Самолет-истребитель миг-23

Система управления

Управление летательным аппаратом МиГ-23 (ВВС РФ) в кабине пилота осуществляется рукоятью, перемещаемой в продольно-поперечном направлении, а также педалями путевого контроля. Основными элементами служат интерцепторы, направляющий штурвал и двухрежимный стабилизатор поворотного типа. Силовыми приводами выступают необратимые бустеры с двумя камерами.

Угловые перемещения ручек и педалей на бустеры проводятся посредством прямой механической передачи. Электрические приспособления типа «раздвижной тяги» РАУ-107А используются как исполнительное оборудование для автопилота. Дополнительное усилие на рукоятке создается при помощи пружинных загружателей, снимается нагрузка посредством устройств с триммерным эффектом.

Источники

  • https://www.whatifmodellers.com/index.php?topic=43800.15
  • http://www.airwar.ru/enc/fighter/miragf1.html
  • http://www.airwar.ru/enc/xplane/mig23pd.html
  • http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23.html
  • http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23ml.html
  • http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig25.html
  • http://www.airwar.ru/enc/attack/a5.html
  • http://www.airwar.ru/enc/fighter/aj37.html
  • http://www.airwar.ru/enc/fighter/f5a.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-22
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-22М
  • «AIR Enthusiast», February 1972
  • «AIR Enthusiast», August 1972

Вооружение МиГ-23

Для борьбы с авиацией противника МиГ-23 оснащался ракетами средней дальности с радиолокационным и тепловым наведением. Всего он мог нести до четырех таких ракет. Кроме того, на машине была установлена двуствольная скорострельная пушка ГШ-23 с боекомплектом из 200 снарядов. При необходимости можно было поставить еще до двух таких пушек, для чего имелись специальные контейнеры.

Для атаки наземных целей в боекомплект МиГ-23 входили две управляемые ракеты «воздух-поверхность». Также самолет мог нести кассетные бомбы на 500, 250 и 100 кг. При использовании четырех специальных держателей имелась возможность взять на самолет до 16 бомб (по 100 кг.).

Общая масса вооружения, которое мог нести МиГ-23 составляла 2 т.

МиГ-23.МиГ-23 в небе. Фото от 1 мая 1989.МиГ-23МЛД.

Происшествия

  • 16 сентября 1970 года, испытывая самолёт, погиб лётчик-испытатель М. М. Комаров.
  • 21 сентября 1973 года аэродром Щучин, конструктивно-производственный дефект, летчик катапультировался.
  • 23 июня 1977 года произошла катастрофа самолёта МиГ-23УБ близ города Егорьевска Московской области. Погибли 2 человека.
  • В 1985 году в 116-м Центре боевого применения авиации (Астрахань) во время стрельбы пары кубинских лётчиков на МиГ-23МЛ по учебной мишени ведомый по ошибке выпустил ракету Р-24Р по своему ведущему и поразил его самолёт. Ведущий катапультировался, но после приземления умер от полученных травм.
  • Лето 1987 года, авария при взлете МиГ-23УБ (попадание птицы в воздухозаборник), недалеко от Тираспольского аэродрома. Летчики увели самолет от города на пляж и успешно катапультировались. При падении получил сильные ожоги ребенок находившийся на пляже.
  • Катастрофа МиГ-23 в Бельгии 4 июля 1989 года.
  • Столкновение Boeing 727 и МиГ-23 над Триполи
  • Август 1993 года, аэродром Купино — авария при посадке МиГ-23УБ, командир 3-й эскадрилии и обучаемый летчик (лейтенант). Прогрессирующий козёл на посадке, попытка инструктором ухода на второй круг с выводом двигателя на «максимал» и выпуск тормозного парашюта обучаемым летчиком. Потеря скорости и сваливание самолета на крыло, экипаж успешно катапультировался на высоте 5-10 метров. Неуправляемый самолет приземлился в конце ВПП и укатился в берёзовую рощу.
  • 10 ноября 1995 года МиГ-23 ВВС Индии упал в лес.

Весенний уход за гиацинтами

Палубный истребитель МиГ-23К

В 1976 году на вооружение авиации ВМФ СССР были приняты палубные истребители МиГ-23К («К» – корабельный; изделие «23-32»). Первоначально МиГ-23К должны были стать истребителями-бомбардировщиками, выполнять функции истребителей, перехватчиков, штурмовиков-бомбардировщиков, разведчиков и самолетов радиоэлектронной борьбы и входить в состав авиагрупп строившихся в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре авианосцев проекта 1143 («Минск»).

Однако вскоре планы поменялись; ударные задачи и задачи РЭБ и РЭП было решено возложить на штурмовики-бомбардировщики Су-17М3К – оморяченный вариант истребителя-бомбардировщика Су-17М3, а разведку перепоручить палубным самолетам ДЛРО Як-44.

Пилот и технический персонал на фоне палубного штурмовика-бомбардировщика Су-17М3К

Пилот в кабине Су-17М3К

Палубный штурмовик-бомбардировщик Су-17М3К

Палубный самолет ДЛРО Як-44Э на палубе авианосца «Минск»

Компоновка палубного самолета ДРЛО Як-44Э

При разработке МиГ-23К за основу был взят истребитель МиГ-23МЛ, от которого морской вариант отличался опущенной на 2° вниз для улучшения обзора из кабины носовой частью фюзеляжа, усиленным шасси, установкой посадочного гака (поворотный подфюзеляжный гребень при этом заменялся на два гребня), увеличенной площадью и высотой киля. Помимо этого «23-32» получил крыло с двухщелевыми закрылками увеличенной площади и систему дозаправки топливом в полете.

Другими отличиями конструкции палубной машины стали:

  • • складывающиеся консоли крыла;
  • • усиленные стойки шасси;
  • • внедрение усовершенствованной системы создания дополнительной подъемной силы на оснащенном двухщелевыми закрылками ПГО;
  • • два дополнительных подфюзеляжных узла подвески (перед основными стойками шасси).

Схема палубного истребителя МиГ-23К

За основу бортового оборудования МиГ-23К был взят состав БРЭО истребителя МиГ-23МЛ; отличия заключались в установке:

  • • системы автоматического управления САУ-23МЛК;
  • • навигационной системы «Полет-2К-23»;
  • • РЛС «Сапфир-23МЛ-К» (затем заменена на «Сапфир-23МЛА-К»);
  • • радиостанции Р-862;
  • • теплопеленгатора ТП-26;
  • • системы ограничительных сигналов СОС-3-4;
  • • аппаратуры для автоматического наведения самолета на цель по командам установленной на Як-44 автоматизированной системы наведения.

Палубный истребитель МиГ-23К

В 1982 году для имевших авианосцы стран третьего мира был разработан палубный истребитель МиГ-23КЭ («Э» – экспортный), отличавшаяся упрощенным составом БРЭО и улучшенными ударными возможностями. ОКБ им. Микояна ориентировалось на Индию и страны Латинской Америки: в первую очередь на Аргентину, в которой к власти пришло гражданское правительство, и (в перспективе) на Бразилию, диктаторский режим которой постепенно сдавал свои позиции.

История разработки истребителя МиГ-23

В 1958 году в СССР был построен экспериментальный истребитель Е-8. От всех прежних самолетов, созданных в конструкторском бюро Микояна и Гуревича, его отличала компоновка носовой части фюзеляжа – воздухозаборник двигателя «переехал» вниз, что дало возможность разместить перед кабиной пилота радиолокационную станцию с большим диаметром антенны. Спустя два года, когда советское правительство направило в КБ поручение о разработке нового многоцелевого истребителя для замены МиГ-21, именно Е-8 первоначально получил обозначение МиГ-23.

Самолет Е-8-2, который получил затем название МиГ-23 – экспериментальный вариант, ничем не похожий на известный сегодня истребитель

Самолет предполагалось оснастить намного более совершенным оборудованием, чем имелось на борту у «двадцать первого» МиГа, однако, испытания опытной машины проходили неудачно, а разработка нового прицела и радиолокационной станции затянулись. Кроме того, произошли изменения концепции боевого применения фронтовых истребителей: теперь «заказчик» потребовал обеспечить эксплуатацию таких самолетов с укороченных взлетно-посадочных полос.

Новый проект получил обозначение МиГ-23ПД. Его главной особенностью стало размещение на борту двух дополнительных «подъемных» двигателей. Этот самолет демонстрировался в 1967 году на авиационном празднике в Домодедово и произвел огромное впечатление на зрителей, которые не понимали, что это был первый и последний публичный показ, так как было принято решение о сворачивании дальнейших работ по проекту.

Причиной для очередной «смены курса» стали как результаты испытаний, показавшие непрактичность установки подъемных двигателей, беспощадно пожиравших горючее, так и штудирование западных изданий, в которых рассказывалось о больших перспективах самолетов с изменяемой геометрией крыла. Следует отметить, что такой вариант уже прорабатывался конструкторами, но его дальнейшему развитию мешали негативные экспертные оценки, дававшиеся специалистами по аэродинамике.

Еще один экспериментальный самолет – МиГ23ПД. В серию не пошел

Первый полет на истребителе МиГ-23II, получившим крыло с изменяемой в полете стреловидностью, был выполнен 26 мая 1967 года. Масса этого самолета заметно увеличилась, по сравнению, например, с Е-8, поэтому его оборудовали форсированным двигателем. В 1968 году МиГ-23 был передан на государственные испытания, которые продолжались до 1972 года. Одна из причин столь значительной длительности – отсутствие проектного бортового оборудования. Ни РЛС, ни прицел, ни теплопеленгатор не были подготовлены «смежниками» в установленные сроки. По этой причине оборудование для первых серийных МиГ-23 по характеристикам ничем не отличалось от того, которыми обладал МиГ-21.

Этот недостаток проявлялся даже у модификации МиГ 23МФ, и справиться с ним удалось далеко не сразу. По горизонтальной и вертикальной маневренности новый истребитель уступал как американскому F-4E, так и своему предшественнику МиГ-21, что буквально деморализовало летчиков.

МиГ-23МЛ – первая маневренная модификация истребителя

Ситуация улучшилась лишь после появления в частях МиГ-23МЛ. Эта машина смогла наконец-то стать «истребительной», обретя хорошие разгонные и маневренные характеристики. В таком варианте советский самолет был даже способен вести успешные бои с ранними вариантами американских истребителей четвертого поколения. В дальнейшем на базе этой модификации был создан перехватчик МиГ 23П, а затем и совершенный вариант – МиГ-23МЛД.

Ссылки

III. На случай ядерной войны

После завершения истории Е-8 начался следующий этап создания наследника МиГ-21, уже согласно новой идеалогии. Фронтовой истребитель 70хх по концепции (или моде?) того времени должен был взлетать с неподготовленных ВПП длиной 250-300м. Выполнять это условие возможно было двумя способами: поставив дополнительные подъемные двигатели и использовав крыло изменяемой стреловидности.

«Отработчик технологии» экспериментальный МиГ-21ПД(он же Е-7ПД и 23-31) был представителем первого пути и создавался на основе МиГ-21ПФМ. В удлиненный и расширенный в средней части фюзеляж установили два подъемных двигателя РД-36-35. За ним последовал уже претендент на звание нового фронтового истребителя — МиГ-23ПД(23-01, МиГ-23УВП) с треугольным крылом, воздухозаборниками «а-ля «Мираж-III» и теми же подъемными РД-35-36. Недолго полетав обе машины показали: для массового фронтового истребителя такая схема не годится.

12. МиГ-23М.

К схеме с изменяемым крылом, которая реализовалась на самолете 23-11, претензий у заказчика не было, достоинства крыла с изменяемой геометрией были наглядны, а самолет удачно полетел. В 1969 после постройки и испытания нескольких предсерийных образцов начался выпуск МиГ-23С – первого массово серийного, «настоящего» «двадцатьтретьего».

Особенности конструкции МиГ-23

Данный самолет спроектирован как высокоплан с усовершенствованной аэродинамикой корпуса и крыла. Крылья аппарата имели стреловидную форму и могли производить поворот на нужный угол. В зависимости от задачи полета и нужного маневра пилот самостоятельно мог изменить геометрию крыла. За счет поворотов крыло могло быть стреловидным или же прямым, потому что часть крыла могла убираться в средину корпуса машины.

Конструкция крыла была представлена двумя неподвижными частями и двумя консолями, которые были подвижными. Подвижные части крыльев были изготовлены из стальных штамповок, которые были сварены между собою, и являли собой кессонную конструкцию. Для данного самолета были разработаны три вида крыльев разной конструкции, которые можно было менять.

Корпус аппарата имел полумонококовую схему и был разделен разъемом на две части: носовую и хвостовую. В носовом отсеке было расположено бортовое оборудование, а также кабина пилота, которая имела герметическую конструкцию. Кабина летчика имела фонарь с хорошим обзором. Кроме того, пилот имел возможность производить задний обзор за счет прибора ТС-27АМШ. В хвостовом отделе машины была установлена система воздушных тормозов, которые состояли из четырех частей.

Силовая установка самолета МиГ-23 была представлена форсажным двигателем турбореактивного типа, он обозначался как Р-35-300. Он производил тягу в 13 тысяч килограммов. Данный двигатель был спроектирован конструктором Хачатуровым в бюро «Союз». С помощью данной силовой установки самолет мог развивать скорость в 2,5 тысяч км/час, но это на большой высоте. Кроме того, большая тяга позволила самолету набирать высоту со скоростью в 12 900 м/мин. При использовании дополнительных подвесных баков самолет мог пролететь до 2360 километров.

Воздухозаборник был расположен сбоку аппарата и был регулируемым с помощью створок и клиньев, которые были подвижными. Особенностью защиты двигателя было то, что она могла выдерживать прямое попадание управляемых ракет класса ЗРК.

МиГ-23 видео

https://youtube.com/watch?v=BBb4Ri8Qs-E

Шасси самолета МиГ-23 состоит из трех стоек. Особенностью является передняя стойка, которая оснащена двумя колесами и имеет усиленную систему амортизации. Задние опоры были изготовлены более длинными, а именно они были выше на 17,5 сантиметров. Они оснащены одним колесом, на котором была установлена тормозная система дискового типа. Все колеса были бескамерного типа.

Как говорилось ранее, данный проект закрыт с 85 года, за все время было изготовлено 4278 машин данного класса. Нужно отметить, что на балансе ВВС РФ и сегодня находятся данные МиГи. Данная машина широко применялась разными странами в военных конфликтах практически во всех уголках земного шара.

Тактико-технические характеристики

ТТХ МиГ-23 различных модификаций

МиГ-23МЛ

МиГ-23УБ

Технические характеристики

Экипаж

1

2

Длина, м

16,7

16,42

Размах крыла, м

7,78 / 14,0

Высота, м

5,0

4,82

Площадь крыла, м²

34,16 / 37,27

Коэффициент удлинения крыла

1,48 / 5,26

Коэффициент сужения крыла

2,36 / 2,95

Угол стреловидности по передней кромке (по указателю в кабине пилота)

74°40′ / 47°40′ / 18°40′ (72° / 45° / 16°)

База шасси, м

5,77

5,81

Колея шасси, м

2,66

2,86

Масса пустого, кг

10 550

10 700

Нормальная взлётная масса, кг

15 600

15 150

Максимальная взлётная масса, кг

20 100

18 970

Масса топлива, кг

3319

3120

Объём топлива, л

4300

4050

Силовая установка

1 × ТРДДФ Р35

1 × ТРДДФ Р27Ф2М-300

Бесфорсажная тяга, кгс (кН)

1× 8550 (83,9)

1× 6900 (67,7)

Форсажная тяга, кгс (кН)

1 × 13000 (127,5)

1 × 10000 (98,1)

Лётные характеристики

Непревышаемое Число Маха

2,35

Максимальная скорость, км/ч

2500

Скорость отрыва, км/ч

280

290

Посадочная скорость, км/ч

250

260

Практическая дальность, км (на высоте 200 м с 2 × Р-23)

900

Практическая дальность, км (на высоте 10-12 км, при М=0,74-0,77)

1450

1210

Перегоночная дальность, км

2360 (с 3 × ПТБ)

1550 (с 1 × ПТБ)

Практический потолок, м

17 700

15 800

Скороподъёмность, м/с

215

145

Длина разбега, м

450

700

Длина пробега, м

750/880

850/1250

Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.)

456,7 / 418,6

443,5 / 406,5

Тяговооружённость (расч.)

0,548 / 0,833

0,455 / 0,66

Максимальная эксплуатационная перегрузка

+ 8,5 g

+ 8,0 g

Аэродинамическое качество

12,1

Вооружение

Стрелково-пушечное

1 × 23 мм пушка ГШ-23Л

Точек подвески

5

Ракеты «воздух-воздух»

2 × Р-23Л/Т или Р-24Р/Т 2-4 × Р-13М или 2-6 Р-60

4 × Р-3с или Р-13М или Р-60

Ракеты «воздух-поверхность»

2 × Х-23М

НАР

4 × 16 × С-5 или 2 × С-24Б

4 × 16 × или 2 × 32 × С-5 или 2 × С-24Б

Авиабомбы

до 2000 кг

до 1000 кг

Сохранившиеся экземпляры

Тип

Бортовой номер

Местонахождение

МиГ-23

Технический музей ОАО «АвтоВАЗ», Тольятти

МиГ-23

35

Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского

МиГ-23

г. Луховицы

МиГ-23

231

Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино

МиГ-23

Таганрогский музей авиационной техники

МиГ-23

Минский государственный высший авиационный колледж

МиГ-23

Аэродром Угловое (Приморский край)

МиГ-23

г. Бобров

МиГ-23

г. Тверь, используется в качестве памятника напротив НИИ информационных технологий по адресу ул. Володарского, д. 3. Самолет установлен в 2009 году в честь сотрудников института — ветеранов Великой Отечественной войны, Военно-воздушных сил и частей противовоздушной обороны.

МиГ-23

Киевский политехнический институт — факультет авиационных и космических систем (ФАКС)

МиГ-23БМ

05

Государственный музей авиации (Киев)

МиГ-23МЛ

54

Государственный музей авиации (Киев)

МиГ-23М

01

Музей Великой Отечественной войны (Киев)

МиГ-23УБ

Минский музей авиационной техники центрального аэроклуба ДОСААФ

МиГ-23

Мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!»

МиГ-23

Московский авиационный институт

МиГ-23

56

Музей военной техники «Военная горка», г. Темрюк

МиГ-23МЛД

40

Военно-исторический музей воздушных сил Вооруженных Сил Украины

МиГ-23УБ

Национальный университет обороны Украины

МиГ-23

Подмосковье г.Ступино

1 Время создания истребителя МиГ-23 с фиксированным крылом

В истории советского авиастроения был случай, когда на смену одной модификации самолета шла другая, имевшая мало общего со своим предшественником. Речь идет о хорошо всем известном казусе Ту-22/Ту-22М, когда преемник заимствовал от предшественника разве что только носовую стойку шасси. Однако в данной ситуации есть два важных момента. Во-первых, создание нового самолета под видом модификации старого носило политический характер (с целью получения заказа А. Н. Туполев на конкурсе предлагал вариант модернизации Ту-22, делая упор на экономию средств на разработку), а во-вторых, изменение конструкции сопровождалось резким ростом летно-технических характеристик. Так, например, максимальная скорость возросла с 1610 км/ч до 2300 км/ч, дальности полета с 4400 километров до 6800 километров и боевая нагрузка с 9000 кг до 12000 кг.

В случае одноместного истребителя, который в серийном производстве находится уже 10 лет, создание в конце 1970-х годов модификации с новым крылом и радикально новыми воздухозаборниками, тянущими за собой перепроектирование центральной части фюзеляжа, не приведет к значительному повышению летно-технических характеристик. Кроме того, изменение конструкции самолета должно было вылиться в полноценную НИОКР, которая по своим стоимости и срокам была бы сопоставима с программой создания принципиально нового самолета (при этом необходимо учитывать такую «мелочь» как подготовка новой технологической оснастки). Это в свою очередь привело бы к распылению ресурсов ОКБ-155 и задержке доводки и запуска в серийное производство истребителя МиГ-29.

Таким образом, можно сделать вывод, что в конце 1970-х годов в ОКБ-155 модификация истребителя МиГ-23 с фиксированным крылом с развитой механизацией, боковыми воздухозаборниками совкового типа и корневыми наплывами крыла не пошла бы дальше чертежной доски и моделей. Более реалистичным представляется перенесение создания истребителя МиГ-23, в конструкции которого применены указанные выше технические решения, в начало 1960-х годов – на начальный этап создания «двадцать третьего».

Особенности крыла

Крыло включает в свою конструкцию центроплан с цельным силовым баком и пару поворотных консолей в виде трапеций. Основной элемент неподвижной части крыла (центральный отсек) приварен к верхним рамам. В нем располагаются поворотные узлы консолей и топливные баки.

Элемент поворота крыла – кессонная сварная конструкция, трансформирующаяся в усиленную вилку. Данный узел с парой лонжеронов имеет консоль, разделенную на носовую, центральную и хвостовую часть. За повороты отвечает двухканальный гидравлический двигатель типа СПК-1.

Носовой блок поворотной части – четырехсекционный, может отклоняться на 20 градусов. Между собой секции соединяются при помощи управляемых тяг. Лонжероны крыла истребителя МиГ-23 сделаны способом горячей штамповки из алюминия. Герметизацию узла обеспечивает герметик, подаваемый через болтовые отверстия, а также резиновым жгутом, проложенным по всему периметру отсека. Закрылок разделяется на три секции, одна из которых изготовлена из титанового сплава, остальные – из алюминиевого состава. Все части между собой соединяются цангами, управляются отдельным гидромотором. Максимальный угол отклонения закрылков – 50 градусов.

МиГ-21

Первый советский самолёт с треугольным крылом МиГ-21.

Многоцелевой истребитель МиГ-21 был разработан в середине 1950-х годов. Это первый советский самолёт с треугольным крылом и самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Основным конструкционным материалом для этого самолёта стал алюминиевый сплав, а основным видом соединения – клёпка. Истребители МиГ-21 продемонстрировали свои превосходные боевые качества в ходе вьетнамской войны, индо-пакистанского конфликта, в арабо-израильской войне, в ходе боевых действий в Анголе, Афганистане и других зонах вооруженных конфликтов.

15 августа 1966 года иракский лётчик Мунир Редфа, проходивший в своё время стажировку в СССР, угнал МиГ-21 из Ирака в Израиль. Угон был совершён по предварительной договорённости с Моссад. Полёт занял 25 минут. В Израиле самолёт подвергли лётным испытаниям, а позже переправили в США для исследований. Сегодня этот самолёт выставлен в музее в Израиле.

МиГ-29 СМТ

МиГ-29 СМТ — новое поколение истребителей.

Истребитель поколения «4+» МиГ-29 СМТ — многофункциональный истребитель с открытой архитектурой авионики и современной бортовой РЛС — является сегодня одним из самых совершенных самолётов в мире. В самолёте предусмотрены 2 конформных бака емкостью 2020 литра, благодаря чему радиус действия увеличился в 3, 5 раза. Штанга дозаправки монтируется максимум за 2 часа, а применение дозаправки делает МиГ-29 СМТ самолётом, у которого нет ограничений по дальности полётов. Систему навигации самолёта дополнили приемниками спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и NAVSTAR. Сигнал принимается сразу с 12 спутников и комбинируется, что позволяет лётчику определять местоположение МиГ-29 СМТ с точностью 50 метров. Усовершенствована и система воздушного боя.

Кстати…

За всю историю МиГов было разработано около 450 проектов этих боевых самолётов, 170 – воплощены в жизнь. На отечественных авиастроительных заводах построили 45 тыс. МиГов, 11 тыс. из них было экспортировано. За границей по лицензии выпущено 14 тыс. МиГов. Истребители МиГ защищали от вооружённой агрессии небо более 40 стран мира.

МиГ-25

Самый быстрый в мире самолёт МиГ-25.

О советском одноместном сверхзвуковом высотном перехватчике МиГ-25 3.2М лётчики говорят, что ограничения по скорости для него есть только на бумаге. Это, конечно, преувеличение, но МиГ-25 3.2М действительно самый быстрый самолёт в мире. На этом самолёте было поставлено несколько мировых рекордов скорости. Правда, официально их не зарегистрировали.

Cамолёт МиГ-25, угнанный летчиком Беленко.

6 сентября 1976 года лётчик ВВС СССР Виктор Беленко угнал Миг-25 в Японию. Японцы самолёт вернули, но перед этим разобрали его до мельчайшего винтика. Беленко же попросил политического убежища в США.

Модификации истребителя

МиГ-23БН – истребитель-бомбардировщик, на базе которого впоследствии был создан МиГ-27

Наиболее известны следующие варианты самолета МиГ-23:

  1. «23-11». Предсерийная модификация, состоявшая из десяти истребителей. Один из них предназначался для проведения статических наземных испытаний, остальные были опытными самолетами;
  2. МиГ-23С. Первая модификация, строившаяся серийно. Оснащалась упрощенным бортовым оборудованием, поскольку «штатное» еще не было готово;
  3. МиГ-23Л. Эти самолеты, выпускавшиеся с 1971 года, получили теплопеленгаторы ТП-23, радиолокационные станции «Сапфир-23Л», а затем и прицел АСП-23Л;
  4. МиГ-23М. Первая модификация, вооруженная ракетами средней дальности Р-23Р и Р-23Т. Самолет оснащен отклоняемым носком крыла. Кроме того, выросла мощность силовой установки;
  5. МиГ-23МС. Эта модификация была предназначена для поставки на экспорт. От МиГ-23М отличается упрощенным оборудованием. В частности, вместо РЛС «Сапфир-23Д» установлен радар от самолета МиГ-21;
  6. МиГ-23МФ. Еще один «экспортный» вариант истребителя. В целом соответствует самолету МиГ-23М, незначительно отличаясь в худшую сторону по характеристикам бортового оборудования;
  7. МиГ-23МЛ. Облегченный вариант истребителя. Выпускался с 1974 года. Чтобы снизить массу, удалён один из фюзеляжных баков. Кроме того, самолет получил более мощный двигатель — Р35Ф-300. Заменено электронное оборудование, улучшены характеристики бортовой РЛС, теплопеленгатора и прицела;
  8. МиГ-23П. Представляет собой перехватчик, заменивший в частях ПВО устаревший Су-9;
  9. МиГ-23МЛД. Эта модификация считается лучшей. Строился такой самолет с 1984 года. Аэродинамическая схема усовершенствована, повысилась маневренность. В очередной раз улучшены характеристики работы бортового оборудования, особенно радиолокационной станции. Самолет оснастили устройствами для запуска тепловых ловушек, защищающих истребитель от любых ракет с инфракрасной головкой самонаведения;
  10. МиГ-23МЛГ и МЛДГ. Экспериментальные самолеты для испытаний станций, создающих активные помехи для радаров;
  11. МиГ-23Б. Истребитель-бомбардировщик. Изготовлена небольшая серия (24 самолета) в 1971году. Машина комплектовалась прицельно-навигационным комплексом «Сокол-23С». У этой модификации нет радиолокационной станции;
  12. МиГ-23БН. Крупносерийный истребитель-бомбардировщик. Производился с 1973 по 1985 год. Дальнейшее развитие этого варианта машины привело к созданию самолета МиГ-27.

Учебно-боевой вариант МиГ-23. Оснащен дополнительной кабиной для инструктора

Кроме того, на базе МиГ-23 создавались летающие лаборатории для испытаний различных систем и вооружения, предназначенных для истребителей четвертого поколения.

Модификации

Выпускался в 1969—1970 гг. в Москве на ММЗ «Знамя труда» (в настоящее время ПК № 2 ОАО РСК МиГ). Наименование в производстве — «Изделие 22».

  • МиГ-23УБ — учебно-боевой самолёт «Спарка». Выпускался в 1970—1978 гг. в Иркутске.
  • МиГ-23М — самолёт с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой, более мощной силовой установкой (ТРДФ Р29Ф-300). В состав оборудования истребителя вошли усовершенствованная РЛС«Сапфир-23Д», теплопеленгатор ТП-23 и оптический коллиматорный прицел АСП-23Д, что позволило применять УР средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная система наведения) и Р-23Т (ИК самонаведение), а также УР с ИК самонаведением малой дальности К-13М. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве самолётов МиГ-23М/МС/МФ- «Изделие 2».
  • МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощенной бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.
  • МиГ-23МФ — имел упрощенную РЛС, по сравнению с МиГ-23М, предназначался для стран Варшавского договора, а затем для арабских стран. Часть МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М.
  • МиГ-23БН — специализированный истребитель-бомбардировщик. Первоначальный вариант (шифр разработчика 32-24) имел двигатель АЛ-21Ф-3, выпускался на «Знамени Труда» под индексом «Изделие 24БН» и именовался МиГ-23Б. Последующий вариант 32-23 имел двигатель Р29Б-300 и выпускался под индексом «Изделие 32» до 1985 года. Весьма популярный и действительно универсальный истребитель-бомбардировщик, широко разошедшийся по странам третьего мира.
  • МиГ-23МЛ — начал выпускаться с 1974 г. Самолёт имел силовую установку с увеличенной тягой (ТРДФ Р35Ф-300), усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС «Сапфир-23МЛ», теплопеленгатор ТП-23М, систему опознавания «свой-чужой» СРО-2М и индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ.
  • МиГ-23П — облегченный перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве — «Изделие 3» для МиГ-23МЛ/МЛД и «Изделие 6» для МиГ-23П.
  • МиГ-23ПД — экспериментальный истребитель с укороченным взлетом и посадкой. Первый полет совершил в 1967 году. На самолете дополнительно устанавливались два подъемных двигателя РД36-35 тягой по 2350 кгс.
  • МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолёт имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛСистребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей, в том числе на фоне земли. Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК-ловушками. Вооружение: УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения. Часть самолётов доработана из МиГ-23МЛ.

Фургон хлебный ГАЗ-3309 | ТСС Кавказ (АвтоГАЗсервис) (26auto.ru)

I. Стрелы и треугольники

Началось все с Е-1(Х-1). Аванпроект легкого истребителя со стреловидным крылом под двигатель АМ-5А был завершен в 1954 году. В этом же 54ом его сменил Е-2 с более мощным АМ-9Б, который недолго полетав, был модифицирован в Е-2А с двигателем РД-11.

1. Е-2

Второй экземпляр Е-2А/2 еще не был закончен когда вышло постановление Совета Министров СССР о запуске Е-2А в серию под обозначением МиГ-23. Первый пошел!

2. МиГ-23(I)(Е-2А)

Практически параллельно с Е-2 развивалась линия фронтового истребителя с треугольным крылом: Е-4 (летал с двигателями АМ-5 и с РД-9И после модернизации) и Е-5 (двигатель РД-11). При строительстве эти самолеты старались максимально унифицировать с Е-2 дабы выявить плюсы и минусы различных типов крыла.

Е-5 стал прототипом предсерийного МиГ-21. Последующий за ним Е-6 выпускался уже в серии, как МиГ-21Ф, и стал родоначальником самого массового истребителя послевоенного времени.

6. Е-6/3

Кроме этих двух линий – линий фронтового истребителя «2Маха – 20км» (требование военных по скорости и потолку нового самолета) была и третья – высотный перехватчик с высотной модификацией ТРД РД-9Е и с дополнительным ЖРД С-155. Три экспериментальных Е-50 были построены на основе Е-2, серийный же МиГ-23У(Е-50А)(У- ускоритель) во многом отличался от младших собратьев и строился фактически на базе Е-2А, с ТРД РД-11Е-300. Топливо, окислитель и системы управления ЖРД были размещены в подфюзеляжной гондоле, а не в емкостях фюзеляжа.

8. Е-50/3

Ракетоносный перехватчик Е-50П (система управляемого ракетного оружия К-5) предлагалось строить на основе Е-50А.

В 1958 году серийный выпуск МиГ-23(I) был прекращен, самолеты семейства с треугольным крылом были признаны более перспективными. По МиГ-23У прекратили все работы в это же время — эксплуатация ЖРД в строевых частях была признана слишком рисковой и сложной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector