Корветы проект 20385: военные корабли технологии стелс «гремящий» и «проворный»

Оценка проекта

Критика проекта 20380 в основном концентрируется вокруг его слабого противовоздушного и противоракетного вооружения, недостаточной дальности плавания и ненадёжности двигателей. Так, отдельными авторами отмечалось, что один боевой модуль ЗРАК «Кортик» и два автомата АК-630М, установленные на головном корабле серии, не могут обеспечить эффективную защиту от современных средств воздушного нападения, что во многом объясняется задержкой с разработкой перспективного ЗРК «Редут». Также отмечалось, что за недолгое время службы головного корабля проекта «Стерегущего» на нём дважды ломались оба среднеоборотных дизельных двигателя главной энергетической установки, что является признаком их недоработанности. В целом, по мнению Ю. В. Апалькова, анализ боевых возможностей проекта пока произвести затруднительно.

С мощным «Заслоном»

Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» войдет в состав 165-й бригады кораблей, базирующейся во Владивостоке, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Тем самым было решено усилить юго-восточные рубежи страны и военно-морское присутствие на Тихом океане.

«Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» — седьмой представитель серии корветов проекта 20380 «Стерегущий». Он получил свое название в честь матроса Тихоокеанского флота, который в 2009 году ценой своей жизни предотвратил катастрофу на эсминце «Быстрый» и спас корабль и 300 человек экипажа.

Многоцелевой корвет проекта 22380 стал самым массовым крупным боевым кораблем, разработанным в постсоветское время. До сегодняшнего дня в составе ВМФ России их было шесть. «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий» несут службу на Балтийском флоте, «Совершенный» и «Громкий» — на Тихоокеанском. «Ретивый» и «Строгий» достраивают в Санкт-Петербурге: по плану они должны войти в состав Балтийского или Черноморского флотов.

Для отправки на Тихоокеанский флот запланировали два корвета, построенных по обновленному проекту. «Алдар Цыденжапов» был передан флоту в конце прошлого года, «Резкий» должен быть готов до конца этого года. Оба корабля строились на Амурском судостроительном заводе.

Одно из главных преимуществ новых кораблей серии — интегрированные РЛС «Заслон». Они способны эффективно обнаруживать выполненные по стелс-технологии аппараты на расстоянии 75 км, а более простые цели — не менее чем за 300 км. Антенный блок закреплен в основании мачты и внешне напоминает пирамиду с большим количество граней. За каждой гранью скрыты стационарные приемо-передающие устройства, которые отслеживают перемещения различных объектов. Операторы РЛС могут получать на экранах точную и непрерывную картинку о воздушной, надводной и наземной обстановке в режиме реального времени. На традиционных установках она прерывается из-за вращения приемо-передающего блока. В состав комплекса входят аппаратная, командный пункт, посты высокочастотных и радиотехнических приборов.

— Радар этого корвета настолько мощный, что может даже следить за снарядами, которыми стреляют из пушки, — пояснил «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — В 165-й бригаде он будет самым крупным кораблем. У него отличные ходовые качества и мощное вооружение. А радиолокационное оборудование будут использовать в интересах всей группировки в Приморье и прилегающей акватории.

А как же стандартизация?

А затем в начале 2018 года появляется информация о сокращении числа строящихся корветов проекта 20380 в пользу начала более активного строительства корветов проекта 20386. На первый взгляд, это более чем логично. Но в том-то и дело, что только на первый.

Давайте вспомним, что новые корабли Флоту нужны как можно быстрее. Вспомним, что проект 20380 уже хорошо отработан. Примем к сведению, что планируемые к установке на «20386-й» газотурбинные установки до сих пор остаются «узким местом» российского ОПК. Вспомним, что первый «20386-й» планируется ввести в строй лишь в 2021–22 годах. Прикинем и то, что близкий к головному корвету проекта 20386 «Дерзкий» по количеству новаторских решений головной фрегат проекта 22350 был заложен еще в 2006 году, но до сих пор не вошел в состав ВМФ. Не забудем о том, как выросла за годы постройки стоимость того же «Совершенного» и примерим этот момент к «Дерзкому». Освежим в памяти сообщения, что в ближайшие два года пик гособоронзаказа в России будет пройден, и это повлечет за собой соответствующее снижение финансирования отрасли…

Вот теперь самое время задуматься: стоит ли именно сейчас отказываться от «20380-х» в пользу «20386-х»? Не будет ли правильным сначала дождаться окончания испытаний «Дерзкого», а уже после этого приступать к корректировке кораблестроительных программ? Кстати, а почему ради корветов проекта 20386 следует отказываться именно от «20380-х»?

Ну и, под занавес, еще один вопрос. Когда хоть кто-нибудь вспомнит о необходимости стандартизации?

Конструкция

Корпус корвета 20380

Применяется стальной бронированный корпус корвета 20380. Модульная конструкция обеспечивает дальнейшую модернизацию судна. Надстройки корабля выполняются из полимерно-композитных материалов – впервые в мировой практике. Применены подводные обводы низа корпуса, снижающие сопротивление хода. Поэтому увеличивается скорость и дальность плавания, экономия топлива – причина выбора лёгкой экономной ГЭУ (главной энергетической установки). Углы настройки корпуса снижают заметность при применении противником средств обнаружения – «партнёры» видят силуэт размытый и нечёткий. Используемые стелс-материалы в надстройке поглощают или пропускают РЛС-лучи сквозь корпус. Сталь корпуса покрывается слоями стекло-пластика из специального состава на основе углеродистого волокна – в несколько раз уменьшающего видимость для чужих РЛС и тепловизоров. Для этих же целей используются также теплоизоляторы.

ГЭУ проекта корвета 20380

В ГЭУ корвета 20380 входят 4 дизельных двигателя, объёдинённых в 2 дизель-агрегата, мощность по 6 тыс.л.с. «Коломенские» двигатели ремонтопригодны и долговечны. Одну валолинию с пятилопостным винтом вращают два последовательно установленных двигателя в кормовой части и аналогичная им пара в кормовой, создавая усилие в 24 000 л.с. Для бесшумности работы моторов использованы технологии подводных лодок – заметность корабля в гидроакустическом диапазоне стала существенно меньше. И всё благодаря амортизаторам и специальным материалам.

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.

«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.

Путин выразил соболезнования в связи с крушением индонезийского Boeing

АЕК-971, или Основной конкурент АК-12

Сегодня у нового образца автомата Калашникова появился серьезный конкурент. Конструкторы из Коврова использовали принципиально новую схему, которая значительно уменьшает отдачу от оружия. Стрельба, благородя меньшей отдаче, более плавная, однако вес несколько больше, нежели у АК-12. Но если сравнивать в целом, то кучность стрельбы двух моделей практически одинакова. Хотя мощность АК несколько большая. Нельзя не заметить, что АЕК-971 имеет такое существенное преимущество, как новый режим стрельбы – короткими очередями. Но и у АК-12 такая возможность присутствует, тем не менее есть некоторые отличия. Однако как с одной стороны, так и с другой говорится о том, что хорошо бы было принять на вооружение оба образца и опытным путем определить, какой лучше в реальных боевых условиях. В любом случае новейшее военное оружие России будет поставлено на вооружение в 2020 году наряду с комплектом «Ратник».

Проект 20386 – клубок технических и тактических противоречий

Российская оборонная промышленность в течение последних 10-15 лет работает в усиленном режиме. Дело не в том, что со стапелей и с заводских конвейеров сходят в больших количествах новые военные суда и военная техника. По сути одновременно реализуются несколько проектов, каждый из которых представляет собой очередную пробную версию. В судостроительной отрасли сохраняется тенденция строить небольшие военные корабли, которые впоследствии оснащают системами вооружений невиданной мощности. Идея хорошая, и российским конструкторам в этом плане сегодня никто не может составить конкуренцию.

Но уже на стадии реализации проекта возникает очередная попытка улучшить или усовершенствовать проектные данные. Это приводит к замедлению серийного строительства кораблей, столь необходимых современному флоту. В Министерстве Обороны и в высоких кабинетах Генерального Штаба ВМФ продолжается борьба точек зрения: отдать предпочтение корветам или строить в больших количествах малые ракетные корабли.

Сравнение корветов проекта 20380 и 20386

Так и получилось с кораблями проекта 20380, предшественниками корветов проекта 20386. Это были новые боевые суда, на которых планировалось установить мощнейший комплекс ПВО — систему «Редут», оснащенную дальнобойными ракетами 9М96М и морской версией ПЗРК С-400. Уже построенные корабли серии входят в состав Балтийского флота как корабли с самой мощной системой ПВО. Это уже не обычные сторожевики, такие суда больше напоминает крейсера ПВО, выделенные в отдельный класс в иностранных флотах. Следующая версия — корветы проекта 20385 — получили уже вооружение, сравнимое по мощности и типу с вооружением фрегатов проекта 11356.

Поэтому конструкторы в новом проекте 20386, ставшем улучшенной версией корветов проекта 20380, решили уменьшить количество вооружения, снизить боевую нагрузку на конструкцию корабля. Возобладало мнение, что корвет является судном, выполняющим несколько другие задачи. Кораблям этого класса более присущи эскортные и патрульные задачи, и ударные функции им несвойственны. Строить корвет по стоимости, сравнимой с ценой фрегата, нецелесообразно. К тому же корветы как класс кораблей остро нужны флотам для действий на Балтике, на Черном море и на Тихоокеанском морском театре.

Строительство

В новом проекте было сделано все возможное, чтобы избежать катастрофического затягивания сроков строительства. К примеру, четыре корвета проекта 20380 строили почти 8 лет! За это время морально устарело навигационное и радиолокационное оборудование, ушли вперед системы вооружения и способы борьбы на море. Строить заведомо старый корабль — вверх расточительства. Корветы являются промежуточным классом военных судов, тем более что основной «фишкой» этого класса является их невысокая стоимость и массовое строительство. Делать корабль мощной ударной боевой единицей — нецелесообразно, и превращать такой корабль в специализированный комплекс ПВО тоже не имеет резона. Для этих целей необходимо строить корабли других классов и в другом количестве.

https://youtube.com/watch?v=38sVZcGq6To

Назначение и особенности

Корветы проекта 20380 предназначены:

  1. Для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
  2. Для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путём нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  3. Для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ РФ противолодочных кораблей корабль проекта 20380/20385 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем.

Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей, в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля»

Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1)

Особое внимание при проектировании корабля было уделено защите и повышению живучести корабля.. Улучшенная мореходность кораблей проекта типа «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов

Улучшенная мореходность кораблей проекта типа «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов.

По заявлению заместителя командующего ТОФ по вооружению контр-адмирала Игоря Королёва, корабли серии имеют повышенную экономичность, в частности: корвет «Громкий» является самым экономичным кораблем за всю историю Военно-морского флота (ВМФ) и способен совершать походы до берегов Австралии.

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30-летнего жизненного цикла корабля.

Примерные инвестиции и окупаемость

Примеры окупаемости вендинговых автоматов от вендинг-оператора

Наименование

Полная стоимость, руб.

Ежемесячные вложения, руб.

Срок окупаемости, мес.

Кофейный аппарат Gran Gusto

314 тысяч

12 тысяч

18

Снековый автомат

228 тысяч

66 тысяч

8

Снековый уличный

автомат

310 тысяч

88 тысяч

7

Кофейный автомат Unicum Rosso

223 тысячи

11 тысяч

9

Непосредственные участники вендингового рынка рекомендуют не настраиваться на быстрые доходы от вендинга, как это обещают продавцы автоматов. Инвестировать придется постоянно: внедрять современное оборудование и технологии, расширять и обновлять парк автоматов, иначе конкуренты быстро обойдут вас.

Пять автоматов могут дать доход в 20-25 тысяч рублей в месяц. Покупка новых вендингов обойдется в 1 миллион рублей, б/у — в 500 тысяч. Новая техника окупится через 2-3 года, б/у за год.

Размер прибыли зависит от многочисленных факторов:

  • логистики;

  • арендной платы;

  • удобности купюроприемника и монетоприемника;

  • качества обслуживания (вовремя заправлять водой, товаром, проводить чистку);

  • установки банковских терминалов.

Серия кораблей

В настоящее время четыре корвета проекта 20380 несут службу в ВМФ РФ, ведется строительство еще шести. В рамках госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г. Министерство обороны РФ в 2011 г. заключило с ОАО Судостроительный завод “Северная верфь” (Санкт-Петербург) контракт на строительство девяти кораблей модернизированного проекта 20385. Однако в мае 2015 г. представители завода сообщили, что проект 20385 сворачивается из-за проблем с импортными комплектующими. По нему будут построены два корабля (“Гремящий” и “Проворный”) с заменой зарубежных комплектующих на отечественные, остальные корабли будут строиться по модернизированному проекту 20380. – Головной корабль проекта 20380 “Стерегущий” (бортовой номер 530, заводской – 1001) был заложен 21 декабря 2001 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 16 мая 2006 г., в составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 г. – Первый серийный корвет – “Сообразительный” (бортовой номер 531, заводской 1002), заложен 20 мая 2003 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 31 марта 2010 г., в составе Балтийского флота с 14 октября 2011 г. – “Бойкий” (бортовой номер 532, заводской 1003) заложен 27 мая 2005 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 15 апреля 2011 г., в составе Балтийского флота с 16 мая 2013 г. – “Совершенный” (заводской номер 2101) заложен 30 июня 2006 г. на Амурском судостроительном заводе” (Амурский ССЗ), спущен на воду 22 мая 2015 г., в составе Тихоокеанского флота с 20 июля 2017 г. – “Стойкий” (бортовой номер 545, заводской 1004) заложен 10 ноября 2006 г. на “Северной верфи”, спущен на воду 30 мая 2012 г., в составе Балтийского флота с 18 июля 2014 г. – “Громкий” (заводской номер 2102) заложен 20 апреля 2012 г. на Амурском ССЗ, передача флоту ожидается в 2018 г. – “Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов” (заводской номер 2103) заложен на Амурском ССЗ 22 июля 2015 г. Корвет назван в честь матроса с миноносца “Быстрый” Алдара Цыденжапова, который 24 сентября 2010 г. предотвратил пожар в машинном отделении корабля, а через несколько дней скончался от полученных ожогов. Действия матроса позволили сохранить корабль и жизни остальных членов команды. 16 ноября 2010 г. Цыденжапов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации. – “Резкий” (заводской номер 2104) заложен 1 июля 2016 г. на Амурском ССЗ. – “Ретивый” (заводской номер 1007) заложен 20 февраля 2015 г. на “Северной верфи”. – “Строгий” (заводской номер 1008) заложен 20 февраля 2015 г. на “Северной верфи”. Контрактами предусмотрено строительство еще четырех кораблей серии на “Северной верфи” (заводские номера 1010-1013), двух – на Амурском ССЗ (заводские номера 2105-2106). Еще на два корабля имеется опцион.

Также на “Северной верфи” строятся два корвета по переработанному проекту 20385: – “Гремящий” (заводской номер 1005) заложен 1 февраля 2012 г., спущен на воду 30 июня 2017 г., передача флоту ожидается до конца 2018 г. – “Проворный” (заводской номер 1006) заложен 25 июля 2013 г., спуск на воду ожидается в 2018 г.

Еще один корвет строится на “Северной верфи” по проекту 20386: – “Дерзкий” (заводской номер 1009) заложен 28 октября 2016 г.

Варианты

Отличительные особенности проекта 20386

После долгих и мучительных поисков оптимального варианта конструкторы приняли единственно правильное решение: строить новые корветы по принципиально новой схеме. Судно должно иметь небольшое водоизмещение и сбалансированный комплекс вооружений. На кораблях используется интегрированный в общую систему надстроек и корпуса комплекс малозаметной архитектуры. Корпус корабля и надстройки созданы на основе композиционных материалов. Роботизированные комплексы и новое радиолокационное оборудование существенно сокращают экипаж.

Компоновка корабля основана на принципе модульности, позволяющем компоновать на борту любой другой вид вооружения. Отличительной чертой корвета является наличие в трюме корабля вместительных ангаров с лацпортами в бортах надводной части. По сравнению с базовым проектом, на практике корабли должны иметь контрактное водоизмещение не более 2500 тонн. Для сравнения, первоначально было заявлено, что новые корветы будут иметь водоизмещение 3-3,5 тыс. тонн.

Макет корвета «Дерзкий»

Двигательная установка на судне является комбинированной, в ее состав входят газотурбинные двигатели М90ФР и электрогенераторы. Суммарная мощность основных двигателей составляет 54-55 тыс. л.с. Электродвигатели имеют мощность 4400 кВт. Двигатели на корвете отечественной сборки, что делает корабли полностью независимыми от поставки оборудования из-за рубежа. Корабль с газотурбинной установкой должен иметь максимальную скорость хода до 30 узлов и дальность плавания экономичным ходом в 5000 км.

Быстроходные и манёвренные

По словам экспертов, проект 20380 является уникальной разработкой, создававшейся специально под требования ВМФ России.

«У стран НАТО есть некоторые похожие проекты, которые можно отнести к этому же классу, но по количеству вооружений и функциональным задачам они сильно отличаются. Проект 20380 создавался под наши задачи. С точки же зрения технологий корабли этой серии не уступают аналогам, а в чём-то даже их превосходят», — рассказал Леонков.

Также по теме

На 50 лет вперёд: ВМФ получит более 180 новых кораблей до 2027 года

Военно-морской флот России до 2027 года получит более 180 новых кораблей и судов в рамках государственной программы вооружения на…

По его словам, подобные суда необходимы прежде всего для оборонительных действий.

«Такие корабли предназначены для того, чтобы сдерживать на дальних рубежах корабельно-ударные или несущие ударные группировки вероятного противника. Для этого у них есть соответствующий арсенал», — пояснил аналитик.

В целом опрошенные RT эксперты высоко оценили проект 20380 и его последующие версии.

«Мы получаем универсальные корабли, способные выполнять боевую работу как у берегов России, так и в составе корабельных ударных групп, выполняющих боевые задачи в ближней морской зоне», — рассказал Леонков.

Аналогичной точки зрения придерживается и Виктор Литовкин.

Аналитики также отметили, что серия кораблей 20380 хорошо себя зарекомендовала в ВМФ. По их словам, это позволяет предположить, что данный проект будет развиваться и дальше.

Не до сторожевиков

Со сторожевыми кораблями русские моряки познакомились еще в годы Первой мировой войны — сравнительно небольшие по размерам, они стали универсальными боевыми единицами, выполняющими необходимый объем работы. За рубежом их классифицировали как фрегаты и корветы, а в российском флоте создали отдельный класс — сторожевые корабли. Их появление было вызвано прежде всего необходимостью. Выполнять функции охраны побережья, морских конвоев и противостоять небольшим силами флота противника могли также эсминцы, однако они были немногочисленны, а строить новые было дорого. Постройка сторожевика обходилась примерно в два раза дешевле.

В предвоенное время и в Великую Отечественную войну эти корабли стали самыми массовыми на флоте. В послевоенные годы этот класс получил новое развитие. В отличие от первых подобных корветов, советские стали на порядок мощнее, сильнее и больше в размерах. И по вооружению практически ни в чем не уступали эсминцам.

В результате замораживания большинства кораблестроительных программ в 1990-е годы флот перестал получать не только ракетные крейсера, эсминцы и подводные стратегические ракетоносцы, но и корабли 2-го и 3-го рангов — сторожевики, малые противолодочные корабли, тральщики. Попытка строительства нового поколения проекта 12441 оказалась неудачной — заложенный в 1997 году головной корабль серии “Новик” так и не был достроен. Ситуация усугублялась тем, что официальным приоритетом флота считалось сохранение и развитие морских стратегических ядерных сил и именно они имели приоритет в финансировании.

В итоге к началу 2008-го в составе ВМФ было лишь шесть сторожевых кораблей (СКР) — столько же, сколько ракетных крейсеров, и в 2,5 раза меньше, чем подводных ракетоносцев стратегического назначения. Тихоокеанский и Северный флоты вообще не имели в своем составе сторожевиков — хотя именно СКР должны обеспечивать развертывание и боевую устойчивость подводных ракетоносцев в прибрежных районах. При этом шесть имевшихся в наличии СКР относились к пяти разным модификациям, а их средний возраст составлял 28 лет. Флоту требовалась новая серия кораблей.

В заключение

Можно говорить о том, что наконец найдено единственно мудрое решение и что корветы проекта 20386 станут той самой палочкой-выручалочкой, которая приведет отечественный ВМФ в надлежащий вид. Сегодня российский ВМФ остро нуждается в судах данного класса. Все зависит от того, насколько будет быстро вестись строительство серии.

Корветы проекта 22380

В перспективе корветы данного проекта могут стать твердой опорой для российского флота. Анализ последних событий в Восточном Средиземноморье говорит в пользу того, что почти любые оперативно-тактические задачи могут решать боевые корабли меньшего водоизмещения. Наличие ударного ракетного вооружения делает современные малые боевые суда эффективным инструментом военного присутствия. Крупная серия судов подобного типа, учитывая невысокую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения флота новыми боевыми единицами.

Автор статьи:
Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector