзериха пощадить Рим

В 455 году встретился с вандалом Гейзерихом, однако не смог переменить его намерение захватить город. Однако, когда Гейзерих вторгся в Рим, папа сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать невинной крови.

Лев I Великий, папа Римский. Константинополь. 985 г. Миниатюра. Минологий Василия II. Ватиканская библиотека. Рим

После Льва осталось большое собрание его трудов (96 проповедей и 120 посланий). Сохранились письма Льва I. Переписывался с Евтихием и св. Флавианом Константинопольским, в послании Четвёртому Вселенскому собору принял сторону последнего. Подчинил приматству Св. Петра епископов Иллирии и Галлии.

Лев был первым папой, похороненным в базилике Св. Петра в Ватикане.

[править] Возвышение папства

Изображение папы Виктора III.

Григорий VII

  • Николай II (Жерар де Шеврон) 24 января  — 27 июля
  • Александр II (Ансельмо да Баджо) 1 октября  — 21 апреля 1073

    Гонорий II (Пьетро Кадало) (антипапа) (28 октября 1061—1072)

  • Святой Григорий VII (Гильдебранд) 22 апреля  — 25 мая 1085

    Климент III (Виберто ди Парма) (антипапа) (25 июня 1080, 24 марта 1084 — 8 октября 1100)

  • Виктор III (Дезидерий Эпифани) 24 мая  — 16 сентября
  • Урбан II (Эд де Шатийон) 12 марта  — 29 июля
  • Пасхалий II (Раньеро ди Бьеда) 13 августа  — 21 января

    • Теодорих (Джибер) (антипапа) (—)
    • Альберт (антипапа) ()
    • Сильвестр IV (Маджинульфо) (антипапа) (18 ноября —)
  • Геласий II (Джованни Каэтани) 24 января  — 28 января 1119

    Григорий VIII (Морис Бурден де Брага) (антипапа) (8 марта 1118—1121)

  • Каликст II (граф Ги Бургундский) 2 февраля  — 13 декабря
  • Гонорий II (Ламберто ди Фьяньяно) 15 декабря  — 3 февраля 1130

    Целестин II (Тибальдо Буккапекки) (антипапа) (декабрь 1124)

  • Иннокентий II (Грегорио Папарески) 14 февраля  — 24 сентября

    • Анаклет II (Пьетро Пьерлеони) (антипапа) (14 февраля  — 25 января )
    • Виктор IV (Грегорио деи Конти ди Санклементе) (антипапа) (март — 29 мая )
  • Целестин II (Гвидо из Читта ди Кастелло) 26 сентября  — 8 марта
  • Луций II (Джерардо Каччианемичи) 12 марта —15 февраля
  • Евгений III (Бернардо Паганелли) 15 февраля  — 8 июля
  • Анастасий IV (Коррадо делла Субарра) 12 июля  — 3 декабря
  • Адриан IV (Николас Брейкспир) 4 декабря  — 1 сентября
  • Александр III (Роландо Бандинелли) 7 сентября  — 30 августа

    • Виктор IV II (Оттавиано ди Монтичелли) (антипапа) (7 сентября  — 20 апреля )
    • Пасхалий III (Гвидо да Крема) (антипапа) (22 апреля  — 20 сентября )
    • Каликст III (Джованни де Струми) (антипапа) (сентябрь  — 29 августа )
    • Иннокентий III (Ланцо из Сецце или Ландон) (антипапа) (29 сентября —)
  • Луций III (Убальдо Аллючиньоли) 1 сентября  — 25 ноября
  • Урбан III (Уберто Кривелли) 25 ноября  — 20 октября
  • Григорий VIII (Альберто де Морра) 21 октября — 17 декабря
  • Климент III (Паоло Сколари) 19 декабря  — 20 марта
  • Целестин III (Джачинто Бобоне Орсини) 30 марта  — 8 января

Частотный список имён

Приведены папские имена, встречавшиеся 5 раз и более; указаны годы, когда данное имя было выбрано в последний раз на текущий момент.

  • Иоанн — 21 раз (максимальный номер XXIII; Иоанн XVI был антипапой, Иоанна XX не существовало),
  • Григорий — 16 раз,
  • Бенедикт — 15 раз (максимальный номер XVI; Бенедикт X был антипапой),
  • Климент — 14 раз,
  • Иннокентий — 13 раз,
  • Лев — 13 раз,
  • Пий — 12 раз,
  • Стефан — 9 или 10 раз (максимальный номер IX (X); двойная нумерация связана с разногласиями по поводу включения в списки папы Стефана II),
  • Бонифаций — 8 раз (максимальный номер IX; Бонифаций VII был антипапой),
  • Урбан — 8 раз,
  • Александр — 7 раз (максимальный номер VIII; Александр V был антипапой),
  • Адриан — 6 раз,
  • Павел — 6 раз,
  • Целестин — 5 раз,
  • Николай — 5 раз,
  • Сикст — 5 раз,

Кроме того, существовали законные папы Мартин IV и Мартин V, но они носили такие номера, потому что ошибочно приняли за Мартинов II и III двух пап по имени Марин.

4 имени встречались по 4 раза, 7 имён — по 3 раза, 10 имён — по 2 раза и 44 имени — по 1 разу.

История появления первых пап

Институт папства появился в начале V века, хотя предпосылки к его появлению были еще в конце IV века. Сформировался институт папства в Риме, так как именно там христианская община имела земли, которые ей к тому времени принадлежали на законных основаниях. Был создан римский епископат, которому вскоре было суждено стать центром католической власти в Европе. Через некоторое время римские епископы стали официально носить титулы пап. В VI веке католическая церковь уже представляла собой достаточно влиятельную организацию.

Официальный титул «папа» появился следующим образом:

  1. Ещё в древнем Риме, когда христианское учение только зарождалось, папами именовали всех священников, которые имели право благословлять своих прихожан;
  2. После того, как римский император Константин в 313 году издал закон о свободе вероисповеданий, и христианство стало постепенно получать статус официальной римской религии, титул «папа» стали носить только епископы;
  3. Когда христианская церковь раскололась на Римскую Католическую и Константинопольскую Православную, папский сан начали присваивать только римским или александрийским епископам.

До того, как в 1054 году произошёл Великий раскол христианской церкви, папу римского избирали в Риме. Собиралась вся светская и духовная власть, которая могла добраться в Рим в назначенное время, и выбирала нового папу. В 1059 году на Лютеранском соборе было решено положить конец подобной практике, и избрание папы теперь должно было проходить на конклаве кардиналов, которые являлись первыми епископами Католической церкви.

Избрание папы римского очень редко проходило гладко. Начиная с эпохи раннего средневековья, папский престол постоянно становился заложником политическим амбиций европейских светских властителей. Католическая церковь постоянно использовалась в борьбе за общественно-политическое влияние в Европе, причём многие средневековые монархи действовали достаточно жёстко, особенно в период раннего средневековья.

Ближе к периоду высокого средневековья борьба между духовной и светской властью обострилась. Воспользовавшись тем, что христианская церковь пришла в упадок из-за постоянных набегов викингов, которые происходили в период с 793 по 1000 годы, германские короли Оттоны начали сажать на папский престол своих марионеток.

Разница во времени

Таким образом, капитуляция нацистской Германии вступила в силу 8 мая в 23:01 по центральноевропейскому времени. В Москве в этот момент уже наступил следующий день — 9 мая, 01:01.

Президиум Верховного Совета СССР объявил День Победы праздником  указом от 8 мая 1945 года, однако отмечается он 9 мая каждого года. 

Москвичи на Красной площади 9 мая 1945 года. Фото: РИА Новости

https://img.anews.com/media/gallery/110000535/7210425.jpg

Современность

В 1978 году кардинал Лучани принял имя Иоанн Павел I и этим совершил настоящую «ономастическую революцию». Во-первых, он принял ранее не употреблявшееся имя с номером I: всем другим папам этот номер был присвоен уже «задним числом», после появления традиции использовать номера, а последним папой до Иоанна Павла I с ранее не встречавшимся именем был правивший более чем за тысячу лет до него Ландон (913—914)). Во-вторых, впервые в истории папства понтифик принял двойное имя. Лучани сделал это в честь двух своих ближайших предшественников — Иоанна XXIII и Павла VI.

Его преемник кардинал Войтыла, самый знаменитый папа XX века, принял это же имя — Иоанн Павел II. Следующий папа, преемник Войтылы кардинал Ратцингер, выбрал более традиционное тронное имя — Бенедикт XVI. Тем самым подтвердилась наблюдаемая закономерность, согласно которой трое пап никогда не берут одинаковых имён подряд.

Преемник Бенедикта XVI кардинал Бергольо вновь избрал себе имя, никогда ранее не использовавшееся римскими папами — Франциск (причём на сей раз уже не являвшееся сочетанием имён предшественников). В отличие от Иоанна Павла I, Франциск не использует номера I (было объявлено, что он будет так именоваться, только если впоследствии появится папа Франциск II).

[править] Символы

К символам, которые отличают Папу от других епископов относится тиара, или тройная корона. Неизвестно, когда римские епископы начали использовали тиару, известно лишь, что это произошло к дару Константина. Тиара является символом папства, однако в последнее время не используется. Павел VI продал собственную тиару и отдал деньги бедным. Иоанн Павел I отказался от коронации, Иоанн Павел II также также уклонился от коронации и не носил тиары. Бенедикт XVI отказался использовать тиару даже на собственном гербе, хотя использовал тройную митру, как символ духовной власти.

Папа, в отличие от других епископов, не использует изогнутый посох, но использует Папский Крест. Эта традиция была введена папой Иннокентием III.

Позиция по моральным и социальным вопросам

Франциск, 2013 год

Франциск во время мессы, 2014 год

Теология освобождения

Бергольо — искусный богослов, дистанцировавшийся от «теологии освобождения» ещё на заре своей карьеры. Специалисты предполагают, что он близок к консервативному светскому движению Comunione e Liberazione.

Гомосексуальность

Он решительно выступает против разрешающего однополые браки законодательства, введённого в 2010 году правительством Аргентины. В письме к монастырям Буэнос-Айреса он писал: «Давайте не будем наивными, мы говорим не о простой политической борьбе, это разрушительные претензии против плана Божьего. Мы говорим не о простом проекте закона, а скорее о махинации с отцом лжи, который стремится запутать и обмануть детей Божиих». Он также настаивал на том, что гей-усыновление является одной из форм дискриминации в отношении детей. Это вызвало ответ президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер, которая заявила, что тон церкви напоминал «Средневековье и инквизицию».

В интервью в июле 2013 года папа Франциск заявил: «Если человек — гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?». Сославшись на катехизис Римско-католической церкви, он отметил, что геи «не должны становиться маргиналами, а должны интегрироваться в общество». В то же время понтифик осудил так называемое «гей-лобби».

Однако, несмотря на сделанные заявления, отношение папы Франциска продолжает оставаться двойственным: например, осуждая «гей-лобби», он продолжает поддерживать либеральных архиепископов, высказывающихся в поддержку однополых браков.

В июне 2016 года папа Франциск заявил: «Римско-католическая церковь и простые христиане должны извиниться перед геями за прежнее отношение к ним». По его мнению, лица нетрадиционной сексуальной ориентации заслуживают уважения и не должны подвергаться дискриминации.

Социальная справедливость

Хотя Бергольо последовательно проповедует сострадание к бедным, некоторые наблюдатели разочарованы тем фактом, что он не придаёт большего акцента проблемам социальной справедливости

Не формулируя чётко позицию по вопросам политической экономии, Бергольо предпочитает подчёркивать важность духовности и святости, полагая, что это естественным образом будет вести к большему сочувствию страданиям бедных. Тем не менее, он высказал поддержку социальным программам и публично выражал сомнения в справедливости свободной рыночной политики.
В ноябре 2014 года Папа Римский Франциск разрешил установить в центре Ватикана — на площади Святого Петра — три бесплатных душевых кабинки, предназначенных для бездомных

Также по инициативе Франциска душевые кабинки для бездомных устанавливаются в церковных приходах по всему Риму.

Высказывания о внебрачных детях

Критикуя священников, которые отказывались крестить внебрачных детей, кардинал Бергольо утверждал, что незамужние матери поступили правильно, дав жизнь ребёнку, а не сделав аборт, и что Церковь не должна их сторониться. Он сказал: «В нашем церковном округе есть некоторые священники, которые не хотят крестить детей одиноких матерей, потому что эти дети не были зачаты в святости брака. Это современные фарисеи. Это те, кто клерикализируют церковь. Те, кто хотят отделить народ Божий от спасения. А бедная девушка, которая, вместо того, чтобы возвратить ребёнка отправителю, имела отвагу принести его в мир, вынуждена ходить от прихода к приходу, чтобы его покрестить!»

[править] Папы Реформации и Контрреформации

Портрет св. папы Пия V.

  • Юлий III (Джованни Мария Чокки дель Монте) 7 февраля  — 23 марта
  • Марцелл II (Марчелло Червини) 9 апреля — 30 апреля
  • Павел IV (Джанпьетро Карафа) 23 мая  — 18 августа
  • Пий IV (Джованни Анджело Медичи) 25 декабря  — 9 декабря
  • Святой Пий V (Антонио Микеле Гислиери) 7 января  — 1 мая
  • Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи) 13 мая  — 10 апреля
  • Сикст V (Феличе Перетти Монтальто) 24 апреля  — 27 июля
  • Урбан VII (Джамбаттиста Кастанья) 15 сентября — 27 сентября
  • Григорий XIV (Никколо Сфондрати) 5 декабря  — 15 октября
  • Иннокентий IX (Джованни Антонио Факкинетти) 29 октября — 30 декабря
  • Климент VIII (Ипполито Альдобрандини) 30 января  — 5 марта
  • Лев XI (Алессандро Медичи) 1 апреля — 27 апреля
  • Павел V (Камилло Боргезе) 16 мая  — 28 января
  • Григорий XV (Алессандро Людовизи) 9 февраля  — 8 июля
  • Урбан VIII (Маффео Барберини) 6 августа  — 29 июля

Суть папства, права и обязанности папы римского

Папа римский, он же Монарх и суверен Святого Престола, живой и реальный глава Католической Церкви. Специальный статус папы определяется церковной иерархией. По сути – это преемник апостола Петра, первый римский епископ. Власть папы и его суверенитет в качестве главы Святого Престола не имеет территориальных ограничений. Помимо церковной власти, верховный понтифик является главой города-государства Ватикан, на территории которого располагается Святой Престол.

Карта Ватикана

Значение папства хорошо видно из титулов, которые носит папа римский:

  • викарий Христа;
  • епископ Рима;
  • преемник князя апостолов Святого Петра;
  • раб рабов божьих;
  • Великий понтифик;
  • верховный первосвященник Вселенской Церкви;
  • Примас Италии;
  • архиепископ и митрополит Римской провинции;
  • суверен города-государства Ватикан.

Основная часть титулов, принадлежащих папе римскому, имеет духовный смысл, определяя значение, место и роль папы в христианском мире. Что касается властных полномочий, духовная и юридическая власть верховного понтифика распространяется на всю Католическую церковь, на административную структуру церковной общины. В международном праве папа является самостоятельным субъектом, его духовная, юридическая власть и суверенитет не могут ограничиваться светской властью. Основная обязанность папы блюсти христианскую веру, способствовать ее утверждению и распространению. В ведении папы находится не только вопросы духовной нравственности и веры. Верховный понтифик осуществляет административное управление Католической церковью.

Выборы папы римского

С точки зрения католицизма, папа является прямым потомком апостола Петра, которому Иисус особым образом вверил служение Господу. Право быть первосвященником является преемственным и передается духовному лицу, которое достойно этого звания. Как правило, наместник Христа на Земле избирается из высших духовных особ, входящих в коллегию епископов (конклав). С избранием папа обретает всю полноту верховной церковной и административной власти, становясь абсолютным монархом Святого Престола. Решения, декреты Верховного римского первосвященника имеют статус закона и не подлежат обжалованию. К компетенции папы римского относится право законодательной инициативы в рамках Католической церкви, право толковать решения Вселенских соборов, вносить изменения в действующие эдикты и отменять действие предыдущих решений.

Смысл папства отображается в гербе города-государства Ватикан. На нем изображены все папские регалии, символы и знаки отличия.

Герб и флаг Ватикана

Скрещенные ключи символически отображают ключи апостола Симона Петра. Серебряный ключ означает связь власти, данной Церковью, с правом разрешать (золотой ключ) править от имени Господа. Тиара — тройная корона — символизирует собой три основные функции папства:

  • быть верховным пастырем для всех христиан;
  • быть верховным учителем;
  • являться Верховным первосвященником.

Папская коронация

Навигация

СВД – снайперская «плетка»

Особенности папства в период нестабильности

Период с 1309 по 1377 считается одним из самых проблемных в истории католической церкви. В те годы Франция усилила свое влияние на мировой политической арене. Французский король Филипп Красивый был сильно озабочен огромным влиянием католического духовенства и потребовал у папы Бенедикта XI беспрекословного подчинения.

В результате конфликта, французский монарх снял с должности папу римского, назначив вместо него своего соотечественника епископа Бертрана, который стал именоваться Клементом V. Чтобы показать своё могущество, Филлипп Красивый распорядился перенести папскую резиденцию в город Авиньон. Сам Клемент V был человеком честолюбивым. Именно он начал гонения на орден тамплиеров, которые закончились его полным разгромом и уничтожением. В 1312 году орден тамплиеров был запрещён.

Через сто лет, в 1517 году, в Европе начался период реформации. Она связана с религиозным учением Мартина Лютера, который боролся с латинизацией церкви. Данное учение, получившее название лютеранство, быстро стало популярным среди крестьянских масс, так как Лютер сделал религию более простой в понимании простого человека. Некоторые из пап шли на уступки реформаторам, внося изменения в обряды. Из-за этого роль католической церкви стала медленно, но неуклонно снижаться.

Вскоре период реформации был закончен, и наступил период контрреформации. Все еретики были объявлены вне закона. Их тысячами сжигали на кострах, а имущество шло в казну императора. Благодаря этому, вся Европа вскоре погрузилась в хаос религиозных гражданских войн. Католики и протестанты яростно уничтожали друг друга, оставляя в руинах города и посёлки. Смута закончилась только в 1585 году, когда начался период просвещения.

Литература

  • Готлиб А. Г., Конский П. А. Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
  • Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
  • Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
  • Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.
  • Chamberlin, E. R. The Bad Popes (неопр.). — New York: Dial Press (англ.)русск., 1969.
  • Maxwell-Stuart, P. G. Chronicle of the Popes: The Reign-by-Reign Record of the Papacy from St. Peter to the Present (англ.). — London: Thames and Hudson (англ.)русск., 1997. — ISBN 0-500-01798-0.
  • Norwich, John Julius (англ.)русск.. The Popes: A History (неопр.). — London: Chatto & Windus (англ.)русск., 2011. — ISBN 978-0-7011-8290-8.
  • Barry, Rev. Msgr. John F. One Faith, One Lord: A Study of Basic Catholic Belief (англ.). — New York: William H. Sadlier (англ.)русск., 2002. — ISBN 0-8215-2207-8.
  • Chadwick, Henry (1990), The Early Christian Community, in John McManners, The Oxford Illustrated History of Christianity, Oxford University Press, ISBN 0-19-822928-3
  • Durant, William James (англ.)русск.. The Story of Civilization (англ.)русск. (англ.). — New York: Simon & Schuster, 1950. — Vol. IV. The Age of Faith: A History of Medieval Civilization – Christian, Islamic, and Judaic – from Constantine to Dante, A.D. 325–1300. — ISBN 0-671-01200-2.
  • Durant, William James (англ.)русск.. The Story of Civilization (англ.)русск. (англ.). — New York: Simon & Schuster, 1957. — Vol. VI. The Reformation. — ISBN 0-671-61050-3.
  • Franzen, August; Dolan, John. A History of the Church (неопр.). — Herder and Herder (англ.)русск., 1969.
  • John Paul II, Pope . Vatican Publishing House (22 февраля 1996).
  • Kelly, J. N. Oxford Dictionary of the Popes (неопр.). — Prentice Hall, 1986. — ISBN 978-0-19-190935-1.
  • Kerr, William Shaw (англ.)русск.. A Handbook on the Papacy (неопр.). — London: Marshall, Morgan & Scott, 1950.
  • Loomis, Louise Ropes. The Book of the Popes (Liber Pontificalis): To the Pontificate of Gregory I (англ.). — Merchantville, New Jersey: Evolution Publishing, 2006. — ISBN 1-889758-86-8.
  • Noble, Thomas; Strauss, Barry. Western Civilization (неопр.). — Houghton Mifflin (англ.)русск., 2005. — ISBN 0-618-43277-9.
  • Orlandis, José (англ.)русск.. A Short History of the Catholic Church (неопр.). — Scepter, 1993. — ISBN 1-85182-125-2.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector