Танк т-80
Содержание:
- ВВЕДЕНИЕ
- Амулеты для дома
- Характеристики основного боевого танка Т-80
- Порядок получения помощи
- Тактико-технические характеристики
- Танковые двигатели, новые и старые модели, которые до сих пор стоят на Российских танках
- Технические характеристики
- Где можно увидеть[править]
- Машины на базе танка Т-80
- Еще тесты
- Где можно увидеть
- Применение в боевых условиях
- Конструкция и компоновка
- Особенности питания луня
- Т-80БВМ «Мотобол-2»
- Примечания
- Потомки
ВВЕДЕНИЕ
Терроризм — очень серьезная проблема в настоящем и ещё более значительная угроза в будущем. Количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся все более жестокими и все чаще объектом их становятся люди. Терроризм — акции, сопряженные с применением насилия или угрозой насилия, как правило, сопровождаемые выдвижением конкретных требований. Насилие направлено в основном против гражданских объектов и лиц. Мотивы имеют политический или иной характер.
В данной работе будут рассмотрены как вопросы, касающиеся общих вопросов терроризма, так и вопросы о правилах поведения в условиях угрозы терроризма. Эти проблемы были освещены такими авторами как В.М. Кулагин, А.Л. Журавлев и другими специалистами в данной сфере. Осознанием актуальности проблемы терроризма пронизаны многочисленные дискуссии как на национальном, так и на международном уровне, в том числе в рамках ООН, где на протяжении ряда лет данная тематика прочно закрепилась в повестке дня сессий Генеральной Ассамблеи, различных конференций, симпозиумов, семинаров.
Цель работы- определить силу опасности терроризма в современном обществе. Для достижения поставленной цели были определены задачи:
- сформулировать представление о терроризме в целом;
- раскрыть основные виды терроризма;
- выявить основные причины возникновения терроризма;
- сформулировать основные .
Амулеты для дома
Характеристики основного боевого танка Т-80
Страна: СССР/Россия
Тип: Основной танк
Дата выпуска: 1976 г.
Длинна: 9,65 м
Ширина: 3,58 м
Высота: 2,22 м
Броня, лоб: комбинированная, эквивалентна 750-мм стали
Броня, борт: комбинированная, эквивалентна 750-мм стали
Броня, башня: комбинированная, эквивалентна 750-мм стали
Экипаж: 3 человека
Двигатель: Газовая турбина ГТД-1000ТФ, мощностью 1100 л.с.
Дальность хода: 600 км
Максимальная скорость: 70 км/ч Масса: 42,5 тонн Вооружение: 1х пушка 2А46М-1 125-мм (38 выстрелов), 1х пулемет ПКТ 7,62-мм (1250 патронов), 1х зенитный пулемет НСВТ 12,7-мм (300 патронов), 8 пусковых установок 81-мм для пуска дымовых гранат. УР: 9К112-1 «Кобра» с управлением по радио и обратной оптической связью.
Характеристики приведены для Т-80Б
Порядок получения помощи
В случае наступления любого страхового случая, гражданин, либо лицо, опекающее его, может обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства с запросом о постановке на учёт.
После обращения в местный уполномоченный орган, гражданин должен заполнить заявление определенного образца и подать его, вместе с подготовленной документацией.
Соцработники принимают заявку и проверяют весь список предоставляемых документов, подтверждают их подлинность. В случае потребности, производится проверка по месту жительства для оценки жилищных условий и материального состояния кандидата на социальную помощь.
Постановление отправляется в горадминистрацию, либо управляющим властям определенного населенного пункта, где и происходит распределение средств по разным Фондами, для осуществления помощи нуждающемуся населению.
Далее средства начисляются в зависимости от разновидности пособия: единовременно, либо каждый месяц.
В случае если гражданин устраивается на официальную работу, либо изменяется его финансовое положение, тогда будет принято постановление о снятии его с государственного учета. Если не обратиться в госучреждение вовремя будут накладываться штрафные санкции, а выплаченные пособия потребуется вернуть.
Таковыми организациями вне бюджета являются:
- Фонд соцстрахования РФ;
- Пенсионный Фонд РФ;
- Государственный и местные Фонды обязательного медстрахования.
Данный налоговый сбор помогает сформировать будущие пенсионные выплаты, медицинское страхование и другие выплаты социальных проплат.
Документы для оформления
Для того чтобы оформить социальные выплаты могут понадобиться нижеперечисленные документы, подтверждающие право претендовать на предоставление льготы:
- Заполненное заявление установленного образца;
- Паспорт гражданина РФ;
- Идентификационный код;
- СНИЛС;
- Свидетельство о рождении, либо смерти (зависимо от предоставляемой социальной выплаты);
- Справка о составе семьи;
- При наличии ребенка с инвалидностью, потребуется справка, которая подтвердит совместное проживание;
- Справка о получаемой прибыли (на всех членов семьи);
- Свидетельство о бракосочетании, или разводе;
- Документы, подтверждающие попечительство;
- Справка, что подтвердит статус заявляющей стороны.
Тактико-технические характеристики
Танковые двигатели, новые и старые модели, которые до сих пор стоят на Российских танках
Первый двигатель В-2 был выпущен еще в 1939 году. Модификации этого мотора устанавливаются на российские танки, по сей день. Например, мотор В-2-34 ставили на Т-34 в 1941 году. А вот моторы В-84МС и В-92С2 уже ставили на ранние модели Т-90. Оба двигателя являются прямыми приемниками агрегата выпущенного 80 лет назад.
М одернизированный В-84МС.
Сложно поверить? Что ж, и новые и старые двигатели являются V-образными и имеют 12 цилиндров. Объём всех моторов составляет 38880 кубических сантиметров, а диаметр цилиндров – 150 мм. У всех моторов одинаковый поршневой ход 180 мм в левой группе и 186.7 в правой группе. Все моторы используют жидкостное охлаждение, непосредственный впрыск топлива, а также по 4 клапана на цилиндр.
Само собой, интеграция в старые моторы современных технологий помогла значительно нарастить их мощность. Так, В-84МС дает 840 л.с, а В-92С2 уже целую 1000 л.с. Новомодные «примочки» действительно способны выводить даже очень старые двигатели на принципиально новый уровень качества и производительности. Само собой, бесконечно модернизировать любой механизм все равно не получится. Потому, что рано или поздно инженеры упрутся в конструкционный максимум. Потребуется вносить слишком большие, не рациональные с точки зрения экономики доработки непосредственно в корневой механизм.
Нове йший двигатель 12Н360.
Именно поэтому для Т-14 «Армата» пришлось создавать уже полностью новый мотор Х-образный 12-цилиндровый двигатель 12Н360 с отдачей 1500 л.с. Данный мотор (если не брать в расчет газотурбинный агрегат для танка Т-80) стал первым в России двигателем, который не является потомком знаменитого В-2.
Источник
Технические характеристики
В числе основных технических характеристик танка Т-80 указывается один из самых значимых его параметров: максимальная скорость движения по шоссе, достигающая 70 км/ч. Скорость передвижения по сухой грунтовой дороге составляет от 40 до 45 км/ч, скорость заднего хода — до 11 км/ч.
Танки Т-80 всех модификаций способны преодолевать броды глубиной до 1,2 метра с ходу. С некоторой подготовкой этот показатель может быть повышен до 1,8 метра, а с установкой и применением возимого устройства для подачи воздуха глубина преодолеваемых водных преград достигает 5 метров, а их протяжённость — до 1 километра.
Габариты и вес
Параметры | Характеристики для основных модификаций | |||
Т-80 | Т-80Б | Т-80У | Т-80УД | |
Боевая масса | 42 т | 42,5 т | 46 т | 46 т |
Длина с пушкой вперёд | 9656 мм | 9651 мм | 9556 мм | 9664 мм |
Длина корпуса | 6780 мм | 6982 мм | 7012 мм | 7020 мм |
Ширина | 3525 | 3582 мм | 3603 мм | 3755 мм |
Высота по крышу башни | 2300 мм | 2219 мм | 2215 мм | 2215 мм |
Клиренс | 451 мм | 451 мм | 451 мм | 529 мм |
Тип бронирования
В танке Т-80 сочетались различные типы бронирования. Корпус машины — сварной, его основная лобовая деталь имеет угол наклона 68 градусов, башня — литая. Лобовые части корпуса и башни снабжены многослойным комбинированным бронированием, сочетающим сталь и керамику. Остальные части корпуса выполнены из монолитной стальной брони, исполненной с большими переходами по толщине и углам наклона.
Начиная с танка Т-80У, устанавливается встроенная динамическая защита лобовой части корпуса и передней полусферы башни. На Т-80У(М) кроме динамического бронирования по типу Т-80У на бортах башни устанавливается по три дополнительных блока. На танках Т-80У-М1 изменен комплекс встроенной динамической защиты башни.
Силовая установка и трансмиссия
Характеристики газотурбинной двигательной установки в ходе последующих модернизаций повышались по мощности от исходных 1000 л.с. сперва до 1100 л.с., а в версиях БВ — до 1250 л.с.
Моторно-трансмиссионный блок в кормовой части корпуса танка расположен продольно, что потребовало некоторого увеличения длины машины по сравнению с Т-64. Двигатель выполнен в едином агрегате со встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором, что увеличило его общий вес до 1050 кг. Но подобная конструкция позволила кинематически связать с силовой установкой две бортовые планетарные коробки передач. Три планетарных ряда и пять фрикционных устройств управления в каждой бортовой коробке обеспечивают четыре передачи вперёд и одну назад. Кроме того, схема моноблока позволила сократить время замены двигателя в среднем до 5 часов (у Т-72 подобный показатель составлял 24 часа).
Запас и расход топлива
Общий запас топлива в забронированном объеме Т-80 составляет 1110 литров. Наружные баки позволяют вместить ещё 700 литров, а также дополнительно могут быть установлены бочки с 400 литрами топлива. Расчётный расход топлива на 100 км мог заметно различаться от избранного темпа движения и составлял: от 450 до 790 литров для сухой грунтовой дороге и 430-500 литров для шоссе.
Тип подвески
Подвеска танка — индивидуальная торсионная, с несоосным расположением торсионных валов и гидравлическими телескопическими амортизаторами на первом, втором и шестом катках. Опорные катки имеют резиновые бандажи и диски из алюминиевого сплава. Гусеницы — с резиновыми беговыми дорожками и резинометаллическими шарнирами.
Прицельное оборудование танка Т-80БВ
Где можно увидеть[править]
Объект 219А в музее Кубинка
Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга
Т-80 в Хабаровске
- г. Ливны, Орловская область, Т-80Б установлен на пересечении улиц Октябрьская и Гайдара.
- г. Цивильск, Республика Чувашия Т-80УД установлен рядом с домом культурыРоссия Россия:
- п. Архангельское, Московская область — Т-80Б, Музей техники Вадима Задорожного;
- г. Брянск — Т-80У, Мемориальный комплекс «Партизанская поляна»;
- г. Верхняя Пышма — Т-80УД, Музей военной техники «Боевая слава Урала»;
- г. Видное, Московская область – Т-80Б, установлен перед обелиском-памятником погибшим в Великой отечественной войне;
- г. Вологда, Вологодская область – Т-80БВ, установлен в Парке Победы;
- г. Казань — Т-80, один из первых образцов, территория бывшего военного танкового училища, так как училище единственное в бывшем СССР готовило командные кадры на данную машину;
- г. Казань — Т-80У, Мемориальный парк Победы в Казани;
- п. Каменка, Выборгский район Ленинградской области — на постаменте, у шоссе А-125;
- г. Кострома — Т-80УД, парке Победы;
- г. Кубинка — Т-80БВ и Т-80У, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке;
- г. Москва — Т-80У, на постаменте на военной кафедре Московского института стали и сплавов;
- г. Москва — Т-80УД, Московское суворовское военное училище;
- г. Москва — Т-80У, на территории Российского государственного социального университета;
- г. Раменское, Московская область — Т-80, Городской парк культуры и отдыха;
- г. Санкт-Петербург — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;
- г. Санкт-Петербург — Т-80БВ, Нефтяная дорога;
- г. Саратов — Т-80БВ (или ранний Т-80У), «Саратовский государственный музей боевой славы» в Парке Победы на Соколовой горе;
- г. Сертолово (Ленинградская область) — один из первых серийных Т-80 (объект 219 сп 2 1976 года), перед военной частью на постаменте;
- г. Тольятти — Технический музей имени К. Г. Сахарова
- г. Хабаровск — Военно-исторический музей Восточного (Дальневосточного) военного округа;
- г. Южно-Сахалинск — Коммунистический проспект 27
- г. Челябинск – Парк Сад Победы
- г. Череповец — Т-80Б, Парк Победы
- д. Шолохово (Московская область) — Т-80Б, Музейный комплекс истории танка Т-34».
- Белоруссия Белоруссия:
- г. Гомель — Т-80Б, Гомельский областной музей военной славы;
- д. Лошаны — Т-80Б, историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
- Казахстан Казахстан:
- г. Караганда — военное училище;
- Украина Украина:
- г. Киев — Национальная Академия обороны Украины;
- г. Киев — Т-80УД, Музей Великой Отечественной войны.
Машины на базе танка Т-80
- Самоходная артиллерийская установка Мста-С.
- Самоходная артиллерийская установка2С7 Пион.
- Боевые модули зенитно-ракетного комплекса С-300В.
- Специальная пожарная машина на гусеничном ходу СПМ.
- Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У.
- Плавающий транспортёр ПТС-4.
- Траншейный экскаватор БТМ-4М.
152-мм дивизионная самоходная гаубица «Мста-С», также «родная сестра» Т-80
Также, на базе основного танка Т-80УД разработаны:
- Украинский основной танк Т-84 (Т-80УД с форсированным двигателем, новыми приборами прицеливания и динамической защитой).
- «Объект 478ДУ9», он же Т-84У, он же Т-84У «Оплот» (Т-84 с измененной башней, установкой современных зарубежных приборов наблюдения и увеличенными бортовыми экранами).
- БМ «Оплот» (он же «Оплот-М») — дальнейшее развитие концепции Т-80УД, современный основной танк.
Источник
Еще тесты
Где можно увидеть
Объект 219А в музее Кубинка
Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга
Т-80 в Хабаровске
Т-80БВ в Музее отечественной военной истории в Падиково (слева танк Т-90)
- п. Архангельское, Московская область — Т-80Б, Музей техники Вадима Задорожного;
- г. Брянск — Т-80Б, Мемориальный комплекс «Партизанская поляна»;
- г. Бугуруслан — Т-80, установлен на аллеи военной техники у берега реки Большой Кинель;
- г. Верхняя Пышма — Т-80УД, Музей военной техники «Боевая слава Урала»;
- г. Видное, Московская область — Т-80Б, установлен перед обелиском-памятником погибшим в Великой отечественной войне;
- г. Вологда, Вологодская область — Т-80БВ, установлен в Парке Победы;
- г. Екатеринбург, — Т-80БВ, у Штаба Центрального военного округа со стороны ул. Бажова;
- г. Зеленодольск, Республика Татарстан — Т-80БВ,;
- г. Казань — Т-80, один из первых образцов, территория бывшего военного танкового училища, так как училище единственное в бывшем СССР готовило командные кадры на данную машину (?);
- г. Казань — Т-80Б, Мемориальный парк Победы в Казани;
- п. Каменка, Выборгский район Ленинградской области — на постаменте, у шоссе А-125;
- г. Кострома — Т-80Б и Т-80УД в парке Победы;
- г. Кубинка — Т-80, Т-80БВ и Т-80У, Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке;
- г. Кубинка — Т-80, парк Патриот;
- г. Лысково, Нижегородская область, Т-80Б установлен в Парке Победы;
- г. Ливны, Орловская область, Т-80Б установлен на пересечении улиц Октябрьская и Гайдара;
- г. Москва — Т-80У, на постаменте на военной кафедре Московского института стали и сплавов (?);
- г. Москва — Т-80УД, Московское суворовское военное училище (?);
- г. Москва — Т-80У, на территории Российского государственного социального университета;
- г. Москва — Т-80, на открытой площадке, Центральный музей вооруженных сил;
- г. Одинцово — Т-80Б, на площадке у Одинцовского историко-краеведческого Музея;
- д. Падиково, (Истринский район Московской области) — Т-80БВ, в танковом корпусе Музея отечественной военной истории;
- г. Раменское, (Московская область) — Т-80У, Городской парк культуры и отдыха;
- г. Санкт-Петербург — Т-80Б Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи;
- г. Санкт-Петербург — Т-80БВ, у НПО Специальных материалов, Нефтяная дорога;
- г. Санкт-Петербург — Т-80Б, на территории 61-го БТРЗ в Стрельне;
- г. Саратов — Т-80БВ (или ранний Т-80УД), „Саратовский государственный музей боевой славы“ в Парке Победы на Соколовой горе;
- г. Сертолово (Ленинградская область) — один из первых серийных Т-80 (объект 219 сп 2 1976 года), перед военной частью на постаменте, перенесен на пересечение Березовой и Заречной улиц;
- г. Тольятти — ранний Т-80УД, Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова
- г. Хабаровск — Т-80БВ, Военно-исторический музей Восточного (Дальневосточного) военного округа;
- г. Цивильск, Республика Чувашия Т-80Б установлен рядом с домом культуры;
- г. Челябинск — предсерийный Т-80 (1974 года), Парк Сад Победы;
- г. Череповец — Т-80БВ, Парк Победы
- д. Шолохово (Московская область) — Т-80Б, Музейный комплекс истории танка Т-34;
- г. Южно-Сахалинск — Коммунистический проспект 27 (?)
- Белоруссия Белоруссия:
- г. Гомель — Т-80Б, Гомельский областной музей военной славы;
- г. Гродно — Т-80Б. Курган Славы.
- д. Лошаны — Т-80Б, историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
- г. Костюковичи — Т-80Б. Краеведческий музей.
- г. Минск — Т-80Б. музей ВА РБ.
- Казахстан Казахстан:
- г. Караганда — военное училище (?);
- Украина Украина:
- г. Киев — Т-80Б Национальная Академия обороны Украины;
- г. Киев — ранний Т-80УД, Музей Великой Отечественной войны;
- г. Первомайск — Т-80, Музей РВСН в стороне от основной экспозиции;
- г. Харьков — Т-80БВ, на территории Гвардейского имени Верховной Рады Украины факультета военной подготовки НТУ «ХПИ». Ул. Полтавский Шлях, 192.
Применение в боевых условиях
Танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У приняли участие в первой Чеченской войне, где понесли достаточно серьёзные потери, составившие за 1994-1996 гг. 16 машин. Причём практически все эти потери были связаны не с недостатками конструкции танка, а с его недостаточно грамотным тактическим применением и слабой выучкой экипажей. Известны случаи, когда повышенный расход топлива у Т-80 оказывался неожиданностью для танкистов, обездвиживая технику прямо на марше.
Брошенные на штурм Грозного танки встречали грамотно организованное сопротивление со стороны боевиков. Кормовая часть любого танка в городских условиях становится крайне уязвимой для внезапного поражения противотанковыми средствами, а лобовой броне Т-80 зачастую приходилось испытывать сосредоточенный огонь в упор из десятка и более РПГ одновременно.
В дальнейшем, вместо массированного применения бронетехники, широко использовались небольшие бронегруппы в составе танков Т-80 или Т-72 и двух-трёх БМП. В населённые пункты такие бронегруппы уже не входили, разрушая оборону противников с безопасного расстояния. Кроме того, танки привлекались к сопровождению автоколонн, направляя головным танк с навешенным минным тралом.
Россия после первой Чеченской войны не стала проводить серьёзную модернизацию Т-80 и не использовала эти танки ни во второй чеченской кампании, ни в ходе непродолжительного конфликта с Грузией в 2008 году. Украина не применяла Т-80 при активных боестолкновениях в зоне конфликта вокруг Донбасса, но затем широко демонстрировала эти танки в районе проведённого разграничения воюющих сторон.
Танки Т-80 в современном Йемене
В настоящее время местом достаточно активного применения Т-80 является Йемен. В эту страну танки в количестве 66 единиц были поставлены Беларусью в 2011-2012 годах. Белорусские танки Т-80БВ к тому времени были модернизированы и оснащены динамической защитой. В ходе обострения внутреннего конфликта в этой стране Т-80 попали в руки обеих противоборствующих сторон, значительная часть их к настоящему времени потеряна.
Автор статьи:
Роев Олег
Конструкция и компоновка
Ещё на испытаниях Объекта 219 стало ясно, что взятый за основу Т-64 придётся серьёзно перерабатывать. Ходовая не слишком подходила для танка с возросшей массой, установка ГТД требовала изменить моторно-трансмиссионное отделение(МТО).
В итоге на Т-80 появилась оригинальная ходовая часть, а длина была увеличена из-за продольного расположения мотоблока массой 1050 кг, который включал в себя турбину, радиаторы, фильтры и т.д., также появилась новая башня.
При этом осталось много сходства с компоновкой Т-64, его боевым отделением и механизмом заряжания.
Экипаж по-прежнему остался в составе 3 человек — командира, наводчика и механика-водителя.
Особенности питания луня
Т-80БВМ «Мотобол-2»
Начиная с середины семидесятых годов прошлого века и до развала Советского Союза, отечественная промышленность параллельно выпускала две линейки основных боевых танков. Одна — «уральская», в лице Т-72 и его дальнейшего развития Т-90; другая представлена Т-64 и Т-80. Первая отличалась применением дизельных двигателей, тогда как на Т-80 применяется газотурбинный. По итогам боевых действий в Чеченской республике, а также в рамках оптимизации численности Вооружённых сил, газотурбинные танки решили передать на базы хранения.
Одно время казалось, что по завершении выполнения заказов Южной Кореи и Кипра на полторы сотни Т-80УЕ, эта линия отомрёт. Однако события последних лет показали обратное: Министерство обороны не просто вернуло Т-80 с баз хранения в строевые части, но и приняло решение на модернизацию. Тема поручена АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения».
mil.ru
Танкисты ЗВО в Подмосковье получили танки Т-80БВМ.
Общее направление работ — унификация Т-80БВ (1985г.) с «уральской линией». получат прицел наводчика «Сосна-У», средства связи и другое оборудование с Т-72Б3, а комплекс защиты — с Т-90М. Промышленность получила заказ на модернизацию строевых машин типа Т-80БМ в ходе одного из форумов «Армия». Соответствующая тема носит «долгосрочный характер». Сначала предполагается выпуск установочной партии численностью порядка 60-80 единиц, для переоснащения пары танковых батальонов.
Модернизированный образец впервые продемонстрировали в сентябре 2017 г. по случаю Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона возле города Луга Ленинградской области. Затем одна машина выступала в динамическом показе на полигоне «Алабино» в ходе МВТФ «Армия-2018». Внешне обновлённый танк заметно отличается от Т-80УЕ-1, которые в большом количестве традиционно принимают участие в различных мероприятиях на площадках форума, выполняя стрельбу по мишеням в полигонных условиях и показывая лёгкость и точность управления в «танковом балете».
Численность парка Т-80 в составе Сухопутных войск России зарубежными источниками оценивается: пятьсот единиц в строевых частях и ещё три тысячи — на складах хранения. Среди этого множества присутствуют модификации «Б», «БВ» и «У», которые собирали в Ленинграде и Омске. Сначала их комплектовали моторами (разработки конструкторского бюро имени В.Я. Климова) мощностью 1.000 л.с., позднее — 1.100 и 1.250 л.с. За годы серийного выпуска масса танка увеличилась с 42 до 46 тонн, и ещё немного подросла в ходе доработок.
mil.ru
Т-80БВМ выполняет стрельбу по мишеням в полигонных условиях.
Модификация «УЕ-1» при весе 47 тонн разгоняется до 70 км/час и показывает запас хода по шоссе 500 км. Сохранив мощность на прежнем уровне, улучшенные силовые агрегаты ГТД-1250 на Т-80БВМ демонстрируют меньший расход топлива, сравнимый с «дизельными аналогами». Словом, модернизация в вариант Т-80БВМ «Мотобол-2» значительно повысит боевые возможности строевых машин, доведя их до уровня современных требований.
Примечания
- William Smith, LLD. William Wayte. G. E. Marindin. // A Dictionary of Greek and Roman Antiquities (англ.). — London: John Murray, 1890.
- . Gutenberg.org (5 августа 2005). Дата обращения: 12 сентября 2010.
- Маркевич В. Е. Ручное огнестрельное оружие. / Под общей редакцией Н. Л. Волковского. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2005. — 496 с.; ил. ISBN 5-89173-276-9
Потомки
Изделие «478БП» – бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ «Атлет» выполнена на базе узлов шасси танка «Оплот», что обеспечивает машине сравнимые с ним динамические и мобильные характеристики, необходимый уровень защиты и проходимость. «Атлет» предназначен для решения широкого круга задач технического обеспечения танковых подразделений при ведении ими всех видов боевых действий в различных погодных и климатических условиях: ведения технической разведки на поле боя днем и ночью, буксирования неисправных и поврежденных образцов бронетанковой техники в ближайшие укрытия и на сборные пункты поврежденных машин (СППМ), запуска двигателей обслуживаемых машин электрическим и пневматическим способами, оказания помощи экипажам в проведении текущего ремонта, проведения грузоподъемных работ, вытаскивания застрявших и затонувших образцов бронетанковой техники при всех видах застревания, форсирования водных преград по дну, самоокапывания, выполнения сварочно-режущих работ, землеройных работ при оборудовании СППМ, подъездов и съездов.
Машина используется в составе ремонтно-эвакуационных групп технического замыкания гусеничных колонн на маршах, сборных пунктов поврежденных машин, частей и соединений, спасательно-эвакуационных групп при форсировании водных преград, пунктов технического наблюдения и др. Ими укомплектовываются подвижные средства технического обеспечения танковых батальонов, механизированных бригад, дивизий и других частей и соединений, оснащенных тяжелой гусеничной техникой.
Компоновочно «Атлет» разделен на три изолированных отделения – обитаемое (для экипажа), машинное (с размещенными в нем основной лебедкой, редуктором приводов и баками топливной системы и гидропривода), моторно-трансмиссионное – МТО. На надгусеничных полках снаружи находятся отсеки вспомогательной силовой установки со сварочным оборудованием и системой охлаждения, гидропанели навесного оборудования, вспомогательной лебедки и аккумуляторный отсек, а также баки топливной системы.
МТО включает в себя двухтактный многотопливный шестицилиндровый дизель с горизонтальным расположением цилиндров, жидкостной системой охлаждения и редуктором приводов навесного оборудования, размещенном в машинном отделении. Силовая установка может комплектоваться двигателями 1000 и 1200 лошадиных сил.
Наш рассказ про семейство машин «объекта 478» был бы неполным без изделия «478БМ» – мостоукладчика МТУ-84, документация на который была разработана, но опытный образец не строился. Такова краткая история бронемашин, созданных за последние 30 лет в ХКБМ – организации, которая 9 сентября 2012 года отметила свое 85-летие.
Александр Башаров,независимый обозреватель