Малые артиллерийские корабли проекта 21630
Содержание:
- Примечания
- Строительство
- Технические характеристики
- Догнали и перегнали
- История проектирования
- Два пути
- Виды современных военных наземных роботов
- Краткое описание военного самолета
- История службы
- Оценка
- График развода караула
- История проектирования
- История службы
- История строительства
- Боевые корабли флотов разных стран
- Используемые ракеты
- История проектирования
Примечания
Комментарии
- Также в серию входили линейные корабли «Пётр Второй»(головной корабль проекта), «Выборг», «Новая Надежда», «Северная Звезда», «Азов», «Святой Андрей», «Кронштадт», «Святой Пантелеймон», «Святой Исаакий», «Святой Николай», «Шлиссельбург», «Азия», два корабля «Нептунус» и годов постройки, два корабля «Город Архангельск» и годов постройки и два корабля «Варахаил» и годов постройки
- 143 фута.
- 38 футов.
- 16 футов 7 дюймов.
- Пожалован 23 июня (4 июля) года.
Ссылки на источники
- , с. 31—35.
- , с. 31.
- , с. 20.
- ↑ , с. 14.
- ↑ , с. 32.
- , с. 20—21.
- , с. 288.
- ↑ , с. 29.
- , с. 354.
- , с. 21.
- , с. 135—136.
- , с. 97—98.
- , с. 353—354.
- , с. 393—394.
- , с. 88—89.
- , с. 337—338.
Строительство
АКА пр. 1204. Дивизион ОВР ККФ. Видны 2М-3М и каземат. 2011
В 1967 году на судостроительном заводе (ССЗ) «Залив» в Керчи, после постройки головного катера, развернуто крупносерийное производство АКА пр. 1204. Также, производство катеров было налажено в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара) и в Ленинграде (производственное объединение «Алмаз»). Всего с 1967 по 1974 гг. на трех заводах построено 118 артиллерийских катеров пр. 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР (Балтийский флот 10, Тихоокеанский – 30 и Черноморский – 16), а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР.
Модернизация
В процессе эксплуатации в состав вооружения АКА пр. 1204 вносили изменения: пулеметную установку 2М-6 заменили на 25-мм спаренную артустановку 2М-3М, а в середине 1970-х гг. на некоторых катерах в середине корпуса за рубкой установили каземат с бойницами для четырёх 30-мм гранатометов БП-30; зенитное вооружение катера дополнили двумя пусковыми установками переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2М» (боекомплект 8 ракет), при этом полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77,4 т. На некоторых АКА пр.1204 установили крепления для размещения многоствольного реактивного гранатомета «Огонёк».
Технические характеристики
Основные характеристики машины выделяются такими показателями:
- общая длина – 12,8 м;
- габаритная высота – 4,68 м;
- размах крыла верхнего яруса – 18,17 м;
- размах крыла нижнего яруса – 14,23 м;
- общая площадь крыла – 46,8 м2;
- масса машины: снаряженная – 3,64 т, максимальная на взлете – 5,25 т.
Технические характеристики поставленной модели на конвейер в Киеве имеют следующие значения:
- Предельная дальность полета – 1,61 тыс. км.
- Время достижения высоты: до 7000 м за 33 мин.
- Высотный потолок стабильного полета – до 10 км.
- Показатели максимальной скорости: у земли – 234 км/ч, на высоте около 7000 м – 285 км/ч.
Следует отметить, что в рабочем режиме выполнения работы скорость поддерживалась на уровне 185 км/ч. Посадочная скорость составляет не менее 80 км/ч. Управляется самолет экипажем из двух человек.
С учетом простоты конструкции, легкости в обслуживании настоящая модель еще долгие годы служила по своему назначению. На основе этого самолета были разработаны самолет Ан-3 – противоаэростатный и АИ-25, который имел уже турбореактивный двигатель и потолок в 20 км.
К сожалению, они не пошли в серию, но оказали огромное влияние на дальнейшее развитие авиастроения.
Догнали и перегнали
Научно-исследовательские работы по «Коалиции» начались, предположительно, в середине 1990-х годов в стенах АО «ЦНИИ «Буревестник» в Нижнем Новгороде, которое входит в корпорацию «Уралвагонзавод». Первый прототип самоходки был собран с двухствольной пушкой. По задумке конструкторов, САУ должна была вести стрельбу поочерёдно из обоих стволов. Плановая скорострельность установки составляла 15–16 выстрелов в минуту.
Инициатором создания одноствольной САУ выступил заказчик – Министерство обороны. В итоге ЦНИИ «Буревестник» провёл масштабную работу по изменению конструкции «Коалиции».
Как отмечает Корнев, двухствольная установка более предпочтительна, чем одноствольный вариант.
«О подобном оружии давно мечтают все ведущие армии мира. Могу предположить, что причина изменения концепции «Коалиции» заключалась в том, что её первоначальный вариант предусматривал реализацию слишком сложных технологических решений. Доводка двустволки до серийного образца могла бы затянуться на неопределённый срок», – подчеркнул эксперт.
Широкой публике «Коалиция-СВ» в одноствольной компоновке была показана на параде Победы в Москве 9 мая 2015 года. По брусчатке Красной площади проехали 8 новейших самоходок на базе шасси танка Т-90.
Напомним, что в мае 2015 года заместитель гендиректора УВЗ по спецтехнике Вячеслав Халитов заявил в интервью «Лента.Ру», что самая перспективная артиллерийская система была у немцев (САУ Раnzerhaubitze 2000. – RT). По его словам, создав «Коалицию», российские разработчики по некоторым аспектам опередили своих западных коллег.
«Мы не просто их догнали: по многим параметрам наша система превосходит немецкую, в том числе в автоматизации процессов управления самой артиллерийской системой», – пояснил он.
«Повышены скорострельность, мощность боеприпасов и другие характеристики. Конкретных цифр назвать не могу, они пока закрыты, но по интегральным возможностям мы немецкую машину превзошли», – отметил тогда Халитов.
В апреле 2016 года замминистра обороны РФ (в настоящее время – вице-премьер) Юрий Борисов в ходе посещения предприятия «Уралтрансмаш» (тоже входит в корпорацию «Уралвагонзавод») назвал «Коалицию» уникальной артиллерийской установкой. По его словам, эта САУ представляет собой «будущее артиллерии». Подобными изделиями, подчеркнул Борисов, «в мире владеют всего две армии» (по всей видимости, речь шла о ФРГ).
Несмотря на внешнее сходство с советской САУ, «Коалиция» радикально от неё отличается. У артиллерийской самоходки необитаемая башня, как и у танка третьего поколения Т-14. Экипаж находится в бронированной капсуле и отделён от боекомплекта: в случае детонации снарядов военнослужащие не должны получить серьёзных ранений.
«Коалиция» заметно превосходит свою предшественницу и по тактико-техническим характеристикам. Максимальная дальность стрельбы составляет 70–80 км (против 24 км у немодернизированной версии «Мсты-С»), скорострельность – свыше 10 выстрелов в минуту (против 6–8), объём боекомплекта – 70 снарядов (против 50), скорость по шоссе – 90 км/ч (против 60 км/ч).
Важным отличием «Коалиции» от «Мсты-С» является автоматическая погрузка боеприпасов. Она производится с кормовой части и занимает меньше времени, чем в советской САУ, – на погрузку одного снаряда уходит не более десяти секунд.
Российские инженеры смогли повысить прочность пушки «Коалиции» за счёт использования новых сплавов в конструкции ствола. Также была изобретена новая технология охлаждения орудия: чтобы ствол не перегревался, в него впрыскивается специальная жидкость, состав которой засекречен.
История проектирования
Проект речного корабля нового поколения, получивший номер 21630 и шифр «Буян», был разработан предприятием (ФГУП) «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструктора Я. Е. Кушнира, научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ МО РФ. Данный корабль был спроектирован Зеленодольским проектно-конструкторским бюро с учётом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были высокая мореходность и возможность прохождения корабля на незначительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги. Среди требований тактико-технического задания была заданная дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяжённости Волги и Каспия.
Два пути
Для участия в военно-морском параде с Каспия в Санкт-Петербург будут переброшены один или два корабля. Принципиальное решение в Минобороны уже принято, однако точный состав и маршрут будут утверждены позднее, рассказали «Известиям» источники в оборонном ведомстве. Сейчас в составе Каспийской флотилии числятся три малых артиллерийских корабля такого типа — «Астрахань», «Волгодонск» и «Махачкала».
Малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Махачкала» Каспийской флотилии ВМФ РФ
Источник изображения: Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков
На Балтику они могут попасть двумя путями — как морским, так и речным. В первом случае им придется подняться вверх по Волге, преодолеть Волго-Донской канал и выйти в Азовское море. Дальше корабли ждет Черное море и путь вокруг Европы.
Второй маршрут проходит по внутренним водным артериям России. Чтобы попасть из Астрахани в Санкт-Петербург МАК предстоит совершить переход по Волге, Рыбинскому водохранилищу, Ладожском и Онежскому озерам.
Скорее всего, будет выбран внутренний маршрут — такой переход займет меньше времени, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— Для участия в парадах выбирают корабли первой линии, — рассказал «Известиям» эксперт. — Их экипажи полностью обучены и готовы выполнить любую боевую задачу. Во время перехода матросы и офицеры не загорают, а в обязательном порядке участвуют в учениях. Например, отрабатывают действия при отражении атаки в дневное и ночное время. Изучают особенности навигации в новых районах.
Речь идёт об отработке логистики и транспортных возможностей при переброске кораблей в Балтийский регион, полагает вице-президент Академии геополитических проблем полковник Владимир Анохин.
— Некоторые шлюзы по пути следования обветшали. Надо проверить все возможные слабые места, подготовить необходимую базу и создать условия для быстрой переброски сил, — рассказал он «Известиям». — Это можно считать проведением манёвров в связи с хорошим поводом — участием в параде. Причём учения будут совместные — гражданские станут латать дыры, а военные учиться проводить корабли.
Малый ракетный корабль «Зеленый Дол» (на первом плане)
Источник изображения: Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо
По мнению эксперта, в первую очередь, флотоводцы должны быть способны перенаправлять силы с юга на северо-запад. На Каспии все спокойно, а вот на Балтике есть корабли НАТО, поэтому переброска может стать непростой, но актуальной задачей. В случае необходимости, у России появится возможность усилить группировку на данном направлении, заключил Владимир Анохин.
На Западе пристально следят за такими походами. В частности, в 2016 году много шума вызвало путешествие вокруг Европы двух кораблей проекта «Буян-М» «Серпухов» и «Зеленый Дол»: представители европейских СМИ не ожидали увидеть у своих берегов носителей крылатых ракет «Калибр».
Виды современных военных наземных роботов
Современных наземных военных роботов можно разделить на следующие группы:
- разведывательные;
- инженерные;
- боевые;
- тыловые.
Следует отметить, что для многих автоматизированных аппаратов подобное разделение несколько условно. Они представляют собой унифицированные платформы, на которые в зависимости от потребностей устанавливаются те или иные модули. Так что робота-сапера можно легко превратить в боевого робота.
Собственно военные роботы можно условно разбить на три большие группы:
- легкие;
- средние;
- тяжелые.
Военный робот состоит из аппарата, управляемого дистанционно, и пульта, с которого происходит управление. Роботизированные механизмы отличаются по степени автономности, они могут в большей или меньшей степени следовать вложенной программе и обходиться без постоянного вмешательства человека. Уже сегодня существует десятки видов чисто военных роботов, различающихся своими размерами, формой корпуса, шасси, наличием разнообразных манипуляторов.
При упоминании о военных роботах первое, что приходит в голову, это антропоморфные роботы-терминаторы из фантастических фильмов. Они обладают собственным интеллектом и могут действовать автономно. Однако пока эта картина не соответствует действительности. Подобные автоматизированные системы уже существуют (правда, об искусственном интеллекте речь еще не идет), но стоимость их огромна. Поэтому военные роботы в наши дни – это автоматизированные или дистанционно управляемые платформы.
Краткое описание военного самолета
Истребитель, изготовленный советским производителем МиГ-21, в любой модификации предусматривает наличие треугольного и хвостового крыльев, то есть традиционного оперения. Воздухозаборник многорежимного типа располагается ближе к носовой части воздушного аппарата. Воздухозаборник оснащен центральным телом с бортовой радиолокационной станцией внутри. Антенну РЛС прикрывает конус с продольным подвижным ходом. Специальный гидропривод приводит в движение конус и фиксирует элемент в нужном положении.
На фюзеляжной части под крылом самолета расположены створки для основных стоек шасси, оснащенные колесами в диаметре достигающие 800 мм. Такой размер колес помогает взлетать или приземляться истребителям даже с плохо оборудованных взлетно-посадочных полос.
Технические характеристики МиГ-21:
Кабина пилота у более усовершенствованных моделей МиГ-21 стала намного эргономичней, для ее оснащения стали использовать современную авионику, кресло для пилота представляло собой катапультный механизм КМ 1, который между пилотами назывался «ноль-ноль». При захвате истребителя лучом противника в кабину пилота моментально поступает сигнал от обтекателя, расположенного на хвостовом оперении самолета. Система для опознания устанавливалась на самой вершине киля.
Авиапроизводители изготовили более 11 тысяч единиц маневренных истребителей МиГ-21, которые в настоящее время числятся на вооружении многих стран. Популярность данной модели объяснялась отменными летными и техническими характеристиками, ведь не каждой модели военно-летательного аппарата была присуща максимальная скорость в 2175 км/ч и дальность полета в 1210 км.
Благодаря запуску массового производства удалось в значительной степени снизить стоимость истребителя. К примеру, для производства военной техники, применяемой для наземных войск, приходилось выделять примерно в полутора раз больше денежных средств, чем для изготовления МиГ-21. Свое первое боевое применение военно-воздушный транспорт сумел получить еще во время военных действий, имеющих место во Вьетнаме.
За годы своего существования легендарный истребитель, как ранее мы уже отмечали, принимал участие во многих военных конфликтах. И практически во всех противостояниях успешно справлялся с поставленной военной задачей. В настоящее время модель МиГ-21 считается устаревшей, но тем не менее числится на вооружении многих стран.
История службы
Линейный корабль «Астрахань» был заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 10 () сентября года и после спуска на воду 1 () октября года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл действительный корабельный мастер майорского рангаГ. А. Окунев.
В 1737 году в составе кронштадтской эскадры выходил в плавание до Ревеля с целью испытания морских качеств трёх новопостроенных кораблей. В 1739 году выходил в практические плавания в составе эскадр в Балтийское море и Финский залив, в том числе ходил до Красной горки.
Принимал участие в русско-шведской войне 1741—1743 годов. С июня по август 1741 года находился в составе эскадры, стоявшей на Кронштадтском рейде, и использовался для обучения экипажа. С мая по сентябрь следующего 1742 года выходил в крейсерские плавания в Финский залив в составе эскадры под командованием вице-адмирала З. Д. Мишукова, однако в активных боевых действиях участия не принимал. 30 апреля (11 мая) года корабль в составе эскадры контр-адмирала Я. С. Барша ушёл из Ревеля в крейсерское плавание в Финский залив, а с () по 8 (19) июня принял участие в перестрелках с кораблями шведского флота у Гангута. После этого до 20 (31) октября продолжил участие в крейсерском плавании.
С 1744 по 1746 год и в 1748 году вновь принимал участие в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе в составе эскадр. В июне и июле 1749 года находился в составе эскадры, перевозившей из Данцига в Ревель имущество русского экспедиционного корпуса.
В 1752 году корабль «Астрахань был разобран в Кронштадте.
Оценка
Зарубежные аналоги советским бронекатерам и малым артиллерийским кораблям проектов 191М, 1204, 1208 и 1248 или уступали им, или отсутствовали.
Некоторые специалисты утверждают, что с появлением амфибийных кораблей на воздушной подушке с артиллерийским вооружением и созданием для сухопутных войск большого количества плавающей бронированной техники и оружия с новыми, «высокоинтеллектуальными» системами наведения, необходимость строительства речных бронированных кораблей и катеров отпала. Но это можно рассматривать как очередной экстремальный взгляд, от которых постоянно страдал ВМФ СССР.
График развода караула
К Кремлевской стене полыхающий символ памяти вернули в День Защитника Отечества, 23 февраля 2010 года. Многие интересуются вопросом о том, когда происходит смена караула на Красной площади. Расписание предусматривает ежедневную и ежечасную смену дежурных. Начало – восемь часов утра, завершение – восемь часов вечера.
Смотреть галерею
При необходимости в особых ситуациях развод часовых производится и внеурочно. Первый почетный караул в 1997 году: командир 1-й роты капитан В. С. Каминский, сержант М. П. Волгунов (разводящий), ефрейторы Р. В. Чернобуров, А. С. Горбашков. Последние двое заступили на дежурство 12 декабря в восемь часов утра. Большинство зрителей восхищены строевой подготовкой солдат Кремлевской роты: она всегда на высоте. Ведь это не обычная смена караула. На Красной Площади нужен особый, «кремлевский шаг». Важны отточенное владение приемами с оружием и предельно слаженные действия.
История проектирования
Проект речного корабля нового поколения, получивший номер 21630 и шифр «Буян», был разработан предприятием (ФГУП) «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструктора Я. Е. Кушнира, научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ МО РФ. Данный корабль был спроектирован Зеленодольским проектно-конструкторским бюро с учётом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были высокая мореходность и возможность прохождения корабля на незначительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги. Среди требований тактико-технического задания была заданная дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяжённости Волги и Каспия.
История службы
Первый корабль проекта – «Астрахань» – вошёл в строй осенью 2006 года, спустя менее 3 лет после закладки. А вот следующий за ним МАК – «Волгодонск» – хотя и был заложен уже в начале 2005 года, на стапеле задержался. Только в 2011 году его удалось спустить на воду и передать флотилии. Третий «Буян», получивший имя «Махачкала», всё-таки «выполнил» обещание заводского руководства «сдавать по кораблю в год» – но уже в 2012 году.
Произошло это, очевидно, не потому, что «Буян» оказался плох. Просто командование флота продолжало требовать доработок проекта по новым и новым замечаниям. В итоге количество изменений в техзадании перевалило за ту отметку, когда проще было начать новый проект. Преемником стал малый ракетный корабль проекта 21631, сохранивший шифр «Буян-М». Ну а 3 «Буяна», построенные по первоначальному замыслу, продолжают нести службу в Каспийской флотилии.
Была также разработана экспортная модификация, получившая шифр «Торнадо». От базовой её отличала возможность установки различного вооружения и радиоэлектроники. Интерес к «Торнадо» проявил только Казахстан, собиравшийся приобресть 6 единиц для своего каспийского флота. Однако спустя 10 лет корабли поставлены не были, а заказ больше не упоминался.
История строительства
Корвет «Астрахань» в Астрахани, 2009 год
Корвет «Волгодонск» на параде в Астрахани, 2012 год
Головной корабль проекта 21630 был заложен 30 января 2004 года в Санкт-Петербурге на судоверфи ОАО «Алмаз» под названием «Астрахань». Он вооружен одной 100мм артиллерийской установкой А190-1, двумя 30мм артустановками АК-306, двумя пулеметными установками МПТУ калибра 14,5мм, одной пусковой установкой зенитных ракет «Гибка» и одной пусковой установкой «Град-М». Корабль спущен на воду 7 октября 2005 года и прошел всесторонние испытания,по итогам которых установка «Гибка» принята на вооружение. Вступил в строй 1сентября 2006 года.
25 февраля 2005 года заложен второй корабль проекта «Волгодонск» (ранее — «Каспийск»), который спущен на воду 6 мая, а вступил в строй 20 декабря 2011 года. В июле 2012 года «Волгодонск» включен в состав Каспийской флотилии.
Корвет «Махачкала» в акватории Невы в Санкт-Петербурге, 2013 год
24 марта 2006 года был заложен третий корабль под названием «Махачкала»; спущен на воду 27 апреля, а вступил в строй 4 декабря 2012 года.
Боевые корабли флотов разных стран
Принятая международным сообществом система классификации кораблей оказалась не подходящей для некоторых флотов. Так, японская система деления кораблей может вызвать как минимум множество вопросов у несведущего человека. Япония, имея серьезный флот, один из лучших в Азии, между тем шла долгим путем модернизации строящихся кораблей.
В итоге, один и тот же класс боевых кораблей, может существенно различаться по своим характеристикам в зависимости от года выпуска. Так, одни и те же эсминцы, находящиеся на вооружении, могут соответствовать всем современным требованиям, если построены недавно, а могут соответствовать фрегатам или корветам других флотов.
Несмотря на свое название, это, по сути, легкие авианосцы, оборудованные самой современной электроникой. В этот класс входят два типа судов, «Хьюга», представленное парой кораблей, и «Сиранэ», также пара кораблей. Интересно, что последние два судна были введены в состав флота еще в 1980-е годы.
Вторая категория состоит из эсминцев УРО (управляемое ракетное оружие). Здесь так же есть суда разных типов. Самые современные, типа «Атаго», представленный двумя кораблями. Тип «Конго» состоит из четырех кораблей, строившихся в 1990-е годы. Тип «Хатаказе», созданный во второй половине 1980-х, насчитывающий пару кораблей, сейчас используемых как учебные суда.
Еще одна категория,третья, вновь эсминцы, но уже более похожие на собратьев остальных флотов. Сюда входят множество типов, разбитых в зависимости от времени постройки. Четвертая категория, подводные суда представлены 17 дизельными подводными лодками. В пятую входят десантные и вспомогательные корабли, а также ледоколы.
Своя классификация на флоте США. Суда разделяются по своему назначению. Для их отличия введена буквенная система шифровки. Так, к примеру, буквы «ВВ» означают BigBattleship, соответствующий классу линейных кораблей на иных флотах.
Так происходило несколько раз после серьезного реформирования флота на протяжении ХХ века. Общими для всех судов являются буквы «USS», означающие в переводе «корабль Соединенных Штатов».
В число самых крупных разновидностей судов, обозначаемых, как правило, вариациями с буквами «CV», входят авианосцы. Они различаются по размерам и по типу авиации, самолеты или вертолеты, но объединены в один класс.
Остальные надводные корабли имеют оригинальное буквенное обозначение, как то «C» – крейсера, «D» – эскадренные миноносцы, «F» – фрегат. В разные годы под шифрами встречались и сторожевики, и мониторы, но с течением времени они были убраны их состава ВМФ США.
Подводный флот носит обязательную букву «S», так же имеющую множество дополнительных значений в зависимости от типа вооружения или силовой установки. Буква «Р» означает катера, также различающиеся по размерам и типам находящегося на них оружия.
Сюда же можно поместить американские боевые корабли береговой охраны, формально являющиеся отдельным подразделением. Буква «L» означает принадлежность судна к десантному флоту. Он различается на огромные десантные корабли, перевозящие солдат с одного континента на другой, и десантные катера, высаживающие пехоту и технику непосредственно на сушу. Последние имеют черту амфибий.
Разработке этих катеров уделялось большое внимание еще в период Второй мировой войны, когда морские пехотинцы высаживались и дрались на островах Тихого океана и в знаменитой зоне высадки в Нормандии. Буква «А» обозначала все вспомогательные суда. Несмотря на былую славу владычицы морей, британский флот утратил всю свою былую мощь
Однако авторитет английских моряков по-прежнему остается на высоте. Классификацию кораблей британских ВМФ провести достаточно сложно
Несмотря на былую славу владычицы морей, британский флот утратил всю свою былую мощь. Однако авторитет английских моряков по-прежнему остается на высоте. Классификацию кораблей британских ВМФ провести достаточно сложно.
Конечно, среди них такие же авианосцы, эсминцы, корветы и лодки, но различаются они по номеру вымпела.
Каждая флотилия имела свой особый вымпел, и кораблю в составе этой флотилии присваивался номер, а затем и буква, обозначающая класс корабля. Интересно, что в нумерологии совсем нет цифры «13», считающейся среди моряков несчастливой.
История военно-морского флота насчитывает не одну сотню лет. Поскольку моряки, крайне суеверные люди, и хранят традиции, в том числе и связанные с «родным домом» – кораблем, в названиях судов, да и в их классификации можно найти множество старых терминов и обозначений, которые не делают флот менее эффективным.
Используемые ракеты
В проекте 21631 8 ракетных установок для разных унифицированных типов ракет, поражающих наземные, надводные и подводные цели. Следует сказать большое спасибо ОАО «ОКБ Новатору» из Екатеринбурга за своевременное вооружение ВМС РФ «Калибрами».
Ракета по наземным целям 3М-14
Впечатляют экспортные образцы «Калибров» Club – это ракета 3М-14Э 2006 г.в., которые достигают дальности 300 км на скорости 0,7 Маха, доставляя в цель осколочно-фугасный или кассетный заряд весом 450 кг. Эти ракеты повторяют возможности современных коммерческих «Томагавков», более надёжны, стоят практически одинаково. Но не от этого нервно бегают желваки на лицах американских ястребов, а от ракет 3М-14 2012 г.в., стоящих на вооружение РФ. Отступив от натовских стандартов по «Томагавкам» в сторону советских 3М10 1984 г.в. – сразу видимы другие характеристики.
Комплекс «Калибр» очень напоминает комплекс «Гранат», ракета 3М14 без ускорителя 7,2 м, точно как и у КР 3М10, а с ускорителем обе по 8,1 м. Диаметр корпуса 514 мм каждой, то же по размаху крыла 3,3 м. Дальность полёта тридцатилетней давности по прямой 3 000 км. Сегодня ракеты летят на 2 600 км по искажённой траектории, чтобы преодолеть ПРО, задолго берут на прицел объект (65 км), ускоряются до 2,9 чисел Маха на финишных 20 км. Вот как раз ускориться американской ракете торпедного стандарта «Томагавк» не получается, что позволяет сбивать её противоракетами и самолётами, в отличие от русских «Калибров» ей не хватает 2 м длины.
Стандарты для торпед США заложены с 1915-го, когда вооружились основными противокорабельными торпедами Mark14, сменившими в 1931-м Mark10, тогда будущее габаритов натовских «Топоров войны» стало определенным и долгим. Поэтому и сегодня «Томагавкам» предназначено находится в капсулах длиной 20 футов 6 дюймов (6,25 м) и диаметров 21 дюйм (533 мм). Жители Санкт-Петербурга и туристы могут побывать внутри советской подлодки 1954 г.в. С-189 проекта 613, наши торпеды того времени тоже находились как и сегодня в 8-ми метровых капсулах, связь между временами сохраняется и у нас.
К примеру, без российских средств ПРО даже примитивным «Томагавкам» нечего было противопоставить Ираку и Ливии в войне против США. Эти же ракеты с ядерной боевой частью носили основную угрозу и для СССР на дальности 2500 км, возможно даже большую чем баллистические ядерные ракеты большой дальности, т.к. позволяли за 6 – 8 минут нанести массированный удар по всем основным объектам оборонного и промышленного значения, крупным городам страны. Паритет между странами НАТО и Россией достигнут с качественным преимуществом в нашу пользу.
Ракета по подводным целям 91Р1 или 91РТ2
В пусковой установке комплекса «Калибр-НК» могут находиться самонаводящиеся ракеты-торпеды 91РЭ1 (русая версия 7,65 м) или 91РТЭ2 (под ПУ НАТО 6,2 м). Применяются против подводных лодок, приблизившихся МРК Буяну-М ближе 50-ти км. 91РЭ1 ускоряется у цели до 2,5 М, 91РТЭ2 до 2 М, проходит основной путь по баллистической траектории с дозвуковой скоростью 0,7 М. Такие «Калибры» устанавливаются и на подлодках типа «Варшавянка», «Лада», пуск через торпедные отсеки 533 мм.
Противокорабельная ракета 3М-54
Так же как и другие крылатые ракеты ПКР 3М-54Э повторяет в полёте рельеф местности на высоте 10 – 20 м, следуя на маршевом двигателе 0,8 М. На дальности 220 км эффективно поражает цель из-за трёхкратном превышении скорости звука 2,9 М. На водной глади ей негде спрятаться, поначалу малая высота полёта скрывает от дальних РЛС, а на финише только скорость позволяет преодолеть свой путь до конца. Ракеты запрограммированы на изменение траектории полёта, чтобы сбить с толку противоракеты противника.
История проектирования
Проект разработан ЦМКБ Алмаз (Санкт-Петербург) для ВМФ России на основе другого проекта 1990-х годов этого же КБ, 500-тонного ракетно-артиллерийского катера проекта 12300 «Скорпион». Первый и единственный катер проекта 12300 был заложен 5 июня 2001 года на рыбинском Судостроительном заводе «Вымпел», достроен не был. Также на «Каракурт» оказал существенное влияние поставленный на поток малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М» разработки Зеленодольского проектно-конструкторского бюро, который был спроектирован для эксплуатации на Каспийском море и на реках, в силу чего отличался малой осадкой (2,6 м — против 4 м у кораблей проекта «Каракурт»). Практика показала, что корветы УРО типа «Буян-М» в условиях открытых морских театров чувствуют себя неуютно. Соответственно, «Каракурт» может считаться более мореходной заменой кораблей проекта 21631.
Облик корабля был впервые представлен на международном военно-техническом форуме «Армия-2015» на стенде АО «ЦМКБ „Алмаз“».