Тайфун (семейство бронеавтомобилей)

КАМАЗ-63968 Тайфун-К – видео подрыва

https://youtube.com/watch?v=XjimOXQZWs8

КАМАЗ-63968 «Тайфун» является частью нового этапа в разработке отечественной автотехники для вооружённых сил, так как последний раз автомобильная платформа была принята в 1961 году.

История всего семейства «Тайфун» начинается с 2010 года, когда была утверждена министром обороны «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года» которая предписывает развитие высокоунифицированных семейств бронеавтомобилей. В результате была создана единая колёсная грузовая платформа «Тайфун» обеспечивающая высокую защищённость экипажа, груза и узлов автомобиля от стрелкового вооружения и фугасов. А также на которую можно монтировать разное целевое оборудование и создавать на базе необходимые модификации, вроде машин связи, мобильных артиллерийских систем, автокранов, транспортно-пусковых машин БЛА, эвакуаторов, экскаваторов и других.

Над созданием работали специалисты автозавода «Урал», ОАО «Автодизель» «Группы ГАЗ», НТЦ ОАО «КАМАЗ», НИИ Стали — где спроектирована броня машины, Федеральный ядерный центр в Сарове, рассчитывавший защищённость бронекорпуса, компания «Магистраль-ЛТД», занимавшаяся созданием бронестёкол, МГТУ им. Н. Э. Баумана, занимавшийся разработкой гидропневматической подвески и множество других компаний и НИИ. Необходимость создания подобных машин диктовалось тем, что основная масса боевых потерь в войсках происходит от подрыва автомашин на минном поле или от фугасов во время передвижения колонн. В декабре 2014 года в Южный военный округ поступила первая партия из 30 бронеавтомобилей. В январе 2015 года ЮВО получил еще 20 единиц.

Конструкция

Бронирование произведено в соответствии с уровнем 3b натовской классификации STANAG 4569, по которому машина выдерживает подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля, так как в России машины подобного рода делаются впервые и общепринятые государственные стандарты классификации подрывов отсутствуют. Противопульная защита соответствует четвёртому уровню.

Установлена комбинированная броня из керамики и стали, которая защищает от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм. В том числе и бронестекло толщиной 128,5—129,0 мм с прозрачностью в 70 %, разработанное компанией «Магистраль ЛТД» и испытанное в НИИ Стали, выдерживающее 2 выстрела с расстоянием между ними в 280—300 мм при обстреле из КПВТ со скоростью пули 911 м/с в момент соприкосновения со стеклом. Пулестойкость превышает самые высокие требования по имеющимся ГОСТ (ГОСТ Р 51136 и ГОСТ Р 50963), в которых наивысший уровень — это обстрел бронебойными патронами Б-32, 7,62×54 мм из СВД. При производстве, Магистраль-ЛТД ориентировалась на западные стандарты уровня IV STANAG 4569 — гарантированной защите при обстреле бронебойным боеприпасом Б-32, 14,5×114 мм с дистанции 200 м со скоростью пули 891—931 м/с.

Бронирование выдерживает попадание 30-мм боеприпасов. Имеются пулестойкие шины 16.00R20 с противовзрывными вставками отводящими взрывную волну, с автоматической подкачкой воздуха и регулируемым давлением до 4,5 атмосфер. Бронемодуль обеспечен амбразурами для ведения стрельбы из стрелкового оружия, также на него может устаналиваться дистанционно управляемый пулемёт. Унификация с другими автомобилями семейства составляет 86 %.

Сидения оборудованы держателями личного оружия, ремнями безопасности и подголовниками. Они крепятся к крыше модуля, для уменьшения воздействия удара от мин/фугасов. Внутри модуля установлена фильтровентиляционная установка ФВУА-100А и кондиционер. На крыше имеются аварийные люки на случай переворачивания машины. Десантирование производится через аппарель на корме машины либо через дверь сбоку.

Средства наблюдения и связи

В автомобиле установлена Бортовая Информационно-Управляющая Система (БИУС) ГАЛС-Д1М для наблюдения и регулирования работы двигателя, вычисления крена машины, наклона дороги, скорости движения, местоположения и т. п. Независимая гидропневматическая подвеска позволяет водителю менять дорожный просвет на ходу, с помощью пульта дистанционного управления в пределах 400 мм. КАМАЗ-63968 оборудован пятью видеокамерами для кругового обзора в десантном модуле и кабине. Кабина оснащена складывающимися мониторами, показывающими как состояние автомобиля, так и внешний обзор.

Вооружение

На крыше бронемобиля устанавливается дистанционно-управляемый пулемет с сервоприводами, который способен вести безостановочную стрельбу, пока не закончится боезапас. Бронированный КамАЗ «Тайфун» практически неуязвим для легкого стрелкового оружия, которым располагает пехота противника, и может пройти значительное расстояние под обстрелом. Машину может остановить только противотанковая пушка, стреляющая кумулятивными снарядами. При повреждении «Тайфун» быстро восстанавливается в ремонтной мастерской благодаря высокой, достигающей 86% унификации (по сравнению с другими моделями своего семейства).

Примечания[ | ]

  1. 12 Как устроен новейший военный Камаз // «Эксперт», 21 января 2014 г.
  2. Минобороны РФ получило для войсковой эксплуатации 30 бронемашин «Тайфун» // ТАСС, 24 декабря 2014 г.
  3. Спецназовцы Южного военного округа получили очередную партию «Тайфунов» // Министерство обороны Российской Федерации, 2 апреля 2015 г.
  4. Российский ОПК разрабатывает технику нового поколения // «РИА Новости», 1 октября 2011 г.
  5. Колёса для армии: «Тайфун» выдерживает танковый обстрел // ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА», 29 декабря 2014 г.
  6. Новый бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 «Тайфун» // Портал «Спецтехника в России»
  7. Камазовского «монстра» не возьмёт даже крупнокалиберный пулемёт // «Бизнес-Online»: деловая электронная газета Татарстана, 20 июля 2011 г.
  8. Шойгу проверил «КамАЗ» на прочность // «Комсомольская правда», 8 июня 2013 г.
  9. КамАЗ впервые показал ходовой вариант «Тайфуна» // «Взгляд»: деловая газета, 7 августа 2013 г.
  10. Сайт , 15 июня 2011 года
  11. Защищённый автомобиль КамАЗ-63969 «Тайфун» (KamAZ-63969 «Typhoon» armored vehicle) :: русская-сила.рф (r1a.ru)
  12. КАМАЗ-63969 Тайфун-К, Army Guide.
  13. БРОНЕТРАНСПОРТЕР КАМАЗ-63969 «ТАЙФУН-К», bastion-karpenko .
  14. КАМАЗ-63969: тяжеловес на распутье (недоступная ссылка)
  15. Камаз 53949 Тайфунёнок фото, toparmy.ru .
  16. На «Дне инноваций ЮВО» впервые был представлен бронеавтомобиль «Тайфуненок» : Министерство обороны Российской Федерации
  17. Бронеавтомобиль Тайфун Урал 63099 фото, toparmy.ru .
  18. «Группа ГАЗ» представляет…
  19. Стальной «Тайфун» для армии. Спецназ испытал новые бронеавтомобили (рус.). РИА Новости (20170526T1842+0300Z). Дата обращения 19 мая 2020.
  20. Пишет dambiev2019-05-06 11:11:00 dambiev dambiev 2019-05-06 11:11:00. Многоцелевые бронеавтомобили КамАЗ-53949 «Тайфун-К 4х4» в Узбекистане (рус.). dambiev.livejournal.com. Дата обращения 24 мая 2019.
  21. Kun uz. Ўзбекистон Россиядан катта партияда “Тайфун” зирҳли автомобилларини сотиб олди (узб.). Kun.uz. Дата обращения 29 октября 2020.

Конструкция

Унифицированные агрегаты

Унифицированная база «Тайфунов» состоит из следующих агрегатов:

  • дизельный двигатель;
  • гидромеханическая АКПП;
  • независимая управляемая подвеска;
  • бортовая информационно-управляющая система (БИУС);
  • шины регулируемого давления.

Функционал

Модели могут иметь двухосное или трехосное исполнение.

В герметичном кузове для перевозки военных поддерживается избыточное давление. Поступающий извне воздух предварительно проходит через фильтры системы ФВУ-100.

Унифицированная платформа предназначена для установки бронированных модулей, грузовых (открытых или закрытых) платформ или контейнеров, а также для модулей для перемещения десантных групп.

Рекомендована установка автомобилей следующего назначения:

  • для обеспечения огневой поддержки;
  • для разведки;
  • для санитарных нужд;
  • командно-штабные пункты;
  • транспортно-пусковое оборудование для ракет;
  • перевозка личного состава;
  • конвой.

Защита от повреждений

Высокий уровень баллистического и противоминного щита обусловлен комбинированной броней (сталь и керамика), наличием бронированных стекол, позволяющих обеспечить автомобилям оборону на 380 градусов. V-образная форма днища в комплексе с сиденьями, поглощающими взрывную мощь, обеспечивает защиту против минных разрывов.

Крыши «Тайфунов» снабжены системой экстренной эвакуации бойцов — специальными люками. Видеокамеры, установленные по периметру, обеспечивают круговое наблюдение. А также дают возможность управления бронемашиной, в случае отсутствия видимости через лобовое стекло.

Для дополнительной защиты от реактивных противотанковых гранат разработаны навесные маты, которые рекомендуется крепить ремнями или липучками на корпус автомобиля. Эта конструкция нарушает формирование кумулятивной струи и значительно снижает риск поражения кузова.

Конструктивные особенности

Для максимальной защиты бронемашины силовая установка и некоторые трансмиссионные элементы расположены в защищенном модуле, которые располагается между грузовым кузовом и кабиной. Именно это, а также высокие требования к обеспечению защиты экипажа, оказывают влияние на распределение веса по осям. Для правильного распределения нагрузки вторая пара колес на «Тайфунах» перемещена ближе к кабине.

На автомобиле установлены управляемые передние мосты и независимая подвеска на гидропневматике, которая при необходимости позволяет изменить клиренс (дорожный просвет).

Проходимость, надёжность, дешевизна

Разработчики уделили особое внимание защищённости семейства «Тайфун». Корпус автомобиля состоит из металлической оболочки, слоя керамической защиты и основного броневого листа

Стёкла выдерживают попадание пуль калибра 7,62 мм, 12,7 мм и (при определённых условиях) 14,5 мм.

Трансмиссия оснащена автоматической системой подкачки шин, работающей от включённого двигателя. Кроме того, на колёсный диск надета специальная пластиковая вставка. В случае серьёзных повреждений (сдутия резины) «Тайфун» способен «ползти» с невысокой скоростью, опираясь на пластиковые вставки. Машина может продолжать движение даже после нескольких попаданий по колёсам.

  • К-63968 «Тайфун-К» с боевым модулем «Арбалет»

Все представители семейства должны выдерживать подрыв фугаса мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте. Чтобы уменьшить вероятность гибели экипажа от взрыва мины, конструкторы использовали V-образную форму днища корпуса. Изменения коснулись и компоновки салона. Десантники сидят лицом друг к другу, а их кресла снабжены средствами, поглощающими энергию взрыва. Наиболее уязвимые агрегаты трансмиссии прикрыты бронелистами. 

В беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов заявил, что российские конструкторы создали надёжные и эффективные образцы ВАТ, способные решать поставленные задачи под прикрытием и в тылу. Однако прогресс не стоит на месте. Минобороны ищет пути дальнейшего совершенствования «Тайфунов» и прорабатывает концепцию бронеавтомобиля нового поколения, считает эксперт.

«На мой взгляд, в «Тайфунах» оптимально сочетаются основные боевые свойства — проходимость, надёжность, относительная дешевизна производства. В будущем эти машины могут получить более серьёзную защиту и автоматизированные системы управления

Очень важно, чтобы военные чётко сформулировали свои требования. При слаженном взаимодействии Минобороны и промышленников появятся великолепные образцы, которые будут востребованы как в нашей армии, так и за рубежом», — подчеркнул Суворов

Конструкция бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97)

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» имеет сварной несущий корпус производства Курганмашзавода. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из крупнокалиберного 12,7-мм пулемета НСВ с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м. Днище автомобиля также бронировано.

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97), исходный вариант. Так машина выглядела до модернизации

Внутри корпус «Выстрела» разделен на моторный отсек и совмещенное отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего автомобиля.

Топливные баки БПМ-97 (2 х 125 л) протектированы, ещё один, дополнительный топливный бак емкостью 20 л размещен в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Так же на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.

Применение унифицированных с гражданскими грузовиками узлов и агрегатов позволяет обеспечивать КамАЗ-43269 «Выстрел»  пробег до капитального ремонта 270 тыс. километров. Серийные узлы и агрегаты позволяют упростить процессы производства и ремонта автомобиля, и значительно удешевить стоимость производства. Не маловажным преимуществом такого подхода является и возможность производить технический осмотр и ремонт броневика средствами, предназначенными для обычных серийных автомобилей и шасси производства ОАО КамАЗ.

А это уже модернизированный КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97). Из внешних отличий: лобовое стекло стало сплошным, сзади корпуса появилось фильтро-вентиляционное устройство

Широкая кооперация

Создание семейства автомобилей повышенной защищённости «Тайфун» началось после принятия в 2010 году «Концепции развития военной автомобильной техники Вооружённых сил Российской Федерации на период до 2020 года». Главным образом документ предполагал списание устаревшей ВАТ и создание унифицированных перспективных образцов.

Комментируя концепцию на страницах газеты «Военно-промышленный курьер», начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны генерал-майор Александр Шевченко заявил, что в современных условиях востребованы «высокоскоростные транспортные средства различной грузоподъёмности и назначения, обеспечивающие мобильность боевых частей и подразделений тыла». 

  • Бронеавтомобиль К-53949 «Тайфунёнок» во время проведения тактико-специальных учений

По его мнению, ВАТ нового поколения должна обладать высокой проходимостью «в сложных дорожных условиях», плавностью хода, устойчивостью и управляемостью на повышенных скоростях, быть малозаметной для технических средств разведки противника

Также, как отметил Шевченко, необходимо уделить внимание защищённости экипажа

В рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) над проектом «Тайфун» отечественные предприятия разработали единую унифицированную автомобильную платформу, дизельный двигатель нового поколения, автоматическую гидромеханическую коробку передач, управляемую подвеску, бронированный функциональный модуль, каркасно-панельную кабину, боестойкие шины регулируемого давления, средства противопульной и противоминной защиты, а также боевую информационную систему управления (БИУС).

Была выстроена достаточно сложная кооперационная цепочка, включавшая Уральский автомобильный завод (Миасс), КамАЗ (Набережные Челны), ЗАО «Ремдизель» (Набережные Челны), НИИ стали (Москва), ФГУП «Федеральный ядерный центр» (Саров), компанию «Магистраль» (Гусь-Хрустальный) и МГТУ им. Баумана (Москва).

Первым широкой публике (на параде 9 мая 2014 года) был представлен «Тайфун-К» (КамАЗ-63968) — универсальный шестиколёсный бронированный автомобиль, предназначенный для перевозки от 10 до 16 военнослужащих. Масса машины — 21 тонна, мощность двигателя ЯМЗ-5367 — 450 лошадиных сил, максимальная скорость — 105 км/ч, запас хода — 1,2 тыс. км.

Также по теме

«Топаз», «Ворчун» и «Тайфунёнок»: какие вооружения представили на выставке в Москве российские и зарубежные компании

В Москве открылась международная выставка «Интерполитех-2018», на которой представлены новейшие образцы вооружения и техники для…

В 2015 году на Красной площади появился рамный автомобиль «Тайфун-У» (Урал-63095) массой 24,5 тонны. Он способен перевозить до 16 военнослужащих или грузы весом до 4 тонн. Скорость машины по шоссе составляет 100 км/ч, запас хода — 1,4 тыс. км. Оба «Тайфуна» оснащаются видеокамерами, приборами ночного видения и средствами дистанционного управляемого вооружения.

Сейчас Минобороны рассматривает возможность установки на «Тайфуне-К» боевого модуля с дистанционным управлением (БМДУ) «Арбалет-ДМ» разработки компании «Оружейные Мастерские» и Ковровского электромеханического завода. Комплекс позволяет экипажу машины вести огонь из 12,7-мм пулемёта 6П49 «Корд» во всех направлениях. Дальность распознавания целей в зависимости от условий местности составляет 1,5—2,5 км. 

К настоящему времени в войска были поставлены несколько сотен «Тайфунов». Их основными эксплуатантами являются подразделения общевойсковой разведки, Сил специальных операций, инженерных войск и военной полиции. В 2016 году КамАЗ-63968 и Урал-63095 были переброшены в Сирию для транспортировки грузов и военнослужащих. В частности, на «Тайфунах» передвигались сапёры и военные полицейские. 

Помимо автомобилей массой свыше 20 тонн семейство «Тайфун» представлено двумя четырёхколёсными машинамми — К-4386 «Тайфун-ВДВ» («Росомаха») и КамАЗ-53949 «Тайфунёнок». Мощность 6-цилиндрового двигателя обоих образцов составляет 350 лошадиных сил. Машины могут перевозить до 10 десантников или двух тонн грузов.

Противотанковый «КамАЗ»

Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, новейший противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) в ближайшее время пройдет испытания. Новинка представляет собой четырехколесную хорошо бронированную машину повышенной проходимости с ПТРК «Корнет-М». В основном она предназначена для аэромобильных подразделений ВДВ нового типа. Поэтому в качестве базы выбрали бронеавтомобиль К4386 «Тайфун-ВДВ».

В конце прошлого года тульское АО «КБП» заказало проведение приемочных испытаний «Корнет-ЭМ» на шасси типа «Тайфун-К». В перечне боеприпасов, которые будут использованы на тестировании (копия есть в распоряжении «Известий»), перечислены несколько типов современных ракет для «Корнета», включая самые дальнобойные модели. Они способны поражать цели на расстоянии до 10 км.

Политика неприменения: каково будущее десанта

Чем характерен западный взгляд на использование воздушно-десантных войск

Задействуют на испытаниях и новейший, еще не принятый на вооружение вариант ракеты с фугасной боевой частью и еще большей загоризонтной дальностью. У десантного командира тактического звена появится возможность собственными средствами прицельно поразить на большом расстоянии объект — бронетехнику, здание или укрытие противника. С таким набором боеприпасов машины могут не только вести противотанковую борьбу, но и оказывать высокоточную огневую поддержку. Они станут своего рода мини-«Искандерами» для десанта. Потенциал самого современного отечественного ПТРК и новейшего бронированного шасси придаст российским ВДВ качественно новые возможности.

Особенно актуальны такие комплексы в ближневосточном и североафриканском регионах, изобилующих пустынями и равнинами, отметил зампредседателя Союза десантников России полковник Валерий Юрьев.

— Дальность поражения наших боеприпасов должна быть больше, чем у вероятного противника, чтобы мы могли уничтожить объект, не входя в зону действия его огневых средств, — рассказал он «Известиям». — Если танк способен прицельно стрелять на 3–4 км, то нам необходимо иметь возможность уничтожить его с большего расстояния. Сегодня на вооружении подразделений ВДВ стоят ПТРК «Конкурс» с дальностью до 4 км. Кстати, они есть и у боевиков, покупающих советское оружие в разных странах. Нам нужны более совершенные системы, которые никому не поставлялись и есть только в российской армии.

По дальности поражения целей новый комплекс примерно вдвое превзойдет и состоящую сейчас на вооружении ВДВ противотанковую машину на базе БТР-Д. Мощности боевой части «Корнета» достаточно, чтобы уничтожать в лоб любой современный танк, если тот не оборудован комплексом активной защиты.

Комментарии

Аварии и катастрофы

Основная статья: Авиационные происшествия с Boeing 727

По данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 10 января 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 119 самолётов Boeing 727. Boeing 727 пытались угнать 182 раза, при этом погибли 90 человек. Всего в этих происшествиях погибли 4211 человек.

Крупнейшей по числу жертв катастрофой Boeing 727 стало крушение самолёта авиакомпании Mexicana в Мексике 31 марта 1986 года. В нарушение инструкций одна из шин была накачана воздухом, а не азотом, и после перегрева при взлёте взорвалась. На борту самолёта находились 167 человек, все они погибли.

«Предъявляются жёсткие требования»

Ещё одним преимуществом «Тайфуна-ВДВ» является его высокий уровень защиты. Машина имеет несущий бронированный корпус, комбинированную защиту из керамической брони и бронекапсулу, в которой размещается экипаж.

Инженеры из Набережных Челнов продумали и конструкцию колёс: на диски, помимо шин, надеваются пластиковые ободы, благодаря которым машина может проехать несколько десятков километров даже на сдутой резине.

  • Опытный образец «Тайфуна-ВДВ» на испытаниях с простреленными колёсами
  • Министерство обороны РФ

«Большая трагедия для всех нас»: в Волгоградской области объявили траур 3 мая после гибели детей в ДТП на Ставрополье

Это качество «Тайфуна-ВДВ» было проверено в ходе испытаний в подмосковной Кубинке на площадке 38-го Научно-исследовательского испытательного института бронетанкового вооружения и техники. После прострела колёс бронеавтомобиль медленно, но уверенно преодолел положенную дистанцию по тающему рыхлому снегу.

Кроме того, машина для «голубых беретов» успешно прошла испытания и на выживаемость экипажа. Чтобы протестировать надёжность бронекапсулы, специалисты Минобороны РФ подорвали безоболочное самодельное взрывное устройство (СВУ) на проекцию «Тайфуна-ВДВ» на высоте около 1 м и в непосредственной близости от него. Такие условия считаются самыми жёсткими для жизни и здоровья находящихся внутри подобной техники военнослужащих.

В результате детонации серьёзные повреждения получили капот, топливный бак и крыша автомобиля. Однако специальные манекены, исполнявшие роль экипажа, остались невредимы. Уцелел и двигатель «Тайфуна-ВДВ», сохранив способность заводиться.

Также испытания в Кубинке продемонстрировали, что в новой машине десантники должны выживать и в случае детонации фугаса непосредственно под передним левым колесом, то есть вблизи водителя. Как выяснилось, в такой ситуации взрывная волна полностью уничтожает колесо, но экипаж ранений не получает.

Военные не называют мощность боеприпасов, которые взрывались в Кубинке для испытания «Тайфуна-ВДВ». Однако в СМИ можно встретить данные о том, что благодаря продуманной конструкции и новым материалам бронеавтомобиль позволяет сохранить экипажу жизнь при детонации СВУ мощностью от 4 до 6 кг.

Алексей Хлопотов считает, что инженерам из Набережных Челнов действительно удалось разработать высокозащищённое транспортное средство для воздушно-десантных войск. По словам эксперта, специалисты Минобороны РФ самым тщательным образом проверяют подобные машины.

Вы здесь

Средства наблюдения и связи

Вся техника, входящая в семейство бронированных унифицированных машин снабжена бортовой управляющей системой, внутренними и наружными видеокамерами, а также системой связи между кузовным модулем и кабиной.

Бортовая система

На бронемашины установлена система БИУС ГАЛС-Д1М, которая предназначена для ориентации, навигации и указания курса. Это устройство может работать как в составе автоматизированной войсковой системы управления, так и в автономном режиме. Управляющая аппаратура дает возможность оптимизировать параметры и определить максимально эффективный режим передвижения.

С помощью БИУС производится вычисление месторасположения техники, необходимой скорости, рассчитывается наклон и крен дороги, а также другие важные показатели.

ГАЛС-Д1М состоит из следующих элементов:

  • центральный блок управления;
  • монитор (устройство отображения);
  • инерциально-навигационный модуль;
  • дистанционный радар;
  • спутниковая антенна.

Возможности БИУС

Вычисление местоположения военной техники и ее указание на электронной карте.

Навигация, запись маршрута и ее сохранение.

Определение расстояние до пункта назначения и масштабирование.

Указание курса и пунктов/контрольных точек, введенных для отображения на электронной карте.

Поиск координат и целей после введения их адреса.

Отображение необходимых параметров движения на мониторе, включая определение скорости, координаты, направления движения, времени пути до пункта и т.д.

Вычисление координат по известному углу и дальности.

Хранение электронных навигационных карт в памяти.

Диагностика узлов и систем с указанием кода неисправности.

Побочный продукт

Широкой публике боевую бронированную машину (ББМ) КАМАЗ-53949 «Тайфун» челнинцы показали на московской выставке «Интерполитех-2014». Из разговора со специалистами выяснилось, что на тот момент это был единственный образец их «Тайфуна» 4х4 и его разработка шла в инициативном порядке. Машина оказалась более компактной, чем «Тайфун-У» – «Урал-53099»: длина 6374 мм против 7810 мм у «Урала» в первую очередь за счёт короткой колёсной базы (3800 мм против 4860 мм). За счёт высокой защищённости снаряжённая масса машины составила 12 т, что на 0,8 т меньше, чем у более компактного ВПК-3924 «Медведь» (см. «ГП» № 8, 2011 г.). Габариты и вес машины сформированы с учётом требований ВДВ к грузам, перевозимым военно-транспортными самолетами Ил-76, Ан-124 и вертолётами Ми-26.

Машина относится к классу MRAP и обеспечивает противоминную защиту личного состава по требованиям STANAG-4569 уровня III-b и IV-a. Он предполагает выдерживать подрыв противотанковой мины фугасного действия с массой заряда в тротиловом эквиваленте (ТЭ) 10 кг – под колесом, 8 кг – под днищем.

Бронирование корпуса, рассчитанного на двух членов экипажа и восемь десантников с полной боевой выкладкой, соответствует уровню III стандарта НАТО. Израильская броня Plasan Sasa предполагает защиту экипажа от поражения боеприпасами калибра 14,5 мм, бронебойными пулями типа Б-32, бронебойно-зажигательными пулями 7,62 мм х 54R используемыми в винтовках СВД.

В конструкции машины несколько смущали топливные баки, расположенные в корме, и доступ в задний десантный отсек через дверь в кормовом листе: чтобы её открыть, нужно сначала откинуть лестницу.

Учитывая, что премьера прошла в 2014 году, стало настораживать широкое применение импортных автокомпонентов, причём в более широком ассортименте, чем на «Тайфун-К» 6х6. Дизельный 350-сильный двигатель Cummins 6ISBe агрегатировали с 6-ступенчатой автоматической КП Allison, раздаточная коробка и мосты Timoney, колёса Hutchinson, голландская независимая гидропневматическая подвеска (ГПП) с автоматической подкачкой шин. И это не считая импортных кондиционеров и светотехники Hella. По сравнению с автомобилями старшего семейства боестойкие бескамерные шины Michelin имеют меньшую размерность (на 1 ступень) – 14.00 R20 и обеспечивают движение (повреждённой шины) при скорости до 50 км/ч на дальность до 50 км.

В оснащение вошла автоматическая блокировка межколёсного и межосевого дифференциалов. Следить за состоянием всех систем и наличием неполадок должна специализированная бортовая информационно-управляющая система (БИУС). В её основные функции вошли расчёт оптимальных параметров движения (клиренс, режим работы подвески и т.п.) и передача соответствующих команд на управление системами и механизмами бронеавтомобиля.

При осмотре первого КАМАЗ-53949 изумление вызвали несколько отверстий в нишах крыльев. Выяснилось, что после испытаний для проведения ревизии образец разобрали. А на обратной сборке оказалось, что во время испытаний отдельные детали получили деформацию, и крепёжные болты в отверстия уже без значительного усилия не всунуть. Бывает, случается… Но собранный заново «тайфунёнок» не потерял работоспособности. Практика показывает, что на макетных образцах часто бывает намного хуже – некоторые образцы потом даже ездить не могут.

В общем, образец КАМАЗ-53949 покатали в прошлом году весьма хорошо! Испытатели отметили надёжность АКП Allison и недостаточную надёжность «раздаток» Timoney.

Тактико-технические характеристики опытного экземпляра «Тайфун-К» 4х4 КАМАЗ-53949
Снаряжённая масса, кг 12 000
Полная масса, кг 14 000
Грузоподъёмность, кг 2000
Вместимость, чел. 10
Двигатель рабочий объём, cм3 Cummins 6ISBe 350, турбодизель, I-6 6690
Мощность, л.с. 350
Крутящий момент, Н∙м 1090
Угол преодолеваемого подъёма, % 60
Максимальная скорость, км/ч 105
Запас хода, км 850
Глубина преодолеваемого брода, мм 1750
Колёса 10.00 20
Шины Michelin XZL+, 14.00 R20
Уровень баллистической защиты, калибр пуль STANAG-4569 уровень III, 7,62 мм х 54R СВД
Уровень защиты противоминный STANAG-4569 уровень III-b и IV-a, 10 кг в ТЭ под колесом и 8 кг в ТЭ под днищем
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector