Государство и право древней индии

Не просто денежный станок

Низам был богат не только потому, что в совершенстве овладел искусством делать деньги. Он также унаследовал огромное богатство от своего отца — драгоценности, жемчуга, тонны алмазов, золотых и серебряных свитков.

Любопытно отметить, что когда Осман Али Хан стал правителем Хайдарабада в 1911 году, государственная казна была практически пуста — его отец, Махбуб Али Хан, был страшным транжирой. Но обеднело исключительно государство. В личных сокровищницах низамов хранились ценности, накопленные шестью поколениями, и их никто не трогал и не тратил. 

Низамы унаследовали государство от Великих Моголов. Те в свою очередь завоевали эти земли, выгнав с них династию Кутб-Шахи, правивших султанатом Голконда на юге Индии. На этой территории располагались известнейшие на весь мир Голкондские алмазные шахты. Низамы пришли к власти, когда империя Великих Моголов уже распадалась, и в северной Индии царило смятение и хаос.

Надир Шах разграбил Дели, вывезя из города все ценное. Однако вполне возможно, что первый низам все же ухитрился сбежать из столицы, прихватив с собой кое-какое имущество. В последующие годы низамы потихоньку наживали себе состояние, завоевывая местных раджей или заключая сделки с более крупными правителями — например, Хайдером Али, отцом Типу Султана.

Примечания

  1. The Baburnama: Memoirs of Babur, Prince and Emperor, Zahir-ud-din Mohammad Babur, Translated, edited and annotated by Wheeler M. Thackston. 2002 Modern Library Palang-faack Edition, New York. ISBN 0-375-76137-3 стр. xlvi
  2. , с. 216.
  3. ↑ Великий Могол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Annette S. Beveridge. The Haydarabad Codex of the Babar-Nama or Waqi’at-i-Babari of Zahiru-d-Din Muhammad Babar, Barlas Turk // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. — Jan., 1906. — P. 79.
  5. , с. 213.
  6. Kennedy P. A history of the Great Moghuls…. — Calcutta, 1905–1911. — Vol. 1–2.
  7. История Средних веков.6 класс.:Атлас/Под общей редакцией Т. П. Гусаровой. − 10-е изд., стереот.— М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2007. — С. 48.

Ссылки

Культура, наука и искусство Древней Индии

Культура Древней Индии — одна из самых богатых во всем мире. Ее отличают высокий уровень материального и духовного развития.Древнейшие священные тексты Индии – Веды содержали в себе не только религиозные учения, но и знания в области астрономии, медицины, математики, химии, музыки, военного искусства, архитектуры. Для написания этих текстов использовался специальный язык – санскрит, который понимали только брахманы (жрецы) и кшатрии (воины-правители).

Индийское изобразительное искусство, архитектура и литература были тесно связаны с религией. Самыми величественными сооружениями были храмы. Их строили с особенной роскошью, украшали многочисленными скульптурами, золотой росписью. Некоторые храмы вырубали прямо в скале, самый знаменитый из них, сохранившийся до наших дней – Аджанта.

Самые известные литературные произведения Древней Индии – Махабхарата и Рамаяна, описывали истории жизни великих царей, которых считали воплотившимися на земле богами. Например, главный герой Рамаяны – Господь Рамачандра – родился в царском роду сыном царя, чтобы наказать за время своего правления всех злодеев.

Немалыми были достижения индийцев и в научной области:

  1. Изобретение цифр. Индийские ученые изобрели десятичную систему записи чисел, которая используется сегодня во всем мире. Эту систему счисления у индийцев заимствовали арабы, через которых она получила дальнейшее распространение в странах Азии.
  2. Создание обширной системы медицинских знаний – Аюрведы. Слово «аюрведа» переводится как «Знание о здоровой жизни». Эта наука включала в себя описание различных видов болезней, их причин и способов лечения. Индийские врачи умели проводить хирургические операции, лечить переломы, инфекционные болезни. При изготовлении лекарств они использовали лекарственные травы, природные минералы, масла.
  3. Создание навигации – специальной системы, используемой в мореплавании для определения местонахождения судна, расчета его скорости движения, прокладки дальнейшего маршрута.
  4. Разработки в области химии: индийцы знали технологии изготовления красителей, кислот, ядов, сложных препаратов из ртути, искусственных драгоценных камней. Кроме того, древние ученые придерживались идеи, что все вещества и предметы окружающего мира состоят из мельчайших частичек «ану» (равносильно современным атомам).

Еще в Древности Индию называли «страной мудрецов», туда приезжали многочисленные странники из Центральной и Западной Азии, Балканских островов, в надежде заполучить драгоценные знания и учения.

Предыстория

В средневековой Индии не сложилось единого государства и сильной центральной власти. Существовало несколько десятков мелких и крупных государств, враждовавших друг с другом. Их правители носили титулы раджей и махараджей. В это время Индия часто становилась жертвой иноземных завоевателей, которых влекли богатства страны. В V веке на территорию индийского государства Гуптов вторглись племена кочевников-гуннов (эфталиты). В начале VI века они овладели его западной и центральной частью, но около 528 года гунны были разбиты и их власть в Индии уничтожена. Однако ослабленное войнами с эфталитами государство Гуптов в конце VI века распалось.

В первой половине VII века многие государства на севере страны были покорены одним из индийских правителей — Харшой. Он создал империю, примерно равную державе Гуптов. Столицей новой империи стал Канаудж. Но состоявшая из большого числа вассальных княжеств империя Харши распалась сразу же после его смерти в 646 году.

В начале XI века, воспользовавшись раздорами между индийскими государствами, в страну вторглись мусульмане во главе с правителем Газневидского государства — Махмудом Газневи. В XIII веке весь север Индии оказался под властью мусульманских султанов. Столицей возникшего государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Отобранные у раджей земли были дарованы мусульманской знати, тысячи индийских храмов были разрушены, а на их месте построены мечети.

Создав сильное государство, делийские султаны смогли отбить нашествие монголов в XIII веке. В начале XIV века началось ослабление Делийского султаната, а после вторжения в Индию Тамерлана (Тимура) в — гг. произошёл распад султаната. В XV веке его пределы ограничивались двуречьем Ганга и Джамны. В 1526 году остатки Делийского султаната были захвачены Великими Моголами.

Колониальное разграбление Индии

Усиление позиций Британской Ост-Индийской компании в Бенгалии, сопровождалось всевозможными нарушениями и грабежами. Получив власть над Индией англичане стали через своих агентов приобретать товары и продукты по ценам гораздо ниже рыночных и перепродавать их как европейцам, так и местным.

Также были введены разорительные налоги, ремесленники прикреплялись к факториям и сдавали свои изделия за минимальную цену, а иногда и бесплатно.

Англичане вывозили ценностей товаров на сумму в миллиарды фунтов и продолжали грабить население.

Все это привело к нескольким бунтам и голоду от которого умерло от 7 до 10 миллионов человек. В 1769 году когда начался голод Бенгалией управлял Уоррен Гастингс — ставший первым генерал-губернатором Индии. Он изменил административную систему, создал полицию, модернизировал налогообложения, но его действие мало что изменили, ведь во главу угла по-прежнему ставилась прибыль компании.

Уоррен Гастингс — первый генерал-губернатор Индии

В 1773 году компания оказалась на грани банкротства. Проблема с продажами чая и других товаров в Америке привели ее практически к разорению. Вдобавок, деньги полученные благодаря притеснению индийского населения расходились между акционерами, директорами, губернаторами и другими служащими.

Чтобы спасти компанию Британское правительство было вынуждено вложить государственные деньги и стало тщательно контролировать ее деятельность.

В 1799 году губернатором становится и Ричард Уэсли, он продолжал перекраивать страну под интересы компании контролируя в это время почти всю южную Индию, после англичане принялись захватывать её северную часть.

Контроль англичанами всего юга Индии на момент 1800 года

Во время продвижения британцев в центр Индии, они столкнулись со стойким сопротивлением со стороны Сикхской Империи и других индийских стран не заинтересованных в ведении бизнеса с англичанами.

Старший брат Уэсли — герцог Веллингтон, который в будущем победит наполеона под Ватерлоо, помог военным путем подчинить часть территории. Следовательно на рубеже девятнадцатого века — братья Уэсли преуспели в том, чтобы оставить позади себя основы Империи.

Следующие генерал-губернаторы действовали с переменным успехом, при этом компания продолжала наращивать свои силы в регионе и увеличивала территории, завоевывая отдельные области или заставляя их перейти под протекторат.

По мере приближения середины 19-го века индийское национальное самосознание начало формироваться, поскольку длительное правление компании привело к более широкому кругу социальных и экономических реформ, проводимых все более чуждыми местными правителями.

Как ему удалось так разбогатеть

Осман Али Хан, титулованный британцами как Его Высочайшее Величество, был единственным индийским принцем, удостоенным подобного звания. Он правил туземным княжеством Хайдарабад, на тот момент занимавшим территорию площадью 223 000 квадратный километров (нынешняя площадь Великобритании). Его владения простирались до сегодняшних штатов Андхра Прадеш, Карнатака и Махараштра. Личные земли низама составляли примерно треть этой территории.

В 1936 году британский резидент Дункан Макензи (резидентами тогда называли дипломатических агентов, находившихся в постоянной миссии при иностранном дворе) провел оценку состояния низама. По его заключению годовой доход правителя составлял 19,5 % от валового дохода и 27,3 % чистого дохода княжества. 

Помимо этих источников, низам получал таможенный налог города Хайдарабад и прилегающих к нему торговых путей, а также мог пользоваться деньгами из фонда княжества. С точки зрения тогдашнего правительства Дели, ни один правитель в истории не владел таким обширным состоянием, а его личные богатства вообще не поддавались подсчетам.

Падение Монгольской империи

Основной резиденцией Великих Моголов был город Дели, являющийся некогда центром Делийского султаната. До начала восемнадцатого века шахам еще удавалось управлять государством отсюда. Но постепенно провинции начали объявлять о своей независимости и решать вопросы из Дели становилось все сложнее.

К сороковому году восемнадцатого столетия империя потеряла часть своих территорий из-за сепаратистских настроений. Видя ослабление государства, на его границы стали совершать набеги персы и афганцы. Их армии опустошали обширные территории, население которых обращалось в рабство.

Постепенно в имперские дела стали вмешиваться и англичане. Борьба с ними не увенчалась для шахов победой. В итоге им пришлось согласиться на сотрудничество и пустить британцев на свои земли. Все это происходило на фоне борьбы между мусульманскими и индуистскими общинами. Бывшее могущество империи стремительно таяло.

В пятьдесят восьмом году девятнадцатого века британские войска вошли в Дели под предлогом подавления восстания против своего присутствия в Индии. Это стало последним днем столицы Великих Моголов и их империи.

Так чьи же это богатства

Пока наследники низама и правительства Индии и Пакистана готовятся к бою за 30 миллионов, хранящихся в лондонском банке NatWest Bank, вопрос остается открытым: а чьи это деньги на самом деле?

Известно, что в сентябре 1948 года казначей низама Мир Наваз Джунг положил деньги на счет Верховного комиссара Пакистана в Лондоне. Сумма депозита составляла всего миллион фунтов наличными. Назначение этих денег овеяно тайной. Вероятно, их прислали из-за границы, чтобы пролоббировать независимость штата Хайдарабад. Поскольку желающих на них было много, всю сумму заморозили, несмотря на усилия Османа Али Хана, пытавшегося получить их обратно.

Представители внука Османа Али Хана, Мукаррама Джаха, возведенного в должность низама вслед за дедом, сыграли ведущую роль, убедив правительство Индии сесть за стол переговоров. Мукаррам убежден, что он должен получить эти 30 миллионов как официально признанный наследник Османа Али Хана. Однако у прочих отпрысков низама (а также отпрысков его отпрысков — всего их насчитывается около 400) другое мнение на этот счет.

Княжество Хайдарабад давно ликвидировали вместе с троном низама, и поговаривают, что эти богатства следовало бы распределить в соответствии с мусульманским законом. Но некоторые аналитики утверждают, что деньги были перечислены как средства штата Хайдарабад и не являлись личными средствами Османа Али Хана. Таким образом, они никак не могут отойти наследникам низама.

Как бы там ни было, правительство Индии морально обязано потребовать всю сумму и потратить эти деньги в пользу населения Хайдарабада. Способы, которыми Осман Али Хан зарабатывал себе состояние, являются достаточным основанием для этого требования.

История изменений:

Монарх (1947–1950)

Наследование на престол было таким же, как и на британский престол .

Монарх (Рождение – Смерть) Портрет Царствовать Королевский дом премьер-министр Генерал-губернатор
Царствовать начало Конец правления
1 Король Георг VI (1895–1952) 15 августа 1947 г. 26 января 1950 г. Виндзор Неру Маунтбеттен (1947–1948)
Раджагопалачари (1948–1950)

Генерал-губернатор

Генерал-губернатор был представителем Монарха в Индии и осуществляет большую часть полномочий монарха. Генерал-губернатор был назначен на неопределенный срок, действуя по усмотрению монарха. После принятия Вестминстерского статута 1931 года генерал-губернатор был назначен исключительно по рекомендации кабинета министров Индии без участия британского правительства. В случае возникновения вакансии главный судья выполнял функции должностного лица, управляющего правительством .

Генерал-губернатор (рождение – смерть) Портрет Владение Монарх премьер-министр
Вступил в должность Левый офис
1 The Rt. Достопочтенный Граф Маунтбеттен Бирмы (1900–1979) 15 августа 1947 г. 21 июня 1948 г. Георг VI Неру
2 Чакраварти Раджагопалачари (1878–1972) 21 июня 1948 г. 26 января 1950 г.

Великий Акбар – истинный основатель Монгольской империи

Внук Бабура родился в период постоянных военных походов. Детство мальчика прошло в переездах, что наложило серьезный отпечаток на его характер и воспитание. Большую склонность Акбар проявлял к военному делу. Он умело управлялся с орудием и показывал себя отличным стратегом. К двенадцати годам мальчик был уже искусным воином и стал полноправным участником похода на Индию.

Он оказался очень удачным для Великих Моголов, и власть вновь вернулась в их руки. Однако Хумаюн не долго наслаждался своим триумфом – приблизительно через два года он упал с крутой лестницы и скончался в результате тяжелейшей травмы черепа. На трон взошел четырнадцатилетний Акбар, ставший в будущем великим правителем.

Сын Хумаюна правил практически полвека и создал великую империю, где мирно сосуществовали все народы, а провинции процветали. Историки считают, что самой главной целью Акбара являлось объединение земель и достижение мира на присоединенных территориях. Большим достижением его политики считается прекращение существования мусульманских государств. Все они постепенно вошли в состав империи. Акбар старался действовать уговорами, но в случае необходимости применял и силу. Также он поступал с индийскими раджами, которые вскоре стали преданными вассалами Великого Могола.

Большое внимание Акбар уделял культуре. Он с большим уважением относился к чужим традициям и религии

Особенно это касалось культурного наследия индусов. Их священные тексты правитель приказал перевести на персидский язык. Несмотря на отличия между религиозными верованиями в стране, правителю удалось сохранять мир между конфессиями. Он не запрещал им творить свои обряды за исключением тех, которые сопровождались жестокостью и человеческими жертвоприношениями.

Для того чтобы полностью исключить в империи конфликты на религиозной почве, Акбар потратил много времени на создание новой религии на основе пяти верований. При жизни Великого Могола она была практически полностью сформирована и введена на официальном уровне.

Примечания

  1. The Baburnama: Memoirs of Babur, Prince and Emperor, Zahir-ud-din Mohammad Babur, Translated, edited and annotated by Wheeler M. Thackston. 2002 Modern Library Palang-faack Edition, New York. ISBN 0-375-76137-3 стр. xlvi
  2. , с. 216.
  3. ↑ Великий Могол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Annette S. Beveridge. The Haydarabad Codex of the Babar-Nama or Waqi’at-i-Babari of Zahiru-d-Din Muhammad Babar, Barlas Turk // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. — Jan., 1906. — P. 79.
  5. , с. 213.
  6. Kennedy P. A history of the Great Moghuls…. — Calcutta, 1905–1911. — Vol. 1–2.
  7. История Средних веков.6 класс.:Атлас/Под общей редакцией Т. П. Гусаровой. − 10-е изд., стереот.— М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2007. — С. 48.

Правитель и взятки

Кроме прибыли от своих земель низам также получал так называемые «подарки» («назары») от дворян, государственных чиновников и вообще любого, кто с ним работал. Макензи подсчитал, что низам зарабатывал около 200 000 рупий в год на таких подарках. Эти данные зафиксированы в книге «Последний низам» Джона Зубрицкого, бравшего материалы из политических архивов Британской библиотеки.

Макензи получил титул резидента в 1935 году. Незадолго до этого правительство Британии решило, что правителя Хайдарабада срочно требуется ограничить в сборе взяток и «назаров». Подобные «подарки» были ничем иным, как утонченным способом вымогательства. Но следует признать, что эту практику изобрели задолго до Османа Али Хана. Ее преимущественно использовали в империи Великих Моголов. Унаследовав эту империю, низамы переняли многие ее обычаи.

К 1920 году взяточничество стало повсеместным явлением. «Назары» до того развратили двор правителя, что даже британцы, обычно глядевшие на коррупцию индийских принцев сквозь пальцы, всерьез забеспокоились. Ситуация была настолько запущенной, что тогдашний резидент Британии Бартон в докладе своему начальству написал следующее: «Система “назаров” отравляет жизнь в стране. Правитель готов за взятку вмешаться практически в любой вопрос. Кто угодно может прийти к нему с подарком, чтобы решить свою проблему. Самые высокие и важные посты при дворе занимают те, кто преподнес правителю самый большой “назар”».

Бывший чиновник при дворе низама В.К. Бава в своем историческом труде об Османе Али Хане отмечает: «Ходили слухи о том, что должности продаются за 25–30 тысяч рупий — столько, например, стоит должность главного управляющего».

Когда британский резидент обратился к низаму за разъяснениями, тот ответил, что сохраняет за собой право принимать любую предложенную сумму. Осман Али Хан, разумеется, заверил резидента, что берет в уплату всего несколько монет.

Самым ужасающим примером «назара» можно назвать циркуляр, выпущенный министерством образования Хайдарабада в марте 1923 года. Учащихся средних школ приглашали на встречу с низамом в городских садах Хайдарабада. В приглашении была указана сумма, которую каждый учащийся имел честь вручить Его Высочайшему Величеству. 

Циркуляр шокировал британского резидента. После длительных переговоров и переписки недовольный низам был вынужден отозвать циркуляр. Однако он по-прежнему считал, что «назары» — полезная практика, проверенная временем, и отличный способ выразить почтение правителю. Он даже верил, что их отмена наверняка приведет к негодованию граждан.

Впрочем, личный секретарь низама, впоследствии Великий Визирь Фариуддун аль Мульк, заявил резиденту, что в народе растет недовольство этой практикой, и что низам был буквально одержим сбором «назаров». Зубрицкий в своей книге пишет, что правитель даже настаивал на получении «назаров» от всех, кому не повезло получать подарки из дворца (овощи, мед, манго из королевских садов и даже паан — лист бетеля с орехом ареки, этот продукт обладает стимулирующим и психоактивным действием).

Разумеется, чиновникам тоже приходилось платить правителю «назары» в зависимости от суммы своего вознаграждения. Подчиненные, получавшие 30–60 рупий, должны были отдавать 15 рупий. При зарплате в 60—100 рупий отдавали уже 30. 

Не обошли стороной и села — каждое село обязывалось отдать пять коз, десять домашних птиц и две телеги зелени и колышков для палаток.

Кроме этого, низам был довольно демократичен в вопросах обложения народа такой «данью». Никого не выделяли, платить должны были все — и мусульмане, и индусы, и даже сводные братья Османа Али Хана. Их отец, сам будучи низамом, выкупил кое-какое имущество у своего сводного брата Салабата Джаха в Бомбее, однако Осман Али Хан все переписал на себя после восхождения на трон.

Кодекс чести: моральный облик раджпутов

«Человек истинно кшатрийского происхождения должен всегда дорожить своей честью, легко гневаться, быть стойким в борьбе, великодушным в победе; ему не полагается любить свое имущество больше всего на свете…». Раждпуты, ассимилировавшиеся среди индуистского населения, переняли эти правила игры и стали настоящими защитниками истинной веры и традиций местных жителей.

Форт Кумбхалгарх — раджпутская твердыня, построенная в XV веке. (triparambh.com)

В то же время индийская культура известна своим непримиримо отрицательным отношением к насилию. Древнеиндийские мыслители отводили войне последнее место в политических методах управления государством. Если мирные переговоры, подкуп и сеяние раздора между врагами не помогали, в дело вступали кшатрии. Для того, чтобы избавить индуистских воинов от душевных терзаний из-за причинения зла живым существам, постепенно складывается «дхарма» кшатриев, перенятая раждпутами. Воинам даровалась своеобразная «индульгенция» в тех случаях, когда у государства не оставалась иного выбора, кроме войны.

Жизненный путь раджпута — это сакральное служение богам и готовность в любой момент отдать свою жизнь во имя спасения своей души в бесконечном цикле перерождений. Воины подчёркивают сакральный характер своей службы — это проявляется в ярких одеждах и торжественных обрядах. Раджпуты наносили на свои клинки символы, вели аскетический образ жизни во время военных походов. Верность традициям являлась залогом успеха военной кампании.

Современные раджпуты в вооружённых силах Индии. (warspot.ru)

Подготовка к военной службе начиналась у детей раджпутов с самых ранних лет. Для того, чтобы приучить будущих индийских рыцарей к виду крови, брахманы привлекали их к совершению ритуальных жертвоприношений. Чуть позже, в возрасте 11 или 12 лет, когда юный раджпут в силах держать настоящее оружие, он участвует в охоте вместе со взрослыми товарищами. А первая самостоятельная охота на дикого оленя — «аттестат зрелости» для будущего воина.

Воспитание молодых раджпутов не ограничивалось физическими упражнениями. Настоящий индуистский воин должен был знать исторические легенды и предания, историю своего клана. Вообще, раджпутская традиция вести родословную никак не вписывалась в общий для Индии тренд холодного отношения к собственной истории — конечно, ведь в бесконечном круге перерождений его маленькая часть не несёт совершенно никакой ценности. В случае раджпутов, постоянно подвергавшихся опасностям, жизнь воина представляла собой определённую ценность, а память о героях прошлого составляла важную часть в воспитании будущих поколений.

Памятник последнему индуистскому правителю Дели Притхвираджу III. (holidayiq.com)

Контур

Заседание Княжеской палаты 1941 г.

В принципе, княжеские государства обладали внутренней автономией, в то время как по договору британская корона имела сюзеренитет и отвечала за внешние дела государств. На практике, в то время как государства были действительно правили царьком с различными названиями, такими как Махараджа , Радж , Низы , Raje , Deshmukh , наваб , Мирза , Baig , Чхатрапатьте , Хан , Тхакур Sahab, Darbar Сахеб или специально Jam для Jadeja / Самма, британцы по-прежнему имели значительное влияние.

К моменту отъезда британцев в 1947 году только четыре из крупнейших штатов все еще имели своих британских резидентов , дипломатический титул для советников, присутствующих в столицах штатов , в то время как большинство остальных было сгруппировано в агентства, такие как Центральная Индия Агентство , в Агентстве Декана государств , а также агентства Rajputana .

С 1920 года государства были представлены в Княжеской палате , заседавшей в Нью-Дели .

Самые важные государства были причислены к штатам салюта , правители которых имели право на определенное количество салютных орудий.

В соответствии с Актом о независимости Индии 1947 года британцы отказались от своего сюзеренитета над государствами и предоставили каждому из них свободу выбора, присоединяться ли к одной из новых независимых стран Индии и Пакистана или оставаться за их пределами. В течение короткого времени некоторые из правителей изучали возможность создания федерации штатов отдельно от того и другого, но это ни к чему не привело. Затем большинство штатов решили присоединиться к Индии или Пакистану, такие как Джунагад (1947–1948), Хайдарабад 18 сентября 1948 года, Биласпур 12 октября 1948 года и Бхопал 1 мая 1949 года. Траванкоре также решил остаться независимой страной. .

В Джамму и Кашмире , штате с мусульманским большинством, но индуистским правителем, Махараджа надеялся остаться независимым, но 27 октября 1947 года присоединился к Индии в начале вторжения Пакистана в Джамму и Кашмир, что привело к индо-пакистанской войне. 1947 .

31 марта 1948 года Калат присоединился к Пакистану, хотя брат хана возглавил восстание против этого решения.

Литература

  • К. Рыжов. Все монархи мира. XV—XX век. — М.: Вече, 2004.
  • А. Мюллер. История ислама. — М.: АСТ, 2004.
  • Б. Гаскойн. Великие моголы. — М.: Центрполиграф, 2003.
  • Фурсов К. А. Отношения английской Ост-Индской Компании с Могольским султанатом: проблема периодизации // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение.. — М.: Издательство Московского университета, 2004. — № 2.
  • Фурсов К. А. Распад Могольского султаната: интерпретации // «В России надо жить долго…»: памяти К. А. Антоновой (1910—2007) / Сост. и отв. ред. Л. Б. Алаев, Т. Н. Загородникова.. — М.: Восточная литература, 2010.
  • Н. К. Синха, А. Ч. Банерджи. История Индии / Перевод с английского Степанова Л. В., Ястребовой И. П. и Княжинской Л. А. Редакция и предисловие Антоновой К. А.. — М.: Издательство Иностранной литературы, 1954.

1976 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector