Ис (танк, 1940)
Содержание:
- Модификации
- M26 (танк)
- Технические характеристики
- ИС 2
- Модификации
- Устройство танка ИС-1.
- Модификации
- Технические характеристики
- Историческая справка
- ИЖ-58
- развитие
- Второй президент
- Боевое и другое применение
- Источники[править]
- Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130
- Создание ИС-1
- Оружие и боевая техника
- Совместимое оборудование
- История создания
- Модификации
- Указания во флористических списках (6)
- Список президентов Украины
- Машины на базе ИС-1[править]
Модификации
Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
Машины на базе ИС-1
Большая потребность фронтовых частей в тяжёлых самоходно-артиллерийских установках СУ-152 сразу же поставила вопрос о создании её аналога на базе танка ИС, поскольку в свете его запуска в серию танк КВ-1с снимался с производства, а его база использовалась для производства СУ-152. Поэтому параллельно с разработкой ИС-1 на заводе № 100 сразу же разрабатывался его вариант под компоновку гаубицы-пушки МЛ-20С в неподвижной броневой рубке. Изначально проект этой САУ именовался ИС-152, ведущим конструктором по этой машине был Г. Н. Москвин. В ноябре 1943 года был построен и испытан прототип новой самоходки Объект 241, в том же месяце он был принят на вооружение РККА и запущен в серию на ЧКЗ под названием ИСУ-152.
Более позднюю «самоходку» ИСУ-122 рассматривать как машину на базе ИС-1 неправомерно, хотя ходовые части у них были почти идентичны. Прототип ИСУ-122 Объект 242 был построен в декабре 1943 года, когда сам ИС-1 уже сходил с производства, а серийный выпуск ИСУ-122 был налажен в апреле 1944 года, когда из танков ЧКЗ выпускал только ИС-2 и все усовершенствования его ходовой части автоматически переходили на ИСУ-122. Кроме того, артиллерийское вооружение ИСУ-122 (особенно ИСУ-122С), было почти идентично танку ИС-2, но не ИС-1.
Объект 248 опытный ИС1 вооруженный 100-мм пушкой С-34
M26 (танк)
M26 | |
---|---|
M26, Pershing | |
Классификация | тяжёлый танк / средний танк |
Боевая масса, т | 43,1 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Производитель | Detroit Arsenal Tank Plant |
Годы производства | 1945 |
Годы эксплуатации | 1945-1953 |
Количество выпущенных, шт. | 1436 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6208 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 8090 |
Ширина, мм | 3505 |
Высота, мм | 2769 |
Клиренс, мм | 440 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная, литая и катаная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 102 / 46° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 76 / 53° |
Борт корпуса, мм/град. | 51—76 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 51 / 0—30° |
Днище, мм | 13—25 |
Крыша корпуса, мм | 22 |
Лоб башни, мм/град. | 102 / 0° |
Маска орудия, мм/град. | 114 |
Борт башни, мм/град. | 76 / 0—8° |
Корма башни, мм/град. | 76 / 0—5° |
Крыша башни, мм | 25 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 90-мм M3 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 50 |
Боекомплект пушки | 58 |
Углы ВН, град. | −10…+20° |
Прицелы | телескопические M71C, M8A1, телескопический T121 |
Пулемёты | 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4 |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 8‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 500 |
Скорость по шоссе, км/ч | 48 |
Запас хода по шоссе, км | 120 |
Удельная мощность, л. с./т | 11,6 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,9 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30° |
Преодолеваемая стенка, м | 0,9 |
Преодолеваемый ров, м | 2,45 |
Преодолеваемый брод, м | 1,2 |
M26 на Викискладе |
M26 «Першинг» (англ. M26 Pershing ) — американский средний танк 1944—1969 годов (в 1944—1946 годах в американской армии M26 временно классифицировался как тяжёлый). Назван в честь генерала Джона Першинга, возглавлявшего американский экспедиционный корпус во время Первой мировой войны. Разрабатывался в качестве замены для М4 Шерман. С февраля 1945 года танки «Першинг» принимали участие во Второй мировой войне; в 1950—1951 годах участвовали в Корейской войне.
Технические характеристики
Двуствольное бескурковое дробовое охотничье ружье центрального боя ИЖБ-47 имело следующие ттх:
- Калибр: 12, 16, 20.
- Сталь: 50А Ижевского завода.
- Сверление: правый ствол – получок, левый ствол – чок.
- Длина ствола: 700 мм.
- Длина патрона: 70,1 мм.
- Длина ружья 1130 мм.
- Вес ружья: от 3 до 3,2 кг.
- Вес ствола: 1,5 кг.
- Ложе: с пистолетной головкой.
- Диаметр бойков: 2,5 мм
- Угол наклона бойков относительно оси канала ствола: нет.
- Выступ бойка из щитка колодки: не допускается.
- Усилие спуска на передний спусковой крючок: 1,5-2,7 кг.
- на задний: 1,7-3,0 кг.
Калибр | 12, 16, 20 |
Масса, кг | до 3,2 |
Длина патронников | 70 |
Диаметр бойков, мм | 2,5 |
Длина стволов, мм | 700 |
Усилие спуска, кг | передний спусковой крючок 1,5-2,7; задний 1,7-3 |
Изготовляется со стволами, имеющими сверловку. Указывает на способ сверловки клеймо. Например «18,2/17,4» — чок имеет диаметр (левый ствол) 17,4 мм, канал – 18,2 мм.
Результаты отстрелов также отображены клеймами
При изучении этих показателей, нужно, прежде всего, обращать внимание, что клеймо с параметрами рабочего давления отсутствует, эти данные записаны в паспорте
ИС 2
ТТХ ИС 2 не имело отличий от ИС 1, вес составляет 46 тонн, однако на танк было установлено более мощное вооружение (122 мм. пушка), поэтому было принято решение о широком производстве именно этой модели. Скорострельность орудия согласно описанию составляла 3-4 выстрела в минуту, однако по описанию очевидцев, в условиях боевых действий скорострельность могла достигать 5-6 выстрелов в минуту.
Боевое применение ИС 2 сложно переоценить. Танковые дивизии лучшим образом зарекомендовали себя при штурме городов, которые в то время представляли собой неприступные крепости. Также благодаря тяжелому вооружению, ИС 2 отлично показал себя в столкновениях с немецкими «Пантерами» и «Тиграми».
На основе ИС 2 также были разработаны и выпущены в производство тяжёлые истребители танков ИСУ-122 и ИСУ-122С, в которых были значительно переработаны системы пушек.
Всё же модель имела слабые места, такие как слабое бронирование и ненадёжный двигатель, поэтому советским командованием принято решение о разработке схем последующих моделей.
Модификации
Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
Машины на базе ИС-1
Основная статья: ИСУ-152
Большая потребность фронтовых частей в тяжёлых самоходно-артиллерийских установках СУ-152 сразу же поставила вопрос о создании её аналога на базе танка ИС, поскольку в свете его запуска в серию танк КВ-1с снимался с производства, а его база использовалась для производства СУ-152. Поэтому параллельно с разработкой ИС-1 на заводе № 100 сразу же разрабатывался его вариант под компоновку гаубицы-пушки МЛ-20С в неподвижной броневой рубке. Изначально проект этой САУ именовался ИС-152, ведущим конструктором по этой машине был Г. Н. Москвин. В ноябре 1943 года был построен и испытан прототип новой самоходки Объект 241, в том же месяце он был принят на вооружение РККА и запущен в серию на ЧКЗ под названием ИСУ-152.
Более позднюю «самоходку» ИСУ-122 рассматривать как машину на базе ИС-1 неправомерно, хотя ходовые части у них были почти идентичны. Прототип ИСУ-122 Объект 242 был построен в декабре 1943 года, когда сам ИС-1 уже сходил с производства, а серийный выпуск ИСУ-122 был налажен в апреле 1944 года, когда из танков ЧКЗ выпускал только ИС-2 и все усовершенствования его ходовой части автоматически переходили на ИСУ-122. Кроме того, артиллерийское вооружение ИСУ-122 (особенно ИСУ-122С), было почти идентично танку ИС-2, но не ИС-1.
«Объект 244» — опытная машина, переделанная из первого образца «Объекта 237» для установки опытного орудия Д-5-Т-85БМ. Впоследствии на нем также были установлены опорные катки оригинальной конструкции ОКБ завода № 100. предназначавшиеся для нового опытного тяжелого танка — «Объект 252» (ИС-6) и дополнительный груз (8 т). Диаметр двухскатных опорных катков по сравнению со стандартными катками танка ИС-1 был увеличен до 750 мм. Обод катка был изготовлен из стали 45, а штампованный диск из стали 40. Во время испытаний средняя скорость движения танка составила 22.5 км/ч, максимальная — 35,4 км/ч. Конструкция опорных катков была признана удовлетворительной.
«Объект 248» — опытный образец на базе ИС-1, перевооруженный 100-мм пушкой С-34.
Устройство танка ИС-1.
Над местом механика-водителя устроен люк, оборудованный выдвижной крышкой. Для эвакуации за местом механика-водителя находился эвакуационный люк, справа от сидения – курсовой пулемет. Для облегчения освоения танков в производстве, по ряду узлов ИС-1 унифицирован с прежними тяжелыми танками. Серийный выпуск ИС-1 продолжался сравнительно недолго, ему на смену пришла модификация с более мощным орудием – ИС-2 вооруженный 122-мм пушкой. Как и более ранняя модификация он известен под двумя индексами – ИС-122, а также ИС-2.
Одной из причин, вызвавшей возобновление интереса советского руководства к тяжелым танкам, стало применение противником на Тихвинском фронте танка «Тигр». В своем докладе на совещании в Ставке в конце февраля сорок третьего года, начальник артиллерии Воронов, сообщил о внезапном появлении нового тяжелого танка противника и подчеркнул, что КА не имеет артиллерийских орудий способных эффективно бороться с ним.
По прошествии нескольких дней И.Сталин в телефонном разговоре с В.Грабиным поинтересовался, какое время потребуется для возобновления выпуска заводом №92 107-мм танковой пушки ЗИС-6. Подготовка, к производству которой была спешно свернута заводом № 92 еще в 1941г. По заверениям Грабина этот срок не должен был превысить пятнадцать-двадцать дней.
В начале апреля ЧКЗ получил указание от ОГК НКТП начать проектирование двух тяжелых танков. По заданию, новые танки при массе, не превышающей таковую у танка КВ (46тонн), должны были защищены броней не менее ста миллиметров и вооружены пушкой калибра 85-мм. Последнее предполагало наличие погона башни не менее 1700 мм. Второй танк необходимо вооружить 107-мм танковой пушкой и иметь погон башни не менее 1850 мм.
Постановление ГОКО от 15 апреля 1943г. предписывало Наркомату Вооружения сконструировать танковое орудие способное противодействовать немецким тяжелым танкам, для чего следовало организовать выпуск специальных самоходных артиллерийских орудий- истребителей танков. Подходящие по своим характеристикам 85-107 мм орудия ЗИС-25 и ЗИС-26 были к тому времени спроектированы, а также частично изготовлены и предназначались для вооружения самоходных орудий. Что добавляла трудностей при установке их в танковую башню.
Впрочем, согласно существующим на то время взглядам тяжелый танк, был именно машиной, предназначенным для прорыва обороны противника. А противодействие танкам противника возлагалась главным образом на артиллерию. Но как оказалось, что именно эти машины могли быть вооружены артиллерийской системой способной успешно противостоять «Тиграм».
После обсуждения, ОГК НКТП одобрил проекты танков ИС-3 и ИС-4 вооруженными соответственно 85-107 мм пушками. Эти проекты представляли собой возврат к шестикатковой ходовой, по типу КВ-1, и корпусом с использованием технологии броневого лить ранее отработанным на танках КВ-13 и прототипах ИС.
Выпуск новых танков ИС должен был приурочен к началу летней компании 1943г. Но как оказалось, выпуск 107-мм боеприпасов прекращен еще в 1942г., а его возобновлению мешает дефицит оборудования. Так что ИС-4 оказался без пушки. В начале мая 1943г., после очередного совещания, ГОКО установил новые сроки для создания новых танковых орудий. В соответствии с этим решением для вооружения новых танков разрешили ограничится пушкой с баллистикой 85-мм зенитного орудия. Но и с этими орудиям все было далеко не благополучно.
Первые два тяжелых танка, для прохождения сравнительных испытаний вооружили орудиями Д-5Т-85 и С-31. Представляющие собой разработки двух конкурирующих организаций ОКБ №9 и ЦАКБ. В ходе испытаний пушка Д-5Т-85 показала свое превосходство, благодаря меньшей массе и габаритам. Поэтому ее и рекомендовали для вооружения ИС-1.
Невзирая на все усилия по подготовке производства к выпуску новых орудий, завод №9 сорвал план их производства в 1943г. Главным образом это связано с конструктивной сложностью Д-5Т. Как следствие первая партия танков в июле на фронт не попала. Первая партия пушек была получена ЧКЗ только в конце этого месяца. Ими сразу стали комплектоваться литые башни ИС-1, которые к этому времени в значительном количестве скопились на территории завода. Трансмиссия и ходовая часть, также добавила немало проблем танкостроителям.
Модификации
Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
Машины на базе ИС-1
Основная статья: ИСУ-152
Большая потребность фронтовых частей в тяжёлых самоходно-артиллерийских установках СУ-152 сразу же поставила вопрос о создании её аналога на базе танка ИС, поскольку в свете его запуска в серию танк КВ-1с снимался с производства, а его база использовалась для производства СУ-152. Поэтому параллельно с разработкой ИС-1 на заводе № 100 сразу же разрабатывался его вариант под компоновку гаубицы-пушки МЛ-20С в неподвижной броневой рубке. Изначально проект этой САУ именовался ИС-152, ведущим конструктором по этой машине был Г. Н. Москвин. В ноябре 1943 года был построен и испытан прототип новой самоходки Объект 241, в том же месяце он был принят на вооружение РККА и запущен в серию на ЧКЗ под названием ИСУ-152.
Более позднюю «самоходку» ИСУ-122 рассматривать как машину на базе ИС-1 неправомерно, хотя ходовые части у них были почти идентичны. Прототип ИСУ-122 Объект 242 был построен в декабре 1943 года, когда сам ИС-1 уже сходил с производства, а серийный выпуск ИСУ-122 был налажен в апреле 1944 года, когда из танков ЧКЗ выпускал только ИС-2 и все усовершенствования его ходовой части автоматически переходили на ИСУ-122. Кроме того, артиллерийское вооружение ИСУ-122 (особенно ИСУ-122С), было почти идентично танку ИС-2, но не ИС-1.
Объект 248 опытный ИС1 вооруженный 100-мм пушкой С-34
Технические характеристики
Историческая справка
-
Основная статья: История Т-10
Т-10М на параде
В конце 40-х годов с тяжелыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении состояли три типа — ИС-2, ИС-3 и ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу. В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новую машину.
Основным требованием являлось ограничение боевой массы — не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором, ответственным за объект 730 (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина. Официально машина получила название ИС-8.
В апреле 1949 года был разработан техпроект. Сейчас уже неизвестно, от кого исходила эта идея, но объект 730 стал прямым развитием линии танка ИС-3. Форма корпуса, особенно характерный «щучий нос», литая башня обтекаемой-формы вызывали прямые ассоциации с ИС-3. В мае для отработки основных функциональных решений построили деревянный макет в натуральную величину, а затем в опытном цехе началось изготовление первого прототипа ИС-8. После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворила техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два этапа заводских испытаний в 1949 году, после чего в апреле — мае 1950 года на НИБТ полигоне в Подмосковной Кубинке состоялись госиспытания. По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство ИС-8, но с доработками. В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10. В 1956 году на вооружение приняли модификация Т-10А. В модификации на пушку был установлен стабилизатор, заменен прицел и маска пушки.
В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Основное ее отличие — применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. В остальном танк был подобен Т-10А. Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном объекте 264, а чуть позже на объекте 265 испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками.)
В 50-х и 60-х годах по мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения — 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. В 1966 году производство Т-10М прекратили.
По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения. В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.
ИЖ-58
Данное 2-ствольное оружие выполнено в горизонтальном виде. Предусматривается возможность использования следующих вариантов калибров:
- 12;
- 16;
- 20;
Модель появилась благодаря Л. И. Пугачеву. С самого начала ИЖ-58 очень хорошо зарекомендовал себя, что и позволило гарантировать его выпуск более 30 лет. В наши дни можно найти некоторые версии легендарной модели. Нужно отметить, что многие экземпляры выпускали с двенадцатью и шестнадцатью калибрами, но при этом изначально модель была задумана под 20 и 28. Серийно ружья с 28 калибром не предлагались. В 1987 году модель в большей части заменил ИЖ-43.
развитие
ИС-1 (Объект 237) разрабатывался как ИС-85 СКБ № 2 под руководством Йозефа Яковлевича Котина в Челябинске с весны 1942 года . В танке реализованы различные технические решения, разработанные для KW-13. В связи с критикой KW-13 и появлением Pz VI «Тигр» для ИС-85 была разработана более просторная трехместная башня с пушкой 85 мм и первоначально использованное решение от KW-13 с двухместной башней и 76,2 мм. -мм пушка снова отброшена. В качестве основного вооружения сравнивались две 85-мм пушки С-31 и Д-5Т. С-31 была экспериментальной пушкой, в которой ствол диаметром 85 мм совмещался с днищем 76,2-мм пушки SiS-5 . Д-5Т отличался малой массой и малой отдачей. Обе пушки не могли быть установлены в башне KW-13. Трехместная башня, в свою очередь, вынудила удлинить корпус на 420 мм, что потребовало наличия шестого ролика, так что привод снова в значительной степени соответствовал танкам серии KW. В итоге вес увеличился до приемлемых 44 т. По сравнению с KW-1S давление на грунт увеличилось с 0,74 до 0,78 кг / см², скорость и дальность полета были ниже.
КВт-85
Одновременно с разработкой ИС-85 Челябинский тракторный завод разработал два усовершенствования боевой ценности для KW-1S параллельно с серийным производством KW-1S, чтобы смягчить задержки в разработке ИС-85 до его готовности к серийному производству — Объект 238 с пушкой С-31 в немодифицированном. Башня серии и Объект 239 с Д-5Т в башне ИС-85 (Объект 237). Оба прототипа имели корпус серийного KW-1S.
Сравнительные тесты
Объект 238 и Объект 239 подверглись сравнительным испытаниям вместе с двумя опытными образцами ИС-85 в июле 1943 года. В результате этих испытаний Объект 238 был списан, объект 237 получил обозначение IS-85, а объект 239 — KW-85 .
2 августа 1943 г. были проведены дальнейшие испытания ИС-85 и KW-85 в Кубинке и Гороховецках. Приемочная комиссия рекомендовала обе модели к серийному производству. Затем новые танки были представлены советскому руководству в Кремле 8 августа 1943 года.
Второй президент
Президентство Леонида Макаровича продлилось относительно недолго, и уже в июле 1994 года во втором туре он проиграл некогда действующему премьер-министру Леониду Даниловичу Кучме. Выражение «что имеем, не ценим, а потерявши — плачем» можно в полной мере отнести и ко второму по счету кандидату в президенты Украины. Список его достижений достаточно велик, чтобы украинский народ мог в полной мере гордиться и в прямом смысле слова «скучать» по нему. В это же время и список его провалов также «маячит, как бельмо на глазу», поэтому есть и противники его политики.
Боевое и другое применение
Бытует мнение, распространенное в старых источниках, что танки ИС-3 не использовались в ходе боевых действий во время ВОВ. Однако именно эти тяжелые машины (52 шт.) в сентябре 1945 года принимали участие в Параде союзной армии, посвященном победе над фашистским гнетом. Находясь в составе армии СССР, вызвали сильный эффект у западных представителей антигитлеровской коалиции.
Кроме того, есть сведения, что ИС-3 применялся в боях против Японии в августе ´45 г. в качестве испытаний вооружения. При подавлении Венгерского восстания в ´56 году также использовали боевую машину. При этом количество потерянных ИС-3 было минимально. Те события стали единственным военным участием в истории, находясь в составе Красной Армии.
Позднее, когда отношения с Китаем были обострены, «щуку» вместе с предшественником, а также танком ИС-4 применяли для усиления границ на Дальнем Востоке. Примечательно, что некоторые машины были зарыты в качестве ДОТ, но ряд тяжелой техники несли боевое дежурство.
Источники[править]
Бронетехника СССР периода Второй мировой войны
до 1918 → 1919 — 1941 → 1941 — 1945 → 1945 — 1991 → 1991 — настоящее время
Лёгкие танки:
Т-40 • Т-127 • Т-50 • Т-50-2 • Т-60 • Т-45 • ЛТП • Т-70 • Т-80 • МТ-25 • ЛТТБ • Танк Гаврилова • ЛТГ
Средние танки:
Т-34 • Т-34-57 • А-43 • А-44 • ЗИС-96 • Т-34-3 • КВ-13 • Т-43 • Т-34 Экранированный • Т-34-85 • Т-34-85М • Танк Григоренко • Т-44 • Т-44-122 • Т-44Б • Т-34-100 • Т-54 Первый Образец
Тяжёлые танки:
КВ-1 • КВ-2 • Танк Страздыня • Т-150 • КВ-220 • КВ-3 • КВ-4 • КВ-1с • КВ-5 • КВ-1К • КВ-85 • КВ-9 • КВ-Ч • КВ-100 • КВ-122 • ЭКВ • ИС-1 • ИС-2 • ИС-М • ИС-М Вариант II • Объект 244 • Объект 245 • Объект 248 • ИС-2-II • Объект 703 II • ИС-3 • ИС-3-II • СТ-I • СТ-II • ИС-5 • ИС-6
Огнемётные и химические танки:
КВ-6 • КВ-8 • ОТ-34 • КВ-12
Суррогатные танки:
НИ-1 • ИЗ
Лёгкие САУ:
ЗИС-41 • 76,2-мм штурмовое орудие поддержки • И13.73-СУ • И13.75-СУ • И13.76-СУ • СУ-76 • СУ-71 • СУ-15 • СУ-16 • СУ-ИТ-45 • СУ-74А • СУ-74Б • СУ-74Д • ГАЗ-75 • Истребитель танков (проект МВТУ) • СУ-85А • ОСУ-76
Средние САУ:
У-34 • СГ-122 • СУ-122 • СУ-Д25 • СУ-122М • СУ-85-I • СУ-85 • СУ-122-III • СУ-85-IV • СУ-76и • СУ-Д15 • СУ-85БМ-I • СУ-85БМ-II • СУ-100 • СУ-122П • СУ-122-44 • ЭСУ-100 • СУ-100М-1 • СУ-100М-2 • СУ-101 • СУ-102
Тяжёлые САУ:
У-18 • У-19 • СУ-152 • С-59 • ИСУ-152М • ИСУ-122 • ИСУ-122С • ИСУ-152-1 • ИСУ-152-2 • ИСУ-122-1 • ИСУ-122-3 • ИСУ-130
Истребители танков:
КВ-7 Вариант I • КВ-7 Вариант II • НАТИ-ЦАКБ • КСП-76 • САУ Шашмурина • СУ-85Б • Объект 704
Самоходные гаубицы:
ИСУ-152 • С-51
Суррогатные САУ:
ЗИС-30 • ХТЗ-16
Зенитные самоходные установки:
ЗИС-43 • Т-90 • СУ-72 • СУ-11 • ЗСУ-37
Реактивные системы залпового огня:
БМ-8-24 • БМ-13-16 • БМ-8–48 • БМ-13Н • БМ-31-12
Бронеавтомобили:
ЛБ-62 • ИЗ • БА-64
Бронетранспортёры:
ТБ-42 • БА-64Е • Б-3
Артиллерийские тягачи:
СТЗ-5 • Объект 42 • ЗИС-22МБ • АТП-1
Боевые аэросани и снегоходы:
ЦАГИ-AHT-IV • НКЛ-16 • 02СС • НКЛ-26 • РФ-8 (ГАЗ-98) • БА-64-З
Танкетки-торпеды:
ЭТ-1-627
Другие разработки:
Транспортная машина Гриневича
Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130
Создание ИС-1
История ИС началась в феврале 43-го, когда Панцерваффе впервые применили в боях на Кубани новейшие Pz. VI и выяснилось, что советские танки качественно уступая в защищённости и огневой мощи просто не способны им противостоять.
Поэтому в начале марта ЦАКБ Грабина получило приказ, сначала на перевооружение КВ более мощным орудием, а когда стало ясно, что конструктивные особенности серийного «Ворошилова» попросту не позволяют это выполнить – на создание нового танка, максимально унифицированного с ним.
Танк ИС-1
Прототип ИС (перекомпонованный КВ-13) катали по раскисшему весеннему полигону с обычной 76-миллиметровой ЗиС-5, однако когда в середине апреля прояснилась ситуация с бронированием «Тигра», начались эксперименты по установке на танк 85- и 122-миллиметровых стволов. Разумеется, это повлекло изменения в конструкции башни, так её вариант даже с орудием Д-5Т потребовал усиления корпуса «тринадцатого», который в результате вырос в длину на 420 мм.
В августе ИС-1 оснащённый новой арт-установкой продемонстрировали высшему военно-политическому истеблишменту страны и 4 сентября он был официально принят на вооружение РККА.
Оружие и боевая техника
Совместимое оборудование
История создания
В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.
Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.
Базой для разработки стал КВ-13, причем одновременно велись работы по машинам, вооруженным 76 и 122 мм пушками (будущие ИС-1 и ИС-2 соответственно). К этому времени в распоряжении советских военных был захваченный образец танка «Тигр», который испытали обстрелом из танковых и противотанковых орудий.
Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.
При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).
Поскольку разработка 85 мм системы опережала создание носителя, то летом 1943 года стартовало производство КВ-85. Окончательная разработка первого танка серии ИС, получившего обозначения ИС-85 (с марта 1944 года – ИС-1), закончилась только осенью, а в октябре были собраны первые 2 серийные машины. К этому времени в Челябинске активно дорабатывался проект ИС-2, поэтому жизненный цикл ИС-1 оказался коротким.
Серийный выпуск техники прекратился уже в январе 1944 года, всего было собрано 107 экземпляров танка. Кроме того, существовал опытный экземпляр танка, созданный в рамках работ по «Объекту 248», вооруженный 100 мм орудием С-34.
Модификации
Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
Машины на базе ИС-1
Основная статья: ИСУ-152
Большая потребность фронтовых частей в тяжёлых самоходно-артиллерийских установках СУ-152 сразу же поставила вопрос о создании её аналога на базе танка ИС, поскольку в свете его запуска в серию танк КВ-1с снимался с производства, а его база использовалась для производства СУ-152. Поэтому параллельно с разработкой ИС-1 на заводе № 100 сразу же разрабатывался его вариант под компоновку гаубицы-пушки МЛ-20С в неподвижной броневой рубке. Изначально проект этой САУ именовался ИС-152, ведущим конструктором по этой машине был Г. Н. Москвин. В ноябре 1943 года был построен и испытан прототип новой самоходки Объект 241, в том же месяце он был принят на вооружение РККА и запущен в серию на ЧКЗ под названием ИСУ-152.
Более позднюю «самоходку» ИСУ-122 рассматривать как машину на базе ИС-1 неправомерно, хотя ходовые части у них были почти идентичны. Прототип ИСУ-122 Объект 242 был построен в декабре 1943 года, когда сам ИС-1 уже сходил с производства, а серийный выпуск ИСУ-122 был налажен в апреле 1944 года, когда из танков ЧКЗ выпускал только ИС-2 и все усовершенствования его ходовой части автоматически переходили на ИСУ-122. Кроме того, артиллерийское вооружение ИСУ-122 (особенно ИСУ-122С), было почти идентично танку ИС-2, но не ИС-1.
«Объект 244» — опытная машина, переделанная из первого образца «Объекта 237» для установки опытного орудия Д-5-Т-85БМ. Впоследствии на нем также были установлены опорные катки оригинальной конструкции ОКБ завода № 100. предназначавшиеся для нового опытного тяжелого танка — «Объект 252» (ИС-6) и дополнительный груз (8 т). Диаметр двухскатных опорных катков по сравнению со стандартными катками танка ИС-1 был увеличен до 750 мм. Обод катка был изготовлен из стали 45, а штампованный диск из стали 40. Во время испытаний средняя скорость движения танка составила 22.5 км/ч, максимальная — 35,4 км/ч. Конструкция опорных катков была признана удовлетворительной.
«Объект 248» — опытный образец на базе ИС-1, перевооруженный 100-мм пушкой С-34.
Указания во флористических списках (6)
Список президентов Украины
Основная статья: Список президентов Украины
№ | Имя | Срок полномочий | Партия | ||
---|---|---|---|---|---|
Начало | Конец | ||||
1 | Леонид Макарович Кравчук | 5 декабря 1991 | 18 июля 1994 | КПСС (до 1991)Беспартийный (1991—1994)Социал-демократическая партия Украины (с 1994) | |
2 | Леонид Данилович Кучма | 19 июля 1994 | 22 января 2005 | КПСС (до 1991)Беспартийный (с 1991) | |
3 | Виктор Андреевич Ющенко | 23 января 2005 | 25 февраля 2010 | КПСС (до 1991)Народно-демократическая партия (1996—2005)Наша Украина (с 2005) | |
4 | Виктор Фёдорович Янукович | 25 февраля 2010 | 22 февраля 2014 | КПСС (до 1991)Партия регионов (2000—2014)Беспартийный (с 2014) | |
— | Александр Валентинович Турчинов(исполняющий обязанности) | 23 февраля 2014 | 7 июня 2014 | КПСС (до 1991)Громада (1998—1999)Батькивщина (1999—2014)Народный фронт (с 2014) | |
5 | Пётр Алексеевич Порошенко | 7 июня 2014 | настоящее время | СДПУ(о) (1998—2000) Партия регионов (2000—2001)Солидарность (2001—2005)Наша Украина (2005—2010)Беспартийный (с 2010) |
Временная шкала
Партийная принадлежность
Беспартийный
Наша Украина
Партия регионов
Батькивщина
Блок Петра Порошенко «Солидарность»
Машины на базе ИС-1[править]
ИСУ-152править
Большая потребность фронтовых частей в тяжёлых самоходно-артиллерийских установках ИСУ-152 сразу же поставила вопрос о создании её аналога на базе танка ИС, поскольку в свете его запуска в серию танк КВ-1с снимался с производства, а его база использовалась для производства ИСУ-152. Поэтому параллельно с разработкой ИС-1 на заводе № 100 сразу же разрабатывался его вариант под компоновку гаубицы-пушки МЛ-20С в неподвижной броневой рубке. Изначально проект этой САУ именовался ИСУ-152, ведущим конструктором по этой машине был Г. Н. Москвин. В ноябре 1943 года был построен и испытан прототип новой самоходки Объект 241, в том же месяце он был принят на вооружение РККА и запущен в серию на ЧКЗ под названием ИСУ-152.
ИСУ-122править
Более позднюю «самоходку» ИСУ-122 рассматривать как машину на базе ИС-1 неправомерно, хотя ходовые части у них были почти идентичны. Прототип ИСУ-122 Объект 242 был построен в декабре 1943 года, когда сам ИС-1 уже сходил с производства, а серийный выпуск ИСУ-122 был налажен в апреле 1944 года, когда из танков ЧКЗ выпускал только ИС-2 и все усовершенствования его ходовой части автоматически переходили на ИСУ-122. Кроме того, артиллерийское вооружение ИСУ-122 (особенно ИСУ-122С), было почти идентично танку ИС-2, но не ИС-1.
Объект 244править
«Объект 244» — опытная машина, переделанная из первого образца «Объекта 237» для установки опытного орудия Д-5-Т-85БМ. Впоследствии на нем также были установлены опорные катки оригинальной конструкции ОКБ завода № 100. предназначавшиеся для нового опытного тяжелого танка — «Объект 252» (ИС-6) и дополнительный груз (8 т). Диаметр двухскатных опорных катков по сравнению со стандартными катками танка ИС-1 был увеличен до 750 мм. Обод катка был изготовлен из стали 45, а штампованный диск из стали 40. Во время испытаний средняя скорость движения танка составила 22.5 км/ч, максимальная — 35,4 км/ч. Конструкция опорных катков была признана удовлетворительной.
Объект 248править
«Объект 248» — опытный образец на базе ИС-1, перевооруженный 100-мм пушкой С-34.
Подбитые ИС-1, Словакия, осень 1944 года. Вполне возможно, что танки принадлежали 12-й гвардейской танковой бригаде