Российские военные базы и объекты за рубежом: беларусь, молдова, кавказ

Военные базы СССР за рубежом

  • Ангола — ВМБ в Луанде;
  • Венгрия — Южная группа войск;
  • Вьетнам — ВМБ в Камрани;
  • Гвинея — ВМБ и станция прослушивания в Конакри;
  • ГДР — Группа советских войск в Германии, станция прослушивания в Ростоке;
  • Египет — базы в Александрии и Мерса-Матрухе;
  • Йемен — ВМБ в Сокотре и Адене;
  • Куба — Радиоэлектронный центр в Лурдесе;
  • Ливия — ВМБ в Триполи и Тобруке;
  • Монголия — Советские войска в Монголии (оперативно подчинялись командованию Забайкальского военного округа);
  • Польша — Северная группа войск, станция прослушивания в Свиноустье;
  • Сирия — ВМБ в Латакии и Тартусе, станция прослушивания в Тартусе;
  • Сомали — станция прослушивания в Бербере;
  • Тунис — ВМБ в Бизерте и Сфаксе;
  • Финляндия — ВМБ в Порккала-Удд;
  • Чехословакия — Центральная группа войск;
  • Эфиопия — ВМБ в Дахлаке, станция прослушивания в Нокре;
  • Югославия — ВМБ в Сплите и Тивате.

Военные базы США за рубежом

Основная статья: Военные объекты США за рубежом

  • Австралия
  • Австрия
  • Албания
  • Афганистан
  • Бахрейн
  • Болгария
  • Бельгия
  • Бразилия
  • Великобритания (около 11 тыс. специалистов ВВС на четырёх авиационных базах; военно-морская база и штаб командования ВМС США в Атлантике, а также центр связи и слежения за подводными лодками)
  • Германия 2-й кавалерийский полк, дислоцируется в Фильзеке, авиабаза Рамштайн, дислоцируется в одноимённом городе Рамштайн, А также другие более мелкие базы общей численностью личного состава до 20 тысяч человек.
  • Венгрия
  • Гондурас
  • Гренландия (Дания) — Туле (авиабаза)
  • Греция
  • Дания
  • Джибути. 1 500 военнослужащих.
  • Ирак
  • Иран
  • Исландия
  • Испания
  • Италия (основное место базирования кораблей США в Средиземном море, четыре военных базы — три военно-морских (Неаполь, Ла Маддалена, Гаэта) и одна авиационная (Виченца) — около 23 тыс. чел.)
  • Катар
  • Косово
  • Куба — Военная база Гуантанамо
  • Кувейт
  • Латвия
  • Литва
  • Лихтенштейн
  • Люксембург
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Оман
  • Польша
  • Португалия
  • Республика Корея (две базы ВВС США, батарея «THAAD» в уезде Сончжу).
  • Румыния
  • Саудовская Аравия
  • Сингапур
  • Словакия
  • Словения
  • Турция (авиационные базы в Адана и Измире)
  • Финляндия
  • Хорватия
  • Черногория
  • Чехия
  • Эстония
  • Япония (военно-морские и авиационные базы на Окинаве, Кюсю, в Ямагучи, в Токио)

Республика Молдова

Российские войска в Приднестровском регионе Республики Молдова способствуют поддержанию мира в зоне Приднестровского конфликта, а также обеспечивают охрану оставшихся с советских времен складов боеприпасов. Власти Молдовы считают, что российские войска и вооружения находятся в Молдове незаконно, и настаивает на их безоговорочном выводе с заменой российских миротворцев в Зоне безопасности на Днестре гражданской миссией международных наблюдателей под эгидой международных организаций. Непризнанная Приднестровская молдавская республика (ПМР), в свою очередь, высказывается
против вывода российских войск из региона до окончательного политического урегулирования конфликта.

Оперативная группа российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова (ОГРВ ПРРМ) Западного военного округа

ОГРВ ПРРМ была образована в апреле 1995 г. на основе 14-й гвардейской общевойсковой армии Вооруженных сил Российской Федерации. Штаб-квартира группы находится в г. Тирасполь. Она пребывает в Молдове в соответствии с Соглашением о принципах
мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 г.

Одной из основных задач группы является выполнение миротворческих функций в Зоне безопасности Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) в составе Совместных миротворческих сил, состоящих из воинских контингентов России, Молдовы, Приднестровья и группы военных наблюдателей от Украины.


Задачи решаются успешно – после завершения летом 1992 г. Приднестровского вооруженного конфликта не погиб ни один миротворец, не зафиксировано ни одного конфликта с применением оружия.

Еще одна важная задача ОГРВ ПРРМ –  охрана склада боеприпасов в селе Колбасна Рыбницкого района, а также обеспечение вывоза и утилизации хранящихся там вооружений, военной техники и боеприпасов.

1411-й артиллерийский склад боеприпасов (АСБ), находящийся в Колбасна с мая 1949 г., являлся стратегическим арсеналом войск Одесского военного округа. С января 1992 по апрель 1995 гг. он входил в состав 14-й гвардейской общевойсковой армии, а в апреле 1995 г. вошел в состав ОГРВ ПРРМ. Основная часть боеприпасов была завезена туда после вывода советских войск из ГДР, ЧССР и других стран Восточной Европы. Всего на складе к 2000 г. хранилось около 42 тыс. т вооружений, военной техники и боеприпасов. Затем Россия вывезла или уничтожила на месте около 22 тыс. т вооружений, военной техники и боеприпасов. Однако в конце 2003 г. дальнейший вывоз был заблокирован из-за напряженности между Кишиневом и Тирасполем, вызванной срывом подписания меморандума об урегулировании приднестровской проблемы. В итоге, на складе осталось 19,9 тыс. т боеприпасов (некоторые источники называют цифру в 21,5 тыс. т).

ОГРВ ПРРМ включает в себя два отдельных мотострелковых батальона (82-й Сегедский Краснознаменный отдельный мотострелковый батальон и 113-й отдельный гвардейский мотострелковый Нижнеднестровский орденов Кутузова и Александра Невского батальон), дислоцирующихся
в Тирасполе, и ряд других частей и подразделений. Она насчитывает около 1500 чел. личного состава (включая 441 миротворца). Основная часть военнослужащих группы – граждане ПМР, проходящие
военную службу по контракту. На вооружении оперативной группы находятся около 150 единиц легкой бронетехники (из них не менее 70-75 БТР-70, а также боевые машины – БТР-80, БТР-60ПБ/ПУ и БРДМ-2).

Если в составе ОГРВ и остались какие-то зенитные средства (в частности, ЗРК «Стрела-10», «Оса» и ЗСУ-23-4), танки Т-64БВ и артиллерия крупных калибров, то они, видимо, находятся на долговременном хранении. В отделе хранения и консервации вооружения, военной техники и имущества авиакомендатуры аэродрома Тирасполь находятся
на хранении 2 вертолета Ми-24П, 2 вертолета Ми-24К и 4 вертолета Ми-8МТ.

Америка и Европа

За последнее десятилетие было три проекта создания российских военных баз в дальнем зарубежье на пустом месте. Наиболее перспективными считались проекты баз снабжения для ВВС и ВМФ в Венесуэле и Никарагуа. Российские бомбардировщики стратегической авиации несколько раз совершали сверхдальние перелеты в Венесуэлу, а корабли неоднократно заходили в порты в Карибском море. Проводились громкие совместные учения в воздухе и океане. При живом Уго Чавесе и более стабильной экономической ситуации такой проект был вполне реализуем, однако возникал вопрос его целесообразности. Размещение авиации в Латинской Америке однозначно было бы воспринято в США как «новый карибский кризис», а об этом и так сейчас твердят все американские телеканалы. Но дело даже не в этом, а в том, что такая база (или даже просто – «аэродром подскока») была бы слишком уязвима и потребовала бы создания серьезной инфраструктуры ПВО, как сейчас в Сирии. Данный проект выглядит привлекательно только с точки зрения школьного глобуса и принципа «отсель грозить мы будем», а на практике требует куда более серьезной проработки, чем можно представить с обывательской точки зрения. Например, в Венесуэле недостаточно производительных мощностей для топлива и его придется привозить с собой (вспоминаем блокаду Кубы) или даже прокладывать новые трубопроводы к аэродромам. Да и базирование в Венесуэле пяти-шести бомбардировщиков дополнительного стратегического преимущества не прибавит – американцы просто переставят в Техас и Нью-Мексико несколько дивизионов ПРО. Так мы обеспечим рост заказов в американском ВПК, увеличим число рабочих мест в Альбукерке и избирателей Клинтон в южных штатах, а Венесуэла при этом будет претендовать на роль стратегического союзника, что потребует от Москвы взятия на себя дополнительных политических и военных обязательств. Это при том, что территориальная проблема с Колумбией все еще не решена и никогда не будет решена (отдельное спасибо Боливару и Сукре).

А вот создание баз ВМФ в Карибском заливе – куда более ответственная мысль. Речь может идти о постройке инфраструктуры для базирования подводных лодок, причем необязательно стратегических ракетоносцев. Крупный международный кризис (если уж мы говорим именно о стратегии) потребует, например, блокирования Панамского канала, а для этого идеально подойдет базирование на Никарагуа. Другое дело, что там таких портов просто нет, потребуется их строить на пустом месте. Но сейчас существует даже полуфантастический проект нового канала по территории Никарагуа, так что возможно все.

Вторым таким проектом были свернутые после парламентских выборов в Аргентине переговоры о базах снабжения ВВС и ВМФ в Пуэрто-Вальдивия. Задумка идентичная: базирование на крупнейшей военно-морской базе Аргентины позволяло бы блокировать Магелланов пролив в случае стратегического конфликта. Но после поражения Кристины Киршнер это уже завиральный проект, да и интересы Аргентины в исполнении Киршнер были достаточно прагматичны – ей был нужен «старший брат», за которого можно спрятаться в конфликте с англичанами вокруг Фолклендских островов. Стратегическая выгода России при реализации такого проекта выглядела бы совсем уж «стратегической» – все-таки перспектива глобального противостояния с необходимостью борьбы за основные точки Мирового океана выглядит менее реалистичной, чем возобновление борьбы за Фолкленды. А «вписаться за сестру» пришлось бы.

Третий проект был наиболее закрытым и больше политическим, чем военным. Черногории предлагались уникальные финансовые условия за создание российской военно-морской базы в Баре. Речь тоже шла о пункте снабжения и обслуживания подводных лодок, который обеспечил бы российское присутствие в Восточном Средиземноморье в дополнение к Тартусу. Эти переговоры начались задолго до острой фазы сирийского кризиса и носили больше политико-стратегический характер, чем исключительно военный. Финансирование базы и ее инфраструктуры могло бы стать альтернативой вступлению Черногории в НАТО, тем более что альянс не предлагает Подгорице особых финансовых выгод в связи с этим политическим выбором. Переоснащение крошечной армии на стандарты альянса – не тот аргумент, который может серьезно заинтересовать бюджет. Но эта дипломатическая битва была проиграна, и руководство Черногории навязало своему народу путь на сближение с НАТО, пользуясь активной поддержкой проамериканских и НКО, и либеральной части интеллигенции (в том числе и сербской). Предстоящие парламентские выборы вряд ли что-то изменят, но уже сейчас ряд местных и сербских СМИ объявляют о возможном «вмешательстве России» и опасаются «пророссийского майдана».

Примечания

  1. , с. 500.

Тонкость контекста

У предложения Алексея Чепы есть определенные временные и личные контексты, которые требуют их конкретизации и отделения от вопроса о необходимости расширения российского военного присутствия за границами РФ. Если этого не сделать, возникнет множество лишних вопросов к самой идее создания новых баз и реанимации старых, что может в итоге повлиять на реализацию проекта.

Во-первых, это предложение было озвучено в преддверии голосования по закону о бессрочном размещении в Сирии российского военного контингента. Это самый первый законодательный акт, который утвердил новый состав Госдумы и тем самым легитимизировал уже существовавшие российско-сирийские договоренности о бессрочном использовании авиабазы Хмеймим и «пункта снабжения ВМФ» в Тартусе. Данные соглашения действуют уже год, но требовали дополнительного одобрения парламентом в новом виде, который подтверждает права РФ на использование этих объектов на территории Сирии в интересах МО РФ на бессрочной основе и с учетом дополнительных договоренностей с правительством в Дамаске. Там много чисто юридических деталей, которые требовали парламентского утверждения как со стороны России, так и со стороны Сирии. Это правовой статус военнослужащих, их подсудность, распределение ответственности и финансирования и множество других необходимых моментов, обычно не заметных для тех, кто следит только за сводками боевых действий. В таком контексте предложение заместителя председателя одного из двух профильных комитетов Думы (второй – по обороне и безопасности) выглядит уместным и своевременным. Человек решил к месту расширить и углубить предложение, которое и так давно витало в воздухе.

Но, во-вторых, Алексей Чепа упомянул в своем заявлении все обитаемые мировые континенты, кроме Австралии, что сильно расширило его предложение, выведя его за рамки понятия «бывшие советские базы». На пике активности СССР в третьем мире официальных баз за границей было не так уж и много. Помимо сирийского Тартуса, был объект электронного слежения на Кубе (ставим галочку напротив позиции «Латинская Америка») и два пункта снабжения ВВС и ВМФ во Вьетнаме (галочка у «Юго-Восточной Азии»). Некоторое время (но недолго) функционировал так называемый рыбный порт на острове Сокотра, который принадлежал в те времена ныне не существующей Народно-Демократической Республике Йемен. В разные периоды советские войска (официально и не очень) располагались в Эфиопии, в той же НДРЙ на континенте и в Анголе. Стоит подчеркнуть: сейчас мы говорим о длительной дислокации на основании официальных межгосударственных договоров, а не о разовом прибытии военных советников, например, в Египет, Ливию, Алжир, Индонезию, Мозамбик, Сомали и даже Марокко (был такой малоизвестный факт), но при этом забываем об Афганистане.

Чепа сделал это заявление в формальном соответствии с должностью, но с точки зрения идеологического обеспечения данного проекта можно было бы выбрать и другую фигуру. Нынешний заместитель председателя комитета ГД по международным делам от «Справедливой России» (один из богатейших ее представителей, кстати) известен в том числе своими коммерческими проектами в Анголе (заодно он трудится еще и председателем Фонда дружбы и сотрудничества с Анголой) и еще в нескольких странах, входивших в 70-80-х годах в орбиту советского и китайского влияния в черной Африке – Намибии, Конго, Мозамбике и даже в ЮАР. Если бы с предложением расширить российское военное присутствие на другие континенты выступил человек, не имеющий личных коммерческих интересов в странах, которые теоретически могли бы принять новые российские базы, предложение от этого только выиграло бы. А сейчас очень сложно отрешиться от мыслей о лоббизме, который при отсутствии опыта парламентской и кулуарной работы способен дискредитировать любую хорошую идею. Чепе не обязательно было начинать свою парламентскую работу с такого прямолинейного заявления, можно было бы передоверить «право первого слова» другому депутату или даже СМИ без ссылки на себя, любимого.

Теперь необходимо отделить весь этот контекст от действительно прорабатываемого вопроса расширения российского военного присутствия за границей в целях обеспечения безопасности и национальных интересов РФ и ее союзников.

Военные базы Великобритании за рубежом

Зарубежные военные базы Соединённого Королевства

Основная статья: Зарубежные военные базы Соединённого Королевства

  • Остров Вознесения — военный аэродром RAF и англо-американская радиоэлектронная станция;
  •  Бахрейн — военно-морская база Джаффейр;;
  •  Кипр — 2 мотопехотных батальона, вертолетная эскадрилья и другие подразделения (3200 чел.) (см. авиабаза Акротири);
  •  Бруней — мотопехотный батальон и вертолетное звено (900 чел.);
  •  Белиз — усиленный мотопехотный батальон (1300 чел.);
  •  Афганистан — база Кэмп-Бастион;
  •  Сьерра-Леоне — тренировочный лагерь на окраине города Фритаун;
  •  Кения — миротворческий контингент в пригороде Найроби;
  •  Канада — тренировочный лагерь в Альберте.

Британские заморские территории

  •  Гибралтар (1000 чел.);
  •  Британская территория в Индийском океане, Диего-Гарсия — в настоящее время передана США под военно-морскую и военно-воздушную базу, но остаётся подразделение британских ВС в 40 чел.;
  •  Фолклендские острова (1650 чел.).

Военные базы России за рубежом: где и почему они необходимы

Вопрос о создании новых российских военных баз за пределами страны обсуждается все активнее. Но нужно ли нашему государству на самом деле масштабное расширение своего военного присутствия в разных точках планеты? Военные базы за рубежом нужны не для каких-то агрессивных действий против других государств, а для укрепления обороноспособности страны, обозначения и защиты ее геополитических и экономических интересов. Например, в США именно так объясняют наличие сотен своих баз и военных объектов практически по всему миру. Не случайно большинство стран, претендующих на статус даже не сверхдержав, а просто сильных и самодостаточных государств, предпочитают иметь хотя бы одну-две военные базы за пределами страны.

Мировой лидер по количеству зарубежных военных баз – США, но свои военные объекты за пределами государственной границы есть у Франции, Великобритании, Германии, Китая, Японии и даже Индии, Турции и Пакистана. Естественно, что есть такие объекты и у России.

До распада СССР военных баз за рубежом было значительно больше, но и сейчас наша страна располагает базами в Абхазии, Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Приднестровье, Сирии, Таджикистане и Южной Осетии. Как видим, единственная страна за пределами постсоветского пространства, где есть российские военные объекты – Сирия. Здесь размещаются военно-морская база в Тартусе и военно-воздушная база в Хмеймиме. Военные объекты в Сирии позволяют не только поддерживать российский контингент, помогающий правительственным войскам страны бороться с террористами, но и контролировать обстановку на Ближнем Востоке и Восточном Средиземноморье.

Однако базы в одной лишь Сирии за пределами границ бывшего СССР – это мало, особенно если сравнить Россию с США и учесть сложную мировую политическую обстановку. Поэтому в последнее время все чаще говорят о перспективах создания российских военных баз в других странах дальнего зарубежья. Среди возможных вариантов называют Египет, Ливию, Судан, Сомали, Йемен и даже Центральноафриканскую республику и Мозамбик. Кроме того, не исключается возможность восстановления военных баз во Вьетнаме и на Кубе. Но пока всё это больше на уровне слухов.

Сейчас Россия нуждается в том, чтобы контролировать обстановку не только в одной Сирии или на постсоветском пространстве, но и на основных стратегических направлениях, а это и Атлантика, и Индийский океан с побережьем Восточной Африки, и Азиатско-Тихоокеанский регион. Если говорить о регионах планеты, то России желательно обзавестись военными базами как минимум на северном и восточном побережье Африки, в Юго-Восточной Азии, а также на атлантическом побережье – в Латинской Америке.

Но далеко не каждая страна будет готова разместить военные объекты России на своей территории. Поэтому в списке потенциальных кандидатов – либо дружественные России страны, у которых и так непростые отношения с США, либо развивающиеся страны третьего мира, которым размещение базы может быть интересно с точки зрения финансирования, да и для поддержания безопасности внутри своих государств. К первой категории стран относятся Куба, Сирия, ко второй – Судан, Сомали, Мозамбик, Центрально-Африканская Республика и ряд других государств.

Кстати, помимо Кубы российские военные базы вполне могли бы быть размещены в Венесуэле. Это позволило бы не только поближе подобраться к границам США, но и поддержать Николаса Мадуро, обезопасив последнего от свержения и установления проамериканского режима. В Юго-Восточной Азии российская военно-морская база позволила бы обеспечивать более широкие возможности для Тихоокеанского флота в том же Южно-Китайском море. Самым выгодным и разумным вариантом в данном случае становится возрождение советской базы Камрань. Переговоры об этом ведутся, но информация засекречена и пока непонятно, появятся ли во Вьетнаме снова наши военные.

В любом случае, очевидно, что сейчас размещение новых военных баз за рубежом становится уже не только вопросом национального престижа, но и средством обеспечения национальной безопасности. Без российского военного присутствия в виде баз в Атлантике, на Тихом океане, в Индийском океане достойно противостоять США вдали от границ нашей страны мы не сможем. К тому же российские военные базы – еще один инструмент и в борьбе с международным терроризмом или тем же пиратством (что особенно актуально для северо-восточного побережья Африканского континента). Другой вопрос: а потянет ли современная России военные базы за пределами страны — от Кубы до Вьетнама? Найдётся ли достаточное число кораблей и военно-технических ресурсов в целом, чтобы эти базы обеспечивать?

Базы России в дальнем зарубежье

В разное время военные базы СССР размещались на всех континентах, кроме Австралии. Но после распада Советского Союза Россия отказалась практически от всех своих баз в дальнем зарубежье. И причиной тому иногда становились не только экономические сложности. Так, например, после терактов в Вашингтоне 11 сентября 2001 года Владимир Путин первым позвонил президенту Бушу и выразил соболезнование американскому народу и солидарность с ним.

Реакция России на эту трагедию была эмоциональной, искренней и достойной. Впервые за полвека у Москвы и Вашингтона появился общий враг — международный терроризм. США и Россия оказались де-факто союзниками в войне против талибов и бен Ладена. Возникла реальная перспектива перехода к взаимоотношениям двух стран на основе принципов партнерства и союзничества. Россия также выступила с развернутой программой своего вклада в борьбу с терроризмом, поддержав США в проведении операции в Афганистане.

Было начато сотрудничество по линии спецслужб, что позволило Вашингтону получить имеющуюся в России информацию о террористических группах; Россия предоставила США свое воздушное пространство; поддержала решение центральноазиатских государств предоставить аэродромы для операций против террористов; расширила военно-техническое сотрудничество с Северным альянсом.

Более того, в качестве жеста доброй воли Москва пошла на закрытие своих военных баз во Вьетнаме и на Кубе, позиционируя это как «шаг навстречу Вашингтону». Однако ответ Вашингтона был не тем, какого ожидала от него Москва. Уже 13 декабря 2001 года президент Буш объявил о намерении США выйти из Договора по ПРО от 1972 года. Это объяснялось тем, что, раз уж Россия и США отныне более не являются врагами, то и договоры по контролю над вооружениями между ними уже не нужны.

Хотя на самом деле это решение стало еще одним шагом, направленным на закрепление американского доминирования в мире. Было очевидно, что после событий 11 сентября для мира настала новая эпоха геополитического передела территорий, так как США получили прекрасную возможность установления своих военных баз по всей Азии. Со временем в мировых СМИ начали появляться слухи, что якобы и Россия тоже готова вернуть себе ряд утраченных баз, а также заполучить новые. В частности появились сообщения, что во время визита российской делегации на Кубу, в ходе которого было объявлено о списании этой стране 32-миллиардного долга, также были достигнуты договоренности относительно возвращения в пользование РФ радиоэлектронного разведывательного центра в Лурдесе. Однако на следующий же день Владимир Путин опроверг эту информацию, сообщив, что Россия способна «решить стоящие в области обороноспособности задачи без этого компонента».

Писали также, что Аргентина согласилась разместить у себя российские военные базы. Информация появилась в тот момент, когда весь мир был зациклен на эскалации конфликта на Украине. МИД России назвал эту информацию «провокационной уткой». А вот что касается другой нашей бывшей базы в Камрани (Вьетнам), там происходят некоторые реальные подвижки. Когда в 2001 году руководство России приняло решение не продлевать договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировать базу, то к маю 2002 года последний российский военнослужащий покинул Камрань.

Но в ноябре 2013 года в ходе российско-вьетнамских переговоров между президентами обеих стран было подписано соглашение о создании совместной базы для обслуживания и ремонта подлодок в Камрани. Кроме того, до последнего времени единственной военной базой в дальнем зарубежье являлся 720-й ПМТО ВМФ, развернутый еще в 1971 году в сирийском порту Тартус.

Ссылки [ править ]

  1. . НАСА . Проверено 27 декабря 2019 .

Итоги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector