Самая большая ракета, когда-либо летавшая в космос

Содержание

Р-29РМУ2 Синева

Российская МБР третьего поколения. Взята на вооружение в 2007 году. Максимальная дальность полета в 11 500 км дает возможность поражать практически любые цели. А если учесть, что ракета базируется на подводных лодках, то с ее помощью можно поразить любую цель на планете.

Носителем ракеты Р-29РМУ2 Синева является подводная лодка проекта 667БДРМ “Дельфин”. Лодка с двумя ядерными реакторами несет на борту 16 таких ракет. Согласитесь – очень грозное оружие.

В головной части установлено несколько ядерных боеголовок индивидуального наведения. Для управления полетом ракеты используется система ГЛОНАСС. Запуск ракет можно проводить с подводного положения с глубины 55 метров.

Особенности:

Оценка.

В общем, благодаря своей хорошей мобильности и огневой мощи, гаубица 7,5 cm le.IG 18 хорошо себя зарекомендовала, в особенности при поддержке продвижения наступающей пехоты.

Естественно существовали и недостатки, вытекающие из достаточно узкой специализации этого орудия. Пехотное орудие имело ограниченные возможности в борьбе с БТТ противника, но эта задача которая стала решающей в период Второй мировой войны и должна была осуществляется всеми видами оружия.

С 1.7.40 г. в б/к 7,5 cm le.IG 18 был введен кумулятивный выстрел 7,5 cm Igr. 38. В теории, кумулятивный снаряд, был способе на любой дистанции пробить 75-мм брони (позже, в версии HL/B — 90 см). Однако вследствие большого рассеивания этих снарядов дистанция эффективного огня не превышала дальности прямого выстрела. Тогда как дальность прямого выстрела вследствие низкой баллистики была не велика. Помимо этого результативную стрельбу по танкам осложнял однобрусный лафет. В тоже время требования военных было обеспечить результативную стрельбу на дистанции до двух километров.

Недостаточной считалась и дальность стрельбы. 7,5 cm le.IG 18 способна была вести огонь только на дистанцию около 3,5 км или  на 4,5 с использованием специального заряда. Тогда как полковая артиллерия противника стреляла гораздо дальше.

В ходе Второй мировой войны, произошли значительные изменения во взглядах артиллерию пехоты. Ниша специализированных орудий вроде 7,5 cm le.IG 18 и 15 cm s.IG 33 оказалась достаточно узкой, а их производство в военное время не рациональным.

Поэтому программа выпуска вооружений 1943-1944 гг., предложенная Шпеером, в целях рационализации, предусматривала увеличение выпуска 81 мм и 120 мм минометов, которые могли решить большую часть задач пехотного орудия при, гораздо меньшей цене и большей маневренности.

Классификация ракет РФ

Боевые ракеты представляют собой непилотируемые летательные устройства, доставляющие к цели поражающие средства полетом на реактивном двигателе.

Различают пять классов ракет:

  • земля-земля;
  • земля-воздух;
  • воздух-земля;
  • воздух-воздух;
  • воздух-поверхность.

В свою очередь, выделяют различные типы ракет земля-земля:

  • по траектории полета — баллистические и крылатые;
  • по предназначению — тактические, оперативно-тактические и стратегические;
  • по дальности.

Земля-земля

Российские ракеты земля-земля запускаются с ракетных комплексов (РК), расположенных в шахтах, на земном рельефе или на кораблях, и предназначены для поражения наводных, наземных и заглубленных в землю целей.

Пуски таких ракет возможны как с неподвижных сооружений, так и с передвижных самоходных либо буксируемых установок.

Ранее на вооружении ракетных войск состояли в основном неуправляемые ракетные снаряды (НУРС). Новые ракеты земля-земля создают и производят управляемыми, снабженными аппаратурой, регулирующей их полет и обеспечивающей достижение цели.

Земля-воздух

Зенитно-ракетный комплекс С-400

Класс земля-воздух объединяет зенитные управляемые ракеты (ЗУР), рассчитанные на уничтожение воздушных целей, в основном боевой и транспортной авиации противника.

По способу запуска и управления различают четыре вида ЗУР:

  • радиокомандные;
  • наводящиеся по радиолучу;
  • самонаводящиеся;
  • комбинированные.

Также ракеты земля-воздух различаются по аэродинамическим особенностям, дальности, высоте и скорости воздушных «мишеней».

Показательный пример российских ЗУР — зенитные комплексы с ракетами средней и большой дальности С-400, фигурирующие в скандале с планируемой поставкой Турции, вызвавшей бурные возражения со стороны США.

Воздух-земля

Воздух-земля — ракетные средства поражения наземных и заглубленных целей, находящиеся на вооружении бомбардировочной и штурмовой авиации. По предназначению и дальности классифицируются аналогично с ракетами земля-земля. По типам целей дополнительно выделяют противотанковые ракеты воздух-земля для ударов по вражеской бронетехнике и противорадиолокационные — для выведения из строя радиолокационных станций (РЛС).

Воздух-воздух

Ракеты воздух-воздух — вооружение российской истребительной авиации, созданное для уничтожения пилотируемых и беспилотных вражеских летательных аппаратов (ЛА).

По дальности бывают:

  • малой — для удара по визуально обнаруженной пилотом цели;
  • средней — для поражения цели на расстоянии до 100 километров;
  • большой — для запуска на расстояние свыше 100 км.

Системы наведения при пусках ракет воздух-воздух используются радиокомандные (в ракетах СССР К-5), активные и полуактивные радиолокационные (АРЛС — в Р-37, Р-77 и ПРЛС — в Р-27), инфракрасные (в ракетах Р-60 и Р-73).

Ракета воздух-воздух Р-27

Воздух-поверхность

Ракетами воздух-поверхность, которые не относятся к виду воздух-земля, является противокорабельное оружие.

Оно характеризуется:

  • сравнительно большой массой;
  • фугасным типом поражающего средства;
  • радиолокационным наведением.

Подробно о противокорабельных современных ракетах России см. ниже.

Самые быстрые российские ракеты

Использование ракеты РТ-2ПМ2 («Тополь-М») началось в 1997 году. На сегодня она относится к самым быстрым межконтинентальным ракетам мира и развивает скорость до 7,9 км в секунду. На себе боеголовка способна нести термоядерный блок мощностью 550 кг, преодолевая при этом расстояние в 11 тысяч километров. В настоящее время на боевом дежурстве России находятся почти 80 ракет данной серии, размещающихся в составе Таманской дивизии в Свердловской области.

«Тополь-М» имеют два вида базирования – мобильный и шахтный. Стационарные комплексы содержат одновременно по 10 ракет, монтируемых в шахтных установках. Мобильные РТ-2ПМ2 представляют собой одиночную ракету, которая помещается на перевозной комплекс с 8-осьным шасси. Для обоих вариантов используется маршевый двигатель, который позволяет им быстро набирать скорость и затрудняет их перехват.

В отличие от РТ-2ПМ2, противоракета 53Т6 была разработана еще в советские времена, но до сих пор остается одним из самых совершенных образцов российского вооружения. Ракета используется для поражения гиперзвуковых и высокоманевренных целей и относится к оборудованию ближнего перехвата. Она способна передвигаться со скоростью 5 км в секунду, а для достижения такой скорости ей достаточно трех секунд. Во время испытаний было отмечено, что невооруженным глазом практически невозможно отследить ее выход из шахты и уж тем более увидеть все фазы полета. Разработка противоракеты началась в 1970-х, а на вооружение ее приняли в 1989-м. При протяженности в 10 метров она имеет диаметр 1 метр и поднимается на высоту 30 км примерно за 5 секунд. Благодаря способности перехватывать самые современные баллистические ракеты, 53Т6 до сих пор находится в строю и служит защите российской столицы.

Гарантийный срок использования противоракеты уже истек, однако недавно было принято решение «продлить» ей жизнь. В 2016 году на казахском полигоне состоялось испытание противоракеты, которое показало ее высокие тактико-технические характеристики и способность и дальше выполнять свои функции.

«Тополь-М»

Испытания ракетного комплекса, ставшего вторым в семействе «Тополей», завершились в 1994 г., а спустя три года, он был поставлен на вооружение РВСН. Однако стать одной из главных составляющих российской ядерной триады ему не удалось. В 2017 г. МО РФ прекратило закупки изделия, сделав выбор в пользу РС-24 «Ярс».

Современный ракетоноситель России «Тополь-М» на параде в Москве

ТТХ РК стратегического назначения «Тополь-М»:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 22,55х17,5
Масса взлетная, т 47,2
Число ступеней, шт 3
Тип топлива твердое
Разгонная скорость, м/с 7320
Дальность полета максимальная, км 12000
Предельное отклонение от цели, м 150–200
Масса боезаряда, т 1,2
Тип заряда термоядерный, 1 Мт
Боевые блоки 1 неотделяемые
Вид базирования наземный в шахтах или на тягаче базой 16х16

ТОП — ракета российского производства. Выделяется высокой способностью противостоять западным системам ПВО, отличной маневренностью, малой чувствительностью к электромагнитным импульсам, радиации, воздействию лазерных установок. На данный момент на боевом дежурстве находится 18 мобильных и 60 шахтных комплексов «Тополь-М».

См.также

Эволюция и будущее

Какое топливо используется в ракете

При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.

В качестве самого простого твердого топлива можно привести в пример порох, которым заправляются фейерверки. При сгорании он выделяет не очень большое количество энергии, но его достаточно для вывода на высоту нескольких десятков метров красочного заряда. В начале статьи я говорил о китайских стрелах XI века. Они являются еще одним примером твердотопливных ракет.

В некотором роде порох тоже можно назвать топливом твердотопливной ракеты.

Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.

Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.

Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.

Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.

Примечания

  1.  (англ.). GlobalSecurity.org. Дата обращения: 22 августа 2012.
  2. Николаев Леонид. . Сайт «Военный паритет» (3 мая 2007). Дата обращения: 22 августа 2012.
  3. Charles P. Vick.  (англ.). GlobalSecurity (20 March 2007). Дата обращения: 18 мая 2012.
  4. Жидкотопливная ракета «Титан-II» осталась на вооружении только потому, что лишь она могла нести 9-мегатонные боевые части, слишком тяжёлые для «Минитмена»
  5. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 ноября 2013.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 ноября 2013.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 ноября 2013.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 ноября 2013.
  9. . Дата обращения: 3 ноября 2013.

Высшие офицеры и морские побратимы

Погоны таких военных чинов отличаются окантовкой по периметру изделия. Звезды на них не металлические, а вышитые. К высшим офицерам относятся:

  1. Генерал-майор (контр-адмирал) с должностью командира дивизии или зама командира корпуса. На погоне звания расположена одна большая (22 миллиметра) звезда посредине.
  2. Генерал-лейтенант (вице-адмирал) – командир военного округа. Погоны – две большие звезды по горизонтали.
  3. Следующим военным званием по порядку является генерал-полковник (или адмирал). Это главнокомандующий каких-либо войск или даже командир армии. На погонах генерал-полковника красуются три больших звезды, расположенных горизонтально.
  4. Генерал армии (адмирал флота) – самое высокое военное звание. Ему соответствует должность командира вида войск, заместителя министра обороны, а иногда и самого министра, чиновника, возглавляющего генеральный штаб. Погоны данного звания оснащены четырьмя большими звездами по горизонтали.
  5. Пиком военной карьеры является маршал Российской Федерации. Однако, данный ранг существует лишь в военное время. Погоны маршала украшает одна огромная ( 40 миллиметров) звезда.

Надеемся, представленная информация поможет вам разобраться в теме.

Добавить комментарий

Выйти

Виды ракет России

Межконтинентальные баллистические ракеты

По типу размещения межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) делят на пускаемые:

  • из шахтных пусковых установок (ШПУ) — РС-18, PC-20;
  • с мобильных пусковых устройств на основе колесного шасси — «Тополь»;
  • с железнодорожных устройств — РТ-23УТТХ «Молодец»;
  • с морского / океанского дна — «Скиф»;
  • с подлодок — «Булава».

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-20

Используемые сегодня ШПУ отлично защищают от поражающих факторов ядерного взрыва и довольно хорошо маскируют подготовку к пуску. Прочие способы размещения ракет гарантируют высокую мобильность и, соответственно, труднее обнаруживаются, но ограничивают армию и ВМФ в габаритах и массе МБР.

Крылатые ракеты высокой точности

Пять наигрознейших крылатых ракет отечественного производства:

  1. Семейство «Калибр». Преимущественно ими наносятся удары по живой силе и инфраструктуре боевиков «оппозиции» и откровенных террористов в Сирии. Разработка, стартовавшая в 1980-х годах на основе стратегической ядерной 3М10 и противокорабельной «Альфа», завершена в 1993 году. В НАТО кодифицируются как Sizzler. Дальность удара по морским объектам — до 350 км, по береговым — до 2600;
  2. Стратегическая ракета класса воздух-земля Х-101 (вариация с ядерной боеголовкой — Х-102). Спроектирована в КБ «Радуга» к 2013 году. Тоже применялась в Сирии по вышеуказанным целям. В основном входит в комплект вооружения бомбардировщиков Ту-22 и Ту-160. Точные параметры Х-101 скрыты от публики, но по неофициальным сведениям ее максимальная дальность — около 9 тыс. км;
  3. Противокорабельная П-270 «Москит» (в НАТО кодифицируется как SS-N-22 Sunburn). Создана в 1970-х в СССР. Может топить любые корабли водоизмещением до 20 тыс. тонн. Дальность — до 120 км по маловысотной и 250 км по высотной траектории. Для преодоления системы ПВО (ПРО) делает маневр «змейка»;
  4. Стратегическая авиационная Х-55, класса воздух-земля — для бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Движется на дозвуковой скорости, огибая находящийся внизу ландшафт, чем сильно усложняет перехват. Мощность взрыва более чем в 20 раз превосходит показатель пресловутой Little Boy, сброшенной американцами в 1945-м на Хиросиму;
  5. П-700 «Гранит» — противокорабельная ракета большой дальности, для разгрома крупных корабельных и корабельно-авиационных группировок противника. Поражает объекты на дистанции до 550 км. Устройствами П-700 вооружен, среди прочих, тяжелый крейсер-авианосец «Адмирал Кузнецов».

Пуск противокорабельной ракеты П-700 «Гранит»

Противокорабельные ракеты

Помимо вышеупомянутых крылатых ПКР, нужно отметить ракету Х-35 вместе с РК «Уран», созданную в 1995 году госкомпанией «Звезда-стрела».

Х-35 способна топить корабли водоизмещением до 5 тыс. т. Благодаря компактным габаритам и небольшой массе используется в качестве вооружения кораблей любого класса, включая корветы и катера, а также вооружения различных летательных аппаратов, включая вертолеты и легкие истребители. Для пусков Х-35 созданы береговые РК «Бал».

Авиационные ракеты России

Особо грозное достояние российских ВВС — модернизированная вариация Р-37М «Стрела». Эта управляемая ракета типа воздух-воздух является № 1 в мире по дальности.

В НАТО она кодифицируется как AA-13 «Arrow».

Применяется в качестве вооружения:

  • тяжелых истребителей Су-27;
  • сверхманевренных истребителей Су-35;
  • истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ.

Уникальными свойствами Р-37М являются динамическая неустойчивость и высочайшая маневренность. Они и позволяют ей, обойдя все вражеские противоракетные средства, поразить летучую цель, которая приблизилась к истребителю на 300 и менее километров.

По оценкам ряда военных экспертов, Р-37М и аналогичная китайская PL-15 способны с легкостью сбивать американские воздушные топливозаправщики, служащие для обеспечения беспосадочных полетов их стратегических бомбардировщиков, а также самолеты разведки, управления и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Победы в сегодняшних войнах просто невозможны без перечисленных подсобных ЛА, при этом эффективность новейших ракет воздух-воздух России и КНР лишает США преимущества в воздухе.

Суперновое отечественное оружие класса воздух-поверхность — гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал», предназначенная для разрушения наземных и наводных объектов. По информации авторитетных СМИ, РК «Кинжал» является авиационной модификацией семейства «Искандер». Дальность устройства с 500-кг боевой частью определяется свойствами бомбардировщика и составляет от 2 тыс. до 3 тыс. километров.

Самолет МиГ-31 с ракетой Х-47М2 «Кинжал»

Апулия

Ссылки

Авторы Гайдпарка

  • Продавец Воздуха

    Начинать надо с Москвы

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Видно хорошо мы их поимели

    Читать полностью

  • Аленка Аленка

    Мчади — это супер

    Читать полностью

  • Алексей Стронг

    Политолог спрогнозировал будущее YouTube-канала Навального

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Любовь у кулера

    Читать полностью

  • Прокруст

    3 мая — Всемирный день СВОБОДНОЙ прессы

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Утро на северной окраине города

    Читать полностью

  • Ирусик Иванова

    Что есть бедность или можно ли еще беднее жить?

    Читать полностью

  • Виктор Беседин

    Четвертый рейх детей советской элиты времён Великой Отечественной

    Читать полностью

  • Валерий Ушаков

    Безбожная поправка о Боге 2020 года — агонизирующий апофеоз эпохи мракобесия!

    Читать полностью

  • Сергей Палий

    Такси на Дубровку заказывали?

    Читать полностью

  • антон долгин

    Две главных новости за апрель 2021

    Читать полностью

История

Не так много времени прошло со дня кончины Ивана Грозного, еще не осела пыль поднятая копытами коней опричников, а в Москве было создано самое большое в мире артиллерийское орудие, остающимся таковым до сегодняшнего дня. Пусть не по величине, но по калибру ствола – точно.

В 1586 году по высочайшему повелению начались работы по созданию грандиозной пушки. Историки до сих пор бьются над причиной такого необычного шага, но большая часть склоняется к мнению, что орудие создавалось для произведения внешнего эффекта на иностранных послов. Мол, смотрите, на что мы способны. Жахнем так, что мало не покажется!

Если более серьезно, то пушка была призвана засвидетельствовать рост мощи Государства Российского, как промышленной, так и военной. И, конечно, возвеличивала властвующего Государя! (а был Федор Иоанович по свидетельствам современников весьма неказист физически и нраву кроткого).

Андрей Чохов (1545 – 1629) – знаменитый русский литейщик, создатель большого количества пушек и церковных колоколов. Одним из сохранившихся примеров уникальности творчества являются осадные пищали Чохова. Ученики продолжили и развили традиции мастера (в частности Алексей Никифоров).

Работы по отливке проводились на московском Пушечном дворе (ныне район Лубянской площади) в течении нескольких месяцев. Основным материалом для производства была бронза. По технологии производства орудие вполне соответствовало принятым на тот период времени стандартам. Только больше…гораздо больше!

Готовое сверхорудие с помощью двухсот лошадей приволокли на Красную Площадь Кремля для демонстрации государю. Ствол пушки был искусно украшен изображением Федора Иоанновича при всех царских регалиях и верхом на коне. Кроме того, узоры идут по всей окружности ствола в виде вязи. Стреляла ли гигантская пушка при демонстрации – свидетельств не сохранилось, а, учитывая, кроткий нрав царя Федора – скорей всего нет.

На стволе также имеются посвящение царице Ирине Федоровне Годуновой (супруге царя Федора) и упоминание о том, что делал монстра «литец Чохов». По одной из версий в связи с наличием изображения царя пушку так и нарекли – «Царь-Пушка».

По второй версии название связано прежде всего с размерами произведения пушечных мастеров и литейщиков средневековой Руси. Другим названием орудия было «Дробовик», так как предназначалась оно для стрельбы мелкими снарядами – «дробом» (каменная или металлическая некалиброванная картечь).

Налюбовавшись вдоволь, пушку водрузили на деревянный раскат (лафет) и поставили на боевое дежурство у стен Кремля (напротив современного ГУМа). Там она и стояла почти целый век! Разок попытались применить орудие против наскочивших татар хана Казы – Гирея, но те не рискнули приблизиться на расстояние эффективной стрельбы и выстрел сорвался.

Впоследствии, уже при Петре Алекесеевиче Романове в 1706 году, собравшись с силами, пушку отволокли во двор кремлевского Арсенала. И долгое время всей страной восхищались мастерством оружейников и поражались размерам, а также демонстрировали заморским гостям.

В 1835 году для пушки был отлит новый чугунный лафет (проект академика А.П. Брюллова) и декоративные ядра весом приблизительно по 2 тонны каждое. Перекатили её тогда к Оружейной палате, где были выставлены на обозрение и другие образцы орудий.

В 60х годах ХХ века Царь-пушку наконец водрузили на то, место, где она по сей день и стоит, у колокольни Ивана Великого. Или не совсем то, так как уже в 70х орудие отправляли на реставрацию в Серпухов, где снабдили новым декоративным лафетом и возвратили на место в 1980 году.

Область применения

Что из себя представляет крылатая ракета

Крылатые ракеты, готовые к запуску

Крылатая ракета —  это беспилотный летательный аппарат. По своей структуре и истории создания он ближе к авиации, нежели к ракетостроению. Устаревшее название — самолет-снаряд — оно вышло из употребления, поскольку так называли и планирующие авиабомбы.

С учетом специфики строения и применения крылатых ракет выделяют следующие преимущества и недостатки таких снарядов:

  • программируемый курс полета, что позволяет создавать комбинированную траекторию и обходить противоракетную оборону противника;
  • движение на малой высоте с учетом рельефа делает снаряд менее заметным для радиолокационного обнаружения;
  • высокая точность современных крылатых ракет сочетается с высокой стоимостью их изготовления;
  • снаряды летят с относительно небольшой скоростью — примерно 1150 км/ч;
  • поражающая мощность невысокая, исключение — ядерные боеприпасы.

История разработки крылатых ракет связана с появлением авиации. Еще до Первой мировой войны возникла идея летающей бомбы. Необходимые для ее реализации технологии были вскоре разработаны:

  • в 1913 комплекс радиоуправления беспилотным летательным аппаратом изобрел школьный учитель физики Вирт;
  • в 1914 был успешно опробован гироскопический автопилот Э. Сперри, позволявший удерживать самолет на заданном курсе без участия пилота.

На фоне подобных технологий сразу в нескольких странах велись разработки летающих снарядов. Большинство из них велись параллельно с работой над автопилотированием и радиоуправлением. Идея оснастить их крыльями принадлежит Ф. А. Цандеру. Именно он в 1924 году опубликовал рассказ «Перелеты на другие планеты».

Первым успешным серийным производством подобных летательных аппаратов принято считать английскую радиоуправляемую воздушную мишень Queen. Первые образцы были созданы в 1931, в 1935 запущено серийное производство Queen Bee (пчелиная матка). Кстати, именно с этого момента беспилотники получили неофициальное название Drone — трутень.

Основной задачей первых беспилотников была разведка. Для боевого применения не хватало точности и надежности, что при высокой стоимости разработки делало производство нецелесообразным.

Несмотря на это, исследования и испытания в данном направлении продолжались, особенно с началом Второй мировой войны.

Первые испытания и применения показали низкую точность снаряда. Из-за этого планировалось использовать их вместе с пилотом, который на заключительном этапе должен был покинуть снаряд с парашютом.

Как и в случае с баллистическими ракетами, разработки немецких ученых перешли к победителям. Дальнейшую эстафету по проектированию современных крылатых ракет переняли СССР и США. Планировалось использовать их в качестве ядерных боеприпасов. Однако разработка таких снарядов была остановлена в связи с экономической нецелесообразностью и успехом развития баллистических ракет.

Принцип действия

Баллистические ракеты, как правило, запускают по траектории, близкой к оптимальной, учитывая меняющиеся с высотой плотность воздуха и силу земного притяжения. Обычно ракеты стартуют вертикально для более быстрого выхода из плотных слоёв атмосферы, так как на преодоление сопротивления воздуха расходуется до 17—20 % тяги двигателя. Получив после прохода тропосферы некоторую поступательную скорость в вертикальном направлении, ракета с помощью специального программного механизма, аппаратуры и органов управления постепенно из вертикального начинает переходить в наклонное положение в сторону цели.

К концу работы двигателя продольная ось ракеты приобретает угол наклона (тангажа), отвечающий наибольшей дальности её полёта, приблизительно 45°, который уменьшается с увеличением скорости ракеты, например при скорости в 7 км/с и дальности полёта несколько более 9000 км угол наклона составляет 26°, а скорость становится равной строго установленному значению, обеспечивающему эту дальность.

При полёте по оптимальной траектории при межконтинентальной дальности ракета поднимается на высоту до тысячи и более километров и при этом видна на радиолокаторах на очень большом расстоянии. Поэтому в реальных боевых условиях могут применяться более энергозатратные настильные траектории, высота апогея которых понижена до десятков километров[источник не указан 18 дней].

После прекращения работы двигателя весь дальнейший свой полёт ракета совершает по инерции, описывая в общем случае почти строго эллиптическую траекторию. На вершине траектории скорость полёта ракеты принимает наименьшее своё значение. Апогей траектории баллистических ракет обычно находится на высоте нескольких сотен километров от поверхности земли, где из-за малой плотности атмосферы практически полностью отсутствует сопротивление воздуха.

На нисходящем участке траектории скорость полёта ракеты за счёт потери высоты постепенно увеличивается. При дальнейшем снижении в плотные слои атмосферы ракета проходит с огромными скоростями. При этом происходит сильный разогрев обшивки баллистической ракеты, и если не будут приняты необходимые предохранительные меры, то может произойти её разрушение.

С какой скоростью летают ракеты?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте поймем в чем ее измеряют. Ракеты летают чертовски быстро и говорить о привычных км/ч или м/сек не приходится. Скорость многих современных летательных аппаратов измеряют в Махах.

Непривычная величина измерения скорости появилась не просто так. Название “число Маха” и обозначение “М” предложил в 1929 году Якоб Аккерет. Оно выражается как отношение скорости движения потока или тела к скорости распространения звука в среде, в которой происходит движение. Если учесть, что скорость распространения звуковой волны у поверхности земли примерно равна 331 м/сек (около 1200 км/ч), не трудно догадаться, что единицу можно получить только если поделить 331 на 331. То есть, скорость один Мах (М) у поверхности земли составляет примерно 1200 км/ч. С набором высоты скорость распространения звуковой волны падает из-за уменьшения плотности воздуха.

Таким образом, один Мах у поверхности земли и на высоте 20 000 метров отличается примерно на 10 процентов. Стало быть и скорость тела, которую оно должно развить, чтобы получить число Маха, уменьшается. Упрощенно среди обывателей принято называть число Маха скоростью звука. Если такое упрощение не применяется в точных расчетах, его вполне можно допустить и считать примерно равным величине у поверхности земли.

Ракеты могут запускаться с самолета.

Такую скорость не так легко представить, но крылатые ракеты могут летать на скорости до 5 Махов (примерно 7 000 км/ч в зависимости от высоты). Баллистические ракеты и вовсе способны развивать скорость до 23 Махов. Именно такую скорость на испытаниях показал ракетный комплекс Авангард. Получается, что на высоте 20 000 метров, это будет около 25 000 км/ч.

Конечно, такая скорость достигается на заключительной стадии полета при спуске, но представить, что рукотворный объект может перемещаться с такой скоростью, все равно сложно.

Как видим, ракеты перестали быть просто бомбой, которую кидают далеко вперед. Это настоящее произведение инженерного искусства. Вот только хотелось бы, чтобы эти разработки шли в мирное русло, а не предназначались для разрушения.

Выход на гиперзвук

С 1930-х годов идут исследования гиперзвукового полета, то есть полета на скоростях, превышающих скорость звука в 5 и более раз. Не менее четырех десятилетий идут работы над гиперзвуковыми управляемыми ракетами. Резкое сокращение времени полета способствует преодолению современной и даже существующей пока только в разработках ПВО/ПРО, поражению маневренных целей в глубине обороны противника. Гиперзвуковые ракеты преодолевают «высотобоязнь» — высоты полета возвращаются к 10—30 км.

В 1997 году НПО «Радуга» представило гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат Х-90 со складным треугольным крылом дальностью полета до 3 000 км, маршевым гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Для выхода на сверхзвуковой режим и запуска маршевого двигателя используется твердотопливный ускоритель. А ведь это старая уже разработка, едва не похороненная «постперестроечным» периодом. Неудивительны признания зарубежных специалистов, что в работах над гиперзвуковыми аппаратами они используют ряд советских разработок.

Гиперзвуковой «экспериментальный летательный аппарат» Х-90, Россия. Длина — 12 м. Дальность пуска — 3 000 км, скорость полета — 4—5М   В США с 1998 года реализуется программа ARRDM по созданию гиперзвуковых ракет класса «воздух-земля» и «корабль-земля». Согласно расчетам, ракета со скоростью 8М тех же размеров, что и AGM-86, пролетит 1 400 км всего за 12 минут, а при столкновении с целью обеспечит большие глубину проникновения и разрушительное действие.   «Крыла» в строгом значении этого слова у такой ракеты уже может и не быть. На этих скоростях хватает подъемной силы, действующей на корпус, которому придается соответствующий профиль. Так, корпус прототипа ракеты фирмы «Боинг» выполнен по схеме «волнолет» — для создания подъемной силы используется поток за ударной волной, порождаемой при гиперзвуковом полете. Рассматриваются комбинированные двигательные установки (в СССР ракету Х-31 с комбинированным прямоточным двигателем создали уже в 1980-е годы), установки изменяемого цикла — ракетно-прямоточные, турбопрямоточные. Высокие скорости способствуют реализации и такой идеи, как ионизация обтекающего ракету потока воздуха, электромагнитное управление потоком и создание плазменного шлейфа, снижающего заметность ракеты.   Займут ли гиперзвуковые аппараты место в ряду стратегических крылатых ракет или станут маневрирующими боеголовками баллистических ракет — вопрос недалекого будущего. В любом случае поиски нового облика крылатых ракет большой дальности идут весьма активно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector