«летающая» восьмидесятка: танк с душой самолета

Содержание:

Особенности питания луня

Характеристики вооружения

Основное орудие – пушка модели 2А46М-1, калибр которой равен 125 мм. Точно такие же пушки ставились на танки Т-64/72, а также на небезызвестное самоходное противотанковое орудие «Спрут».

Вооружение (как на Т-64) было полностью стабилизировано в двух плоскостях. Опытные танкисты говорят, что дальность прямого выстрела по визуально наблюдаемой цели может достигать 2100 м. Боекомплект стандартный: осколочно-фугасные, подкалиберные и кумулятивные снаряды. А автомате заряжания одномоментно может находиться до 28 выстрелов, еще несколько могут быть расположены в боевом отделении.

Вспомогательным вооружением являлся 12,7-миллиметровый пулемет «Утес», но украинцы уже давно ставят любое схожее вооружение, ориентируясь на требования заказчика. Огромным недостатком пулеметной установки является тот факт, что стрелять из нее может только командир танка, причем для этого ему в любом случае приходится покидать заброневое пространство машины. Так как начальная баллистика пули 12,7 мм очень схожа с таковой у снаряда, важнейшим предназначением пулемета является также пристрелка орудия без затрат основных боеприпасов.

Основные данные танков семейства Т-64

Тип танка

«Объект 430»

Т-64А

Боевая масса, т

35.48

38

Экипаж, чел.

4

3

Длима, мм

8785″

9225:’

Ширина, мм

3120

3415

Высога, мм

2160

2170

Клиренс, мм

435

450

Колея, мм

2570

Бронирование: мм

противоснарядное комбинированное

прот ивоснарядное комбинированное

Вооружение

нарезная 100-мм пушка Д-54ТС, 50 выстрелов;

нарезная 125-мм пушка Д-81. 50 выстрелов;

7,62-мм пулемёт СГМТ, 3000 патронов;

7,62-мм пулемёт СГМТ. 3000 патронов;

14,5-мм пулемёт КПВТ, 300 патронов

14,5-мм пулемёт КПВТ. 300 патронов

Двигатель

дизель 5ТД

дизель 5ТДФ

Мощность, л.с.

580

700

Максимальная скорость, км/ч

55

65

Запас хода, км

450 600

500

Преодолеваемые препятствия, м:

высота стенки

0,8

ширина рва

2.85

— глубина брода

1.4″

— угол подъёма, град

30

 Примечание: 1 — с пушкой вперёд, длина корпуса — 6540 мм; 2- с пушкой вперёд, длина корпуса — 6048 мм: 3-е ОПВТ -5м

В. БОРЗЕНКО

«Моделист-конструктор» № 5’2012

Интересные факты о советском танке Т-80

В 1976 году на вооружение ВС СССР приняли танк Т-80. Эта машина многим походила на своих предшественников – Т-64 и Т-72. Более того, первые опытные образцы будущей «восьмидесятки» основывались на шасси Т-64. А боевое отделение Кировской машины изначально было полностью унаследовано от Т-64. Но, несмотря на сходства, Т-80 обладал рядом особенностей, выделявших его не только из семейства советских ОБТ, но и на мировом рынке.

С легкой руки западной пропаганды Т-80 получил прозвище «танк Ла-Манша». Этот титул был обусловлен динамикой машины. Благодаря 1000-сильному газотурбинному двигателю, 42-тонный танк достигал скорости на шоссе в 80 км\ч. А динамика разгона была сравнима с гражданским транспортом.

Все это удобно ложилось в пропагандистскую парадигму, согласно которой именно советские танки будут на острие атаки на западный мир. По неизвестным причинам, из источника в источник переходил миф о том, что в случае обострения отношений, советские Т-80 в течение 48 часов смогут дойти до Ла-Манша.

Первый танк с газотурбинным двигателем

В 1966 году шведы приняли на вооружение свой «безбашенный» танк Strv 103, особенностью которого была газотурбинная силовая установка, работавшая в паре с многотопливным дизелем. Но небольшой ГТД мощностью в 330 сил был вспомогательным агрегатом.

И лишь через 13 лет на свет появился танк с единой газотурбинной силовой установкой – Т-80. Для этого конструкторам пришлось решить ряд вопросов. Так, главной проблемой ГТД в гусеничной технике оставалась запыленность и высокий расход топлива, который ограничивал запас хода танков. Первую проблему решили прямоточными циклонами и центробежными вентиляторами, которые обеспечивали чистоту поступающего воздуха. Также, ГТД-1000Т получил понижающий редуктор, который позволял преобразовывать скорость вращение силовой турбины до 3 тысяч оборотов (с 26 тысяч). Все это обеспечило мотору Т-80 приемлемый «аппетит» и ресурс на уровне 500 моточасов.

Первый танк со встроенной ДЗ

Развитие танка Т-80 – Т-80У стал первым в мире ОБТ со встроенной динамической защитой. Если на Т-80БВ устанавливалась навесная ДЗ «Контакт-1», то его наследник получил ДЗ второго поколения – встроенную динамическую защиту «Контакт-5». Она была эффективна не только против кумулятивных средств поражения, но и могла противодействовать подкалиберным снарядам и ПТУР.

Так, в 1985 году Т-80У стал новой вехой в защите советских танков.

В отличие от Т-72, Т-64 и Т-80 в бытность СССР не служили под чужим флагом, оставаясь «советским эксклюзивом». Ввиду этого, интерес иностранных армий в «летающем» танке был велик. И когда «железный занавес» пал, многие Т-80 уехали за границу.

В 1992 году, еще секретный танк, через подставные фирмы был продан в Великобританию. Считается, что британцы «поделились» покупкой с американской стороной. А спустя три года самый совершенный советский танк привезли в Китай. Причем потенциальные покупатели смогли испытать советскую машину под покровом ночи, что бы позже отказаться от покупки и форсировать создание своего Type 99.

Крупную партию Т-80У первыми заполучили в Южной Корее — наряду с БМП-3 эти танки были переданы в счет советского долга. Более того, до начала 2000-х, советские танки были авангардом южнокорейских ВС. А в 1996 году 41 танк Т-80У приобрели ВС Кипра. Через 13 лет киприоты докупили еще 42 машины.

Таким же образом 66 единиц Т-80БВ белорусы продали в Йемен, а украинские Т-80УД отправились в Пакистан. Все это делает «восьмидесятку» одним из самых распространенных «истинно советских» танков в зарубежных армиях.

Т-80 был не только самым совершенным советским танком, но и самым дорогостоящим. Причем это было справедливо как для производства, так и к эксплуатации. По этой причине, боевой путь 80-й серии едва ли не самый скромный среди всех советских танков.

«Боевое крещение» приняла самая совершенная модификация – Т-80УД. Символично, что последний ОБТ СССР участвовал в расстреле Белого Дома 4 октября 1993 года. Фактически, шесть танков Кантемировской дивизии, двенадцатью выстрелами поставили точку в истории страны, их породившей.

Следующим эпизодом стала Первая чеченская война, где Т-80Б и БВ применялись в битве за Ханкалу и во время штурма Грозного. За эту кампанию было потеряно до 30 машин.

Последним, на данный момент, эпизодом применения Т-80 является война в Йемене, где были задействованы «белорусские» Т-80БВ. Считается, что на этом театре было безвозвратно потеряно два танка.

Источник

Амулеты для дома

Машины на базе танка Т-80

  • Самоходная артиллерийская установка Мста-С.
  • Самоходная артиллерийская установка2С7 Пион.
  • Боевые модули зенитно-ракетного комплекса С-300В.
  • Специальная пожарная машина на гусеничном ходу СПМ.
  • Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У.
  • Плавающий транспортёр ПТС-4.
  • Траншейный экскаватор БТМ-4М.

152-мм дивизионная самоходная гаубица «Мста-С», также «родная сестра» Т-80

Также, на базе основного танка Т-80УД разработаны:

  • Украинский основной танк Т-84 (Т-80УД с форсированным двигателем, новыми приборами прицеливания и динамической защитой).
  • «Объект 478ДУ9», он же Т-84У, он же Т-84У «Оплот» (Т-84 с измененной башней, установкой современных зарубежных приборов наблюдения и увеличенными бортовыми экранами).
  • БМ «Оплот» (он же «Оплот-М») — дальнейшее развитие концепции Т-80УД, современный основной танк.

Источник

Звания в ФСБ

Примечания

Авиационный ГТД «Климов ГТД-350» для вертолета Ми-2

Впервые разработка ГТД-350 началась еще в 1959 году в ОКБ-117 под начальством конструктора С.П. Изотова. Изначально задача состояла в разработке малого двигателя для вертолета МИ-2.

МИ-2

На этапе проектирования были применены экспериментальные установки, использован метод поузловой доводки. В процессе исследования созданы методики расчета малогабаритных лопаточных аппаратов, проводились конструктивные мероприятия по демпфированию высокооборотных роторов. Первые образцы рабочей модели двигателя появились в 1961 году. Воздушные испытания вертолета Ми-2 с ГТД-350 впервые были проведены 22 сентября 1961 года. По результатам испытаний, два вертолетных двигателя разнесли в стороны, переоснастив трансмиссию.

Государственную сертификацию двигатель прошел в 1963 году. Серийное производство открылось в польском городе Жешув в 1964 году под руководством советских специалистов и продолжалось до 1990 года.

Малый газотурбинный двигатель отечественного производства ГТД-350 имеет следующие ТТХ:

— вес: 139 кг;
— габариты:  1385 х 626 х 760 мм;
— номинальная мощность на валу свободной турбины: 400 л.с.(295 кВт);
— частота вращения свободной турбины: 24000;
— диапазон рабочих температур -60…+60  ºC;
— удельный расход топлива 0,5 кг/кВт час;
— топливо — керосин;
— мощность крейсерская:  265 л.с;
— мощность взлётная: 400 л.с.

В целях безопасности полетов на вертолет Ми-2 устанавливают 2 двигателя. Спаренная установка позволяет воздушному судну благополучно завершить полет в случае отказа одной из силовых установок.

ГТД — 350 на данный момент морально устарел, в современной малой авиации нужны более можные, надежные и дешевые газотурбинные двигатели. На современный момент новый и перспективным отечественным двигателем является МД-120, корпорации «Салют». Масса двигателя — 35кг, тяга двигателя 120кгс.

Общая схема

Конструктивная схема ГТД-350 несколько необычна за счет расположения камеры сгорания не сразу за компрессором, как в стандартных образцах, а за турбиной. При этом турбина приложена к компрессору. Такая необычная компоновка узлов сокращает длину силовых валов двигателя, следовательно, снижает вес агрегата и позволяет достичь высоких оборотов ротора и экономичности.

В процессе работы двигателя, воздух поступает через ВНА, проходит ступени осевого компрессора, центробежную ступень и достигает воздухосборной улитки. Оттуда, по двум трубам воздух подается в заднюю часть двигателя к камере сгорания, где  меняет направление потока на противоположное и поступает на турбинные колеса. Основные узлы ГТД-350: компрессор, камера сгорания, турбина, газосборник и редуктор. Системы двигателя представлены: смазочной, регулировочной и противообледенительной.

Агрегат расчленен на самостоятельные узлы, что позволяет производить отдельные запчасти и обеспечивать их быстрый ремонт. Двигатель постоянно дорабатывается и на сегодняшний день его модификацией и производством занимается ОАО «Климов». Первоначальный ресурс ГТД-350 составлял всего 200 часов, но в процессе модификации был постепенно доведен до 1000 часов. На картинке представлена общая смеха механической связи всех узлов и агрегатов.

Технические характеристики

В числе основных технических характеристик танка Т-80 указывается один из самых значимых его параметров: максимальная скорость движения по шоссе, достигающая 70 км/ч. Скорость передвижения по сухой грунтовой дороге составляет от 40 до 45 км/ч, скорость заднего хода — до 11 км/ч.

Танки Т-80 всех модификаций способны преодолевать броды глубиной до 1,2 метра с ходу. С некоторой подготовкой этот показатель может быть повышен до 1,8 метра, а с установкой и применением возимого устройства для подачи воздуха глубина преодолеваемых водных преград достигает 5 метров, а их протяжённость — до 1 километра.

Габариты и вес

Параметры Характеристики для основных модификаций
Т-80 Т-80Б Т-80У Т-80УД
Боевая масса 42 т 42,5 т 46 т 46 т
Длина с пушкой вперёд 9656 мм 9651 мм 9556 мм 9664 мм
Длина корпуса 6780 мм 6982 мм 7012 мм 7020 мм
Ширина 3525 3582 мм 3603 мм 3755 мм
Высота по крышу башни 2300 мм 2219 мм 2215 мм 2215 мм
Клиренс 451 мм 451 мм 451 мм 529 мм

Тип бронирования

В танке Т-80 сочетались различные типы бронирования. Корпус машины — сварной, его основная лобовая деталь имеет угол наклона 68 градусов, башня — литая. Лобовые части корпуса и башни снабжены многослойным комбинированным бронированием, сочетающим сталь и керамику. Остальные части корпуса выполнены из монолитной стальной брони, исполненной с большими переходами по толщине и углам наклона.

Начиная с танка Т-80У, устанавливается встроенная динамическая защита лобовой части корпуса и передней полусферы башни. На Т-80У(М) кроме динамического бронирования по типу Т-80У на бортах башни устанавливается по три дополнительных блока. На танках Т-80У-М1 изменен комплекс встроенной динамической защиты башни.

Силовая установка и трансмиссия

Характеристики газотурбинной двигательной установки в ходе последующих модернизаций повышались по мощности от исходных 1000 л.с. сперва до 1100 л.с., а в версиях БВ — до 1250 л.с.

Моторно-трансмиссионный блок в кормовой части корпуса танка расположен продольно, что потребовало некоторого увеличения длины машины по сравнению с Т-64. Двигатель выполнен в едином агрегате со встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором, что увеличило его общий вес до 1050 кг. Но подобная конструкция позволила кинематически связать с силовой установкой две бортовые планетарные коробки передач. Три планетарных ряда и пять фрикционных устройств управления в каждой бортовой коробке обеспечивают четыре передачи вперёд и одну назад. Кроме того, схема моноблока позволила сократить время замены двигателя в среднем до 5 часов (у Т-72 подобный показатель составлял 24 часа).

Запас и расход топлива

Общий запас топлива в забронированном объеме Т-80 составляет 1110 литров. Наружные баки позволяют вместить ещё 700 литров, а также дополнительно могут быть установлены бочки с 400 литрами топлива. Расчётный расход топлива на 100 км мог заметно различаться от избранного темпа движения и составлял: от 450 до 790 литров для сухой грунтовой дороге и 430-500 литров для шоссе.

Тип подвески

Подвеска танка — индивидуальная торсионная, с несоосным расположением торсионных валов и гидравлическими телескопическими амортизаторами на первом, втором и шестом катках. Опорные катки имеют резиновые бандажи и диски из алюминиевого сплава. Гусеницы — с резиновыми беговыми дорожками и резинометаллическими шарнирами.

Прицельное оборудование танка Т-80БВ

О приобретении охолощенных образцов

Размеры выплат

Постановление правительство регламентирует размеры командировочных расходов. Выплачивать больше этих сумм военнослужащему не имеют права.

На текущий момент для военных действуют следующие ограничения по выплатам:

  • Суточные – от 100 до 300 р. в зависимости от действующего регламента, места поездки и других нюансов.
  • Проживание – в размере фактических расходов, но не больше 550 р. в сутки, если имеются документы (чеки), а при отсутствии документов по аренде номера или другого жилья – 12 р./сутки.
  • Проезд – по фактическим суммам в проездных документов, но не выше стандартных тарифов (например, перелет бизнес-классом никто оплачивать не будет).

Несколько иначе обстоит дело, если командировка предстоит в другую страну. В этом случае деньги на поездку выдают уже в иностранной валюте в зависимости от страны пребывания. Осуществляются выплаты в валюте только при наличии соответствующей отметки в загранпаспорте или других путевых документах командированного лица.

Важно. Нормы выплат на каждую категорию расходов устанавливаются отдельно для каждой страны пребывания

Они устанавливаются в соответствии с Постановлениями Правительства или нормативными документами Минобороны.

Турбинная установка

Основным достоинством отечественного газотурбинного двигателя является его топливная всеядность. Может работать на любом типе солярки, низкооктановом бензине, предназначенном для автомобилей. Но! Т-80У, топливо для которого должно лишь обладать сносной текучестью, все же очень чувствителен к «нелицензионному» горючему. Заправка не рекомендованными видами топлива возможна только в условиях боевой обстановки, так как влечет за собой существенное снижение ресурса двигателя и лопаток турбины.

Запуск мотора осуществляется за счет раскрутки компрессоров, за что отвечают два автономных электромотора. Акустическая заметность танка Т-80У значительно ниже его дизельных собратьев как за счет характеристик самой турбины, так и за счет особым образом расположенной системы выхлопа. Кроме того, машина уникальна тем, что при торможении используются как так и сам движок, за счет чего тяжелый танк останавливается практически мгновенно.

Как это осуществляется? Дело в том, что при одиночном нажатии на педаль тормоза лопатки турбины начинают вращаться в противоположном направлении. Процесс этот дает огромную нагрузку на материал лопаток и всей турбины, а потому он контролируется электроникой. Из-за этого при необходимости резкого торможения следует сразу же утапливать педаль газа полностью. При этом в работу сразу включаются гидравлические тормоза.

Благодаря САУР износ лопаток удалось сократить минимум на 10 %, а при грамотной работе педалью тормоза и переключении передач механик-водитель может снизить на 5-7 %. Кстати, а какой для этого танка основной вид топлива? Т-80У в идеальных условиях должен заправляться но подойдет и качественная солярка.

Добавить комментарий…

Где можно увидеть

Объект 219А в музее Кубинка

Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга

Т-80 в Хабаровске

Т-80БВ в Музее отечественной военной истории в Падиково (слева танк Т-90)

  • п. Архангельское, Московская область — Т-80Б, Музей техники Вадима Задорожного;
  • г. Брянск — Т-80Б, Мемориальный комплекс «Партизанская поляна»;
  • г. Бугуруслан — Т-80, установлен на аллеи военной техники у берега реки Большой Кинель;
  • г. Верхняя Пышма — Т-80УД, Музей военной техники «Боевая слава Урала»;
  • г. Видное, Московская область — Т-80Б, установлен перед обелиском-памятником погибшим в Великой отечественной войне;
  • г. Вологда, Вологодская область — Т-80БВ, установлен в Парке Победы;
  • г. Екатеринбург, — Т-80БВ, у Штаба Центрального военного округа со стороны ул. Бажова;
  • г. Зеленодольск, Республика Татарстан — Т-80БВ,;
  • г. Казань — Т-80, один из первых образцов, территория бывшего военного танкового училища, так как училище единственное в бывшем СССР готовило командные кадры на данную машину (?);
  • г. Казань — Т-80Б, Мемориальный парк Победы в Казани;
  • п. Каменка, Выборгский район Ленинградской области — на постаменте, у шоссе А-125;
  • г. Кострома — Т-80Б и Т-80УД в парке Победы;
  • г. Кубинка — Т-80, Т-80БВ и Т-80У, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке;
  • г. Кубинка — Т-80, парк Патриот;
  • г. Лысково, Нижегородская область, Т-80Б установлен в Парке Победы;
  • г. Ливны, Орловская область, Т-80Б установлен на пересечении улиц Октябрьская и Гайдара;
  • г. Москва — Т-80У, на постаменте на военной кафедре Московского института стали и сплавов (?);
  • г. Москва — Т-80УД, Московское суворовское военное училище (?);
  • г. Москва — Т-80У, на территории Российского государственного социального университета;
  • г. Москва — Т-80, на открытой площадке, Центральный музей вооруженных сил;
  • г. Одинцово — Т-80Б, на площадке у Одинцовского историко-краеведческого Музея;
  • д. Падиково, (Истринский район Московской области) — Т-80БВ, в танковом корпусе Музея отечественной военной истории;
  • г. Раменское, (Московская область) — Т-80У, Городской парк культуры и отдыха;
  • г. Санкт-Петербург — Т-80Б Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;
  • г. Санкт-Петербург — Т-80БВ, у НПО Специальных материалов, Нефтяная дорога;
  • г. Санкт-Петербург — Т-80Б, на территории 61-го БТРЗ в Стрельне;
  • г. Саратов — Т-80БВ (или ранний Т-80УД), „Саратовский государственный музей боевой славы“ в Парке Победы на Соколовой горе;
  • г. Сертолово (Ленинградская область) — один из первых серийных Т-80 (объект 219 сп 2 1976 года), перед военной частью на постаменте, перенесен на пересечение Березовой и Заречной улиц;
  • г. Тольятти — ранний Т-80УД, Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова
  • г. Хабаровск — Т-80БВ, Военно-исторический музей Восточного (Дальневосточного) военного округа;
  • г. Цивильск, Республика Чувашия Т-80Б установлен рядом с домом культуры;
  • г. Челябинск — предсерийный Т-80 (1974 года), Парк Сад Победы;
  • г. Череповец — Т-80БВ, Парк Победы
  • д. Шолохово (Московская область) — Т-80Б, Музейный комплекс истории танка Т-34;
  • г. Южно-Сахалинск — Коммунистический проспект 27 (?)
  • Белоруссия Белоруссия:
  • г. Гомель — Т-80Б, Гомельский областной музей военной славы;
  • г. Гродно — Т-80Б. Курган Славы.
  • д. Лошаны — Т-80Б, историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
  • г. Костюковичи — Т-80Б. Краеведческий музей.
  • г. Минск — Т-80Б. музей ВА РБ.
  • Казахстан Казахстан:
  • г. Караганда — военное училище (?);
  • Украина Украина:
  • г. Киев — Т-80Б Национальная Академия обороны Украины;
  • г. Киев — ранний Т-80УД, Музей Великой Отечественной войны;
  • г. Первомайск — Т-80, Музей РВСН в стороне от основной экспозиции;
  • г. Харьков — Т-80БВ, на территории Гвардейского имени Верховной Рады Украины факультета военной подготовки НТУ «ХПИ». Ул. Полтавский Шлях, 192.

Историческая справка

Основная статья: История Т-80

В декабре 1942 года прототип 080 успешно прошёл полигонные испытания и был принят на вооружение РККА под индексом Т-80. Однако организация его выпуска планировалась не на ГАЗе, поскольку переход горьковского автогиганта на производство «восьмидесятки» мог повлечь за собой снижение объёма выпуска танков и самоходок СУ-76, которое нельзя было допускать в условиях военного времени. Поэтому задачу освоения выпуска Т-80 поручили вновь организованному Мытищинскому заводу № 40.

Серийный выпуск Т-80 был начат в Мытищах на заводе № 40 в феврале 1943 года. Объёмы выпуска были невелики, до окончания производства в октябре 1943 года выпустили около 80 машин. Общее число выпущенных Т-80 остаётся неясным. По документам Главного бронетанкового управления РККА, всего было построено 75 «восьмидесяток». Однако отчёты народного комиссариата танковой промышленности содержат несколько иные цифры. По данным этого ведомства, за 1943 год был выпущен 81 танк Т-80, а за всю войну — 85. Однако в это число могут быть включены прототипы, опытные и предсерийные машины. Также некоторые авторы включают построенные ГАЗом опытные машины в общее число выпущенных Т-80.

Прекращение выпуска Т-80 было в известной степени обусловлено несколькими причинами : в меньшей степени — ненадёжной работой форсированной двигательной установки М-80 (в источниках её обозначения также разнятся — упоминаются индексы М-80 или ГАЗ-203Ф); в большей же степени причинами послужили недостаточная огневая мощь и бронезащита «восьмидесятки» по состоянию на 1943 год и крайняя потребность РККА в самоходно-артиллерийских установках СУ-76М. К концу 1943 — началу 1944 года форсированную двигательную установку довели до приемлемого уровня надёжности, но о возобновлении выпуска Т-80 вопрос вообще не стоял.

По состоянию на 2007 год в архивах и мемуарах пока не найдено никаких подробностей боевого применения лёгких танков Т-80. В литературе иногда упоминаются жалобы из войск на перегруженность и недостаточную надёжность силовой установки танка, однако это может быть следствием отчётов о войсковых испытаниях машины выпуска середины 1943 года, где действительно были отмечены эти недостатки. Из фронтовых рапортов известно о применении в 1944 году нескольких Т-80 в самоходно-артиллерийских полках. Также имеется информация о получении в пополнении 5-й гвардейской танковой бригадой 15 февраля 1945 года двух танков Т-80, прибывших из ремонта. Также ничего не известно о применении Т-80 в армиях других государств помимо СССР.

Тактико-технические характеристики

История создания танка Т-80

Основной боевой танк Т-80 разрабатывался с 1968 года в СКБ-2 Кировского завода, как дальнейшее развитие основного танка Т-64. Первоначально, планировалось просто заменить дизельную силовую установку оригинала на газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. конструкции В.Я.Климова, и именно в таком виде первый прототип Т-80, «объект 219 сп 1», был изготовлен в 1969 году.

Однако изменение массо-габаритных и динамических характеристик танка по сравнению с оригиналом было слишком серьезным, поэтому уже для второго прототипа «объект 219 сп 2» была разработана более совершенная ходовая часть, и башня новой формы. Фактически, это был уже принципиально другой танк, сходство которого с Т-64 в основном касалось пушки с механизмом заряжания, а также отдельных конструктивных элементов.

6 августа 1976 году основной танк Т-80 был принят на вооружение СССР, став первым в мире серийным танком с газотурбинной силовой установкой, а также первым в мире основным танком с противоснарядной динамической защитой.

Чертеж основного танка Т-80УД

Производство Т-80 было развернуто:

  • На кировском заводе (ЛКЗ), с 1976 по 1990 г.г.
  • На «омсктрансмаше» (ОЗТМ), с 1985 по 1998 г.г. выпускалась модификация Т-80У
  • На харьковском заводе им.Малышева (ХЗТМ), с 1985 по 1991 г.г., выпускалась модификация Т-80УД (дизельный).

Всего было изготовлено примерно 10000 танков Т-80 всех модификаций. Танк экспортировался за рубеж, и в настоящее время состоит на вооружении армии Российской Федерации. Из стран эксплуатантов можно выделить:

  • Россия (около 4 тысяч Т-80, большая часть на хранении).
  • Ангола (число неизвестно).
  • Белоруссия (около 70 машин).
  • Йемен (поставлено 66 Т-80).
  • Кипр (поставлено 82 танка).
  • КНДР (около 80 танков Т-80У).
  • Пакистан (поставлено 320 танков Т-80УД).
  • Узбекистан (число неизвестно, модификация Т-80БВ).
  • Украина (на хранении на 2013 г. находилось 165 танков Т-80).
  • Великобритания и США, получили от Украины некоторое количество Т-80.

Общие сведения о ГТД

Принцип функционирования общий для всех ГТД и заключается в трансформации энергии сжатого нагретого воздуха в механическую работу вала газовой турбины. Воздух, попадая в направляющий аппарат и компрессор, сжимается и в таком виде попадает в камеру сгорания, где производится впрыскивание топлива и поджег рабочей смеси. Газы, образовавшиеся в результате сгорания, под высоким давлением проходят сквозь турбину и вращают ее лопатки. Часть энергии вращения расходуется на вращение вала компрессора, но большая часть энергии сжатого газа преобразуется в полезную механическую работу вращения вала турбины. Среди всех двигателей внутреннего сгорания (ДВС), газотурбинные установки обладают наибольшей мощностью: до 6 кВт/кг.

Работают ГТД на большинстве видов диспергированного топлива, чем выгодно отличаются от прочих ДВС.

Видео: образцовая перепелиная домашняя миниферма

Похожие публикации:

Отличительные черты

Как уже говорилось раньше, предпринимались попытки использовать газотурбинный двигатель для автомобиля, однако дальше испытаний дело не пошло. Единственная отрасль, в которой агрегат нашёл применение – авиация.

Если сравнивать газотурбинный мотор с иными силовыми установками, то у первого изделия значение вырабатываемой мощи по отношению к массе больше. Так же плюс в используемом топливе, доведённый до мелкодисперсного состояния, ассортимент воображает, главный вид – керосин и дизель. Но возможно применение: бензина, газа, спирта, мазута, угольной пыли и т.п.

Агрегат с поршнями и газотурбинная установка, это моторы, работающие на основе тепла, преобразующие энергию, выделившуюся при горении в работу механики. Разница между устройствами заключается в течение процесса. В обоих моторах происходит забор и воздушное сдавливание, после чего подаётся порция горючего, затем субстанция горит, увеличивается и сбрасывается атмосферную среду.

В поршневых установках описанные действия происходят в одной точке – камере сгорания, при этом соблюдается очерёдность действий. Для газотурбинного двигателя характерно протекание действий в нескольких частях механизма одновременно.

Что бы понять, как работает газотурбинный двигатель, разделяют этапы протекания процессов, которые в сумме составляют преобразование топлива в работу:

Подведение горючего и образование смеси.

За счёт прохождения атмосферного воздуха через компрессорное колесо, смесь сжимается в объёме, увеличивая напор, до сорока раз. После происходит перетекание воздуха в горящий объём, куда подаётся и топливо. Перемешиваясь с воздушной массой и сгорая, смесь энергетически преобразуется.

Энергетическое рабочее преобразование.

Можно ли СХП переделать обратно?

Конструкция

Благодаря тому, что у этого агрегата отсутствуют возвратно-поступательно двигающиеся части, а также тому, что его ротор обладает высокой частотой вращений, можно существенно уменьшить габаритные размеры и удельную массу этого двигателя (если сравнивать с дизелем). А это, в свою очередь, позволяет рассмотреть его как перспективный агрегат. Итак, чтобы создать газотурбинный двигатель своими руками (данным процессом интересуются многие – это реально, однако весьма трудно), нужно иметь турбины, камеру сгорания и компрессор. Также в его комплектацию входят стартер, масляный насос, регулятор частоты вращений и другое оборудование. Как правило, в автомобильных двигателях газотурбинного типа применяется центробежный одноступенчатый компрессор, при помощи которого давление воздуха увеличивается в 3,5 раза. Чтобы достичь указанного давления, нужно, чтобы компрессорное колесо вращалось с как можно большей скоростью. А она составляет около 420-450 метров в секунду.

Принцип работы газотурбинного двигателя

Газотурбинный двигатель (ГТД) представляет собой разновидность теплового двигателя, в конструкции которого имеются лопаточные машины. Особенностью работы является то, что превращение энергии горящего топлива в механическую работу происходит в нем непрерывно.

В ГТД составные части рабочего цикла, включающего сжатие воздуха, отвод теплоты к рабочему телу и расширение, разобщены между собой и протекают в разных местах.

Газотурбинный двигатель может быть использован в качестве теплового двигателя на газотурбовозах и самолетах.

Газотурбинный двигатель может работать на любом виде и сорте топлива (жидкое, твердое и газообразное).

На сегодняшний день известно много конструкций и схем ГТД, отличающихся друг от друга следующими параметрами:

• условиями сжигания топлива — с внутренним и внешним сжиганием;

• использованием рабочего тела в круговом процессе — разомкнутые и замкнутые системы;

• количеством валов — одновальные, двух- и многовальные.

Рис. 2. Принципиальная схема одновального газотурбинного двигателя:

1 — корпус газовой турбины; 2 — рабочее колесо газовой турбины; 3 — топливный насос; 4 — свободный вал; 5— воздушный компрессор; 6 — воздухозаборное устройство воздушного компрессора; 7— электрическая свеча зажигания; 8— камера сгорания; 9 — направляющий аппарат; 10 — газоотвод; II — потребитель мощности; 12 — пусковой двигатель

В установках СПГГ обычно используется низкосортное топливо. Турбина работает на газе с относительно невысокой температурой (500… 600 °С), поэтому для изготовления лопаток может быть использован менее жаропрочный материал. КПД таких установок достигает 35 %, однако они имеют увеличенную массу и габариты по сравнению с дизелями с газотурбинным наддувом.

Экономичность работы ГГД можно улучшить за счет повышения температуры газов перед турбиной, использования многовальных систем, применения регенерации и утилизации теплоты уходящих газов (например, для отопления и кондиционирования воздуха в вагонах), применения промежуточного охлаждения воздуха при сжатии и промежуточного подвода теплоты к газу при его расширении. Обеспечение этих мероприятий требует применения жаропрочных сталей для лопаток турбины, использования металлокерамических материалов, воздушного охлаждения части турбины. При этом КГТД действующих установок повышается до 33… 40 %.

Существуют проектные разработки и попытки создания локомотивных газотурбинных двигателей на твердом или пылевидном топливе.

Газотурбинная установка компактна, обладает малой массой на единицу мощности, не содержит деталей с возвратно-поступательным движением, которое приводит к более быстрому износу двигателя, отличается малыми затратами на содержание оборудования. Она может работать без потребления воды, в ней легко полная автоматизация процессов, имеется реальная возможность для сжигания в камере сгорания различных видов топлива, а также имеет относительно постоянный вращающий момент на валу отбора мощности.

Особенность ГТД, применяемых в авиации, является то, что энергия сгорания топлива преобразуется в энергию истечения газов, которые с большой скоростью через выпускную систему ГТД выбрасываются в атмосферу. Тяга при работе этих двигателей возникает за счет разности количеств движения (произведения массы на скорость), выходящего из выпускной системы газовоздушного потока и входящего в приемное устройство ГТД воздуха. Тяга направлена при этом в сторону, противоположную направлению истечения газов, т. е. является реактивной. Нетрудно представить себе, что для увеличения тяги реактивного двигателя необходимо увеличить разность количеств движения, т. е. на выходе из ГТД произведение массы на скорость должно значительно превышать такую же величину на входе. Решению этой задачи служат все элементы конструкции ГТД.

Существуют три типа газотурбинных двигателей: турбореактивные, турбореактивные двухконтурные и турбовинтовые. Рассмотрим принцип работы каждого типа двигателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector