Американский ударный вертолет bell ah-1 «кобра»

Модификации вертолета Кобра

С одним двигателем

Белл 209

Оригинальный прототип AH-1G с выдвижными салазками. Эта модель также используется FAA для гражданской регистрации бывших американских вертолетов AH-1, используемых в пожаротушении.

AH-1G HueyCobra

Первоначальная боевая модель 1966 года для армии США с одним турбовальным двигателем Avco Lycoming T53-13 мощностью 1 400 кВт (1000 кВт).

JAH-1G HueyCobra

Единичный вертолет для испытаний вооружений, включая ракеты Hellfire и многоствольную пушку.

TH-1G HueyCobra

Тренажер двухместного двойного управления.

Z.14 HueyCobra

Испанский флот приобрел восемь новых самолетов AH-1G, обозначив их как тип «Z-14».Они были оснащены 20-мм пушкой M35 и использовались для поддержки прибрежных патрульных катеров. Четыре из них были потеряны в результате несчастных случаев. Остальные вертолеты были сняты с эксплуатации в 1985 году.

YAH-1Q

Восемь AH-1G с телескопическим прицелом XM26 (TSU) и двумя пусковыми установками M56 TOW 4-pack.

AH-1Q HueyCobra

Оснащен M65 TOW/Cobra противотанковой системой, телескопическим прицелом M65 (TSU) и прицелом M73 Reflex. Все будущие версии будут оснащены TSU и будут оборудованы противотанковой системой TOW.

YAH-1R

AH-1G с двигателем T53-L-703 без системы TOW.

YAH-1S

Улучшенная модель AH-1Q с TOW.

AH-1S

Базовая модель AH-1S — это AH-1Q, модернизированный турбовальным двигателем T53-L-703 мощностью 1,8 тыс. л.с. (1,300 кВт). AH-1S также упоминается как «Улучшенный AH-1S», «AH-1S Modified» или «AH-1S (MOD)» до 1988 года. (До 1988 года все модернизированные вертолеты именовались как AH-1S.)

QAH-1S

Целевое преобразование AH-1S компанией Bell-Bristol Aerospace в рамках совместной программы развития США и Канады началось в 1994 году. Honeywell дополнительно модифицировала QAH-1S в Hokum-X, установив системы и оборудование, чтобы позволить имитировать русский Камов Ка-50. Три Хокум-Х были завершены с 1998-2001 годов.

AH-1P

Это сто произведенных вертолетов с композитными роторами, кабиной с плоским стеклянным стеклом и улучшенной компоновкой во время бреющего полета. AH-1P также упоминается как «Изделие AH-1S» или «AH-1S (PROD)» до 1988 года. Эти усовершенствования рассматриваются как первый шаг программы обновления AH-1S.

AH-1E

Это 98 вертолетов с усовершенствованной системой вооружения, с подсистемой вооружения M97A1, с трехствольной пушкой M197 20 мм. AH-1E также известен как «Upgunned AH-1S» или «AH-1S (ECAS)» до 1988 года. Эти улучшения рассматриваются как 2 шаг программы обновления AH-1S. Геликоптер AH-1E оснащен системой управления ракетным огнем M147 (RMS) для стрельбы ракетами 2,75 дюйма (70 мм).

AH-1F

Это 143 произведенных и 387 усовершенствованных AH-1G Кобра. AH-1F включает 1 и 2 этапы «апгрейда» в AH-1S. В нем также были произведены улучшения 3-го уровня: головной дисплей, лазерный дальномер, инфракрасная система установки помех для маскировки выхлопов двигателя и подсистема воздушных данных M143 . AH-1F также известен под названием  как «модернизированный AH-1S», «модернизированная кобра AH-1S» или «AH-1S (MC)» до 1988 года.

Модель 249

Экспериментальная версия вертолета-тренажера, оснащенная четырёхлопастной роторной системой, увеличенным двигателем и экспериментальным оборудованием, включая ракеты Hellfire.

Bell 309 KingCobra

Экспериментальная всепогодная версия, построенная на одномоторных двигателях AH-1G и двухмоторных двигателях AH-1J. Было выпущено два экземпляра 309; первый был оснащен двигателем PW & C T400-CP-400 Twin-Pac, а второй был оснащен двигателем Lycoming T-55-L-7C.

Особенности конструкции вертолета

  1. Двухлопастный несущий винт, имевший диаметр 13,4м и втулку «тип 540» , как на UH-1E, однако отличавшийся концевыми частями лопастей со скоростными профилями.
  2. Большая энерговооруженность: вертолет АН 1 Cobra при взлетной массе в 4310 кг снабжался одним ГТД, который имел мощность 1030 кВт.
  3. Экипаж состоял из стрелка, находившегося в передней кабине, а также летчика, располагавшегося в задней кабине над стрелком, с улучшенным обзором.
  4. Фюзеляж с уменьшенным сопротивлением и улучшенными аэродинамическими формами.
  5. Бронирование боковых проекций двигателя, кабины экипажа, а также наиболее важных агрегатов.
  6. Применение крыла для размещения вооружения и разгрузки несущего винта.
  7. В состав БРЭО включены средства связи, НСЦ, прицельное и навигационное оборудование (без РЛС). Средства обороны включают аппаратуру отстрела ЛТЦ и ДО, в том числе дымовых шашек.

Texничecкиe xapaктepиcтики

Галерея AH-1

Bell AH-1 Cobra ( Бэлл Кобра ) – американский ударный вертолет, разработанный фирмой Bell Helicopter Textron в начале 1960-хх. Первый в мире специализированный ударный вертолет.

История AH-1

В 1959 году на вооружение ВС США поступила первая партия вертолетов UH-1 Ирокез (Iroquois). Оснащенные двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л.с., они были вооружены двумя пулеметами калибра 7,62 мм, 70 мм пусковыми установками неуправляемых ракет (НУР) и могли перевозить до шести человек. Изначально предполагалось, что Ирокез (он же, неофициально, Хьюи) будет универсальным вертолетом: и ударным, и транспортным. Однако, уже на первом этапе эксплуатации стало ясно, что у вертолета недостаточные тяговооруженность, маневренность, броня и вооружение. И если с первой проблемой вскоре справились (был установлен более мощный двигатель T53-L-11 мощностью 1100 л.с.), то с остальным вопрос стал принципиальным: Хьюи был отличным транспортом, но ударный вертолет из него получался весьма средний. Стало ясно, что необходима специальная машина.

К 1965 году Bell Helicopter начала работу над Model 209. Новый вертолет базировался на конструкции вертолета Ирокез UH-1C (силовая установка, винты и трансмиссия), но имел иной, узкий фюзеляж и тандемное расположение членов экипажа. Грузовой кабины не было, а по бокам располагались небольшие крылья с креплениями для оружия. 7 сентября первый прототип взлетел.

В 1967 году первая партия вертолетов под наименованием AH-1G Cobra (в войсках ее называли Хьюи Кобра) была поставлена в войска и сразу отправилась во Вьетнам.

Корпус морской пехоты США закупил в 1969 г. 38 машин AH-1G в ожидании поставки 49 машин варианта АН-1J Sea Cobra, заказанных в мае 1968 г. Экземпляры, в основном подобные армейскому вертолету AH-1G, поставлялись ВМС Испании (8 машин, обозначенных Z.14) и в Израиль (6 машин).

Видео полета вертолета AH-1 Cobra пилотажной группы Flying Bulls

Конструкция AH-1

AH-1 Cobra – бронированный ударный вертолет одновинтовой схемы с хвостовым рулевым винтом. Шасси лыжной схемы, неубираемое.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Кабина экипажа двухместная, с расположенными друг за другом сиденьями стрелка и летчика. Фонарь с плоскими стеклами сводит к минимуму отсвечивание и увеличивает пространство над головой летчика. Для защиты экипажа и наиболее ответственных участков конструкции и агрегатов от наземного огня использована облегченная стальная броня. Конструкция хвостовой балки усилена, чтобы противостоять попаданию 23-мм снарядов.

Крыло размахом 3,28 м, среднерасположенное, прямое, которое разгружает несущий винт в горизонтальном полете и несет узлы подвески вооружения, контейнеров с оборудованием или топливных баков.

Силовая установка состоит из одного турбовального двигателя, размещенного в обтекателе сверху фюзеляжа. Топливо содержится в баках емкостью 980 л, замкнутых в систему пополнения топливом расходного бака.

Электронное оборудование включает: средства связи (между членами экипажа. KB-станцию связи, станцию связи метрового диапазона), навигационную систему, приемник радиолокационного обнаружения, передатчик активных ИК-помех. индикаторы обстановки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, радиовысотомер, резервный магнитный компас для второго летчика, ответчик системы опознавания.

На 4 узлах подвески может размещаться различное вооружение: до 4 ПТУР TOW, до 8 шт ПТУР AGM-114 Hellfire (AH-1W и AH-1Z), УР типа AIM-9L; до 2 подвесных пушечных установок, а также НАР калибром 70 и 127 мм. Возможна подвеска до 2 ПТБ.

Модификации

  • TH-1G HueyCobra — двухместный учебно-тренировочный вариант для подготовки пилотов
  • AH-1Q HueyCobra — модернизированный AH-1G. оснащен ПТУР TOW, телескопическим прицелом M65 (TSU), и коллиматорным M73.
  • AH-1S (-P) (Production) — AH-1Q с двигателем 1,800 л.с. Lycoming T53-L-703.
  • AH-1S (-E) (Enhanced Cobra Armament System (ECAS))
  • AH-1S (-F) (AH-1S Modernized) — противотанковый вертолёт. Оснащён ПТУР TOW, навигационной системой CONUS, усовершенствованным радиооборудованием. 290 машин переоборудовано из AH-1G и 82 из AH-1Q.

Эксплуатация AH-1

В общей сложности было произведено более 1100 вертолетов AH-1 разных версий, многие из которых до сих пор служат в армиях США, Израиля, Турции, Ирана, Испании, Пакистана, Республики Корея, Японии и других. С момента вступления на службу во Вьетнаме, Кобры активно применялись (и применяются) в военных конфликтах оп всему миру.

Схема вертолета Bell AH-1 Cobra

Variants[edit | edit source]

Japan Ground Self-Defense Force AH-1S

U.S. Forest Service Bell 209 on the Bar Complex Fire in California

AH-1P front cockpit (restoration)

AH-1P rear cockpit (restoration)

Single-engineedit | edit source

Bell 209
Original AH-1G prototype with retractable skid landing gear. This model number is also used by the FAA for the civilian registration of former U.S. Army AH-1s used in firefighting service.
AH-1G HueyCobra
Initial 1966 production model gunship for the US Army, with one 1,400 shp (1,000 kW) Avco Lycoming T53-13 turboshaft.
JAH-1G HueyCobra
One helicopter for armament testing including Hellfire missiles and multi-barrel cannon.
TH-1G HueyCobra
Two-seat dual-control trainer.
Z.14 HueyCobra
The Spanish Navy purchased eight new-build AH-1Gs, designating the type the «Z-14». These were equipped with the M35 20 mm cannon system, and were used to support coastal patrol boats. Four of these were lost in accidents. The remaining helicopters were retired in 1985 with three sent back to the US, and one kept in storage in Spain.
YAH-1Q
Eight AH-1Gs with XM26 Telescopic Sight Unit (TSU) and two M56 TOW 4-pack launchers.
AH-1Q HueyCobra
Equipped with the M65 TOW/Cobra missile subsystem, M65 Telescopic Sight Unit (TSU), and M73 Reflex sight. All future versions will be equipped with the TSU and be equipped to fire the TOW missile subsystem.
YAH-1R
AH-1G powered by a T53-L-703 engine without TOW system.
YAH-1S
AH-1Q upgrade and TOW system.
AH-1S
The baseline AH-1S is an AH-1Q upgraded with a 1,800 shp (1,300 kW) T53-L-703 turboshaft engine. The AH-1S is also referred to as the «Improved AH-1S», «AH-1S Modified», or «AH-1S(MOD)» prior to 1988. (Prior to 1988, all upgraded aircraft were referred to as variants of the AH-1S.)
QAH-1S
A target drone conversion of the AH-1S by Bell-Bristol Aerospace under a joint US and Canadian development program started in 1994. Honeywell further modified the QAH-1S into the Hokum-X by installing systems and hardware to allow it to simulate the Russian Kamov Ka-50 attack helicopter. Three Hokum-Xs were completed from 1998-2001.
AH-1P
100 production aircraft with composite rotors, flat plate glass cockpit, and improved cockpit layout for nap-of-earth (NOE) flight. The AH-1P is also referred to as the «Production AH-1S», or «AH-1S(PROD)» prior to 1988. These improvements are considered Step 1 of the AH-1S upgrade program.
AH-1E
98 production aircraft with the Enhanced Cobra Armament System (ECAS) featuring the M97A1 armament subsystem with a three-barreled M197 20 mm cannon. The AH-1E is also referred to as the «Upgunned AH-1S», or «AH-1S(ECAS)» prior to 1988. These improvements are considered Step 2 of the AH-1S upgrade program. AH-1E aircraft included the M147 Rocket Management Subsystem (RMS) to fire 2.75-inch (70 mm) rockets.
AH-1F
143 production aircraft and 387 converted AH-1G Cobras. The AH-1F incorporates all Step 1 and 2 upgrades to the AH-1S. It also featured Step 3 upgrades: a head-up display, a laser rangefinder, an infrared jammer mounted above the engine exhaust, and an infrared suppressing engine exhaust system, and the M143 Air Data Subsystem (ADS). The AH-1F is also referred to as the «Modernized AH-1S», «AH-1S Modernized Cobra», or «AH-1S(MC)» prior to 1988.
Model 249
Experimental demonstrator version fitted with a four-bladed rotor system, an uprated engine and experimental equipment, including Hellfire missiles.
Bell 309 KingCobra

Боевое применение

Обломки «Кобры», сбитой во время вторжения на Гренаду

«Кобры» с красными звёздами на фюзеляжах имитируют воздушного противника на учениях ПВО США

  • Война во Вьетнаме (1957—1975, США) — с 1967 по 1973 год, американская сторона безвозвратно потеряла около 300 вертолётов «Кобра». В 1971 году в ходе шестинедельной операции Lam Son 719 американские AH-1 уничтожили 6 и подбили 8 северовьетнамских танков, за это пришлось заплатить 26-ю сбитыми и 158-ю повреждёнными «Кобрами». «Кобры» сыграли решающую роль в боях за город Анлок весной 1972 года, уничтожив 1040 северовьетнамских солдат и 18 танков.
  • Конфликт в Белуджистане (1973—1978) — пакистанская армия использовала эти вертолёты в боях против белуджийских сепаратистов.
  • Ирано-курдский конфликт (1979, Иран) — 23 августа 1979 года курды огнём стрелкового оружия сбили иранский вертолёт «Кобра».
  • Ирано-иракская война (1980—1988, Иран) — в сентябре 1981 года, в ходе двухдневной операции «Восьмой Имам», иракцами было сбито девять иранских вертолётов AH-1J. «Кобры» успешно использовались против бронетехники, например, только в ноябре 1982 года ими было уничтожено не менее 106 иракских танков и 70 БТР. Известны случаи, когда группам из 4 AH-1 удавалось на несколько часов остановить наступление целых иракских танковых бригад. В воздушных боях иранские «Кобры» сбили два иракских сверхзвуковых самолёта — истребитель-бомбардировщик Су-20 и истребитель МиГ-21, а также 25 вертолётов. Не менее 4 AH-1J было сбито иракскими МиГ-21 и 1 МиГ-23. К середине войны количество боеспособных иранских вертолётов AH-1 снизилось с 205 до 80-90 единиц. В «Кобре» погиб лучший иранский вертолётчик Али Акбар Широуди, в его вертолёт попал 115 мм снаряд иракского танка Т-62. 14 июля 1982 года иранская «Кобра» была сбита противотанковой ракетой «Малютка».
  • Гражданская война в Ливане (Израиль) — в ходе войны было сбито три израильских «Кобры». В первом вылете против сирийской техники двумя «Кобрами» были уничтожены три танка Т-62 и один грузовик. Всего в ходе конфликта «Кобрами» уничтожены десятки единиц бронетехники, включая ряд современных танков Т-72.
  • Вторжение США на Гренаду (1983, США) — в ходе операции два американских AH-1T было сбито противником.
  • Турецко-курдский конфликт (с 1984, Турция) — пять турецких AH-1W было сбито курдскими повстанцами. Последний был сбит 18 мая 2016 года с помощью ПЗРК «Игла», пилот погиб.
  • Операция «Богомол» (1988, США) — американские «Кобры» потопили три иранских патрульных катера, при этом один AH-1T был сбит.
  • Перехват 28 сентября 1988 года — два иранских вертолёта AH-1J были сбиты советскими истребителями МиГ-23, после нарушения афганской воздушной границы.
  • Война в Персидском заливе (1991, США) — было задействовано 145 вертолетов, общий налет составил 8000 часов, выпущено более 1000 ПТУР, потеряно 3 AH-1F
  • Миротворческая операция в Сомали (UNOSOM I, 1992—1993, США)
  • Война в Афганистане (с 2001, США) — принимали ограниченное участие. С 2009 по 2012 год известно о четырёх потерянных вертолётах AH-1W.
  • Иракская война (с 2003, США) — в ходе первых 25 дней операции 46 из 58 вертолётов «Кобра» КМП США получили боевые повреждения. Позже ещё несколько вертолётов было сбито и разбилось.
  • Вазиристанская война (с 2004, Пакистан)
  • Вторая ливанская война (2006, Израиль)

Дерзкая спецоперация ГРУ

Засекреченность и труднодоступность базы Flying Joe делали ее, по мнению американцев, неуязвимой, поэтому охранялась она небольшими силами – всего пятнадцатью, но отборными и отлично обученными бойцами американского спецназа.

Все на «Летающем Джо» шло в штатном режиме, как вдруг из джунглей выскочила группа из девяти вооруженных людей. Открыв огонь, бойцы уничтожили охрану, подорвали три находящихся на площадке AH-1 SuperCobra, после чего четвертый американский вертолет взмыл в воздух и скрылся из виду. Вся операция заняла около 25 минут.

Кто были эти люди, американцы сразу не поняли. Трое из нападавших были убиты, но опознать их принадлежность так и не сумели – они были без опознавательных знаков и документов. Их азиатская внешность давала повод специалистам США думать, что блестящую спецоперацию провели вьетконговцы.

И лишь впоследствии, когда работавшая в СССР разведка донесла кое-какие сведения, стало понятно, что вертолет угнали бойцы советского спецназа ГРУ. Кобра благополучно пересекла границу с Вьетнамом, до которого было всего около тридцати километров. Впоследствии вертолет в разобранном виде был доставлен на территорию СССР.

Тщательно изучив боевую машину противника, советские специалисты разработали новейшее оружие ПЗРК-Стрела 2М. Этот комплекс поражал американские боевые вертолеты Кобра с точностью, которая позволила вьетнамцам более эффективно вести боевые действия.

Делаем печь-буржуйку своими руками

Примечания

  1. World Air Forces 2014
  2. Army Recearch Development and Acquisition Magazine, 1980, N 5-6, p. 12
  3. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 323. — ISBN 9781857438352.
  4. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 337. — ISBN 9781857438352.
  5. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 280. — ISBN 9781857438352.
  6. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 328. — ISBN 9781857438352.
  7. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 293. — ISBN 9781857438352.
  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 291. — ISBN 9781857438352.
  9. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 148. — ISBN 9781857438352.
  10. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 268. — ISBN 9781857438352.
  11. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 261. — ISBN 9781857438352.
  12. Verier, Mike. Bell AH-1 Cobra. Osprey Publishing, 1990.
  13. Air Warfare. W. Boyne. ABC-CLIO. P.303
  14. LAM SON 719. Maj. Gen. Nguyen Duy. U.S. Army Center of Hinh Military History.
  15. Jonathan Bernstein. US Army AH-1 Cobra Units in Vietnam. Osprey Publishing, 2003.
  16. Pierre Razoux. The Iran-Iraq War, стр.572
  17. ВВС Израиля, № 131, декабрь 1982 г., стр. 22-24
  18. ВВС Израиля, № 130, октябрь 1982 г., стр. 23
  19. ВВС Израиля, № 228, июнь 1999 г., стр. 8-9
  20. Mantelli — Brown — Kittel — Graf. Apache — Boeing AH-64, p. 28
  21. Huey Cobra Gunships. Chris Bishop. Osprey Publishing. 2006. стр.34
  22. The Aviation History (2012). Florian Ion Petrescu, Relly Victoria Petrescu. стр.82
  23.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 ноября 2018.
  24. Terror in the Tibal Zone. Alan Warnes. AirForces Monthly — March 2010

Боевое применение

Обломки «Кобры», сбитой во время вторжения на Гренаду

«Кобры» с красными звёздами на фюзеляжах имитируют воздушного противника на учениях ПВО США

  • Война во Вьетнаме (1957—1975, США) — с 1967 по 1973 год, американская сторона безвозвратно потеряла около 300 вертолётов «Кобра». В 1971 году в ходе шестинедельной операции Lam Son 719 американские AH-1 уничтожили 6 и подбили 8 северовьетнамских танков, за это пришлось заплатить 26-ю сбитыми и 158-ю повреждёнными «Кобрами». «Кобры» сыграли решающую роль в боях за город Анлок весной 1972 года, уничтожив 1040 северовьетнамских солдат и 18 танков.
  • Конфликт в Белуджистане (1973—1978) — пакистанская армия использовала эти вертолёты в боях против белуджийских сепаратистов.
  • Ирано-курдский конфликт (1979, Иран) — 23 августа 1979 года курды огнём стрелкового оружия сбили иранский вертолёт «Кобра».
  • Ирано-иракская война (1980—1988, Иран) — в сентябре 1981 года, в ходе двухдневной операции «Восьмой Имам», иракцами было сбито девять иранских вертолётов AH-1J. «Кобры» успешно использовались против бронетехники, например, только в ноябре 1982 года ими было уничтожено не менее 106 иракских танков и 70 БТР. Известны случаи, когда группам из 4 AH-1 удавалось на несколько часов остановить наступление целых иракских танковых бригад. В воздушных боях иранские «Кобры» сбили два иракских сверхзвуковых самолёта — истребитель-бомбардировщик Су-20 и истребитель МиГ-21[источник не указан 149 дней], а также 25 вертолётов. Не менее 4 AH-1J было сбито иракскими МиГ-21 и 1 МиГ-23. К середине войны количество боеспособных иранских вертолётов AH-1 снизилось с 205 до 80-90 единиц. В «Кобре» погиб лучший иранский вертолётчик Али Акбар Широуди, в его вертолёт попал 115-мм снаряд иракского танка Т-62. 14 июля 1982 года иранская «Кобра» была сбита противотанковой ракетой «Малютка».
  • Гражданская война в Ливане (Израиль) — в ходе войны было сбито три израильских «Кобры». В первом вылете против сирийской техники двумя «Кобрами» были уничтожены три танка Т-62 и один грузовик. Всего в ходе конфликта «Кобрами» уничтожены десятки единиц бронетехники, включая ряд[сколько?] современных танков Т-72.
  • Вторжение США на Гренаду (1983, США) — в ходе операции два американских AH-1T было сбито противником.
  • Турецко-курдский конфликт (с 1984, Турция) — четыре турецких AH-1W было сбито курдскими повстанцами до 2011 года. 13 мая 2016 года курды с помощью ПЗРК «Игла» сбили ещё одну, пятую по счёту «Супер-Кобру», два члена экипажа было убито.
  • Операция «Богомол» (1988, США) — американские «Кобры» потопили три иранских патрульных катера, при этом один AH-1T был сбит.
  • Перехват 28 сентября 1988 года — два иранских вертолёта AH-1J были сбиты советскими истребителями МиГ-23, после нарушения афганской воздушной границы.
  • Война в Персидском заливе (1991, США) — было задействовано 145 вертолетов, общий налет составил 8000 часов, выпущено более 1000 ПТУР, потеряно 3 AH-1F
  • Миротворческая операция в Сомали (UNOSOM I, 1992—1993, США)
  • Война в Афганистане (с 2001, США) — принимали ограниченное участие. С 2009 по 2012 год известно о четырёх потерянных вертолётах AH-1W.
  • Иракская война (с 2003, США) — в ходе первых 25 дней операции 46 из 58 вертолётов «Кобра» КМП США получили боевые повреждения. Всего в ходе войны было потеряно не меньше 8 вертолётов AH-1W. 21 марта 2003 года американский вертолёт AH-1W ракетой случайно уничтожил американский танк M1 Abrams.
  • Вазиристанская война (с 2004, Пакистан) — пакистанцы задействовали три эскадрильи вертолётов AH-1F. Множество вертолётов получили повреждения, например в октябре 2009 года огнём противника было подбито 5 «Кобр». Известно, что за всю войну было сбито 9 пакистанских вертолётов, однако были ли среди них «Кобры» неясно.
  • Вторая ливанская война (2006, Израиль)

Версии Cobra для армии и морской пехоты США

(«Нумерация» версий с годами не была строгой и поэтому расположена ниже в хронологическом порядке)

  • AH-1G «HueyCobra» — первая серийная версия для армии США, построенная между 1966 и 1973 годами в Белле в Форт-Уэрте , разделенная на раннюю (хвостовой винт слева) и позднюю версии (хвостовой винт справа).

    • 1966: 110 × AH-1G ранние (блок 1) серийные номера с 66-15248 до 66-15357
    • 1967: 420 × AH-1G ранние (блок 2) серийные номера с 67-15450 до 67-15869
    • 1968: 308 × AH-1G ранние (блок 3) серийные номера от 68-15000 до 68-17113
    • 1969: 38 × AH-1G ранних (блок 4) серийных номеров от 69-16410 до 69-16447
    • 1970: 174 × AH-1G поздних (блок 5) серийных номеров от 70-15936 до 70-16105
    • 1971: 70 × AH-1G поздних (блок 6) серийных номеров от 71-15090 до 71-21052
    • 1972: 4 × AH-1G поздних (блок 7) серийных номеров с 72-21461 до 72-21464
  • AH-1Q «HueyCobra» — вооружен TOW , системой прицеливания TSU (Telescopic Sight Unit, системой прицеливания для TOW), но сильно маломощен.
  • AH-1S «HueyCobra» — программа модернизации «старых корпусов» -AH-1G армии, новая система пуска для ракет TOW, 1980 г.
  • AH-1P «Cobra» — улучшенный AH-1S с прямым остеклением фонаря и полностью композитными лопастями ротора Kaman K747; к ним относятся конические концы ротора, также известные как AH-1S Step 1, известные
  • AH-1E «Cobra» — улучшенный AH-1P с генератором, также известный как AH-1S Step 2
  • AH-1F «Cobra» — оснащенный новым оптическим прицелом, радарным сигнализатором, а также всеми предыдущими модернизированными версиями нынешней «стандартной Cobra» армии США.
  • AH-1J «SeaCobra» — первая морская версия для морской пехоты с двумя турбинами и роторным тормозом.
  • AH-1T «SeaCobra» — усовершенствованная версия USMC с TOW и TSU BGM-71, удлиненный фюзеляж.
  • AH-1W «SuperCobra» — модернизация старого AH-1T; улучшенные характеристики с двумя новыми турбинами, новой авионикой и вооружением
Последний полет «СуперКобра» после 34 лет службы состоялся 14 октября 2020 года с прощальным полетом недалеко от Нового Орлеана.

AH-1Z Viper из состава 303-й учебной эскадрильи морской пехоты морской пехоты США.

AH-1Z «Viper» — запланировано 58 новых зданий, а также модернизация 131 старого AH-1W «SuperCobra» с четырехлопастным бесшолковым и бесшпиндельным ротором, новой системой обнаружения цели AAQ-30 Hawkeye с FLIR , лазерным осветителем цели и улучшенной системой ночного видения, визором шлема, миллиметровым диапазоном волн. РЛС AGM-114 и Hellfire, модифицированные стабные крылья, охлаждаемые выходы двигателей и многие системы, аналогичные Bell UH-1Y «Venom» (двигатель, ВСУ, хвостовая балка, четырехлопастный рулевой винт и части электроники). Машина была объявлена ​​боевой частью морской пехоты США в феврале 2011 года.

GAH-1S — непригодный для полета AH-1S, который использовался для обучения экипажа и механиков на земле. Был доставлен только один вертолет.

TAH-1S «Суррогат» — этот учебно-тренировочный вариант имеет спущенную башню и датчик PNVS на носу. Он также известен как «Ночной Сталкер». Окна кабины для полетов по ППП также могут быть затемнены для пилота, сидящего сзади. Этот модифицированный Northrop AH-1S имеет тот же датчик PNVS, что и AH-64A Apache. Подбородочная башня была заменена на пилотный датчик ночного видения (ПНВС) AH-64 Apache

Машины используются для обучения пилотов AH-64, при этом основное внимание уделяется тренировкам в ночном полете и ночной посадке. Всего в 1980-х годах в Нортропе было переоборудовано 15 вертолетов AH-1S «Кобра».

TAH-1F «Cobra» — этот учебно-тренировочный вариант оснащен двойным управлением, как и TAH-1S, и используется для переобучения на AH-1F

С 1979 по 1982 год в общей сложности 41 AH-1G «HueyCobra» были переоборудованы в стенд TAH-1F.

TH-1G «HueyCobra» — учебно-тренировочный вариант с двойным управлением для переобучения на AH-1G. Был построен как минимум один вертолет.

Коробка передач и тормозная система

Коробка передач была переделана инженерами с целью повышения качества машины. В результате повысился запас рабочего ресурса и снизился шум. Он возникал, когда переключали скорости. Коробка передач является механической, пятиступенчатой. Каждая передача синхронизирована. Исключения составили первая и задняя.

Составляющие коробки передач:

  • однодисковое замкнутое сцепление. Тип трения, характерный для него, –  сухой;
  • пружинная диафрагма;
  • гидравлическая установка.

В тормозной системе есть два контура. Колеса оснащены встроенными узлами с двумя индифферентными приводами, которые не зависимы друг от друга. Тормозное действие рассредоточивается на все колеса, в ситуации плавного торможения – в соотношении приблизительно 60 на 40. Из них 60% приходится на передние колёса, а 40% – на задние. ГАЗ 4301 дизель также оснащен отдельной тормозной системой. Для прицепа предусмотрена пневматическая установка.

На каждом из колес есть съемный тормозной барабан. Это облегчает обслуживание автомобиля. Если нужно устранить какие-либо дефекты или полностью заменить цельные барабаны, можно прибегнуть к подручным средствам, снять и заменить их в обычных условиях. Тормозные барабаны представляют собой износостойкие и высокопрочные чугунные изделия.

На задних колесах – тормозные узлы с механическим приводом. Они являются стояночным тормозом. На колесных дисках имеются специальные вентиляционные люки, что обеспечивает хорошее обдувание барабанов.

Молоковоз ГАЗ 4301

История

Разработка

Разработка ПТУР «Кобра» швейцарской фирмой началась в 1957 году. В дальнейшем, работы были переданы западногерманской компании, которая и занялась её доводкой и серийным производством.

Производство

На вооружение войск ФРГ ракета поступила в 1960 году. По лицензии выпускалась также в Италии, Бразилии, Пакистане и Турции. В 1968 году производство первой модели завершилось, был начат выпуск более совершенствованной модели «Кобра-2000» (дальность до 2000 м). Кроме вышеназванных стран, данный ПТУР стоял на вооружении Аргентины, Дании, Греции, Израиля и Испании. Всего выпущено около 170 тыс. ракет.

сказка

Вертолет AH-1 Кобра Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

В марте 1965 г. компания «Белл» начала разработку боевого вертолета ближней воздушной поддержки войск на базе вертолета Модель 204 (UH-1B/-1C «Ирокез»). Предполагалось обеспечить армию США пробным вертолетом, который объединял бы в себе новый узкий фюзеляж с малым поперечным сечением и тандемным расположением кресел, силовую установку, несущий винт и трансмиссию вертолета UH-1C. Опытный образец поднялся в воздух 7 сентября 1965 г. Вертолет, обозначенный Модель 209, испытывался начиная с декабря того же года, а заказы на два предсерийных и 110 серийных аппаратов последовали в апреле 1966 г.

Задействованные структуры

В производстве узлов и агрегатов вертолётов и сопутствующего оборудования были задействованы следующие коммерческие структуры:

Генеральный подрядчик работ

Вертолёт в целом/фюзеляж — Bell Helicopter Co., Форт-Уэрт, Техас.

Крупнейшие субподрядчики по заказу генподрядчика ()
  • Топливные баки — U.S. Rubber Co., Мишока, Индиана;
  • Колонка несущего винта — Menasco Manufacturing Co., Форт-Уэрт, Техас;
  • Хвостовая балка — AVCO Corp., Нэшвилл, Теннесси;
  • Коробки приводов — Kelsey-Hayes Wheel Co., Steel Products Engineering Division, Спрингфилд, Огайо;
  • Траверса втулки винта и тарелка автомата перекоса — Murdock Machine and Engineering Co., Форт-Уэрт, Техас;
  • Гидравлические цилиндры — Hydraulic Research Corp., Бербанк, Калифорния;
  • Склеенные панели — Whittaker Corp., Advanced Structures Division, Монровия, Калифорния.
Поставщики бортового оборудования по госзаказам ()
  • Авиадвигатель — AVCO Corp., Lycoming Division, Стратфорд, Коннектикут;
  • Гирокомпас MA-1 — General Electric Co., Филадельфия, Пенсильвания; Lear-Siegler, Inc., Кливленд, Огайо;
  • Стартер-генератор — General Electric Co., Эри, Пенсильвания;
  • Бортовое радиоэлектронное оборудование — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова; Aircraft Radio Corp., Бунтон, Нью-Джерси; Republic Electronics Industries, Inc., Хантингтон, Лонг-Айленд; Stewart-Warner Corp., Чикаго, Иллинойс; Lapointe Industries, Inc., Роквилл, Коннектикут.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector