Рыцарская конница: от триумфа к упадку

В словаре Даля

Обряд посвящения[править | править код]

Уже во временаТацитавручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека.Карл Великийв 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».

Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство д

«Посвящение в рыцари», Эдмунд Блер Лейтон (1853—1922)

авалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то-есть до 21-го года. Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.

В XI—XII ст. к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространялся с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.

Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.

Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.

Машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ

На ночной стороне Венеры обнаружены аномальные явления

Легендарные рыцарские турниры

Хастилудами называли боевые виды спорта, популярные в Средние века. К участию в состязаниях допускались исключительно рыцари. Один из таких турниров назывался Падарм, благодаря ему смогли покрыть себя славой множество рыцарей, чьё имя потом стало легендарным. В турнире участвовала группа рыцарей, которая должна была держать под контролем мост. Любой желающий его пересечь должен был сражаться с воинами, либо покрыть себя позором, отдав свои шпоры, что в то время было символом бесчестья.

Рыцарь с именем Суэро де Киньонес прославился тем, что пообещал не сдавать «пост», пока не сломает 100 копий. Удивительно, но он вступал в битву 116 раз, пока не был ранен, и не смог продолжать бой. Вы наверняка зададите вопрос, что же делали женщины, когда дрались мужчины? Они должны были оставить позади рыцаря шарф или перчатку, которую нападавший воин должен был отвоевать и вернуть даме.

7

Воспитание юношей

Рыцарей растили в особых условиях. Согласно информации из исторических документов, главным для юношей было умение владеть оружием, хорошо держаться в седле, танцевать и петь, быть галантным. Необязательным условием являлась грамотность. Рыцарь мог не уметь читать и писать. Семь лет он должен был прислуживать опытному мужчине — чистить его оружие и коня, следить за обмундированием.

Затем будущий всадник проходил особый обряд посвящения. Эта процедура свидетельствовала о том, что юноша переходит к самостоятельности и зрелости. Обряд проходил в несколько этапов. На мальчика надевали шпоры, опоясывали мечом и давали пощечину — единственную в жизни, на которую рыцарь не должен отвечать. После этого юноша должен был ловко вскочить на коня и копьем пронзить установленную мишень.

Позже обряд был изменен под давлением церкви. Перед днем посвящения юноша должен был провести всю ночь в часовне молясь. На рассвете он выкладывал свое оружие на алтарь и посвящал его Богу. Затем на мальчика надевали шелковую белую рубашку и алое сюрко. Эти два цвета символизировали чистоту и кровь, которую рыцарь прольет во имя веры. А также он надевал коричневые штаны, указывающие на то, что после смерти каждый человек возвращается в землю.

Модификации

Робин Гуд

В фильме рассказывается история Робин Гуда — простого солдата королевской армии, который стал народным героем. По возвращению в родные края после кровопролитных сражений на французских землях, главный герой становится свидетелем упадка и разрухи.

После смерти короля Ричарда, корону получает недальновидный и мстительный Иоанн Безземельный. Чтобы спасти земли от конфискации Робин вынужден притвориться своим сослуживцем, который погиб в Нормандии.

В чужом обличье он собирает отряды и возглавляет оборонительные рубежи, когда захватчики Франции высаживаются на берега Англии. Но его отвага вызвали несправедливые обвинения и гнев короля. Напряженная ситуация вынуждает смелого Робина уйти в лес.

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

На турниры рыцари надевали богато украшенные доспехи

Это распространённое заблуждение, причина появления которого — богатые доспехи, хранящиеся в коллекциях музеев.

На самом деле турнирные доспехи делались не столько красивыми, сколько максимально прочными. От этого как раз сильно страдал их внешний вид, отягощённый дополнительными защитными пластинами.

В поздний период даже перестали использовать изукрашенные гербовые котты (или сюрко — накидки поверх доспехов), оставляя доспех полностью открытым.

Парадные доспехи — это совсем иное явление, появившееся уже в эпоху Ренессанса. Правители и богатейшие сеньоры заказывали мастерам защитное обмундирование, чтобы появляться в нём перед подданными, демонстрируя своё богатство.

Гравировка и золочение доспехов, наоборот, делали их менее прочными, потому что для нанесения использовались технологии, лишь уменьшающие прочность железной конструкции. Ну а ренессансные шлемы, украшенные султанами и фантастическими фигурами, не годились ни для чего, кроме парадов.

Литература

Звание оруженосца. История происхождения

В наследство от Римской Империи Средневековая Европа получила не только устои государственного управления и формы организации гражданского общества. Созданные на обломках империи новые государства переняли от римлян и военную организацию. Всадники, тяжеловооруженные воины – элита гражданского общества, становятся рыцарями, пехота и вспомогательные войска набираются из числа зависимых крестьян и простолюдинов. В римской армии всадники представляли собой не только особую касту, но и составляли основу римской конницы. Знатные воины самостоятельно участвовали в военных походах, обходились без слуг и помощников. Этому способствовал тогдашние воинские традиции, предусматривающие аскетичный лагерный образ жизни.

В средневековой Европе все кардинально изменилось. Началось стремительное деление гражданского общества на богатых и бедным, на знатных и простолюдинов. Знатный вельможа обязательно состоял на военной службе у своего сюзерена. В компании со своим господином в военных походах принимали участия его подданные и слуги. Возникший в средневековье институт рыцарства, предполагал наличие при господине оруженосца. Возникло новое военное сословие со своими устоями и традициями. Как и рыцарское звание, которое надо было заслужить, стать оруженосцем мог далеко не каждый. Это была почетная служба и обязанность. Оруженосец в Англии, во Франции, в Испании и в германских государствах становился постоянным спутником рыцаря, его тенью, сопровождая его во время военных походов и баталий.

Название говорит о том, какие обязанности возлагаются на оруженосца. Это не просто слуга, отвечающий за бытовое обслуживание своего господина. Этот человек является помощником рыцаря в его ратных делах. Впоследствии полномочия оруженосца становятся значительно шире, о чем свидетельствуют многочисленные хроники и летописи. Лицо, приближенное к рыцарю, становится представителем своего господина в обществе, защищает его честь, достоинство и имущество.

Изначально обязанностями оруженосца были:

  • ношение оружия своего господина;
  • подготовка рыцарской амуниции к турнирам и к военным походам;
  • уход за боевым конем и оружием;
  • сопровождение рыцаря во время военных походов;
  • подношение оружия своему господину во время турнира или боя;
  • защита своего господина, бытовая помощь и поддержка в трудных ситуациях.

Следует отметить, что оружие рыцаря в сравнении с вооружением римских всадников стало куда мощнее. Основное оружие воина составлял массивный и тяжелый меч, которым воин должен был умело владеть как сидя в седле, так и в пешем строю. Ударным вооружением рыцарской конницы становится длинное и тяжелое копье, выполняющее функцию боевого тарана. В качестве дополнительного вооружения рыцари используют в бою булаву и кистень, боевые топоры и арбалеты. Одним словом, значительно увеличился арсенал рыцаря и самостоятельно справиться со всем этим хозяйством нормальный человек не в состоянии.

Клюнийцы и цистерцианцы

Аббат Бернон получил в подарок от герцога Аквитании имение в Верхней Бургундии. Здесь, в Клюни, основали новый монастырь, свободный от светской власти и вассальных отношений. Монашеские ордена Средневековья переживали новый подъем. Клюнийцы молились за всех мирян, жили по уставу, разработанному на основе положений бенедиктинцев, но более строгому в вопросах поведения и распорядка дня.

В XI веке появился монашеский орден цистерцианцев, взявший за правило следование уставу, своей жесткостью отпугивающему многих последователей. Число монахов сильно возросло за счет энергичности и обаяния одного из лидеров ордена, Бернарда Клервоского.

Примечания[править]

Битва при Арке 1303 года

Перенесемся меньше чем на год вперед – битва при Арке (1303 г.). Фламандцы охмелели от своей победы, берут города и замки, что естественно бесит французскую сторону. Усмирять оборзевших ремесленников высылают очередную армию, численность сторон точно не известна, источники говорят о 10 000 фламандцах (оценки в 50 000 фантастичны) и 1300-4000 французах, возможно первая цифра показывает численность конницы, а вторая общее число воинов (с учетом пехоты). Поначалу ход боя скорее благоволил французам, они смогли разбить несколько разрозненных отрядов фламандцев, пока не уперлись в основные силы фландрийской пехоты. Фламандцы образовали круг ощетинившись пиками и годендагами, далее источники несколько по-разному описывают бой, по одним данным французская конница пыталась атаковать построение пехоты с трех сторон, но безуспешно. Но весьма примечательно описание боя другого источника — Гентских Анналов (1303):

Схема боя по Гентским анналам, приводится по Kelly DeVries «Infantry Warfare in the Early Fourteenth Century : Discipline, Tactics, and Technology Warfare in History» // The Boydell Press, 1996 Довольно занятная картина: уже тяжелая конница боится атаковать плотные порядки, памятую о Куртрэ. Мы еще часто увидим иллюстрацию патовой ситуации, когда конники не решаются атаковать плотный строй пехоты. С другой стороны, пехотинцы тоже опасаются наступать, поскольку стоит им разорвать строй, как их по одиночке «выхватывают» рыцари. Причем дальнейшее развитие боя было довольно любопытным – французы отступают, фламандцы идут следом, всадники снова готовятся атаковать, фландрийцы снова строятся, а рыцари отказываются от нападения. Такой сценарий повторяется пять или шесть раз, пока французы окончательно не отступают. Поле боя остаётся за фламандцами, хотя их потери превышают французские.

Локхид U-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Битва при Куртрэ 1302 года

Начнем с середины нашего повествования – битвы при Куртрэ 1302 года. Сражение довольно примечательное – часто его рассматривают в качестве вехи, знаменующей окончание главенства конницы и начала пехотной революции. И, в общем-то, в таком ключе сражение не устраивает ни фанатов сметающей все и вся рыцарской кавалерии, ни сторонников пехоты-царицы полей. Апологет конницы, разбуженный ночью, на тихий шепот «Куртрэ» вскинется, не просыпаясь, выпалит «коннице помешали рвы, ручей, а так бы растоптали как при Розебеке, Монс-а-Певеле и Касселе» и рухнет на подушку, не открывая глаз. Ну, а сторонников пехоты в принципе не устраивает XIV век как рубеж, ведь атаки конницы отбивались и раньше. Как по мне, эти споры малопродуктивны, и нужно на примере сражений выяснять механику и принципы поведения воинов, а не защищать свою команду.

Фламандский пехотинец, правда его противник пришел из прошлого, судя по доспехам, ну что ж поделать

Вернемся к Куртрэ – это достаточно знаменитая битва между фламандцами и французами, примечательная тем, что первые представляли собой пешее воинство, в то время как их противники делали ставку на конницу. Численность сторон была примерно равной – 8000-10500 человек со стороны фламандцев (по Вербрюггену) и около 7000 французов (2500-3000 всадников, остальные пехотинцы).

Иллюстрация по Всадники войны. Кавалерия Европы. . Алексинский Д. П., Жуков К. А., Бутягин А. М., Коровкин Д. С, С-П.: Полигон, 2005

Сам ход битвы описан во множестве статей и исследований, я ограничусь общими замечаниями. Фламандцы выстроились в фалангу, заняв позицию за ручьями и рвами, французская пехота накрыла их арбалетным огнем, после чего вероятно (?) произошел уже ближний бой между фландрийцами и их противниками. Причем пехота французов так успешно наступала, что чуть не выиграла бой. Далее после успешной атаки, по сообщению «Старой хроники Фландрии», французы говорят командующему: «Сир, чего вы еще ждете? Наши пехотинцы наступают так, что они одержат победу и мы не стяжаем здесь чести», после чего рыцари атакуют (успешно форсировав рвы), попутно потоптав некоторое количество своих же пехотинцев, и начинается катастрофа. Всадники отступают с большими потерями, попутно сваливаясь во рвы на обратном пути. Французы оставили на поле битвы половину всадников, потери фламандцев несколько сотен по источникам, по факту – вопрос. Здесь нас будет интересовать несколько важных нюансов, и первое – это моральное состояние самих фламандцев. Людовик ван Вельтем («Historiael Spieghel» ~ 1316 г.) описывает сильный страх, который испытывали пехотинцы :

И здесь достаточно показательное отражение психологии двух участников битвы, с одной стороны первобытный ужас фламандцев перед главной военной силой средневековья, с другой презрение французского рыцарства – они бросаются в атаку, дабы всю славу не получили собственные же пехотинцы.

Далее Жиль ле Мюизи описывает ужас, который поразил уже отступающих рыцарей:

План битвы при Куртрэ. Иллюстрация J.F Verbruggen «The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eighth Century to 1340» // The Boydell Press, 1998

Полагаю, Вы часто могли слышать в той или иной форме выражение, что один конный стоил десяти пеших. Это распространенный лейтмотив лояльных к рыцарям хроник, собственно вышеупомянутый Жиль ле Мюизи об этом также писал. И здесь, чтобы понять, повлияла ли на что-либо эта битва, стоит посмотреть на то как изменились взгляды фламандцев. Согласно «Хронике Виллани»

На самом деле подобные реляции буквально воспринимать не стоит – собственно поражения рыцарских армий в XIV веке явно свидетельствуют о том, что соотношение 1 конных на 10 пеших, если и выполняется, то в «сферическом вакууме», ну а фламандские бахвальские речи разбились о тяжелые разгромы при Розебеке, Касселе и Бремюле

Важно их рассматривать с позиции общественного настроя – Куртрэ, при всей спорности самой битвы, во-первых прокатилось эхом по всей Европе, во-вторых определенно вызвало заметные сдвиги в психологии воинов

Крестьяне больше не терпели опорных пунктов дворян в своих деревнях и уничтожали их. Сатирические средневековые песни (Kerelslied) представляют фламандцев начала XIV века как людей с замашками графов .

Из госинфсводки информационного отдела ВЧК № 43 (260) за 21 февраля 1922 г. 22 февраля 1922 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector