Подводная лодка «борей»: описание и технические характеристики. атомные подводные лодки «борей»

Принятие на вооружение и служба

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок. АПЛ 955 «Борей» и 955А «Борей-А» призваны стать единственным типом стратегических подводных ракетоносцев на вооружении ВМФ России по меньшей мере до середины XXI века.

Приёмка головного крейсера К-535 «Юрий Долгорукий» состоялась 10 января 2013 года, он был зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота с базированием в Гаджиево.

Приёмка второго крейсера (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года. Подводный крейсер К-550 «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота с базированием в Вилючинске.

Приёмка третьего корабля (второго серийного) состоялась 10 декабря 2014 года, а 19 декабря 2014 года поднят флаг и лодка вошла в состав ВМФ России. Подводный крейсер К-551 «Владимир Мономах» также зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота с базированием в военно-морской базе Вилючинск.

Приёмка четвёртого корабля, первого крейсера проекта 955А, состоялась 28 мая 2020 года, а 12 июня поднят флаг ВМФ России и подводный крейсер вошёл в состав флота, зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота с базированием в Гаджиево.

16 июля 2020 года спущен на воду пятый крейсер этого проекта «Князь Олег», сдача флоту ожидается в 2021 году.

По информации на 2020 год, по меньшей мере пять кораблей войдут в состав Тихоокеанского флота.

Способ применения и меры предосторожности

Борей выпускается в форме концентрированной суспензии. Инсектицид расфасован в пластиковые бутыли объемом 1 л. Перед использованием необходимо прочитать информацию, которую содержит инструкция по применению препарата.

Делать раствор для распыления нужно непосредственно перед обработкой растений. Готовую к использованию жидкость нельзя хранить более 24 часов. Количество суспензии, необходимое для опрыскивания зависит от того, какая культура подлежит обработке от вредителей. Алгоритм приготовления предполагает всего несколько последовательных шагов:

  • емкость для опрыскивания заполнить половиной чистой прохладной воды;
  • точно по инструкции отмерить требуемый объем суспензии;
  • перемешать смесь с помощью деревянной или пластмассовой палки;
  • не прекращая помешивания, заполнить бак оставшейся водой.

Работа с химикатом должна вестись в перчатках и защитной маске. Во время приготовления и использования жидкости нельзя принимать пищу. Контакт с химикатом приводит к ожогам и отравлению.

Растения опрыскиваю инсектицидом в утренние часы, так можно избежать солнечных ожогов на листве. Допускается применение рабочего раствора вечером. Токсичный препарат не используют при силе ветра более 2 м/с. Перед опрыскиванием следует удостовериться, что в радиусе 4-5 км не расположены пасеки и водоемы.

Совместимое снаряжение

Особенности препарата

От пиретроидов Борей получил очень высокую контактную активность, от неоникотиноидов столь же высокую трансламинарную и системное действие, а то и другое ДВ достаточно устойчивы к фотолизу; имидаклоприд также слабо гидролитичен. По данным показателям препарат Борей обладает след. достоинствами:

  • Эффективен против грызущих и сосущих насекомых-вредителей, т.к. поражает их и при питании, и через покровы тела;
  • Поражает популяции вредителей с групповой устойчивостью к пиретроидам и ФОС;
  • Имеет высокое быстродействие на грани нокдаун-эффекта: в ходе обработки объекты поражения перестают питаться мгновенно, а погибают спустя несколько минут;
  • Благодаря высокой трансламинарной активности не менее действен против скрытно живущих вредителей, глубоко внедряющихся в растительные ткани;
  • Уничтожает вредоносных насекомых широкого видового ряда – практически любых, встречающихся на целевых культурах;
  • Имеет долгий срок защитного действия, не менее 15 суток;
  • Действен во всем диапазоне активных температур для растений, т.е. пригоден для весенней обработки по всходам;
  • Обладает репеллентным действием, что мешает залетным особям отложить яйца и намного уменьшает вероятность появления второй волны вредителей;
  • Довольно экономичен: хотя цена 1 л продажной препаративной формы не мала (ок. 4000 руб. на 2020 г.), но невысокие гектарные нормы расхода делают одну обработку Достаточно дешевой, а комплексное действие позволяет сократить расходы на иные инсектициды.

Вместе с тем, имидаклоприд среднетоксичен для человека, и отмечено его общеядовитое действие на теплокровных (поражает печень). Контактное действие цигалотрина распространяется и на теплокровных. То и другое ДВ высоктоксичны для любых насекомых, в т.ч. пчел и полезных энтомофагов. Токсикологические показатели цигалотрина близки к угрожающим: ДСД для человека 0,002 мг/кг массы тела; ОБУВ в атмосферном воздухе 0,001 мг/куб. м; ОДК в почве 0,05 мг/куб. дм. Период полураспада имидаклоприда в почве более 100 суток, а цигалотрина до 12 недель. Трансламинарная активность последнего отнюдь не исключает накопления вещества в плодах. Концентрации ДВ в продажной формации достаточно высоки. Эти факторы определяют недостатки инсектицида Борей:

  1. Не обладает овицидной активностью;
  2. Неэффективен против арахнид (паукоообразных, клещей);
  3. Обработанные препаратом площади долгое время остаются опасными для людей без СИЗ и животных;
  4. Использование препарата в ЛПХ, на малых площадях и чересполосице исключено, т.к. в таких случаях невозможно соблюсти условия его безопасного применения;
  5. Работа с препаратом требует использования полного комплекта СИЗ (см. далее), оборудованного для этого помещения и хорошей профессиональной подготовки;
  6. Препарат технологически узок: концентрация рабочей жидкости и норма ее расхода должны рассчитываться подготовленными специалистами по результатам обследования пораженной площади (см. также далее);
  7. Видовой ряд целевых культур достаточно узок (также см. далее);
  8. Долгие сроки ожидания до сбора урожая;
  9. Простейшие меры самопомощи при отравлении препаратом недейственны, а работа с ним должна быть организована так, чтобы пострадавшего можно было быстро доставить к врачу-токсикологу.

Силовая установка подводного ракетоносца

На современных подводных лодках устанавливаются ядерные энергетические установки (ЯЭУ) четвертого поколения. Конструкция их, конечно, не разглашается, но известно, что мощность ядерного реактора около190 мегаватт. Кроме того на лодке установлены паропроизводящие и паротурбинные агрегаты.

Для движения субмарины, установлена малошумная водометная установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил, питающаяся от паровой турбины.

Имеются так же и гребные винты, вращающиеся от электродвигателей, но они не являются основными, а используются в качестве подруливающих. Скорость АПЛ в надводном положении – 15 узлов (28 км/час), в подводном – 29 узлов (54 км/час). Это конечно несравнимо с самой быстрой АПЛ, лодкой К-162 проекта 661 (44,7 узла). Но у каждого свои задачи.

Атомные реакторы появились на флоте сразу же, как только появилась такая возможность, уже через 4 года после того как построили первую АЭС в СССР. Строительство АПЛ набирает темпы, Потому, что альтернативы им пока нет. Необходимо срочно заменить ими субмарины прошлого, работающие на ДВС, которые ещё в большом количестве стоят на вооружении ВМФ России.

За такими проектами как «Борей», конечно, последуют и другие, но уже ясно одно: благодаря ему Россия вновь приобрела статус непобедимой державы способной дать отпор любому врагу, если это потребуется.

Спектр действия

Средство используется для защиты и борьбы с вредителями злаковых культур, плодовых деревьев, овощей и виноградников. Для картофеля применяется в качестве эффективного средства против колорадского жука. Компоненты, входящие в состав препарата Борей, способствуют гибели таких опасных насекомых как блошки, тли, трипсы, клопы, мушки и плодожорки. Эффективность применения обусловлена действием 2-х составляющих:

  • имидаклоприд (150 г/л) проникает в ткани растения и продлевает защитную функцию препарата до 28 дней после обработки;
  • лямбда-цигалотрин (50 г/л) вызывает быстрый паралитический эффект. Гибель насекомых наступает в течение суток с момента контакта с инсектицидом.

Кроме того, лямбда-цигалотрин не разрушается под воздействием солнечных лучей и подавляет рост личинок. Эти свойства позволяют препарату успешно бороться с вредителями на разных стадиях развития и уничтожать скрытно живущих насекомых.

Производитель также выпускает трехкомпонентный инсектицид Борей Нео, схожий по воздействию на вредителей. Вместо лямбда-цигалотрина в состав средства входят пиретроид альфа-циперметрин и неоникотиноид клотианидин. Борей Нео, в основном предназначен для предохранения злаковых культур и картофеля. Сохраняет защитные функции не только при высоких температурах, но и при высокой влажности воздуха.

Преимущества препарата

Инсектицид Борей применяется как на сельхозугодиях, так и в индивидуальных фермерских хозяйствах. Состав и форма выпуска препарата обеспечивают ряд преимуществ:

  • удобство использования концентрированной суспензии;
  • широкий охват обрабатываемых культур;
  • большой спектр вредителей, для уничтожения которых применяется инсектицид;
  • быстрое и продолжительное действие после однократной обработки;
  • низкая степень токсичности для человека;
  • совместимость в баковых смесях с другими препаратами;
  • фотостабильность и устойчивость к жаре.

Борей целесообразно применять в случае значительного распространения вредителей или во время весенней профилактической обработки плодового сада. Высокая токсичность действующих веществ для пчел и обитателей водоемов накладывает ограничения в использовании инсектицида. Стоимость концентрированной суспензии (от 3400 р/л) также относится к немногочисленным недостаткам препарата Борей.

Представители

Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена, традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга.

Наименование Проект Зав. № Закладка Спуск на воду Начало испытаний Передача ВМФ Флот Состояние Примечания
К-535 «Юрий Долгорукий» 955(09551) 201 02.11.1996 12.02.2008 19.06.2009 10.01.2013 СФ В строю 9.09.2013 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ВМБ Гаджиево в Мурманской области
К-550 «Александр Невский» 955 202 19.03.2004 13.12.2010 24.10.2011 23.12.2013 ТОФ В строю 30.09.2015 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке
К-551 «Владимир Мономах» 955 203 19.03.2006 30.12.2012 18.01.2013 10.12.2014 ТОФ В строю 26.09.2016 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке
«Князь Владимир» 955A(09552) 204 30.07.2012 17.11.2017 2019 СФ Строится Проходит заводские и государственные испытания.
«Князь Олег» 955A 205 27.07.2014 12.2019 СФ Строится Завершены гидравлические испытания
«Генералиссимус Суворов» 955A 206 26.12.2014 12.2020 ТОФ Строится К концу 2015 года будет сформирован прочный корпус
«Император Александр III» 955A 207 18.12.2015 12.2020 ТОФ Строится Заложена.
«Князь Пожарский» 955A 208 23.12.2016 11.2021 СФ Строится Заложена.
н/д 955А н/д 2023 2026 н/д Планируется Проект «Борей-А» включен в государственную программу вооружений
н/д 955А н/д н/д Планируется
н/д 955А н/д н/д Планируется
н/д 955А н/д н/д Планируется
н/д 955А н/д н/д Планируется
н/д 955А н/д н/д Планируется

Цвета таблицы:
Белый — строится Зелёный  — действующий в составе ВМФ

О судостроительном «донорстве»

Материальные трудности вынудили создателей первого корабля серии («Юрия Долгорукого») использовать для его постройки секции субмарин «Кугуар» проекта 971 (он же «Щука-Б»). В конструкции «Александра Невского» аналогичные модули были заимствованы у «Рыси», а в случае с «Владимиром Мономахом» — у «Ак Барса». В прессу просочилась информация о том, что и досрочно списанная АПЛ «Барнаул» стала своеобразным донором для новых кораблей, что дало основания некоторым критикам российского оборонпрома делать выводы о технической отсталости российского флота. Строились пессимистичные предположения о том, что подводные лодки проекта 955 «Борей» вовсе не являются последним словом военного судостроения, а собраны из вторичного сырья и узлов, снятых с вооружения субмарин. На деле же применение вполне пригодных обечаек прочного корпуса — вполне оправданная мера, призванная уменьшить материальные издержки. На боеспособность новых кораблей это никак не влияет.

Где используется

Собственно сам кумулятивный эффект наблюдали, наверное, все без исключения люди. Возникает он, к примеру, при падении капли в воду. В этом случае на поверхности последней образуются воронка и тонкая струя, направленная вверх.

Использоваться кумулятивный эффект может, к примеру, в исследовательских целях. Создавая его искусственно, ученые ищут пути достижения высоких скоростей веществ — до 90 км/с. Также этот эффект используется в промышленности — в основном в горных разработках. Но наибольшее применение он, конечно же, нашел в военном деле. Боеприпасы, работающие на таком принципе, используются разными странами с начала прошлого века.

«Уникальная конструкция»

Проект «Ясень» был разработан в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина. История его создания была непростой.

В конце 1970-х годов советское руководство поставило перед оборонным комплексом задачу разработать концепцию подводной лодки четвёртого поколения. Соответствующее задание получили конструкторские бюро (КБ) «Малахит», «Рубин» (Санкт-Петербург) и «Лазурит» (Нижний Новгород).

При этом все три КБ пошли разными путями. «Рубин» сконцентрировался на создании субмарины с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» занимался разработкой противолодочной АПЛ. КБ «Малахит», в свою очередь, предложил концепцию многоцелевой подводной лодки.

Впоследствии было принято решение объединить все три проекта в один на базе наработок «Малахита». Так и родился проект «Ясень».

Опытно-конструкторские работы были завершены в начале 1990-х, а в 1993 году на «Севмаше» был заложен головной корабль проекта 885 — «Северодвинск».

Однако из-за экономических трудностей того периода его строительство растянулось на долгие 20 лет. В 1996 году работы над «Северодвинском» и вовсе были заморожены, несмотря на то что как раз к этой дате его планировалось спустить на воду.

  • Атомная подводная лодка «Северодвинск»

«Прежде всего это связано с трудностями, которые испытывало государство в те годы. Не было средств на развитие этого проекта. Сегодня все проблемы преодолены, есть государственная программа вооружений, в рамках которой выделяются достаточно серьёзные средства, для того чтобы Россия наверстала упущенное и компенсировала провал, который был в 1990—2000-х годах», — рассказал в интервью RT военный эксперт Дмитрий Литовкин.

В свою очередь, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков отметил, что на сроки повлияла также и сложность проекта.

Также по теме

«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

«Подводная лодка имеет уникальную конструкцию, позволяющую ей погружаться на большую глубину. Также на ней размещены новейшие радиоэлектронные средства, уникальные водомётные движители, которые обеспечивают малошумное движение. Чтобы добиться таких параметров, необходимо проделать серьёзную и большую работу. Быстро это осуществить нельзя», — пояснил Сивков в интервью RT.

Работы над проектом возобновились лишь в начале 2000-х. К тому моменту часть оборудования подлодки уже успела устареть, поэтому в проект пришлось вносить серьёзные изменения, что также сдвинуло сроки окончания строительства.

Помимо этого, возникли проблемы и с производством комплектующих, так как часть выпускавших их заводов после распада СССР оказались на территории независимых государств.

В результате «Северодвинск» был спущен на воду только в 2010 году — на 14 лет позднее запланированного срока. Ещё четыре года длились испытания и доработка лодки, после которых в июле 2014 года она была принята в состав Северного флота.

После завершения работ по строительству «Северодвинска» все последующие корабли, включая «Казань», создавались по обновлённому проекту 885М или «Ясень-М». От исходной версии он отличается доработанным и более современным оборудованием, изменённой формой обводов корпуса и пониженным уровнем шумности, что, как отмечают эксперты, для подлодок критически важный параметр.  

Также стоит отметить, что все подводные лодки этого проекта оснащаются исключительно российскими комплектующими — от кооперации с заводами, которые остались на территории постсоветских республик, было решено отказаться.

26 июля 2013 года на стапелях «Севмаша» была заложена третья лодка проекта «Ясень-М» — «Новосибирск». Её строительство ведётся в интересах Тихоокеанского флота РФ. Спуск на воду данной субмарины был осуществлён 25 декабря 2019 года.

  • Церемония спуска на воду АПЛ «Новосибирск»

В 2014—2017 годах были заложены ещё четыре подводные лодки такого класса: «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».

В 2020 году началось строительство сразу двух субмарин проекта 885М — «Воронеж» и «Владивосток». За торжественной церемонией закладки новых судов в режиме видеоконференции наблюдал президент России Владимир Путин

В своём выступлении он отметил исключительную важность Военно-морского флота в обеспечении безопасности России и поблагодарил корабелов за добросовестный труд

История проекта

Подводная лодка «Борей» изначально задумывалась под конкретный тип стратегического ядерного носителя — твердотопливную ракету «Барк» (Р-39УТТХ), разрабатываемую в середине восьмидесятых как противовес американским «Першингам-2». Как позже выяснилось, судостроители справились с задачей лучше, чем ракетчики, у которых все не ладилось. В конце концов от проекта «Барк» решили отказаться, новую субмарину следовало вооружать чем-то другим. Один из вариантов заключался в оснащении ее крылатыми ракетами, но Министерство обороны настояло на продолжении изысканий в области твердотопливных ракет, имевших, по сравнению с ранее производившимися в СССР жидкостными образцами, ряд преимуществ. Подводный корабль тем временем продолжали строить. В стране наступали сложные времена.

Асария

Комплекс советских внедорожников ГАЗ-61

Особенности конструкции подводного ракетоносца проекта 941

Для непосвященных, лодка представляет собой огромную стальную сигару китообразной формы

Однако для специалистов особое внимание вызывают не столько размеры корабля, сколько его компоновка. Субмарина имеет двухкорпусную схему. За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус

Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы

За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус. Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы.

Пространство между двумя прочными корпусами заполнено шахтными пусковыми установками в количестве 20 штук. Боевая рубка смещена к хвостовой части лодки. Вся передняя палуба представляет собой одну большую стартовую площадку. Такое расположение пусковых установок предполагает возможность одновременного пуска всего боезапаса. При этом пуск ракет должен осуществляться с минимальным временным интервалом. Советский ракетоносец способен осуществлять пуски ракет из надводного и из подводного положения. Рабочая глубина погружения для осуществления пуска составляет 55 метров.

Корабль имеет 19 отсеков, каждый из которых имеет сообщение с другими. В легком корпусе носовой части лодки установлены горизонтальные рули. Боевая рубка имеет усиленную конструкцию, специально рассчитанную на экстренное всплытие корабля в условиях наличия сплошного ледового щита на поверхности. Повышенная прочность является основной отличительной особенностью советских ракетоносцев III поколения. Если американские АПЛ типа «Огайо» строились для патрулирования в чистых водах Атлантики и Тихого океана, то советские подводные лодки главным образом действовали в акватории Северного Ледовитого океана, поэтому и конструкция корабля создавалась с запасом прочности, способным преодолевать сопротивление ледового панциря 2-х метровой толщины.

Сердцем атомохода является два ядерных реактора ОК-650ВВ суммарной мощностью 380 МВт. В движение субмарина приводится уже посредством работы двух турбин мощностью 45-50 тыс. л/с каждая. Такой огромный корабль имел и соответствующего размера гребные винты – 5,5 м в диаметре. В качестве резервных двигателей на лодке были установлены два дизель-генератора мощностью 800Вт.

Атомный ракетоносец в надводном положении мог развивать скорость хода 12 узлов. Под водой субмарина водоизмещением уже в 50 тыс. тонн могла двигаться со скоростью 25 узлов. Рабочая глубина погружения составляла 400 м. При этом лодка имела некоторый запас критической глубины погружения, составляющие еще дополнительные 100 м.

Кораблем таких больших размеров и с такими ТТХ управлял экипаж численностью 160 человек. Их этого числа треть приходилась на офицерский состав. Внутренние жилые помещения на подводной лодке были оборудованы всем необходимым для длительного и комфортного проживания. Офицеры и мичманы обитали в 2-х и 4-х местных комфортабельных каютах. Матросский и старшинский состав проживали в специально оборудованных кубриках. Все жилые помещения на лодке обслуживались системой кондиционирования воздуха. Во время длительных походов экипаж корабля, свободный от боевой смены, мог проводить время в спортивном зале, посещать кинотеатр и библиотеку. Следует отметить, автономность корабля превышала все существующие до этого времени нормативы — 180 суток.

Технические характеристики подводных лодок проекта 995 «Борей»

Ниже приведены характеристики кораблей проекта «Борей».

Основные характеристики
Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ «Рубин»
Классификация НАТО Borei
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 480 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек, в том числе 55 офицеров
Размеры
Водоизмещение надводное 14 720 т
Водоизмещение подводное 24 000 т
Длина наибольшая 170 м
Ширина корпуса наиб. 13,5 м
Средняя осадка 10 м
Силовая установка
  • ОК-650В 190 МВтПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
  • водометный движитель
Вооружение
Торпедно-минное вооружение 8 ТА: 4 x 650 мм, 4 x 533 мм,торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
Ракетное вооружение 16 ПУ БРПЛ Р-30 «Булава»

Недавно один из руководителей знаменитого ЦКБ «Рубин» сообщил, что специалисты предприятия в 2020 году приступят к разработке подводной лодки следующего, пятого поколения. Это будет АПЛ совсем другого класса. Хотя ранее главнокомандующий военно-морских сил России заявлял, что постройка подводных кораблей следующего поколения начнется в России не ранее 2030 года.

Акустическая станция

Вся носовая часть АПЛ «Борей» занята высокочувствительной сферической антенной гидроакустического комплекса МГК-600Б «Иртыш-Амфора». Каким бы мощным ни было вооружение подводного исполина, оно оказалось бы бесполезным без возможности объективно оценивать окружающую надводную и подводную обстановку. Помимо обычных задач, состоящих в шумопеленговании, распознавании целей и связи, бортовой ГАК может измерять толщину льда, обнаруживать торпеды и мины, находить полыньи в северных широтах и предоставлять командованию корабля много другой полезной информации, бесценной в боевой обстановке.

Основные характеристики атомной подводной лодки

По состоянию на май 2011 г. известно, что начиная с 4-го корпуса пр.955 (условно пр.09554) будет изменена форма корпуса лодки – она будет ближе к начальному облику пр.955. Вероятно, лодки будет строиться без использования задела из ПЛА пр.971. В носовых отсеках ПЛАРБ планируется отказ от двухкорпусности с размещением в носу антенных устройста ГАК “Иртыш-Амфора”. Так же будут использованы протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты будут перемещены ближе к центру корпуса и станут бортовыми, передние рули глубины будут перемещены на рубку. В районе шахт БРПЛ планируется уменьшение размеров проницаемой надстройки. Количество шахт планируется довести до 20. Энергетическая установка вероятно так же будет модернизирована в сторону унификации с другими ПЛА 4-го поколения – планируется использование новой паропроизводящей установки. По сути речь идет о новом проекте ПЛАРБ.

Разработка корпуса осуществлялась с учетом гидро-динамической эффективности. Конструкция ПЛ – двухкорпусная. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в аммортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Субмарина оснащена насосным водометным движителем, обеспечивающим бесшумное движение. подлодки «Юрий Долгорукий» – это первая подлодка, использующая такой тип движителя.

Двигательная установка:

  • ЯЭУ с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичном с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В мощностью 190 МВт – аналогичной установленной на ПЛА пр.971. Система управления и защиты ППУ (СУЗ) – “Алиот”. На ПЛАРБ пр.955У по неподтвержденным данным будет установлена ЯЭУ нового поколения с ППУ КТП-6-85 с паро-турбинной установкой, которая, по неподтвержденным данным, носит название “Азурит-90”.
  • 1 х паровая блочная одновальная паротурбинная установка (ПТУ) с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной аммортизацией мощностью около 50000 л.с.
  • 2 х подруливающих погружных 2-х скоростных гребных электродвигателя мощностью ПГ-160 (?) по 410 л.с (370 л.с. по др.данным). Расположены в выдвигаемых колонках в кормовой части ПЛ.

ПЛ пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛА пр.971 и пр.949А (заявление генерального директора ЦКБ “Рубин” А.А.Дьячкова, 21.12.2010 г.).

Механика – один вал, один гидрореактивный движительный комплекс ГРДК-3.5М – водометный движительный комплекс (ВДК) с высокими пропульсивными характеристиками, аналогичный предположительно используемому на ПЛАРК пр.885. Два откидывающихся подруливающих устройства. Носовые горизонтальные рули с закрылками, выдвижные, аналогичны ПЛА пр.971 (по крайней мере на первой лодке пр.955).

Энергетика – вероятно, два турбогенератора переменного тока ОК-2 мощностью по 3200 кВт, два обратимых преобразователя постоянного тока. Резервное электропитание – вероятно, две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, 1-2 х дизель-генератора с обратимым преобразователем, запас топлива – 10 суток. Cистема управления электро-энергетической системой “Луга-Б” / “Луга-Борей”. Система централизованного электропитания “Косинус-Б” / “Косинус-Борей”.

Система спасения – всплывающая спасательная камера (ВСК), рассчитанная на весь экипаж ПЛ, расположена в корпусе ПЛ в хвост от пусковых установок БРПЛ. ВСК находится за ракетным отсеком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).

Длина «Юрия Долгорукого» – 170м, ширина -13,5м и средняя осадка-10м. Надводное и подводное водоизмещение составляет 14720 т и 24000 т соответственно. Субмарина может перевозить экипаж количеством до 130 человек.

ТТХ подводной лодки “Юрий Долгорукий”:

  • Экипаж – 130 чел (в т.ч. 55 офицеров)
  • Длина -170 м
  • Ширина – 13,5 м
  • Осадка средняя: 10 м
  • Водоизмещение надводное – 14720 т
  • Водоизмещение подводное – 24000 т
  • Скорость надводного хода – 15 уз
  • Скорость подводного хода – 29 уз
  • Скорость подводного хода на подруливающих электродвигателях – 5 уз
  • Глубина погружения предельная – 450-480 м (по разным данным)
  • Глубина погружения рабочая – 380-400 м (по разным данным)
  • Автономность – 90 суток (по запасам)

Смерть

Перспективы развития проекта

Подводные лодки типа «Борей» относятся к четвертому поколению и призваны сменить на посту устаревшие советские образцы. Связано это с тем, что субмарины прошлого отнимают большое количество средств на эксплуатацию. Развитие подводного российского флота в последнее время идет семимильными шагами, так два последних корабля типа «Борей» были спущены на воду уже через 6 лет после начала строительства.

Все упомянутые раннее корабли проекта 955. Но им одним не дышит программа «Борей» и следующей вехой станут субмарины 955А. Это уже 5 кораблей, спущенных на воду, а именно:

  1. «Князь Владимир»;
  2. «Князь Олег»;
  3. «Генералиссимус Суворов»;
  4. «Император Александр III»;
  5. «Князь Пожарский».

Помимо них к 2027 году Россия планирует спустить на воду ещё 6 подлодок по проекту 955А.

Конструкция подводной лодки типа «Борей»

Конструкция лодок типа «Борей» отличается от ранее выпускавшихся субмарин.

Прочный корпус состоит из 8 отсеков:

  1. В 1-ом отделении размещены торпеды, гидроакустические приборы, аккумуляторы.
  2. Центральный пост и жилые помещения находятся во втором модуле. Он называется командным. Кроме этого, в нём размещено большинство из имеющегося оборудования.
  3. В третьей части находятся боевые посты, где несут круглосуточную вахту члены экипажа.
  4. Четвёртые и пятые модули заняты ракетами.
  5. Шестой отсек занят паропроизводящей установкой.
  6. «Сердце» подлодки, ядерный реактор и турбины, находится в седьмом и восьмом отделениях. И тот и другой называются энергетическими.

Собирается подлодка блоками. Наружный (легкий) корпус имеет резиновое покрытие, что даёт возможность субмарине быть малозаметной для противника. Прочный и наружный корпуса отделены друг от друга специальными амортизаторами, что снижает шум работающих турбин и реактора.

Внутри подлодки на своих амортизаторах установлены все агрегаты, которые способны производить вибрацию или просто шум.

Меры безопасности

Борей характеризуется малой токсичностью для человека, но при его использовании нужно соблюдать стандартные меры защиты. Перед приготовлением рабочего раствора и опрыскиванием нужно надеть резиновые сапоги, перчатки и очки. Во время обработки запрещено пить, курить, есть. В случае попадания рабочего раствора на кожу и слизистую промыть проточной водой.

Борей представляет опасность для пчел. Перед его применением нужно заранее оповестить пчеловодов. Погранично-защитная полоса до ульев должна быть не менее 4-5 км. Рекомендуемое ограничение лета пчел 120 часов.

Нельзя применять Борей и вблизи водоемов, так как это может привести к гибели рыб. Инсектицид сохраняется в почве до 3 месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector