Научные открытия, которые привели нас в космос: ракеты

Содержание:

Модификации Ка-27

  • Ка-252 – первый прототип палубного противолодочного Ка-27.
  • Ка-252ТЛ – телеметрический вертолет корабельного расположения.
  • Ка-27ПЛ – противолодочный палубный вариант.
  • Ка-27ПС – поисково-спасательный вариантвертолета.
  • Ка-27ПСД – поисково-спасательный планер повышенной дальности полета.
  • Ка-27РЭП – тестовый вертолет для проведения радиоэлектронного подавления.
  • Ка-27Е – вертолет, выполняющий радиационную разведку.
  • Ка-27М – модернизированная модификация Ка-27, в состав которой входит радиолокационная командно-тактическая система. В ней выделяют магнитометрическую, акустическую, радиоразведочную системы, бортовую радиолокационную станцию. Радар находится под фюзеляжем и применяется для определения надводных, наземных и воздушных объектов. В 2014 году 4 машины Ка-27ПЛ по заказу ВМФ России начали переделывать под Ка-27М. Серийное производство тоже планировалось запустить с 2014 года.
  • Ка-28 – экспортная модификация Ка-27, которая отличается упрощенным набором оборудования. Нынче на экспорт не поставляется, а направляется на потребности ВВС РФ.
  • Ка-29 – транспортно-боевой вариант. Производство в нынешнее время не налажено.

Ка-32 – вертолет гражданской авиации, который эксплуатируется не только российскими авиакомпаниями, но и Канадой, Малайзией, Южной Кореей и Швейцарией.

Классификация ракет РФ

Боевые ракеты представляют собой непилотируемые летательные устройства, доставляющие к цели поражающие средства полетом на реактивном двигателе.

Различают пять классов ракет:

  • земля-земля;
  • земля-воздух;
  • воздух-земля;
  • воздух-воздух;
  • воздух-поверхность.

В свою очередь, выделяют различные типы ракет земля-земля:

  • по траектории полета — баллистические и крылатые;
  • по предназначению — тактические, оперативно-тактические и стратегические;
  • по дальности.

Земля-земля

Российские ракеты земля-земля запускаются с ракетных комплексов (РК), расположенных в шахтах, на земном рельефе или на кораблях, и предназначены для поражения наводных, наземных и заглубленных в землю целей.

Пуски таких ракет возможны как с неподвижных сооружений, так и с передвижных самоходных либо буксируемых установок.

Ранее на вооружении ракетных войск состояли в основном неуправляемые ракетные снаряды (НУРС). Новые ракеты земля-земля создают и производят управляемыми, снабженными аппаратурой, регулирующей их полет и обеспечивающей достижение цели.

Земля-воздух

Зенитно-ракетный комплекс С-400

Класс земля-воздух объединяет зенитные управляемые ракеты (ЗУР), рассчитанные на уничтожение воздушных целей, в основном боевой и транспортной авиации противника.

По способу запуска и управления различают четыре вида ЗУР:

  • радиокомандные;
  • наводящиеся по радиолучу;
  • самонаводящиеся;
  • комбинированные.

Также ракеты земля-воздух различаются по аэродинамическим особенностям, дальности, высоте и скорости воздушных «мишеней».

Показательный пример российских ЗУР — зенитные комплексы с ракетами средней и большой дальности С-400, фигурирующие в скандале с планируемой поставкой Турции, вызвавшей бурные возражения со стороны США.

Воздух-земля

Воздух-земля — ракетные средства поражения наземных и заглубленных целей, находящиеся на вооружении бомбардировочной и штурмовой авиации. По предназначению и дальности классифицируются аналогично с ракетами земля-земля. По типам целей дополнительно выделяют противотанковые ракеты воздух-земля для ударов по вражеской бронетехнике и противорадиолокационные — для выведения из строя радиолокационных станций (РЛС).

Воздух-воздух

Ракеты воздух-воздух — вооружение российской истребительной авиации, созданное для уничтожения пилотируемых и беспилотных вражеских летательных аппаратов (ЛА).

По дальности бывают:

  • малой — для удара по визуально обнаруженной пилотом цели;
  • средней — для поражения цели на расстоянии до 100 километров;
  • большой — для запуска на расстояние свыше 100 км.

Системы наведения при пусках ракет воздух-воздух используются радиокомандные (в ракетах СССР К-5), активные и полуактивные радиолокационные (АРЛС — в Р-37, Р-77 и ПРЛС — в Р-27), инфракрасные (в ракетах Р-60 и Р-73).

Ракета воздух-воздух Р-27

Воздух-поверхность

Ракетами воздух-поверхность, которые не относятся к виду воздух-земля, является противокорабельное оружие.

Оно характеризуется:

  • сравнительно большой массой;
  • фугасным типом поражающего средства;
  • радиолокационным наведением.

Подробно о противокорабельных современных ракетах России см. ниже.

Читайте также

Какое топливо используется в ракете

При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.

В качестве самого простого твердого топлива можно привести в пример порох, которым заправляются фейерверки. При сгорании он выделяет не очень большое количество энергии, но его достаточно для вывода на высоту нескольких десятков метров красочного заряда. В начале статьи я говорил о китайских стрелах XI века. Они являются еще одним примером твердотопливных ракет.

В некотором роде порох тоже можно назвать топливом твердотопливной ракеты.

Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.

Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.

Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.

Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.

Современный этап

В настоящее время самым мощными являются ракеты-носители «Протон-М» отечественного производства, европейские «Ариан-5», американские «Дельта-IV Heavy». Запуск ракеты подобных типов позволяет вывести на орбиту (200 км в высоту) полезный груз массой до 25 тонн. Такие аппараты могут донести до геопромежуточной орбиты приблизительно 6-10 тонн и до геостационарной – 3-6 тонн.

Отдельного внимания заслуживают ракеты-носители «Протон», так как они отыгрывали немалую роль в освоении космоса. Их использовали для реализации разных пилотируемых программ, в т.ч. для отправки модулей орбитальной станции «Мир». С его помощью в космос были доставлены «Звезда» и «Заря», важнейшие блоки МКС. Невзирая на то, что не все полезные запуски подобных ракет были успешны, «Протон» и сейчас остается самым востребованным ракетным-носителем: каждый год осуществляется примерно 10-12 стартов.

Ход занятия:

В.: Здравствуйте ребята.Отгадайте загадку:

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост —

Понесется до звёзд…

Д.: (Ракета)

В.: Правильно ребята (показать картинку). Сегодня мы с вами поговорим о ракете и о первом космонавте.

А вы знали, что первую ракету в мире изобрел Константин Эдуардович Циолковский. (показать фотографию). Он каждую ночь смотрел в телескоп, и мечтал попасть к звездам. И однажды Константин Эдуардович задумал сконструировать такой летающий аппарат, который сможет долететь до них. И он изобрел ракету которая работала на топливе. При сгорании топлива образовывался газ, который толкал ракету вверх. Но, к сожалению, изготовить аппарат у него не вышло. И только через много лет, другой российский ученый Сергей Павлович Королев смог сконструировать и сделать первый космический спутник. Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (покакать картинку).

В.: Скажите, а как называется площадка с которой стартует космический корабль?

Д.: Космодром.

В.: Правильно, космодром. (показать картинку).

А сейчас мы с вами проведем физминутку, называется она «Космодром»:

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)

Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)

Мало времени для взлёта, (марш на месте.)

Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)

Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны.)

Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)

Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)

В.: Скажите, а как называется человек, который управляет космическим кораблем?

Д.: Космонавт (Показать картинку)

В.: У космонавта есть специальный защитный костюм — скафандр (показать картинку). Он защищает человека от космического холода, слепящего Солнца и перепадов давления. Устроен скафандр очень сложно, и над его созданием конструкторам пришлось много трудиться. Плотные слои ткани, из которой сделан скафандр, предотвращают утечку воздуха. Светлая ткань и металлизированная плёнка защищают от перегрева или переохлаждения.

В.: А кто может мне сказать, как звали первого человека который полетел в космос?

Д.: Гагарин Ю. А.

В.: Молодцы, правильно. Первым российским космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. (показать фото). Старт корабля «Восток» был произведён 12 апреля 1961 года в 9.07 по московскому времени с космодрома Байконур, с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.И он сказал: «ПОЕХАЛИ», и эта фраза стала крылатой во всем мире.

Полет Юрия Гагарина длился 108 минут,его корабль выполнил один оборот вокруг Земли и в 10:55 завершил полет. Корабль передвигался со скоростью 28 260 км/ч на высоте 327 км.

Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им.

Быть космонавтом – это очень трудно, надо быть смелым, настойчивым, решительным, отзывчивым, добрым надо много знать, тогда тебя будут уважать и ценить.

И в заключении нашего занятия,я прочту вам стихотворение:

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Вопросы:

• Как называется летающий аппарат на котором можно полететь в космос?

• Кто первый сконструировал ракету?

• Как называется одежда космонавта?

• Как звали первого космонавта, который полетел в космос?

«Венера»

В 1966 году СССР начал межпланетные перелёты. Космический корабль «Венера-3» совершил жёсткую посадку на соседнюю планету и доставил туда глобус Земли и вымпел СССР. В 1975-м «Венере-9» удалось совершить мягкую посадку и передать изображение поверхности планеты. А «Венера-13» сделала цветные панорамные снимки и звукозапись. Серия АМС (автоматические межпланетные станции) для изучения Венеры, а также окружающего космического пространства продолжает совершенствоваться и сейчас. На Венере условия жёсткие, а достоверной информации о них практически не было, разработчики ничего не знали ни о давлении, ни о температуре на поверхности планеты, всё это, естественно, осложняло исследование.

Первые серии спускаемых аппаратов даже плавать умели — на всякий случай. Тем не менее поначалу полёты удачными не были, зато впоследствии СССР настолько преуспел в венерианских странствиях, что эту планету стали называть русской. «Венера-1» — первый из космических аппаратов в истории человечества, предназначенный для полёта на другие планеты и их исследования. Был запущен в 1961 году, через неделю потерялась связь от перегрева датчика. Станция стала неуправляемой и смогла сделать только первый в мире пролёт вблизи Венеры (на расстоянии около ста тысяч километров).

Sturmgewehr 44 — штурмовая винтовка Второй мировой войны: история появления на фронте, достоинства и недостатки

Доступность ссылки

Высшие офицеры и морские побратимы

Погоны таких военных чинов отличаются окантовкой по периметру изделия. Звезды на них не металлические, а вышитые. К высшим офицерам относятся:

  1. Генерал-майор (контр-адмирал) с должностью командира дивизии или зама командира корпуса. На погоне звания расположена одна большая (22 миллиметра) звезда посредине.
  2. Генерал-лейтенант (вице-адмирал) – командир военного округа. Погоны – две большие звезды по горизонтали.
  3. Следующим военным званием по порядку является генерал-полковник (или адмирал). Это главнокомандующий каких-либо войск или даже командир армии. На погонах генерал-полковника красуются три больших звезды, расположенных горизонтально.
  4. Генерал армии (адмирал флота) – самое высокое военное звание. Ему соответствует должность командира вида войск, заместителя министра обороны, а иногда и самого министра, чиновника, возглавляющего генеральный штаб. Погоны данного звания оснащены четырьмя большими звездами по горизонтали.
  5. Пиком военной карьеры является маршал Российской Федерации. Однако, данный ранг существует лишь в военное время. Погоны маршала украшает одна огромная ( 40 миллиметров) звезда.

Надеемся, представленная информация поможет вам разобраться в теме.

Добавить комментарий

Выйти

Эволюция и будущее

Специальные ионные двигатели для космических кораблей

Электроны и ионы в специальных ускорителях могут разгоняться до быстроты, приближенной к скорости света, а именно 300 тыс. км в секунду. Но такие ускорители – это пока ее массивные сооружения, которые не подходят для летательных аппаратов. Однако установки, у которых скорость истечения заряженных частиц примерно 100 км в секунду, могут быть установлены на ракетах. В результате, они могут сообщить соединенному с ними телу большую быстроту перемещения, чем способна достигнуть ракета с химическим топливом. К сожалению, у разработанных к настоящему времени ионных космических двигателях мала сила тяги, и вывести на орбиту многотонную ракету с кораблем они пока не могут.

Но их есть смысл устанавливать на корабле с тем, чтобы они работали, как только корабль летает по орбите. Располагаясь на корпусе корабля, они могут постоянно поддерживать его ориентацию и постепенно незначительным воздействием увеличить скорость корабля выше той, которую ему сообщили посредством химического горючего.

Разработка таких электрореактивных двигателей, действующих на орбите, ведется, применяя разные физические явления. Одна из главных задач, стоящих перед создателями ионных космических двигателей – адаптировать их для полетов на другие планеты.

Возможность достижения значительных скоростей полета ракеты в космосе с такими двигателями, чем с химическим топливом, делает более реальной разработку кораблей для полетов на ближайшие планеты.

В игровой и сувенирной индустрии

Знакомство с сигнальным оружием

В удаленных районах при выполнении военных или спасательных операций может возникнуть необходимость подачи оповещательного сигнала. Поэтому военные и спасатели комплектуются специальным оружием и сигнальными патронами 12 калибра. Данными спецсредствами могут пользоваться также и гражданские, которые выходят в море под парусом на частных плавсредствах.

С целью создания светового, дымового и звукового сигнала производится стрельба сигнальными патронами 12 калибра. Вручную подать пиротехнический сигнал можно путем запуска реактивного и осветительного патрона, или отстрела пиротехнического патрона из специального гладкоствольного оружия. В результате образуется вспышка огня красного, желтого, белого и зеленого цветов.

Навигация

Состав

  • 25-я Краснознамённая Комсомольская дивизия ПВО (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край);

    • 1529-й гвардейский зенитный ракетный полк, в/ч 16802 (Хабаровск: управление, АКП, 3 дивизиона (24 ед.) ПУ С-300ПС.
    • 1530-й зенитный ракетный полк, в/ч 31458 (Хабаровский край, п. Большая Картель: управление, АКП, 3 дивизиона (24 ед.) ПУ С-300ПМ.
    • 1724-й зенитный ракетный полк, в/ч 22459 (г. Биробиджан, г. Южно-Сахалинск): 2 дивизиона С-300В.
    • 39-й радиотехнический полк, в/ч 21527 (Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, с. Хомутово).
    • 343-й радиотехнический полк, в/ч 30593 (г. Хабаровск).
  • 26-я Ясская дивизия ПВО, в/ч 55345 (г. Чита, Забайкальский край):
    • 1723-й зенитный ракетная полк, в/ч 26292 (Забайкальский край, г.Чита, п.Каштак): 2 дивизиона (7 ПУЗРС С-300ПС).
    • 342-й радиотехнический полк, в/ч 75313 (г. Чита).
  • 93-я дивизия ПВО, в/ч 03103 (г. Владивосток, Приморский край):
    • 1533-й гвардейский зенитный ракетный Краснознаменный полк, в/ч 40083 (Приморский край, Владивосток): управление, АКП, 3 дивизиона (24 ед.) ПУ С-400, 1 дивизион (4 ед.) ПУ С-300В, 1 дивизион (6 ед.) ЗРПК 96К6 «Панцирь-С2». (третий дивизин в мае 2018 года осваивал С-400 на полигоне Ашулук).
    • 589-й зенитный ракетный полк, в/ч 83266 (Находка): управление и АКП, 2 дивизиона (16 ед.) ПУ С-400, 1 дивизион (6 ед.) ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1».
    • 344-й радиотехнический полк, в/ч 30986 (Артем).
  • 303-я смешанная авиационная Смоленская Краснознамённая, ордена Суворова дивизия (аэ Хурба, Хабаровский край):

    • 277-й Краснознаменный бомбардировочный авиационный полк, в/ч 77983 (Хабаровский край, аэр. Хурба): 7 ед. Су-24М, 21 ед.Су-24М2, 12 ед. Су-34 (01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 09, 10, 11, 12, 14).
    • 18-й гвардейский штурмовой Краснознаменный авиационный полк, в/ч 78018 (Приморский край, п. Черниговка, аэр. Черниговка): 24 ед. Су-25СМ (01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 09, 10, 11, 12, 14, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61).
    • 22-й истребительный Халхингольский Краснознаменный авиационный полк, в/ч 77994 (Приморский край, г. Артем, аэр. Центральная Угловая): 22 ед. МиГ-31 БСМ (94, 95, 96), 11 ед. Су-35C (01, 02, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24,25), 3 ед. Су-30СМ, 4 ед. Су-30М2 (40, 41, 42, 43), 6 ед. Су-27СМ (07, 09, 29, 11, 12, 27, 21, 25,30).
    • (530?) авиационный полк, (Приморский край, п.Соколовка, аэр. Соколовка): в 2017 г. было принято решение о развёртывании нового полка на МиГ-31 БМ.
    • 23-й Таллинский истребительный авиационный полк, в/ч 77984 (Хабаровский край, г. Комсомольск, аэр. Дземги): 29 ед. Су-35C (01, 02,03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 34, 03, 04, 05, 06,05), 4 ед. Су-30СМ (14, 15, 16, 17), 2 ед. Су-30М2 (20, 30), 10 ед. Су-27СМ (80, 82, 88, 70, 71, 76, 69, 87, 85, 90, 79, 77), 1 ед. Су-27 (06), 2 ед. Су-30М2, 3 ед. Су-27УБ (53, 73, 51), 1 ед. Су-27УП (43).
    • Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья, в/ч 78019 (Приморский край, с.Варфоломеевка. аэр. Варфоломеевка): 11 ед Су-24МР.
    • 257-й отдельный смешанный авиационный полк (г. Хабаровск, аэродром Большой): 12 ед. Ан-12 (15, 10, 14, 21, 07, 22, 06, 16, 02), Ан-26 (22, 25, 26, 27,29), 5 ед. Ан-26, 1 ед. Ил-20М.
    • 120-й авиационный полк, в/ч 63559 (Забайкальский край, Читинский р-н, пос. Домна, аэродром Домна): 24 ед. Су-30СМ (01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 10,14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 24, 25, 21, 23, 26, 27, 28, 29, 31.
    • 266-й штурмовой авиационный полк (Забайкальский край, п. Степь,аэродром Степь).
    • 112-й отдельный вертолетный полк (на основе 439-й авиационной базы армейской авиации), в/ч 78081 (г. Чита, аэр. Черемушки), – 16 ед. Ми-24П, 9 ед. Ми-8МТ/МТВ-2, 16 ед. Ми-8АМТШ. Планировалось, что после завершения госиспытаний Ми-28НМ, они начнут поступать в полк. Одновременно с этим, будут созданы 2 эскадрильи транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ.
  • 575-я авиационная база армейской авиации (2 разряда), в/ч 13984 (Приморский край, п. Черниговка, аэр. Черниговка): 20 ед. Ка-52, 19 ед. Ми-8АМТШ.
  • 18 бригада армейской авиации (Бр АА, сформирована 1 декабря 2016 года на основе 573-й авиационной базы армейской авиации (2 разряда)), в/ч 42838 (г. Хабаровск, аэр. Большой): 16 ед. Ми-24, 15 ед. Ми-8АМТШ, 5 ед. Ми-26, 13 ед. Ка-52 , 6 ед. Ми-8 МТ.

Советские ракеты-носители

После разгрома нацистской Германии между СССР и США началась гонка за обладание немецкими ракетными секретами.

Перед советскими ракетчиками была поставлена задача — воспроизвести немецкую А-4, но Королев понимал, что копирование довольно ненадежной ракеты фон Брауна в перспективе бессмысленно.

В 1953 г. приступив к работе над ракетой, способной доставить отделяемую головную часть массой 5 т на расстояние до 8 тыс. км, он твердо решил отказаться от немецкого «наследства» и разработать совершенно новую ракету, подобной которой еще не было. Несмотря на то, что военный заказ был рассчитан на новый вид ядерного оружия, у С. Королева появилась возможность создать ракету, которая могла бы вывести корабль в космос.

Поскольку двигателя, способного вывести такой груз на орбиту, не существовало даже в проектах, он предложил революционную конструкцию ракеты. Она состояла из четырех блоков первой ступени и одного — второй, соединенных параллельно. Такую систему назвали «пакетом». Причем, унифицированные двигатели всех 5 блоков начинали работать с земли. 15 мая 1957 г. состоялся первый запуск новой ракеты, названной Р-7. Дорога в космос была открыта. На основе базового проекта этой ракеты конструкторами были разработаны восемь различных модификаций ракет-носителей среднего класса, в том числе РН «Восток» и «Союз» для выведения на орбиту пилотируемых космических кораблей.

Ракета-носитель «Протон»

Рабочий внутри обтекателя PH «Протон»

В 1964 г. конструкторское бюро В. Челомея разработало ракету-носитель нового для космонавтики класса — тяжелого. Лунная и военная космические программы требовали вывода в открытый космос тяжелых объектов, что было не под силу старым ракетам. Таким двухступенчатым ракета-носителем стал УР-500, первый запуск которого был осуществлен в июле 1965 г. Новый РН вывел на орбиту космическую станцию «Протон-1», по названию которой позднее и получил свое наименование. Сразу после этого было принято решение о модернизации УР-500, в результате чего через 2 года появилась трехступенчатая ракета-носитель «Протон-К». Позднее появилась и четырехступенчатая версия «Протона». В зависимости от модификации он способен вывести до 20 т полезной нагрузки на орбиту высотой 200 км.

Глушко Валентин Петрович (1908-1989 гг.)

Глушко Валентин Петрович

Советский конструктор, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, под его руководством были созданы двигатели для ракет-носителей «Восток» и «Протон», генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран».

Поделиться ссылкой

Сравнительная характеристика

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет первого поколения
Наименование ракеты Р-1 Р-2 Р-5М Р-11М Р-7А Р-9А Р-12 и Р-12У Р-14 и Р-14У Р-16У
Конструкторское бюро ОКБ-1 КБ «Южное»
Генеральный конструктор С. П. Королёв С. П. Королёв, М. К. Янгель С. П. Королёв М. К. Янгель
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор КБ-11, Ю. Б. Харитон КБ-11, С. Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор КБ-11, Ю. Б. Харитон КБ-11, Е. А. Негин
Начало разработки 10.03.1947 14.04.1948 10.04.1954 13.02.1953 02.07.1958 13.05.1959 13.08.1955 02.07.1958 30.05.1960
Начало испытаний 10.10.1948 25.09.1949 20.01.1955 30.12.1955 24.12.1959 09.04.1961 22.06.1957 06.06.1960 10.10.1961
Дата принятия на вооружение 28.11.1950 27.11.1951 21.06.1956 1.04.1958 12.09.1960 21.07.1965 04.03.1959–09.01.1964 24.04.1961–09.01.1964 15.07.1963
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса не ставились 10.05.1956 переданы в СВ в 1958 01.01.1960 14.12.1964 15.05.1960 01.01.1962 05.02.1963
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 36 6 29 572 101 202
Год снятия с боевого дежурства последнего комплекса 1966 1968 1976 1989 1983 1977
Максимальная дальность, км 270 600 1200 170 9500 12500 2080 4500 11000–13000
Стартовая масса, т 13,4 20,4 29,1 5,4 276 80,4 47,1 86,3 146,6
Масса полезной нагрузки, кг 1000 1500 1350 600 3700 1650–2095 1630 2100 1475–2175
Длина ракеты, м 14,6 17,7 20,75 10,5 31,4 24,3 22,1 24,4 34,3
Максимальный диаметр, м 1,65 1,65 1,65 0,88 11,2 2,68 1,65 2,4 3,0
Тип головной части неядерная, неотделяемая моноблочная, неядерная, отделяемая моноблочная, ядерная
Количество и мощность боевых блоков, Мт 1×0,3 1×5 1×5 1×2,3 1×2,3 1×5
Стоимость серийного выстрела, тыс. руб. 3040 5140
Источник информации : Оружие ракетно-ядерного удара. / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. — С. 23–24 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9.

Конструкция ракеты-носителя

Для выведения корабля-спутника на орбиту вокруг Земли на базе МР Р-7 была разработана первая ракета «Восток» для гражданских целей. Ее летно-конструкторские испытания в беспилотном варианте начались 5 мая 1960 года, а уже 12 апреля 1961 года впервые состоялся полет человека в космос – гражданина СССР Ю. А. Гагарина.

Была задействована трехступенчатая конструкционная схема с использованием на всех ступенях жидкого топлива (керосин + жидкий кислород). Первые две ступени состояли из 5 блоков: одного центрального (максимальный диаметр 2,95 м; длина 28,75 м) и четырех боковых (диаметр 2,68 м; длина 19,8 м). Третья соединялась стержнем с центральным блоком. Также по бокам каждой ступени стояли рулевые камеры для маневрирования. В головной части монтировался ПКК (в дальнейшем – искусственные спутники), прикрытый обтекателем. Боковые блоки оборудованы хвостовыми рулями.

Первый космический аппарат

Ракета Циолковского, предложенная ученым, представляла собой металлическую камеру продолговатой формы. Внешне она была похожа на аэростат или дирижабль. Переднее, головное пространство ракеты предназначалось для пассажиров. Здесь же были установлены приборы управления, а также хранились поглотители углекислоты и запасы кислорода. В отсеке для пассажиров предусматривалось освещение. Во второй, основной части ракеты Циолковский расположил горючие вещества. При их смешении происходило образование взрывчатой массы. Она зажигалась в отведенном ей месте в самом центре ракеты и выбрасывалась из расширяющейся трубы с огромной скоростью в виде горячих газов.

В течение долгого времени имя Циолковского было малоизвестно не только за рубежом, но и в России. Многие считали его мечтателем-идеалистом и чудаком-фантазером. Истинную оценку труды этого великого ученого получили только с приходом советской власти.

История создания

Разработка корабля началась в ОКБ С. П. Королева (ныне РКК «Энергия») осенью 1958 года. Чтобы выиграть время и «утереть нос» США, в СССР пошли по кратчайшему пути. На этапе конструирования рассматривались различные схемы кораблей: от крылатой модели, позволявшей совершать посадку в заданном районе и чуть ли не на аэродромах, до баллистической – в форме сферы. Создание крылатой ракеты с высокой грузоподъемностью было сопряжено с большим объемом научных исследований, по сравнению со сферической формой.

За основу была взята недавно сконструированная для доставки ядерных боеголовок межконтинентальная ракета (МР) Р-7. После ее модернизации и родился «Восток»: ракета носитель и одноименный пилотируемый аппарат. Особенностью корабля «Восток» стала раздельная система посадки спускаемого аппарата и космонавта после его катапультирования. Данная система предназначалась для аварийного покидания корабля на активном участке полета. Это гарантировало сохранение жизни, независимо от того, куда осуществлялась посадка – на твердую поверхность или акваторию.

Противостояние двух систем после Второй мировой войны: капитализм и социализм

Проект Н. Кибальчича

В связи с этим невозможно не вспомнить Николая Кибальчича, русского революционера, народовольца, изобретателя. Он был участником покушений на Александра II,  именно он изобрел и изготовил метательные снаряды с «гремучим студнем», которые были использованы И.И. Гриневицким и Н. И. Рысаковым во время покушения на Екатерининском канале. Приговорён к смертной казни.

Повешен вместе с А.И. Желябовым, С.Л. Перовской и другими первомартовцами.  Кибальчич выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. За несколько дней до казни Кибальчич разработал оригинальный проект летательного аппарата, способного совершать космические перелёты. В проекте было описано устройство порохового ракетного двигателя, управление полетом путем изменения угла наклона двигателя, программный режим горения и многое другое. Его просьба о передаче рукописи в Академию наук следственной комиссией удовлетворена не была, проект был впервые опубликован лишь в 1918 г.

Всемирные дни, поддерживаемые ВОЗ

Примечания

Литература

Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост

В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1205 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430-4.

Карпенко А. В., Уткин А. Ф., Попов А. Д. Отечественные стратегические ракетные комплексы / Под научной ред. В. Ф. Уткина, Ю. С. Соломонова, Г. А. Ефремова. — СПб.: Невский бастион, 1999. — 288 с. — ISBN 5-85875-104-0.

Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1918-2002 / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 2003. — 544 с. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-0949-4.

Запуски ракет: статистика

В целом с начала 20 века активность на космодромах мира существенно упала. Если сравнивать двух лидеров в этой отрасли – Россию и США, то последние каждый год производят намного меньше запусков, по сравнению с первой страной. В период с 2004 по 2010 год с космодрома Америки было запущено 102 ракеты, которые успешно справились с поставленными задачами. К тому же, было 5 неудачных запусков. В России успешно завершилось 166 стартов, а 8 закончились аварией.

Среди числа неудачных запусков аппаратов особо заметными являются аварии «Протон-М». С 2010 по 2014 год в результате таких неудач были потеряны не только амии ракеты-носители, но и несколько спутников и даже один иностранный аппарат. Конечно же, подобная ситуация с одной из самых мощных ракет-носителей не могла остаться без внимания: были уволены чиновники, а также причастные к возникновению таки неудач. Кроме того, начали создаваться проекты по совершенствованию космической индустрии России.

Сегодня, как и 50 лет назад, человек не менее заинтересован в освоении космоса. Современный этап отличается возможностью плодотворного международного сотрудничества, что эффективно реализуется в проекте МКС. Но многие моменты нуждаются в доработки, пересмотра или модернизации. Хочется верить, что с использованием новых технологий и знаний статистика запусков в будущем будет более радужной.  

Теория Циолковского

Этого великого русского ученого-самоучку и выдающегося изобретателя считают отцом космонавтики. Им еще в 1883 году был написана историческая рукопись «Свободное пространство». В этом труде Циолковский впервые высказал мысль о том, что перемещение между планетами возможно, и нужен для этого специальный летательный аппарат, который называется «космическая ракета». Сама теория реактивного прибора была обоснована им в 1903 г. Она содержалась в труде под названием «Исследование мирового пространства». Здесь автор приводил доказательства того, что космическая ракета является тем аппаратом, с помощью которого можно покинуть пределы земной атмосферы. Эта теория явилась настоящей революцией в научной сфере. Ведь о полете на Марс, Луну и на другие планеты человечество мечтало давно. Однако ученые мужи так и не смогли определить, каким образом должен быть устроен летательный аппарат, который будет перемещаться в абсолютно пустом пространстве без опоры, способной дать ему ускорение. Данная задача была решена Циолковским, который предложил использование для этой цели реактивного двигателя. Только с помощью такого механизма можно было покорить космос.

«Спутник» и «Луна»

В 1957 году первая космическая ракета — та самая Р-7 — вывела на орбиту искусственный «Спутник-1». США чуть позже решили повторить такой запуск. Однако в первую попытку их космическая ракета в космосе не побывала, она взорвалась на старте — даже в прямом эфире. «Авангард» был сконструирован чисто американской командой, и он не оправдал надежд. Тогда проектом занялся Вернер фон Браун, и в феврале 1958 года старт космической ракеты удался. А в СССР тем временем модернизировали Р-7 — к ней была добавлена третья ступень. В результате скорость космической ракеты стала совсем другой — была достигнута вторая космическая, благодаря которой появилась возможность покидать орбиту Земли. Ещё несколько лет серия Р-7 модернизировалась и совершенствовалась. Менялись двигатели космических ракет, много экспериментировали с третьей ступенью. Следующие попытки были удачными. Скорость космической ракеты позволяла не просто покинуть орбиту Земли, но и задуматься об изучении других планет Солнечной системы.

Но сначала внимание человечества было практически полностью приковано к естественному спутнику Земли — Луне. В 1959 году к ней вылетела советская космическая станция «Луна-1», которая должна была совершить жёсткую посадку на лунной поверхности

Однако аппарат из-за недостаточно точных расчётов прошёл несколько мимо (в шести тысячах километров) и устремился к Солнцу, где и пристроился на орбиту. Так у нашего светила появился первый собственный искусственный спутник — случайный подарок. Но наш естественный спутник недолго находился в одиночестве, и в этом же 1959-м к нему прилетела «Луна-2», выполнив свою задачу абсолютно правильно. Через месяц «Луна-3» доставила нам фотографии обратной стороны нашего ночного светила. А в 1966-м прямо в Океане Бурь мягко приземлилась «Луна-9», и мы получили панорамные виды лунной поверхности. Лунная программа продолжалась ещё долго, до той поры, когда американские космонавты на ней высадились.

Атлантида Бермудского треугольника

Популярное из последнего

См. также[править | править код]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector