Михаил ильич кошкин

Победитель

Но эта жертва не будет напрасной, и его имя не забудут. Профессор Оксфордского университета Норман Дейвис, автор книги «Европа в войне. 1939–1945. Без простой победы», писал: «Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 был лучшим танком не потому, что он был самым мощным или тяжёлым, немецкие танки в этом смысле его опережали. Но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Маневренные советские Т-34 „охотились стаями“, как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким „Тиграм“. Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике».

10 апреля 1942 года конструктору Михаилу Кошкину посмертно была присуждена Сталинская премия за разработку танка Т-34.

Единомышленники конструктора продолжат совершенствовать танк, который пройдет все дороги войны и победителем войдет в Берлин.

Конструктор Кошкин сделал для этой победы все что мог.

См. также

Биография

Спортсмен родился 21 сентября 1990 года в г. Новокузнецк. Единоборства появились в жизни маленького мальчика уже в 7 лет – родители отдали сына в группу армейского рукопашного боя. Спустя всего 3 года Андрей занял 1 место на городском чемпионате по панкратиону, а еще через 7 лет стал лучшим в аналогичной дисциплине на чемпионате России.

Следующим значимым достижением в спорте у Кошкина стало выполнение норматива мастера спорта по рукопашному бою. Звание Андрей получил во время службы в вооруженных силах. Вернувшись из армии, спортсмен начал подготовку к чемпионату мира по панкратиону – в 2012 и 2013 годах Кошкин завоевал чемпионские пояса в этой дисциплине.

Легендарная «Тридцатьчетвёрка» против «Тигра»

Немецкий танк имел превосходство перед Т-34 в броне, но это «Тридцатьчетвёрка» могла скомпенсировать своей большой манёвренностью и подвижностью./Фото: soldats.club

В начале войны наступление армии вермахта было успешным за счёт фактора внезапности и хорошо налаженной разведки. Советская армия не была готова к такому молниеносному нападению, а главная её проблема состояла в несогласованности действий её боевых частей. К тому же в ней плохо была организована разведка, ощущалась острая нехватка боеприпасов.

Руководство гитлеровской армии было уверено в превосходстве своей техники, эта уверенность сильно подкреплялась стремительным продвижением немецкой армии вглубь страны. Но их ожидал сюрприз – новый средний танк Т-34. Осуществить блицкриг, как в Европе, немцам не удалось во многом благодаря этой легендарной бронемашине. Сочетание таких её характеристик, как огневая мощь, надёжная бронезащита и хорошая подвижность стали залогом её боевого триумфа. Пушка с длинным стволом 76 калибра поражала противника за полтора километра. Броневые листы, расположенные не вертикально, а под наклоном, хорошо защищали корпус – снаряды противника часто не могли причинить машине большого вреда.

Военное руководство Германии всерьёз задумывается о создании танка нового образца. В ответ на Т-34 был создан тяжёлый танк Т-6 «Тигр». Его вес составлял 56 т, но управлять им было достаточно легко за счёт полуавтоматической коробки передач, руля и гидравлики. Детально обследовав захваченный «Тигр», советские военные приходят к выводу, что в своём обычном виде Т-34 не удастся противостоять этому страшному и мощному танку. Бронебойные снаряды отскакивали от их брони, а подкалиберных экипажу Т-34 выдавалось всего три. При этом поразить ими по-настоящему хорошо бронированного «зверя» можно было только с расстояния 500 метров, тогда как он своей 88-миллиметровой пушкой поражал Т-34 с расстояния в 1,5 км.

В декабре 1943 года на вооружение советской армии поступает модифицированная бронемашина – Т-34-85. В результате изменения формы башни в кабине помещались уже 5 человек, появился наводчик (раньше его функции входили в обязанности командира экипажа). Была установлена более мощная пушка калибром 85 мм.

Т-34 претерпел около 800 изменений, но все они были направлены больше на упрощение массового производства танка, а не на его радикальное изменение – такова была стратегическая линия военного руководства, во многом оправданная. Экипажу Т-34-85 было сложно противостоять мощной немецкой бронемашине, но при его умелых действиях обновлённый танк становился грозной силой, так как имел преимущество из-за своей манёвренности и высокой проходимости. Кроме того, советские танкисты быстро нащупали слабые места «Тигра» (борта, кормовая часть), где броня была намного тоньше.

Танковая дуэль Т-34 и «Пантеры» – против советской бронемашины у немцев не было шансов!

Немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера» Ausf.G с установленным на командирской башенке прибором ночного видения «Шпербер» (Sperber FG 1250)./Фото: topwar.ru

Средний танк немецкой армии «Пантера» имел длинноствольное орудие 75 калибра, хотя его масса близка к тяжёлым советским танкам КВ и ИС, а по габаритам эта машина превосходила большинство существующих танков: длина корпуса – 6870 мм, ширина – 3270 мм, высота – 2995 мм. Внешний вид этого монстра наводил ужас, когда солдатам впервые доводилось видеть его.

Но, как выяснилось, выйти победителем из боя против Т-34-85 шансов у него было немного. Ходовая часть «Пантеры» (как и тяжёлого танка «Тигр») была её слабым звеном – если она ломалась, надо было снимать почти полборта для её ремонта. А чтобы вытащить неисправную коробку передач, надо было демонтировать башню. Так что в этом случае в условиях боя починить танк не представлялось возможным. Диски опорных катков эти двух немецких танков располагались в шахматном порядке, частично перекрывая друг друга. Зимой грязь между ними замерзала, и танк не мог сдвинуться с места.

В первые же дни Курской битвы большая часть «Пантер» вышла из строя из-за технических неисправностей. Сказалась спешка при выпуске этих машин – часть из них даже не дошла до передовой из-за возгорания бензинового двигателя или перегрева трансмиссии. Тогда как советский танк было несложно отремонтировать даже в боевых условиях. А манёвренность и высокая проходимость скоростного советского Т-34-85 сводила на нет мощную броневую защиту «Пантер» и «Тигров».

Нелегкий путь руководителя

В 1936 году 18 декабря нарком Григорий Константинович Орджоникидзе издает приказ о назначении на должность начальника ТКБ завода № 183 Кошкина Михаила Ильича. В это время в комитете безопасности была непростая кадровая ситуация. С пометкой «за вредительство» был взят под стражу его предшественник Афанасий Осипович Фирсов, велись допросы конструкторов.

Лето 1937 года принесло изменения в комитете безопасности, сотрудникам пришлось поделить между собой обязанности и разбиться на два лагеря: сотрудники первого выполняли опытно-конструкторские работы, второго – занимались серийным производством техники.

Проект танка БТ-9 стал первым проектом, которым занимался Кошкин, но из-за наличия ошибок в конструкции и несоответствия требованиям заданий его отклонили. Рабоче-крестьянская Красная армия автобронетанкового управления сделала заказ заводу № 183 создать новый танк БТ-20.

На заводе, ввиду слабости комитета безопасности предприятия, создали отдельное от него конструкторское бюро, руководителем которого назначили Адольфа Дика — адъютанта Военной академии механизации и моторизации рабоче-крестьянской Красной армии. В его составе были некоторые инженеры конструкторского бюро завода и выпускники этой академии. Работа над разработкой проходила в тяжелых условиях: аресты, происходящие на заводе, так и не прекращались.

Кошкин Михаил Ильич, биография которого представлена вашему вниманию в статье, несмотря на творящийся вокруг хаос вместе с инженерами, работавшими при Фирсове, вел работу над чертежами, которые должны были стать основой для разработки нового танка.

С задержкой почти на два месяца конструкторское бюро под началом Дика разработало проект БТ-20. Из-за не выполненной в срок работы на руководителя комитета безопасности была написана анонимка, повлекшая за собой арест Дика с последующим его осуждением сроком на двадцать лет. Хотя Адольф Дик мало времени занимался вопросом подвижности машины, его вклад в разработку Т-34 был немалым (установка ходовой части, еще один опорный каток).

История возникновения

Создание легенды и показательное выступление новой машины в Москве 17 марта 1940 года

М. И. Кошкин был назначен главным конструктором Танкового Бюро №183 на Харьковском паровозостроительном заводе в декабре 1936 года./Фото: s.057.ua

В конце зимы 1939 года результатом работы КБ становятся два опытных танка с гусеничным ходом. Их боевая масса, в отличие от предшествующих машин, стала больше на 10 тонн, а броня – толще на 20-25 мм – и всё это без ущерба для манёвренности и скорости. Сотрудниками КБ спроектирован дизельный двигатель В-2 мощностью 500 лошадиных сил, что позволило повысить экономичность машины и уменьшить риск её возгорания в случае прямого попадания вражеского снаряда.

Едва завершилось изготовление новых танков, их потребовали предоставить на показ высшему руководству страны. Но машинам нужна обкатка, да и по нормам допуска к показу пробег должен быть от 2000 км. Тогда М.И. Кошкин принимает решение отправить бронемашины в Москву своим ходом. Этот шаг был очень рискованным. Технику никто не должен был увидеть, чтобы сохранить секретность разработок. Перемещаться предстояло по пересечённой местности по заснеженным просторам на новой, не опробованной в достаточной мере технике. Но вместе с тем это был шанс испытать машину.

Т-34 – гордость российских бронемашин, отличающаяся простой и в тоже время гениальной конструкцией./Фото: upload.wikimedia.org

5 марта 1940 года была сформирована колонна из двух закамуфлированных опытных образцов, машин сопровождения и тягачей. В суровых условиях было тяжело и технике, и людям, осуществлявшим её ремонт и обслуживание. Но 12 марта пробег благополучно завершился. Испытания в Кубинке показали – образцы имеют высокую стойкость.

Демонстрация машин высшему военному руководству на Ивановской площади Кремля тоже прошла успешно. Элегантная, быстрая и манёвренная машина понравилась даже главкому армии Сталину.

М. И. Кошкин был простужен во время перегона техники в Москву, однако обратный путь он предлагает преодолеть снова своим ходом. Это был уже апрель месяц, весенняя распутица сильно усложнила эту задачу. Один из танков попал в болото. Михаил Ильич, сильно промокший и промёрзший при попытках спасти технику, серьёзно заболел. 26 сентября 1940 года Михаил Иванович умер, так и не оправившись после болезни.

Простуда и смерть создателя, доработка проекта

Изматывающая работа над проектами, переутомление и сложность зимнего пробега на танках Харьков-Москва-Харьков подорвали здоровье конструктора. У него обнаружилась пневмония. Несмотря на это он продолжил работу.

Сложность серийного производства Т-34 заключалась в значительных отличиях от БТ-7. Требовалось доработать многие аспекты и переориентировать производство. Одновременно с этим велись работы по модернизации и созданию Т-34М, а также над перспективным проектом Т-44 с поперечным расположением двигателя.

Заболевание Михаила Ильича обострилось, ему удалили одно легкое, после чего направили на реабилитацию в санаторий под Харьковом. 26 сентября 1940 главный конструктор танка Т-34 скончался в возрасте 41 года.

Автор статьи:
Парпурин Вадим

Краткая биография

  1. 3 декабря 1898 г. — родился в селе Брынчаги.
  2. 1908 г. — начало трудовой деятельности.
  3. 1918 г. — поступил добровольцем в Красную армию.
  4. 1919 г. — вступил на фронте в коммунистическую партию, тогда ВКП(б).
  5. 1921 г. — после демобилизации и окончания военно-политических курсов начал учиться в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, где познакомился с С.М. Кировым и Серго Орджоникидзе. Позже, когда он решил работать в промышленности, эти знакомства сыграли решающую роль в его судьбе.
  6. 1924-1925 гг. — после окончания университета направлен в Вятку (сейчас г. Киров) руководить кондитерской фабрикой.
  7. 1926 г. — переход на партийную работу.
  8. 1929 г. — решил оставить партийную работу. Написал письмо С.М. Кирову с просьбой дать возможность получить техническое образование. В возрасте 31 года был зачислен в Ленинградский технологический факультет, но вскоре перевелся на машиностроительный факультет Политехнического института.
  9. 1934 г. — получил диплом инженера-механика по специальности «конструирование автомобилей и тракторов». Дипломная работа была посвящена разработке коробки передач для среднего танка. После получения диплома М.И. Кошкин начал работать в Ленинграде в КБ завода, занимавшегося выпуском танков, и уже через 2,5 года стал заместителем начальника этого КБ.
  10. 1936 г. — по предложению Г.К. Орджоникидзе был направлен на Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна, который, в том числе, занимался производством танков. Позже М.И. Кошкин стал главным конструктором этого завода.
  11. 30-е гг. — кризис в области танкостроения, связанный с появлением противотанковых пушек. Необходимость разработки новых моделей танков. Конфликт на Харьковском заводе между военными и инженерами из-за внедрения танка БТ-7. Начало разработки танка Т-34.
  12. Октябрь 1937 г. – успешное завершение модернизации танка БТ-7.
  13. 1938 г. – разработка колесно-гусеничного танка БТ-20. Поддержка И.В. Сталина в борьбе с маршалом Г.И. Куликом за разработку чисто гусеничного танка А-32. Образование единого КБ во главе с М.И. Кошкиным для разработки новых моделей танков.
  14. 1939 г. — танк Т-34 принят на вооружение Красной армии.
  15. 1940 г. — начаты испытания Т-34. М.И. Кошкин лично испытывал машины, участвуя в пробеге Харьков-Москва-Харьков и сменяя уставших механиков-водителей. Чтобы набрать километраж и сохранить секретность, двигались окружными путями, часто по болотам и бездорожью. Этот пробег потребовал от всех его участников колоссального напряжения сил, не только моральных, но и физических. Здоровье конструктора было подорвано. Простуда и переутомление привели к пневмонии. Врачи вынуждены были удалить одно легкое. После этого конструктор лечился в санатории, но болезнь прогрессировала.
  16. 26 сентября 1940 г. — М.И. Кошкин умер. Легендарный конструктор был похоронен в г. Харькове, но его могила не сохранилась. По некоторым данным, она была уничтожена при бомбардировках города во время Великой Отечественной войны.

Михаил Кошкин (второй слева)

Контракт с АСВ

В 2015 году Андрей подписывает контракт с одной из крупнейших промоутерских организаций в восточной Европе – АСВ. Первый поединок в лиге состоялся 17 апреля 2015 года. Соперником Кошкина стал бразильский боец Витор Нобрега. Бой получился равным и напряженным – определять победителя поединка пришлось судьям после окончания 3 раунда. Им стал российский спортсмен из Новокузнецка.

Последующие 3 боя против Адриана Зилински, Хулио Сезара Де Альмейда и Рамазана Эсенбаева прошли для Кошкина тяжело – одержать победу во всех 3 поединках Андрею удалось лишь по очкам.

Первое поражение в АСВ Кошкин получил в противостоянии с соотечественником Эдуардом Вартаняном. Бой продлился все 25 минут, по окончании которых судьи решили исход поединка в пользу Эдуарда.

Следующим поединком Андрей реабилитировался после своего поражения от Вартаняна, устроив зрелищный бой с Расулом Шовхаловым. На протяжении всех 3 раундов спортсмены радовали зрителей красивыми комбинациями в ударной и борцовской технике, за что получили премию «Бой вечера» от организаторов.

https://youtube.com/watch?v=6TWvvuaz62k

8 сентября 2018 года Кошкин провел еще один красивый победный бой против Юсупа Умарова. На 2 минуте 3 раунда Андрей отправил противника в «глухой» нокаут изящным хай киком.

Гусеницы против колес

Осенью 1937 года армия выдает задание Харьковскому заводу на разработку нового колесно-гусеничного танка. Так здесь рождается проект танка под названием А-20. Однако новый колесно-гусеничный танк конструктора Кошкина не устраивал. Он не раз подчеркивал, что колесная техника отлично применима на шоссе, но не настоящем поле боя. Идеальная машина, по мнению Кошкина, должна выглядеть по-другому – скоростная, с высокой проходимостью, с крепкой броней и ударной мощью.

Михаил Ильич наряду с колесно-гусеничной моделью А-20 разрабатывает гусеничную модель А-32. Два проекта были представлены высшему руководству в Москве. Военные инициативу конструктора не оценили, но в дальнейшую судьбу гусеничного танка вмешался Сталин. В итоге Харьковскому заводу было поручено построить и испытать обе модели.

Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: БТ-7, А-20, Т-34-76 с пушкой Л-11, Т-34-76 с пушкой Ф-34

Коллектив под руководством Кошкина работал в быстром темпе: всем было понятно, что большая война не за горами. Первые образцы танков поступили на испытания в самом начале Второй мировой – осенью 1939 года. Тестирование показало, что оба танка, и А-20, и А-32, объективно лучше всех предыдущих отечественных моделей. Но для окончательного решения машины ожидали реальные боевые условия – Советско-финская война 1939-1940 годов. И вот здесь гусеничный вариант Кошкина показал явное преимущество.

После этого танк немного доработали – броня увеличилась до 45 мм, была установлена 76-миллиметровая пушка. И боевая машина обрела свое новое «имя» – Т-34.

Создание танка А-20 и А-32

Задание на разработку нового танка БТ-20, получившего в итоге индекс А-20, выдано в октябре 1937. За несколько месяцев КБ Кошкина смогло разработать эскиз новой машины, а также испытать дизельный двигатель В-2 на БТ-7. В данном контексте возникла идея перевести новый танк полностью на гусеничный ход.

В апреле 1938 Кошкин добивается разрешения на параллельную разработку с А-20 гусеничного варианта А-32. Одобрение высказал И. В. Сталин, предложивший не ограничивать инициативу КБ и завода. К концу того же года были разработаны три опытных образца — один А-20 и два А-32.

Испытания обеих моделей проводились в первой половине 1939. А-20 на колесно-гусеничном ходу показал хорошую скорость и маневренность. У А-32 оказалась выше проходимость и броня, при этом имелся ресурс для ее дальнейшего усиления. Комиссия не смогла определиться с предпочтениями, дальнейшая работа велась над двумя моделями сразу.

К концу года Кошкин представил обновленный А-32 с пушкой 76,2 мм. Танк получил индекс Т-32, позиционировался уже как средний танк с простотой изготовления и хорошими возможностями для дальнейшей модернизации. Однако чиновники продолжали колебаться.

Первая ласточка наших бронетанковых сил

Итак, уже в начале 1940 года в стране были готовы два опытных образца гусеничного танка Т-34. Нужно было как можно скорее добиться начала серийного производства «тридцать четверки», а для этого опытные образцы должны пройти определенное количество километров.

Михаил Кошкин принимает решение – отправить Т-34 своим ходом по зимнему бездорожью из Харькова в Москву. Накануне выезда он сильно простудился, но и это его не остановило.

Многие военные были уверены, что танки Кошкина до столицы не доедут, и придется ему с позором везти их по железной дороге. Но 17 марта 1940 года оба танка Т-34 своим ходом прибыли в Москву. Сам Сталин не скрывает своего восхищения и называет Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».

Т-34-76 152-го гвардейского танкового батальона 21-й гвардейской танковой бригады перед боями на Курской дуге

Однако этот пробег из Харькова до столицы – только половина пути до серийного производства. Опытным моделям Т-34 не хватает еще 3000 километров пробега. Несмотря на то, что сильный кашель Кошкина заметили даже в Кремле и настоятельно посоветовали подумать о здоровье, конструктор лично возглавляет колонну, идущую обратно в Харьков. Все требования для начала серийного производства танка Т-34 были выполнены.

«Тридцать четверка» не обладала какими-то особенными техническими характеристиками: пушка калибра 76 мм, вес около 26 тонн, броня толщиной 45 мм. Двигатель мощностью 500 л.с. позволял развивать скорость до 36 км/ч по пересеченной местности. Но главным достоинством танка было удачное сочетание надежного оборудования и простоты в изготовлении и ремонте. «Ребята, поменьше сложностей, делайте так, чтобы машина была доступна любому механику», – любил повторять Михаил Ильич.

Пан или пропал

Для опытов были созданы пара танков Т-34, и 10 февраля в 1940 году они были отправлены на испытания. В 1940 году в марте месяце Михаил Ильич едет из Харькова до Москвы, танки добираются самостоятельно, несмотря на погодные условия и состояние техники (сильно износились после испытаний). Правительственные представители ознакомились с танками 17 марта этого же года. После испытаний в Подмосковье было решено немедленно начинать их производство.

Великолепный конструктор без высшего образования Морозов Александр в технических вопросах стал правой рукой М. Кошкина. Также в процессе участвовал конструктор Кучеренко Николай, бывший зам. Фирсова. Они вместе с семьями могли погулять в выходной в парке Горького, ходили на футбол всем составом комитета безопасности. Но работать могли 18 часов без отдыха. Кошкин пришел на завод посторонним человеком, но сумел под своим началом объединить разных людей, делающих общее дело.

Название для своего детища он придумал давно, главную роль сыграла в 1934 году его встреча с Кировым, именно тогда начались первые шаги к созданию танка его мечты, поэтому Т-34.

Галерея

Персоналии

  • Кошкин, Александр Анатольевич (род. 1952) — художник-иллюстратор.
  • Кошкин, Александр Николаевич (1959—2012) — боксёр, чемпион мира и Европы, серебряный призёр Олимпийских игр.
  • Кошкин, Алексей Иванович (1920—1942) — Герой Советского Союза.
  • Кошкин, Анатолий Аркадьевич — востоковед, доктор исторических наук.
  • Кошкин, Андрей Евдокимович (1922—1958) — Герой Советского Союза.
  • Кошкин, Валерий:
  • Кошкин, Валерий Васильевич (род. 1961) — российский спортсмен, ведущий сборной команды России по лыжным гонкам и биатлону по спорту слепых.
  • Кошкин, Валерий Иванович (род. 1963) — ректор Севастопольского государственного университета.

Кошкин, Василий:

  • Кошкин, Василий Иванович — Георгиевский кавалер; подполковник; № 3980; 26 ноября 1826.
  • Кошкин, Василий Михайлович — Георгиевский кавалер; генерал-лейтенант; № 4414; 18 декабря 1830.

Кошкин, Владимир:

  • Кошкин, Владимир Михайлович (род. 1951) — начальник новосибирского метрополитена с 2001 года.
  • Кошкин, Владимир Моисеевич (1936—2011) — физик, профессор Харьковского политехнического института.
  • Кошкин, Дмитрий Александрович (род. 1986) — казахстанский горнолыжник.
  • Кошкин, Захарий Иванович (ум. в 1461) — московский боярин, младший сын боярина Ивана Фёдоровича Кошкина, прямой предок Романовых.
  • Кошкин, Иван:
  • Кошкин, Иван Алексеевич (1895—1980) — экономист и демограф.
  • Кошкин, Иван Иванович (ум. после 1470) — московский боярин, старший сын боярина Ивана Фёдоровича Кошкина.
  • Кошкин, Иван Фёдорович (ум. после 1425) — московский боярин и казначей, один из прямых предков династии Романовых.
  • Кошкин, Константин Михайлович (род. 1950) — советский актёр, диктор.
  • Кошкин, Лев Николаевич (1912—1992) — академик ВАСХНИЛ.
  • Кошкин, Михаил:
  • Кошкин, Михаил Ильич (1898—1940) — конструктор, один из создателей танка Т-34, Герой Социалистического Труда.
  • Кошкин, Михаил Ксенофонтович (1893—1960) — советский военный деятель.
  • Кошкин, Никита Арнольдович (род. 1956) — гитарист.
  • Кошкин, Николай Петрович (1925—1997) — советский разведчик.
  • Кошкин, Сергей Николаевич (род. 1954) — российский дипломат.
  • Кошкин, Фёдор Фёдорович (1927—1993) — вальщик леса, Герой Социалистического Труда (1966).
  • Кошкин, Юрий Николаевич (1910—1983) — инженер-конструктор, лауреат Ленинской и Сталинской премий.

Составные фамилии

Кошкин-Захарьин:

  • Кошкин-Захарьин, Юрий Захарьевич (ум. 1504) — русский военный и государственный деятель, московский воевода, боярин
  • Кошкин-Захарьин, Яков Захарьевич (?—1511) — боярин и воевода на службе московских князей Ивана III и Василия III.
Захарьин-Кошкин

Захарьин-Кошкин, Роман Юрьевич (ум. 1543) — окольничий и воевода, родоначальник Романовых, сын боярина Юрия Захарьевича Кошкина.

Память

Почтовая марка к 100-летию со дня рождения Кошкина

25 рублей 2019 г.

Памятники
  • В Харькове, недалеко от проходной Завода имени Малышева, в мае 1985 года Михаилу Ильичу Кошкину был торжественно открыт памятник. Также в Харькове в честь Михаила Ильича названа улица.
  • Памятник танку «Т-34», а фактически М. И. Кошкину, установлен на трассе М-8 рядом с указателем поворота на родное село Кошкина Брынчаги в Ярославской области. В Переславль-Залесский в Ярославской области, названа улица в его честь.
  • Памятник М. И. Кошкину установлен в центре его родной деревни Брынчаги Ярославской области (дом в котором он родился и жил, сгорел во время большого пожара в 1938 году).
  • В Кирове (Вятке) на доме, где жил М. И. Кошкин (ул. Спасская, 31), установлена мемориальная доска.
  • Мемориальная доска установлена в Главном здании СПбПУ, где учился Михаил Ильич.
  • Мемориальная доска установлена на здании, где жил Михаил Ильич (г. Харьков, ул. Пушкинская, 54/2).

Книги

  • Вишняков В. А. Конструкторы. 1989.
  • Брошюра «Михаил Кошкин: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания (к 110-летию со дня рождения)», 2009 г.

Фильмы

  • «Главный конструктор», реж. В. Семаков, в роли Кошкина Борис Невзоров.
  • «Танки», реж. К. Дружинин, в роли Кошкина Андрей Мерзликин.

В филателии

В 1998 году к 100-летию со дня рождения М. И. Кошкина была выпущена российская почтовая марка с его портретом. На рисунке справа — установленный на постамент танк Т-34. На марке напечатан текст: «М. И. Кошкин. 1898—1940». Номинал марки — 1 рубль. Рисунок был выполнен Л. Зайцевым.

В нумизматике 2 декабря 2019 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей посвящённую М. И. Кошкину и танку Т-34 (в серии «Оружие Великой Победы (конструкторы оружия)»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector