«без «лидера» не обойтись»: на что будет способен российский эсминец нового поколения

Содержание:

пр.11435 — KREML / KUZNETSOV

История службы

24 июня 1941 года вместе с эсминцами «Беспощадный» и «Смышленый» вышел в район о. Змеиный для предупреждения набега шести вражеских эсминцев на базы нашего флота для высадки немецкого десанта в районе Одессы, но после суток маневрирования в заданном районе корабли вернулись на базу — предположение командования о высадке десанта оказалось ошибочным.

25 июня Х. сопровождал лидер «Москва» в его первом и последнем бою (набег на Констанцу), и когда тот подорвался, «Харьков» был вынужден оставить экипаж разломившегося пополам тонущего лидера и спасаться от обстрела береговой батареей «Tirpitz», атак подводной лодки и бомбардировок с воздуха одновременно. При спешном возвращении на базу несколько раз лидер сталкивался с поломками в котлах (лопались трубки), и из-за этого скорость лидера часто падала до 5-6 узлов (до устранения неполадок в каком-нибудь из котлов), но, несмотря на это, корабль успешно уворачивался от бомб и отражал атаки авиации (сбил один «Junkers Ju 87»). Спустя некоторое время повреждённый лидер увернулся от торпед с атаковавшей его советской подлодки Щ-206, которая тут же была потоплена подоспевшим на помощь «Харькову» эсминцем «Сообразительный».

6 сентября Х. с эсминцем «Дзержинский» был направлен в Одессу с грузом стрелкового оружия и боеприпасов на борту. Три вражеские батареи стали обстреливать проход в порт, но лидер всё-таки проник в город и разгрузился, после чего обстрелял позиции противника и вышел обратно в море.

15 сентября обеспечивал переход 18 судов с эвакуируемыми войсками и мирным населением из Одессы в Севастополь.

Гибель

Погиб 6 октября 1943 года вместе с эсминцами «Беспощадный» и «Способный» от налета фашистских бомбардировщиков.

Корабли были замечены немцами в открытом море. После первых бомбардировок «Харьков» и «Беспощадный» потеряли ход, и «Способный» принялся по очереди их буксировать. Но на лидере удалось ввести в строй один из котлов, и полузатонувший корабль смог дать 9-узловой ход кормой вперёд. Вскоре от прямых попаданий шести бомб «Беспощадный» завалился на борт, разломился и затонул, а позднее, погружаясь носом вперёд и одновременно ведя огонь из орудия ГК и зенитного автомата, скрылся под водой и лидер. Спустя 2,5 часа «Способный», подобравший из воды оставшихся в живых моряков, получил попадание авиабомбы, на борту возник пожар, и эсминец взлетел на воздух от взрыва собственных глубинных бомб.

Была ли эта статья полезной?

История создания миноносца Лидер

В российской армии противоборствуют 2 лагеря, которые исповедуют разные концепции развития флота. Первая группа считает, что только тактика и стратегия может помочь осуществлять задуманное, а для этого необходимо использовать универсальные корабли, у которых малое или среднее водоизмещение

Такие корабли имеют невысокую стоимость строительства и могут выполнять широкий спектр задач, что позволяет сориентировать внимание производства именно на эту группу кораблей

Вторая группа исповедует к крупным боевым машинам, которые будут вселять в страх своей огневой мощью. Эта гигантомания сохранилась ещё со времён Советского Союза, и её риторика проста – больше, значит лучше. Атомный эскадренный миноносец Лидер хорошо подходит под данный концепт.

Лидер эсминцев «Ленинград» был первым сдан флоту в 1936. Однако, это произошло только формально, а фактически, он был спущен на воду в 1398, как и остальные судна проекта 1: «Москва» и «Харьков». После, эсминец Москва и остальные, подверглись тестам и выявились некоторые проблемы: мореходность и остойчивость не удовлетворяла запросы, запас плавучести слишком маленький, а корпус таким непрочным, что не самое сильное волнения моря могло его переломить.

Проект 38 пришел в исполнение в 1934-1935 годах. Эсминец «Ленинград» и остальные судна проекта 1 стали основой проекта. Инженеры постарались учесть предыдущие ошибки и устранить их. Эсминец «Минск» оказался первым построенным судном в 1938 году. Следом за ним бы спущен на воду лидер эсминцев «Баку» в 1939 и лидер «Тбилиси» в 1940 году. В итоге, действительно, некоторые улучшения всё-таки были произведены, но база проекта 1 давала о себе знать. Получилось так, что лидер эскадренных миноносцев проекта 38, получив отличное вооружение, но при этом остался без должной прочности и маневренности.

Проектирование

В задачу конструкторов входила создание крупного боевого корабля, оснащённого по передовым концепциям. Впервые о нём услышали в 2009 г. и в этот же момент было объявлено о начале работ. Тогда же были представлены первые предполагаемые характеристики:

  1. Наличие элементов технологии «стелс»;
  2. Высокий уровень автоматизации;
  3. Неограниченная мореходность;
  4. Скорость больше 30 узлов;
  5. Наличие ангара на 2 вертолёта;
  6. Водоизмещение в 9 тыс. тонн.

Выбор оптимальной конфигурации

Если вначале говорилось о водоизмещении в 9 тыс. тонн, то позже речь шла и о 9-10 тонн для газотурбинного, и 12-14 тыс. тонн для атомной спецификации. В итоге произошла утечка, в которой было сказано, что решили одобрить проект 23560, а именно атомный эскадренный миноносец (шифр «Лидер»). Однако технический проект был к тому моменту не готов и вплоть до конца августа 2017 инженеры занимались его разработкой. И только 23 августа стало известно, что проект одобрен в Министерстве обороны.

Постройка и испытания

На данный момент планы по строительству серии кораблей весьма грандиозны. Всего планируется построить 8 кораблей на которые возложат задачу защиты перспективных атомных авианосцев и вертолетоносцев.

Учитывая то, что эскизный проект уже утверждён, то остаётся только ждать постройки и испытания новой линейки кораблей. Если всё завершится успешно, то новый эсминец ВМФ россии станет именно тем судном, которое улучшит наше военное положение на мировой арене и превзойдёт новейший морской флот ведущих морских держав.

Небольшое отступление. Почему именно эсминец

Создавая новый перспективный эсминец, российские конструкторы пошли по проторенному пути, успешному в других странах. Здесь вероятно сработал «эффект малого флота», который уже на протяжении 50 лет реализует Япония. После поражения во Второй Мировой войне Япония утратила весь свой линейный и крейсерский флот. В процессе возрождения флота была принята на вооружение концепция строительства военных судов малого водоизмещения. Основным боевым судном японских ВМС самообороны считался корабль класса эсминец. Со временем японские конструкторы и моряки развили концепцию эсминца, превратив его в совершенно другой корабль. Сегодня в японском флоте имеются эсминцы-авианосцы и эсминцы-десантные суда. Водоизмещение этих боевых единиц далеко перешагнуло порог, который был установлен для кораблей этого класса. В настоящее время эсминцы имеют водоизмещение в 10-15 тыс. тонн.

Японский эсминец авианосец

Таким образом, японские военные решили обойти ограничения в военном бюджете. Гораздо легче получить ассигнования на строительство эсминца, чем обеспечить финансирование строящегося крейсера, тем более авианосца

Неважно, что в процессе строительства, скромный эскадронный миноносец превращается в боевой корабль сравнимый по боевой мощи и размерам с линкором. Подобная практика принесла свои плоды и за короткое время Япония сумела обзавестись целой эскадрой крупных кораблей разного класса, которые с большой натяжкой можно назвать эсминцами

Даринг

В отечественном флоте не стали изобретать велосипед и сделали ставку на создание проекта перспективного военного корабля. Эсминец проект 23560 — это совершенно иной тип боевого судна, который ранее строился на отечественных верфях. По мощности вооружения и боевому оснащению этот корабль сравним с отечественным атомными тяжелыми крейсерами типа «Киров». Проектная стоимость в данном случае значительно меньше, что позволяет строить такие корабли большой серией.

«Усилят возможности ВМФ»

В западных СМИ можно встретить точку зрения, что ВМФ начнёт получать «Лидер» в 2020-х годах, однако конкретная информация о планах по реализации проекта отсутствует.

20 июня 2018 года заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что «в ближайшее время начнётся разработка технического решения», а после 2020 года — строительство эсминцев.

Также по теме

Крупнейший в составе флота: какие задачи способен решать российский десантный корабль нового поколения «Иван Грен»

Военно-морской флот России пополнился большим десантным кораблём (БДК) «Иван Грен». Торжественная церемония вхождения корабля в состав…

В проекте Стратегии развития судостроительной промышленности Минпромторга РФ говорится о том, что строительство кораблей дальней морской зоны может быть отложено до 2035 года из-за нехватки бюджетных средств. Правда, заморозка проектов для ВМФ заложена в консервативный сценарий, который предполагает замедление темпов роста экономики страны.

«Столь крупных надводных кораблей Россия ещё не строила. Очевидно, что проект 23560 потребует значительных финансовых вложений. Поэтому привязка к общему состоянию экономики отнюдь не случайна. Тем не менее я убеждён, что перспективные эсминцы обязательно будут строиться», — заявил Корнев.

На текущий момент специалисты СПКБ подготовили эскиз и аванпроект «Лидера». Техническое проектирование эсминца начнётся после 2020 года.

Российские СМИ со ссылкой на источники сообщают, что власти РФ связывают реализацию проекта 23560 с анонсированными летом 2017 года планами по строительству двух вертолётоносцев типа «Прибой» и атомного авианосца проекта 23000 «Шторм». Строительство эсминцев стартует после закладки этих авианесущих кораблей.

  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Корнев считает, что срок закладки головного миноносца проекта 23560 может сдвинуться на середину 2020-х годов. По его мнению, в зависимости от объёма финансирования российские предприятия могут развернуть масштабное строительство «Лидеров» в рамках новой госпрограммы вооружения (нынешняя ГПВ рассчитана на период до 2025—2027 годов).

«Усилят возможности ВМФ»

В западных СМИ можно встретить точку зрения о том, что ВМФ начнёт получать «Лидер» в 2020-х годах, однако конкретная информация о планах по реализации проекта отсутствует.

20 июня 2018 года заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что «в ближайшее время начнётся разработка технического решения», а после 2020 года — строительство эсминцев.

В проекте Стратегии развития судостроительной промышленности Минпромторга РФ говорится о том, что строительство кораблей дальней морской зоны может быть отложено до 2035 года из-за нехватки бюджетных средств. Правда, заморозка проектов для ВМФ заложена в консервативный сценарий, который предполагает замедление темпов роста экономики страны.

«Столь крупных надводных кораблей Россия ещё не строила. Очевидно, что проект 23560 потребует значительных финансовых вложений. Поэтому привязка к общему состоянию экономики — отнюдь не случайна. Тем не менее, я убеждён, что перспективные эсминцы обязательно будут строиться», — заявил Корнев.

На текущий момент специалисты Северного ПКБ подготовили эскиз и аванпроект «Лидера». Техническое проектирование эсминца начнётся после 2020 года.

Российские СМИ со ссылкой на источники сообщают, что власти РФ связывают реализацию проекта 23560 с анонсированными летом 2017 года планами по строительству двух вертолётоносцев типа «Прибой» и атомного авианосца проекта 23000 «Шторм». Строительство эсминцев стартует после закладки этих авианесущих кораблей.

  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • Пресс-служба Северного флота / РИА Новости

Корнев считает, что срок закладки головного миноносца проекта 23560 может сдвинуться на середину 2020-х. По его мнению, в зависимости от объёма финансирования российские предприятия могут развернуть масштабное строительство «Лидеров» в рамках новой Госпрограммы вооружения (нынешняя ГПВ рассчитана на период до 2025—2027 годов).

Фон

К концу Первой мировой войны эсминцы, предназначенные для прикрытия боевых порядков линкоров, выросли до водоизмещения примерно 1100 тонн, вооруженных четырьмя 4-дюймовыми (10 см) орудиями и шестью или более торпедами . Италия построила три MIRABELLO -класс esploratori ( скаутские крейсеров ) примерно 70% больше , чем современные эсминцы. Вашингтонский договор Naval призвал Соединенное Королевство удовлетворения своего традиционным парком V и W-класс эсминцев и США довольствия с аналогичным Виксом и Клемсонским -классом эсминцами , а подписавшие с меньшими флотами изучить альтернативные конфигурации боевых кораблей между классическими определениями эсминца и крейсером . Италия запустила три более Леон -класс esploratori и Франция ответила с шестью Chacal -класса Contre-torpilleur супер разрушителями. Япония спустила на воду минимальный легкий крейсер Yūbari, за которым последовали эсминцы специального типа 特To ( Tokugata ) класса Fubuki, способные сопровождать мобильные силы авианосцев Кидо Бутаи через широкое пространство Тихого океана .

Германия построила такой же увеличенный когда приступила к перевооружению флота. За исключением класса Tribal и нескольких лидеров флотилий , большинство британских и американских эсминцев, построенных в период между мировыми войнами, были меньше, чем современные эсминцы Оси ; но по мере того, как линкоры, для которых были разработаны эсминцы меньшего размера в качестве эскорта, в боевом опыте Второй мировой войны уступили место ограниченным ролям, водоизмещение эсминцев Соединенных Штатов увеличилось до 2100 тонн , 2200 тонн и 2400 тонн для поддержки задачи Fast Carrier. Силовые операции.

Полезные советы призывникам

Для того чтобы в армию не призвали, свою непригодность представителям ВВК следует доказать. Рассмотрим ряд советов, которые помогут убедить комиссию в вашей неспособности несения воинской службы.

Предоставление полного пакета необходимых документов. Подтвердить диагноз помогут частые обращения к специалистам с изложением жалоб, при этом все случаи должны быть в обязательном порядке зафиксированы в медицинской карте. Кроме того, приветствуются справки о проведении аллергологических проб с подробным указанием их результатов. Чем больше таких медицинских бумаг, тем выше шанс освобождения от взятия в армейские ряды.
Не следует обращаться в платные клиники. Многие молодые люди призывного возраста предпочитают дополнительно обследоваться в частных медцентрах, однако, как показывает практика, члены ВВК в большей степени доверяют тем документам, которые выдают на руки именно государственные учреждения.
Не стоит придумывать несуществующие болезни

Гораздо проще обратить повышенное внимание на те, которые, действительно, имеются. И если задолго до призыва начать посещать аллерголога, ставить его в известность о симптомах своего недуга и настаивать на проведении различных диагностических тестов, вам будет чем аргументировать перед представителями ВВК

Соответственно и шансов получить категорию «В» тоже будет в значительной степени больше.

Многие виды аллергии не являются поводом для отстранения от армии. Но те, которые позволяют получить категорию «В» или даже «Д», должны быть официально подтверждены. Не стоит рассчитывать, что военно-врачебная комиссия поверит вам на слово, поэтому следует заранее позаботиться о всех необходимых бумагах. Только в этом случае вы можете претендовать на освобождение от призыва.

Источники

  • Бауэр, К. Джек ; Робертс, Стивен С. (1991). Регистр кораблей ВМС США, 1775–1990: Основные комбатанты . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. ISBN   0-313-26202-0 .
  • Блэкман, Раймонд В.Б. (1970–71). Боевые корабли Джейн . Ежегодники Джейн.
  • Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен (1995). Боевые корабли всего мира Конвея 1947–1995 . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN   1-55750-132-7 .
  • Кафка, Роджер; Пеппербург, Рой Л. (1946). Военные корабли мира . Корнельская морская пресса.
  • Лентон, HT (1976). Немецкие военные корабли времен Второй мировой войны . Arco Publishing. ISBN   0-668-04037-8 .
  • Лентон, HT (1968). Военно-морские силы Второй мировой войны: Королевский флот Нидерландов . Doubleday & Company.
  • Лентон, HT; Колледж, JJ (1964). Военные корабли Британии и Доминиона времен Второй мировой войны . Doubleday & Company.
  • Ле Массон, Анри (1969). Военно-морские силы Второй мировой войны: ВМС Франции 1 . Doubleday & Company.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1968). Военные корабли США времен Второй мировой войны . Doubleday & Company.
  • Тейлор, JC (1966). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Doubleday & Company.
  • Уоттс, Энтони Дж. (1966). Японские военные корабли Второй мировой войны . Doubleday & Company.

Загадки проекта 23560 и реальное положение дел

Для того, чтобы представить весь масштаб затеваемого строительства, следует разобраться с одним нюансом. Почему корабль, который должен был стать эсминцем, сумел еще на стадии проекта превратиться в корабль, соизмеримый с ракетным крейсером? Задачи, которые должен решать такой корабль, выглядят чрезмерными для одного корабля. В данном случае сравнима ситуация, которая возникла в Японии с постройкой линкоров «Ямато» и «Мусаси», самых крупных военных судов этого класса. Попытка сосредоточить на одном-двух военных кораблях колоссальную огневую мощь, может обернуться для флота катастрофой.

Аналогично выглядят попытки российских военных моряков создать один-два крупных военных корабля, способного собрать у себя на борту огневую мощь целого флота. Будет ли это оправдано с тактической и с оперативной точки зрения — покажет время. Пока еще ситуация находится в зародышевом состоянии и суммы контрактов, которыми может обернуться строительство эсминцев типа «Лидер», выглядят заоблачными.

Автор статьи:
Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

«Северную верфь» модернизируют под постройку нового атомного эсминца

На петербургской «Северной верфи» началось возведение нового судостроительного комплекса; после модернизации верфь начнет строить головной атомный эсминец проекта «Лидер». Об этом заявил глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, передает «Интерфакс». По словам Рахманова, в верфь будет вложено свыше 31 миллиарда рублей, первая и вторая очереди будут готовы в начале 2018 года, третья — в 2021 году, четвертая — в 2024 году. Одним из главных элементов нового комплекса будет сухой док, в котором можно будет строить крупные корабли как военного, так и гражданского назначения общей длиной на первом этапе до 240 метров, а в последующем — свыше 300 метров.

Первоочередная задача оснащения фрегатами

Интересно, что при этом, вопрос с корветами решается более или менее успешно, но вот с фрегатом типа 22350 вышла существенная задержка. По официальной версии, ее причиной стали разногласия между заводом Северная верфь и автором проекта «Алмаз-Антей».

Схема расстановки оборудования

Добавим сюда информацию, что начавшееся почти 12 лет назад строительство одного из главных кораблей «Адмирал Горшков» не завершено до сих пор по причине сложности работ. Похоже на отговорку, не правда ли!? Но давайте продолжим анализировать факты.

Несмотря на запланированные шесть кораблей, относящихся к типу 22350, начиная с 2013 года, на существующих верфях не заложили ни одного из них. При этом, перспектив что это произойдет в ближайшее время, тоже пока не видно. Опять странно.

В то же время, по средствам массовой информации прошла информация о планах строительства улучшенной модификации «Адмирала Горшкова» под кодовым номером «22350 М». Но это сильно не разглашается. Все что известно:

  • Его вооружение больше, чем у «Адмирала Горшкова»;
  • Он планируется на роль главного фрегата океанской акватории;
  • Водоизмещение будет более 5000 тонн;
  • Постройкой планируют заниматься две верфи: Санкт – Петербургская верфь «Северная» и Калининградская «Янтарь».

«План введения в строй военных разработок на 2018-2027 года» четко обозначил акценты: для начала важно построить атомные и неатомные подлодки. После – фрегаты береговой охраны. Такое положение дел значит, что фактическое начало создания «Лидера» смещено во времени на 7 или даже 10 лет

Такое положение дел значит, что фактическое начало создания «Лидера» смещено во времени на 7 или даже 10 лет.

Эсминцы России Второй мировой войны

Настоящим героем Второй Мировой войны оказался эсминец под названием «Гремящий». Он занимался конвоированием союзнических транспортных кораблей. Боевой машине удалось подавить несколько нападок со стороны вражеской Германии. Гремящий всегда вовремя реагировал на опасность и удачно ликвидировал не только наводные, но и подводные цели.

Гремящий относился к проекту 7, более известному как сталинские миноносцы. За строительством кораблей наблюдал сам Сталин.

Модель эсминца “Новик” Тип Быстрый проекта №7

Эсминцы проекта 7 поражали своей скоростью, но при этом части кораблябыли лишены брони. Водоизмещение боевых машин составляло 1800 тонн. На палубе были установлены орудия калибром 45 (21 К) и 76 мм (полуавтоматы типа 34 К), торпедные аппараты (типа 39-Ю, калибр 533 мм), глубинные бомбы (типа Б-1 и М-1) и морские мины (330 мм, Пакет НК). Корабли проекта 7 отличались от своих сородичей. Они превосходили все имеющиеся эсминцы по мощности (23 320 л.с.)Равных им не было по всему миру.

Гремящий активно отражал атаку немецких бомбардировщиков не имея при этом зенитных установок. Во время активного боя использовались обыкновенные пушки 100 мм калибра (АУ А-190). Слаженные действия экипажа корабля позволили эсминцу потопить не одно судно врага.

Тактическое применение В начале Второй мировой войны все лидеры рассматривались как промежуточный класс. Они имели быстроходное артиллерийское вооружение 100 мм калибра (АУ А-190). Все корабли выполняли особые боевые задачи:

  • подавление нападения со стороны врага;
  • защиту своих кораблей;
  • тактическую разведку.

Влияние на ход сражений

Эскадренные миноносцы сделали важный вклад в течение Второй Мировой войны. Они защищали морское пространство от вражеских суден и вели активную разведывательную деятельность. Большинство кораблей выступало в роли живого щита. Они отвлекали врагов от настоящих целей, что помогло ВМС России нанести сокрушительные удары по боевым машинам противника.

эсминцы проекта Сарыч

Рождение проекта 23560 «Лидер» — откуда растут ноги

Российское Высшее военно-морское руководство поставило перед российскими конструкторами амбициозную задачу, создать крупный боевой корабль, в конструкции которого будут воплощены все передовые концепции и самые современные технологии. Новый эсминец должен быть меньше отечественных тяжелых крейсеров типа «Киров», но превосходить по размерам американский эсминец «Замволт».

На судне планируется использовать атомную энергетическую установку, что в разы увеличивает дальность действия и эксплуатационный ресурс. На американском корабле установлена энергетическая установка обычного типа. По технической оснащенности, энерговооруженности и боевому оснащению российский корабль должен стать мощнее своего американского визави. Уже оценивая предварительные тактико-технические характеристики, заложенные в проект, можно смело говорить о том, что на лицо типичные элементы очередной гонки вооружений. Проект 23560 – это очередная попытка догнать и перегнать технически западные военные флоты. Насколько это удачная идея, сейчас судить сложно, но есть причины, ввиду которых строительство судна такого класса для российского флота остается открытым.

Схема эсминца проекта 23560

Следует отметить, что столь крупные военные суда на российских верфях в современных условиях еще не строились. Имеется опыт модернизации крупных кораблей советской постройки, который и стараются использовать для разработки и строительства нового эсминца. Перспективный корабль может удивить даже специалиста, посвященного в тонкости и детали развития современных военных флотов. В конструкции корабля заложен целый ряд передовых технических новинок. Отдельного разговора заслуживает обеспечение корабля радиолокационным и навигационным оборудованием. Технология «стелс» является доминантой во всем проекте. Вдобавок ко всему, российский эсминец типа «Лидер» должен быть вооружен самым совершенными и мощными видами вооружения, превосходя по боевым возможностям все отечественные суда.

Многоцелевой эсминец разрабатывался для действий в дальней морской зоне. В функции корабля входила борьба с наземными кораблями всех классов, обеспечение противолодочной и противовоздушной обороны соединения кораблей, огневая поддержка десантных операций. Оценивая функциональность корабля, его технические характеристики и боевые возможности, возникает резонный вопрос — почему эсминец. По водоизмещению и размерам проектируемый корабль больше напоминает крейсер. Все перечисленные функции ранее возлагались на крейсера.

https://youtube.com/watch?v=5Zx8VJj8Edg

Вооружение

Эсминец будет вооружён противокорабельными ракетами, крылатыми ракетами для ударов по наземным целям, перспективными комплексами ПВО и ПРО.

Главным оружием нового корабля должны стать универсальные корабельные стрельбовые комплексы, которые можно загружать разнообразными ракетами, противолодочными ракетами и системы ПВО нового поколения. Сейчас идет отработка нескольких вариантов проекта, выбор энергетической установки. Боекомплект противокорабельных ракет, противолодочных ракето-торпед, крылатых ракет для стрельбы по наземным целям и зенитных ракет средней и большой дальности будет составлять от 80-90 до 120—130 единиц. Кроме того, корабль будет иметь зенитные ракетно-артиллерийские системы ближнего боя и авиагруппу из двух-трёх вертолетов.

Предположительно, он может получить от двух до четырёх пусковых установок «Калибр-НК», «Оникс» и «Циркон» дальностью действия более 300 км. Зенитное ракетное вооружение дальней зоны может быть представлено корабельным вариантом комплекса С-500 «Прометей» с двумя пусковыми установками (испытания элементов сухопутной версии системы начались в 2013 году), он обеспечит, в частности, противоракетную оборону. Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера», вероятно, будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с РЛС с АФАР. На корабли могут быть установлены и по 3 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «». Артиллерия будет представлена универсальными установками А-192 калибра 130 мм. Для обнаружения подводных объектов, корабли планируется оснащать гидроакустическими станциями. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для 2-х палубных вертолётов типа Ка-27 или Ка-32.

Новое вооружение для кораблей проекта «Лидер» частично будет «обкатано» на новых кораблях для ВМФ России, в частности, на фрегатах проекта 22350.

«Калибровизация» флота

Николай Евменов положительно оценивает перспективы развития военно-морских сил России. По его словам, РФ будет «идти по пути строительства кораблей, способных нести гиперзвуковое и высокоточное оружие». В то же время он подчеркнул, что в такой наукоёмкой сфере, как военное кораблестроение, «не бывает всё и сразу».

В настоящее время ВМФ перевооружается в основном на корветы и малые ракетные корабли (МРК), способные применять доказавшие свою высокую эффективность крылатые ракеты «Калибр». В перспективе практически все боевые корабли России будут оснащены гиперзвуковыми комплексами «Циркон», способными поражать цели на дальности до 1 тыс. км.

Также по теме

«Один из лучших в мире сторожевых кораблей»: какими возможностями обладает российский фрегат нового поколения

До конца недели на ходовые испытания в Балтийское море выйдет фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов». Об этом сообщили в Минобороны…

Применение этих двух ракет обеспечивает универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК). Как сообщил на декабрьском совещании в Сочи по вопросам Военно-морского флота президент РФ Владимир Путин, к 2023 году количество носителей «Калибра» возрастёт более чем в два раза.

По словам Евменова, в скором времени в состав ВМФ войдут корвет проекта 20385 «Гремящий» и МРК проекта 21631 «Ингушетия». Также к 2026 году флоту должны быть переданы 18 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Данные виды морской техники способны выполнять боевые миссии в одиночку и в составе группировок ВМФ.

Опрошенные RT эксперты считают, что массовое появление в составе флота небольших по тоннажу ударных платформ усилит боевой потенциал ВМФ, особенно в ближней морской зоне. Благодаря корветам и МРК Россия получает возможность выполнять широкий круг задач, в том числе у берегов Сирии, без существенных финансовых затрат.

Ранее действия ВМФ в операции в САР получили высокую оценку Владимира Путина. На совещании в Сочи он отметил слаженность частей и соединений флота, а также профессионализм участников операции. Он сообщил, что в Средиземном море продолжает нести боевую вахту группировка российских боевых кораблей.

  • Пуск «Калибра» с фрегата «Адмирал Эссен» по объектам боевиков в Сирии

По словам главкома ВМФ, привлечение к операции в САР малых ракетных кораблей «показало их высокую техническую готовность к действиям в реальной боевой обстановке».

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что успехи в Сирии и восстановление присутствия ВМФ в Средиземном море стали возможны прежде всего благодаря радикальной модернизации Черноморского флота.

«Почти полностью обновилась подводная компонента Черноморского флота за счёт поставок шести субмарин проекта 636.3 «Варшавянка», надводные соединения получили три новых фрегата, несколько современных корветов, патрульных кораблей и МРК с «Калибрами», — уточнил Дмитрий Корнев.

Изначально Эриду назвали Зена

Загадки проекта 23560 и реальное положение дел

Для того, чтобы представить весь масштаб затеваемого строительства, следует разобраться с одним нюансом. Почему корабль, который должен был стать эсминцем, сумел еще на стадии проекта превратиться в корабль, соизмеримый с ракетным крейсером? Задачи, которые должен решать такой корабль, выглядят чрезмерными для одного корабля. В данном случае сравнима ситуация, которая возникла в Японии с постройкой линкоров «Ямато» и «Мусаси», самых крупных военных судов этого класса. Попытка сосредоточить на одном-двух военных кораблях колоссальную огневую мощь, может обернуться для флота катастрофой.

Аналогично выглядят попытки российских военных моряков создать один-два крупных военных корабля, способного собрать у себя на борту огневую мощь целого флота. Будет ли это оправдано с тактической и с оперативной точки зрения — покажет время. Пока еще ситуация находится в зародышевом состоянии и суммы контрактов, которыми может обернуться строительство эсминцев типа «Лидер», выглядят заоблачными.

Разработка

Впервые о существовании планов по разработке перспективного эскадренного миноносца для Военно-Морского Флота России сообщило агентство ИТАР-ТАСС 19 июня 2009 года со ссылкой на «источник, близкий к управлению военного ведомства, отвечающему за поставку кораблей, морского вооружения и военной техники».

11 марта 2010 года агентство «Интерфакс», а за ним и ряд других российских СМИ распространили информацию о начале разработки эсминца нового поколения для ВМФ России.

29 июня 2011 года ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» сообщила что ведёт проектирование корабля океанской зоны класса «эсминец» с ядерной энергетической установкой.

11 октября 2011 года «Известия» опубликовали информацию о том, что «эскадренный миноносец нового поколения, разработка которого сегодня ведётся в интересах ВМФ России, должен будет заменить сразу три класса кораблей: эскадренные миноносцы проекта 956, большие противолодочные корабли проекта 1155 и ракетные крейсера проекта 1164. Это будет универсальный корабль, который сможет заменить все три проекта. За счёт современного вооружения он будет превосходить по противолодочным возможностям БПК, а по ударным и противовоздушным — сегодняшние эсминцы и ракетные крейсера, кроме «Петра Великого» и его «одноклассников».

13 февраля 2013 года главкомат ВМФ утвердил «предэскизный» проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро «Северное» в Санкт-Петербурге.

23 августа 2017 года стало известно что эскизный проект перспективного эсминца был утверждён Министерством обороны России.

Точные технические параметры перспективного российского эсминца пока не раскрываются.

Вооружение

«Лидер» будет оснащён передовым оружием для того, чтобы составить конкуренцию, а в приоритете оставить позади иностранные корабли класса эсминцев.

Главный калибр

Главная оружейная особенность корабля – стрельбовые комплексы. Их ракетами, такими как противолодочные или системы ПВО. Ещё будут использованы 2 боевых модуля корабельных версий ЗРПК “Панцирь-М” и установки артиллерии А-192 130 мм калибра.

ЗРПК “Панцирь-М”

Вспомогательная зенитная артиллерия

Эсминец «Лидер» будет оснащён средствами противоракетной и противокосмической обороны. Планируется, что это первое судно, оснащённое передовой зенитной ракетной системой С-500 «Прометей». Это комплекс будет можно использовать против всех типов воздушных и космических целей.

Минно торпедное вооружение

Будущее российского флота будет оснащаться двумя шеститрубными торпедными аппаратами под шифром СМ-588. Они имеют снаряды 324 мм комплекса «Пакет-НК».

Боевая эффективность

Вопрос о боевой эффективности на данный момент стоит под вопросом по той причине, что слишком большое количество боевой мощи будет сосредоточено на одном корабле. Будет ли это эффективно покажет только спуск на воду первого корабля типа «Лидер».

Вспомогательное оборудование

В качестве вспомогательного оборудования будет представлены вертолеты Ка-24/Ка-32 или Ка-52 «Катран». Всё это будет размещаться в имеющихся ангарах.

Ударный боевой вертолет Ка 52 “Катрин”

Выбор оптимального снаряжения

Снаряжение, которое на данный момент представлено, как часть будущего вооружения эсминца не изготовлено. Неизвестно точно, будет ли оно выполнено, усовершенствуется или изготовители обратятся к предыдущему поколению оружия. Всё будет понятно после того, когда новое вооружение будет хоть частично опробовано на фрегатах проекта 22350.

Средства связи обнаружения вспомогательное оборудование

Для ракетной системы под шифром С-500 разрабатывается новый обзорный радар. Отличие от предыдущего поколения заключается в сантиметровом диапазоне работы. Дальность отображения будет увеличена до 750-800 км по сравнению с РЛС С-400.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector