Список авианосцев второй мировой войны — list of aircraft carriers of world war ii

Проектирование и строительство

Корабль изначально проектировался и строился, как один из линкоров типа Yamato.

От предыдущих кораблей этого типа Shinano отличался уменьшенной на 1-2 см бронёй, а также новыми 100-мм универсальными орудиями 10 cm/65 Type 98, которое должно было заменить 12.7 cm/40 Type 89

Как и для других кораблей своего типа, строительство Shinano, начатое 4 мая 1940 года, проходило в строжайшем секрете. В результате этой секретности строительство корабля не запечатлено ни на одной фотографии.

В декабре 1941 года строительство было приостановлено, так как к этому времени в Японии начали осознавать, что линкоры уже не столь эффективны в войне на море, как это было раньше и не оправдывают огромных затрат на их строительство. Рассматривался вопрос даже о сломе недостроенного корабля, однако было принято решение о продолжение строительства, хоть и с уменьшенной интенсивностью.

Разрез корпуса линкоров типа Yamato

В середине 1942 года Япония потеряла несколько своих авианосцев во время битвы за Мидуэй, после чего было принято решение достроить Shinano, как авианосец. К тому времени корабль был готов примерно на 45%. Была собрана нижняя часть корпуса, смонтировано оборудование и почти закончено главная палуба.

Проект был разработан вице-адмиралом Фукуда (главный конструктор Yamato) и начальником военно-морского технического отдела вице-адмиралом Сейити Ивамура

Строительство авианосца было закончено в 1944 году, хотя изначально планировалось закончить в 1945 году. Но положение на фронте требовало ускоренных темпов строительства, и к 5 октября 1944 года Shinano был готов к спуску на воду. Однако во время спуска в сухом доке сорвало батопорт, хлынувшая в док вода подняла корабль с кильблоков и несколько раз ударила его о стенки дока. Были раненые и среди моряков, и среди гражданских лиц. Корабль пришлось ещё на три недели ставить в док для ремонта, который завершился 26 октября.

19 ноября корабль официально был введён в эксплуатацию. Shinano был классифицирован как авианосец поддержки с задачей обеспечения ударных авиагрупп первой линии (топливом, боеприпасами, резервными самолетами, ремонтом авиатехники).

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ РЕШИЛ, ЧТО ГРАЖДАНЕ РОССИИ НЕ МОГУТ ОСПАРИВАТЬ РЕШЕНИЯ СВОЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА!

Авианосцы Японии сегодня

Сегодня в качестве авианосцев Япония имеет лишь вертолетоносцы. Это один из видов авианесущих кораблей, который на своем вооружении из летательных аппаратов имеет исключительно вертолеты. Соответственно таким кораблям не требуется большая взлетно-посадочная полоса, специальная катапульта и остальные элементы технического оснащения, необходимые для содержания самолетов. Всего на вооружении находится 4 подобных судна. Рассмотрим их детальнее.

Вертолетоносцы типа «Идзумо»

Эскадренные миноносцы-вертолетоносцы типа «Идзумо» были построены уже в 21 веке. На сегодняшний день на вооружении находится 2 экземпляра, один из которых начал свою службу в 2015 году, а второй – в марте 2017 года. Размер каждого судна составляет 248 метров в длину, водоизмещение около 27 000 т. Со времен II мировой войны “Идзумо” являются самыми крупными кораблями Японии. Скорость хода составляет 30 узлов. На вооружении каждого экземпляра находится до 14 вертолетов, радиолокационное и радиоэлектронное оружие, зенитная и ракетная артиллерия. Примечательно, что находящаяся на борту авиация представляет собой американские многоцелевые вертолеты CX-60 «Си Хок».

Вертолетоносцы типа «Хюга»

Вертолетоносцы «Хюга» являются первыми кораблями Японии с цельной плоской палубой, предназначенной для авиации. Официально судна служат под видом эсминца, однако на самом деле являются легкими авианосцами. «Хюга» – первый авианесущий корабль японского флота после окончания II мировой войны. На сегодняшний день в строю находится два образца подобного типа, на вооружении флота находятся с 2009 и 2011 годов соответственно. Имеется возможность содержать ни них вертолеты и самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, такие как AV-8B и F-35. Также существует техническая возможность оснащения специальным плацдармом, благодаря которому можно будет использовать более тяжелые самолеты. Многие мировые СМИ считают появление таких кораблей воссозданием японской атакующей морской силы. Длина судна составляет 197 метров, скорость движения достигает 30 узлов. В качестве вооружения на данный момент находится радиолокационное и радиоэлектронное вооружение, артиллерия, в том числе зенитная, ракетное и противолодочное оснащение, минно-торпедное оружие, а также до 11 вертолетов.

О больших кораблях «Тайхо» и «Синано»

В сражениях в Филиппинском море авианесущее судно «Тайхо» использовалось в качестве флагмана. И неудивительно, поскольку данный 250-метровый корабль с водоизмещением 33 тыс. т. был в состоянии перевозить 64 самолета. Однако спустя пару недель после выхода в море «Тайхо» был обнаружен американской субмариной. Далее последовала торпедная атака, в результате которой Императорский корабль и 1650 японцев, находящихся на борту, были потоплены.

Японский авианосец «Синано» на те времена считался самым крупным. Однако вся информация о нем была настолько засекречена, что не было сделано ни одной фотографий этого корабля. По этой причине самым крупным был «Интерпрайзес» 1961 года выпуска. «Синано» начали эксплуатировать уже под конец Второй мировой. Поскольку к тому времени исход битвы уже был предрешен, на воде судно находилось только 17 часов. По мнению специалистов, такой большой процент уничтоженных японских авианесущих кораблей обусловлен их неспособностью продолжать дальнейшее плаванье при крене, которое возникает в результате попадания торпеды.

Последние разработки

Адмирал кузнецов

Одной из последних новинок в сфере ВМФ по слухам экспертов является разработка подводной авиации Российской Федерации. Первый атомный подводный авианосец России проекта 941-бис по слухам должен быть готов к 2020 году. Идея такого судна разрабатывалась с 1991 года на Рубиновском проекте транспортных подлодок. Сегодня в интернете можно встретить макет такой субмарины. Однако эта подводная лодка и ее устройство строго засекречены, узнать реальные даты ввода в эксплуатацию не представляется возможным. Одно можно сказать с уверенностью – если он будет введен в эксплуатацию – это будет лучший авианосец в мире и единственный атомный подводный корабль с истребителями на борту.

Как видно из перечня самых больших авианесущих крейсеров мира всех времен неоспоримое лидирующее место в данном виде вооружения занимают авианосцы США. Авианосцы – важный атрибут в военно-морских силах любой страны, в то же время они являются одними из самых уязвимых кораблей при масштабных сражениях. Такие корабли незаменимы при ведении боевых действий со странами, не имеющими современного ядерного вооружения

При агрессии со стороны равной по мощности державы авианосцы будут оставаться важной, но не основной составляющей при проведении боевых действий

Примечания

  1. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — С. 9. — ISBN 5-699-17428-1.
  2. Александров Ю. И., Апальков Ю. В. боевые корабли мира на рубеже XX—XXI веков. Т. II. Часть I. Авианосцы и крейсера. — СПб: Галея-Принт, 2005. — С. 12. — ISBN 5-8172-0105-4.
  3. Александров Ю. И., Апальков Ю. В. боевые корабли мира на рубеже XX—XXI веков. Т. II. Часть I. Авианосцы и крейсера. — С. 11.
  4. Полмар Н. Авианосцы. Т. I. — М: АСТ, 2001. — С. 186. — ISBN 5-17-010481-2.
  5. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 135.
  6. Fontenoy P. Aircraft Carriers. An illustrated history of their impact. — Santa Barbara, USA: ABC-CLIO, 2006. — P. 85. — ISBN 1-85109-573-X.
  7. Friedman N. U. S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1983. — P. 181-182. — ISBN 0-87021-739-9.
  8. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — P. 105. — ISBN 0-85177-146-7.
  9. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 136.
  10. Каторин Ю. Ф. Авианосцы. — СпБ: Галея-Принт, 2010. — ISBN 978-5-8172-0144-4.
  11. Friedman N. U. S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. — P. 191.
  12. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 147.
  13. Полмар Н. Авианосцы. Т. I. — С. 229.
  14. ↑ Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — P. 22.
  15. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 59.
  16. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 60.
  17. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 63.
  18. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 65.
  19. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 66.
  20. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — P. 23.
  21. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 58.
  22. Пинак Е.Р., Сидоренко В.В. Японские авианосцы Второй мировой. «Драконы» Перл-Харбора и Мидуэя. — М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010. — С. 5. — ISBN 978-5-699-40231-1.
  23. Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918 — 8.1945. — СПб: Дидактика, 1997. — С. 17. — ISBN 5-88053-023-X.
  24. Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918 — 8.1945. — С. 20.
  25. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 189.
  26. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 200.
  27. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 213.
  28. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 215.
  29. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 223.
  30. Патянин С.В., Морозов М.Э., Нагирняк В.А. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха. — М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — С. 5-6. — ISBN 978-5-699-29857-0.
  31. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 97.
  32. Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 100.
  33. Платонов А. В. Несостоявшиеся «Авианосные» державы. — СпБ: Галея-Принт, 1999. — С. 18. — ISBN 5-8172-0016-3.
  34. Платонов А. В. Несостоявшиеся «Авианосные» державы. — С. 51.
  35. Friedman N. U. S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. — P. 354.
  36. Friedman N. U. S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. — P. 353.
  37. Friedman N. U. S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. — P. 357.
  38. Jane’s Fighting Ships, 2004—2005. — London: Jane’s Information Group, 2004. — P. 800. — ISBN 0-7106-2623-1.
  39. Jane’s Fighting Ships, 2004—2005. — P. 306.
  40. Jane’s Fighting Ships, 2004—2005. — P. 673.
  41. Jane’s Fighting Ships, 2004—2005. — P. 362.
  42. Jane’s Fighting Ships, 2004—2005. — P. 361.
  43. Jane’s Fighting Ships, 2004—2005. — P. 733.

Сколько авианосцев в мире?

На данный момент в мире существует всего 22 корабля подобного класса. Рассмотрим детальнее действующие типы:

  1. Первое место по количеству имеющихся кораблей на вооружении являются США, они включают 11 авианосцев. Как уже было сказано выше, в их составе находятся около 1000 самолетов, длина каждого корабля составляет от 250 до 331 метров, скорость движения от 31 узла, экипаж каждого судна составляет от 2000 до 5000 человек.
  2. Далее по количеству авианосных кораблей занимают Италия и Испания – они имеют по 2 единицы вооружения в своем составе;
  3. Третье место занимают страны, имеющих по одному такому судну. Это Россия, Китай, Бразилия, Франция, Таиланд, Индия и Великобритания.

На вооружении у России находится один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», его водоизмещение составляет 70 500 тонн, длина – 304 метра. Судно в своем составе имеет 24 самолета и 42 вертолета, скорость движения достигает 32 узла.

Количество по странам

  • США (11 кораблей) – тип «Форд» (1 корабль Джеральд Р. Форд) – на вооружении с мая 2017 года. Запуск производства – 2005 год, спустя 8 лет спущен на воду с последующим проведением испытаний и укомплектованием. Предшественником данного корабля стал легендарный «Энтерпрайз», который прослужил свыше 40 лет и участвовал во многих военных миссиях, совершаемых Америкой. Сейчас это самый большой авианесущий крейсер в мире, на его строительство ушло около 13 миллиардов долларов – соответственно Джеральд Р. Форд – также является самым дорогим авианосцем в мире.
    Тип «Нимиц» (10 кораблей) – судна с ядерным реактором, также принадлежащие США. В 1975 введен в эксплуатацию I экземпляр, а к 2009 году десятый. Корабли этого класса широко использовались при вооруженных столкновениях на территории бывшей Югославии и в Ираке. Себестоимость каждого такого авианосного крейсера составляет около 4,5 миллиардов долларов.
  • Италия (2 корабля) – «Кавур» – находится в составе флота с 2007 года, на борту имеет 8 самолетов и 12 вертолетов, протяженность судна составляет 244 м, скорость хода 30 узлов.
    «Джузепе Гарибальди» – еще один флагман итальянского флота, спущен на воду в 1983 году, имеет длину 180 м, скорость хода 30 узлов.
  • Индия (1 корабль) – Индийский авианосец «Викрамадитья» был куплен у России в 2013 году. Прежнее название «Адмирал Горшков». Длина составляет 274м, максимальная скорость 32узла, вмещает в себя до 20 самолетов и около 10 вертолетов. В 2018 и 2023 годах планируются к вводу в состав ВМФ страны еще 2 авианесущих крейсера.
  • Китай (1 корабль) – Китайский Авиносец «Ляонин» был куплен у Украины в 2012 году за 20 миллионов долларов. Прежнее название «Варяг». Его длина составляет 304 м, состав авиации включает 24 истребителя и 12 вертолетов.
  • Испания (2 корабля) – Авианосец «Хуан Карлос» состоит на вооружении ВМС Испании, находится в строю с 2010 года, длина 230м, имеет на вооружении до 30 самолетов и вертолетов.
  • Франция (1 корабль) – Атомный авианосец «Шарль де Голь» – является флагманом военных сил Франции. Введен в эксплуатацию в 2001 году, размеры в длину составляют 261м, включает до 40 летательных аппаратов.
  • Бразилия (1 корабль) – «Сан-Паулу» – авианосец эксплуатируется с 2001года, длина 265 метров, включает 14 самолетов и 11 вертолетов;
  • Таиланд (1 корабль) – представлен авианосцем «Чакри Нарубет» – имеет самый маленький размер среди ныне существующих аналогов, длина составляет 182 метра, авиационная группа состоит из 14 самолетов и 12 вертолетов. Эксплуатируется с 1997 года.
  • Великобритания (1 корабль) – тип «Илластриес» – один из старейших действующих авианосцев, участвовал во Второй мировой войне. Длина 205 м, на вооружении 33 самолета. В настоящее время готовятся к спуску новые авианосцы, которые должны заменить действующий экземпляр.
  • Россия (1 корабль) «Адмирал Кузнецов», последний в списке, но не по значимости и мощности. Используется с 1991 года, длина 270м, численность авиации: 50 самолетов и вертолетов. Ниже рассмотрим его более детально.

Наши дни

Судя по отзывам, многих интересует, сколько авианосцев у Японии сегодня? Дело в том, что в 2020 г. были заявления, что уже в следующем году флот Страны восходящего солнца не будет использовать корабли данного класса. Тем не менее уже в декабре 2020 г. правящей Либерально-демократической партией страны было созвано совещание по вопросам обороны, на котором было предложено развивать производство авианесущих судов. Современные авианосцы Японии призваны защитить страну от возможных агрессивных действий со стороны Китая, ведь в последнее время особенно усилился интерес вражеского флота и авиации к островам Синкаку.

В составе японского военно-морского флота таких кораблей два: Izumo и Kaga. Каждый новый японский авианосец будет использоваться для перевозки бомбардировщиков-истребителей пятого поколения F-35B американского производства. Новые судна с водоизмещением 19,5 тонн довольно крупные: их длина составляет 248 м, ширина — 38 м. Как утверждают специалисты, изначально истребители создавались американцами специально для формирования авиагрупп, которым бы комплектовались десантные суда LHA-6. Поскольку своими габаритами (длина 257 м, ширина 32 м) эти корабли практически не отличаются от японских авианосцев американские самолеты идеально подойдут для «Ицумо» и «Кага». Эти корабли оборудованы двумя грузовыми лифтами с грузоподъемностью 37,5 тонны. С их помощью истребители будут подыматься на палубу. Примечательно, что вес полностью укомплектованного F-35B не превышает 22 тонны. Садиться данные авиационные аппараты на палубу будут, используя вертикальную посадку. Таким же образом они будут взлетать. В ходе испытаний выяснилось, что для старта истребителя требуется разбег всего 150 м. Как убеждены специалисты, более эффективное использование подобных истребителей будет возможно после небольшой модернизации кораблей. Предположительно японцы достроят помещения для оборудования техобслуживания и склады для горючего и боеприпасов.

Поскольку F-35B во время посадки и взлета использует не реактивные двигатели, а турбовентилятор, на палубу будет оказываться сильное воздействие реактивной струи. По этой причине для усиления авианосца конструкторы будут использовать жаропрочное покрытие.

Источник

Птица Феникс

Тайхо» был довольно поздним авианосцем. Заложенный в июле 1941-го, за полгода до знаменитой атаки на Пёрл-Харбор, он вошёл в строй весной 1944-го, когда всем было уже понятно — война на Тихом океане не принесёт Японии ничего хорошего.

Вряд ли он мог что-то изменить. Но вот поспособствовать — по крайней мере в теории — затягиванию войны было вполне в его силах.Тайхо» имел очень неплохие радары, новейшие зенитные орудия, но самое главное — он сочетал бронирование и солидный размер авиагруппы.

Тайхо»

При этомптица Феникс» обладала внушительными размерами — 260 метров. Это был второй по длине корабль в Императорском флоте — знаменитый линкорЯмато» оказался короче почти на 20 метров. Первым был другой авианосец —Синано»: переделанный из недостроенного систершипа того жеЯмато», он оказался воистину огромен.

Проблема была только в том, что самый большой авианосец японского флота нёс мизерное количество самолётов — каких-то несчастных 47 штук. При том, что водоизмещение доходило до титанических 71 000 тонн. Зато для авианосца был превосходно бронирован — в конце концов, почти что бывший линкор.

УТайхо» с авиагруппой всё было хорошо — на разных этапах планировали от 53 до 82 самолётов, а в бой он в итоге пошёл с 65-ю. И при этом был весьма недурно защищён — не так, конечно, какнесостоявшийся линкор»Синано», но лучше, чем любой другой японский авианосец на момент спуска: уТайхо», например, была бронированная палуба.

Тайхо» в 1944-м

Имелся у авианосца и жирный минус. Хотя цистерны авиатоплива и были защищены бронёй(в диапазоне от 50 до 85 мм), вокруг них было много свободных пространств во внутренних помещениях. Что означало раздолье для распространения топливных паров — это ещё сыграет свою зловещую роль.

Слабое место империи

Японский флот старался полагаться на качество. И это был отнюдь не показатель силы, а вовсе наоборот. Дело в том, что в Токио отлично понимали: промышленный потенциал Соединённых Штатов превосходит японский даже не в разы, а на порядки.

Это наглядно показала реальность — во время Второй мировой американцы выделяли на Тихоокеанский театр около трети своих сил и средств. И всё равно сформировали ко второй половине войны настолько убедительное превосходство, что для того, чтобы наносить противнику хоть какой-то урон, японцам пришлось перейти к тактике самоубийственных атак.

Американские авианосцы в 1944 году

Предчувствуя нечто подобное ещё до войны, японцы пытались компенсировать это подготовкой личного состава. Но такая ставка хорошо проявляла себя где угодно, только не в большой индустриальной войне — её выигрывали не лучшие асы, акрепкие середняки».

И в итоге к 1944-му эти самые середняки изрядно проредилиасов». Что породило кризис подготовки. Формировать новые экипажи, дробя старые подразделения ветеранов и потихоньку вливая тудасвежую кровь», уже не получалось.Дыра» в рядах подготовленных людей, образовавшаяся после ряда кровопролитных сражений, породила появление множества не очень опытных командиров среднего звена — не говоря уже о том, что творилось на уровнях пониже.

И авианосцуТайхо» предстояло показать всю гибельность этой ситуации.

Штраф за утерю военного билета

Распоряжением № 495 Департамента обороны регламентируется порядок внесения записей, сохранности военного билета. В соответствии с указанным законодательным актом военнообязанные граждане должны внимательно относиться к документу – сохранять, предохранять от повреждений, потери. Правило касается гражданских и военнослужащих.

При утере ВБ гражданин должен посетить военкомат по месту прописки, подав заявление. Управленческой законодательной властью предусмотрено наказание в виде штрафной санкции:

  • до 500 рублей — за утерю или порчу военника из – за небрежного хранения;
  • 3 000 – 5 000 р. — за умышленную утрату, порчу документа.

За утерю документа по не зависящим от владельца причин выносится предупреждение.

Если военник потеряет военнослужащий, проходящий срочную или контрактную службу, к нему применяют процессуальное замечание: чаще — выговор. Если документ утерян по вине военного, наказание ужесточается — служащего понижают в статусе.

Для лиц в запасе наказание менее жесткое — штрафная санкция размером 500 рублей. При неоднократных нарушениях применяются дополнительные меры ответственности — увольнение, в некоторых случаях — невозможность восстановления на службе. Медицинскому работнику за утерю ВБ выносят дисциплинарное взыскание (в мирный период) и лишают его свободы на 2 года без права заниматься медицинской деятельностью (в военное время).

Внимание

Случается, что военнослужащий не обращается в комиссариат, а приобретает фальшивый ВБ. За пользование таким документом кроме административного наказания гражданину грозит уголовное.

Лёгкие авианосцы Великобритании времен Второй мировой войны

Лёгкий авианосец «Тезеус» типа «Колоссус».

Несмотря на успехи палубной авиации Королевского флота в начале Второй мировой войны, Адмиралтейство долгое время скептически относилось к возможностям авианосцев, предпочитая им строительство линкоров. Считалось, что крупные артиллерийские корабли могут действовать в любую погоду и любое время суток, в то время как палубная авиация британского флота была весьма ограничена в своих возможностях. В результате, с начала войны и до весны 1942 года не было заложено ни одного нового авианосца. Лишь впечатление от успехов японских авианосцев на Тихом океане изменило положение дел. Кораблестроительной программой 1942 года было заказано 52 авианосца, в том числе 4 больших эскадренных, 10 лёгких эскадренных, 6 лёгких и 32 эскортных авианосца. Поскольку постройку эскортных авианосцев для британского флота взяли на себя США, кораблестроители Великобритании сосредоточились на лёгких авианосцах.

В 1942 году было заложено восемь лёгких авианосцев типа «Колоссус», а в в январе 1943 года ещё два. Проект был разработан специально для крупносерийного и быстрого строительства. Сконструированный по гражданским нормам он не имел броневой защиты и противоторпедной защиты, зато его полётная палуба была немногим меньше, чем у авианосцев типа «Илластриес». При полном водоизмещении более 18 000 тонн его двухвальная паротурбинная установка обеспечивала скорость 25 узлов, вооружение составляли лишь зенитные автоматы — «пом-помы» и «эрликоны». Зато авианосцы типа «Колоссус» могли нести по проекту 37 самолётов, фактически их могло быть и больше. Головной авианосец вошел в строй в декабре 1944 года, ещё семь успели пополнить флот до окончания военных действий, хотя в боях поучаствовали не все. Два корабля серии были достроены уже после войны.

Вторая серия британских лёгких авианосцев стала развитием типа «Колоссус». За счёт уменьшения запаса авиационного топлива удалось усилить конструкцию палубы для приёма новых, более тяжёлых самолётов. Кроме того, изменился состав зенитной артиллерии – устаревшие «пом-помы» уступили место заметно более эффективным «бофорсам». В остальном конструкция повторяла тип «Колоссус». В 1943 году было заложено сразу шесть авианосцев типа «Маджестик», однако до конца Второй мировой войны их успели лишь спустить на воду, да и то не все. Ввиду того, что это был чрезвычайный военный проект, приоритетными качествами которого были простота и скорость постройки, а не высокие боевые качества, достройка была остановлена.

Кроме «колоссусов» и «маджестиков» британский флот пожелал получить и более крупные корабли, которые должны были стать компромиссом между мощью и скоростью тяжёлых авианосцев и дешевизной лёгких. Так в 1942 году появился проект «Центавр», который официально именовался как «Промежуточный флотский авианосец» (англ. Intermediate Fleet Carrier). В целом, он был несколько увеличенным вариантом «Колоссуса» с почти вдвое более мощной энергетической установкой. Скорость выросла со скромных 25 узлов до приемлемых 29,5. Увеличенное водоизмещение позволило снабдить новые авианосцы броневой защитой. Появилась бронированная полётная палуба, хотя и весьма тонкая, тонкий же бортовой пояс в районе машинно-котельных отделений, погреба боеприпаса защитили более серьёзно. Удалось также дать типу «Центавр» противоторпедную защиту, пусть и весьма слабую. Проект понравился командованию флота и в 1944 году были заказаны сразу восемь таких авианосцев. Лишь четыре из них успели заложить в ходе войны, заказ на остальные отменили. Ни один из авианосцев типа «Центавр» не был спущен на воду до конца войны, а осенью 1945 года все работы на верфях приостановили.

Лёгкий авианосец «Магнифисент» типа «Маджестик».

Сравнительные ТТХ ,британских лёгких авианосцев
Основные элементы «Колоссус» «Маджестик» «Центавр»
Водоизмещение, стандартное/полное, т 13 190/18 040 ?/17 780 ?/24 000
Энергетическая установка, л.с. 40 000 40 000 76 000
Максимальная скорость, узлов 25 25 29,5
Дальность плавания, миль на скорости, узлов ? ? 6000 (20)
Артиллерийское вооружение 6×4 — 40-мм/4011×1 и 10×1 — 20-мм/70 6×4 — 40-мм/4019×1 — 40-мм/56 4×2 — 114-мм/452×6 и 11×2 — 40-мм/56
Авиагруппа 37 самолётов 37 самолётов 42 самолёта
Бронирование, мм Погреба — 10 Погреба — 10 Палуба, погреба, машины — 25—51
Экипаж, чел. 1300 1300 1390

Судьба Японского Императорского флота

Почти весь Императорский флот погиб в ходе войны, а из уцелевших кораблей считанные единицы продолжили службу в послевоенное время. В 1950-е годы в Японии был создан новый военный флот, который до 2010-х годов был известен как «Морские силы самообороны Японии» (согласно конституции Японии запрещалось иметь армию, ВВС и ВМС). Из соображений «политкорректности» японские официальные лица всячески подчеркивают, что новый «демократический» флот страны не имеет ничего общего с прежним «захватническим» Императорским флотом. Действительно, культа былых традиций, характерного для нормальных флотов, в Морских силах самообороны нет. Однако в некотором смысле традиции Императорского флота сохраняются — многие из послевоенных японских кораблей носили и носят названия, прославленные десятилетиями ранее.

I-400

В результате неудачного бомбардирования американской базы «Перл Харбор» и последующих крупных поражениях в морских битвах японское командование пришло к выводу, что Императорскому флоту нужно новое оружие, которое бы смогло изменить ход войны. Для этой цели нужны эффект неожиданности и мощная поражающая сила. Перед японскими конструкторами была поставлена задача создать подлодку, способную транспортировать в неразобранном виде не менее трех самолетов. Также новое плавсредство должно комплектоваться артиллерией и торпедами, пребывать под водой не меньше 90 суток. Воплотить все эти запросы удалось в подлодке I-400.

Данная субмарина с водоизмещением 6500 т., длиной – 122 м. и шириной – 7 м., способна была погрузиться на 100-метровую глубину. В автономном режиме авианосец мог пребывать в течение 90 дней. Судно двигалось с максимальной скоростью в 18 морских узлов. Экипаж состоял из 144 человек. Вооружение представлено одним 140-миллиметровым артиллерийским орудием, торпедами в количестве 20 штук и четырьмя орудиями ЗАУ калибра 25 мм. I-400 оборудовали 34-метровым ангаром, диаметр которого составлял 4 м. Для подлодки специально спроектировали «Аичи М6А Сейран».

С помощью одного такого самолета могли транспортироваться две 250-килограммовые бомбы или же одна весом 800 кг. Основная боевая задача этого самолета заключалась в бомбардировке военных объектов стратегического значения США. Основными целями должны были стать Панамский канал и Нью-Йорк. Весь упор японцы делали на эффект неожиданности. Однако в 1945 году военное командование Японии посчитало, что забрасывать с воздуха на американские территории бомбы и цистерны с крысами, переносящие смертельные болезни, нецелесообразно. Было решено 17 августа атаковать авианосцы США, которые находились возле атоллов Трук. Предстоящая операция уже получила название «Хикари», но состояться ей было уже не суждено. 15 августа Япония капитулировала, а экипажу гигантского судна I-400 был отдан приказ уничтожить вооружение и возвратиться домой. Командование субмарин застрелилось, а самолетную группу и все имеющиеся торпеды экипаж выбросил в воду. Три подлодки были доставлены в Перл Харбор, где ими занялись американские ученые. В следующем году сделать это пожелали ученые из Советского Союза. Однако американцы запрос проигнорировали, а японские авианосцы-подлодки расстреляли торпедами и потопили в районе остров на Гавайях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector