Большой ракетный катер проекта 12411 «молния»

История строительства[ | код]

Постройка головных катеров двух основных модификаций была поручена производственному объединению «Алмаз». Строительство серии ракетных катеров проекта 12411-Т и 12411-М осуществлялось с 1979 года практически одновременно на трёх судостроительных заводах СССР. До конца 1991 года для ВМФ СССР был построен 41 ракетный катер этого проекта: 12 катеров проекта 12411-Т (по 4 постройки Приморского, Хабаровского и Средне-Невского судостроительных заводов), 31 ракетный катер проекта 12411 (17 катеров постройки Хабаровского ССЗ, 13 катеров постройки Средне-Невского ССЗ) и 1 катер проекта 12417 (Средне-Невский ССЗ). К 1991 году в постройке находилось ещё 6 катеров проекта 12411 с готовностью от 28 % до 93 %, запланированных к достройке до 1996 года. Один катер проекта 12411-Т уже в ходе строительства был построен по проекту 12417 (30-мм автоматы были заменены на корабле одним ЗРАК «Кортик» и РЛС обнаружения воздушных целей МР-352 «Позитив» в целях отработки этого вооружения).

На заводах в Рыбинске и Ярославле строились катера проекта 1241РЭ, предназначенные на экспорт в страны социалистического лагеря. Всего по этому проекту было построено 22 ракетных катера (по 5 для ГДР и Индии, 4 для Польши, 3 для Румынии, по 2 для Болгарии и Йемена, 1 для Вьетнама); три катера проекта 1241РЭ служили в составе ВМФ СССР в качестве кораблей для обучения иностранных экипажей. На экспорт строился и 1 недостроенный ракетный катер проекта 12421. Кроме этого, Индией была приобретена лицензия на право постройки ракетных катеров проекта 1241 на двух судостроительных заводах — в Бомбее и Гоа

Ссылки

Предыстория появления катеров проекта 1241

Следует отметить, что идея создания «москитного флота» не нова. Еще накануне Первой Мировой войны некоторые государства Европы стремились за счет строительства малых скоростных боевых судов усилить собственные военно-морские силы. Тогда основным вооружением кораблей такого класса являлось минное оружие. Успешное применение итальянскими моряками торпедных катеров во время морской войны с более сильным противником показало большие возможности малого флота. Из категории флота для бедных, «москитный флот» перешел в разряд наиболее эффективных инструментов ведения боевых действий в прибрежной морской зоне.

Эту же мысль после окончания Второй Мировой войны стали развивать и в Советском Союзе. Если с торпедным и минным оружием современные флоты научились эффективно бороться, то появление ракет открыло новые горизонты для ведения войны на море. Корабли с небольшим водоизмещением, обладающие высокой скоростью хода и вооруженные противокорабельным ракетами могли стать надежным щитом в обороне портов и мест базирования флота. Особенно привлекательно выглядела возможность установить боевые ракеты на подвижную платформу, обладающую высокой скоростью хода.

Именно эти военные корабли первыми продемонстрировали на практике свою эффективность. Во время «Шестидневной арабско-израильской войны» 1967 года египетский ракетный катер типа «Комар» сумел потопить израильский эсминец «Эйлат». Это и послужило поводом к интенсивному и массовому строительству кораблей этого класса во всем мире

Особенное внимание на новое оружие обратили страны третьего мира, которые не могли себе позволить ни строить, ни содержать большие военные флоты

Советский Союз в этой гонке вооружения считался явным фаворитом. На вооружении ВМФ СССР к тому времени уже имелось достаточно большое количество ракетных катеров разных типов. Шла разработка новых, более мощных судов, способных выполнять более широкий спектр тактических задач. Вершиной конструкторской мысли стал проект 1241 — новый ракетный катер типа «Тарантул».

Вооружение ракетного катера

Уже из самого названия можно понять, что главным оружием катера являются ракетные, зенитные и артиллерийские установки различных модификаций и типов. Все установки обладают точными системами самонаведения и в отличие от артиллерии большую дальность действия.

Основным оснащением являются несколько типов пусковых ракетных установок. Первая ПРУ «Оса-М». Этот комплекс может самостоятельно обнаруживать цели. Для этого установка оборудована локатором. Он помогает увидеть объект, находящийся на высоте до 4 км и расстоянии до 30 км. Также комплекс состоит из средств установления целей и визирования ракет, оборудования для передачи команд и пульта для трех операторов.

Вторая установка, которой снабжают катер – это противокорабельный ракетный комплекс «Москит». Он предназначен для уничтожения надводных объектов. Ракеты устойчивы к воздействию ядерного взрыва. Применяется комплекс в береговой обороне и в морской авиации. «Москит» способен пробивать любую обшивку корабля и взрываться внутри судна. Имеет комбинированную систему управления: навигационную и самонаведения. Это гарантирует высокое попадание в цель.

Еще одной установкой предназначенной для установки на кораблях является «Малахит». Это крылатая ракета российского образца уничтожает надводные корабли. «Малахит» – более мощная модификация первой крылатой ракеты П-70 «Аметист».

Его система управления включает в себя:

  • Автопилот АПЛИ-5;
  • Радиолокационную систему «Двина»;
  • Тепловую систему «Дрофа».

Малый ракетный корабль “Бора”

Например, ракетный катер на воздушной подушке «Бора» снабжен:

  • Двумя пусковыми установками «Москит» на 8 ракет типа 3М80;
  • Одной парной пусковой установкой зенитно-ракетного комплекса «Оса-М» на 20 ракет;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и двумя 30-мм АК-630.

Малый ракетный корабль “Мираж”

Ракетный катер «Мираж» вооружен:

  • Шестью пусковыми установками противокорабельных ракет «Малахит», заряженными по 6 ракет П-120 на каждый;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и 30-милиметровой АК-630;
  • Одним парным зенитно-ракетным комплексом «Оса-М» на 20 ракет.

Малый ракетный корабль “Ивановец”

Ракетный катер «Ивановец» оснащен:

  • Четырьмя пусковыми установками «Москит» на 4 ракеты;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и одной 30-милиметровой АК-630;
  • Одной зенитной установкой «Игла».

Судна используют активное и пассивное обнаружение целей. Навигационные и радиолокационные комплексы расположены наверху рубки управления. Обычно установлены радары модели «Монолит» или «Гарпун». На надстройке плавательного средства стоит радиолокационная система «Вымпел» и оборудование, предупреждающее о лазерном облучении «Спектр-Ф». Катера способны распознавать государственную принадлежность ближайших судов. Для этого борт оснащен специальным устройством «свой-чужой».

Представители проекта

Ракетные катера проекта 1241.1 (1241-Т), 1241РЭ и 12417

Название Верфь Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Р-5» («Калининградский комсомолец» до 02.1992) Приморский ССЗ 401 1977 30.01.1979 , КФл Списан 10.04.2002. С 02.1992 — «Р-49»
«Р-255»(«Кировский комсомолец» до 02.1992) Приморский ССЗ 403 1979 30.12.1980 БФ Списан 10.04.2002.
«Р-256»(«Полтавский комсомолец» до 02.1992) Приморский ССЗ 404 1982 С 15.12.1990 «Мулния-101» в ВМС Болгарии .
«Р-6» Приморский ССЗ 405 30.12.1983 БФ Списан 10.04.2002.
«Р-26» Рыбинский ССЗ 01710 30.03.1981 БФ Списан 10.04.2002. Проект 1241РЭ.
«Р-42» Хабаровский ССиМЗ 901 30.03.1983 ТОФ Списан 03.05.2001.
«Р-45» Хабаровский ССиМЗ 902 26.12.1983 ТОФ Списан 04.08.1995.
«Р-69» Хабаровский ССиМЗ 903 1980 30.09.1984 ТОФ Списан 04.08.1995.
«Р-79» Хабаровский ССиМЗ 904 1980 19.12.1984 ТОФ В строю.
«Р-54»(«Краснодарский комсомолец» до 02.1992) Средне-Невский ССЗ 200 21.04.1981 18.12.1982 30.12.1983 ЧФ В резерве. В 1997—2014 гг. в ВМС Украины. C 15.03.2002 — U155 «Приднепровье».
«Р-71» «Шуя» Средне-Невский ССЗ 201 12.08.1981 14.09.1983 10.06.1985 ЧФ В строю. Проект 12417. Демонтирован ЗРАК Кортик.
«Р-63»(«Куйбышевский комсомолец» до 02.1992) Средне-Невский ССЗ 202 19.11.1981 23.12.1983 31.08.1985 ЧФ Списан 7.11.2012. С 15.08.1997 U156 «Кременчуг» в ВМС Украины.
«Р-101» «Ступинец» Средне-Невский ССЗ 203 04.08.1982 27.06.1984 30.09.1985 , КФл В строю.
«Р-129» «Кузнецк» Средне-Невский ССЗ 204 03.02.1983 19.11.1984 28.12.1985 БФ В строю.
«Р-257» Средне-Невский ССЗ 205 03.05.1983 01.08.1985 31.10.1986 БФ В строю.

Ракетные катера проектов 12411 (12411-М)

Название Верфь Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Р-46» Приморский ССЗ 402 21.03.1976 20.03.1980 29.12.1981 Списан 17.12.1994.
«Р-66» Хабаровский ССиМЗ 905 31.05.1985 ТОФ Списан 04.08.1995.
«Р-85» Хабаровский ССиМЗ 906 30.09.1985 ТОФ Списан 16.03.1998.
«Р-103» Хабаровский ССиМЗ 907 31.05.1985 ТОФ Списан 16.03.1998.
«Р-113» Хабаровский ССиМЗ 908 30.12.1985 ТОФ Списан 17.07.1997.
«Р-158» Хабаровский ССиМЗ 909 30.10.1986 ТОФ Списан 31.07.1996.
«Р-76» Хабаровский ССиМЗ 910 30.12.1986 ТОФ Списан 31.07.1996.
«Р-83» Хабаровский ССиМЗ 911 30.12.1986 ТОФ Списан 03.05.2001.
«Р-229» Хабаровский ССиМЗ 912 30.09.1987 ТОФ Списан 10.04.2002.
«Р-230» Хабаровский ССиМЗ 913 30.12.1987 ТОФ Списан 17.07.1997.
«Р-240» Хабаровский ССиМЗ 914 30.10.1988 ТОФ Списан 10.04.2002.
«Р-261» Хабаровский ССиМЗ 915 31.12.1988 ТОФ В строю.
«Р-271» Хабаровский ССиМЗ 916 05.09.1989 ТОФ Списан 22.06.2005.
«Р-442» Хабаровский ССиМЗ 917 16.12.1989 ТОФ Списан 22.06.2005.
«Р-297» Хабаровский ССиМЗ 918 08.09.1990 ТОФ В строю.
«Р-298» Хабаровский ССиМЗ 919 31.12.1990 ТОФ В строю.
«Р-11» Хабаровский ССиМЗ 920 01.09.1991 ТОФ В строю.
«Р-14» Хабаровский ССиМЗ 921 28.12.1991 ТОФ В строю.
«Р-18» Хабаровский ССиМЗ 922 24.08.1992 ТОФ В строю.
«Р-19» Хабаровский ССиМЗ 923 07.12.1992 ТОФ В строю.
«Р-20» Хабаровский ССиМЗ 924 1989 17.10.1991 18.11.1993 ТОФ В строю.
«Р-24» Хабаровский ССиМЗ 925 1989 06.12.1991 27.12.1994 ТОФ В строю.
«Р-29» Хабаровский ССиМЗ 926 1992 27.09.2003 ТОФ В строю.
«Р-47» («Тамбовский комсомолец» до 15.02.1992) Средне-Невский ССЗ 206 02.06.1983 21.08.1986 13.02.1987 Переоборудуется в музей в г. Кронштадт
«Р-60» «Буря» Средне-Невский ССЗ 207 10.12.1985 30.12.1986 12.12.1987 ЧФ В строю. Установлен ЗРАК «Палаш».
«Р-160» «МАК-160» Средне-Невский ССЗ 208 27.02.1986 29.09.1987 08.08.1988 ЧФ, КФл В строю. Демонтированы ПУ ПКР «Москит».
«Р-187» «Заречный» Средне-Невский ССЗ 209 18.07.1986 16.04.1988 04.03.1989 БФ В строю.
«Р-239» «Набережные челны» Средне-Невский ССЗ 210 05.10.1987 30.12.1988 21.09.1989 ЧФ В строю.
«Р-334» «Ивановец» Средне-Невский ССЗ 211 04.01.1989 28.07.1989 30.12.1989 ЧФ В строю.
«Р-109» «Бриз» Средне-Невский ССЗ 212 24.07.1989 13.04.1990 20.10.1990 ЧФ В строю.
«Р-291» «Димитровград» Средне-Невский ССЗ 213 25.07.1989 19.10.1990 30.05.1991 БФ В строю.
«Р-293» «Моршанск» Средне-Невский ССЗ 214 30.04.1991 23.08.1991 17.02.1992 БФ В строю.
«Р-2» «Чувашия» Средне-Невский ССЗ 215 1991 1994 26.02.2000 БФ В строю.

Ракетные катера проектов 12418 и 12421

Название Верфь Зав. № Борт. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот
ССЗ «Вымпел» 29.09.2006 2007 ВМС Вьетнама
ССЗ «Вымпел» 2007 2007 ВМС Вьетнама
Edermen Средне-Невский ССЗ 217 828 03.2009 08.2010 06.2011 ВМС Туркмении
Gayratly Средне-Невский ССЗ 218 829 07.2009 05.2011 10.2011 ВМС Туркмении
Ahmed Fadel («Р-32» до 04.08.2016) ССЗ «Вымпел» 700 801 27.01.1994 1999 23.05.2000 ВМС Египта
ССЗ «Вымпел» 01301 11.2018 ВМФ России
ССЗ «Вымпел» 01302 11.2019 ВМФ России

Примечания[править | править код]

  1. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  2. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
  3. Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
  4. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
  5. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
  6. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
  7. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
  8. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июня 2011.
  9. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
  10. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
  11. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
  12. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60—61.
  13. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
  14. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
  15. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
  16. Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
  17. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
  18. Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35—36.
  19. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56—64.
  20. . vpk.name. Дата обращения: 27 июня 2016.
  21. . vpk.name. Дата обращения: 4 августа 2016.
  22. (20 июля 2014).

Конструкция ракетного катера

Сначала ракетные лодки имели корпус торпедного катера. С судна снимали торпеды, и устанавливали ракеты. Но по ходу их использования появился ряд новых требований к судну:

  • Требовались специально оборудованные контейнеры для вооружения и особые установки запуска ракет, предназначенные для использования их на корабле.
  • Пришлось менять надстройки и некоторые части палубы для отвода реактивных газов при запуске ракет, а также, чтобы защитить экипаж и бортовое оборудование.
  • Необходимым стало оснащение мощными радиолокационными системами для управления и обнаружения ракет.
  • Увеличилось водоизмещение катера. Среднее измещение воды составляет от 170 до 1,5 тысяч тонн.
  • Корпус выполнен из стали и имеет гладкую палубу. Надстройка ракетного катера изготовлена из алюминиевых высокопрочных сплавов. Вертикальные стенки корпуса водонепроницаемые. Длина корпуса составляет от 30 до 65 метров, а ширина – до 17 метров.
  • Силовая установка ракетных судов, как правило, имеет газотурбинные либо дизельные двигатели. Но, например, ракетный катер «Молния» оснащен двигательной системой комбинированного типа: две форсажные турбины модели М-70 и два дизельных двигателя М-510. Они приводят в движение гребные винты с фиксированным шагом. Тем самым увеличиваются скоростные возможности судна – до 40 узлов. Дальность хода составляет около 1500 миль со средней скоростью 20 узлов.
  • Мореходные качества судов достаточно высокие. Этого удалось добиться за счет закругленной конструкции носовой части, палубы и специальной надстройки, высокому водоизмещению.
  • В случае крушения корабля по всему периметру равномерно расположены спасательные плоты.
  • Экипаж ракетных лодок насчитывает от 27 до 78 человек. Так ракетный катера «Молния» проектов 12418, 12411 и 12421 на борту размещается 40-41 матрос и офицеры. А на большом ракетном катере Бора – 78, включая командира корабля. Размещен личный состав в каютах и кубриках.

Деление кораблей в советских и российских ВМФ

Согласно международному морскому праву, каждый корабль попадает в свой определенный класс. Этими правилами, во избежание путаницы, пользовались советские моряки, а так же их правопреемники,корабли ВМФ России.

Согласно этим документам, самые крупные корабли входят в ударную группу, и это:

  • авианосцы, в зависимости от тоннажа могут быть большие, средние и малые, соответственно различается и сила корабельной авиации на них;
  • крейсера, также разнящиеся по водоизмещению, имеющие более разносторонние задачи, от охраны конвоев и авианосцев до перехвата судов противника и обстрела береговой линии;
  • подводные корабли, часто превосходящие надводные по размерам и вооружению, разделяются по своему размеру и типу используемой энергетической установки;
  • эскадренные миноносцы, осуществляющие разведку и охранение группы судов, несущие основное вооружение в виде мин и торпед;
  • торпедные катера, большие из которых предназначены для атак крупных кораблей в составе эскадр, малые же действуют в прибрежной зоне;
  • сторожевые корабли, предназначенные для боевого охранения конвоев и акватории порта или иного объекта.

Есть и более мелкое разделение этих классов судов, однако в каждой стране они имеют свои особенности и характеристики.

Второй большой подкласс включает в себя вспомогательные суда. Их можно условно разделить на несколько групп:

  • плавучие базы, необходимые для пополнения всем необходимым в зависимости от специализации базы для каждого класса судов;
  • суда снабжения, в отличие от баз более мобильные и скороходные, хотя цели и задачи перед ними ставятся те же, что и выше;
  • ремонтные средства, плавучие мастерские, необходимые для ремонта судов в открытом море;
  • корабли аварийно-спасательного обеспечения, разработанные для помощи как подводным, так и надводным кораблям в случае возникновения внештатных ситуаций;
  • исследовательские корабли, проверяющие новые технические системы;
  • учебные корабли, служащие для получения и освоения навыков нахождения в море;
  • специальные корабли, испытывающие оружейные системы и комплексы для космических кораблей.

Экипажи кораблей обеспечения решают множество задач по поддержанию боеспособности основного флота. В ВМФ СССР существовала и система различий кораблей по названиям. Так, на Северном флоте долгое время существовало подразделение советских сторожевиков, известное как «Дивизион плохой погоды».

Первым в серии стало судно «Ураган», и в честь него последующие корабли того же класса, водоизмещения и вооружения получали «ненастные» имена. К примеру, волны Баренцева моря бороздили в разное время «Буря», «Метель», «Пурга» и другие корабли с похожими названиями.

На самих кораблях много лет существует деление по БЧ, или боевым частям, каждая из которых обозначает часть корабля и его назначение.

Строительство ракетных катеров типа «Молния»

Оценив тактико-технические характеристики и боевые возможности обоих модификаций, было принято решение серийно выпускать ракетные катера этого проекта в двух вариантах исполнения. Головное судно, рассчитанное под установку нового противокорабельного комплекса «Москит» было заложено в 1977 году на верфи ПО «Алмаз» в Ленинграде. После освоения производства головных судов в дальнейшем для серийного производства было выбрано три судостроительных предприятия.

Катера ВМС Вьетнама

Если три советских судостроительных завода в Ленинграде и в Хабаровске работали для обеспечения нужд отечественного ВМФ, то в Рыбинске на ССЗ и в Ярославле строились суда исключительно в экспортном варианте исполнения. Проект 1241 с приставкой РЭ был рассчитан для поставки в страны социалистического блока. По этому проекту на Рыбинских и Ярославских верфях было построено 22 судна:

  • для ВМС ГДР – 5 ракетных катеров;
  • для ВМС Индии – 5 кораблей;
  • 4 ракетные катера получила Польша»;
  • 3 боевые судна для ВМС Румынии;
  • по 2 корабля получили Болгария и Йемен.

Ракета Уран

Новые суда строились на заказ для нужд ВМС Вьетнама, Туркменистана и Индии. Вооруженные морально устаревшими, однако еще боеспособными и достаточно эффективными противокорабельными ракетами «Термит» эти боевые суда представляли собой достаточно грозную силу на море.

Следует отметить, что из всех стран, которые имели у себя на оснащении ракетные катера типа «Молния», только Индия приобрела у Советского Союза лицензию на право сборки и постройки однотипных судов. Строительство судов велось на судостроительных заводах в Мумбаи и на Гоа. Индийские ракетные катера советского проекта сыграли значительную роль во время приграничного конфликта с Пакистаном в 1984 году, когда небольшому отряду индийских ВМС удалось блокировать главный пакистанский порт Карачи.

Уникальный проект

Стоит отметить, что советский космоплан «Буран» был разработан именно в НПО «Молния». Проект по созданию многоразового космического корабля начался в СССР в 1976 году — через несколько лет после того, как в 1972-м в США стартовала программа Space Shuttle («Космический челнок»).

«Буран» представлял собой бесхвостую машину самолётного типа c треугольным крылом переменной стреловидности. Максимальная стартовая масса «Бурана» составляла 105 т при длине 36,4 м. Экипаж корабля мог состоять из групп от двух до десяти космонавтов. Максимальная продолжительность полёта составляла 30 суток.

  • Схема орбитального корабля многоразового использования «Буран». Репродукция.
  • РИА Новости

Свой первый и единственный полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Он был выведен на орбиту с помощью сверхмощной ракеты-носителя «Энергия», которая также была разработана в рамках этой программы.

Полёт «Бурана», в ходе которого советский космоплан дважды облетел Землю, длился в общей сложности 205 минут. Полёт проходил без экипажа — «Буран» стал первым космическим кораблём, выполнившим приземление в автоматическом режиме.

Также по теме

​В Москве прошла уникальная операция по транспортировке космического корабля «Буран»

Транспортная операция, не имеющая аналогов в мире, состоялась в Москве. Полноразмерный макет космического корабля «Буран» перевезли из…

Ресурс «Бурана» рассчитывался на сто полётов. Всего в рамках программы предполагалось построить пять кораблей, однако на фоне усугубляющихся экономических трудностей позднего СССР финансирование проекта стало резко сокращаться.

25 мая 1993 года программа была закрыта решением Совета главных конструкторов при НПО «Энергия». В 1995 году занимавший тогда пост премьера Виктор Черномырдин дал Российскому космическому агентству поручение подготовить проект указа о закрытии работ по этой системе и консервации наземных объектов.

Военный эксперт Алексей Леонков в разговоре с RT отметил, что сам по себе «Буран» был больше политическим проектом, являлся ответом на американский Space Shuttle.

«Несмотря на это, тогда у СССР получилось уникальное изделие, которое могло в автоматическом режиме совершать взлёты и маневрирование на орбите, а также осуществлять посадку. США смогли повторить подобное только в 2010 году, когда запустили свой прототип X-37B», — рассказал эксперт.

Проект 22800

На основе ракетно-артиллерийского катера проекта 12300 («Скорпион») специалисты АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» разработали малый ракетный корабль проекта 22800.

МРК проекта 22800 имеет водоизмещение около 800 тонн, против 500 тонн у катера проекта 12300. МРК проекта 22800 оснащён восьмизарядной вертикальной универсальной пусковой установкой (УКСК), расположенной в задней части надстройки, и интегрированной мачтой с размещёнными на ней четырьмя неподвижными антенными решетками многофункционального радиолокационного комплекса (предположительно РЛК «Арбалет-Д» L-диапазона, разработки АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР»).

Головной корабль проекта 22800 заложен в 2020 году, спущен на воду 24 ноября 2020 года. Предполагается, что для ВМФ РФ будет построено 18 кораблей проекта 22800.

Современные ракетные катера

Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.

Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:

  1. «Бора» – на вооружении с 1984 года
  2. Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
  3. Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
  4. Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
  5. Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
  6. Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
  7. Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
  8. «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
  9. Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.

Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.

Вооружение ракетного катера

Уже из самого названия можно понять, что главным оружием катера являются ракетные, зенитные и артиллерийские установки различных модификаций и типов. Все установки обладают точными системами самонаведения и в отличие от артиллерии большую дальность действия.

Основным оснащением являются несколько типов пусковых ракетных установок. Первая ПРУ «Оса-М». Этот комплекс может самостоятельно обнаруживать цели. Для этого установка оборудована локатором. Он помогает увидеть объект, находящийся на высоте до 4 км и расстоянии до 30 км. Также комплекс состоит из средств установления целей и визирования ракет, оборудования для передачи команд и пульта для трех операторов.

Вторая установка, которой снабжают катер – это противокорабельный ракетный комплекс «Москит». Он предназначен для уничтожения надводных объектов. Ракеты устойчивы к воздействию ядерного взрыва. Применяется комплекс в береговой обороне и в морской авиации. «Москит» способен пробивать любую обшивку корабля и взрываться внутри судна. Имеет комбинированную систему управления: навигационную и самонаведения. Это гарантирует высокое попадание в цель.

Еще одной установкой предназначенной для установки на кораблях является «Малахит». Это крылатая ракета российского образца уничтожает надводные корабли. «Малахит» – более мощная модификация первой крылатой ракеты П-70 «Аметист».

Его система управления включает в себя:

  • Автопилот АПЛИ-5;
  • Радиолокационную систему «Двина»;
  • Тепловую систему «Дрофа».

Малый ракетный корабль “Бора”

Например, ракетный катер на воздушной подушке «Бора» снабжен:

  • Двумя пусковыми установками «Москит» на 8 ракет типа 3М80;
  • Одной парной пусковой установкой зенитно-ракетного комплекса «Оса-М» на 20 ракет;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и двумя 30-мм АК-630.

Малый ракетный корабль “Мираж”

Ракетный катер «Мираж» вооружен:

  • Шестью пусковыми установками противокорабельных ракет «Малахит», заряженными по 6 ракет П-120 на каждый;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и 30-милиметровой АК-630;
  • Одним парным зенитно-ракетным комплексом «Оса-М» на 20 ракет.

Малый ракетный корабль “Ивановец”

Ракетный катер «Ивановец» оснащен:

  • Четырьмя пусковыми установками «Москит» на 4 ракеты;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и одной 30-милиметровой АК-630;
  • Одной зенитной установкой «Игла».

Судна используют активное и пассивное обнаружение целей. Навигационные и радиолокационные комплексы расположены наверху рубки управления. Обычно установлены радары модели «Монолит» или «Гарпун». На надстройке плавательного средства стоит радиолокационная система «Вымпел» и оборудование, предупреждающее о лазерном облучении «Спектр-Ф». Катера способны распознавать государственную принадлежность ближайших судов. Для этого борт оснащен специальным устройством «свой-чужой».

Постановка задачи

Напомним, что в мае 2020 года генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин заявил, что в России может быть создан новый пилотируемый космический корабль, выполненный по самолётной схеме.

«Сейчас развитие пилотируемой программы связано как раз с созданием космопланов. Соединённые Штаты проводят испытания, такую работу ведут. У нас есть задумка по новому пилотируемому кораблю в интересах орбитальной станции такого же плана», — заявил Рогозин эфире радио «Комсомольская правда».

Также по теме

«Звёздные войны» снова актуальны»: как ВВС США испытывают орбитальный самолёт X-37B

Космический беспилотный самолёт X-37B находится на околоземной орбите рекордные 719 дней. В ВВС США заявляют, что он был создан для…

Рогозин напомнил о советской программе «Энергия-Буран», которая, по его словам, опередила своё время.

«Я думаю, если говорить о корабле, который должен быть создан для работы на низких орбитах… необходимо будет, видимо, двигаться в сторону создания пилотируемого многоразового корабля… То, что было создано нашими великими дедами, опередило своё время, но сейчас это время приходит», — отметил тогда глава Роскосмоса.

Позднее, в августе 2020 года, Дмитрий Рогозин сообщил, что поручил разработать многоразовый орбитальный корабль по образцу «Бурана» на замену «Союзу МС».

«Нам если и делать замену «Союзу МС» для обслуживания орбитальных станций, потому что эксплуатация «Орла» (корабль, который создаётся для пилотируемых полётов на Луну. — RT) будет дороговата для этих целей, нужно делать многоразовый корабль совершенно иной конфигурации — что-то по типу «Бурана», с возможностью посадки на взлётно-посадочные полосы. Я такую задачу поставил нашим инженерам. Корпорация «Энергия» и другие коллективы сейчас будут предлагать такого рода варианты космической техники», — приводит слова главы «Роскосмоса» РИА Новости.

Предыстория появления катеров проекта 1241

Следует отметить, что идея создания «москитного флота» не нова. Еще накануне Первой Мировой войны некоторые государства Европы стремились за счет строительства малых скоростных боевых судов усилить собственные военно-морские силы. Тогда основным вооружением кораблей такого класса являлось минное оружие. Успешное применение итальянскими моряками торпедных катеров во время морской войны с более сильным противником показало большие возможности малого флота. Из категории флота для бедных, «москитный флот» перешел в разряд наиболее эффективных инструментов ведения боевых действий в прибрежной морской зоне.

Эту же мысль после окончания Второй Мировой войны стали развивать и в Советском Союзе. Если с торпедным и минным оружием современные флоты научились эффективно бороться, то появление ракет открыло новые горизонты для ведения войны на море. Корабли с небольшим водоизмещением, обладающие высокой скоростью хода и вооруженные противокорабельным ракетами могли стать надежным щитом в обороне портов и мест базирования флота. Особенно привлекательно выглядела возможность установить боевые ракеты на подвижную платформу, обладающую высокой скоростью хода.

Именно эти военные корабли первыми продемонстрировали на практике свою эффективность. Во время «Шестидневной арабско-израильской войны» 1967 года египетский ракетный катер типа «Комар» сумел потопить израильский эсминец «Эйлат». Это и послужило поводом к интенсивному и массовому строительству кораблей этого класса во всем мире

Особенное внимание на новое оружие обратили страны третьего мира, которые не могли себе позволить ни строить, ни содержать большие военные флоты

Советский Союз в этой гонке вооружения считался явным фаворитом. На вооружении ВМФ СССР к тому времени уже имелось достаточно большое количество ракетных катеров разных типов. Шла разработка новых, более мощных судов, способных выполнять более широкий спектр тактических задач. Вершиной конструкторской мысли стал проект 1241 — новый ракетный катер типа «Тарантул».

Строительство ракетных катеров типа «Молния»

Оценив тактико-технические характеристики и боевые возможности обоих модификаций, было принято решение серийно выпускать ракетные катера этого проекта в двух вариантах исполнения. Головное судно, рассчитанное под установку нового противокорабельного комплекса «Москит» было заложено в 1977 году на верфи ПО «Алмаз» в Ленинграде. После освоения производства головных судов в дальнейшем для серийного производства было выбрано три судостроительных предприятия.

Катера ВМС Вьетнама

Если три советских судостроительных завода в Ленинграде и в Хабаровске работали для обеспечения нужд отечественного ВМФ, то в Рыбинске на ССЗ и в Ярославле строились суда исключительно в экспортном варианте исполнения. Проект 1241 с приставкой РЭ был рассчитан для поставки в страны социалистического блока. По этому проекту на Рыбинских и Ярославских верфях было построено 22 судна:

  • для ВМС ГДР – 5 ракетных катеров;
  • для ВМС Индии – 5 кораблей;
  • 4 ракетные катера получила Польша»;
  • 3 боевые судна для ВМС Румынии;
  • по 2 корабля получили Болгария и Йемен.

Ракета Уран

Новые суда строились на заказ для нужд ВМС Вьетнама, Туркменистана и Индии. Вооруженные морально устаревшими, однако еще боеспособными и достаточно эффективными противокорабельными ракетами «Термит» эти боевые суда представляли собой достаточно грозную силу на море.

Следует отметить, что из всех стран, которые имели у себя на оснащении ракетные катера типа «Молния», только Индия приобрела у Советского Союза лицензию на право сборки и постройки однотипных судов. Строительство судов велось на судостроительных заводах в Мумбаи и на Гоа. Индийские ракетные катера советского проекта сыграли значительную роль во время приграничного конфликта с Пакистаном в 1984 году, когда небольшому отряду индийских ВМС удалось блокировать главный пакистанский порт Карачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector