Возвращение крейсера «маршал устинов»
Содержание:
- Самые большие пассажирские самолеты
- Конструкция
- Конструкция
- Наибольшие из наибольших
- История создания
- Историческая справка
- Первый этап модернизации
- Задачи ракетных крейсеров
- Противовоздушная оборона
- История строительства
- Основные преимущества крейсера «Маршал Устинов»
- Интересные факты
- Ракетное вооружение
- Противолодочная оборона
Самые большие пассажирские самолеты
Airbus А380
Самый большой самолет для пассажирских перевозок Airbus А380 запущен в эксплуатацию в 2007 году. Этот двухпалубный гигант высотой в 24 м и размахом крыльев в 80 м, в трех классовой модификации, может поднять в воздух 555 пассажиров. Чартерный, одно классовый вариант, может вместить 883 человека.
Разработчики почти 10 лет трудились над его созданием. В конструкции гиганта заложено около 40% изделий из углепластика. Он считается по праву самым экономным самолетом по расходу топлива, который, по автомобильным меркам составляет 3 л н на одного пассажира на 100 км пути.
Боинг 747-8
Этот двухпалубный авиалайнер является новинкой известного американского производителя. Удлиненная форма фюзеляжа делает его самым длинным (76,25 м) самолетом в мире. Максимальная вместимость в двух классовом исполнении 581 пассажир. Максимальная взлетная масса составляет 447 т. Боинг считается одним из самых тяжелых пассажирских лайнеров. Заправка в 4 железнодорожных цистерны позволяет осуществить беспересадочный полет в 14 тыс. км.
Конструкция
Конструкция корпуса и надстройки
По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трёхостровной надстройкой, башнеподобными пирамидальными фок- и грот-мачтами. Для лучшей мореходности и остойчивости шпангоуты имеют сильный развал, а форштевень сильно наклонен. В первом отсеке по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке ниже ватерлинии находится выгородка ГАС «Платина», выше неё — цепной ящик, кладовые и шпилевое отделение. Третий отсек занимает подбашенное отделение и погреба АК-130, вентиляторные помещения и боевые посты корабля. Четвёртый отсек отведён под кубрики и каюты личного состава, с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, помимо жилых помещений, расположен погреб боезапаса для РБУ-6000 «Смерч-2». В шестом отсеке размещены боевой информационный центр, БИУС, которые соединены с боевой рубкой командирским лифтом. В шестом отсеке расположены вспомогательные механизмы. Также в шестом отсеке находятся приводы носовой пары успокоителей качки. В седьмом отсеке располагается носовое машинное отделение (НМО) с маршевыми турбинами М-21, редукторами, теплоутилизационным контуром и паровыми вспомогательными турбинами на общей раме. Восьмой отсек — вспомогательные механизмы и вторая пара успокоителей качки. Затем кормовое машинное отделение (КМО) с форсажными турбинами М-8КФ. Десятый отсек — вспомогательные механизмы, в двенадцатом — подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми установками вертикального пуска револьверного типа, а также погреба и приводы системы постановки помех ПК-2, грузовой лифт. В тринадцатом и четырнадцатом отсеках размещаются кубрики экипажа, имеются вспомогательные и служебные помещения, торпедные аппараты, а в районе 300—310 шпангоутов находятся погреба и пусковые установки зенитных ракет «Оса-М». Кормовой отсек, в основном, служит для размещения буксируемого антенного устройства и систем для его опускания и подъёма, также в корме выгорожен ахтерпик. На всем протяжении корабля под топливными цистернами имеется двойное дно во избежание разлива ГСМ при аварийных ситуациях. Основные погреба боезапаса разнесены по кораблю, разделены непроницаемыми переборками и снабжены системами орошения и пожаротушения. Все эти меры конструктивно обеспечивают живучесть и непотопляемость крейсера при затоплении любых трёх смежных отсеков, кроме машинных отделений.
В конструкции лёгких выгородок внутри корпуса используются наряду со сталью алюминиевые сплавы типа АМГ. Надпалубные надстройки в районах воздействия пламени от пуска ракет стальные, верхние конструкции изготовлены из алюминиевых сплавов. На нижних ярусах находится флагманский командный пункт, каюты старших офицеров, кают-компания. Блоки надстройки имеют технологические разрезы для исключения повреждений надстройки из-за напряжений изгиба. Дымоходы с системами воздухозабора размещены поперек корабля. За дымовыми трубами установлен кран грузоподъёмностью 8,5 тонн, который в походном положении опускается между дымоходами и закрепляется.
В кормовой части главной палубы в виде отдельного острова размещен вертолётный ангар, который венчает антенна 3Р41 «Волна», служащая для сопровождения и подсветки цели корабельного зенитного ракетного комплекса «Форт», далее в корме вертолётная площадка с системами обеспечения взлёта и посадки. Имеются, помимо набора спасательных средств, разъездной командирский катер проекта 1404 и рабочий катер проекта 1402.
Конструкция
Уже по внешнему виду, по архитектуре «Маршала Устинова» можно опознать в нём корабль, спроектированный в Советском Союзе. Длинный полубак, сильно наклонённый форштевень, мачты в виде пирамид и надстройки со скошенными гранями выдают происхождение. Такие обводы обеспечивают лучшую мореходность и снижают заметность для радаров. Силовая установка корабля – газовые турбины, из них две маршевые, для крейсерского хода, и четыре форсажные – для обеспечения максимальной скорости.
Тяжёлые противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» по возможностям лишь немного уступали «Граниту» которым вооружались «Орланы». Поскольку на меньших по размеру «Атлантах» спрятать пусковые установки в корпус было невозможно, шестнадцать контейнеров с ракетами, размещённые вдоль бортов, стали самой заметной деталью внешнего облика кораблей. В том числе и «Маршала Устинова».
Установки для запуска зенитных ракет «Форт», защищающих корабли от любых воздушных целей на больших дистанциях, находятся под палубой, между дымовыми трубами и вертолётным ангаром. Ракеты «Оса», обеспечивающие обороны в ближнем радиусе, запускаются с установок по обе стороны от ангара.
Артиллерийское вооружение — универсальное, предназначенное как для ведения зенитного огня, так и для поражения слабозащищённых надводных и наземных целей. В его состав входит спаренная 130мм артустановка АК-130, находящаяся в носовой части и шесть 30мм автоматических пушек АК-630. Две из них расположены в носу, перед ходовым мостиком, и по две – с каждого борта у центральной надстройки.
Противолодочное оружие корабля включает в себя два торпедных аппарата калибра 533мм, из которых можно запускать и ракето-торпеды. Два бомбомёта РБУ-6000 находятся перед ходовым мостиком. Для борьбы с подводными лодками используется и базирующийся на ракетном крейсере вертолёт.
После модернизации корабля ракеты «Базальт» заменили на П-1000 «Вулкан». Возможна замена зенитных ракет на более современный комплекс С-400.
Комплекс «Вулкан» создавался специально для того, чтобы им можно было легко перевооружить корабли, вооружённые «Базальтом». От П-500 П-1000 отличается облегчённой конструкцией, за счёт которой повышена дальность стрельбы.
Пожертвовать пришлось массой боевой части и бронированием, зато теперь ракета может преодолеть гораздо больше расстояние, находясь на малой высоте и лучше маневрирует, уклоняясь от поражающих факторов.
Наибольшие из наибольших
Пальму первенства за звание супергиганта у С-5 отобрал Ан-124 «Руслан». Имея сходные с С-5 показатели полезной нагрузки, он обладает уникальным грузовым отсеком объёмом 1050 м3.
Ан-225 «Мрия» — доработанный на базе Ан-124 проект для транспортировки крупногабаритных грузов весом до 250 т. Для этого грузовой люк был перенесен с хвоста на нос воздушного судна, увеличено количество опор шасси. Для увеличения устойчивости самолёта применено двухкилевое оперение.
На этой машине установлен абсолютный рекорд грузоподъемности – 253,8т. Единственный эксплуатирующийся экземпляр Ан-225 сегодня завис между Киевом и Пекином. О реальных владельцах прав на «Мрию» известно лишь очень узкому кругу лиц. Другая машина, спроектированная для транспортировки модулей комплекса «Энергия-Буран», — проект КБ Виктора Мясищева ВМ-Т. За семь лет (1982-1989) две машины совершили более 150 рейсов на Байконур.
На сегодняшний день круг боевых самолётов России военно-транспортного назначения, находящихся в реальной эксплуатации в странах блока НАТО и в России ограничивается вышеперечисленными моделями. Транспортники ВВС Китая – в основном лицензионные копии уже летающих гигантов. Для сравнения приведем основные эксплуатационные характеристики лучших военно-транспортных самолётов мира:
История создания
В октябре 1972-го Северный ПКБ получил госзаказ по тактико-техническим характеристикам по уже готовому эскизу проекта 1164 «Атлант». Главным конструктором утверждён А.К.Перьков, которого в 1979-м сменил В.И.Митюхин. Представителем-наблюдателем ВМФ стал капитан 2-го ранга А.Н.Блинов. Плановое водоизмещение мощного надводного ракетоносца измерялось в 10 тыс.т. Главным вооружением суждено было стать разрабатывающейся с 1969 г. П-500 «Базальт» с первой сверхзвуковой крылатой ракетой морского базирования ПКР «Базальт». Ракета была готова к 1974-му и её приняли на вооружение в 1975-м (подлодки 675МК и 675МУ были ими перевооружены). В 1977-м ими укомплектовали проект авианосцев 1143, а в начале 1980-х и проект 1164 (после спуска на воду «Москвы», «Маршала Устинова» и «Варяга»). Из планировавшихся изначально 10-ти таких кораблей для ВМФ СССР так и осталось всего 3, уже для РФ.
На Николаевской верфи судостроительного завода 5 октября 1978 года заложен на стапеле советский РК «Адмирал флота Лобов». Так строился 2-й корабль проекта 1164, с 1986-го «Маршал Устинов». В феврале 25-го 1982-го г. его спустили на воду.
Историческая справка
Одно из названий красной гвоздики – божественный цветок. Именно такое имя дал растению шведский натуралист Карл Линней – «Dianthus», что в переводе с греческого означает «цветок Зевса».
Всего в мире насчитывают более 300 видов красной гвоздики. Она растет в Европе, Северной Америке, Азии и Африке.
В Россию алый символ вошел во времена переворотов 1917 года. На значках, открытках и прочих элементах пропаганды изображали гвоздику.
Постепенно цветок становится символом воинственности и борьбы. Именно это значение укрепляется в период Великой Отечественной, когда народ так нуждался в символических источниках силы и отваги.
В Америке красная гвоздика по сей день является эмблемой Дня Матери, символизируя материнскую любовь. А во Франции есть деревушка Фаликон, где ежегодно в середине апреля отмечается День гвоздики: красными цветами в это время украшают дома, витрины магазинов, деревья и уличные фонари.
Первый этап модернизации
Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.
Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.
Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.
Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».
Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.
С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.
Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.
Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.
Задачи ракетных крейсеров
Если задачей ВМС США (НАТО) является стратегия вторжения на сушу, основанные на АУГ (авиационных ударных группах), и даже сторожевые береговые корабли создаются ими в помощь именно для действий у чужих границ (литоральный LCS), тогда как наши задачи – не позволить проявления агрессии в свой адрес. Именно такую военную политику проводил и маршал Устинов (главный руководитель ВПК 1941 – 1963 гг., Министр обороны СССР 1976 – 1984 гг. и самый влиятельный в области вооружения 1953 – 1984 гг.) – он же противник строительства авианосцев с самолётами типа Су и Миг, предпочитал строить ракетоносцы и противолодочные корабли. Некоторым военным и учёным было отказано в инициативе, зато другие поощрялись. Трамплин для авианосцев и вертикальный взлёт для палубной авиации у нашей страны есть благодаря упрямству Устинова, нам досталась ещё одна нереализованная разработка конца 1980-х – самолёт Як-141. Смысл его (Устинова) позиции таков – мы (СССР) не должны повторять уже созданного американцами, наше – это ракетные крейсера и вертолётоносцы.
Теперь все согласны с адмиралом Николаем Герасимовичем Кузнецовым, что нужны авианосцы, как и все другие типы кораблей. А ведь его военный талант сравним с Ушаковым для своего времени. В отличие от Сталина, Хрущёв не строил, а резал заложенный новый флот Кузнецова (где было место и авианосцам), отдав предпочтение только одному его достоинству – ракетному вооружению. После чего военные моряки, сторонники авианесущих крейсеров, долго доказывали их необходимость ракетчику Устинову вполголоса.
Не без проблем при Устинове был заложен первый авианосец, и только после его смерти был дан «зелёный свет» эффективным скоростным самолётам с обычным взлётом – Су-27К и Миг-29К. Несмотря на это он заслуживает уважения и право называть его именем корабль, тем более РК. Ведь то, что он отстаивал, развивалось в лучшую сторону, а боевые возможности крейсеров – это и его заслуга. Устинов успешно окончил Военно-механический институт (ныне «Военмех» его имени). По-настоящему военным никогда и не был. Поэтому имел недостатки как полководец (тем более как морской адмирал), ну и как человек – упрямец.
РК «Маршал Устинов» служит с 1986 г. на Северном флоте. Главное отличие в классификации натовских и отечественных кораблей в том, что ракетными у них называются те, которые противостоят, прежде всего, воздушным целям – ЗРК. У ВМС РФ (СССР) им даётся другое главное назначение – уничтожать надводные корабли и береговые укрепления противокорабельными ракетными комплексами (ПКРК). Любой крейсер – это самостоятельная боевая единица 1-го ранга. Он хорошо вооружён всеми средствами борьбы против подводных, надводных, береговых и воздушных целей.
Проектом 1972-го года 1164 «Атлант» решались задачи уничтожения надводных кораблей (включая авианосцы). Задачи РК вскоре расширились, равнозначной частью стало:
- уничтожение ударных группировок противника;
- коллективная система ПРО страны;
- конвоирование дальнего морского транспорта;
- борьба с подлодками;
- поддержка десантирования морской пехоты;
- уничтожение береговых укрепрайонов.
Противовоздушная оборона
Комплекс ЗРК С-300Ф «Форт» для дальних целей
Комплекс ЗРК С-300Ф «Форт» способен уничтожать высокоскоростные маневренные малоразмерные объекты в диапазоне высот от сверхмалых (25 м.) до сверхбольших (25 км). Скорость цели для типа ракет 5В55РМ – 50 – 1300 м/с, ракета 48Н6Е перехватывает цель скоростью 3000 м/с. Одновременно наводится 12 ракет, сопровождается 6, длиной ЗУР 7,25 м, диаметром 0,51 м, размахом крыла 1,125 м, массой 1665 кг – для менее скоростных и 1900 кг – для более быстрых целей. Боевая часть осколочно-фугасная 130 и 145 кг. Перезарядка 3 сек. револьверного типа уступает сотовым конструкциям в скорости залпового пуска (1 сек.) и занимает в 2,5 раза больше места (во столько же меньше ракет). Количество ракет 64 единицы.
Комплекс ЗРК М-4 «Оса-М» для ближних целей
У корабля 2 автоматизированных зенитных комплекса ЗРК М-4 «Оса-М» по 2 ракеты 9М33. Для поражения целей на высотах 2 – 4 000 м. на дальности до 15 км. Ракета твёрдотопливная массой 128 кг, длиной 3,16 м, диаметром 0,21 м с размахом крыла 0,65 м. Перезарядка 20 сек, количество 40 ракет.
Зенитная артиллерия АК-630
С помощью АК-630 можно поражать как воздушные до 4 км, так и надводные цели на дальности до 5 км. Боевой расчёт из 1-го человека, управление дистанционное, скорострельность 30-ти мм. осколочно-фугасными снарядами 5000 выс./мин. 16 тыс. боеприпасов по 2000 шт/ленте.
Пушка корабельная АК-130
Пушка калибром 130 мм двуствольная, вообще это АУ (автоматизированная установка) со скорострельностью 90 выс/мин. Дальность стрельбы 23 км. Ею можно поражать и воздушные цели, есть в наличие снаряды с дистанционными и радиолокационными снарядами (для ПКР и самолётов).
История строительства
Всего предполагалось построить 10 крейсеров проекта 1164, затем программу сократили до 6 единиц. Однако заложено было всего 4 крейсера этого типа, а введено в строй — 3.
Закладка головного корабля — крейсера «Слава» (заводской № 2008) — состоялась 4 октября 1976 года.
Впервые появившиеся в 1983 году, крейсера класса «Атлант» должны были контролировать жизненно важные для безопасности СССР зоны мирового океана, такие как к примеру Северная Атлантика, и в случае получения соответствующего приказа были обязаны в первую очередь нанести ракетные удары по ударным авианосным группировкам ВМС США и НАТО. Основное вооружение крейсеров этого класса — 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», в том числе и с ядерными боеголовками (при модернизации на всех российских крейсерах пр. 1164 заменены на ракеты П-1000 «Вулкан»).
Эти корабли являются одними из самых мощных кораблей в своем классе, именно благодаря этим ракетам, имеющим мощную БЧ и дальность стрельбы 550 км. Они могут уничтожить даже такую крупную и защищенную цель как авианосец.
Основные преимущества крейсера «Маршал Устинов»
Второй корабль серии проекта 1164 заложили в 1978 году. Первоначально судно носило название «Адмирал флота Лобов». Строительство велось долгие четыре года и имело трудности с подбором вооружений. Наконец в 1982 году в торжественной обстановке корпус корабля коснулся водной глади Южного Буга. В течение последующих лет осуществлялась установка на корабле основных узлов и агрегатов. Корабль получил современное по тем временам радионавигационное оборудование, автоматизированные комплексы управления огнем. Силовая установка, сконструированная на Николаевском заводе «Заря», была на то время одной из лучших в мире как с точки зрения практичности, так и с точки зрения экономичности. В 1986 году накануне передачи корабля представителям флота, судну присвоили новое название, данное в честь Министра обороны СССР маршала Устинова.
Последующим местом службы ракетного крейсера стал Северный флот, где СССР пытался создать в те годы мощную ударную группировку надводных кораблей. Постоянная угроза северному флангу со стороны флотов стран НАТО вынуждала советское военно-морское командование держать на Севере мощные и боеспособные корабли. Однако до тех пор, пока корабль добрался до своего постоянного порта приписки, крейсеру пришлось нести в течение года службу в Средиземном море, входя в состав 5-й оперативной средиземноморской эскадры ВМФ СССР.
Крейсер представлял собой мощный и современный корабль, способный на равных противостоять соединениям 6-го флота США, господствующего в средиземноморской акватории. Советский корабль располагал не только большим запасом хода, превышающим 7000 миль, но и обладал высокими скоростными качествами. Основным козырем советского крейсера «Маршал Устинов» являлось его вооружение. Советские противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» могли нести со сверхзвуковой скоростью боевой заряд массой 500 кг на расстояние до трехсот морских миль. Таких грозных игрушек на борту корабля было 16 штук, расположенных с двух бортов в удобных и компактных контейнерах. Попадания двух ракет П-500 в крупный корабль класса авианосца могли оказаться фатальным.
Не забыли советские кораблестроители о собственном оборонительном вооружении. На крейсера класса «Слава» устанавливались ЗРК С-300 «Форт», способные полностью контролировать все воздушное пространство в радиусе 5-75 км в диапазоне высот 25-25000 метров. Имея на борту 64 пусковые установки ЗРК, советский крейсер обеспечивал воздушное прикрытие всему соединению кораблей. Ближние подступы к кораблю контролировали ЗРК «Оса» и автоматы АК-630. С таким объемом вооружений советские крейсера класса «Слава» проекта 1164 считались самыми сильными надводными кораблями на море, имеющими обычную силовую установку.
Интересные факты
Первоначальное имя «Маршала Устинова» — «Адмирал Лобов» — было передано четвёртому кораблю проекта. А когда «Устинов» стоял на модернизации, четвёртый «Атлант» снова появился в его истории – как возможная замена.
За 20 лет его, названного «Украиной» неоднократно пытались достроить и ввести в строй, но от стенки завода он так и не отошёл. В последнее десятилетие речь велась уже не о достройке, а о том, «куда бы его деть».
Ракетному крейсеру проекта 1164 “Маршал Устинов” не довелось повоевать. Конечно, вряд ли стоит сожалеть о том, что ему не удалось потопить ни один авианосец. Но ни разу он не обстреливал наземные цели, не участвовал в операциях по борьбе с пиратами.
Впрочем, пока боевые действия ведутся, а крейсер остаётся в строю – вероятность его боевого применения остаётся. Без сомнения, по эксплуатационным качествам «Атланты» оказались удачными кораблями. А вот вопросы о слабости зенитного и уместности противолодочного вооружения, очевидно, останутся без ответов.
Ракетное вооружение
Ожидается, что США в 2018 году примет на вооружение противокорабельную ракету большой дальности AGM-158C LRASM. Если радиус поражения теперешней Harpoon не превышает 280 км, то у ожидаемой ПКР она составит более 370 км. При пуске их из надводных кораблей (возможно, приближенной по показателям дальности к отечественной ракете П-700 комплекса «Гранит»). С воздушных самолётов-носителей F-35C, F/A-18E/F и B-1B на дозвуковой скорости будет использоваться модификация LRASM-А дальностью до 800 – 1000 км. В отличие от ещё разрабатываемых гиперзвуковых ракет (Россия 11 Маха и Япония 5), от данной американской разработки можно ожидать более совершенный аналог крылатой бестии Jassm (стелс-технологии из композитных материалов). Летом и осенью американцы провели успешные испытания, состоялись стрельбы (в том числе из подводного положения) – цель поражена высоко от ватерлинии. На протяжении десятилетий ЦРУ так и не смогли собрать данные о П-500 ПКРК «Базальт» и П-700 ПКРК «Гранит». Западные ракеты по-прежнему остаются уязвимы для отечественных систем ПРО, чего об их ПРО не скажешь.
ПКРК П-500 и П-700 для проекта 1164
Выходит корабль «Маршал Устинов» с ПКРК «Базальт» (сверхзвуковые 2,5 Маха ПКР П-500) по-прежнему для НАТО соответствует данному ему прозвищу (как и всем остальным проекта 1164) – «Убийца авианосцев». Перехватить её невозможно из-за скорости, траектории полёта, применения РЭБ и бронирования. Целеуказание обеспечивали системы корабля и авиации. Изначально использован принцип наведения на цель «Пустил и забыл». Забавно, в годы СССР выход из ситуации натовцы нашли простой – не приближаться к нашему РК (Москва, Устинов, Варяг) и ко всем кораблям с этим типом оружия, т.е. на 500 км. Комплекс «Гранит» (П-700) – это улучшенный «Базальт», с совершенной системой наведения, обмена данными между ракетами, с радиусом поражения до 550 км. И это не всё, известная уже всем ПКР «БраМос» (она же П-800) даёт нам и Индии дальность 800 км.
Чего ждать от перевооружения «Маршала Устинова» 2016
Что же тогда говорить о П-1000 ПКРК «Вулкан» (разработка В.Н.Челомея и Г.А.Ефремова 1987 г.), которыми перевооружаются наши крейсера. Представим себе РК «Маршал Устинов», выпустивший сразу 8 таких ракет. Ведущая ракета находится выше ведомых (низколетящих, неуязвимых для дальних ЗРК). Если, вдруг её сбили, то место ведущей занимает одна из ракет. Эти ракеты самостоятельно выбирают заданные им при запуске цели (заранее заданы только тип и класс корабля, и конкретно его часть – носовая, кормовая, центральная). Если одна ракета уже выбрала свою цель, то эти данные поступают остальным, которые уже выберут другую цель (каждая свою). Исключение может быть в случае атаки на большой корабль, если эсминцам может хватить 1-й ракеты, то авианосцам положено получить 3.
Именно РК «Маршал Устинов» произведут замену ПУ (пусковой установки) на жаропрочную – дальность поражения в таком случае будет максимальная – 1000 км. У «Москвы» и «Варяга» останутся пока стартовые ускорители П-500, а это радиус до цели 700 км. (тоже П-700 «Вулканы»). Используются все средства наведения на цели: корабля, вертолёта, самолёта, спутника. Боевая часть 11,7 метровой ракеты с размахом крыла 2,6 м фугасно-кумулятивная 500 кг или ядерная в 350 кт. Диаметр её 0,88 м. Точность попадания с погрешностью в 1 метр при запуске 2-х ракет в одну точку. По обоим бортам расположены по 8 пусковых установок, с возможность одновременного пуска сразу 8 ракет. Остальное вооружение, возможно, останется тем же, и здесь ждём от ВПК улучшений
Противолодочная оборона
РБУ-6000
Две эффективные ракетные бомбомётные установки РБУ-6000 по-прежнему верно служат с 1961 года. Предназначение: уничтожение подлодок и торпед противника. Бомбы массой 120 кг. (96 шт.) погружаются за 11,6 сек. на 450 м. и в радиусе 6 – 50 м поражают подводную цель. Совершенствуются комплексы управления стрельбой, с целью повышения точности и скорости поражения.
Торпедирование неприятелей «Маршала Устинова»
Из 2-х пятитрубных торпедных аппаратов можно выпустить 10 торпед калибром 533 мм. Торпеды 7 м, массой 2 т, несут заряд 400 кг на расстояние 22 км скоростью 55 узлов. Торпедные аппараты могут пускать ракеты типа «Калибр» как по подводным целям, так и по надводным и наземным. Это дополнительная «радость» для «миролюбивого» НАТО.