Бтр-152

В литературе, кино, музыке

Военная техника

На базе ЗИС-151 производилось несколько вариантов военной техники. Среди них можно выделить:

ЗИС-485 БАВ. Способен передвигаться по воде.

БМ-13-16, предназначен для реактивной артиллерии.

БМ-14-16 (8У32) – еще одна боевая машина. Она оснащалась 140-миллиметровой реактивной системой, позволяющей давать огонь залпом.

БМД-20 (8У33) с установленной на ней двухсотмиллиметровой реактивной системой, способной отправлять заряды на длинные расстояния. Работала с залповыми огнями типа МД-20 «Шторм-1».

БМ-24 (8У31) укомплектовывалась системой реактивного запуска залпового огня М-24.

БТР-152 (или ЗИС-152) – бронетранспортер.

Самосвал ЗИЛ-131: история

Первый автомобиль марки ЗИЛ-131 сошел с конвейера в 1966 году. Уже к 1986-му производство этих машин было прекращено. Базовая версия самосвала была заменена на модернизированный вариант ЗИЛ-131Н. Автомобиль повышенной проходимости стали оснащать не только бензиновым карбюраторным мотором, но и различными моделями дизельных силовых агрегатов.

За время массового выпуска завод успел разработать несколько модификаций: с лебедками и без, с негерметичным электрооборудованием, седельные тягачи и самосвалы, технику для холодных регионов. На базе шасси ЗИЛ-131 выпускались специальные машины, адаптированные под различное оборудование от топливозаправщиков до армейских автомобилей.

Московский завод прекратил выпуск ЗИЛ-131 в 1994 году. Производство ЗИЛ-131Н было перемещено на Уральский автомоторный завод, где продолжалось до 2002 года. Затем машина была заменена новой версией. Шасси под специальную технику выпускается до сих пор.

Фото БТР-152

Сгоревший БТР-152К южан-суннитов

БТР-152 часто снимался в кино, как немецкий бронетранспортер

БТР-152 был изменен ливанскими боевиками. В десантном отделении была размещена зенитная установка ЗУ-23-2.

Израильский трофейный БТР-152 с двумя 20-мм зенитными пушками в башне TCM-20

БРЭМ на базе БТР-152, использовавшаяся ливанской армией

Опытный БТР-Э152В с равным расположением осей на выходе из окопа с ячейкой для бойца

Похожее

БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото

БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

БМПТ «Терминатор» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-4М «Бахча-У» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото

БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото

БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты

Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры

Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость

БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина

Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина

БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Р-149БМР «Кушетка-Б» — командно-штабная машина

Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БМО-Т — тяжелая машина огнеметчиков

Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня

УРАЛ-532362 «Лавина-Ураган» — водометный спецавтомобиль

Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

БРЭМ-К — бронированная ремонтно-эвакуационная машина

РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ

БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина

УР-07М «Пересортировка» установка разминирования

СПМ — специальная гусеничная пожарная машина

Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость

БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ

БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина

АЗМ — аэротранспортабельная землеройная машина

БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРЭМ-80У — ремонтно-эвакуационная машина

КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки

РМ-Г «Десна» — ремонтная гусеничная машина

«Мгебров-Рено» — бронеавтомобиль царской армии

Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Примечания

  1. Е. Прочко. БТР-152. Монография. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 1999. — № 4. — С. 6.
  2. Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 5
  3. ↑ Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 6
  4. Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 7
  5. ↑ Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 12-13
  6. Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 14
  7. Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 19
  8. Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 21
  9. Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 22
  10. ↑ Карпенко А. В. Бронетранспортёры // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 63. — 480 с. — 10 000 экз.
  11. The Military Balance 2017. — P. 200.
  12. The Military Balance 2017. — P. 495.
  13. ↑ The Military Balance 2017. — P. 338.
  14. The Military Balance 2017. — P. 517.
  15. The Military Balance 2017. — P. 518.
  16. The Military Balance 2017. — P. 510.
  17. The Military Balance 2017. — P. 505.
  18. The Military Balance 2017. — P. 449.
  19. The Military Balance 2017. — P. 310.
  20. The Military Balance 2017. — P. 525.
  21. The Military Balance 2017. — P. 304.
  22. The Military Balance 2017. — P. 464.
  23. The Military Balance 2017. — P. 404.
  24. The Military Balance 2017. — P. 539.
  25. The Military Balance 2017. — P. 541.
  26. The Military Balance 2017. — P. 503.
  27. The Military Balance 2017. — P. 511.
  28. The Military Balance 2017. — P. 512.
  29. The Military Balance 2010. — P. 255.
  30. The Military Balance 2010. — P. 277.
  31. The Military Balance 2010. — P. 316.
  32. The Military Balance 2010. — P. 306.

Оценка бронетранспортёра БТР-152

Для начала 1950-х годов тяжелый советский бронетранспортёр был очень удачной боевой машиной. Об этом свидетельствует как большая серия – 12,5 тысячи бронетранспортёров в различных вариантах, так и география экспортных поставок. Советский БТР-152 успел послужить в армиях более 40 государств мира. При этом в Китае развернули серийное производство лицензионной копии бронетранспортёра под собственным обозначением Type-56.

К плюсам БТР-152 относили хорошую проходимость на местности, достаточно большую для такой техники скорость хода, особенно по грунту, отличную вместимость. Далеко не все бронетранспортёры тех лет могли перевезти 19 солдат, включая экипаж. Также удачным признавалась схема и толщина бронирования, которая превосходила таковую у американских колесно-гусеничных бронетранспортёров M3, не говоря о колесном «Скауте».

К очевидным недостаткам машины относили слабое вооружение, представленное только станковым 7,62-мм пулеметом и личным оружием десантников. Многие иностранные образцы БТР тех лет вооружались более мощными крупнокалиберными пулеметами.

Израильский БТР «Шоэт»

О том, что бронетранспортёр выдался по-настоящему хорошим, свидетельствует и тот факт, что израильтяне по достоинству оценили захваченные у Египта бронетранспортёры БТР-152. В армии Израиля отметили хорошие защитные свойства корпуса советского бронетранспортёра и рациональное расположение бронелистов, которое не мешало десанту. Под впечатлением от арабских трофеев в Израиле развернули выпуск собственного колесного БТР «Шоэт», который внешне напоминал советскую боевую машину.

//

История создания подобных армий

Первая частная военная организация появилась в Англии в прошлом веке, в 1967 году. Ее основал сотрудник армии Ее Величества и задействовал в военных конфликтах на Средней Востоке и в Африке. До сих пор эти зоны остаются актуальными, ведь столкновения в них не прекращаются.

Постепенно компании начали появляться и в других странах. Наиболее активный рост приходится на момент с 1990-ых годов, когда обострились конфликты в Сирии, Афганистане, Ираке. Численность частников росла и в 90-ых в Ираке они уже составляли 1% от всех пехотинцев. Собственные частные компании есть в таких развитых странах, как США, Канада и многих других. Остается вопрос: когда они появятся и в России?

Где можно увидеть

  • Россия Россия:

    • Верхняя Пышма — Музей военной техники «Боевая слава Урала»;
    • Краснодар — БТР-152К, Музей военной техники «Оружие Победы» в Парке культуры и отдыха имени 30-летия Победы;
    • Кубинка — Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке;
    • Тольятти — Технический музей имени К. Г. Сахарова;
    • Падиково Московской области — Музей отечественной военной истории.
  • Белоруссия Белоруссия

    Лошаны — Историко-культурный комплекс «Линия Сталина».

    :

  • Германия Германия

    Зинсхайм — БТР-152К, Музей техники в Зинсхайме.

    :

  • Израиль Израиль:

    • Латрун — Музей Израильских танковых войск;
    • Тель-Авив — Музей Армии обороны Израиля;
    • Беэр-Шева, авиабаза Хацерим — БТР-152 ТСМ-20, Израильский Музей ВВС (англ.)русск..
  • Молдавия Молдавия

    Кишинёв — БТР-152К, Музей военной истории Молдавии.

    :

  • Польша Польша

    Варшава — Музей польской военной техники.

    :

  • Франция Франция

    Сомюр — Музей генерала Эстьена (англ.)русск..

    :

ЗПУ

Пару слов о пулеметной установке (далее ЗПУ). Как уже писал, фото БТР-152Е мне так почти и не встретились. Используя за основу фото буксируемой ЗПУ-2 (еще раз спасибо Вячеславу Демченко за фото), попытался было воссоздать нечто подобное в турельном варианте, но не тут-то было. Топорность мягко говоря в коробочном содержимом присутствует. Начнем с прямоугольного (!) сечения ствольных коробок пулеметов КПВ (в реале-круглое сечение!) и дальше и дальше. В итоге пластиковые стволы были отрезаны и заменены на моделпоинтовские с перемычкой из пищевой фольги. А сама установка задрапирована наброшенным брезентом (пипифакс с пропиткой жидким ПВА). Из той же фольги сделан крепеж канистр на корме корпуса. Фары оставил родные, но добавил еще две (судя по фото, были варианты с 2-мя и 4-мя фарами) от Эльфа.
Красилась модель АКАНом (нитроакрил, аэрограф). Тонировка — эмаль от Tamiya, простой карандаш. По высыхании от души нанесен раствор глины, затем растерт старой зубной щеткой.
«Для антуража» забросил в кузов бочку и пару ящиков, на «нос» положил канистру.
Не ставил для себя задачу привязать модель к конкретной в/ч. Лишь решил, что это 1968 год, «Пражская весна» (судя по документальным кадрам, 152-х туда вошло немало).
В заключение — спасибо Скифу за почитание НАШЕЙ военной истории. К сожалению, прилавки модельных магазинов все больше пестрят яркими импортными коробками с Ханомагами, Тиграми-Пантерами, Шерманами во всех и вся ипостасях и модификациях. Ради Бога, я не против. А так хотелось бы заполучить в пластике 35-го масштаба ГАЗ-69, БТР-40, ЗИЛ-131, КрАЗ, да много чего еще… Будем надеяться.

Семейство ЗИЛ-132 (1960–1976 гг.)

Смелой попыткой создания целого семейства армейских грузовиков нетрадиционной концепции стало производство полноприводных автомобилей ЗИЛ-132, унифицированных с ЗИЛ-131. Их главные нововведения заключались в использовании несущего основания с гладким днищем, бортовой трансмиссии, равномерно разнесенных пар колес с регулировкой внутреннего давления в шинах большого диаметра и полном отсутствии какой-либо подвески.

Зимой 1960 года был собран опытный образец 2,5-тонного капотного грузовика ЗИЛ-132 с кабиной, передней облицовкой и кузовом от ЗИЛ-131. На нем впервые для трехосок установили бензиновый двигатель ЗИЛ-375 V8 мощностью 180 л. с., который потом широко применялся на военной автотехнике. В процессе испытаний на машине монтировали различные виды шин, а в марте 1961-го механическую коробку передач заменили гидромеханической автоматической. Внешне этот вариант отличался установленным на грузовой платформе фургоном для аппаратуры и размещения испытателей. Увы, в сентябре 1962 года при пожаре автомобиль был уничтожен.

Создание самоходных пулеметных установок

Именно эта модель была первой и последней в практике Советской Армии техникой, на базе которой создавались специализированные самоходные пулеметные установки. Первая модель, БТР-152А (ЗТПУ-2), начала выпускаться еще в 1950 году, то есть почти одновременно с началом выпуска самого бронетранспортёра. Официально эта техника была принята на вооружение в 1951 году.

Но в 1952 году на государственные испытания вышел настоящий «монстр» ЗТПУ-4 (два спаренных КПВТ, итого четыре ствола калибром 14,5 мм). Боекомплект этой машины составлял 2000 выстрелов. Огневая мощь техники была потрясающей, но из-за механизмов ручной наводки, весьма сложных в освоении, особого восторга у военных установка не вызвала.

Изготовлен был этот вариант всего в нескольких экземплярах, на вооружение «спарка» так никогда и не принималась. Куда удачнее оказалась ЗУ-23 калибром 23 мм, а также специальная машина управления БТР-152У, отличительной особенностью которой являлся корпус со значительно увеличенной высотой. Это было сделано ради того, чтобы уместить во внутреннем объеме побольше аппаратуры.

Сегодня БТР-152 с консервации пользуются заслуженной популярностью у обеспеченных коллекционеров и любителей военной техники, а кое-кто делает из них специальные автомобили, предназначенные для поездок на охоту и рыбалку.

Дизайн

Новый концептуальный ЗИЛ — это «брутальный» внедорожник с кузовом, который как будто бы вытесан из цельного куска металла. Разработчики минимизировали число плавных переходов: большая часть деталей экстерьера располагаются друг относительно друга под острыми углами. По сути, единственным гладким компонентом кузова являются объемные колесные крылья, по периметру которых проложен широкий обвес из неокрашенного пластика.

Представленная новинка выделяется сильно заваленными назад передними опорными стойками, что положительно скажется на аэродинамике. Внедорожник укомплектован длинным капотом, который идет параллельно дорожному полотну и дополняется незначительными выштамповочными полосками по центру. Одной из примечательных деталей новинки является ее передняя часть

Прежде всего, здесь обращает на себя внимание нестандартная оптика прямоугольной формы, чья верхняя грань немного скруглена. Внутри передних фонарей закреплены 2 огня, периметр которых обрамляет тонкая полоска светодиодов, а центр остался темным

Наверху проложена еще одна LED лента, которая, вероятно, выполняет роль ДХО.

Не менее примечательной у новинки оказалась многоугольная решетка радиатора. В центре она немного изгибается во внутрь, из-за чего возникает впечатление, будто бы ее нижняя часть выступает вперед. Вдоль периметра радиаторной решетки была проложена металлическая окантовка. А внутреннюю ее часть составляют широкие хромированные ламели, уложенные горизонтально.

Передний бампер у внедорожника оказался массивным. Причем, что примечательно, в него встроили компактный воздухозаборник с глубоко расположенными ламелями. Ту часть, которая располагается над вентиляционными отверстием, перекрывает пластиковая защита. Над ней присутствуют ниши с рельефной окантовкой и также нестандартными фонарями, у которых периметр обрамлен светодиодной полосой. Вниз переднего бампера в месте, где пластиковая накладка «обрывается», вынесены противотуманные фары, представленные в виде тонкой LED ленты.

Боковая часть кузова у нового внедорожника ЗИЛ кажется сплющенной. Этот эффект обусловлен несколькими, как дизайнерскими, так и конструктивными решениями. Он обеспечивается сочетанием увеличенного дорожного просвета, пластикового обвеса, удлиненных и достаточно глубоких выштамповочных полосок на дверях, а также сравнительно компактного бокового остекления правильной формы. Новинка получила действительно большие колесные диски, радиус которых, возможно, достигает 22 дюймов. Периметр бокового остекления выполнен из черного пластика, а центральная стойка на внедорожнике оказалась слишком широкой. Последнее указывает на то, что передние и задние сидения в салоне автомобиля установлены на большом расстоянии.

Дополняет указанный эффект линия крыши, которая постепенно опускается в сторону удлиненной кормы. Сзади размещена широкая опорная стойка. В случае, если новый внедорожник ЗИЛ комплектуется третьим рядом сидений, то она очень мешает обзору с этих мест. При этом, багажный отсек дополняется боковым остеклением, за которым расположилась еще одна стойка, установленная под углом.

Корма новинки дополняется широким антикрылом, нависающим над стеклом большой площади. Под ним присутствует декоративный выступ, который визуально как бы разделяет верхнюю и нижнюю части кузова. Если бы у представленного внедорожника задние стойки не были установлены под таким углом, то корма нового ЗИЛа во многом бы походила на последний Kia Mohave. Эта часть кузова у обоих внедорожников имеет квадратные очертания с «рублеными» деталями.

Новый ЗИЛ комплектуется большими задними фонарями со светодиодным наполнением, которые немного заходят на боковую часть кузова. По примеру старого Mohave, у представленной новинки над зоной, отведенной под номерной знак, присутствует декоративный выступ, скрывающий кнопку открытия багажной двери. Задний бампер, как и передний, более чем на половину перекрывается неокрашенным пластиком, в котором предусматриваются вырезы с каждой стороны под сдвоенные выхлопные патрубки.

История создания

В 1950 году БТР-152 был принят на вооружение Советской Армии ВС Союза ССР. С началом серийного производства и интенсивной эксплуатации в войсках в конструкции боевой машины были выявлены недоработки и дефектные узлы, обладавшие низкой надёжностью. Со временем недостатки были устранены. После того, как конструкция БТР-152 была отлажена, возник вопрос повышения характеристик бронетранспортёра. Проблемным оставался вопрос проходимости и преодоления траншей (окопов) противника на поле боя, поэтому в 1956 году по заданию Министерства обороны СССР были изготовлены два опытных образца БТР-152В с дополнительно установленными поддерживающими катками. Однако, результаты испытаний были отрицательны, вместо ожидаемых улучшений, проходимость ухудшилась, так как на ведущих колёсах уменьшилась сцепная масса, а катки оказывали дополнительное сопротивление. Было очевидно, что проблему проходимости надо решать иными способами.

В это же время в СКБ ЗИЛ вели работы в том же направлении на грузовике ЗИЛ-157. Проблему решали путём установки мостов равнорасположенными по базе автомобиля, при этом подвеска каждого моста была независима. Результаты испытаний образца ЗИЛ-157-Р показали высокую проходимость и возможность преодоления рвов шириной до 2,5 метров. Аналогичным образом поступили при разработке улучшенной версии БТР-152. Для того, чтобы нивелировать недостаточную устойчивость при прямолинейном движении по шоссе на высоких скоростях, первые две оси были сделаны управляемыми. В начале 1957 года был построен опытный образец машины, получивший обозначение БТР-Э152В. Образец был направлен на сравнительные испытания в НИИ-21. Вместе с БТР-Э152В испытания проходили серийный образец БТР-152В, опытные образцы ЗИЛ-157 и ЗИЛ-134.

Сравнительные испытания показали, что БТР-Э152В легко преодолевал окопы шириной до 1,3 метра и рвы шириной 2,5 метра, ни один из других образцов преодолеть такие препятствия не сумел. Более того, БТР-Э152В был способен перемешаться по пересечённой местности без одного колеса, или же без двух колёс средней оси. Однако в ходе испытаний также был выявлен существенный дефект: шарниры «Бендикс-Вейсс», установленные на среднем мосте, часто выходили из строя, так как не были рассчитаны на повышенные нагрузки, которые воспринимал средний мост при выходе из рва. Требовалась разработка нового усиленного моста. Схема с поворотом первых двух мостов также отрицательно влияла на управляемость машины при движении по шоссе выше 40 км/ч.

Летом 1957 года было закончено изготовление второго опытного образца. Была изменена схема работы осей при повороте машины (поворачивались первая и последняя оси). Прочность полуосей на среднем мосте была увеличена на 25%, шарниры «Бендикс-Вейсс» были исключены из конструкции. По результатам испытаний было определено, что недостатки, связанные с разрушением шарниров среднего моста, были устранены, при этом проходимость по сравнению с первым образцом не ухудшилась. Однако, возник ряд других проблем. Зубья главной передачи среднего моста не выдерживали нагрузки и ломались. Требовалась разработка нового среднего моста. Задняя ось поворачивалась с запозданием из-за увеличенной звеньевой цепи. Многочисленные люфты в рулевом управлении отрицательно сказывались на управляемости машины при высоких скоростях. БТР-Э512В по-прежнему терял управление при движении по шоссе выше 40 км/ч.

Осенью 1957 и зимой 1957—1958 годов были продолжены сравнительные испытания по проходимости. По результатам испытаний БТР-Э152В показал существенные преимущества перед БТР-152В. Там где, БТР-152В застревал и не мог продолжить движение своим ходом, БТР-Э152В проезжал без особых проблем. Однако, для решения задач проходимости в БТР-Э152В были подняты тяговые свойства, при этом максимальная скорость была уменьшена до 52,9 км/ч, что не соответствовало требованиям, предъявляемым к бронетранспортёрам. Необходимо было увеличивать удельную мощность машины в 1,5 — 2 раза, однако МО СССР предъявило новые требования к перспективному БТР. Машина обязательно должна была преодолевать препятствия вплавь. Поэтому работы по БТР-Э152В были свёрнуты.

Вице-премьер Борисов заявил о необходимости разработки новой линейки композитов для авиации

Ставка на трехосники

Заднемоторный автомобиль на шасси прототипа ЗИС-157. 1956 год

Представителем пламенного поколения советских автоконструкторов являлся Виталий Андреевич Грачев, возглавлявший секретное СКБ Московского завода имени И. А. Лихачева (ЗИЛ). С середины 1950-х его перу принадлежали разнообразные экспериментальные военные машины различных поисковых систем. В отсутствие собственного опыта и знаний по теории транспортных средств высокой проходимости он лихорадочно проектировал и одно за другим испытывал свои творения в попытке интуитивно нащупать истину в море своих фантазий. Одним из направлений работ Грачева стали «легкие» трехосные автомобили, служившие для проверки агрегатов и испытания ряда узлов. Первой попыткой создания принципиально новой автотехники был макетный образец на пробном шасси будущего грузовика ЗИЛ-157, построенный зимой 1956 года. Его революционная суть заключалась в переносе двигателя из моторного отсека на заднюю часть рамы, чтобы снизить нагрузку на передние управляемые колеса. Как часто бывает, первый блин вышел комом: автомобиль задирал «нос», толкая перед собой кучу снега, потерял управляемость и вообще не смог двигаться по снежной целине. Летом 1956-го появилась простенькая одноместная тележка ЗИС-134Э3 (она же — Макет № 3) с клиновидным корпусом и тремя ведущими мостами с единой колеей. Эта схема с равномерным расположением мостов по длине автомобиля на долгое время стала главным концептуальным направлением развития всех последующих опытных машин Грачева. Ее испытания принесли неоднозначные результаты, предоставив своим создателям полную свободу действий и фантазий. Легкий экспериментальный вездеход ЗИС-Э134 Макет № 3. 1956 год

Испытания заднемоторной тележки на полигоне НИИАП в Бронницах

На следующий год на шасси грузовика ЗИЛ-157 по схеме с равноудаленными мостами был построен опытный вездеход ЗИЛ-157Р с передними и задними управляемыми колесами. На нем стояли 104-сильный двигатель, система подкачки шин и гидроусилитель рулевого механизма, а широкопрофильные или арочные шины позволяли автомобилю преодолевать рвы шириной 2,5 м. Опытный грузовик ЗИЛ-157Р с равнорасположенными мостами. 1957 год

Бортовой 2,5-тонный автомобиль ЗИЛ-157Р на шести арочных шинах

В тех же испытаниях принял участие сходный по концепции 140-сильный плавающий снегоболотоход ЗИЛ-136 с несущим корпусом и водометным движителем. На нем впервые для трехосных машин ЗИЛ был применен упрощенный вариант бортовой трансмиссии с боковым расположением ведущих конических передач и карданных валов. В задней части машины помещались 140-сильный бензиновый мотор и коробка передач от легкового автомобиля ЗИС-110. Вездеход снабжался системой изменения давления в шинах и гидроусилителем рулевого механизма, эластичными 20-дюймовыми или арочными шинами, но какая-либо подвеска на нем отсутствовала. На испытаниях он показал удовлетворительную проходимость, но имел плохую управляемость. Экспериментальный плавающий вездеход ЗИЛ-136. 1957 год (из архива 21 НИИЦ)

Машина ЗИЛ-136 с несущим безрамным корпусом и арочными шинами

В 1957 году был построен также экспериментальный образец трехосной бронемашины БТР-Э152В, конструктивно сходной с двумя предыдущими образцами. Ее оборудовали передними и средними управляемыми колесами, пневматическим усилителем рулевого механизма от грузовика ЯАЗ-214 и гидроамортизаторами на всех мостах. Машина могла передвигаться передним или задним ходом с одним или двумя поврежденными колесами среднего моста. У второго образца с гидроусилителем рулевого механизма управляемыми были колеса переднего и заднего мостов с расширенными сверхмягкими шинами. Главным же достижением Грачева в секторе трехосных машин стали очередные прототипы сухопутных и плавающих грузовиков серии 132. Оригинальный БТР-Э152В с 14-местным бронекорпусом (из архива 21 НИИЦ)

Варианты и модификации[править]

  • Объект 140 (1947) — опытный, 6×6. Шасси ЗИС-123 на базе шасси ЗИС-121 грузового автомобиля ЗиС-151, бронекорпус ЗИС-100. Мощность 110 л.с. 12 машин.
  • Объект 140А (1949) — опытный. С зенитной установкой из 2 КПВ, телескопическим прицелом ОП-1-14 и коллиматорным прицелом. 2 машины
  • БТР-152

    БТР-152А (1951) — с зенитной установкой ЗПТУ-2 из пулемётов КПВ калибром 14,5 мм. Серия в 1952-55 гг. на ЗиС, 719 машин. Боевая масса – 8,6 т. Экипаж – 10 чел. В 1955 году было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4.

    — базовая модификация с открытым кузовом. Серия в 1950-55 гг. на ЗиС, 4923 машины (в т.ч. с р/с – 3333). Лоб корпуса – 13 мм, борт – 10 мм. Боевая масса – 8,6 т. Экипаж – 2+17 чел.

  • Объект 140В (1953) — опытный, машина управления артогнём с бронекорпусом увеличенной высоты.
  • БТР-152В (1955) — вариант на базе узлов и агрегатов опытного автомобиля ЗИС-128 и первых прототипов грузового ЗИЛ-157, с автоподкачкой шин. Серия в 1955-59 гг. на ЗиС, 2904 машины. Борт корпуса – 9-11 мм. Боевая масса – 8,95 т. Экипаж – 2+17 чел.

    • БТР-152Е (1955) — с зенитной установкой ЗПТУ-2 из пулемётов КПВ калибром 14,5 мм. Вес – 8,95 т. Серия в 1955-57 гг. на ЗиС, 160 машин.
    • БТР-152С (1955) — машина связи с увеличенной высотой бронекорпуса. Серия в 1955-59 гг. на ЗиСе, 272 машины.
    • БТР-152И (1957) — машина управления, с высоким закрытым корпусом. Серия в 1957-62 гг. на ЗиЛ и БАЗ.
    • БТР-152К (1957) — броневая крыша корпуса (высота корпуса увеличена на 300 мм), экипаж – 3+13 чел. Серия в 1957-59 гг. на ЗиЛ и в 1960-62 гг. на БАЗ.
  • БТР-152В1 (1957) — снабжён прибором ночного видения ТВН-2 и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах (подвод воздуха осуществляется через ступицу колеса). Серия на ЗиЛ (в 1957-59 гг., 611 машин) и БАЗ (в 1960-62 гг.)

    • БТР-152К1 (1959) — вариант с броневой крышей корпуса. Серия в 1959 г. на ЗиЛ (245 машин) и в 1960-62 гг. на БАЗ.
    • БТР-152С1 — подвижный командный пункт. Серия на БАЗ в 1960-62 гг.
    • БТР-152У — машина управления.
    • БТР-152В2 (1960) — опытный, с однодисковым сцеплением и КПП ЗИЛ-130.
    • БТР-152К2 — опытный, с однодисковым сцеплением и КПП ЗИЛ-130.
    • БТР-152С2 — опытный, с однодисковым сцеплением, КПП ЗИЛ-130.
    • БТР-152В (1956) — опытный, 2 машины. С 2 или 4 подъемными неприводными катками.
    • БТР-Э152В (1957) — опытный, с равным расположением осей (колесная формула – 6×4).
  • Р-118АМ «Стадион» — радиостанция средней мощности с р/п Р-154-2 «Молибден» и Р-311. Выпускались на шасси БТР-152С до 1959 г. (272 шасси), БТР-152С1 до 1962 г.
  • БТР-152Э1 — экспортный вариант БТР-152В1 для стран Ближнего Востока. Серия на ЗиЛ.
  • БТР-152Ю1 — экспортный вариант БТР-152В1 для стран Африки («южный» вариант). Серия на БАЗ.
  • БТР-152Т1 (1957) — экспортный вариант БТР-152В1 для стран Африки («тропический» вариант).

Китай

Тип 56 — китайская лицензионная копия.

Египет

БТР-152 со счетверенной установкой крупнокалиберных пулеметов ДШК чехословацкого производства.

  • SPW-152 — немецкая версия БТР-152.

    • SPW-152, преобразованный в бронированную машину скорой помощи.
    • SPW-152U — немецкая версия командирского БТР-152.

Израиль

БТР-152 ТСМ-20 — израильская противовоздушная установка вооруженная спаркой пушек калибром 20 мм в башне TCM-20.

Ливан

  • БТР-152 был изменен ливанскими боевиками. В десантном отделении была размещена зенитная установка ЗУ-23-2.
  • БТР-152, переделанный Армией Южного Ливана в БРЭМ.
  • БТР-152, преобразованный в мобильный командный пункт.
  • БТР-152, преобразованный в инженерный автомобиль.
  • БТР-152, преобразованный в бронированный артиллерийский тягач.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector