Ракеты фау

Проекты на базе Фау-2

Внешние видеофайлы

A4b

В 1941 году в попытке увеличить дальность полёта баллистической ракеты была предложена идея оснастить её крыльями, переведя тем самым заключительную стадию полёта в сверхзвуковое планирование. Проект получил некоторое развитие в 1944 году, когда в экспериментальных целях несколько серийных Фау-2 были оснащены крыльями высокой стреловидности.

Предполагалось, что за счёт сверхзвукового планирования дальность действия ракеты удастся увеличить до 750 км, что позволило бы атаковать цели на территории Великобритании непосредственно с территории Германии. Два экспериментальных запуска были проведены: первый (неудачный) 27 декабря 1944, и второй — 24 января 1945. Во время второго пуска ракета достигла скорости, соответствующей М=4 (то есть в четыре раза превышающей скорость звука), прежде чем крылья отвалились от фюзеляжа и ракета разрушилась.

A4 подводного запуска

В 1943 году была выдвинута идея использовать подводные лодки для доставки ракет А4 к побережью США и обстрела ими прибрежных городов. Так как ракета перед запуском должна была быть установлена вертикально, расположить её внутри существующих германских лодок было невозможно, поэтому для доставки ракеты в подводном положении предполагалось использовать буксируемый пусковой контейнер, внутри которого располагалась ракета, топливо и окислитель. Перед запуском, после всплытия, контейнер выравнивался вертикально за счёт заполнения кормовых балластных цистерн, ракета заправлялась и осуществлялся пуск.

Проект получил развитие, и три подобных контейнера были заказаны в 1944 году, но только один собран к концу войны; вся система ни разу не была испытана. Однако разведка союзников сумела получить некоторые данные о проекте в 1944 году и ВМФ США разработал специальные меры по противодействию развёртыванию ракетоносных субмарин, если бы таковые вышли в океан. В январе 1945 года во время попытки крупной «волчьей стаи» прорваться из Норвегии в Северную Атлантику эти действия были ошибочно приняты за намерение развернуть ракеты для удара по Нью-Йорку, ошибка выяснилась только после разгрома немецкого соединения.

Краткие ТТХ

  • Длина, м: 7,75
  • Размах крыла, м: 5,3 (позднее 5,7)
  • Диаметр фюзеляжа, м: 0,85
  • Высота, м: 1,42 (1,55)
  • Снаряжённая масса, кг: 2160
  • Масса боевой части, кг: 700—1000,
  • Тип взрывчатого вещества: аммотол
  • Двигатель: 1 ПуВРД Argus As 014 с тягой 2,9 кН (296 кГс)
  • Максимальная скорость полёта: 656 км/ч (ок 0,53М); скорость увеличивалась по мере облегчения аппарата (с расходом топлива) до 800 км/ч (ок. 0,65М).
  • Максимальная дальность полёта, км: 286
  • Практический потолок, м: 2700—3050 (на практике летал на высотах от 100 до 1000 метров)
  • Расход топлива, л/км: 2,35
  • Ёмкость бака, л: 550—640, бензина (80-октановый).
  • Круговое вероятное отклонение (расчётное), км : 0,9
  • Стоимость ракеты (проектная), рейхсмарок: 10 тыс. В конце войны — 3,5 тыс. при использовании бесплатного труда заключенных.

5.

Fi-103B-1

Еще до начала массового производства Фау-1, Министерство вооружений и боеприпасов пришло к выводу, что даже это “дешевое оружие” обходится Рейху слишком уж дорого. Острая нехватка ценных в условиях военного времени материалов (в том числе и стали), вызванная огромными потерями на фронтах и непрерывными бомбардировками, вынуждала экономить на всем.

В попытке уменьшить стоимость ракеты, была разработана упрощенная и удешевленная версия Фау-1. На ней стальное крыло заменили деревянным несколько большего размаха, а носовой обте­катель выполнили из фанеры. Вес ракеты уменьшился примерно на 38 килограмм, что повлекло за собой небольшую прибавку к дальности. Все ракеты версии B-1 снаряжались амматолом.

Первые Fi-103B-1 были запущены в феврале 1945 года по Антверпену. Большая часть ракет, собран­ных зимой 1944-1945 года, относилась, по-видимому, к этой серии.

Falchion Knife (Фальшион).

Не самый популярный нож среди игроков Контр Страйк. На площадке фальшиона стоит довольно дешево, но имеет необычную анимацию при атаках. Фотография демонстрирует скиновый фальшион.

Чертеж ножа Falchion Knife (Фальшион)

Denel AH-2 Rooivalk, Пустельга, Южная Африка

В США построят двенадцатый десантный корабль-док типа «Сан-Антонио»

После войны[править]

Основные статьи: Операция «Скрепка», Операция «Backfire», Ракета «Р-1»

В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes. После войны из Германии в США в разобранном виде было вывезено около 100 готовых ракет. В 1946—1952 армия США осуществила 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск осуществил с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, американское ракетостроение уже имело две собственные программы разработки баллистических ракет, технологически более прогрессивных, чем немецкие образцы — WAC Corporal и Convair RTV-A-2 Hiroc — и поэтому не заинтересовались дальнейшим развитием семейства Фау-2.

Значение в освоении космосаправить

Копия первой ракеты «Фау-2» в музее Пенемюнде

Картинка из фильма «Девушка на Луне», нанесённая на основание ракеты (копия первой ракеты «Фау-2» в музее Пенемюнде)

Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. В первой половине 1944 года, с целью отладки конструкции, был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров.

С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет «Фау-2» начинались как некоторые американские (программа Hermes), так и советские ракетные программы. Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2, созданных на основе конструкции «Фау-2». Относительно последнего случая нужно, однако, особо отметить, что серьезного влияния на последующую китайскую ракетную программу выпуск Р-2 не оказал. Действительное её развитие началось с освоения Р-5М и гептиловых ЖРД конструкции Исаева, имеющих иную генеалогию.

История строительства

Тактико-технические характеристики

Жидкостный ракетный двигатель работал на 75 % этиловом спирте (около 4 тонн) и жидком кислороде (около 5 тонн) и развивал тягу до 270 кН, обеспечивая максимальную скорость полёта до 1700 м/с (6120 км/ч). Дальность полёта достигала 320 км, высота траектории до 100 км. Боевая часть, содержащая до 830 кг аммотола, размещалась в головном отсеке. Основные параметры ракеты приведены в таблице ниже:

Общая длина ракеты, мм 14 030
Диаметр корпуса, мм 1650
Диаметр по стабилизаторам, мм 3558
Масса незаправленной ракеты с боевой частью, кг 4000
Масса стартовая, кг 12 500
Количество расходуемых веществ масса спирта (75%), кг 3900
масса жидкого кислорода, кг 5000
масса перекиси водорода, кг 175
масса перманганата натрия, кг 14
масса сжатого воздуха, кг 17
Расход топлива, кг/с 127
Пропорция смеси (спирт/кислород) 0,81
Тяга двигателя на старте, кг 25 000
Ускорение на старте, g 0,9
Температура в камере сгорания, °C ~2700
Давление в камере сгорания, атм. 15,45
Давление зажигания (сверх давления в камере сгорания), атм. 2,4
Скорость истечения топлива, м/с 2050
Время набора скорости звука, с 25
Время работы двигателя, с 65
Тяга перед отсечкой топлива, кг 4200
Ускорение перед отсечкой топлива, g 5
Скорость ракеты в конце работы двигателя, м/с 1450
Координаты ракеты к моменту отсечки подачи топлива по высоте, км 25
по горизонтали, км 20
Дальность стрельбы практическая, км 250
Дальность стрельбы максимальная, км 320
Высшая точка траектории, км 70
Скорость падения (у земли), м/с 450
Масса головной части, кг 1000
Масса взрывчатого вещества, кг 730—830
Действие у цели при тротиловом снаряжении диаметр воронки, м 25—30
глубина воронки, м 15
Отклонение от цели по проекту (КВО), км 0,5—1 (0,002—0,003 от дальности)
реализовано, км 4,5 система управления «LEV-3» (полигонные испытания); 2,0 система радиокомандного управления «Leitstrahlstellung» (полигонные испытания);

±10—20; 4,5—6 по данным Редстоунского арсенала (США)

по результатам отстрела в 1947 году 11 ракет собранных в СССР, км ±5

Нож с лезвием крюком

Краткие ТТХ

  • Длина, м: 7,75
  • Размах крыла, м: 5,3 (позднее 5,7)
  • Диаметр фюзеляжа, м: 0,85
  • Высота, м: 1,42 (1,55)
  • Снаряжённая масса, кг: 2160
  • Масса боевой части, кг: 700—1000,
  • Тип взрывчатого вещества: аммотол
  • Двигатель: 1 ПуВРД Argus As 014 с тягой 2,9 кН (296 кГс)
  • Максимальная скорость полёта: 656 км/ч (ок 0,53М); скорость увеличивалась по мере облегчения аппарата (с расходом топлива) до 800 км/ч (ок. 0,65М).
  • Максимальная дальность полёта, км: 286
  • Практический потолок, м: 2700—3050 (на практике летал на высотах от 100 до 1000 метров)
  • Расход топлива, л/км: 2,35
  • Ёмкость бака, л: 550—640, бензина (80-октановый).
  • Круговое вероятное отклонение (расчётное), км : 0,9
  • Стоимость ракеты (проектная), рейхсмарок: 10 тыс. В конце войны — 3,5 тыс. при использовании бесплатного труда заключенных.

Определение слова «Фау» по БСЭ:

Фау (нем. V, от Vergeltungswaffe — оружие возмездия)управляемое ракетное оружие дальнего действия. Создано и применено Германией в концу 2-й мировой войны 1939-45 для деморализации населения Великобритании с целью выведения её из войны. С 13 июня 1944 вёлся обстрел Лондона крылатыми ракетами Ф.-1 (V-1, Fi-103, FZG-76), разработанными фирмами«Аргус» и «Физелер» (конструктор В. Брее) в виде самолёта-среднеплана (рис. 1) длиной 7,6 м, с размахом крыльев 5,3 м, стартовой массой 2,2 т (из которых 1 т приходилась на боевой заряд и 0,5 т — на горючее). Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель тягой 2,7 кн (0,27 тс) обеспечивал скорость полёта 550 км/ч и дальность от 240 до 370 км (в последней модификации). Ф.-1 имела систему управления на основе пневматического гироскопического автопилота с магнитной коррекцией и механизмом отсчёта пройденного расстояния, выдававшим команду на пикирование. Пуск производился с катапульты длиной 47,8-65 м, работавшей на перекиси водорода. Ракета отличалась простотой конструкции, но имела низкие тактико-технические характеристики и большую уязвимость для средств ПВО. Было запущено 10,5 тыс. ракет, из которых около 2,5 тыс. взорвалось в Лондоне. С 8 сентября 1944 применялись баллистические ракеты Ф.-2 (V-2, А-4), разработанные ракетным центром Пенемюнде (конструктор В. фон Браун).Ракета (рис. 2) имела длину 14 м, диаметр корпуса 1,65 м, стартовую массу 12,7 т (из которых около 1 т приходилось на боевой заряд и около 8,5 т — на кислородно-спиртовое топливо). Жидкостный ракетный двигатель тягой 270 кн (27 тс) в течение 68 сек сообщал ракете скорость до 1700 м/сек, что обеспечивало дальность 270 км (у последних модификаций — до 320 км). Ракета имела автономную инерциальную гироскопическую систему управления. Подготовка и пуск производились комплексом подвижных подъёмно-транспортных, заправочных, проверочных и стартовых агрегатов. Ф.-2 имела сложную конструкцию, обходившуюся в производстве в 10 раз дороже, чем Ф.-1, но была абсолютно неуязвима для средств ПВО того времени. Однако недоработанность её конструкции и малая мощность боевого заряда не давали возможности эффективно использовать это преимущество. Из 4300 запущенных ракет 1402 применены непосредственно против Великобритании, 517 из них взорвались в Лондоне. Цели, которые ставила Германия, применив ракеты Ф., достигнуты не были. Вместе с тем создание и применение ракет Ф.-2 показало большие потенциальные возможности ракет дальнего действия.Лит.: Лей В., Ракеты и полеты в космос, пер. с англ., М., 1961. Орлов А. С., Секретное оружие третьего рейха, М., 1975.Ю. В. Бирюков.Рис. 1. Фау-1.Рис. 2. Фау-2.

Конструкция

Схема «Фау-2»

Внешне ракета со свободным вертикальным стартом имела классическую для подобных ракет веретенообразную форму с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами.

Общая длина корпуса ракеты составляла 14 030 мм, максимальный диаметр равнялся 1650 мм.

Стартовая масса ракеты «Фау-2» достигала 14 тонн и складывалась из массы боевого заряда (980 кг), компонентов топлива (8760 кг) и конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг).

Ракета состояла из более чем 30 тысяч отдельных деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км.

На ракете устанавливался жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной подачей обоих компонентов топлива. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор, баки с перекисью водорода и марганцовокислым натрием, батарея из семи баллонов со сжатым воздухом.

Технологически «Фау-2» была поделена на 4 отсека: боевой, приборный отсек, баковый (топливный) и хвостовой отсеки. Такое разделение диктовалось условиями транспортировки.

Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм, общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм, снаряжался аммотолом. Выбор этого взрывчатого вещества был обусловлен его относительной безопасностью к применению в условиях вибрации и нагрева. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель. От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Скорость падения ракеты составляла 1100 м/c. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу, полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.

В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование.

Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75 % водный раствор этилового спирта) размещалось в переднем баке. Окислитель — жидкий кислород, заправлялся в нижний бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава. В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением, равным приблизительно 1,4 атмосферы. Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном).

Жидкостный двигатель ракеты Фау-2; схема этого двигателя стала классической для ЖРД на протяжении более полувека

В хвостовом отсеке на силовой раме размещалась двигательная установка, тягой на Земле в 25 тс.
Подача топлива в камеру сгорания осуществлялась с помощью двух центробежных насосов, приводимых в действие турбиной, работающей за счёт парогаза, образующегося при разложении перекиси водорода в парогазогенераторе в присутствии катализатора — марганцовокислого натрия. Мощность турбины 680 л. с.

Одним из наиболее революционных технологических решений стала автоматическая система наведения. Координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета, а любое отклонение от заданной траектории выправлялось четырьмя графитными газодинамическими рулями, помещёнными в реактивную струю двигателя по периферии сопла. Отклоняясь, эти рули отклоняли часть реактивной струи, что изменяло направление вектора тяги двигателя, и создавало момент силы относительно центра масс ракеты, что и являлось управляющим воздействием (подобный способ заметно снижает тягу двигателя, к тому же графитные рули в реактивной струе подвержены сильной эрозии и имеют очень малый временной ресурс).

Четыре стабилизатора крепились фланцевыми стыками к хвостовому отсеку. Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор, вал, цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка, отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).

«Фау-2» на транспортно-установочном прицепе Meilerwagen

Внутренняя политика[править]

Российский ПЗРК «Верба»: история создания, описание и характеристики

Крупные города

Модификации[править | править код]

За время производства Фау-1 несколько модификаций таковой (включая специализированные и пилотируемые) было разработано либо предложено конструкторами. Лишь часть из них была применена на поле боя.

Фау-1 воздушного запуска

Фау-1 на модифицированном He 111 Arado Ar 234 Blitz mit V1 Помимо запуска ракеты с наземных площадок, немцы также практиковали пуски Фау-1 с летящих бомбардировщиков. Никакая переделка ракеты при этом не требовалась, так как её прототипы и так были приспособлены для воздушных запусков при испытаниях двигателя. В качестве носителя Фау-1 обычно использовались бомбардировщики «Хейнкель» He 111 H-22. Ракета закреплялась под крылом бомбардировщика, при этом двигатель снаряда выступал над верхней поверхностью крыла.

Воздушные запуски ракет начались в июле 1944 года. Немцы рассматривали воздушные запуски как способ компенсировать потерю пусковых площадок в Па-де-Кале, захваченных союзным наступлением. Кроме того, самолеты-ракетоносцы могли осуществлять запуски ракет с неожиданных направлений, затрудняя действия противовоздушной обороны Великобритании.

В связи с активностью истребителей союзников, вылеты ракетоносцев проводились только по ночам, и только на малых высотах, чтобы избежать обнаружения радарами. Бомбардировщик приближался к Британии и пересекал линию побережья на малой высоте, затем совершал набор высоты, запускал ракету, и быстро снижался вновь. Тем не менее, тактика была опасной: помимо того, что He-111 сам по себе был устаревшей машиной, яркая вспышка включившегося двигателя ракеты демаскировала носитель в ночной темноте. Кроме того, воздушные запуски были менее надёжны. Всего было запущено с самолетов-носителей около 1176 ракет Фау-1.

В дальнейшем, немцы также предлагали разработать модификацию Фау-1 для запуска с реактивных бомбардировщиков «Arado Ar 234 Blitz». При этом ракета должна была либо буксироваться за самолетом на гибкой подвеске, либо устанавливаться сверху на фюзеляже. Эти планы не были реализованы.

Дальнобойная Фау-1

Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок.

В попытке решить эту проблему, была разработана новая, более дальнобойная версия ракеты. Запас топлива был повышен за счет уменьшения веса боевой части. Кроме того, носовой обтекатель ракеты, в исходной версии — металлический, стал изготовляться из дерева, что привело к существенному снижению веса конструкции. Новые ракеты могли применяться по территории Великобритании с более отдаленных пусковых площадок в Нидерландах. Немцы лихорадочно пытались организовать массовое производство дальнобойных ракет к зиме 1944—1945, но из-за общего коллапса германской экономики и разрушения бомбардировками промышленных предприятий, новый «robotblitz» начался только в феврале-марте 1945 года, когда несколько сотен ракет были запущены по Лондону с пусковых площадок в Нидерландах. Вскоре после этого, решающее наступление англо-американских войск привело к утере немцами и этих позиций.

Пилотируемая V4 (Фау-4)

Основная статья: Fieseler Fi 103R Reichenberg

Пилотируемый вариант крылатой ракеты — Fieseler Fi 103R

Пилотируемый вариант крылатой ракеты Fieseler Fi 103R, или V4; должен был применяться против армад бомбардировщиков союзников. Кабина пилота находилась в задней части фюзеляжа, перед диффузором двигателя:

Пилот должен был направлять самолет на цель и затем выбрасываться с парашютом. К 1944 году было построено 175 экземпляров. Всерьёз разрабатывался проект использования V4 как оружия камикадзе. Для этого создавалась армейская операция подготовки пилотов-смертников. Всего было подготовлено 200 таких пилотов. Хотя самолёты типа V-4 в конце концов так и не поступили в распоряжение пилотов-смертников, пилоты из этой программы были использованы с имеющимися в наличии самолётами.

Помимо этих программ, немцы также рассматривали возможность использования самолета-снаряда в качестве буксируемого топливного бака для реактивных истребителей. Лишенный двигателя и боеголовки снаряд (по сути дела, просто бак с крыльями и автопилотом) должен был буксироваться за Me-262 и сбрасываться по исчерпании запаса топлива в нём. Проект прошёл несколько тестовых испытаний буксировкой за тяжёлым бомбардировщиком He-177, но в итоге не был применен на практике.

3 Воспользуйся зубной нитью

История

Первой в мире классической крылатой ракетой, производившейся серийно и применявшейся в реальных боевых действиях, стал самолёт-снаряд «Фау-1» (Fi-103), разработанный Германией. Фау-1 впервые была испытана 21 декабря 1942 года и была массово применена в конце Второй мировой войны против Великобритании. Намного более дешёвые чем пилотируемые бомбардировщики (Фау-1 стоила 3500 рейхсмарок, тогда как один бомбардировщик He-111 стоил 265 650 рейхсмарок), самолёты-снаряды могли запускаться в огромных количествах, подвергать тылы противника постоянным терроризирующим бомбардировкам и вынуждать его отвлекать огромные ресурсы на противовоздушную оборону. Однако из-за низкой точности системы наведения ракеты, в составе экспериментальной эскадры KG200 была сформирована 5 эскадрилья, в которой отрабатывалась возможность управления ракетой Fi-103 пилотом, который на конечном участке траектории должен был (теоретически) выброситься с парашютом.

Проект получил кодовое название «Райхенберг» в честь столицы бывшей территории Чехословакии «Рейхсгау Судетская область» (ныне Либерец). Что касается самолета он был известен как «Reichenberg-Geräte» (Устройство Райхенберг).

«Устройство Райхенберг» с номером от RLM Fieseler Fi 103 (также называемым Фау-1) было экспериментальным самолётом для проверки пригодности конструкции и аэродинамики. Машина была переделана в управляемую путем установки в ней кабины пилота, где в стандартном Фау-1 были вставлены баллоны со сжатым воздухом. Кокпит был оборудован минимальным количеством летного инструментария и фанерным сиденьем, с фонарем кабины, в которую входила передняя бронированная панель из плексигласа. Два баллона со сжатым воздухом были заменены только одним, необходимым для поддержания давления в топливной системе и установленным сзади, в пространстве, где обычно размещался автопилот. Крылья были модифицированы путем включения элеронов и ручного управления полетом, (вместо автоматического управления). Машина также была построена для использования в учебных целях в двухместном варианте: у учебных версий была выдвижная лыжа, похожая на аналогичную у Me 163. Всего было выпущено около 175 модифицированных Фау-1, большая часть их была изготовлена в оружейных мастерских люфтваффе (Luftmunitionsanstalt).

Когда RLM приняло решение о срочной разработке пилотируемых одноразовых самолётов-снарядов, запускаемых с самолётов-носителей в воздухе, то координатором всех исследовательских и проектно-конструкторских работ по этому направлению был назначен директор DFS (Немецкий институт планеризма) В. Георгии. Были приготовления к использованию «устройства Райхенберг» и в качестве оружия камикадзе. Для этого была начата военная операция Зельбстопфер (Selbstopfer). Пилоты смертники были помещены в боевую эскадрилью KG 200.

Появление проекта «Райхенберг» было вдохновлено действиями японских камикадзе и их самолётом-снарядом «Ока» (Yokosuka MXY7 Ohka). Нацистская Германия в то время была в отчаянном положении и хотела изменить его практически любой ценой. Официальная позиция состояла в том, что пилот выпрыгивает с парашютом после того, как самолёт направлен к цели. Реальный шанс спасти пилота был практически нулевой из-за высокой скорости полета, отсутствия спасательной катапульты и впускного отверстия двигателя расположенного сразу за кабиной. Отличной мотивацией для проекта была относительно низкая стоимость производства модифицированной версии Фау-1, а также более лёгкая подготовка пилотов, для которой было достаточно базовой подготовки на планере с дополнительной подготовкой на учeбном варианте самолётa с инструктором.

Одной из причин боязни использовать Fi 103R стали неудачные испытания проекта «Mistel» на основе самолётов Heinkel He 111, которые развивали плохую скорость при атаке с использованием прикреплённых Fi 103R. Сами же Fi 103R и на отдельных испытаниях показывали неудовлетворительные результаты, то и дело разбиваясь.

Внеземные грёзы

Появление тяжёлых баллистических ракет на жидком топливе было неразрывно связано с идеей межпланетных полётов. Основоположники теоретической космонавтики в Германии, Франции, СССР и США независимо друг от друга приходили к выводу, что не существует иного технически осуществимого средства для запуска искусственного спутника Земли или осуществления экспедиции на Луну.

Наибольших успехов в ракетостроении в период между мировыми войнами добились немецкие специалисты. Прорыву в немалой степени способствовала деятельность Германа Оберта, проживавшего в румынском городке Германштадт (Медиаш), но поддерживавшего активные контакты с энтузиастами космонавтики по всему миру. В июне 1923 года он выпустил небольшую книгу «Ракета в межпланетное пространство» (Die Rakete zu den Planetenräumen), в которой обосновывалась возможность создания ракет, способных выйти на космические траектории. Особый интерес вызывали детально проработанные чертежи, ведь ничего похожего в те годы у других пионеров ракетостроения попросту не было. Благодаря Оберту образованная часть общества увидела, что космонавтика — не только область интересов писателей-фантастов, но и вид деятельности, в которой могут проявить свои способности инженеры и промышленники.

Основоположник теоретической космонавтики Герман Оберт, 1929 год. National Air and Space Museum Archives, Smithsonian Institution

Следующая книга Оберта под названием «Пути осуществления космических полётов» (Wege zur Raumschiffahrt) увидела свет в 1929 году. В ней рассматривался опыт, накопленный энтузиастами за минувшее время, и излагались детализированные концепции ракет, космических кораблей и орбитальной станции, у которой, как полагал учёный, найдётся военное применение.

Надо сказать, что в то время немцы Европы жили в ожидании реванша: многие политики говорили о «несправедливости» Версальского мирного договора, заключённого в июне 1919 года и превратившего некогда передовую державу в разорённую и частично оккупированную страну, не способную вырваться из череды политических и экономических кризисов. Идеи Оберта оказались востребованы реваншистами, что проявилось даже в фантастике того времени. Например, в романе Карла фон Лаффета «Мировой пожар» (Weltenbrand, 1926) описывается «эфирная станция», с помощью которой немецкий космонавт Вестеркампф предотвращает гибель планеты, что сразу ставит Германию во главе Лиги Наций.

Ракетная атака на Нью-Йорк. Иллюстрация А. Хеннингера к статье Г. Оберта «Три стороны ракеты» (1930)

Впрочем, и сам Оберт не удержался от фантазий на тему военного применения космических ракет. В 1930 году была опубликована его обзорная статья «Три стороны ракеты» (Die drei Gesichter der Rakete), в которой наряду с общими соображениями высказывалась идея о потенциальной возможности нанесения ракетного удара из Европы по Нью-Йорку. Статья сопровождалась соответствующей иллюстрацией: дымные следы падающих ракет, взрывы и пожары на улицах американского города.

Много позже Оберт будет оправдываться и даже заявит, что зловещую статью о межконтинентальных ракетах в действительности написал популяризатор космонавтики Вилли Лей. Однако свой вклад в войну немецкий учёный всё же внёс, поспособствовав появлению школы ракетчиков, создавших оружие, которого ещё не видел мир.

Смотри тоже

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector