Ракета-носитель

Содержание:

5 самых мощных ядерных ракет в мире

Ядерные межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) могут уничтожить всего одним залпом целые города. На сегодня такое оружие массового поражения имеют в своем распоряжении такие страны как Россия, США, Великобритания, Франция и Китай.

Для того чтобы определить самую мощную ракету, мы взяли такие показатели как дальность, точность попадания и боевое оснащение.

5. М51

Франция на сегодняшний день является третьей по ядерному арсеналу страной. Впереди только США и Россия. Французская межконтинентальная баллистическая ракета M-51 представляет собой самое грозное оружие в распоряжении этой страны.

Дальность полета ракеты составляет 10 000 километров. Она поступила в распоряжении стратегических сил Франции в 2010 году. Ее размещают на субмаринах класса Triomphant. На таких подводных лодках имеются 16 пусковых шахт для M51. Головная часть каждой ракеты оснащена четырьмя термоядерными блоками по 300 килотонн или шесть блоков по 100 кт.

МБР оснащена большим количеством систем, усложняющих ее перехват вражескими средствами противовоздушной обороны. Ее высокая точность попадания не оставит противникам ни единого шанса. Точность попадания – 200 метров. Стартовая масса равна 56 тоннам.

4. UGM-133A Трайдент II

Данная межконтинентальная баллистическая ракета создана в США. Она обладает дальностью 11 300 километров. Она базируется на субмаринах класса Огайо. Впервые ее пуск был совершен в 1987 году.

3. DongFeng 5A

На третьем месте расположилась самая дальнобойная китайская ракета. Она способна поражать цели на расстоянии 13 000 километров. Ее изначально разрабатывали для уничтожения стратегических целей на территории США. О поступлении этой ракеты на дежурство стало известно в 1993 году. Для осуществления управления межконтинентальной баллистической ракетой используется бортовой компьютер и инерциальная система наведения.

Головная часть разделяется, что дает возможность нанести непоправимый урон нескольким важным целям на вражеской территории. Средняя точность ракеты равна 1000 метрам. Однако согласно некоторым данным она в два раза выше – 500 метров. Стартовая масса DongFeng 5A равна 183 тоннам. В боевое оснащение МБР входит шесть ядерных блоков индивидуального наведения. Каждый из них имеет мощность в 350 килотонн.

Примечателен тот факт, что на сегодняшний день в распоряжении Китая находится 36 таких ракет. 13 из них направлены на США.

2. Р-29РМУ2 Синева

На втором месте расположилась российская МБР третьего поколения. Она встала на дежурство в 2007 году. «Синева» способна уничтожать цели на расстоянии в 11500 километров, что дает возможность ликвидировать практически любого врага.

При этом такие межконтинентальные баллистические ракеты базируются на подводных лодках. Таким образом, они могут «достать» любую вражескую цель на Земле. Головную часть оснастили несколькими ядерными боеголовками индивидуального наведения. Управления полетом МБР происходит при помощи ГЛОНАСС. Запуск ракеты можно осуществлять с глубины 55 метров. Стартовая масса Р-29РМУ2 Синева составляет 40 тонн. Точность попадания равна 500 метрам. В боевое оснащение входит десять ядерных блоков индивидуального наведения. Каждый из них обладает мощностью 100 килотонн.

1. P-36M (СС-18 Сатана)

Первое место получила самая мощная ракета не только в России, а и в мире. Созданная еще в советские времена P-36M обладает фантастической дальностью поражения цели – 16000 километров. Ее десять термоядерных блоков могут превратить в горстку пепла 10 индивидуальных целей.

Благодаря эффективной системе преодоления противоракетной обороны не даст возможности противникам помешать ей достигнуть цели. Время готовности «Сатаны» лишь немного превышает минуту. Это значит, что всего через минуту после начала подготовки ракеты, она может вылететь из шахты и сравнять с землей любого агрессора, который решил посягнуть на целостность страны. Именно она в свое время поставила жирную точку в гонке вооружений между Москвой и Вашингтоном.

История

Почтовый конверт, посвященный первому в мире запуску космического аппарата в сторону Луны

Первым теоретическим проектом ракеты-носителя был «Lunar Rocket», спроектированный Британским межпланетным обществом в 1939 году. Проект представлял собой попытку разработки ракеты-носителя, способной доставить полезный груз на Луну, основанную исключительно на существующих в 1930-х годах технологиях, то есть был первым проектом космической ракеты, не имевшим фантастических допущений. Ввиду начала Второй мировой войны работы по проекту были прерваны и существенного влияния на историю космонавтики он не оказал.

Первой в мире настоящей ракетой-носителем, доставившей в 1957 году груз (искусственный спутник Земли №1) на орбиту, была советская Р-7 («Спутник»). Далее США и ещё несколько стран стали так называемыми «космическими державами», начав использовать собственные ракеты-носители, а три страны (а значительно позже также и четвёртая — Китай) создали РН для пилотируемых полётов.

Самые мощные используемые на данный момент ракеты-носители — это российская РН «Протон-М», американская РН «Дельта-IV Heavy» и европейская РН «Ариан-5» тяжёлого класса, позволяющие выводить на низкую околоземную орбиту (200 км) 21—25 тонн полезного груза, на ГПО — 6—10 тонн и на ГСО — до 3—6 тонн.

В прошлом были созданы (в рамках проектов высадки человека на Луну) и более мощные ракеты-носители сверхтяжёлого класса — такие, как американская РН «Сатурн-5» и советская РН «Н-1», а также, позднее, советская «Энергия», которые в настоящее время не используются. Соизмеримой мощной ракетной системой была американская МТКС «Спейс шаттл», которую можно было рассматривать как РН сверхтяжёлого класса для вывода пилотируемого корабля 100-тонной массы, или как РН всего лишь тяжёлого класса, для вывода на НОО прочей полезной нагрузки (до 20—30 тонн, в зависимости от орбиты). При этом космический корабль-челнок являлся частью (второй ступенью) многоразовой космической системы, которая могла использоваться только при его наличии — в отличие, например, от советского аналога МТКС «Энергия—Буран».

[править] История

Большинство первых ракет-носителей, разработанных в конце пятидесятых годов 20-го века, появились после незначительной модернизации военных баллистических ракет, особенно межконтинентальных. Первой была ракета-носитель Спутник на базе Р-7. Р-7 стали основой для советской космической программы. Американские военные начали изготавливать космические ракеты после провала программы Венгард, предназначенной для доставки американских научных спутников на орбиту при Международного геофизического года (1957—1958).

Среди первых ракет были перестроены PGM-11 Редстоун, PGM-17 Тор (впоследствии Дельта) и SM-65 Atlas. Тогда началась космическая гонка между США и Советским Союзом и инженерам по обе стороны от океана пришлось решать сложные проблемы, связанные преимущественно с работой ракетных двигателей и стабильностью полета. В конце пятидесятых годов начали разрабатывать первые спутники-шпионы и они же стали первыми научно-исследовательскими программами в космическом пространстве (Спутник, Explorer, Пионер, Луна). Самыми известными конструкторами ракет тогда были Вернер фон Браун и Сергей Павлович Королев. Под руководством последнего в шестидесятые годы разработаны огромные ракеты для полета на Луну, Н-1, a фон Браун разработал американский носитель Сатурн V

В шестидесятые годы некоторые государства разработали ракеты-носители с ракет военного назначения (например, Протон в СССР, Бриллиант во Франции и Сатурн и Скаут в США). Однако компании-разработчики этих ракет-носителей более интересовались созданием военных баллистических ракет, поскольку получали финансирование из средств, выделенных на оборону. Исключением был американский Сатурн V, который сразу был профинансирован исключительно за счет агентства NASA. Тогда было много программ, начинались исследования других планет, таким образом, появлялись новые требования для ракет-носителей. Были разработаны такие мощные верхние степени, как американский Кентавр, что делало возможным полет в открытое космическое пространство каждый раз больших грузов. Наиболее часто используемыми ракетами этого десятилетия были ракеты Атлас и Дельта в США и семейство ракет Р-7 в СССР. Параллельно с этим шла разработка и испытание ракет Титан, Протон) и других, которые впоследствии долго использовались.

Первой ракетой-носителем, которая доставила груз на орбиту, была советская Р-7 (1957 года). На 2011 самой мощной ракетной системой в мире был американский «Спейс Шаттл» (полезная нагрузка до 20-30 тонн, в зависимости от орбиты). Космический челнок сам не может называться полезной нагрузкой, являясь частью многоразовой космической системы. Поэтому полезная нагрузка будет находиться в определенном диапазоне, что обусловлено параметрами грузового отсека челнока и требованиями безопасности экипажа в случае аварии. Без челнока или орбитального корабля, система не работоспособна, в отличие, например, от системы Энергия-Буран.

В прошлом стартовали и мощные ракеты, такие как советские «Н-1» и «Энергия» или американская «Сатурн V». Однако ни одна из этих ракет сейчас не используется.

«Спутник» и «Луна»

В 1957 году первая космическая ракета — та самая Р-7 — вывела на орбиту искусственный «Спутник-1». США чуть позже решили повторить такой запуск. Однако в первую попытку их космическая ракета в космосе не побывала, она взорвалась на старте — даже в прямом эфире. «Авангард» был сконструирован чисто американской командой, и он не оправдал надежд. Тогда проектом занялся Вернер фон Браун, и в феврале 1958 года старт космической ракеты удался. А в СССР тем временем модернизировали Р-7 — к ней была добавлена третья ступень. В результате скорость космической ракеты стала совсем другой — была достигнута вторая космическая, благодаря которой появилась возможность покидать орбиту Земли. Ещё несколько лет серия Р-7 модернизировалась и совершенствовалась. Менялись двигатели космических ракет, много экспериментировали с третьей ступенью. Следующие попытки были удачными. Скорость космической ракеты позволяла не просто покинуть орбиту Земли, но и задуматься об изучении других планет Солнечной системы.

Но сначала внимание человечества было практически полностью приковано к естественному спутнику Земли — Луне. В 1959 году к ней вылетела советская космическая станция «Луна-1», которая должна была совершить жёсткую посадку на лунной поверхности

Однако аппарат из-за недостаточно точных расчётов прошёл несколько мимо (в шести тысячах километров) и устремился к Солнцу, где и пристроился на орбиту. Так у нашего светила появился первый собственный искусственный спутник — случайный подарок. Но наш естественный спутник недолго находился в одиночестве, и в этом же 1959-м к нему прилетела «Луна-2», выполнив свою задачу абсолютно правильно. Через месяц «Луна-3» доставила нам фотографии обратной стороны нашего ночного светила. А в 1966-м прямо в Океане Бурь мягко приземлилась «Луна-9», и мы получили панорамные виды лунной поверхности. Лунная программа продолжалась ещё долго, до той поры, когда американские космонавты на ней высадились.

Популярное из последнего

Почему они купаются в фонтанах

Именно в день десантника можно наблюдать весьма необычное зрелище, как купание в фонтанах. Но откуда пришла эта традиция? В действительности даже сами десантники не знают, какие истоки у данного обычая. Но, соблюдать их естественно обязаны все, кто служил в воздушно-десантных войсках.
Существуют как минимум 3 версии, почему десантники это делают:

  • Церковная версия. Так вышло, что день ВДВ совпал с празднованием великого православного праздника Пророка Ильи. Заметив данное совпадение десантники условно сделали последнего своим покровителем. Считается, что после 2 августа вода зеленеет и в ней не рекомендуется купаться. Поэтому отдавая дань пророку, с надеждой, что это станет оберегом от всяких неудач, десантники ныряют в фонтан.
  • Любовь к небу. Только человек, который любит небо, может стать десантником. Даже отражаясь в воде, они помнят о нем. По данной версии окунание в воде приближает их к небу, символизируя бесконечную к нему любовь.
  • 2 августа – это обычно очень жаркий день. Поэтому окунуться в фонтан для них обычное дело, тем более, раз это стало традицией.
    Самое большое скопление этих отчаянных парней можно наблюдать в Москве в фонтане «Дружба народов» на ВДНХ. Надев тельняшки, взяв в руки флаг и подогрев себя горячительными напитками, они ныряют в небо, а может просто охлаждаются. Со стороны это конечно выглядит странно, но это их праздник, поэтому можно простить им такое нестандартное поведение.

Запуски ракет: статистика

В целом с начала 20 века активность на космодромах мира существенно упала. Если сравнивать двух лидеров в этой отрасли – Россию и США, то последние каждый год производят намного меньше запусков, по сравнению с первой страной. В период с 2004 по 2010 год с космодрома Америки было запущено 102 ракеты, которые успешно справились с поставленными задачами. К тому же, было 5 неудачных запусков. В России успешно завершилось 166 стартов, а 8 закончились аварией.

Среди числа неудачных запусков аппаратов особо заметными являются аварии «Протон-М». С 2010 по 2014 год в результате таких неудач были потеряны не только амии ракеты-носители, но и несколько спутников и даже один иностранный аппарат. Конечно же, подобная ситуация с одной из самых мощных ракет-носителей не могла остаться без внимания: были уволены чиновники, а также причастные к возникновению таки неудач. Кроме того, начали создаваться проекты по совершенствованию космической индустрии России.

Сегодня, как и 50 лет назад, человек не менее заинтересован в освоении космоса. Современный этап отличается возможностью плодотворного международного сотрудничества, что эффективно реализуется в проекте МКС. Но многие моменты нуждаются в доработки, пересмотра или модернизации. Хочется верить, что с использованием новых технологий и знаний статистика запусков в будущем будет более радужной.  

Что такие крылатая ракета и какими они бывают

Крылатая ракета – это беспилотный летательный аппарат одноразового применения с аэродинамическими несущими поверхностями (крылом), двигателем и автономной системой наведения. Устаревшее название этого ЛА – самолет-снаряд.

Современные крылатые ракеты – весьма многочисленный и разнообразный класс ударных летательных аппаратов. В зависимости от дальности полета КР бывают.

  • тактические (до 150 км);
  • оперативно-тактические (от 150 до 1500 км);
  • стратегические (от 1500 км).

По скорости полета крылатые ракеты делятся на:

  • дозвуковые;
  • сверхзвуковые.
  • гиперзвуковые.

По типу базирования различают следующие виды КР:

  • наземные;
  • авиационные;
  • корабельные.

Самые страшные ядерные ракеты

Франция, Р51

Ракета М51 поставлена на вооружение французами в 2010 году. Она устанавливается на субмаринах класса Triomphant. Способна преодолевать расстояние в 10 тыс. км, имея на борту от шести до 10 боеголовок мощностью в 100 килотонн. Вероятное отклонение составляет 150–200 метров. М51 трудно перехватить, поэтому она достойна быть в этом списке.

Китай, Dong Feng 31

Эта ракета взята на вооружение в Китае с 2006 года. Она способна нести большую боеголовку на 1 мегатонну на расстояние в 8 тыс. км. Вероятное отклонение — 300 м. У улучшенной версии — уже три боеголовки на 150 кт и расстояние в 11 тыс. км с вероятным отклонением в 150 м. Это оружие может быть перемещено и запущено с мобильного ракетоносителя и именно поэтому представляет серьёзную опасность.

Россия, «Тополь-М»

Минобороны России ввело «Тополь-М» ещё в 1997 году. Ракета может быть выпущена из бункера или с мобильного ракетоносителя. Она вооружена боеголовкой в 800 кт, но может быть оборудована шестью боеголовками и ложными целями. Скорость 7,3 км в секунду. Вероятное отклонение — 200 метров. Всё это делает её весьма эффективной и практически неперехватываемой.

США, LGM-30G Minuteman III

Американцы ввели эту систему ещё в 1970 году, но позже её модернизировали. Это наземная МБР, которая способна перемещаться со скоростью 8 км в секунду. Вероятное отклонение менее 200 метров. Ракета способна доставить боеголовку мощностью в 375–400 кт.

Россия, РСМ 56 «Булава»

Именно эта ракета позволяет нам догнать американцев в области разработок морского оружия. «Булава» разработана для новой субмарины Борей-класса. На службе с 2013 года. Она оснащена шестью боеголовками на 150 кт, но может нести и 10 боеголовок. Также на её борту могут быть ложные цели, которые позволяют обмануть ПРО. Диапазон — 8 тыс. км, вероятное отклонение 300–350 метров.

Россия, Р-29РМУ2 «Лайнер»

Система введена в эксплуатацию в 2014 году. Это обновлённая версия предыдущей БРПЛ «Синева». Она разрабатывалась, чтобы восполнить некоторые недочёты «Булавы». Диапазон «Лайнера» — 11 тыс. км. Она может нести 12 боеголовок по 100 кт каждая. При этом часть из них может быть заменена ложными целями. Вероятное отклонение засекречено.

США, UGM-133 Trident II

Трайдент II — привет из 90-х, но обновлённый и модернизированный. Эта БРПЛ была способна нести 14 боеголовок, но после усовершенствования их число снизилось до пяти (мощностью в 475 кт каждая). Диапазон зависит от груза и варьируется от 7,8 тыс. км до 11 тыс. Вероятное отклонение — всего 120 метров, что делает её одной из самых точных ядерных ракет в мире.

Китай, DF-5/5A

Китайские вооружённые силы ввели эту систему ещё в 1981 году, но с тех пор она остаётся в лидерах по уровню эффективности. Эта МБР способна нести боеголовку в 5 мегатонн на расстояние в 12 тыс. км. Отклонение при этом может составить 1 км. У этой ракеты одна цель — уничтожать города. В последние годы КНР усовершенствовали DF-5, увеличив её диапазон. Кроме того, теперь ракета может нести несколько боеголовок, а отклонение, по некоторым данным, составляет всего 300 метров.

Россия, Р-36М2 «Воевода»

На Западе эту ракету называют «Сатана». Она была развёрнута в 1974 году, но с тех пор претерпела множество изменений. Последняя модернизация позволила устанавливать на «Воеводу» до 10 боеголовок на 750 кт. Диапазон — 11 тыс. км. Скорость — 8 км в секунду. Вероятное отклонение — 220 метров. Это оружие вызывало у Пентагона наибольшую обеспокоенность до 1 марта 2018 года.

Россия, Р-36 «Сармат»

В настоящее время Минобороны совместно с предприятиями ракетно-космической отрасли начало активную фазу испытаний нового ракетного комплекса с тяжёлой межконтинентальной ракетой — «Сармат». Дальность новой ракеты и количество боевых блоков больше, чем у «Воеводы». «Сармат» будет оснащён широким спектром ядерных боеприпасов большой мощности, в том числе гиперзвуковых. И самыми современными системами преодоления ПРО.

Посадочный комплекс космодрома

Посадочный комплекс космодрома — это часть специально оборудованной территории космодрома с размещенным на ней комплексом зданий и сооружений, оснащенных технологическим и общетехническим оборудованием.

Посадочный комплекс предназначен для приема космических кораблей, аппаратов, ступеней и элементов ракет-носителей многоразового использования. На посадочном комплексе производится также комплекс мероприятий послеполетной профилактики спускаемых объектов и подготовки их к транспортировке на техническую позицию.

В состав космодромов входят и полигоны посадки космических аппаратов. Они, конечно, не такие сложные, грандиозные и дорогостоящие, как посадочные комплексы многоразовых космических кораблей, но тем не менее достаточно технически оснащенные и оборудованные в инженерном отношении. Это довольно большие районы, предназначенные для штатной посадки космических объектов или спускаемых капсул с материалами. Полигоны посадки выбираются, как правило, в равнинной, малонаселенной, без крупных водоемов местности.

Трасса полигона посадки на протяжении нескольких тысяч километров оснащается средствами связи, наблюдения, контроля и выдачи целеуказаний о траектории спуска космического объекта поисково-спасательным службам. Полигон посадки должен обеспечить своими средствами контроль спуска, обнаружение объекта и его эвакуацию.

Посадочными комплексами можно условно назвать и те районы Карагандинской и Джезказганской областей Казахстана, где приземлялись первые пилотируемые корабли типа “Восток”, “Восход”, многочисленные космические аппараты серии “Космос”, различные модификации транспортных космических кораблей “Союз”.

В США в качестве полигонов посадки космических аппаратов выбраны районы акватории океана, что накладывает свои особенности на конструкцию космического аппарата и средства его поиска и эвакуации.

Командно-измерительный комплекс космодрома

В последний период подготовки космического комплекса на старте и после пуска в работу включаются специалисты еще одной важной части космодрома — командно-измерительного комплекса (КИК), обеспечивающего траекторные измерения движения ракеты-носителя с космическим аппаратом на активном участке полета, а также получение, обработку и анализ данных о работе бортовых систем, комплекса в целом, объективных показателей о состоянии космонавтов. В связи с ростом числа космических аппаратов, постоянно функционирующих на орбитах, изменялись функции, структура, техническая оснащенность командно-измерительного комплекса, который в последнее время все чаще правильно называют наземным автоматизированным комплексом управления (НАКУ)

В связи с ростом числа космических аппаратов, постоянно функционирующих на орбитах, изменялись функции, структура, техническая оснащенность командно-измерительного комплекса, который в последнее время все чаще правильно называют наземным автоматизированным комплексом управления (НАКУ).

Это универсальный комплекс наземных, морских и воздушных средств и аппаратуры для обмена командно-программной, телеметрической и траекторной информацией с любым типом космического аппарата и управления всей орбитальной группировкой, находящейся в данный момент в космосе.

КИК космодрома включает в себя пристартовые измерительные пункты и десятки измерительных пунктов вдоль трасс полета космических комплексов; баллистический центр, автоматические системы сбора, обработки, передачи и отображения информации; информационно-вычислительные центры; системы связи и телеобмена с космонавтами.

В состав командно-измерительного комплекса космодрома входят также кинотеодолитные станции (пункты), предназначенные для непосредственного визуального слежения и съемки полета космического комплекса на начальном участке.

Вся информация, получаемая в ходе нормального или аварийного полета, обрабатывается в вычислительном центре. Результаты этой обработки являются основным беспристрастным документом, характеризующим полет, и исходным материалом для принятия решения по конкретному космическому объекту. В связи с этим наибольшую ценность имеет информация измерительного комплекса при летно-конструкторских испытаниях, когда “незаметное” отклонение любого параметра может привести к срыву целой программы.

План космодрома «Байконур»

Автор: ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕННАДИЙ ЗАЙЦЕВ СВЯТОЙ КРЕСТ

«Четыре стихии» покорили десантники горных подразделений ВДВ на полигоне Раевский под Новороссийском

Фау-2 (V-2)

Эта немецкая ракета имела далеко не идеальную конструкцию, ее характеристики не идут ни в какое сравнение с современными аналогами. Однако Фау-2 была первой боевой баллистической ракетой, немцы применяли ее для обстрелов английских городов. Именно Фау-2 совершила первый суборбитальный полет, поднявшись на высоту 188 км.

Фау-2 – это одноступенчатая жидкотопливная ракета, работавшая на смеси этанола и жидкого кислорода. Она могла доставлять боевую часть весом в одну тонну на расстояние в 320 км.

Первый боевой запуск Фау-2 состоялся в сентябре 1944 года, всего по Британии было выпущено более 4300 ракет, из которых почти половина взорвались на старте или разрушились в полете.

Фау-2 трудно назвать лучшей баллистической ракетой, но она была первой, за что и заслужила высокое место в нашем рейтинге.

Атлантида Бермудского треугольника

Актуальность выбора

Тема сравнительных достоинств и недостатков жидкостного и твердотопливного ракетных двигателей также весьма обсуждаема, и причины тому две. Первая — это будущее российских БРПЛ и вообще морской составляющей ядерной триады. Все стоящие ныне на вооружении БРПЛ разработаны в ГРЦ Макеева (г. Миасс), и все они построены по жидкостной схеме. В 1986 году макеевцы начали работу над твердотопливной БРПЛ «Барк» для ПЛАРБ 955-го проекта «Борей». Однако в 1998 году после неудачного пуска проект был закрыт, и тему твердотопливной морской ракеты передали Московскому институту теплотехники, как было сказано, для унификации изделия с «Тополем-М». «Тополь-М» — детище МИТ, и опыт создания твердотопливных ракет в этой фирме был. Но вот чего в МИТ не было, так это опыта конструирования БРПЛ. Решение передать морскую тему сухопутному КБ до сих пор вызывает недоумение и споры в среде ВПК, и, разумеется, все, что происходит вокруг «Булавы», не оставляет равнодушными представителей ГРЦ Макеева. Макеевцы продолжали удачные пуски своей «Синевы» (Р-29РМУ2), построенной, разумеется, на ЖРД, а твердотопливная «Булава» лишь этим летом провела первый и удачный пуск с борта штатной ПЛАРБ 955-го проекта. В итоге ситуация выглядит примерно следующим образом: у России есть надежная жидкостная БРПЛ «Синева», но строить под нее подводные лодки проекта 667БДРМ больше никто не собирается. Напротив, для более легкой «Булавы», которая лишь едва-едва показала признаки стабильной работы, уже построен один РПК СН «Борей» («Юрий Долгорукий»), и в ближайшие шесть лет появятся еще семь подводных крейсеров этого класса. Интриги добавил майский пуск новой макеевской разработки — БРПЛ «Лайнер», которая, по неофициальным сведениям, является модификацией «Синевы» с доработанной головной частью и теперь способна вмещать около десяти боезарядов малой мощности. «Лайнер» стартовал с борта ПЛАРБ К-84 «Екатеринбург» — и это лодка того же самого проекта 667БДРМ, на котором базируется «Синева».

Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) — весьма сложная машина. Наличие в ней системы подачи топлива (включающей движущие элементы), с одной стороны, облегчает управление ракетой, а с другой — предъявляет высокие требования к надежности.

Первые шаги

История разработки, создания и дальнейшего полномасштабного развития техники российских крылатых ракет на прямую связана с работами и разработками ряда советских ученых. Сама идея возможности использования подъёмной силы крыла для полётов ракет в нижних атмосферных слоях была высказана и обоснована К. Циолковским, Ф. Цандером и Ю. Кондратюком в начале 30-х годов прошлого века. Они сумели подчеркнуть и получить подтверждение ряда преимуществ авиационного принципа движения перед ракетодинамическим, а кроме этого ими была выдвинута идея использования крылатых ракет для срочной доставки грузов на большие расстояния. Таким образом, была сформулирована проблема, поиск оптимальных решений которой привел инженеров-конструкторов Б. Стечкина и В. Ветчинкина к разработке теории воздушно-реактивных двигателей (ВРД) и основных положений динамики полета крылатых ракет.

Была создана группа изучения реактивного движения и в 1933 году СССР начал первые в истории работы по созданию управляемых крылатых ракет с жидкостным двигателем, которые были продолжены в Реактивном научно-исследовательском институте. В разработку ракет этого типа внесли значительный вклад С. Королев, В. Глушко, Б. Раушенбах, Е. Щетинков, С. Пивоваров, М. Дрязгов и ряд других советских специалистов.

Мальта

Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector