Большие противолодочные корабли проекта 1155
Содержание:
- Содержание
- Общие сведения
- Законодательство
- Представители проекта
- Что такое БПК
- Особенности конструкции
- Особенности классификации
- Особенности классификации
- Проект модернизации предполагает установку:
- Аналитик раскрыл две тайны следующего iPhone
- История разработки проекта
- Рамбутан (Rambutan)
- Представители проекта
- Оценка проекта
- Конструкция
- Энергетическая установка
Содержание
Общие сведения
Построенная в СССР в 1970-1980-х годах, серия из пяти индийских эсминцев типа «Раджпут» всё ещё остаётся в строю. Выдающиеся характеристики положенного в их основу советского проекта 61М, а также бережное отношение новых хозяев обеспечили им продолжительную активную службу. Также следует отметить, что своевременные модернизации позволяют поддерживать боевые возможности этих кораблей на должном уровне. Высокая оценка, данная в Индии этому проекту, выразилась также в том, что именно на его основе при помощи советских специалистов были спроектированы эсминцы типа «Дели», строившиеся уже на индийских верфях.
Законодательство
Вопросы назначения пенсионных выплат отставникам регулируются следующими актами:
- Конституцией РФ. В статье 13 Основного закона приведены нормы, выполнение которых ведет к назначению пенсии.
- Федеральным законом N 4468-1 от 12.02.1993г. установлены конкретные правила исчисления пособия по выслуге.
В Конституции РФ записано принципиальное право человека на обеспечение со стороны государства в случае утраты трудоспособности. Реформирование системы ОПС не нарушает таковой нормы. А вот в федеральный закон придется внести массу поправок.
Для сведения: Президент РФ В.В. Путин в 2017 году анонсировал увеличение пенсий отставных военных. Повышение произошло с 01.01.18. Выплаты проиндексировали на 4,1%. Однако МО исполняет программу планомерного увеличения начислений отставникам. Пенсии должны быть доведены до 100% денежного довольствия к 2035 году. В декабре 2018 г. Президент РФ подписал закон о повышении военных пенсий после октября 2019 г. После этой даты пенсия военных и силовиков будет рассчитываться, исходя из 73,68% денежного довольствия действующих военнослужащих/ведомственных сотрудников. Общий рост пенсионного обеспечения составит 6,3%.
Какие изменения планируется внести в закон
Законопроект, находящийся на обсуждении в Госдуме, при ближайшем рассмотрении сулит воинам больше выгод, чем потерь. Разработчики предлагают следующее:
- увеличить срок обязательной службы до 25 лет;
- заменить показатель в 12,5 лет при назначении содержания по смешанному стажу на 20 лет;
- ввести надбавки офицерам и солдатам за каждый год воинской работы.
Таким образом, возраст отставки с последующим получением содержания из бюджета МО РФ действительно планируется увеличить. Таковое изменение вполне рационально. На подготовку высококлассных военных специалистов тратятся огромные средства. А в 45 лет мужчина находится на самом пике активности, об этом свидетельствуют параметры выхода на пенсию в странах мира.
Но разработчики пошли дальше в создании нормативных условий для привлечения граждан на военную работу. Так, предлагается внести изменения в закон № 306-ФЗ от 07.11.2011 г. Этот нормативный акт регулирует начисление денежного довольствия воинам. В него планируется внести пункт, регулирующий начисления дополнительных выплат за военный стаж:
Кроме того, предлагается внести в нормативный акт дополнительный пункт. В нем содержится правило о начислении 25% от предполагаемой пенсии воинам:
- достигшим пенсионного возраста;
- оставшимся в рядах Вооруженных сил.
Законопроект о повышении возраста военным для выхода на пенсию содержит пункты, компенсирующие гражданам смену условий. Кроме того, в закон предлагается включить положение о праве офицеров выходить на покой по старой редакции (при желании). То есть все, кто служил в Вооруженных силах, смогут оформить пенсию при достижении выслуги в 20 лет. Нововведения затронут офицеров и солдат, которые придут в армию после внесения изменений.
Для сведения: изложенная редакция может быть изменена в процессе обсуждения и экспертного анализа.
Специфика расчетов
Пенсионеров, как правило, интересует величина будущих начислений. Рассмотрим законопроект, с этой точки зрения. В действующем законе есть правила ограничения содержания отставников. При выслуге в 20 лет выплата пенсионеру исчисляется в размере 50% денежного довольствия на соответствующей должности. При этом за каждый год работы сверх нормы полагается надбавка в 3%. Максимально пособие по возрасту ограничено 85% денежного довольствия.
В законопроекте стартовая позиция за 25-летний стаж увеличена до 65%. За каждый год свыше нормы полагаются те же 3%. А вот максимальная позиция составляет 95% денежного довольствия. Значит, пенсия отставника по новым правилам может возрасти.
Повышение основной ставки касается только общих случаев отставки на заслуженный отдых. Иные правила установлены для офицеров, покидающих должность по льготным основаниям. Таковые предлагается оставить без изменений:
- достижение максимально возможного возраста;
- ухудшение здоровья, подтвержденное военно-врачебной комиссией (инвалидность);
- штатные мероприятия.
Льготникам предполагается оставить базовую ставку пенсионного начисления в 50% денежного довольствия за стаж размером 20 лет. И 3% за каждый год сверх нормы. Верхнее ограничение такое же 95%.
Для сведения: логика нового закона предполагает, что солдатам и офицерам будет выгоднее оставаться на должности, чем идти на заслуженный отдых.
Механизм назначения пенсий женщинам-военнослужащим
Для женщин-военнослужащих начисление пенсий происходит на тех же основаниях, что и мужчинам. Воинская выслуга должна быть не меньше 20 лет.
Но законодательство предусмотрело определенные льготы:
- Если женщина не достигла возраста предельного пребывания на службе (45 лет), то она имеет право получать пенсию по выслуге лет.
- Женщины не подлежат увольнению, кроме случаев, оговоренных в законе.
Для сведения: в 2020 году увеличение срока выслуги лет для женщин не планируется.
Представители проекта
Наименование | Верфь | Заложен | В строю | Флот | Состояние | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Удалой | 637 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 111 | 23.07.1977 | 05.02.1980 | 31.12.1980 | СФ | Списан | Утилизирован |
Вице-адмирал Кулаков | 626 | ССЗ им. А. А. Жданова | 731 | 04.11.1977 | 16.05.1980 | 29.12.1981 | СФ | В строю | |
Маршал Василевский | 687 | ССЗ им. А. А. Жданова | 732 | 22.04.1979 | 29.12.1981 | 08.12.1983 | СФ | Списан | Утилизирован |
Адмирал Трибуц | 564 | ССЗ им. А. А. Жданова | 733 | 19.04.1980 | 26.03.1983 | 30.12.1985 | ТОФ | В строю | |
Адмирал Захаров | 513 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 112 | 16.10.1981 | 04.11.1982 | 30.12.1983 | ТОФ | Списан | Утилизирован |
Адмирал Левченко | 605 | ССЗ им. А. А. Жданова | 734 | 27.01.1982 | 21.02.1985 | 30.09.1988 | СФ | В строю | Заложен как «Хабаровск» |
Адмирал Спиридонов | 555 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 113 | 11.04.1982 | 28.04.1984 | 30.12.1984 | ТОФ | Списан | Утилизирован |
Маршал Шапошников | 543 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 114 | 25.05.1983 | 27.12.1984 | 30.12.1985 | ТОФ | В ремонте и модернизации | Переклассифицирован во фрегат в ремонте до 2020 года |
Североморск | 619 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 115 | 12.06.1984 | 24.12.1985 | 30.12.1987 | СФ | В строю | До 27.12.1995 — «Симферополь» |
Адмирал Виноградов | 572 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 116 | 05.02.1986 | 04.06.1987 | 30.12.1988 | ТОФ | В строю | |
Адмирал Харламов | 678 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 117 | 07.08.1986 | 29.06.1988 | 30.12.1989 | СФ | В резерве | |
Адмирал Пантелеев | 548 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 118 | 28.01.1988 | 07.02.1990 | 19.12.1991 | ТОФ | В строю |
Цвета таблицы: Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный — списан, утилизирован или потерян
Что такое БПК
В 1966-м году в советском военно-морском флоте был введен новый, не существовавший ранее класс кораблей. Это решение было обусловлено резко возросшими возможностями подводных лодок. Особенную опасность представляли атомные субмарины, вооруженные баллистическими ракетами. Специально для борьбы с ними строились сторожевые корабли проекта 61. Первый из них был спущен на воду еще в 1962-м году, а общая численность со временем достигла двадцати единиц.
Именно эти специализированные корабли и получили первыми официальное название больших противолодочных (сокращенно БПК). Этот термин использовался только в советских ВМС и был наиболее точным. В дальнейшем его использовали и в отношении других кораблей, имевших сходное предназначение и возможности. Строились они по проектам 61, 1134А, 1134Б, 1155 и 1155.1.
Методика поиска субмарин
Вертолет Ка-27 совершает посадку на палубу головного корабля проекта 1155 «Удалой». Снимок сделан в Норвежском море
Первоначально предполагалось, что большие противолодочные корабли будут осуществлять поиск и уничтожение подводных лодок противника в ближней зоне обороны, недалеко от побережья. Отчасти это было обусловлено сравнительно небольшим радиусом действия тех баллистических ракет, которые устанавливались на первые атомные субмарины.
Дальнее обнаружение должны были осуществлять другие корабли – вертолетоносцы. Но уже БПК проекта 61 получили возможность для размещения на палубе собственного вертолета, что позволяло заметно расширить контролируемую территорию. Поэтому большие противолодочные корабли стали действовать не только в прибрежной, но и в океанической зоне.
Поиск субмарин сводится к установлению и поддержанию контакта с подводной целью. Для этого применяется соответствующее оборудование самого БПК, а также опускаемые гидроакустические станции вертолетов, входящих в авиагруппу корабля. Обнаруженная и отслеживаемая цель может быть уничтожена глубинными бомбами или самонаводящимися торпедами. Запуск их выполняется либо непосредственно с БПК, либо с вертолета (в последнем случае подразумевается совместная работа пары машин – одна даёт целеуказание, другая атакует подводную лодку).
Особенности конструкции
Между кораблями проектов 1155 и 1155.1 имеются довольно значительные различия, которые затрагивают как их конструкцию, так и состав комплекса вооружения. По этой причине их приходится описывать отдельно друг от друга.
«Адмирал Чабаненко», единственный большой противолодочный корабль проекта 1155.1
БПК проекта 1155
Корпус кораблей, построенных по проекту 1155, изготавливался из стали. Его форма во многом была определена особенностями обтекателя гидроакустического комплекса «Полином». Так, расположенные в носовой части корабля шпангоуты имеют увеличенный развал. Две трети всей длины корпуса составляют полубак.
В средней и кормовой частях корабля расположены три группы надстроек. Сделаны они из сплавов на основе алюминия и магния, что позволило в значительной мере снизить массу конструкции. Дно корабля – двойное, внутренняя полость используется в качестве основной топливной ёмкости. Ангары для вертолетов размещены в кормовой надстройке.
На борту имеется стационарная противопожарная система, тушение огня выполняется при помощи пены. Кроме того, распространению пламени должны помешать и переборки, сделанные из огнеупорных материалов и разделяющие внутренние помещения.
Корабль оборудован специальной системой, в три раза уменьшающей амплитуду колебаний при сильной бортовой качке. Это намного облегчает работу экипажа и увеличивает устойчивость.
Корабль приводится в движение двумя винтами фиксированного шага (ВФШ). Каждый из них подключен к собственной энергетической установке М9. В её состав входят два газотурбинных двигателя, маршевый и форсажный. Мощности их составляют, соответственно, 9000 и 22 500 лошадиных сил. Таким образом, вся силовая установка позволяет развить до 63 тысяч л.с.
БПК проекта 1155 на полном ходу с включенными форсажными двигателями
Предполагается, что при следовании обычным экономическим ходом используются маршевые газотурбинные двигатели. При необходимости быстрого разгона включаются форсажные моторы, что приводит к стремительному наращиванию общей мощности. Такой подход обеспечивает кораблю высокую подвижность и в то же время позволяет экономить горючее.
Матросы, входящие в состав экипажа БПК, размещаются в кубриках на 12 или 14 мест. Для мичманов предусмотрены двух- и четырёхместные каюты, а для офицеров – одно- и двухместные. На борту корабля, кроме того, есть лазарет, спортивные залы и комнаты отдыха.
БПК проекта 1155.1
Конструкция корпуса больших противолодочных кораблей проекта 1155.1 в основном повторяет 1155, однако водоизмещение корабля значительно выросло. Кроме того, изменилась носовая часть. Это связано как с установкой нового гидроакустического комплекса «Звезда-2», так и с заменой двух артиллерийских установок АК-100 на одну АК-130.
Кроме того, установлены новые форсажные газотурбинные двигатели, развивающие по 25 250 лошадиных сил. Общая мощность силовой установки доведена до 68 500 л.с.
БПК «Адмирал Чабаненко» ведет огонь из установки АК-130
Особенности классификации
К сожалению, количество информации, размещенной в Интернете, чаще всего не переходит в качество. Очевидным доказательством этого тезиса является хроническая путаница, наблюдающаяся при описании больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 1155.1. В частности, эти БПК периодически именуют фрегатами, ссылаясь на «классификацию НАТО».
Так выглядит «настоящий» фрегат – американский USS Simpson. Водоизмещение – всего лишь 4200 тонн
Это грубая ошибка – в западных справочниках большие противолодочные корабли первого класса (а проекты 1155 и 1155.1 именно таковы) называют чаще всего эсминцами, реже – крейсерами. Кроме того, само понятие «класс кораблей» обозначает на Западе принадлежность к какой-то определенной серии, строящейся по единому проекту. Название же класса присваивается по имени головного корабля. В данном случае им был «Удалой». Именно поэтому в реальной, а не придуманной классификации НАТО все БПК проекта 1155 именуются Udaloy, а БПК проекта 1155.1 – Udaloy II.
В СССР, а затем и в России, термин «класс» использовался для обозначения «целевого» назначения корабля (например, класс «эскадренный миноносец»). Принадлежность же к серии обозначалась либо номером проекта, либо «типом». В последнем случае использовалось название головного корабля.
В то же время в документации проект 1155 обозначался шифром «Фрегат», что, по всей видимости, и привело к последующей путанице. Между тем любой шифр представляет собой просто внутреннее условное название, наносящееся на чертежи и не имеющее никакого отношения к целевому предназначению корабля.
Особенности классификации
К сожалению, количество информации, размещенной в Интернете, чаще всего не переходит в качество. Очевидным доказательством этого тезиса является хроническая путаница, наблюдающаяся при описании больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 1155.1. В частности, эти БПК периодически именуют фрегатами, ссылаясь на «классификацию НАТО».
Так выглядит «настоящий» фрегат – американский USS Simpson. Водоизмещение – всего лишь 4200 тонн
Это грубая ошибка – в западных справочниках большие противолодочные корабли первого класса (а проекты 1155 и 1155.1 именно таковы) называют чаще всего эсминцами, реже – крейсерами. Кроме того, само понятие «класс кораблей» обозначает на Западе принадлежность к какой-то определенной серии, строящейся по единому проекту. Название же класса присваивается по имени головного корабля. В данном случае им был «Удалой». Именно поэтому в реальной, а не придуманной классификации НАТО все БПК проекта 1155 именуются Udaloy, а БПК проекта 1155.1 – Udaloy II.
В СССР, а затем и в России, термин «класс» использовался для обозначения «целевого» назначения корабля (например, класс «эскадренный миноносец»). Принадлежность же к серии обозначалась либо номером проекта, либо «типом». В последнем случае использовалось название головного корабля.
В то же время в документации проект 1155 обозначался шифром «Фрегат», что, по всей видимости, и привело к последующей путанице. Между тем любой шифр представляет собой просто внутреннее условное название, наносящееся на чертежи и не имеющее никакого отношения к целевому предназначению корабля.
Проект модернизации предполагает установку:
1. Ракетного комплекса «Уран» с дозвуковыми ракетами Х-35.
2. Комплекса управления зенитным огнем «Багира» с собственной АФАР РЛС Х диапазона и оптико-электронными устройствами для поиска целей.
3. Комплекс РЭП ТК-25.
4. Модернизация РЛС Фрегат.
5. Модернизация системы связи и установка систем глобального позиционирования.
До модернизации, Большие Противолодочные Корабли проекта 1155 не несли ударного вооружения и были заточены только на противолодочную борьбу. Такая простенькая модернизация вполне серьезно подняла их боевой потенциал и флот получит хоть и достаточно слабые но полноценные эсминцы.
Таких кораблей у нас 8 шт, один из которых сделан по усовершенствованному проекту 1155.1 и имеет на борту противокорабельные ракеты (Москит).
Вполне возможно, что остальные корабли пройдут более серьезную модернизацию и получат пусковые установки для ракет Калибр и Оникс.
Вообще модернизация кораблей проекта 1155 напрашивалась уже давно, еще на стадии их производства, поднимались вопросы о несбалансированности вооружения. Но лучше поздно, чем никогда…
Аналитик раскрыл две тайны следующего iPhone
История разработки проекта
Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) -1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств, не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы — 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2» и «Титан-2Т».
Рамбутан (Rambutan)
Представители проекта
Наименование | Верфь | Заложен | В строю | Флот | Состояние | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Удалой | 637 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 111 | 23.07.1977 | 05.02.1980 | 31.12.1980 | КСФ | Списан | Утилизирован |
Вице-адмирал Кулаков | 626 | ССЗ им. А. А. Жданова | 731 | 04.11.1977 | 16.05.1980 | 29.12.1981 | КСФ | В строю | |
Маршал Василевский | 687 | ССЗ им. А. А. Жданова | 732 | 22.04.1979 | 29.12.1981 | 08.12.1983 | КСФ | Списан | Утилизирован |
Адмирал Трибуц | 564 | ССЗ им. А. А. Жданова | 733 | 19.04.1980 | 26.03.1983 | 30.12.1985 | ТОФ | В строю | |
Адмирал Захаров | 513 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 112 | 16.10.1981 | 04.11.1982 | 30.12.1983 | ТОФ | Списан | Утилизирован |
Адмирал Левченко | 605 | ССЗ им. А. А. Жданова | 734 | 27.01.1982 | 21.02.1985 | 30.09.1988 | КСФ | В строю | Заложен как «Хабаровск» |
Адмирал Спиридонов | 555 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 113 | 11.04.1982 | 28.04.1984 | 30.12.1984 | ТОФ | Списан | Утилизирован |
Маршал Шапошников | 543 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 114 | 25.05.1983 | 27.12.1984 | 30.12.1985 | ТОФ | В ремонте | |
Североморск | 619 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 115 | 12.06.1984 | 24.12.1985 | 30.12.1987 | КСФ | В строю | До 27.12.1995 — «Симферополь» |
Адмирал Виноградов | 572 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 116 | 05.02.1986 | 04.06.1987 | 30.12.1988 | ТОФ | В строю | |
Адмирал Харламов | 678 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 117 | 07.08.1986 | 29.06.1988 | 30.12.1989 | КСФ | В резерве | |
Адмирал Пантелеев | 548 | Прибалтийский ССЗ «Янтарь» | 118 | 28.01.1988 | 07.02.1990 | 19.12.1991 | ТОФ | В строю |
Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный — списан, утилизирован или потерян
Оценка проекта
После вступления в строй первых кораблей проекта 1155 и накопления опыта их эксплуатации на одном из совещаний у Главкома ВМФ С. Г. Горшкова в 1983 году был поставлен вопрос о недостатках проекта 1155. Таковыми считалось отсутствие на корабле ПКР, слабое зенитное и артиллерийское вооружение.
По результатам рассмотрения Главком ВМФ С. Г. Горшков принял решение о разработке модификации корабля с усиленным артиллерийским и управляемым ракетным оружием. Главным конструктором нового проекта 1155.1 стал В. П. Мишин, заместителями были назначены его помощники по проекту 1155, позже заместителем был назначен И. М. Шрамко, главным наблюдающим — Н. А. Андреев.
При сохранении практически всех кораблестроительных элементов в новом проекте противолодочный ракетный комплекс «Раструб-Б» был заменён на противокорабельный «Москит», 533 мм торпедные аппараты — на универсальный противолодочный комплекс «Водопад», а две 100-мм артиллерийских установки АК-100 на одну 130-мм АК-130, реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 — на ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1», 30-мм автоматы АК-630М — на ЗРАК «Кортик», а ГАК «Полином» — на ГАК «Звезда-2».
Для повышения мореходности, улучшения условий использования вооружения и комфортности экипажа на БПК проекта 11551 впервые установили успокоитель качки с неубирающимися рулями. По сравнению с ранее применявшимися успокоителями с выдвижными рулями, новый успокоитель стал занимать значительно меньшие объёмы, и был изготовлен в виде единого агрегата.
Сравнительная оценка по совокупности решаемых противолодочных, противоторпедных, ПРО-ПВО и противокорабельных задач БПК проекта 1155.1 и корабля проекта 1155 показывает, что БПК проекта 1155.1 превосходит своего предшественника в 1,3-1,4 раза и, по существу, является прототипом для перспективных многоцелевых кораблей охранения. Заложенные в нём инженерные решения и высокий модернизационный потенциал могут быть базовыми для создания новых (в том числе экспортных) вариантов, максимально учитывающих требования заказчика. В составе ВМФ России находится только один корабль этого проекта — «Адмирал Чабаненко».
Сейчас это основные российские корабли дальней морской зоны — именно их отправляют в Аденский залив на борьбу с сомалийскими пиратами, которую Россия активно ведёт с 2008 года.
Как рассказал «Известиям» источник в главном штабе ВМФ, 30-летние БПК оснастят современными пушками А-192 «Армат», ракетами «Калибр», «Циркон» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут».
— Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолёты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями, — пояснил собеседник издания.
По его словам, модернизация БПК 1155, по предварительным расчётам, обойдется в 2 млрд рублей за каждый корабль, тогда как стоимость строительства нового эсминца сравнимого уровня начинается от 30 млрд рублей.
Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «Известиям», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота.
— Новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Удалых», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения, как БПК 1155, пока ещё даже нет в проекте. А из современных кораблей такие функции, как у него, есть только у фрегатов проекта . Но они почти в два раза меньше, поэтому менее автономны — не могут отплывать далеко от базы — и несут меньше вооружения, — пояснил Захаров.
Конструкция
Корпус корабля выполнен из стали, имеет удлинённый полубак (на 2/3 длины корпуса), большой развал шпангоутов в носовой оконечности и двойное дно на всём своём протяжении. В нижней части носовой оконечности смонтирован обтекатель антенного поста и приборного оборудования ГАК (гидроакустического комплекса), имеющего «торпедообразную» форму. Длина обтекателя ГАК — около 30 м, диаметр — более 5,1 м. Подобная конструкция, вызывая днищевый слеминг и сильное заливание носовой оконечности, отрицательно сказывается на мореходности кораблей этого проекта, затрудняя при этом использование корабельного оружия.
Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.
В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.
Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в носовом и кормовом машинных отделениях) газотурбогенераторов ГТГ-1250-2 по 1250 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТГ, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.