Военные базы россии: сколько их и где они находятся
Содержание:
Америка и Европа
За последнее десятилетие было три проекта создания российских военных баз в дальнем зарубежье на пустом месте. Наиболее перспективными считались проекты баз снабжения для ВВС и ВМФ в Венесуэле и Никарагуа. Российские бомбардировщики стратегической авиации несколько раз совершали сверхдальние перелеты в Венесуэлу, а корабли неоднократно заходили в порты в Карибском море. Проводились громкие совместные учения в воздухе и океане. При живом Уго Чавесе и более стабильной экономической ситуации такой проект был вполне реализуем, однако возникал вопрос его целесообразности. Размещение авиации в Латинской Америке однозначно было бы воспринято в США как «новый карибский кризис», а об этом и так сейчас твердят все американские телеканалы. Но дело даже не в этом, а в том, что такая база (или даже просто – «аэродром подскока») была бы слишком уязвима и потребовала бы создания серьезной инфраструктуры ПВО, как сейчас в Сирии. Данный проект выглядит привлекательно только с точки зрения школьного глобуса и принципа «отсель грозить мы будем», а на практике требует куда более серьезной проработки, чем можно представить с обывательской точки зрения. Например, в Венесуэле недостаточно производительных мощностей для топлива и его придется привозить с собой (вспоминаем блокаду Кубы) или даже прокладывать новые трубопроводы к аэродромам. Да и базирование в Венесуэле пяти-шести бомбардировщиков дополнительного стратегического преимущества не прибавит – американцы просто переставят в Техас и Нью-Мексико несколько дивизионов ПРО. Так мы обеспечим рост заказов в американском ВПК, увеличим число рабочих мест в Альбукерке и избирателей Клинтон в южных штатах, а Венесуэла при этом будет претендовать на роль стратегического союзника, что потребует от Москвы взятия на себя дополнительных политических и военных обязательств. Это при том, что территориальная проблема с Колумбией все еще не решена и никогда не будет решена (отдельное спасибо Боливару и Сукре).
А вот создание баз ВМФ в Карибском заливе – куда более ответственная мысль. Речь может идти о постройке инфраструктуры для базирования подводных лодок, причем необязательно стратегических ракетоносцев. Крупный международный кризис (если уж мы говорим именно о стратегии) потребует, например, блокирования Панамского канала, а для этого идеально подойдет базирование на Никарагуа. Другое дело, что там таких портов просто нет, потребуется их строить на пустом месте. Но сейчас существует даже полуфантастический проект нового канала по территории Никарагуа, так что возможно все.
Вторым таким проектом были свернутые после парламентских выборов в Аргентине переговоры о базах снабжения ВВС и ВМФ в Пуэрто-Вальдивия. Задумка идентичная: базирование на крупнейшей военно-морской базе Аргентины позволяло бы блокировать Магелланов пролив в случае стратегического конфликта. Но после поражения Кристины Киршнер это уже завиральный проект, да и интересы Аргентины в исполнении Киршнер были достаточно прагматичны – ей был нужен «старший брат», за которого можно спрятаться в конфликте с англичанами вокруг Фолклендских островов. Стратегическая выгода России при реализации такого проекта выглядела бы совсем уж «стратегической» – все-таки перспектива глобального противостояния с необходимостью борьбы за основные точки Мирового океана выглядит менее реалистичной, чем возобновление борьбы за Фолкленды. А «вписаться за сестру» пришлось бы.
Третий проект был наиболее закрытым и больше политическим, чем военным. Черногории предлагались уникальные финансовые условия за создание российской военно-морской базы в Баре. Речь тоже шла о пункте снабжения и обслуживания подводных лодок, который обеспечил бы российское присутствие в Восточном Средиземноморье в дополнение к Тартусу. Эти переговоры начались задолго до острой фазы сирийского кризиса и носили больше политико-стратегический характер, чем исключительно военный. Финансирование базы и ее инфраструктуры могло бы стать альтернативой вступлению Черногории в НАТО, тем более что альянс не предлагает Подгорице особых финансовых выгод в связи с этим политическим выбором. Переоснащение крошечной армии на стандарты альянса – не тот аргумент, который может серьезно заинтересовать бюджет. Но эта дипломатическая битва была проиграна, и руководство Черногории навязало своему народу путь на сближение с НАТО, пользуясь активной поддержкой проамериканских и НКО, и либеральной части интеллигенции (в том числе и сербской). Предстоящие парламентские выборы вряд ли что-то изменят, но уже сейчас ряд местных и сербских СМИ объявляют о возможном «вмешательстве России» и опасаются «пророссийского майдана».
Военные базы России за рубежом: где и почему они необходимы
Вопрос о создании новых российских военных баз за пределами страны обсуждается все активнее. Но нужно ли нашему государству на самом деле масштабное расширение своего военного присутствия в разных точках планеты? Военные базы за рубежом нужны не для каких-то агрессивных действий против других государств, а для укрепления обороноспособности страны, обозначения и защиты ее геополитических и экономических интересов. Например, в США именно так объясняют наличие сотен своих баз и военных объектов практически по всему миру. Не случайно большинство стран, претендующих на статус даже не сверхдержав, а просто сильных и самодостаточных государств, предпочитают иметь хотя бы одну-две военные базы за пределами страны.
Мировой лидер по количеству зарубежных военных баз – США, но свои военные объекты за пределами государственной границы есть у Франции, Великобритании, Германии, Китая, Японии и даже Индии, Турции и Пакистана. Естественно, что есть такие объекты и у России.
До распада СССР военных баз за рубежом было значительно больше, но и сейчас наша страна располагает базами в Абхазии, Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Приднестровье, Сирии, Таджикистане и Южной Осетии. Как видим, единственная страна за пределами постсоветского пространства, где есть российские военные объекты – Сирия. Здесь размещаются военно-морская база в Тартусе и военно-воздушная база в Хмеймиме. Военные объекты в Сирии позволяют не только поддерживать российский контингент, помогающий правительственным войскам страны бороться с террористами, но и контролировать обстановку на Ближнем Востоке и Восточном Средиземноморье.
Однако базы в одной лишь Сирии за пределами границ бывшего СССР – это мало, особенно если сравнить Россию с США и учесть сложную мировую политическую обстановку. Поэтому в последнее время все чаще говорят о перспективах создания российских военных баз в других странах дальнего зарубежья. Среди возможных вариантов называют Египет, Ливию, Судан, Сомали, Йемен и даже Центральноафриканскую республику и Мозамбик. Кроме того, не исключается возможность восстановления военных баз во Вьетнаме и на Кубе. Но пока всё это больше на уровне слухов.
Сейчас Россия нуждается в том, чтобы контролировать обстановку не только в одной Сирии или на постсоветском пространстве, но и на основных стратегических направлениях, а это и Атлантика, и Индийский океан с побережьем Восточной Африки, и Азиатско-Тихоокеанский регион. Если говорить о регионах планеты, то России желательно обзавестись военными базами как минимум на северном и восточном побережье Африки, в Юго-Восточной Азии, а также на атлантическом побережье – в Латинской Америке.
Но далеко не каждая страна будет готова разместить военные объекты России на своей территории. Поэтому в списке потенциальных кандидатов – либо дружественные России страны, у которых и так непростые отношения с США, либо развивающиеся страны третьего мира, которым размещение базы может быть интересно с точки зрения финансирования, да и для поддержания безопасности внутри своих государств. К первой категории стран относятся Куба, Сирия, ко второй – Судан, Сомали, Мозамбик, Центрально-Африканская Республика и ряд других государств.
Кстати, помимо Кубы российские военные базы вполне могли бы быть размещены в Венесуэле. Это позволило бы не только поближе подобраться к границам США, но и поддержать Николаса Мадуро, обезопасив последнего от свержения и установления проамериканского режима. В Юго-Восточной Азии российская военно-морская база позволила бы обеспечивать более широкие возможности для Тихоокеанского флота в том же Южно-Китайском море. Самым выгодным и разумным вариантом в данном случае становится возрождение советской базы Камрань. Переговоры об этом ведутся, но информация засекречена и пока непонятно, появятся ли во Вьетнаме снова наши военные.
В любом случае, очевидно, что сейчас размещение новых военных баз за рубежом становится уже не только вопросом национального престижа, но и средством обеспечения национальной безопасности. Без российского военного присутствия в виде баз в Атлантике, на Тихом океане, в Индийском океане достойно противостоять США вдали от границ нашей страны мы не сможем. К тому же российские военные базы – еще один инструмент и в борьбе с международным терроризмом или тем же пиратством (что особенно актуально для северо-восточного побережья Африканского континента). Другой вопрос: а потянет ли современная России военные базы за пределами страны — от Кубы до Вьетнама? Найдётся ли достаточное число кораблей и военно-технических ресурсов в целом, чтобы эти базы обеспечивать?
Военная база дронов, ОАЭ (принадлежит США)
Напоследок вспомним о таинственной военной базе дронов, снимок которой сделал из космоса спутник. Расположен этот военный объект в пустыне на территории ОАЭ, он появился в период между 2010 и 2012 годом, база принадлежит Америке. Управление дронами производить сложно, но с этой базы США без проблем могут наносить удары по террористическим группировкам.
Таинственная американская военная база дронов, ОАЭ
Эта база оснащена 1 взлетно-посадочной полосой, ангарами для дронов, взлетно-посадочными полосами для их запуска. Интересно то, что база расположена в отдаленной части пустыни, где нет даже намека на дороги.
Литература[править | править код]
- Боевой молот // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бехайм В. Энциклопедия оружия / Пер. с нем. — СПб.: АО «Санкт-Петербург оркестр», 1995. — 576 с. — С. 262—265, 268—276. — ISBN 5-87685-029-2.
- Квасневич В. Лексикон холодного и метательного оружия / Пер. с польск. — СПб.: ООО «Издательство „Атлант“», 2012. — С. 33, 69—71, 115, 116, 124, 125, 134—136, 153, 224, 225. — ISBN 978-5-98655-042-8.
- Попенко В. Н. Комбинированное холодное оружие. — М.: Богучар, 1994. — 112 с. — С. 32—38, 43—48, 89—91, 96—106.
- Попенко В. Н. Холодное оружие. Энциклопедический словарь. — М.: Богучар, 1996. — 479 с. — С. 120—122, 128—130, 133, 158, 164, 165, 243, 274, 280, 281, 425, 427, 428. — ISBN S-88276-023X.
- Стоун Дж. К. Большая энциклопедия оружия и доспехов. Оружие и доспехи всех времён и народов / Пер с англ. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 767 с. — С. 77, 104, 105, 108, 109, 235, 298, 299, 369, 371, 381, 407—409, 504, 506, 617, 622, 623, 648, 649, 704. — ISBN 978-5-17-052742-7, ISBN 978-5-271-21108-9, ISBN 978-5-17-052752-6, ISBN 978-5-271-21109-6, ISBN 0-486-40726-8 (англ.).
- Югринов П. Малая энциклопедия холодного оружия. — М.: Центрполиграф, 2010. — С. 30—37, 57, 65, 67, 79, 91, 92. — ISBN 978-5-9524-4613-7.
1Гуантаномо
База в заливе Гуантанамо — арендованная в 1903 году США после испано-американской войны военно-морская база в заливе Гуантанамо (Куба), в 30 км от одноимённого города. На базе расположена также одноимённая тюрьма, где содержатся заключённые, статус которых оспаривается. База Гуантанамо арендуется у Кубы на договорных началах с 1903 года, когда в Конституцию Кубы в качестве приложения был включён текст так называемой поправки Платта к проекту Закона Соединенных Штатов о бюджете армии. В этом договоре, в частности, была установлена фиксированная цена аренды — «2000 песо в золотой валюте Соединенных Штатов» в год.Нынешний статус базы регламентируется договором от 1934 года, заключённым после ряда государственных переворотов на Кубе в начале 1930-х годов. В результате плата за использование базы была поднята до $3400. Сам же договор является «бессрочным» и может быть расторгнут «только по обоюдному согласию сторон, либо же при нарушении условий аренды». Аренда осуществляется на правах экстерриториальности, что в частности означает, например, что рыбная ловля в заливе для местного населения запрещена.Фактически США осуществляют свой государственный суверенитет на данной территории безусловно и в полном объёме, а юрисдикция Кубы носит чисто формальный характер.После победы революции 1959 года кубинское государство отказалось принимать от США указанную выше плату за аренду базы, а после появления в 2002 году на территории базы тюрьмы попыталось (безуспешно) расторгнуть договор аренды и добиться эвакуации базы, аргументируя это нарушением условий аренды.Общая площадь военно-морской базы составляет приблизительно 117 квадратных километров, что соответствует прямоугольнику размером 9×13 км. К тому же Соединённые Штаты располагают правом использования 37 квадратных километров водной поверхности залива Гуантанамо.Гавань военно-морской базы в состоянии вместить до 50 крупных кораблей. На суше находится свыше 1500 служебных и жилых объектов, механизированный порт, судоремонтные мастерские, имеется плавучий док, склады продовольствия, боеприпасов, горюче-смазочных материалов. Здесь постоянно находятся около 10 тысяч человек военного персонала. Для обеспечения нормальных условий проживания контингента база располагает развитой инфраструктурой, включающей увеселительные заведения, клубы, теннисные корты, бейсбольные площадки, плавательные бассейны, пляжи, ипподром, рыболовные суда и яхты.Место содержания международных террористов в Гуантанамо появилось в январе 2002 года, когда туда были доставлены из Афганистана первые 20 человек, обвиняемых «в участии в боевых действиях на стороне исламских экстремистов» — талибов. С 2002 по 2006 год через эту тюрьму прошло свыше 750 иностранцев, захваченных американскими войсками в ходе операций на территории Афганистана и Ирака. Все они, по утверждению американских военных, участвовали в операциях на стороне «Аль-Каиды» или движения Талибан.
Примечания
Военные базы России на постсоветском пространстве
Россия, как СССР и США, всегда рассматривала свои военные базы как инструмент могущества государства, которое готово отстаивать не только свои интересы, но и интересы союзников. Военные базы всегда считались фактором сдерживания для противников государства и дополнительным козырем в геополитической игре. Военное присутствие на территории другого государства давало дополнительную стабильность этой территории.
Яркий пример тому российские базы в Таджикистане и Киргизии — странах, которые входят в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Правда, в качестве платы за свое присутствие там России пришлось полностью перевооружить и обучить местные армии. А вот в Узбекистане для оперативного наращивания и развертывания войск РФ в Центральной Азии с 2006 года российские ВВС использовали авиабазу Карши-Ханабад на территории Кашкадарьинской области.
Но в 2012 году Россия лишилась возможности использования авиабазы в связи с выходом Узбекистана из ОДКБ. После распада СССР содержать военные базы в странах ближнего зарубежья России становилось все сложней. Так, например, особое значение для России всегда имела база ВМФ в украинском Севастополе, которая должна была оставаться местом дислокации Черноморского флота РФ по крайней мере до тех пор, пока не будет построен порт в Новороссийске. На протяжении всего времени, пока российский Черноморский флот находился в Севастополе, регулярно случались конфликты с украинскими властями.
База использовалась как инструмент политического воздействия на Россию. Нет сомнений, что, если бы Крым остался украинским, сегодня лидеры Незалежной при поддержке американцев сделали бы все, чтобы выдавить российских моряков с полуострова. А что еще более вероятно — втянуть Россию в серьезный вооруженный конфликт, выставив ее военным агрессором. В любом случае в ближайшее время России остро необходимы базы в Центральной Азии. Потому что после вывода войск США и НАТО из Афганистана, которые разворошили осиный рой моджахедов, в этом регионе уже сейчас наблюдается резкое обострение ситуации.
России нужны опорные пункты, чтобы иметь возможность вмешаться, если события примут самый неприятный для нас оборот. При этом российские военные базы за рубежом всегда были и не перестают оставаться предметом политического торга. Например, более 20 лет у России фактически есть военная база в Приднестровской Молдавской Республике. Подразделения Вооруженных Сил России входят в трехсторонние миротворческие силы в Приднестровье, это около 1200 военнослужащих.
Власти и население непризнанной республики выступают за то, чтобы российские солдаты и дальше оставались в Приднестровье. Однако со стороны европейских политиков звучат предложения о смене формата миротворческой операции на Днестре, выводе из зоны конфликта прежде всего российских миротворцев. А в целом из постсоветских стран, пожалуй, только Белоруссия и Армения оказали реальное военное содействие России в нынешнем противостоянии с НАТО, не выставляя за базы заоблачные счета.
Военные базы США
По данным Пентагона (причем, как считают эксперты, сильно заниженным), США в последнее время владели и снимали во временное пользование базы в 130 странах мира. Только на зарубежных военных базах у них служат 253 288 военных, плюс такое же количество членов их семей и гражданских специалистов, нанятых военным ведомством. Эти базы обладают 44 870 казармами, ангарами, больницами, другими зданиями, кроме того, для них еще снимается дополнительно 4844 здания.
На содержание этих баз американцы не скупятся. Так, например, «Вашингтон Пост» пишет, что в иракском городе Фаллуджа, к западу от Багдада, официанты в белых рубашках, черных брюках и черных галстуках подносят ужин американским офицерам из 82-й воздушной дивизии в их сильно укрепленной штаб-квартире. Некоторые из этих американских баз имеют такие гигантские размеры, что требуется порядка 9 внутренних маршрутов автобусов, чтобы все солдаты и гражданские контрактники смогли попасть на свои рабочие места.
Таков, например, лагерь «Анаконда» под Багдадом, штаб-квартира 3-й бригады 4-й пехотной дивизии, которой поручено выполнять полицейские функции на территории в 1500 кв. км, где размещено до 20 000 солдат. Американские военные придумали для своих зарубежных военных баз метафоричное определение — «наш отпечаток в мире». Нанесение четких, уверенных «отпечатков» на мировую карту стало для США одним из способов своего продвижения и утверждения на новых территориях.
Среди государств, которые в свое время известный американский политик Колин Пауэлл рассматривал в качестве территории для новой «семьи баз», обнищавшие страны новой Европы: Pумыния, Польша и Болгария. В Азии это Пакистан (где у Америки уже есть 4 базы), Индия, Сингапур, Малайзия, Филиппины и даже Вьeтнам. А еще Австралия. Что касается Северной Африки, то это Марокко, Тунис и в особенности Алжир. В Западной Африке — это Сенегал, Мали, Гана и Сьерра Леоне (хотя там уже с 1991 года идет гражданская война). Модель для всех этих новых баз, согласно данным Пентагона, — те базы, что были созданы вокруг Персидского залива за последние 20 лет, в таких далеко не самых демократических странах, как Бахрейн, Кувейт, Катар, Оман и Объединенные Арaбские Эмираты.
Большинство этих новых баз, как красочно объясняют в Пентагоне, будут как бы «листами кувшинок», на которые войска смогут перебрасывать не только хорошо вооруженных «лягушек» с американской территории, но и крупные воинские контингенты НАТО с территорий таких верных США сателлитов, как Япония или Британия. Громко эти планы не афишируются.
Напротив, до недавнего времени Пентагон запускал в СМИ слухи о так называемой «рациoнализации» своих вооруженных сил, заявляя, что подумывает либо сократить, либо вообще убрать многие из гигантских военных резерваций эпохи холодной войны в Германии, Южной Корее, а возможно, и на Окинаве. Однако очень быстро стало понятно, что все это — пропагандистские сказки. Но главное, после событий на Украине у американцев появился повод обвинить Россию в агрессивных планах и более не обременять себя обещаниями вывода откуда-либо своих войск.
Теперь США, прикрываясь испытанным лозунгом времен «холодной войны» «русские идут!», стали наращивать свою военную мощь. В первую очередь в Европе. При этом они даже не скрывают, что основные силы, как и раньше, будут находиться в Германии.
Правда, военным аналитикам хорошо известно, что причина тому вовсе не военная угроза России, а возможность держать под своим постоянным и неусыпным контролем военную мощь самой Германии. Именно это более всего заботило американцев начиная с 1945 года.
Абхазия
Российская военная база в Абхазии обеспечивает российское геополитическое и военное присутствие в Абхазии и защиту российских интересов на Кавказе. Она оказывает помощь братскому абхазскому народу в защите государственной независимости и в обеспечении безопасности Республики Абхазия.
7-я Краснодарская Краснознаменная орденов Кутузова и Красной Звезды военная база Южного военного округа
База создана 1 февраля 2009 г. путем переформирования 131-й отдельной мотострелковой Краснодарской Краснознаменной, орденов Кутузова и Красной Звезды Кубанской казачьей бригады.
Российская база в Абхазии действует
на основании «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об объединенной российской военной базе на территории Республики Абхазия» от 17 февраля 2010 г. Соглашение действует в течение 49 лет и автоматически продлевается на последующие 15-летние периоды, если ни одна из сторон не позднее, чем за шесть месяцев до истечения первоначального или любого последующего периода его действия не направит другой стороне письменного уведомления о своем намерении прекратить его действие.
В соответствии с Соглашением, Абхазия передала России в безвозмездное пользование на весь срок его действия недвижимое имущество в местах дислокации, указанных в приложении к Соглашению для размещения объединенной российской военной базы. Отсутствие арендной платы компенсируется военно-техническим сотрудничеством, безвозмездными вооружениями и военной техникой, а также подготовкой абхазских военнослужащих в военно-учебных заведениях России.
База является соединением постоянной боевой готовности. Ее штаб находится в г. Гудаута. Подразделения дислоцируются в военных городках в Гудауте и Нагвалоу. В состав базы входят
также военный аэродром Бомбора, пункт материально-технического обеспечения ВМФ Очамчыра и ряд других объектов. Ротные и батальонные тактические учения проводятся на полигонах Цабал и Нагвалоу, которые используются совместно с абхазскими вооруженными силами. Танковые подразделения базы используют
для тренировок полигон «Молькино» в Краснодарском крае.
По данным справочника The Military Balance 2017, на вооружении базы в Абхазии, которая по численности и вооружению эквивалентна мотострелковой бригаде, состоят 40 танков T-90A, 120 бронетранспортеров БТР-82A, 18 152-мм самоходных гаубиц 2С3 «Акация», 12 120-мм минометов 2С12 «Сани» и 18 реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град». В августе 2016 г. на вооружение базы поступили
новейшие танки Т-72Б3.
В августе 2010 г. главком ВВС России генерал-полковник А.Н. Зелин сообщил, что в Абхазии развернут один комплекс ПВО С-300. Он является
штатным вооружением российской военной базы в Абхазии. В марте 2017 г. министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе заявил о размещении Россией в Абхазии дополнительных ЗРК С-300.
21 ноября 2015 г. Россия и Абхазия подписали «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия». 21 ноября 2016 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о ратификации этого Соглашения.
В соответствии с Соглашением, объединенная российская военная база на территории Республики Абхазия в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время переходит в непосредственное подчинение командующему Объединенной группировкой, который назначается уполномоченным органом России.
В мирное время организацию взаимодействия воинских подразделений, входящих в состав объединенной группировки, осуществляет оперативная группа, состоящая из представителей сторон. Начальником оперативной группы является командир объединенной российской военной базы.
30 апреля 2009 г. было заключено «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о совместных усилиях по охране государственной границы Республики Абхазия». В тот же день на территорию Абхазии были введены подразделения Пограничной службы ФСБ России, которые вошли в состав Пограничного управления ФСБ России в Республике Абхазия.
Страны бывшего СССР
Государства, граничащие с Россией, являются объектом особого внимания российских Вооружённых сил. Во многих из них российские военные объекты были размещены в период обострения межнациональных конфликтов в качестве миротворческих контингентов. В дружественных государствах, входящих в Евразийский экономический союз, размещены особо важные военные объекты ВС России.
На территории Белоруссии находятся объекты обеспечения связи и объекты, включённые в систему ПРО страны, в частности, радиолокационная станция «Волга» и 43-ий узел связи Военно-морского флота России.
На территории Казахстана также размещены объекты, связанные с обеспечением противоракетной обороны и целый ряд объектов, напрямую связанных с деятельностью космодрома «Байконур» и ракетно-космической отраслью. Среди них имеются испытательные полигоны, в том числе сил ПРО, радиотехнические узлы, полк транспортной авиации в городе Костанай и другие.
На территории Армении расположена полноценная военная база — 102-ая база в Гюмри, на которой служат около 5 тысяч российских военнослужащих и размещены комплексы С-300.
В Киргизии действует объединённая военная база, в состав которой входят авиационная база в Канте, испытательная база противолодочного вооружения в Караколе и узел связи «Марево».
Естественно, российские войсковые контингенты, в том числе выполняющие миротворческую функцию, имеются и в не всеми признанных союзных государствах: Приднестровской молдавской республике, Абхазии, Южной Осетии. В Абхазии расположена 7-ая объединённая база вооружённых сил, а в Южной Осетии 4-ая объединённая база ВС, каждая из которых обладает численностью более 4 тысяч человек.
На территории Таджикистана расположена одна из крупнейших баз России за рубежом – 201-ая, с контингентом более 7 тысяч человек, выполняющая функции миротворческого характера и защиты границы с Афганистаном.
На территории бывшего СССР расширение военного присутствия возможно, в первую очередь, в Белоруссии в рамках оборонительных мероприятий против расширения военного присутствия НАТО на Восток, а также в Таджикистане, Киргизии в случае обострения внутренних противоречий в этих государствах, усиления влияния исламских радикалов или дестабилизации ситуации в Афганистане.
Толчком к созданию новых военных баз и вмешательству российских войск в события на территории бывшего СССР может стать дестабилизация ситуации в том или ином государстве, размещение там новых объектов НАТО.
Примечания
- Power to progress, Flight International, Reed Business Publishing (10 апреля 1991). Проверено 5 июля 2007.
- Richardson, Doug. Stealth Warplanes: Deception, Evasion and Concealment in the Air. London: Salamander, 2001. р. 113.
- , FR: Dassault.
- , Eurofighter.
- , DE: Luftwaffe.
- ↑ , Blogspot
- , SE: Saab.
- , NL, 8 Aug. Проверено 1 февраля 2011..
- ↑ , JSF Nieuws, с. 5.
- , RU: MiG Aravia.
- , Deagel.
- , Bharat-Rakshak.
- , AT: Air Power.
- М.А. Левин, В.Е. Ильин. «Современные истребители». — Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. — С. 15—18. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4.
- ↑