Зенитно-ракетный комплекс «стрела-10»: история, описание и характеристики

Содержание:

Состав[править]

Боевая машина 9А35править

Основным элементом комплекса является боевая машина. БМ создана на базе МТ-ЛБ. По сравнению с ЗРК 9К31 «Стрела-1» является увеличенный боекомплект (4 ЗУР на пусковой установке и 4 дополнительных ракеты в боевом отделении машины), оснащение электроприводами механизмов наведения ПУ на цель, 7,62 пулемёт ПКТ для обороны.

Машина обладает низким удельным давлением на грунт, что позволяет ей двигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по болотам, снежной целине, песчаной местности, кроме того машина может плавать. Ходовая часть имеет независимую торсионную подвеску, обладает хорошей манёвренностью и обеспечивает высокую плавность хода, благодаря этому увеличивается точность стрельбы и долговечность пусковой установки. Помимо 4 ЗУР, размещённых на пусковой установке, боевая машина позволяет перевозить дополнительно 4 ракеты в корпусе.

ЗУР 9М37править

В качестве основного вооружения используется твёрдотопливная зенитная ракета 9М37. Ракета выполнена по схеме «утка». Головка самонаведения работает в двухканальном режиме и обеспечивает наведение по методу пропорциональной навигации. В качестве основного используется фото контрастный режим. В качестве запасного используется режим инфракрасного наведения, которые обеспечивает обстрел целей в условиях помех, на встречных и догонных курсах. При использовании ИКГСН для её охлаждения расходовался жидкий азот находящийся в корпусе контейнера ракеты, в связи с этим слежение за целью выполнялось только в фотоконтрастном режиме, и уже непосредственно перед пуском ракеты оператор наводчик принимал решение о дополнительном использовании ИКГСН в зависимость от условий наличия визуальных помех. Если ИКГСН была использована, но пуск был отменён, то повторно ИКГСН использовать уже было нельзя из-за отсутствия азота. Сзади крыльев установлены роллероны, с помощью которых осуществляется ограничение угловой скорости вращения ракеты.

По сравнению с ЗУР 9М31, на 9М37 установлена более эффективная боевая часть стержневого типа, снабжённая неконтактным и контактным взрывателем. В случае промаха ракета самоуничтожалась.

Аппаратура оценки зоны 9С86 (АОЗ)править

Для определения положения цели и автоматического расчёта углов для упреждающего пуска ЗУР в комплексе 9К35 используется аппаратура оценки зоны, представляющая радиодальномер миллиметрового диапазона и счётно-решающее устройство.

Ссылки

«Армата» и «Антей» дебютируют на Ближнем Востоке

Зенитно-ракетный комплекс 9К35 «Стрела-10СВ»

ЗРК 9К35 “Стрела-10СВ”

В конце 60-х гг. руководством СССР была признана необходимость создания не только самоходных всепогодных ЗРК с радио-локационными системами, но и относительно недорогого всепогодного ЗРК с оптикоэлектронной системой наведения ракет для оснащения им зенитных батарей мотострелковых (танковых) полков Советской Армии. Работы над созданием нового комплекса, который стал результатом глубокой модернизации самоходного ЗРК «Стрела-1», были начаты в 1969 году, и уже в 1973 году он поступил на испытания.

В состав нового ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» вошли боевые средства (боевые машины 9К35 и 9К34, зенитная управляемая ракета 9КЛ37) и технические средства (контрольно-проверочная машина 9В839, машина технического обслуживания 9В915, система внешнего электропитания 9Э111). В 1976 году после испытаний и доработок комплекс был принят на вооружение. Боевая машина 9А35 представляет собой гусеничный бронированный тягач МТ-ЛБ, в корпусе которого размещены радиоэлектронное оборудование и места механика-водителя и командира. В задней части машины установлена башня с пусковой установкой, на которой расположена рама с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами ЗУР 9М37 (еще четыре запасных контейнера хранятся в грузовом отделении машины). Перезаряжение установки четырьмя ЗУР производится вручную за время до 3 минут. Внутри башни имеются место оператора и оптический визир 9Ш-127.

Передняя стенка башни «Стрела-10СВ» выполнена из бронестекла и обеспечивает оператору сектор обзора в 60°. Наведение пусковой установки по азимуту на 360° и по углу места от -5° до +80° обеспечивается электроприводом. ПУ оснащена аппаратурой оценки зоны (АОЗ) 9С86 в составе когерентно-импульсного радиолокационного дальномера (антенна его расположена между парами контейнеров с ракетами) и аналого-вычисли-тельного устройства. АОЗ имеет дальность действия до 10 км и предназначена для автоматического определения дальности и скорости цели, вычисления углов упреждения при пуске ракеты, наведения пусковой установки и определения момента пуска ракеты. Кроме того, боевая машина имеет аппаратуру опознавания «свой-чужой», навигационную систему, радиостанцию Р-123М и внутреннее переговорное устройство. В походном положении ПУ складывается на крышу самохода. Время развертывания комплекса в боевое положение – 20 секунд. Электропитание машины осуществляется от генератора, работающего от ходового двигателя или от внешнего источника энергии. В отличие от БМ 9К34 на БМ 9К35 (командирская машина) установлен пассивный радиопеленгатор 9С16, предназначенный для обнаружения и пеленгования целей, летящих с включенной радио-локационной аппаратурой.

БМ 9К35М2 и 9К34М2 ЗРК «Стрела-10М2» оснащены дополнительной радио-станцией и аппаратурой приема целеуказания, позволяющей осуществлять автоматический прием координат цели от пунктов управления ПУ-12М (9С482М) или «Ранжир» 9С737 и автоматически разворачивать ПУ в направлении на цель. В этом ЗРК реализуется принцип: «выстрелил и забыл». Твердотопливная ЗУР 9М37 имеет неконтактный взрыватель на основе лазерных излучателей, боевую часть со стержневыми элементами и оснащена пассивной головкой самонаведения (ГСН), работающей в двух режимах: фото контрастном, позволяющем сопровождать контрастную на фоне неба цель и в инфракрасном (по тепловому излучению цели). На ЗУР 9М37М установлена усовершенствованная ГСН, способная производить селекцию цели по ее траекторным признакам на фоне тепловых ловушек. В ЗРК «Стрела-10МЗ» (9К35МЗ) применена новая ЗУР 9МЗЗЗ с улучшенными характеристиками.

Преимуществами ЗРК «Стрела-10» является его низкая стоимость, невосприимчивость к радиопомехам и неуязвимость от противорадиолокационных ракет. Недостатки – невозможность стрельбы в плохих метеоусловиях по целям, заходящим со стороны солнца, а также чувствительность к инфракрасным и оптическим помехам. Боевые машины «Стрела-10» эффективно использовались в конфликтах в Анголе, на Ближнем Востоке и в Югославии. Результаты боевых стрельб на полигонах, производимых расчетами практически всегда были очень высокими. Тактико-технические характеристики ЗРК “Стрела-10СВ”

Боевая масса, т – 10,9 Экипаж, чел. – 3 Толщина брони, мм – до 7 Время реакции ЗРК – до 7 сек Вероятность поражения цели одной ракетой – 0,6-0,6 Дальность стрельбы, км – 5 (макс.), 0,8 (мин.) Высота поражаемых целей – 3900 км (макс.) Максимальная скорость полета ЗУР, м/с – 415 Боекомплект – 4 ЗУР 9М37 (9МЗЗЗ, 9М31) Двигатель машины – ЯМЗ-238В, дизельный, мощностью 260 л. с. Максимальная скорость движения, км/ч – 60 (по шоссе), до 6 (на плаву)

Важнейший элемент комплекса

Установка комплектуется твердотопливными ракетами зенитного типа (ЗУР) 9М37. В их производстве используется схема «утка». Задняя часть ракеты оснащена элеронами, за счет чего уменьшается угловая скорость вращения. Желая повысить эффективность ЗУР, разработчики оснастили ее боевую часть поражающими стержневыми элементами. Для ракеты предусмотрены взрыватели двух видов: контактные и бесконтактные. Ракета оснащена головкой самонаведения (ГСН), использующей два канала: основной (наведение на цель осуществляется в фотоконтрастном режиме) и дополнительный (в инфракрасном).

Внедрением двухканального режима был максимально оптимизирован процесс управления ракетой. ЗУР достигает цели, используя режим фото-контраста. Если же этот метод оказывается нерезультативным, то осуществляется перепрограммирование головки к работе на дополнительной инфракрасной навигации. За счет двухканальных режимов ракета одинаково оперативно реагирует, как на приближающиеся, так и на удаляющиеся цели. Чипы ЗУР охлаждаются в жидком азоте.

Местом для его хранения стали специальные контейнеры, которые вмонтированы в корпус ракеты. Азот защищает запал от раннего самовозгорания. Ручная навигация осуществляется оператором в том случае, если один из режимов наводки вышел из строя. В отличие от своего аналога, «Стрела-10» за счет дополнительного канала обладает повышенными возможностями при стрельбе вдогонку и по объектам, движущимся навстречу. В случае, если ЗУР не удается достичь цели, происходит ее самоуничтожение.

Для комплекса разработана специальная система 9С86, которая просчитывает необходимые углы упреждения и осуществляет оценку зоны пуска. Система оборудована когерентно-импульсным радиодальномером, который функционирует в миллиметровом диапазоне. Это приспособление измеряет дальность до намеченной цели. Кроме того, дальномер определяет, с какой радиальной скоростью она движется. Благодаря данной системе уничтожение воздушных объектов ЗРК происходит намного эффективнее. В отличие от своего аналога, ЗРК «Стрела-10» годится для скоростных обстрелов объектов и менее восприимчива к природным и искусственным оптическим помехам.

ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ

Общее устройство ракеты 9М37

Зенитная управляемая ракета 9М37 предназначена для пора­жения самолетов с реактивными, газотурбинными и поршневыми двигателями, самолетов-снарядов и вертолетов на высотах от 25 до 3500 м при скорости полета до 417 м/с (1500 км/ч) на встреч­ных курсах и до 306 м/с (1100 км/ч) на догонных курсах и ма­неврирующих с перегрузками 3 – 5 единиц, в любое время года.

Компоновка ЗУР 9М37: 1 – головка  самонаведения;  2 – автопилот;  3 – боевая  часть с  предохранительно-исполнительным   механизмом и блоком питания; 4 – неконтактный датчик цели; 5 – двигательная установка

Поражение целей ракетой 9М37 обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных кур­сах, а ночью — только на догонных курсах.

Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэро­динамической схеме «утка». Рули ракеты расположены в перед­ней части, а крылья размещены в хвостовой части. Рули и крылья расположены на ракете по Х-образной схеме и лежат в одной плоскости.

Ракета 9М37 наводится на цель системой пассивного самона­ведения по методу пропорциональной навигации.

Ракета имеет двухканальную систему управления, аэродина­мическое ограничение скорости крена, контактно-неконтактное взрывательное устройство, осколочно-фугасную боевую часть и бортовой источник питания.

Собранная ракета помещается в металлический контейнер.

Конструктивно ракета выполнена в виде пяти отсеков и кон­тейнера:

  • отсек №1 — головка самонаведения;
  • отсек №2 — автопилот и контактный датчик цели взрыватель-ного устройства;
  • отсек №3 — боевая часть с размещенными в ней предохрани­тельно-исполнительным  механизмом   (ПИМ)   и  блоком  питания;
  • отсек №4 — неконтактный датчик цели;
  • отсек №5 — двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.

Тактико-технические   характеристики   ракеты 9М37:

  • калибр — 120 мм;
  • длина — 2190 мм;
  • масса — 39,2 кг;
  • масса контейнера с ракетой — 70 кг;
  • масса боевой части — 3 кг;
  • масса укупорки с ракетой— ПО кг;
  • дальность   (наклонная)   поражения — от 800 до 5000 м;
  • диапазон параметров — от 0 до 3000 м;
  • максимальная скорость полета — 700 м/с;
  • средняя скорость полета — 550 м/с;
  • зона ограничения стрельбы в направлении солнца — 20°;
  • дальность взведения взрывательного устройства — 250 м от БМ;
  • время боеготовности — 5 с;
  • условия эксплуатации — в любое время года днем и ночью при температуре от –50 до +50° С.

В войсках ракеты 9М37 размещаются в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.

Контейнеры с ракетами хранятся или в деревянной укупорке (на складах, базах), или на боевой машине (на пусковой уста­новке или внутри БМ).

Особенности ракеты 9М37M         

Основным отличием ракеты 9М37М от ракеты 9М37 является наличие в автопилоте блока, отвечающего за отвечающего за помехозащиту. В условиях сброса помех оператор ЗРК включает схему помехозащиты, которая автомати­чески обеспечивает отстройку ГСН от помех. Схема помехоза­щиты обеспечивает отстройку от помех как зависших на парашюте, так и свободно падающих.

Зенитная управляемая ракета 9М31М

Зенитная управляемая ракета 9М31М предназначена для по­ражения низколетящих воздушных целей на высотах от 30 до 3500 м при скоростях полета до 310 м/с на встречных курсах и до 220 м/с на догонных курсах и маневрирующих с перегрузкой до 3 единиц.

Поражение целей ракетой 9М31М при стрельбе обеспечивается днем на догонных и встречных курсах, а ночью — только на до­гонных курсах.

ЗУР 9М31М представляет собой одноступенчатую малогаба­ритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинами­ческой схеме «утка».

Ракета наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.

Ракета содержится в герметизированном контейнере 9Я23. При хранении контейнер помещается в деревянную парковую уку­порку.

Ракета состоит из пяти отсеков:

  • отсек № 1—головка самонаведения (ГСН);
  • отсек № 2 — автопилот, в котором конструктивно размещены блок питания и контактный датчик цели взрывательного устрой­ства;
  • отсек № 3 — боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом;
  • отсек № 4 — неконтактный датчик цели;
  • отсек № 5 — двигательная1 установка, на  которой размещены крылья с роллеронами.

Тактико-технические   характеристики   ракеты 9М31М:

  • калибр — 120 мм;
  • длина— 1803 мм;
  • размах крыльев — 360 мм;
  • масса —30,5 кг;
  • масса ракеты с контейнером — 55 кг;
  • масса ракеты с контейнером в укупорке — 95 кг;
  • масса боевой части — 2,75 кг;
  • масса ВВ — 1 кг;
  • дальность поражения целей — до 4200 м;
  • средняя скорость полета — 500 м/с;
  • максимальная скорость полета — 536 м/с.

(По учебнику МО РФ «Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10» под ред. И.И. Богдан)

Служба и боевое применение

Боевое применение

  1. Война в Западной Сахаре — в 1981 году с помощью ЗРК 9К31 Полисарио сбили марокканский истребитель Mirage F1 и вертолёт Puma.
  2. Гражданская война в Ливане — по израильским данным, в 1982 году уничтожен ряд сирийских батарей «Стрела-1». В 1983 сирийские ЗРК 9К31 сбили самолёты ВМС США A-6 Intruder и совместным огнём с Стрела-2 A-7 Corsair;
  3. Гражданская война в Анголе — на начальном этапе поставок комплексов «Стрела-1» в Анголу, расчёты ЗРК были либо советскими, либо кубинскими. Наведение ракет на цели в ручном режиме вызывало большие трудности у ангольских военных. В 1985 году трофейным ЗРК 9К31 спецназом ЮАР был сбит военно-транспортный самолёт Ан-12 ВВС СССР;
  4. Война в Персидском заливе — иракским ЗРК 9К31 был сбит американский штурмовик A-10 Thunderbolt II, пилот взят в плен.;
  5. Косовская война.
  6. Вооружённый конфликт в Йемене (с 2014) — по данным китайских блогеров предположительно сбила MQ-9 Reaper

Трофейные машины

По свидетельству советских офицеров, выполнявших функции военных советников в африканских странах, отношение к новейшей советской боевой технике было крайне небрежным и безответственным, мер охранения, аналогичных предпринимаемым в контингентах советских войск в Европе, не предпринималось, даже такие фундаментальные понятия организации несения службы и работы с техникой как «секретность» и «военная тайна» были недоступны для понимания местными военными. Как результат, в 1983 году южно-африканскими войсками в боевых действиях на юге Анголы захвачены несколько машин 9К31 вместе с ракетами 9М31. Для ознакомления с устройством боевых машин, пусковых установок и ракет в ЮАР прибыли иностранные специалисты по ракетному вооружению из различных стран НАТО, которые внимательнейшим образом исследовали комплекс и представили свои выводы. В сжатом виде выводы исследования «Стрел» зарубежными учёными и инженерами вместе с тактико-техническими данными, сведениями об устройстве ракет и комплексов, и другой ценной справочной информацией были опубликованы в зарубежной военной публицистике, в частности авторитетным еженедельником «Джейнс».

Характеристики

Сверхзвуковые

Характеристики:

Год принятия на вооружение 1974
Индекс пусковой установки 9П58М
Масса комплекса в боевом / походном положении 16.6 / 19.0 кг
Индекс ЗУР 9М36
Длина ЗУР 1.427 м
Максимальный диаметр ЗУР 0.072 м
Количество ступеней ЗУР 1
Стартовая масса ЗУР 10.3 кг
Дальность стрельбы 0.3-4.1 км
Высота стрельбы для встречных / догонных курсов для реактивных (обычных) ЛА 30 – 1000 / 1800 (3000) м
Скорость полета ЗУР 400 м/с
Макс. скорость полета цели на встречных / догонных курсах 310 / 260 м/с
Тип двигателя РДТТ
Тип БЧ ОФ
Масса БЧ 1.17 кг
Система наведения АУ + ИКГСН
Количество каналов по цели 1
Время перехода из походного в боевое положение до 10 с
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0.31 — 0.33

Аббревиатуры

История создания

24 июля 1969 года, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР, была начата разработка комплекса 9К35 «Стрела-10СВ». Комплекс создавался в Конструкторском бюро точного машиностроения путём последовательной модернизации и модификации ЗРК 9К31 «Стрела-1».

С января 1973 года по май 1974 года ЗРК «Стрела-10СВ» прошёл совместные испытания на полигоне. По результатам испытаний встал вопрос о целесообразности принятия на вооружение этого комплекса. По мнению представителей ГРАУ и разработчиков ЗРК соответствовал всем предъявленным требованиям. Однако, по мнению председателя комиссии и представителей полигона, комплекс не отвечал всем предъявляемым требованиям. Претензии предъявлялись к ЗУР в части вероятности поражения цели одной ракетой при использовании инфракрасного (во всей зоне поражения) и фотоконтрастного (на встречных курсах, вдогон на высотах до 100 м и более 2000 м) каналов. Была подвергнута сомнению надёжность функционирования боевой машины и ракеты 9М37. Были замечания по размещению аппаратуры и удобству ведения работы боевым расчётом. В результате, было принято компромиссное решение, ЗРК 9К35 был рекомендован к принятию на вооружение после устранения замечаний. К 1976 году замечания были устранены и комплекс прошёл повторные испытания на полигоне, после чего был принят на вооружение.

Создание мотора

Начало зарождения двигателя ГАЗ-53 было положено в 1959 году. В этот период стартовала работа по расчёту агрегата, который бы заменил ГАЗ-51. Последний на тот момент сильно устарел морально. К тому же клапана, размещённые снизу, не давали реализовать потенциал мотора, настройка и починка усложнялись конструкторскими недоработками. Чугун, из которого отливались несущие элементы, делал изделие неповоротливым, увеличивал вес. Предпосылки скорой смены конструкции очевидны и работа не терпела отлагательств. Накануне конструкторы моторного завода освоили метод отливки алюминия, тогда это считалось прорывом и позволило применить технологии на новом изделии.

Первым двигателем, установленным на машину ГАЗ-53, стал агрегат под маркировкой «511», случилось это в 1961 году. Впоследствии, на машину ставилась не одна экспериментальная модель мотора, однако агрегаты прижиться не смогли. Так, яркий пример «инженерной мысли», двигатель ГАЗ-53Ф с форкамерным зажиганием, другие модель: ГАЗ-53А (12). Создан ряд модификаций, не нашедший массового применения, однако популярный среди любителей делать тюнинг двигателя ГАЗ 53. Кроме того, встречаются моторы, использование которых выходит за рамки продукции «ГАЗ». Например, 53-й встречается на машинах: «УАЗ» и «Газель». Год 1993 стал финальным этапом для мотора, поскольку марка перестала выпускаться. Тем не менее на заводе работает цех, выпускающий запасные детали двигателям, не прекратившим эксплуатацию.

Трансмиссия и управление

ЗИЛ-433362 создан с пятиступенчатой коробкой передач, которая имеет одну заднюю скорость. Сопряжение коробки с мотором происходит с помощью фрикционного сцепления сухого типа.

Шасси, два вала, промежуточное опорное крепление и шарнирные крестовины в совокупности образуют карданную систему автомобиля. На полуоси усилие передается при помощи гипоидного одноступенчатого моста и дифференциала.

ЗИЛ-433362, шасси которого в составе автопоезда оборудуются специальным краном для подключения системы торможения прицепа, имеет достаточно плавный ход. Передние рессоры оснащены гидравлическими телескопическими амортизаторами.

Операторы

  • Азербайджан Азербайджан — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Ангола Ангола — 10 9К35, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
  • Армения Армения — 48 Стрела-10, по состоянию на 2016 год
  • Белоруссия Белоруссия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина — 1 9К35М3, по состоянию на 2017 год
  • Грузия Грузия — некоторое количество 9К35М, по состоянию на 2017 год
  • Индия Индия — 250 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Иордания Иордания — 92 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Казахстан Казахстан — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
  • КНДР КНДР — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Куба Куба — 200 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Македония Македония — 8 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Россия Россия:

    • Сухопутные войска России — 400 9К35М3, по состоянию на 2016 год
    • Морская пехота России — 50 «Стрел-1» и «Стрел-10», по состоянию на 2016 год
    • Воздушно-десантные войска России — более 30 «Стрела-10МН», по состоянию на 2016 год
  • Сирия Сирия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Словакия Словакия — 48 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Туркмения Туркмения — 13 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Украина Украина — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Чехия Чехия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год

Бывшие операторы

  • Афганистан Афганистан — некоторое количество SA-13 Gopher, по состоянию на 2010 год
  • Йемен Йемен:

    • Сухопутные войска Йемена — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год
    • Войска ПВО Йемена — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год
  • Ливия Ливия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год
  • Сербия Сербия — 5 9К35, по состоянию на 2012 год
  • Республика Абхазия Республика Абхазия — несколько 9К35 «Стрела-10», по состоянию на 2007 год
  • Южная Осетия Южная Осетия — несколько 9К35 «Стрела-10», по состоянию на 2007 год

Операторы[править | править код]

Операторы ЗРК Стрела-10 Воспроизвести медиафайл

ЗРК 9К35 «Стрела-10» на учениях 80-й мотострелковой бригады в Заполярье. 30 марта 2020 года.

Воспроизвести медиафайл

ЗРК 9К35М «Стрела-10М» на учении зенитчиков 36-й общевойсковой армии на полигоне Телемба в Бурятии. 3 апреля 2020.

  • Азербайджан — 54 9К35 по состоянию на 2020 год
  • Ангола — 10 9К35, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2020 год
  • Беларусь — некоторое количество 9К35 по состоянию на 2018 год
  • Босния и Герцеговина — 1 9К35М3 по состоянию на 2018 год
  • Грузия — некоторое количество 9К35М, по состоянию на 2018 год
  • Индия — 250 9К35 по состоянию на 2020 год
  • Иордания — 92 9К35 по состоянию на 2020 год
  • Казахстан — 50 9К35 по состоянию на 2020 год
  • КНДР: Сухопутные войска КНДР — некоторое количество 9К35 по состоянию на 2020 год
  • Военно-воздушные силы КНДР — некоторое количество 9К35 по состоянию на 2020 год

Куба — 200 9К35 по состоянию на 2020 год
Российская Федерация:

  • Сухопутные войска — 400 9К35М3 по состоянию на 2018 год

Береговые войска — 50 «Стрела-1» и «Стрела-10» по состоянию на 2016 год
Воздушно-десантные войска — более 30 «Стрела-10МН» по состоянию на 2020 год
Северная Македония — 8 9К35 по состоянию на 2020 год
Сербия — 5 9К35М по состоянию на 2020 год
Сирия — некоторое количество 9К35 по состоянию на 2018 год
Словакия — 48 9К35 по состоянию на 2020 год
Туркмения — 13 9К35М по состоянию на 2020 год
Украина — некоторое количество 9К35 по состоянию на 2018 год
Чехия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2018 год

Непризнанные республики

  • Донецкая народная Республика — некоторое количество 9К35 по состоянию на 2020 год
  • Луганская народная республика — некоторое количество 9К35 по состоянию на 2020 год

Статус неизвестен

  • Армения — 48 9К35 по состоянию на 2020 год
  • Афганистан — некоторое количество SA-13 Gopher, по состоянию на 2010 год
  • Йемен: Сухопутные войска Йемена — некоторое количество 9К35 по состоянию на 2012 год
  • Войска ПВО Йемена — некоторое количество 9К35 по состоянию на 2012 год

Ливия — некоторое количество 9К35 по состоянию на 2012 год

Непризнанные и частично признанные

  • Республика Абхазия — несколько 9К35 по состоянию на 2007 год
  • Южная Осетия — несколько 9К35 по состоянию на 2007 год

Конструкция самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-10»

Как уже отмечалось, в качестве основы ЗРК «Стрела-10» используется корпус многоцелевого тягача МТ-ЛБ, цельносварной и герметизированный, из катаных листов стальной брони. Бронирование обеспечивает защиту от пуль и осколков.

Силовая установка боевой машины оснащена V-образным восьмицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. В систему питания двигателя входят четыре топливных бака общей ёмкостью 520 л.

Трансмиссия — механическая, ступенчатая, включает в себя шестискоростную коробку передач и двухступенчатый планетарный механизм поворота.

Ходовая часть включает шесть односкатных опорных катков с наружной амортизацией, на борт. Направляющие колёса с грязеочистителями размещены сзади, ведущие колёса двойного цевочного зацепления — спереди. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на двух парах крайних опорных катков по каждому борту. На воде машина приводятся в движение перемоткой гусениц.

Боевые машины комплекса «Стрела-10» всех модификаций выпускались Саратовским агрегатным заводом.

Огонь ведет самоходный зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» 9К35.

Операторы[править]

  • СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам:

    • Азербайджан — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год.
    • Грузия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год.
    • Абхазия — несколько 9К35 «Стрела-10», по состоянию на 2007 год.
    • Туркмения — 13 9К35, по состоянию на 2012 год.
    • Южная Осетия — несколько 9К35 «Стрела-10», по состоянию на 2007 год.
  • Ангола — 10 9К35, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2012 год.
  • Афганистан — некоторое количество SA-13 Gopher, по состоянию на 2010 год.
  • Индия — 250 9К35, по состоянию на 2012 год.
  • Иордания — 92 9К35, по состоянию на 2012 год.
  • Йемен:

    • Сухопутные войска Йемена — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год.
    • Войска ПВО Йемена — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год.
  • Куба — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год.
  • Ливия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год.
  • Сирия — 30 9К35, по состоянию на 2012 год.

Клоны автомата Калашникова

Операторы

  • Азербайджан Азербайджан — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Ангола Ангола — 10 9К35, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
  • Армения Армения — 48 Стрела-10, по состоянию на 2016 год
  • Белоруссия Белоруссия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина — 1 9К35М3, по состоянию на 2017 год
  • Грузия Грузия — некоторое количество 9К35М, по состоянию на 2017 год
  • Индия Индия — 250 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Иордания Иордания — 92 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Казахстан Казахстан — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
  • КНДР КНДР — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Куба Куба — 200 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Македония Македония — 8 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Россия Россия:

    • Сухопутные войска России — 400 9К35М3, по состоянию на 2016 год
    • Морская пехота России — 50 «Стрел-1» и «Стрел-10», по состоянию на 2016 год
    • Воздушно-десантные войска России — более 30 «Стрела-10МН», по состоянию на 2016 год
  • Сирия Сирия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Словакия Словакия — 48 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Туркмения Туркмения — 13 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Украина Украина — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
  • Чехия Чехия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год

Бывшие операторы

  • Афганистан Афганистан — некоторое количество SA-13 Gopher, по состоянию на 2010 год
  • Йемен Йемен:

    • Сухопутные войска Йемена — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год
    • Войска ПВО Йемена — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год
  • Ливия Ливия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год
  • Сербия Сербия — 5 9К35, по состоянию на 2012 год
  • Республика Абхазия Республика Абхазия — несколько 9К35 «Стрела-10», по состоянию на 2007 год
  • Южная Осетия Южная Осетия — несколько 9К35 «Стрела-10», по состоянию на 2007 год

Отряд заметит всех: морские базы на Камчатке прикроет «умная» ПВО

Мобильные отряды С-400, «Панцирей» и «Шилок» защитят от ударов с воздуха субмарины проекта «Борей»

Стратегический подводный флот России спрятали под зенитным «зонтиком». Места базирования ракетоносцев «Борей» на Камчатке стала защищать уникальная интегрированная система управления противовоздушной обороны. Она объединяет в единую сеть все средства ПВО, имеющиеся на полуострове. Начиная от войсковых артиллерийских и ракетных установок типа «Стрела-10» или «Шилка» и заканчивая зенитными комплексами кораблей, а также наземными системами С-400 «Триумф», отметили эксперты.

Модификации

 «Стрела-10М» 9К35 М

Главное отличие комплекса от базовой версии заключалось в использовании новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН вычисляла цель по траекторным признакам, что существенно сокращало эффективность помех-ловушек.

«Стрела-10М2»

ЗРК был создан по решению МОП и ГРАУ. Причиной стала острая необходимость в улучшении степени автоматизации боевой работы комплекса. Главное отличие заключалось в наличии устройств автоматизированного приема и реализации целеуказания от батарейного командного пункта ПУ-12М, от РЛС обнаружения и пункта управления начальника ПВО. По бокам на боевую машину были установлены поплавки из пенополиуретана для преодолении водных преград с пулеметом и полным комплектом ЗУР. В 1981 году комплекс был принят на вооружение.

«Стрела-10М3» 9К35М

По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года инженеры приступили к разработке последующей модификации ЗРК «Стрела-10». Новый ЗРК должен вести более эффективную борьбу с визуально видимыми низколетящими вертолетами, самолетами, с места и при коротких остановках в условия интенсивных оптических помех. После испытаний, прошедших в 1989 году, комплекс поступил на вооружение, поскольку удовлетворял абсолютно все предъявленные к нему требования.

«Стрела-10М4» 9К35М4

В составе ЗРК тепловизионная система, АСЦ. Спектральный диапазон тепловизионного канала – 3-5 мкм. Комплекс позволяет вести огонь по следующему принципу «выстрелил-забыл». Вооружение включает восемь ЗУР 9М333 (9М37МД, 9М37М). Скорость поражаемых целей составляет до 420 метров в секунду.

«Стрела-10МН»

Отечественная модификация, которая была создана АО «КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана» для усовершенствования следующих РЗК «Стрела-10М3, «Стрела-10М2», «Стрела-10М». Комплекс оснащен тепловизионной системой, автоматическим захватом и сопровождением цели, а также блоком сканирования. С 2015 года поставляется в ВДВ и ВПВО СВ.

«Стрела-10Т»

Белорусская модификация, которая была создана НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». Комплекс оснащен оптико-электронной системой ОЭС-1ТМ, аппаратурой навигации GPS и цифровой вычислительной системой. Комплекс может размещаться на колесном шасси.

ЗУР 9М333

Новая зенитная управляемая ракета для ЗРК «Стрела-10», точно также как и 9М37 создана по аэродинамической схеме «утка». Ракета оборудована транспортно-пусковым контейнером и двигателем повышенной эффективности. Кроме того ракета имеет новую головку самонаведения, боевую часть и автопилот. Новая ГСН имеет 3 режима работы, кроме фотокрасного и инфракрасного, есть помеховый режим. Автопилот обеспечивает устойчивую работу ГСН, а также контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет вес 5 кг (на ЗУР 9М37 была 3 кг). За счет увеличения разрывного снаряда, сечения и длины поражающих элементов, повышен показатель вероятности поражения целей. Длина ракеты была увеличена до 2,23 метров. Точно также как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может применяться всеми модификациями ЗРК «Стрела-10».

Тактико-технические характеристики

У ЗРК «Стрела-10» ТТХ отличаются мобильностью и скоростью реакции. Время готовности снаряда к запуску варьируется от 5 до 10 секунд, в зависимости от климатических условий. Прием целеуказаний происходит за 3-5 сек. Искажение данных по азимуту на расстоянии до объекта от 6 до 25 км составляет всего 1,5 градуса. Также достойные у ЗРК «Стрела-10» характеристики дальности стрельбы. Максимальная дистанция до цели с вероятностью поражения до 99,5 % равна 5 км. При этом высота полета может варьироваться в пределах от 25 до 3500 метров. На встречных курсах скорость движения ракеты составляется примерно 1500 км/ч, вдогонку – до 1100 км/ч. В свою очередь, распознавание воздушных объектов происходит на дальности до 12000 м.Перевод установки из маршевого положения в боевое занимает не более 20 секунд. Время полной перезарядки (4 ракеты) колеблется в районе 2-3 минут. Свертывание активных боевых средств занимает 3 мин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector