Межконтинентальная баллистическая ракета
Содержание:
Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК
MBR и GPT – определение.
Windows предлагает нам 2 опции: Master Boot Record
(MBR) – Главная Загрузочная Запись – и Globally Unique Identifier Partition Table
(GPT) – Глобально Уникальный Идентификатор Таблицы Разделов. Последняя получила поддержку, начиная с версий Vista/Windows Server 2008
. Однако Windows XP 64-х
битная тоже поддерживала этот формат.
MBR
– она же Master Boot Record
– это основная загрузочная запись на жёстком диске. Находится она в самом начале винчестера, то есть в первых секторах жёсткого диска. Его задача – выбрать раздел диска, в котором будет загружаться операционная система (собственно, главная загрузочная запись для этого и была создана). Это делается с помощью короткого исполняющего кода, который BIOS после самодиагностики, выгружает в . Далее исполняющий код в MBR берёт бразды правления в свои руки и загружает ОС в указанном разделе жёсткого диска (информация о разделах также содержится в загрузочной записи). Кстати, именно поэтому главную загрузочную запись нельзя создать на диске, который нельзя разделить на части и наоборот, её можно создать там, где возможно деление носителя данных на несколько дисковых, пусть и виртуальных, устройств.
Лучшие МБР мира
Межконтинентальные баллистические установки разделяют по нескольким важным для успешного поражения цели параметрам:
- Лучшая из мобильных установок – «Тополь М». Страна – Россия, запущена в 1994 г., твердотопливная, моноблочная.
- Самая перспективная для дальнейшей модернизации – Ярс РС-24. Страна – Россия, запущена в 2007 г., твердотопливная.
- Самая мощная МБР – «Сатана». Страна — СССР, запущена в 1970 г., двухступенчатая, твердотопливная.
- Лучшая из дальнобойных — БРПЛ Trident II D5. Страна – США, запущена в 1987 г., трехступенчатая.
- Самая скоростная – «Минитмен LGM-30G». Страна – США, запущена в 1966 г.
Межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана»
«Воевода» межконтинентальная баллистическая ракета это самая мощная ядерная установка из существующих в мире. На Западе, в странах НАТО ее называют «Сатана». На вооружении в России состоит две технической модификации данной ракеты. Последняя из разработок может вести боевые действия (поражение заданной цели) при всех возможных условиях, в т. ч. при условии ядерного взрыва (или неоднократных взрывов).
МБР, что же это означает в плане общих характеристик. Например, то что «Воевода» превосходит по мощности запущенный недавно Американский «Минитмен»:
- 200 м – погрешность попадания;
- 500 кв. км – радиус поражения;
- не инфицируется радарами из-за созданных при полете «ложных целей»;
- в мире не имеется ПРО способного разрушить ядерную головку ракеты.
Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»
«Булава» МБР это последняя разработка российских ученых и инженеров. В технических характеристиках указано:
- твердотопливная (применяется топливо 5-го поколения);
- трехступенчатая;
- астрорадиоинерциальная система управления;
- запуск с подлодок, «на ходу»;
- радиус воздействия 8 тыс. км;
- вес при старте 36,8 т;
- выдерживает попадание любого лазерного оружия;
- испытания не окончены;
- остальные технические характеристики засекречены.
Межконтинентальные ракеты мира
От того как летит межконтинентальная баллистическая ракета (амплитуда движения) зависят скоростные и ударные показатели. Помимо России и США существует еще несколько мировых держав, на вооружении которых стоят МБР, это Франция и Китай:
- Китай (DF-5A) – дальность полета 13 000 км, двухступенчатая, жидкотопливная.
- Китай (DF-31A) – дальность полета 11 200 км, твердотопливная, трехступенчатая.
- Франция (М51) – дальность полета 10 000 км, твердотопливная, запуск с подлодок.
Военная политика любого государства базируется на охране государственных границ, государственного суверенитета и национальной безопасности. Поэтому стоит задать вопрос: МБР — что это может означать для действенной охраны границ РФ? Российская военная доктрина предполагает право на ответную реакцию при применении в отношении ее агрессии. В связи с этим находящиеся на вооружении баллистические ракеты являются самым действующим средством сдерживание зарубежной агрессии.
MBR и GPT . Основные вопросы.
Наследие и перспективы
Так, в СССР работы над ними продолжили в рамках проектаКречет». Дальнейшая миниатюризация МБР позволила разместить аж две ракеты в бомбардировщике Ту-160 без особых изменений носителя. Но дальше чертёжной доски проект не ушёл, ведь предпосылок к свёртыванию политики ограничения ядерного вооружения не было.
Ту-160 с ракетным комплексомКречет»
Интересной лазейкой обойти запрет стало создание крылатых ракет межконтинентальной дальности. Их договор не запрещал, и никто не мешал нарастить дальность ракетного вооружения до нужных значений.
Именно это и произошло с советским проектом ракетыМетеорит». Её расчётная дальность равнялась как раз 5500 километрам — цифре, на которой ракета становится межконтинентальной. Правда, работы над версией для самолётов свернули в середине 80-х. Причины были простые — посчитали более эффективным принять на вооружение крылатую ракету Х-55. Дальность у неё в два раза меньше, но и сама она в разы компактнее. Лучше больше, чем дальше.
Размещение стратегических крылатых ракетМетеорит» на Ту-95МА
По сей день достаточно популярна и идея пуска мирных ракет с самолётов. Это позволяет оптимизировать их конструкцию и в случае успеха вывести на орбиту больше груза за меньшие деньги. Подобных проектов столь много, что им можно посвятить отдельную статью, но пока ни один из них настоящего успеха не достиг.
Гиперзвуковая(баллистическая) ракета AGM-183А
В последнее время баллистические ракеты воздушного базирования снова оказались на слуху, только теперь под модным именемгиперзвуковое оружие». И наш Кинжал», и американская AGM-183 запускаются с самолётов и по сути являются обычными баллистическими ракетами без особых изысков. О межконтинентальной дальности речь пока не идёт, но нарастить её на нынешних технологиях проблем не составит. Учитывая тенденции на демонтаж договоров конца холодной войны, в ближайшее время мы вполне сможем наблюдать ренессанс идеи МБР воздушного старта.
Что из себя представляет крылатая ракета
Крылатые ракеты, готовые к запуску
Крылатая ракета — это беспилотный летательный аппарат. По своей структуре и истории создания он ближе к авиации, нежели к ракетостроению. Устаревшее название — самолет-снаряд — оно вышло из употребления, поскольку так называли и планирующие авиабомбы.
С учетом специфики строения и применения крылатых ракет выделяют следующие преимущества и недостатки таких снарядов:
- программируемый курс полета, что позволяет создавать комбинированную траекторию и обходить противоракетную оборону противника;
- движение на малой высоте с учетом рельефа делает снаряд менее заметным для радиолокационного обнаружения;
- высокая точность современных крылатых ракет сочетается с высокой стоимостью их изготовления;
- снаряды летят с относительно небольшой скоростью — примерно 1150 км/ч;
- поражающая мощность невысокая, исключение — ядерные боеприпасы.
История разработки крылатых ракет связана с появлением авиации. Еще до Первой мировой войны возникла идея летающей бомбы. Необходимые для ее реализации технологии были вскоре разработаны:
- в 1913 комплекс радиоуправления беспилотным летательным аппаратом изобрел школьный учитель физики Вирт;
- в 1914 был успешно опробован гироскопический автопилот Э. Сперри, позволявший удерживать самолет на заданном курсе без участия пилота.
На фоне подобных технологий сразу в нескольких странах велись разработки летающих снарядов. Большинство из них велись параллельно с работой над автопилотированием и радиоуправлением. Идея оснастить их крыльями принадлежит Ф. А. Цандеру. Именно он в 1924 году опубликовал рассказ «Перелеты на другие планеты».
Первым успешным серийным производством подобных летательных аппаратов принято считать английскую радиоуправляемую воздушную мишень Queen. Первые образцы были созданы в 1931, в 1935 запущено серийное производство Queen Bee (пчелиная матка). Кстати, именно с этого момента беспилотники получили неофициальное название Drone — трутень.
Основной задачей первых беспилотников была разведка. Для боевого применения не хватало точности и надежности, что при высокой стоимости разработки делало производство нецелесообразным.
Несмотря на это, исследования и испытания в данном направлении продолжались, особенно с началом Второй мировой войны.
Первые испытания и применения показали низкую точность снаряда. Из-за этого планировалось использовать их вместе с пилотом, который на заключительном этапе должен был покинуть снаряд с парашютом.
Как и в случае с баллистическими ракетами, разработки немецких ученых перешли к победителям. Дальнейшую эстафету по проектированию современных крылатых ракет переняли СССР и США. Планировалось использовать их в качестве ядерных боеприпасов. Однако разработка таких снарядов была остановлена в связи с экономической нецелесообразностью и успехом развития баллистических ракет.
Первое испытание
Первое в мире летное испытание ГПВРД было проведено нашими учеными и состоялось в последние дни существования СССР. Несмотря на очевидное лидерство США в области конструирования летательных аппаратов с ГПВРД не стоит забывать, что пальма первенства в создании действующей модели двигателя этого типа принадлежит нашей стране. В 1979 году Комиссия Президиума Совета министров СССР утвердила комплексный план научно-исследовательских работ по применению криогенного топлива для авиадвигателей. Отдельное место в этом плане было отведено и созданию ГПВРД. Основную часть работ в этой области провел ЦИАМ им. Л. И. Баранова. Летающая лаборатория для испытаний ГПВРД была создана на основе зенитной ракеты 5В28 ЗРК С-200 и получила название «Холод». Вместо боевой части в ракету встраивались емкость для жидкого водорода, системы управления и сам двигатель Э-57. Первое испытание состоялось 28 ноября 1991 г на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. В ходе испытаний максимальное время работы ГПВРД составило 77 с., была достигнута скорость 1855 м/с. В 1998 г. испытания летной лаборатории проходили по контракту c NASA.
Еще в 2003 году главный «мозговой трест» американской оборонной промышленности — агентство DARPA — в сотрудничестве с ВВС США объявил программу FALCON. Это слово, переводимое с английского как «сокол», является к тому же и аббревиатурой, расшифровывающейся как «Приложение силы при запуске из континентальной части США». Программа предусматривала разработку как разгонных ступеней, так и гиперзвукового планера в интересах Global Prompt Strike. Частью этой программы было также создание беспилотного самолета HTV-3X на гиперзвуковых прямоточных двигателях, однако финансирование впоследствии было прекращено. А вот планер, получивший обозначение Hypersonic Technology Vehicle-2 (HTV-2), был воплощен в металле и имел вид рассеченного пополам (по вертикали) конуса. В апреле 2010 и в августе 2011 года состоялись испытания планера, и оба полета принесли определенное разочарование. Во время первого пуска HTV-2 отправился в полет с помощью легкого носителя Minotaur IV с базы ВВС Ванденберг. Ему предстояло пролететь 7700 км до атолла Кваджелейн в районе Маршалловых островов в Тихом океане. Однако через девять минут связь с ним была потеряна. Сработала система автоматического прекращения полета, как полагают, в результате того, что аппарат «закувыркался». Очевидно, конструкторы на тот момент не смогли решить задачу сохранения стабильности полета при изменении положения рулящих аэродинамических поверхностей. Второй полет также прервался на девятой минуте (из 30). При этом, как сообщается, HTV-2 удалось развить вполне «баллистическую» скорость в 20 Махов. Однако уроки неудач были, по всей видимости, быстро усвоены. 17 ноября 2011 года другой аппарат под названием Advanced Hypersonic Weapon (AHW) прошел испытание успешно. AHW не был полным аналогом HTV-2 и рассчитывался на более короткую дистанцию, однако имел схожую конструкцию. Он стартовал в составе трехступенчатой разгонной системы с пусковой площадки на острове Кауаи Гавайского архипелага и достиг испытательного полигона им. Рейгана на атолле Кваджелейн.
Эволюция и будущее
Примечания
- (англ.). GlobalSecurity.org. Дата обращения: 22 августа 2012.
- Николаев Леонид. . Сайт «Военный паритет» (3 мая 2007). Дата обращения: 22 августа 2012.
- Charles P. Vick. (англ.). GlobalSecurity (20 March 2007). Дата обращения: 18 мая 2012.
- Жидкотопливная ракета «Титан-II» осталась на вооружении только потому, что лишь она могла нести 9-мегатонные боевые части, слишком тяжёлые для «Минитмена»
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 ноября 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 ноября 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 ноября 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 ноября 2013.
- . Дата обращения: 3 ноября 2013.
Об истории модели
В модельном ряде завода ЗИЛ-130 пришёл на смену ЗИЛ-164. 164-й ЗИЛ, глубокая модернизация ЗИС-150, запущенный в серию в 1957 году, получился лишь «временным решением». Народное хозяйство нуждалось в качественно новой грузовой машине. При смене основной модели место под капотом рядный шестицилиндровый двигатель ЗИС-120 уступил новому V-образному восьмицилиндровому мотору.
От опытных образцов до конвейера 130-й прошёл путь длиной в шесть лет. Грузовик по тем временам получился действительно новаторским, непохожим на предшественников, и, кстати, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было оборудовано гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна, фактически, лишь для бездорожья или очень крутых подъёмов.
Год 1962-й. Опытные образцы будущего бестселлера.
Внешний вид машины также получился чрезвычайно новаторским и смелым, обладающим яркой индивидуальностью, даже по международным меркам. Ещё одной особенностью нового массового ЗИЛовского грузовика стала расцветка – уже не тёмно-зелёная хаки (хотя выпускались и такие, конечно), а вполне «гражданская». Были разные варианты, но индивидуальной, «фирменной» расцветкой 130-х ЗИЛов стала небесно-голубая кабина с белым передком.
Нет сомнений в том, что в 1964 году в серийное производство была запущена качественно новая модель среднетоннажного грузовика, который по комплексу всех основных показателей находился в одном ряду с самыми современными, на тот момент, машинами европейских и американских фирм.
Автомобили ЗИЛ-130 первых годов выпуска (1964-1966 годов) оснащались одноимённым карбюраторным двигателем мощностью в 148 лошадиных сил, и изначально имели штатную грузоподъёмность 5 (впоследствии – 5,5 тонн) – для дорог с твёрдым покрытием, и 4 тонны – для грунта. Мотор имел заявленный рабочий ресурс в 135 тысяч километров до капитального ремонта.
После модернизации 1966-го года мощность двигателя достигла 150 лошадиных сил; его рабочий ресурс установлен в 200 тысяч километров пробега до капремонта. А грузоподъёмность машины была установлена в 5 тонн, вне зависимости от типа дорожного покрытия.
Модернизация 1976-го года довела грузоподъёмность базовой модели ЗИЛ-130 до шести тонн, а ресурс двигателя до капремонта – до 300 тысяч километров. Седельные тягачи, сделанные на базе ЗИЛ-130, использовались для буксирования прицепов общей массой 10,5 тонн (ЗИЛ-130В1); 12,4 тонн (ЗИЛ-130В1-66); 14,4 тонн (ЗИЛ-130В1-76). Вариант 1976-го года легко отличить по видоизмененной лицевой части (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил другой производственный индекс – 431410, в соответствии с принятой в отрасли системой индексов.
80-е годы ХХ века. Шасси ЗИЛ-130 в цехе Завода имени Лихачёва.
В 1973 году государственная аттестационная комиссия приняла решение о присвоении марке ЗИЛ-130 Государственного Знака Качества СССР. Это было вполне закономерно, поскольку основная модель ЗИЛовского грузовика действительно регулярно получала множество благожелательных отзывов от предприятий и хозяйств, которые эксплуатировали эти грузовики.
На практических испытаниях ЗИЛ-130 показывал действительно впечатляющие результаты. И в большом пробеге по районам Крайнего Севера, и на масштабных ресурсных испытанияхв мае 1973 года на автополигоне НАМИ, когда дистанцию в 25 тысяч километров 130-е прошли за 12 дней, без единой поломки.
Юбилейный миллионный грузовик ЗИЛ-130 сошёл с конвейера лихачёвского завода в июне 1974 года, а в августе 1982 года был изготовлен двухмиллионный ЗИЛ-130. Интересно, что у обоих юбилейных 130-х был один и тот же «владелец».
Миллионный ярко-красный грузовик в торжественной обстановке преподнесли лучшему водителю Третьего автокомбината ГлавМосАвтотранса – Алексею Бесчастнову. А спустя годы, когда был собран двухмиллионный ЗИЛ-130, его вручили опять тому же самому водителю, не совершившему, кстати, за весь прошедший период на своём миллионном ЗИЛ-130 ни одной аварии, и оставшемуся в числе самых лучших водителей грузовиков в столице.
Кроме столичного предприятия, 130-е ЗИЛы выпускались, начиная с 70-х годов, также на Уральском автомоторном (г. Новоуральск Свердловской области) и Читинском автосборочном заводах.
«Сатана» против «хранителя мира»
Особым драматизмом в истории развития МБР наземного базирования стал период второй половины 70-х годов прошлого столетия. Именно тогда эволюция этих ракет достигла едва ли не своего апогея. В результате две сверхдержавы создали настоящих «потрясателей планеты», способных в случае залпа стереть с лица Земли не только города, но и целые страны. И лишь благодаря усилиям руководства США и СССР мощный рокот «ядерных чудовищ» не возвестил о наступлении «судного дня человечества».
Речь здесь пойдет о тяжелых МБР с разделяющейся головной частью с боеголовками индивидуального наведения. Первыми МБР этого класса снова создали американцы. Причиной их разработки послужил стремительный рост «качества» и точности советских МБР. Одновременно в Вашингтоне развернулись жаркие дебаты о будущем БРК шахтного базирования вообще — многие генералы высказывали опасение насчет их уязвимости перед новыми советскими МБР.
В итоге начали программу разработки перспективной ракеты — «ракеты Х». Оригинал — «Missile-X» трансформировался затем в «М-Х», а мы эту ракету знаем уже как «МХ». Хотя официальное обозначение ее — LGM-118A «Пискипер» (Peacekeeper, в переводе с английского — «Хранитель мира»). Основные требования к новой МБР были такими: увеличенная дальность, высокая точность, наличие РГЧ ИН с возможностью изменять ее мощность, а также наличие шахты с повышенной степенью защиты. Однако сменивший Картера в кресле президента Рональд Рейган, желая ускорить развертывание МБР МХ, 2 октября 1981 года отменил разработку «суперукрытий» и решил размещать ракеты в шахты от «Минитмена» или «Титана».
Резюме
С моей – личной – точки зрения, недостатки тяжелых МБР перевешивают их достоинства. Концентрация ядерного арсенала в шахтных установках делает его более уязвимым для возможного нападения неприятеля, и, тем самым, логика “launch them or lose them” превращает тяжелые МБР из средства сдерживания в средство эскалации. В современной ситуации, когда количество держав, обладающих ядерным оружием и средствами его доставки, продолжает возрастать, подобные системы вооружения представляют значимый риск.
Большой забрасываемый вес тяжелых МБР сейчас уже не является столь важным аргументом, каким он был в XX веке. Повышение точности боевых блоков в 1980-1990-ых позволило решать сравнительно легкими боеголовками те задачи, которые ранее требовали мегатонных термоядерных монстров. В настоящее время, в арсенале, например, США, нет боевых частей с зарядами эквивалентом более 500 килотонн; при достигнутой последними модификациями ракет точности, большая мощность просто не требуется для решения любых мыслимых боевых задач. Следует также отметить, что забрасываемый вес “легких” МБР вполне достаточен для доставки тяжелых термоядерных моноблоков (ценой снижения дальности).
Меньшее количество доставляемых средств преодоления (ложных целей) может представлять собой определенную проблему при контрсиловых ударах – поражении хорошо защищенных военных объектов, прикрытых системами ПРО – однако, возможности качественного развития средств преодоления наверняка не исчерпаны, а создание активно маневрирующих боевых блоков открывает принципиально новое окно возможностей.
Возможность же “резервирования забрасываемого веса” гораздо более эффективно может быть реализована БРПЛ. Ракеты подводных лодок обладают в общем-то практически всей гаммой достоинств и недостатков тяжелых МБР, но также имеют одно уникальное достоинство: они в принципе неуязвимы для внезапного ракетно-ядерного нападения. Чтобы нейтрализовать подводные ракетоносцы, противник вынужден полагаться на возможности своей противолодочной обороны, и поиск и уничтожение субмарин дело не быстрое. Точность же современных БРПЛ вполне достаточна для решения любых задач, возлагаемых на тяжелые МБР.
Низкий, плоский и мобильный — пусковой контейнер МБР «Миджетмен» был идеально рассчитан на то, чтобы пережить атомный удар
Оптимальным наземным развертыванием ядерного арсенала – с моей точки зрения! – являются “средние” (в норме рассчитанные на 1 боевой блок, но имеющие резервы для установки дополнительно 2-3) дорожно-мобильные МБР, оснащенные взрывоустойчивыми транспортно-пусковыми контейнерами. Американские мобильные пусковые HML (Hard Mobile Launcher – Прочная Мобильная Пусковая), созданные в конце 1980-ых под ракеты “Миджетмен”, были способны выдержать сверхдавление до 30 psi – иначе говоря, пережить 500-килотонный атомный взрыв в двух километрах от эпицентра. Осмелюсь предположить, что это не предел возможного для современных материалов и инженерии. Снаряженная маневрирующим боевым блоком или гиперзвуковым ударным аппаратом, подобная МБР сможет эффективно преодолевать системы терминальной ПРО.
Советы астролога
Коммерческий Банк «МБР»
Что скрывается под этой аббревиатурой? Это Московский КБ «Международный банк развития». Государственная регистрация как кредитной организации состоялась в 2001 году. Его компетентность подтверждена Генеральной лицензией от 2012 года как профессионального участника на рынке ценных бумаг с правом осуществления услуг в сфере депозитарной, дилерской, брокерской и других видов деятельности (право выдачи гарантий на уплату таможенных платежей). Банк является участником системы, предполагающей обязательное страхование вкладов.
Отзывы клиентов и сотрудников о банке самые позитивные. Несмотря на то что КБ «МБР» не является мегаструктурой, обслуживание вкладчиков и заемщиков находится на высоком уровне. Офис находится в центре города, так что добраться до него не составит труда. Коллектив хоть и небольшой, но дружный. Сотрудники кроме зарплаты получают хороший социальный пакет. Руководство дорожит ими, проводя выверенную кадровую политику. И они идут на работу с позитивом, чтобы делиться хорошим настроением с клиентами.