«превосходит корабли других стран»: чем уникально новое поколение российских тральщиков

Содержание

Ссылки

См. также

ДОВЕРЬСЯ МНЕ. ТРЕНИНГ.ФОТО.

Популярные

Разработка

Тральщики проекта 1252 со стеклопластиковыми корпусами, которые должны были строиться после серии проекта 257ДМ, проектировались на базе устаревшего к середине 1960-х оборудования, вследствие чего серийное производство было бесполезным. В результате этого в 1968 году ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А-1227) тактико-техническое задание на разработку нового проекта базового тральщика под номером 1265. Предполагались варианты 1265П (стеклопластиковый корпус) и 1265Д (деревянный корпус). Изначально разработкой занимались главный конструктор Д. И. Рудаков и главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И. М. Шелевахо, но затем их сменили соответственно конструктор В. И. Немудров и полковник А. Т. Ильичёв. Технический проект был выполнен и утверждён в обоих вариантах по материалу корпуса.

В итоге к строительству утвердили проект с деревянным корпусом, поскольку стеклопластик не был освоен промышленностью достаточно хорошо: на заводах не хватало цехов, химическая промышленность не готова была поставлять компоненты, используемая для стеклопластика смола была недостаточно гигиенична и слишком токсична, к тому же на кораблях со стеклопластиковыми корпусами были выявлены существенные недостатки. Таким образом, у деревянного корпуса были некоторые преимущества. Для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности всё-таки был задействован стеклопластик (из него сделали защитное покрытие). План военного судостроения на 1971—1980 годы был утверждён в 1969 году, и согласно этому плану началось строительство кораблей.

Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всём мире. В 1970-х годах ВМФ дважды выдавалось Западному ПКБ задание на проектирование нового базового тральщика (проект 1265П модернизированный и проект 12651 с стеклопластиковыми корпусами). Однако в обоих случаях разработка проекта, которой руководил главный конструктор В. И. Немудров, останавливалась, поскольку база стеклопластикового судостроения и нового противоминного вооружения не была готова. Строительство проекта всё же началось в 1980 году согласно десятилетнему Плану военного судостроения на 1981—1990 годы.

LiveInternet

Происшествия с кораблями

Хотя корабли проекта демонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества, а также отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов и вообще кораблями других классов, несколько из этих тральщиков серьёзно пострадали или вышли из строя в ходе некоторых происшествий. Причиной таких происшествий часто являлась обычная халатность членов экипажа.

  • 29 июня на тральщике БТ-325 из 81-го дивизиона 7-й бригады Приморской флотилии разнородных сил Краснознамённого Тихоокеанского флота произошёл пожар в машинном отделении. Тральщик был в море на ходу, и борьбу за живучесть корабля не удалось обеспечить должным образом: более того, моряки полностью израсходовали вхолостую весь фреон, поскольку включили на топливный отсек станцию объёмного химтушения. Корабль был обесточен полностью, а пожар удалось потушить только с привлечением аварийно-спасательных служб Приморской флотилии. По итогам обследования корабль был признан не подлежащим восстановлению, через 5 лет его корпус сожгли. Корабль отслужил меньше всего времени (15 лет).
  • 27 ноября тральщик БТ-730 Кольской флотилии Северного флота встал на якорь в бухте Цыпнаволок на полуострове Рыбачий. В связи с неблагоприятными метеоусловиями командир тральщика должен был сменить место якорной стоянки, однако при съемке с якоря шпиль вышел из строя, а командир корабля растерялся и не успел среагировать. Все это происходило в период наибольшего прилива, прижимного ветра, вследствие чего корабль после окончания шторма и отлива оказался примерно на расстоянии 200 м от уреза воды. С него были сняты все грузы. При попытке стянуть к урезу воды тракторами и автомашинами у тральщика стало ползти и разрушаться днище. Впоследствии корпус был подорван корабельными подрывными командами и сожжен.
  • В ночь с на 11 октября на тральщике БТ-51 из 11-го дивизиона надводных кораблей охраны водного района, 165-й бригады надводных кораблей Приморской флотилии разнородных сил произошёл пожар. Это случилось после 23:00 в районе душевой офицерского состава, сам корабль стоял на якоре и швартовых в бухте Улисс. Пожар возник из-за того, что моряки не выключили нагревательные элементы сауны, которую вообще не предусматривал проект. Организовать тушение пожара не удалось, и в итоге на тральщике произошла серия взрывов боеприпасов. Потушить пожар не успели даже силы поисково-спасательной службы Флота и пожарных частей Владивостока. Корабль принял более 200 т воды, крен на левый борт достиг почти 20°, дифферент на нос — 2 метров. Судно сгорело дотла, к утру его уже признали не подлежащим восстановлению и утилизировали остатки.

Чуть лучше, чем ничего

С 2004 года ОАО «ГНПП «Регион» занималось новой темой «Создание интегрированной системы поиска и уничтожения мин» («Александрит-ИСПУМ»). Некоторые подробности этого можно узнать из материалов дела № А56-36213/2004 Арбитражного суда Санкт-Петербурга. «Маевка» оказалась в роли «падчерицы»: мудрости и государственного подхода для доведения ее до серии не хватило.

Длительная история строительства БТЩ проекта 12700 наконец-то завершилась 27 июня спуском на воду. Заявлено и серийное строительство еще трех БТЩ до 2020 года.Чуть лучше, чем ничего.

Несмотря на хваленые уникальные технологии в процессе создания, БТЩ значительно потяжелел, серьезно превысив водоизмещение даже морского тральщика проекта 266М. Видимо, критика этого проекта, с которой выступил известный специалист по композитному судостроению Альберт Назаров, более чем обоснованна.

Увеличенное водоизмещение для тральщика – вопрос возрастания не только стоимости, но и гидродинамического поля (соответственно увеличенная опасная глубина от мин с гидродинамическими неконтактными взрывателями).

До сих пор нет внятной информации о том, какой противоминный комплекс будет установлен на опытный БТЩ проекта 12700 «Александр Обухов».

В интервью по итогам выставки «Евронаваль-2012» генеральный директор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко заявил о намерении устанавливать противоминные системы французского производства.

В последних публикациях в СМИ упоминалось о намерении установить противоминный комплекс, отработанный на МТЩ «Вице-адмирал Захарьин» (то есть «Диез», «Ливадию» и «Маевку»).

Но главное другое: обозначенные темпы строительства БТЩ проекта 12700 ни в коей мере не обеспечивают решения в ближайшие годы критической проблемы ПМО. Нет альтернативы экстренной модернизации тральщиков боевого состава. Новые противоминные системы со списываемых ТЩ в дальнейшем будут переставляться в корпуса проекта 12700.

Эксплуатанты наших экспортных тральщиков, например ВМС Индии, давно пошли по этому пути, устанавливая новые противоминные системы.

В числе других проблем современной ПМО обсуждается и вопрос целесообразности сохранения ТЩ, а также возможность их замены за счет установки контейнерных систем на кораблях основных классов. Данную идею активно пытаются внедрять ВМС США. Оценка этих усилий со стороны европейских партнеров по НАТО, мягко скажем, сдержанная. В неофициальных беседах даже говорилось, что в мирное время допустимы любые игры, но в случае войны США опять позовут нас, то есть классические ТЩИМ. Наличие противоминных систем на борту эсминца или фрегата, безусловно, полезно, но задачи этих кораблей решаются, как правило, далеко в море, а не в ходе длительных и методичных работ ПМО вблизи портов. Поэтому наиболее целесообразным вариантом контейнерных противоминных систем для крупных кораблей является комплекс средств поиска (впереди по курсу на основе безэкипажного катера с ГБО) и уничтожения с несколькими малогабаритными одноразовыми НПА типа «Арчерфиш», «К-Стер», «СиФокс». Главная задача этого комплекса – обеспечить возможность самостоятельного выхода корабля из базы в условиях незначительной минной угрозы.

Серьезная опасность требует специализированных кораблей, имеющих не только уменьшенные физполя и современный противоминный комплекс, но и специально подготовленные экипажи. Можно построить универсальный корабль, но хорошо подготовить универсальный экипаж, способный к выполнению всех задач, – нет. Специализированные противоминные корабли сохранятся в ВМС развитых государств и в будущем.

С учетом того, что производительность СТИУМ против якорных мин (в случае совместного движения с тральщиком) не ниже возможностей классического траления (с учетом ряда ограничений и недостатков последнего), целесообразности в сохранении обычных контактных тралов нет. Возможно, в последующем у них появятся свои задачи, например борьба с развернутыми элементами мобильных систем освещения обстановки противника, но сегодня необходимо прекращать «ползание пузом по минам» в соответствии с давно устаревшими документами. С поступлением на флот новых противоминных аппаратов ресурс времени боевой подготовки должен быть направлен на их освоение в кратчайшие сроки и наработку опыта современных противоминных действий.

Вместе с тем современные противоминные корабли должны быть приспособлены для буксировки тралов (при необходимости), в том числе таких многоцелевых, как парный донно-сетевой трал.

Елена ЗАЙЦЕВА

Служба

Пограничный сторожевой корабль «Астраханец» (бортовой номер 107) Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России (проекта 1265Э, заводской № 155, до 1992 года — БТ-705), Астрахань (2015 год).

В настоящее время в состав ВМФ России входит не менее 25 базовых тральщиков проекта 1265. Всего же на ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э. Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет.

  • в составе ВМС Украины службу несут тральщики «U330 Мелитополь» (бывший БТ-79) и «U331 Мариуполь» (бывший БТ-126);
  • в ВМС Азербайджана служат два тральщика БТ-55 и БТ-103;
  • в болгарском флоте таких тральщиков четыре;
  • ещё четыре тральщика во флоте Вьетнама;
  • четыре тральщика поступили на вооружение ВМС Кубы, в 2011 году два оставались на вооружении;
  • два во флоте Сирии.
  • Один тральщик служил в Эфиопии и был списан в 1996 году.

В итоге большая часть кораблей прослужила не менее 20 лет: дольше всего (30 лет) служит тральщик «БТ-100», а меньше всего отслужил (15 лет) — тральщик «БТ-325». Замены на флоте этим тральщикам пока не предполагается, и срок службы оставшихся кораблей может скоро превысить 30 лет, что говорит о высоком потенциале кораблей и высоком классе проекта.

Ссылки

Происшествия с кораблями[ | код]

Хотя корабли проекта демонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества, а также отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов и вообще кораблями других классов, несколько из этих тральщиков серьёзно пострадали или вышли из строя в ходе некоторых происшествий. Причиной таких происшествий часто являлась обычная халатность членов экипажа.

  • 29 июня на тральщике БТ-325 из 81-го дивизиона 7-й бригады Приморской флотилии разнородных сил Краснознамённого Тихоокеанского флота произошёл пожар в машинном отделении. Тральщик был в море на ходу, и борьбу за живучесть корабля не удалось обеспечить должным образом: более того, моряки полностью израсходовали вхолостую весь фреон, поскольку включили на топливный отсек станцию объёмного химтушения. Корабль был обесточен полностью, а пожар удалось потушить только с привлечением аварийно-спасательных служб Приморской флотилии. По итогам обследования корабль был признан не подлежащим восстановлению, через 5 лет его корпус сожгли. Корабль отслужил меньше всего времени (15 лет).
  • 27 ноября тральщик БТ-730 Кольской флотилии Северного флота встал на якорь в бухте Цыпнаволок на полуострове Рыбачий. В связи с неблагоприятными метеоусловиями командир тральщика должен был сменить место якорной стоянки, однако при съемке с якоря шпиль вышел из строя, а командир корабля растерялся и не успел среагировать. Все это происходило в период наибольшего прилива, прижимного ветра, вследствие чего корабль после окончания шторма и отлива оказался примерно на расстоянии 200 м от уреза воды. С него были сняты все грузы. При попытке стянуть к урезу воды тракторами и автомашинами у тральщика стало ползти и разрушаться днище. Впоследствии корпус был подорван корабельными подрывными командами и сожжен.
  • В ночь с на 11 октября на тральщике БТ-51 из 11-го дивизиона надводных кораблей охраны водного района, 165-й бригады надводных кораблей Приморской флотилии разнородных сил произошёл пожар. Это случилось после 23:00 в районе душевой офицерского состава, сам корабль стоял на якоре и швартовых в бухте Улисс. Пожар возник из-за того, что моряки не выключили нагревательные элементы сауны, которую вообще не предусматривал проект. Организовать тушение пожара не удалось, и в итоге на тральщике произошла серия взрывов боеприпасов. Потушить пожар не успели даже силы поисково-спасательной службы Флота и пожарных частей Владивостока. Корабль принял более 200 т воды, крен на левый борт достиг почти 20°, дифферент на нос — 2 метров. Судно сгорело дотла, к утру его уже признали не подлежащим восстановлению и утилизировали остатки.

Происшествия с кораблями

Хотя корабли проекта демонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества, а также отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов и вообще кораблями других классов, несколько из этих тральщиков серьёзно пострадали или вышли из строя в ходе некоторых происшествий. Причиной таких происшествий часто являлась обычная халатность членов экипажа.

  • 29 июня на тральщике БТ-325 из 81-го дивизиона 7-й бригады Приморской флотилии разнородных сил Краснознамённого Тихоокеанского флота произошёл пожар в машинном отделении. Тральщик был в море на ходу, и борьбу за живучесть корабля не удалось обеспечить должным образом: более того, моряки полностью израсходовали вхолостую весь фреон, поскольку включили на топливный отсек станцию объёмного химтушения. Корабль был обесточен полностью, а пожар удалось потушить только с привлечением аварийно-спасательных служб Приморской флотилии. По итогам обследования корабль был признан не подлежащим восстановлению, через 5 лет его корпус сожгли. Корабль отслужил меньше всего времени (15 лет).
  • 27 ноября тральщик БТ-730 Кольской флотилии Северного флота встал на якорь в бухте Цыпнаволок на полуострове Рыбачий. В связи с неблагоприятными метеоусловиями командир тральщика должен был сменить место якорной стоянки, однако при съемке с якоря шпиль вышел из строя, а командир корабля растерялся и не успел среагировать. Все это происходило в период наибольшего прилива, прижимного ветра, вследствие чего корабль после окончания шторма и отлива оказался примерно на расстоянии 200 м от уреза воды. С него были сняты все грузы. При попытке стянуть к урезу воды тракторами и автомашинами у тральщика стало ползти и разрушаться днище. Впоследствии корпус был подорван корабельными подрывными командами и сожжен.
  • В ночь с на 11 октября на тральщике БТ-51 из 11-го дивизиона надводных кораблей охраны водного района, 165-й бригады надводных кораблей Приморской флотилии разнородных сил произошёл пожар. Это случилось после 23:00 в районе душевой офицерского состава, сам корабль стоял на якоре и швартовых в бухте Улисс. Пожар возник из-за того, что моряки не выключили нагревательные элементы сауны, которую вообще не предусматривал проект. Организовать тушение пожара не удалось, и в итоге на тральщике произошла серия взрывов боеприпасов. Потушить пожар не успели даже силы поисково-спасательной службы Флота и пожарных частей Владивостока. Корабль принял более 200 т воды, крен на левый борт достиг почти 20°, дифферент на нос — 2 метров. Судно сгорело дотла, к утру его уже признали не подлежащим восстановлению и утилизировали остатки.

Литература

Структура корабля[ | код]

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

  • В 1 отсек с 0 по 5 шпангоут входили форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая.
  • Во 2 отсек с 5 по 12 шпангоут входили тамбуры № 1-3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии и электромеханическая кладовая.
  • В 3 отсек с 12 по 28 шпангоут входили тамбуры № 2 и 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ,кладовая сухой провизии, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, а также тамбур.
  • В 4 отсек с 28 по 38 шпангоут входили коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка и каюта главстаршин.
  • В 5 отсек с 38 по 52 шпангоут входили коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия и вентиляционная выгородка.
  • В 6 отсек с 52 по 64 шпангоут входили коридор № 4, тамбуры № 6 и 7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник команды, пост дегазации и дезактивации, а также вентиляционная выгородка.
  • В 7 отсеке с 64 по 72 шпангоут располагался кубрик № 2 на 22 человека.
  • В 8 отсеке с 72 по 80 шпангоут располагался топливный отсек.
  • В 9 отсек с 80 по 86 шпангоут входили помещение трального боезапаса и тральная кладовая.
  • В 10 отсеке с 86 по 94 шпангоут располагалось румпельное отделение.

Основные ТТХ

  • Водоизмещение: стандартное — 427 т, полное — 460 т.
  • Главные размерения: длина наибольшая — 49 м, ширина наибольшая — 9,2 м, осадка средняя при полном водоизмещении — 2,45 м.
  • Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизельная, 2 х ДРА-210Б (М412) (мощность 2000 л. с.), номинальная частота вращения ГД — 1550 об./мин., валопровода — 374 об./мин., винты регулируемого шага ВР-1265.
  • Электроэнергетическая система: 3 дизельных генератора (7Д6) мощностью 300 кВт. Для обеспечения работы электромагнитного трала специальный дизель — генератор (дизель К266) с генератором постоянного тока (50 кВт).
  • Скорость: полного свободного хода — 14 узлов; боевая экономическая — 10 узлов.
  • Дальность плавания: 1700 миль при скорости хода 10 узлов.
  • Запасы топлива: масло моторное — 2 тонны.
  • Автономность: 15 суток.
  • Вооружение:
    • Штурманское: гирокомпас, магнитные компасы «УКП — М1» и «УКП — М3», лаг МГЛ, эхолот НЭЛ, радиопеленгатор АРП — 50Р.
    • Артиллерийское: 30-мм спаренная автоматизированная артиллерийская установка АК-230 с дистанционными управлением от ПУС «Колонка», 25-мм спаренная турельная артиллерийская установка 2М-3М с ручным управлением.
    • Ракетное ПВО: 2х4 ПУ переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3»
    • Противоминное: контактный трал ГКТ-2, сетевой трал ТС-1, электромагнитный трал ПЭМТ-4, акустический трал АТ-5(АТ-6), искатели-уничтожители мин КИУ-1 (КИУ-2-2М), шнуровые заряды.
    • Химическое: прибор химической разведки ВПХР, приборы дозиметрического контроля ДП-62, противогазы ИП-46, химкомплекты КЗИ-2, ранцевые приборы дезактивации, 6 кг порошка СФ-4, фильтрующие противогазы для л/с (110 %), 4 дымовые шашки ДШМ-60.
  • Средства связи:
    • Радиостанции: коротковолновый передатчик «Окунь», приёмник Р-657К, станция УКВ Р-619, аппаратура ЗАС, всеволновый приёмник «Волна — 2К», ГГС «Каштан» («Лиственница»).
    • Аппаратура: РЛС навигации «Дон» («Вайгач») аппаратура системы опознавания «Нихром», инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель», электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 («Тромбон»).
    • Гидроакустические: ГАС МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» (МГ-89).
  • Экипаж: 45 человек (в том числе 6 офицеров)
  • Директивный срок службы кораблей — 15 лет.
  • Межремонтный срок корабля — 3 года (текущий) и 6,5 лет (средний).
  • Междоковый срок — 1 год.

Разработка

Тральщики проекта 1252 со стеклопластиковыми корпусами, которые должны были строиться после серии проекта 257ДМ, проектировались на базе устаревшего к середине 1960-х оборудования, вследствие чего серийное производство было бесполезным. В результате этого в 1968 году ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А-1227) тактико-техническое задание на разработку нового проекта базового тральщика под номером 1265. Предполагались варианты 1265П (стеклопластиковый корпус) и 1265Д (деревянный корпус). Изначально разработкой занимались главный конструктор Д. И. Рудаков и главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И. М. Шелевахо, но затем их сменили соответственно конструктор В. И. Немудров и полковник А. Т. Ильичёв. Технический проект был выполнен и утверждён в обоих вариантах по материалу корпуса.

В итоге к строительству утвердили проект с деревянным корпусом, поскольку стеклопластик не был освоен промышленностью достаточно хорошо: на заводах не хватало цехов, химическая промышленность не готова была поставлять компоненты, используемая для стеклопластика смола была недостаточно гигиенична и слишком токсична, к тому же на кораблях со стеклопластиковыми корпусами были выявлены существенные недостатки. Таким образом, у деревянного корпуса были некоторые преимущества. Для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности всё-таки был задействован стеклопластик (из него сделали защитное покрытие). План военного судостроения на 1971—1980 годы был утверждён в 1969 году, и согласно этому плану началось строительство кораблей.

Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всём мире. В 1970-х годах ВМФ дважды выдавалось Западному ПКБ задание на проектирование нового базового тральщика (проект 1265П модернизированный и проект 12651 с стеклопластиковыми корпусами). Однако в обоих случаях разработка проекта, которой руководил главный конструктор В. И. Немудров, останавливалась, поскольку база стеклопластикового судостроения и нового противоминного вооружения не была готова. Строительство проекта всё же началось в 1980 году согласно десятилетнему Плану военного судостроения на 1981—1990 годы.

«Выполнен по новейшим технологиям»

В октябре 2019 года в интервью газете «Красная звезда» главком ВМФ РФ адмирал Николай Евменов сообщил, что корабли проекта 12700 «не имеют аналогов в мире». По его словам, новые тральщики «отличаются повышенной прочностью, манёвренностью и живучестью».

Уникальность российских тральщиков подтвердил и вице-премьер Юрий Борисов при посещении в прошлом году Средне-Невского судостроительного завода. Он подчеркнул, что «Александрит» обладает «самыми лучшими характеристиками и превосходит по своим возможностям аналогичные корабли других стран».

В беседе с RT советник начальника Генштаба ВС РФ, экс-командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов заявил, что корабль проекта 12700 обладает современным оборудованием, которое обеспечивает высокую поисковую производительность (величина осмотренной акватории за единицу времени).

  • Корабль противоминной обороны проекта 12700

«Александрит» выполнен по новейшим технологиям, которые позволили уменьшить его физические поля. На этом тральщике установлена аппаратура четвёртого и пятого поколений, которая даёт возможность решать серьёзные задачи как в одиночку, так и в группе кораблей», — подчеркнул Касатонов.

В свою очередь, Дмитрий Литовкин отметил, что эксплуатация кораблей проекта 12700 играет важную роль в защите военно-морских баз России и обеспечении боевого развёртывания атомных подводных лодок и кораблей ВМФ

Также эксперт обратил внимание на повышенную живучесть «Александритов»

«Важно, что этот тральщик имеет качества, которые позволяют ему оставаться в безопасности, попадая в район, где установлены мины. Мины могут реагировать на металл, на электромагнитное поле корабля, на шумовые характеристики, но у судна проекта 12700 всё это сведено к минимуму», — подытожил Литовкин

Структура корабля

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

  • В 1 отсек с 0 по 5 шпангоут входили форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая.
  • Во 2 отсек с 5 по 12 шпангоут входили тамбуры № 1-3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии и электромеханическая кладовая.
  • В 3 отсек с 12 по 28 шпангоут входили тамбуры № 2 и 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ,кладовая сухой провизии, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, а также тамбур.
  • В 4 отсек с 28 по 38 шпангоут входили коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка и каюта главстаршин.
  • В 5 отсек с 38 по 52 шпангоут входили коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия и вентиляционная выгородка.
  • В 6 отсек с 52 по 64 шпангоут входили коридор № 4, тамбуры № 6 и 7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник команды, пост дегазации и дезактивации, а также вентиляционная выгородка.
  • В 7 отсеке с 64 по 72 шпангоут располагался кубрик № 2 на 22 человека.
  • В 8 отсеке с 72 по 80 шпангоут располагался топливный отсек.
  • В 9 отсек с 80 по 86 шпангоут входили помещение трального боезапаса и тральная кладовая.
  • В 10 отсеке с 86 по 94 шпангоут располагалось румпельное отделение.

Немного истории:

Тральщики проекта 1265 шифр «Яхонт» (по классификации НАТО — Sonya class minesweeper) — советские тральщики, строившиеся активно в 1970-е годы, состоящие на вооружении некоторых постсоветских стран и стран «третьего мира». Дальнейшее развитие тральщиков проекта 257-ДМ.
Основные ТТХ:
Харак-ки корабля:
-Водоизмещение: стандартное – 427 т, полное – 460 т.
-Главные размерения: длина наибольшая – 49 м, ширина наибольшая – 9,2 м, осадка средняя при полном водоизмещении – 2,45 м.
-Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизельная, 2 х ДРА-210Б (М412) (мощность 2 тысячи л.с.), номинальная частота вращения ГД – 1550 об/мин, валопровода – 374 об/мин, винты регулируемого шага ВР-1265.
-Электроэнергетическая система: 3 дизельных генератора (7Д6) мощностью 300 кВт. Для обеспечения работы электромагнитного трала специальный дизель – генератор (дизель К266) с генератором постоянного тока (50кВт).
-Скорость: полного свободного хода – 14 узлов; боевая экономическая – 10 узлов.
-Дальность плавания: 1700 миль при скорости хода 10 узлов.
-Автономность: 15 суток.
-Экипаж: 45 человек (в том числе 5 офицеров)
-Директивный срок службы кораблей – 15 лет.
Вооружение:
-Штурманское: гирокомпас, магнитные компасы «УКП – М1» и «УКП – М3», лаг МГЛ, эхолот НЭЛ, радиопеленгатор АРП – 50Р.
-Артиллерийское: 30-мм спаренная автоматизированная артиллерийская установка АК-230 с дистанционными управлением от ПУС «Колонка», 25-мм спаренная турельная артиллерийская установка 2М-3М с ручным управлением.
-Ракетное ПВО: 2х4 ПУ переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3»
-Противоминное: контактный трал ГКТ-2, сетевой трал ТС-1, электромагнитный трал ПЭМТ-4, акустический трал АТ-5(АТ-6), искатели-уничтожители мин КИУ-1 (КИУ-2-2М), шнуровые заряды.
-Химическое: прибор химической разведки ВПХР, приборы дозиметрического контроля ДП-62, противогазы ИП-46, химкомплекты КЗИ-2, ранцевые приборы дезактивации, 6 кг порошка СФ-4, фильтрующие противогазы для л/с (110%), 4 дымовые шашки ДШМ-60.
Средства связи:
-Радиостанции: коротковолновый передатчик «Окунь», приёмник Р–657К, станция УКВ Р–619, аппаратура ЗАС, всеволновый приёмник «Волна – 2К», ГГС «Каштан» («Лиственница»).
Аппаратура: РЛС навигации «Дон» («Вайгач») аппаратура системы опознавания «Нихром», инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель», электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 («Тромбон»).
-Гидроакустические: ГАС МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» (МГ-89).
Строительство
Строительство базовых тральщиков проекта 1265 «Яхонт» было развёрнуто на двух судостроительных заводах: ССЗ «Авангард» (Петрозаводск), корабли с которого поступали на Северный, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию, и Владивостокском судостроительном заводе, откуда корабли поступали только на Тихоокеанский флот. Головной тральщик был построен на ССЗ «Авангард» и сдан ВМФ 31 декабря 1972 года. Первым тральщиком проекта, построенным для ТОФ на Владивостокском судостроительном заводе, стал «БТ–347» (заводской номер 901), который сдали флоту в 1973 году. Всего по проекту до 1994 года было построено около 70 единиц кораблей, из которых на Владивостокском ССЗ было создано 22 единицы (примерно 31%). Строительство кораблей проекта на ВСЗ в интересах ТОФ было прекращено в 1991 году, а последний корабль был спущен на воду в 1992 году.
Служба
В настоящее время в состав ВМФ России входит не менее 25 базовых тральщиков проекта 1265. Всего же на ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э. Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет.
-в составе ВМС Украины службу несут тральщики «U330 Мелитополь» (бывший БТ-79) и «U331 Мариуполь» (бывший БТ-126);
-в ВМС Азербайджана служат два тральщика БТ-55 и БТ-103;
-в болгарском флоте таких тральщиков четыре;
-ещё четыре тральщика во флоте Вьетнама;
-четыре тральщика поступили на вооружение ВМС Кубы, в 2011 году -два оставались на вооружении;
-два во флоте Сирии.
-Один тральщик служил в Эфиопии и был списан в 1996 году.
В итоге большая часть кораблей прослужила не менее 20 лет: дольше всего (24 года) отслужил тральщик «БТ-100», а меньше всего (15 лет) — тральщик «БТ-325». Замены на флоте этим тральщикам пока не предполагается, и срок службы оставшихся кораблей может скоро превысить 30 лет, что говорит о высоком потенциале кораблей и высоком классе проекта.

Служба

Пограничный сторожевой корабль «Астраханец» (бортовой номер 107) Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России (проекта 1265Э, заводской № 155, до 1992 года — БТ-705), Астрахань (2015 год).

В настоящее время в состав ВМФ России входит не менее 25 базовых тральщиков проекта 1265. Всего же на ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э. Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет.

  • в составе ВМС Украины службу несут тральщики «U330 Мелитополь» (бывший БТ-79) и «U331 Мариуполь» (бывший БТ-126);
  • в ВМС Азербайджана служат два тральщика БТ-55 и БТ-103;
  • в болгарском флоте таких тральщиков четыре;
  • ещё четыре тральщика во флоте Вьетнама;
  • четыре тральщика поступили на вооружение ВМС Кубы, в 2011 году два оставались на вооружении;
  • два во флоте Сирии.
  • Один тральщик служил в Эфиопии и был списан в 1996 году.

В итоге большая часть кораблей прослужила не менее 20 лет: дольше всего (30 лет) служит тральщик «БТ-100», а меньше всего отслужил (15 лет) — тральщик «БТ-325». Замены на флоте этим тральщикам пока не предполагается, и срок службы оставшихся кораблей может скоро превысить 30 лет, что говорит о высоком потенциале кораблей и высоком классе проекта.

АЛЕКСАНДР КАРАЯНИ

Ссылки[править | править код]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector