«потаённые суда»: как начиналась история подводного флота россии

Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки

Первая подлодка, сумевшая потопить корабль

Американцы и здесь стали первопроходцами. Первая подлодка, применённая в бою с успешным результатом, была создана человеком по имени Хорас Ханли. И наименована она была в честь него — «Ханли». Эту подлодку использовал флот конфедератов во время Гражданской войны в Штатах 1861–1865 гг.

Субмарина «Ханли» была, конечно, гораздо совершенней «Черепахи». Гребной винт-движитель вращался здесь при помощи коленчатого вала, на который воздействовали семь матросов. А управлялась подлодка командиром, у которого было своё отдельное место. Вооружена «Ханли» была миной, укреплённой на шесте на самом краю судна. Также здесь были две башенки с люками, из которых можно было наблюдать за окружающей обстановкой, входить и выходить членам экипажа.

Подлодка «Ханли» была рассчитана на 8 человек

В атаку «Ханли» отправилась 17 февраля 1864 года. Целью подлодки был находящийся в прибрежной акватории Чарльстона шлюп «Хаусатоник» с водоизмещением 1240 тонн. Шлюп располагался в восьми километрах от береговой линии.

Экипажу «Ханли» под руководством Джорджа Диксона удалось атаковать корабль. Он за несколько минут ушёл на дно, а находившиеся на нём моряки были вынуждены спасаться на шлюпках. Затем подлодка подала сигнал о своём возвращении, погрузилась в воду и пропала.

Только в 2000 году подлодку с телами погибших подняли со дна, благодаря чему эксперты даже смогли установить, из-за чего погиб её экипаж. Причиной стала ударная волна, распространившаяся от взрыва мины. Таким образом, «Хаусатоник» стал первым кораблём, потопленным субмариной, а моряки, находившиеся в «Ханли», — первыми погибшими в реальном сражении подводниками.

«Ханли» подняли со дна в 2000 году — она довольно хорошо сохранилась

Первая дизельная подлодка России

После русско-японской войны государство сообщило о решении развивать ветку подводных суден и на разработку отправили два проекта. Первый: «Акула», а второй дизельный – «Минога».

Построение одной из первых дизельных субмарин мира было доверено И. Г. Бубнову, который являлся главным конструктором «Дельфина». Имя субмарине дали – «Минога», разрабатывалась она в 1905 году, а с 1906 по 1909 года осуществлялось её строительство. Несмотря на то, что корабль испытывали в 1908 году и в то же время спустили на воду, подлодку отправили на доработку, связано это с требованием увеличить балласт.

Минога 1906

Трагичное затопление «Миноги»

23 марта 1913 года, субмарина совершала пробное погружение в воду, при проведении испытаний возникла внештатная ситуация, через клапан вентиляции начался набор воды. Сразу после спасательной операции было обнаружено, что все матросы и командирский состав уцелели, но у многих были отравления от хлора. После чего корабль далее применялся в боевых действиях.

«Минога» была лодкой участницей в Первой мировой войне. Больших успехов она не достигла, несмотря на некоторые попытки атаковать судна врага. А в 1915 году и вовсе могла потонуть от тарана, но из-за выдающихся действий старшины Г. М. Трусова она уцелела, и после ремонта в 1918 году ещё прослужила в гражданской войне в Каспийском море.

Дизельные подводные лодки России обладали преимущественно двигателем, работающим не только на дизеле, но и на электричестве, что помогало передвигаться под водой почти бесшумно.

Парогазотурбинные

Современные подводные лодки России

Подводные лодки на вооружении России сейчас состоят из количества 70 суден.

Атомные подводные лодки России составляют довольно внушительную часть по статистике, но дело в том, что очень большая их часть находится то в ремонте, то на отстое и не готова ни к каким походам, будь то боевая вылазка, или обычное патрулирование.

Но тем не менее россиянам принадлежат многие рекорды мире субмарин, например, самая быстрая подводная лодка России развивает скорость до 82 км в час. Максимальная глубина погружения российских подлодок также лучшая в мире. Этот рекорд поставил «Комсомолец», погрузившись на глубину 1027 километров. Секретные подводные лодки России возможно покоряют и новые вершины, но увы эти данные не доступны в открытом доступе и возможно о них мы узнаем в будущем.

Что касается будущего? Новейшая подводная лодка России уже разрабатывается, после того как США представили свою субмарину «Virginia» российская держава не могла стоять на месте, а была вынуждена прибегнуть также к развитию своего подводного флота. Новая подлодка России будет относиться к пятому поколению, к 2030 году правительство хочет наладить регулярное производство данного вооружения. Название этому проекту также присвоили – «Хаски». На данный момент одна из самых больших лодок, выпускаемых самой большой страной мира является «Ясень», многие строили догадки о том, что новые подлодки России 5 поколения будут превосходить по размеру, но это не так, несмотря на громадное водоизмещение в 12000 тонн, как заявлено проектом. «Хаски» не станет самой большой субмариной РФ. В целом планируется производство данного типа подлодок в двух видах. Первый будет предназначен для войны только под водой, а второй для крупных наводных суден, к примеру авианосцев.

Как работает атомная подводная лодка

Дата
Категория: Транспорт

Атомные подлодки и прочие суда с ядерными энергоустановками используют радиоактивное топливо — главным образом уран — для превращения воды в пар. Полученный пар вращает турбогенераторы, а те производят электроэнергию для движения судна и питания различного бортового оборудования.

Радиоактивные материалы, подобные урану, выделяют тепловую энергию в процессе ядерного распада, когда неустойчивое ядро атома расщепляется на две части. При этом выделяется огромное количество энергии. На атомной подлодке такой процесс осуществляется в толстостенном реакторе, который непрерывно охлаждается проточной водой, чтобы избежать перегрева, а то и расплавления стенок. Ядерное топливо пользуется особой популярностью у военных на подлодках и авианосцах благодаря своей необычайной эффективности. На одном куске урана размером с мяч для гольфа подлодка может семь раз обогнуть земной шар. Однако ядерная энергия таит в себе опасность не только для экипажа, который может пострадать, если на борту произойдет радиоактивный выброс. В этой энергии заложена потенциальная угроза всей жизни в море, которая может быть отравлена радиоактивными отходами.

Принципиальная схема машинного отсека с ядерным реактором

В типичном двигателе с ядерным реактором (слева) охлажденная вода под давлением попадает внутрь корпуса реактора, содержащего ядерное топливо. Нагретая вода выходит из реактора и используется для превращения другой воды в пар, а затем, остывая, вновь возвращается в реактор. Пар вращает лопасти турбинного двигателя. Редуктор переводит быстрое вращение вала турбины в более медленное вращение вала электродвигателя. Вал электродвигателя при помощи механизма сцепления соединяется с гребным валом. Кроме того, что электродвигатель передает вращение гребному валу, он вырабатывает электроэнергию, которая запасасется в бортовых аккумуляторах.

Ядерная реакция

В полости реактора атомное ядро, состоящее из протонов и нейтронов, подвергается удару свободного нейтрона (рисунок ниже). От удара ядро расщепляется, и при этом, в частности, освобождаются нейтроны, которые бомбардируют другие атомы. Так возникает цепная реакция деления ядер. При этом освобождается огромное количество тепловой энергии, то есть тепла.

Атомная подлодка курсирует вдоль побережья в надводном положении. Таким кораблям надо пополнять топливо лишь один раз в два-три года.

Группа управления в боевой рубке наблюдает за прилегающей акваторией в перископ. Радиолокатор, гидролокатор, средства радиосвязи и фотокамеры со сканирующей системой также помогают вождению этого судна.

Services

«Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»

Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.

Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.

Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.

Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).

Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.

История России

Бен 10: найди пары

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

Словарь синонимов

Примечания

Палаш

«Оружие Судного дня»

Изначально «Белгород» строился по проекту 949А «Антей» (разработчик — ЦКБ МТ «Рубин»). Закладка субмарины состоялась 24 июля 1992 года в Северодвинске. Спустя два года из-за нехватки финансирования строительство подлодки было законсервировано. И только в 2012 году командование ВМФ приняло решение перезаложить АПЛ по проекту 09852.

Также по теме

«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев считает, что «Белгород» будет в большей мере выполнять исследовательские задачи, которые позволят наладить процесс эксплуатации «Посейдона». Боевыми носителями беспилотника, по мнению эксперта, станут АПЛ проекта 09851.

«Белгород» является долгостроем, но, учитывая весь комплекс проведённых работ, это совершенно новый тип АПЛ. Помимо этого корабля, носителем «Посейдона» станет подлодка проекта 09851 «Хабаровск», заложенная в 2014 году. Как ожидается, она будет спущена на воду весной 2020 года и войдёт в строй в 2022 году. Ещё две лодки «Севмаш» построит, видимо, по тому же проекту (09851)», — рассказал Корнев.

Таким образом, как полагает эксперт, в общей сложности ВМФ получит четыре АПЛ — носителя «Посейдона». Две подлодки будут нести боевое дежурство на Северном флоте, две — на Тихоокеанском флоте. Каждая субмарина будет вооружена шестью — восемью «Посейдонами».

«По официальной информации, «Посейдон» предназначен для поражения авианосных группировок, береговых укреплений и военно-морской инфраструктуры противника. Удары могут осуществляться как ядерными, так и неядерными боеприпасами. Кроме того, взрыв «Посейдона» вблизи побережья может вызывать гигантские цунами. Учитывая его разрушительную мощь, это оружие Судного дня», — заявил RT военный эксперт Юрий Кнутов.

В западных СМИ господствует точка зрения, что создание «Посейдона» является свидетельством «агрессивной» модернизации стратегических сил РФ. В частности, об этом говорится в статье издания The Washington Free Beacon от 8 сентября 2015 года. Это одна из первых публикаций в зарубежной прессе, посвящённая российскому подводному дрону.

  • Графическое изображение подводной лодки «Белгород»

Со ссылкой на источники в Пентагоне в материале утверждается, что Москва разрабатывает беспилотник, чтобы иметь возможность «взрывать ключевые порты», которые используют ВМС США. В статье упоминается военно-морская база Кингс-Бей (штат Джорджия), где дислоцированы стратегические подводные лодки типа Ohio, и станция технического обслуживания крупных боевых кораблей Пьюджет-Саунд (штат Вашингтон).

Издание приводит мнение бывшего аналитика ЦРУ Джека Каравелли, который назвал проект ядерного беспилотника РФ «попыткой нанести катастрофический ущерб военно-морским объектам США или Европы или прибрежным городам».

В России впервые о ядерном беспилотном аппарате стало известно из презентации, которая демонстрировалась 9 ноября 2015 года во время совещания президента РФ Владимира Путина с руководством оборонно-промышленного комплекса (ОПК). 1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию глава государства сообщил о завершении разработки уникальной океанской системы, которая по результатам интернет-голосования получила название «Посейдон».

Как заявил Владимир Путин, ядерный дрон способен двигаться на глубине в несколько сотен метров «со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов надводных кораблей». Помимо этого, аппарат отличается малошумностью и высокой манёвренностью. По словам президента, он «практически неуязвим».

  • Подводный аппарат «Посейдон»

«В декабре 2017 года полностью завершён многолетний цикл испытаний инновационной ядерной энергоустановки для оснащения этого автономного необитаемого аппарата. Ядерная установка имеет уникально малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооружённость. При объёме в 100 раз меньше, чем у установок современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в 200 раз меньшее время выхода на боевой режим, то есть на максимальную мощность», — сказал Путин.

АПЛ: какие они бывают

В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». 

США делают свои АПЛ однокорпусными , а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий.

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа и многокорпусные. К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. 

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание».

«Странные» лодки Хирохито

Идея «скрестить» надводный корабль-авианосец и подводную лодку, как это ни удивительно, тоже появилась в период Первой мировой. 

Япония одной из первых ухватилась за такую возможность. Если раньше базирующиеся на борту подводной лодки самолеты применяли лишь в целях разведки, то японцы мечтали о бомбардировках далеких и недосягаемых территорий. Так родилась идея снабдить «подводный» самолет парой бомб. Страна восходящего солнца даже испытала концепцию на практике. 

Первую субмарину с возможностью перевозки самолетов японцы построили уже к 1932 году. Подводная лодка I-5 проекта J-1M получила герметичный ангар, где мог помещаться маленький гидроплан. Обеспечить герметизацию щелей в большом люке ангара оказалось сложной инженерной задачей. Кран, который цеплял самолет, часто отказывал в условиях соленой морской воды. Самолет просто спускали на воду при помощи крана, а потом точно так же подбирали.

В 1935 году японский флот получил лодку – I-6 проекта J-2. Ангар увеличенного объема позволил разместить там гидросамолет Watanabe E9W. Он представлял собой биплан с двумя поплавками, оснащенный двигателем Hitachi Tempu II мощностью в 300 лошадиных сил, который вращал двухлопастный деревянный винт постоянного шага.

Самолет можно было легко собирать и разбирать прямо на палубе подводной лодки, что стало несомненным плюсом. 

Были слишком очевидны и недостатки лодок I-5 и I-6. Подготовка к старту и сам запуск требовали много времени и сил, что в условиях войны было чревато потоплением субмарины.

Так появился более удачный проект подводного авианосца J-3. Ангар субмарины вмещал уже два самолета, а для их взлета использовали катапульту и трамплин. 

Лодку I-7 спустили на воду в 1939 году, а немного позже достроили I-8. Незадолго до атаки на Перл-Харбор японский Военно-морской флот пополнила еще одна похожая субмарина – I-9 проекта A1, который включал в себя всего три подводные лодки, каждая из которых несла один гидросамолет.

Полученный японцами опыт позволил создать и первый по-настоящему массовый подводный авианосец в истории. Летом 1942 года японцы спустили на воду лодку I-15 проекта B1.

Важной отличительной особенностью более поздних японских лодок был возросший воздушный потенциал. 

В сентябре 1942 года самолет Yokosuka E14Y, доставленный лодкой I-25 типа B1, совершил налет на территорию штата Орегон, сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы.

Предполагалось, что они спровоцируют пожары в лесных массивах с последующим ущербом для экономики. Но этого не случилось.

Зато субмарина I-25 вошла в историю: рейд Yokosuka E14Y стал единственным случаем бомбардировки континентальной части США с самолета за всю Вторую мировую.

Практически полное отсутствие у Японии тяжелых бомбардировщиков лишало страну возможности ковровых бомбардировок США, так что воздушные авианосцы стали единственной отдушиной. 

Настоящей же мини-революцией были японские субмарины типа I-400, первые из которых завершили в 1944-1945-х. Главное – в том, что каждая такая субмарина имела серьезную авиагруппу, включавшую до четырех бомбардировщиков Aichi M6A Seiran. В походном состоянии самолеты хранили в ангаре, который находился в рубке. Все оперение гидросамолетов складывалось так, чтобы не выходить за радиус воздушного винта. Для их запуска на лодках применяли стартовую катапульту и стартовые рельсы.

Несмотря на свои недоставки, бомбардировщики Aichi M6A Seiran появись они неожиданно, могли пустить на дно американский эсминец или фрегат, нанести серьезный урон крейсеру или авианосцу. 

В целом масштабы войны на Тихом океане были таковы, что подводные авианосцы не могли принести победу Стране восходящего солнца. Даже если бы их построили значительно большей серией. Максимум, на что можно было рассчитывать, — удачное проведение воздушной разведки.

Рождение рекордсмена

В Советском Союзе уже были случаи создания образцов техники – рекордсменов. Это и самый большой в мире транспортный самолет АН-22 «Антей» и первый в мире атомный ледокол «Ленин». В военном плане СССР также доставлял американским военным немало хлопот, создавая превосходную военную технику. Советские межконтинентальные баллистические ракеты последнего поколения наводили ужас за океаном. Не отставал в этом плане и военно-морской флот, поэтому самая большая в мире атомная подводная лодка «Акула» не стала для советской страны неожиданностью.

Советский корабль, построенный в начале 80-х годов XX века, остается и в наши дни непревзойденным достижением конструкторской мысли. По многим техническим параметрам новая атомная субмарина по праву считается самым грандиозным советским военным проектом. Уже только технические измерения корабля потрясают воображение, не говоря о стоимости постройки судна таких масштабов. Длина корабля составляет 173 метра, а ширина корпуса составляет 23 метра. Корпус лодки — это стальная сигара величиной с 9-ти этажное здание. Только осадка лодки составляла 12 метров. Такие размеры соответствовали и огромному водоизмещению. Советский подводный ракетоносец имел водоизмещение линкора времен Второй Мировой войны – 50 тыс. тонн.

По водоизмещению АПЛ «Акула» втрое превосходила своего оппонента- подводную лодку типа «Огайо». Если говорить о названии корабля, то советский вариант имеет народное происхождение. Еще на стапелях лодку стали называть акулой. Это сравнение было настолько удачным, что в последствие прижилось в военных и в политических кругах. Впервые на широкой публике новый атомный ракетный крейсер назвал «Акулой» Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

С задачей разработать проект советского подводного супер-крейсера прекрасно справились конструкторы ЦКБ морской техники «Рубин» — флагмана советской кораблестроительной отрасли. В 1972 году ленинградцами было получено техническое задание на разработку проекта подводной атомной лодки стратегического назначения III поколения. Проектные работы возглавил талантливый советский конструктор С.Н. Ковалев, за плечами которого были уже готовые и успешные проекты. Его детища бороздили моря и океаны, оставаясь надежным щитом Советского государства. С 1973 года, после Решения советского правительства в стенах ЦКБ «Рубин» закипела работа над созданием проекта.

Местом постройки новых судов такого размера стало предприятие «Севмаш». Для постройки новых кораблей на территории верфи были специально возведен новый эллинг громадных размеров. В акватории судостроительного завода для прохода кораблей такого большого водоизмещения были проведены дноуглубительные работы.

Уже через три года на стапелях «Севмаша» была заложена первая головная субмарина проекта 941. Корабль получил заводской индекс ТК-208 (тяжелый крейсер – 208). Всего планировалось построить по данному проекту 7 судов на протяжении последующих 10-15 лет. Следует отметить, что советские конструкторы сумели обогнать своих американских коллег, раньше создав готовый проект нового подводного ракетоносца. Спуск на воду в сентябре 1980 году новой советской субмарины колоссальных размеров стал для американцев настоящим шоком. Первая лодка типа «Огайо» сошла на воду в декабре 1981 года, когда советский ракетоносец вошел в состав действующего флота.

Интересная деталь: из 6 кораблей, построенных по проекту, самый первый оказался долгожителем. Субмарина КТ-208, спущенная на воду в далеком 1981 году продолжает оставаться в строю и сегодня. Теперь это ТПРКСН (тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения) «Дмитрий Донской», лодка КТ-208 проекта 941.

Первый и последний морской бой

«Хаусатоник»

17 февраля 1864 года «Ханли» наконец отправилась в свой первый бой. Он же стал для нее последним. Лодку привезли в порт Чарльстон, который заблокировал флот северян. Экипажу было приказано взорвать самую опасную цель — 12-пушечный винтовой шлюп «Хаусатоник» и вернуться на базу. Поначалу все шло просто отлично: субмарина проплыла какое-то расстояние на поверхности, а затем нырнула и подплыла к противнику незамеченной. Надо сказать, в это время над водой уже разгорелся бой, так что миссия оказалась еще опаснее.

Зарисовка очевидцев

«Ханли» подплыл к «Хаусатонику», взорвал мину и дал сигнал на берег с помощью синего «бенгалького огня». Миссия была выполнена и, казалось, все прошло как нельзя успешнее. Судно северян затонуло за считанные минуты, хотя из 160 членов экипажа погибло только пятеро — остальные спаслись на шлюпках. Это был первый в истории случай успешного боевого применения субмарины. Однако на базу она так и не вернулась, и 130 лет было неизвестно, почему.

В других странах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector