Истребитель f-22 raptor
Содержание:
- Истребитель пятого поколения F-22 Раптор
- 1992 год
- 2009 год
- 2010 год
- ПАК ФА
- F22 Raptor
- Chengdu J20
- Корабли ВМФ
- Особенности конструкции многоцелевого истребителя F-22 Raptor
- Правильное разделение и посадка
- Су-35С — универсальный охотник за хищниками
- Штурмовая немощь
- External links[edit | edit source]
- Тропой компромиссов
- Сопоставление с МР-78-9ТМ
- Сильные стороны F-22 Raptor
- F-22 weapons
- F-22A Raptor deployment and bases
- Variants[edit | edit source]
- Набор противоречий
- References[edit | edit source]
- Откуда пошли истоки
Истребитель пятого поколения F-22 Раптор
F-22 Raptor — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработан компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 на сегодняшний день является единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения и самым дорогим истребителем в мире. 13 апреля 2011 года совершил тестовый полет 181-й самолёт F-22, считая предсерийные. Всего будет произведено 195 самолетов, из них 187 серийных будет передано ВВС США.
Некоторые даты
- Первая предсерийый самолет поднялся в воздух 7 сентября 1997 года.
- Серийное производство истребителя началось в 2001 году.
- 14 января 2003 года первый F-22 поступил на военную базу «Неллис», в пустыне Невада.
- В 2006 году планировалось закупить 384 самолёта для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолётов, 127 из которых были уже построены.
- В июле 2009 года Сенат США проголосовал за сокращение военного бюджета 2010 года на сумму 1,75 млрд долларов, выделенных на производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor.
Потери истребителей F-22 Raptor
По состоянию на ноябрь 2010 года, в лётных происшествиях было потеряно четыре истребителя F-22 Raptor:
1992 год
25 апреля 1992 года |
Прототип YF-22A (сер. номер 87-0701) потерпел аварию при посадке на авиабазе Эдвардс и был списан. |
2009 год
25 марта 2009 года |
F-22A (сер. номер 91-4008) разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, рядом с авиабазой Эдвардс, во время испытательного полёта, 49-летний пилот Дэвид Кули погиб. |
2010 год
16 ноября 2010 года |
F-22A Block 30 (сер. номер 06-4125) разбился в 160-ти километрах от Анкориджа при выполнении парного тренировочного полёта в 19:40 по местному времени. Пилот погиб. |
На вооружении: |
В разработке: |
|
Характеристики самолетов
ПАК ФА
Страна | |
Самолёт | ПАК ФА (Т-50) |
Фото | |
Максимальная взлётная масса, кг | 35 480 |
Максимальная скорость, км/ч | 2 600 |
Боевой радиус, км | н/д |
Дальность с боевой нагрузкой, км | 2 700 |
Максимальная дальность, км | 5 500 |
Рабочий потолок, м | 20 000 |
Совместная тяга двигателей, кгс | 2*17 600 |
Применение технологий снижения заметности | да |
Единиц произведено | 4 |
F22 Raptor
Страна | |
Самолёт | F-22 Raptor |
Фото | |
Максимальная взлётная масса, кг | 38 000 |
Максимальная скорость, км/ч | 2 500 |
Боевой радиус, км | 760 — 1 100 |
Дальность с боевой нагрузкой, км | 1 900 |
Максимальная дальность, км | 3330 |
Рабочий потолок, м | 19 800 |
Совместная тяга двигателей, кгс | 2*15 876 |
Применение технологий снижения заметности | да |
Единиц произведено | 181 |
Chengdu J20
Страна | |
Самолёт | Chengdu J-20 |
Фото | |
Максимальная взлётная масса, кг | 34 000 — 36 000 |
Максимальная скорость, км/ч | н/д |
Боевой радиус, км | н/д |
Дальность с боевой нагрузкой, км | н/д |
Максимальная дальность, км | н/д |
Рабочий потолок, м | н/д |
Совместная тяга двигателей, кгс | н/д |
Применение технологий снижения заметности | да |
Единиц произведено | н/д |
Страна | |
Самолёт | Mitsubishi ATD-X |
Фото | |
Максимальная взлётная масса, кг | н/д |
Максимальная скорость, км/ч | н/д |
Боевой радиус, км | н/д |
Дальность с боевой нагрузкой, км | н/д |
Максимальная дальность, км | н/д |
Рабочий потолок, м | н/д |
Совместная тяга двигателей, кгс | н/д |
Применение технологий снижения заметности | да |
Единиц произведено | н/д |
Корабли ВМФ
Особенности конструкции многоцелевого истребителя F-22 Raptor
В основу разработки новой машины конструкторы вложили основное кредо: первым увидел – первым уничтожил. Для получения таких показателей на машине было установлено множество самых лучших систем маскировки и снижения заметности типа Stealth.
Особенностью данного истребителя было размещение вооружения во внутренней части самолета, что значительно снижало заметность. Все же самолет на крыльях имеет посадочные места для вооружения, но они практически не использовались. Данное решение конструкторов значительно повышало универсальные качества аппарата.
Корпус данного истребителя на 40% состоял из новых композиционных материалов, использование которых позволило значительно снизить массу конструкции. Данные материалы были представлены углепластиком с повышенной стойкостью от перегрева. В составе конструкции широко использовались материалы, которые поглощали радиоволны. Много деталей было оснащены ПКМ, которые изготовлены из бисмалемида, они позволяли выдерживать температуру в 230 градусов.
Такие конструкции, как фонарь кабины, отсеки шасси, были изготовлены в пилообразной форме. Данная конструкция способствовала более эффективному рассеиванию электромагнитных волн, что снижало заметность машины в полете для вражеских РЛС. Крылья самолета F-22 Raptor имели ромбовидную форму со стабилизатором вертикального типа V-образной формы. Что касается живучести машины, то она проектировалась с учетом выдерживания ударов зажигательных снарядов российского производства, которые имели калибр 30 миллиметров.
Силовая установка Raptor представлена двумя двигателями типа P&W F119-PW-100, которые оснащены реактивными соплами с плоской конструкцией. Данная схема значительно снижает заметность в ИК-спектре. На данных двигателях установлены форсажные камеры. Тяговооруженность аппарата представлена тягой в 15 876 кгс. Без применения форсажного режима двигатели выдают мощность в 11 тысяч кгс. Нужно отметить, что даже без применения форсажа машина легко преодолевает скорость звука, а данными показателями обладает считаное число самолетов. Сопла истребителя изготовлены из специальных керамических материалов, которые обладают высокими показателями поглощения радиоволн, что также снижает заметность аппарата.
В состав бортового оборудования входят две установки ЭВМ с обозначением CIP. Каждая эта система состоит из 66 модулей, а в основе каждого модуля установлен 32-разрядный процессор класса i960.
Бортовая система РЛС представлена установкой AN/APG-77, которая оснащена фазированной антенной. Особенностью антенны является то, что она состоит из 2 тысяч элементов, которые производят прием и излучение сигналов. Данная установка позволяет производить обнаружение цели на расстоянии в 225 километров, а дальность установки БРЛС составляет 525 километров. Данный радар оборудован системами защиты, что предотвращает перехват сигнала противником. Радар самолета позволяет находить цель таким образом, что враг этого и не заметит с помощью своего оборудования.
Что касается боевой мощи самолета F-22 Raptor, то она была представлена 20-миллиметровой пушкой класса M61A2 Vulcan, с помощью которой можно произвести 480 залпов. Кроме того, машина несла шесть ракет типа воздух-воздух с обозначением AIM-120C AMRAAM, также установлены две ракеты класса AIM-9M Sidewinder. На борту аппарата была размещена и бомбовая нагрузка, которая состояла из корректируемых бомб модели JDAM и управляемых бомбовых снарядов типа GBU-39. Особенностью истребителя F-22 было то, что он мог производить атаку на сверхзвуковых скоростях полета.
Истребитель F-22 Raptor характеристики:
Модификация | F/A-22A |
Размах крыла, м | 13,56 |
Длина самолета, м | 18,90 |
Высота самолета, м | 5,08 |
Площадь крыла, м | 78,04 |
Масса, кг | |
пустого | 19700 |
нормальная взлетная | 29300 |
максимальная взлетная | 38000 |
топлива | 8200 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ Pratt Whitney F119-PW-100 |
Статическая форсированная тяга, кН | 2 х 156,0+ |
Максимальная скорость, км/ч | 2410 (М=2.25) |
Крейсерская скорость, км/ч | 1963 (М=1.82) |
Перегоночная дальность, км | 3219 |
Практическая дальность с ПТБ, км | 2960 |
Боевой радиус действия, км | 759 |
Практический потолок, м | 19812 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 9,0 |
Экипаж, чел | 1 |
Правильное разделение и посадка
Взрослые хосты легко поддаются разделению, главное, придерживаться установленных правил.
Делить растение в мае, конце августа или в сентябре.
Применять острые и стерилизованные инструменты (лопатку или нож, в зависимости от размеров хосты).
У маленького кустарника побег вырезается на расстоянии 10 см от основания, у большого – в 35 см.
Перед процессом приствольный круг орошается и подкапывается.
Если не видно корней, допускается смыть с них землю.
Саженцы нельзя разрезать пополам
Делить куст нужно осторожно, избегая повреждения корней.
Большие крепкие побеги отрезаются при помощи острого ножа с зубчатым лезвием.
Приживаемость побега можно увеличить, срезав зелёную массу листвы.
Слишком запутанные переплетённые корни распутывают садовой вилкой.
Повреждённые, проблемные части корней следует удалить, укоротить длинные отростки, а затем провести дезинфекцию фунгицидами.. Саженцы помещают в просторные посадочные ямки, заглубляя так, чтобы отростки без листьев остались на поверхности
В завершение процедуры землю уплотняют и хорошо поливают. После этого желательно покрыть почву под делёнками мульчей
Саженцы помещают в просторные посадочные ямки, заглубляя так, чтобы отростки без листьев остались на поверхности. В завершение процедуры землю уплотняют и хорошо поливают. После этого желательно покрыть почву под делёнками мульчей.
Су-35С — универсальный охотник за хищниками
Российский Су-35С изначально создавался как самолет-охотник. Вся концепция его создания — от двигателя до комплексов вооружения — была разработана для решения главной задачи: это агрессивный воздушный бой, перехват и уничтожение средств воздушного нападения противника.
Многие западные эксперты в качестве основного недостатка указывают на то, что Су-35С более заметен, чем F-22. При этом они старательно замалчивают возможности нашего истребителя как боевой единицы.
Ну не в засаде же ему сидеть и стрелять исподтишка?! Снижение радиолокационной заметности лишь немного, всего на 30%, снижает максимальную дистанцию обнаружения любого «невидимого» самолета в идеальных условиях. В реальных же ситуациях этот показатель еще меньше, так как по самолету «работают» РЛС комплексов ПВО и авиации.
mil.ru
Су-35С.
Зачем это нашему самолету? Его конструкция и так имеет достаточно низкую ЭПР, а вот комплекс бортового радио-электронного оборудования (БРЭО) дает ему ряд преимуществ, которые с лихвой покрывают «выявленный недостаток».
Во-первых, это его БРЛС Н035 «Ирбис», которая при мощности 1 кВт позволяет обнаруживать цели на дальности 300 км, осуществлять захват — на 250 км. То же самое делает и БРЛС F-22, но при мощности 12 кВт. К тому же, как мы выяснили, истребителю Raptor в дальнем обнаружении помогает AWACS.
mil.ru
Су-35С.
Во-вторых, Су-35С имеет в своем арсенале бортовой комплекс обороны — РЭБ «Хибины-10М». Он гарантированно обнаруживает излучение всех РЛС на поле боя и формирует алгоритм противодействия им в виде постановки помех на тех же частотах. С одной стороны, «Хибины» воздействуют на возможности AWACS давать своей авиации точные координаты о нашем самолете (дальность, скорость и угловое положение). С другой стороны, бортовой комплекс обороны маскирует наш самолет от БРЛС самолета противника и не дает ГСН ракеты осуществить захват.
mil.ru
Су-35С.
В результате AWACS и F-22 наведут ракеты AIM-120 на цель-фантом, местонахождение которой будет на большом удалении от Су-35С. А вот российская «Сушка» сможет отправить им в ответ «гостинцы» в виде РВВ-БД, и с «адресом» не промахнется. Такой режим работы комплекса РЭБ «Хибины-10М» называют постановкой уводящих помех. Есть у него и другие режимы, но пусть они пока остаются в секрете.
В качестве итога, подводящего черту под спором «Кто лучше: Су-35С или F-22?», приведу известный случай из боевой практики, который случился 13 декабря 2017 года в небе Сирии.
mil.ru
Су-35С.
В тот день пара штурмовиков Су-25 на высоте 3.300 метров сопровождала автоколонну с гуманитарной помощью в районе города Аль-Маядин (западный берег реки Евфрат). К нашим самолетам со стороны восточного берега Евфрата прилетел незваный «гость» — истребитель F-22. Американский Raptor попытался не дать российским штурмовикам выполнить боевую задачу.
Штурмовая немощь
Примечательно, что универсальный Ф-22 «Раптор», характеристики которого мы разбираем, вообще не имеет специального оборудования для обнаружения и сопровождения наземных целей, что опять-таки снижает его штурмовые возможности до минимума. В общем-то, и в этом виноваты не конструкторы: изначально подобная аппаратура у самолета была, но ее вывели из конструкции по требованию Пентагона, когда стоимость программы совсем уж зашкалила. К чести инженеров из «Локхид-Мартин» нужно сказать, что хотя бы базовые средства для прицельного бомбометания они все же смогли сохранить. Так, в ПО самолетов имеются все необходимые опции, которые позволяют быстро и без особых потерь все же подключить нужное бортовое оборудование, если на это даст добро вышестоящее руководство.
Впрочем, пока что основным средством поражения целей на земле являются как раз-таки упомянутые выше бомбы с GPS, эффективность которых велика, но только лишь при работе по стационарным объектам. В общем и целом это именно та причина, по которой «Рапторы» не принимали никакого участия в боевых операциях США в том же Афганистане. Кого там отлавливать по GPS? Так что еще и по этой причине на вооружении американцев до сих пор стоят старые F-16, адекватной замены которым пока что нет.
External links[edit | edit source]
- F-22 official team web site
- F-22 page on NASA Langley site
- F-22 page on GlobalSecurity.org
- F-22 Raptor site f22fighter.com
- F-22 Raptor site f-22raptor.com
- F-22 Raptor page on fighter-planes.com includes comparison between the YF-22 and F-22
- F-22 Raptor on ausairpower.net
- History of the F-22 program
- Stealth fighter crashes December 2004 article from the Las Vegas Review-Journal
- Interview — F-22 Chief Test Pilot, Paul Metz, 1998
- Unique Flight Demonstration video — 2007 Capital Airshow in Sacramento — with narrative by F-22 pilot Paul «Max» Moga
- Lockheed Martin F-22 Raptor on Wikipedia
Тропой компромиссов
Так, приходилось постоянно идти на ухудшение технических характеристик. К примеру, «Раптор» Ф-22 вообще не имеет наружной подвески для ракетно-бомбового вооружения, что сводит его штурмовую ценность к нулю. На это пошли оттого, что при условии наличия этой подвески самолет становился прекрасно видим для радаров. Насколько заметна машина для современных систем радиолокационного обнаружения, доподлинно неизвестно, так как «боевое» применение «Раптора» на сегодняшний день ограничивается компьютерным моделированием.
А потому вся «начинка» находится во внутренних отсеках. Всего их четыре. В двух – одна ракета, в двух других – по две. Причем, согласно требованию заказчика, они должны были стартовать как в штурмовом, так и в истребительном варианте. В результате потребовалось создавать сложнейшее устройство, которое бы могло «выпихнуть» ракету на сверхзвуковой скорости. Причем делается это сразу в два этапа. Сперва мощный пневматический привод буквально выбивает оружие из внешнего уплотненного слоя воздуха, а затем гидравлика отбрасывает снаряд на его траекторию.
Необходимо заметить, что столь мудрено запускаются далеко не все ракеты и не во всех полетных режимах: при штурмовке задействуется более простое устройство. Если не вдаваться в подробности, то при необходимости запуска снаряда открывается бомболюк, ракета укладывается на направляющие, с них же и стартует.
Сопоставление с МР-78-9ТМ
Этот пистолет можно ассоциировать ещё с одним российским продуктом такого же класса и похожего по габаритам — МР-78-9ТМ. Но сходу охото сказать, что такое сопоставление не совершенно корректное, потому что разница в возрасте для травматического орудия у этих 2-ух экземпляров очень большая. Но мы для себя такое позволим, потому что оба орудия российского производства.
Сначала, стоит упомянуть об общем качестве, где Гроза-01 является абсолютным победителем. Отбрасывая все аспекты свойства и надёжности конструкция, охото сказать, что 01 лучше собственного противника просто по материалу, из которого делается. Хотя, если ассоциировать с МР-78-9ТМ, произведённого на базе боевого ПСМ, то эти два пистолета ещё могут соперничать в графе «качество».
Далее стоит сказать о том, что ствол Грозы-01 опережает собственного соперника по всем показателям. Во-1-х, у него более совершенная конструкция самого ствола, а во-2-х, его крепкость и надёжность просто лучше, так как изготовлен он из более высококачественного материала. Как минимум, ствол Грозы-01 не нуждается в установке укрепляющий втулке для роста прочности. Что касается габаритов, то тут выигрывает МР-78-9ТМ, но только за счёт очень узкой и неловкой рукояти.
По мощности Гроза-01, который комфортно переносить в кобуре, опять выигрывает, не оставляя никаких шансов собственному противнику. Естественно, можно испытать выстрелить из МР-78-9ТМ сильными патронами, но через несколько выстрелов его ствол просто развалится на части. Естественно, 01 можно ассоциировать и с травматикой забугорных производителей, и там он будет выигрывать в почти всех показателях, но об этом проще написать отдельную, огромную статью.
Из всего этого можно сделать маленький вывод о том, что Гроза-01 в своём классе является наилучшим травматическим пистолетом русского производства. Но не следует забывать, что в его базе лежит украинский Форт-9Р.
Сильные стороны F-22 Raptor
Концепцию применения самолета можно описать таким девизом: «Раньше обнаружил – быстрее уничтожил».
Прекрасный комплекс электронного оборудования, в особенности мощная и совершенная РЛС, дает истребителю возможность обнаруживать противника на дальних дистанциях, а самому оставаться незамеченным.
Низкая радиолокационная заметность истребителя способствует тому, что F-22 Raptor может первым обнаружить вражеский самолет и уничтожить его. Кроме того, современные самолеты четвертого поколения перед запуском ракеты включают форсаж, чтобы набрать скорость, «Раптору» этого делать не нужно.
F-22 Raptor имеет значительный практический потолок, что также является преимуществом в воздушном бою.
По своим маневренным характеристикам F-22 превосходит любые самолеты четвертого поколения. Отличные аэродинамические качества самолета, двигатели с управляемым вектором тяги обеспечивают истребителю отличную маневренность и управляемость на любых режимах полета.
Многофункциональность. F-22 Raptor изначально проектировали в качестве истребителя, который должен завоевать господство в воздухе. Поэтому он не очень хорошо приспособлен для нанесения ударов по наземным объектам. Большая часть стандартного американского оружия «воздух-земля» просто не помещается в его внутренних отсеках. Можно крепить оружие на наружной подвеске, но в этом случае истребитель теряет свое главное преимущество: малозаметность.
F-22 weapons
A variant of the M61A2 Vulcan cannon is installed internally above the right air intake. The General Dynamics linkless ammunition handling system holds 480 rounds of 20mm ammunition and feeds the gun at a rate of 100 rounds a second.
The F-22 Raptor has four hardpoints on the wings, each rated to carry 2,270kg, which can carry AIM-120A AMRAAM or external fuel tanks. The Raptor has three internal weapon bays. The main weapons bay can carry six AMRAAM AIM-120C missiles or two AMRAAM and two 1,000lb GBU-32 joint direct attack munition (JDAM).
The bay is fitted with the EDO Corp. LAU-142/A AVEL AMRAAM vertical ejection launcher which is a pneumatic-ejection system controlled by the stores management system. Raytheon AMRAAM air-to-air missile is an all-weather short- to medium-range radar-guided fire-and-forget missile, with a range of 50nm. The side bays can each be loaded with one Lockheed Martin / Raytheon AIM-9M or AIM-9X Sidewinder all-aspect short-range air-to-air missile.
The GPS-guided, Boeing small diameter bomb (SDB) was integrated on the F/A-22 in February 2007. Eight SDBs can be carried with two AMRAAM missiles.
F-22A Raptor deployment and bases
The first operational wing of F-22A Raptors was Langley AFB in Virginia with a fleet of 40 aircraft. Elmendorff AFB, Alaska, became the second in August 2007 and Holloman AFB, New Mexico the third in June 2008. Operational Raptors are also based at Hickam AFB Hawaii.
“The F-22A Raptor is a supersonic, dual-engine fighter jet, which has won the 2006 Robert J Collier Trophy from the American National Aeronautic Association (NAA).”
In February 2007, 12 F-22 aircraft began the first overseas deployment of the fighter at Kadena Air Base in Japan. The aircraft returned in May 2007. In January 2009, 12 F-22 jets were deployed at the Kadena Air Base from Langley Air Force Base in Japan for three months as a part of the 27th Fighter Squadron.
During flight tests, the F-22A has demonstrated the ability to ‘supercruise’, flying at sustained speeds of over Mach 1.5 without the use of afterburner.
Lockheed Martin has put forward proposals for a fighter-bomber version of the F-22, the FB-22, which will have larger delta wings, longer range and the ability to carry an external weapons payload of 4,500kg and total weapons payload of 15,000kg.
Variants[edit | edit source]
Under the Navalized Advanced Tactical Fighter (NATF) program, a carrier-borne variant of the F-22 with swing-wings was proposed for the U.S. Navy to replace the Grumman F-14 Tomcat, though the program was subsequently cancelled in 1993. A two-seat F-22B trainer variant was planned, but was cut in 1996 to save development costs.
Another more recent proposal is the FB-22 Strike Raptor, which would be used as a deep strike bomber for the USAF, but there has yet to be any word on whether the USAF plans further development of the program. Also, the X-44 MANTA, short for Multi-Axis, No-Tail Aircraft, is an experimental aircraft which itself is an F-22 with enhanced thrust vectoring controls and no aerodynamic backup (i.e. the aircraft is controlled solely by thrust vectoring, without rudders, ailerons, or elevators), is another example.
Набор противоречий
Чисто гипотетически, так как «Раптор» Ф-22 еще не был в реальном бою, в небе самолет чрезвычайно хорош. С точки зрения радиолокационной заметности он уже не столь сильно отличается от «стандартных» машин. Со штурмовой же точки зрения самолет — просто нонсенс, так как за эти деньги можно приобрести по меньшей мере с десяток обычных штурмовиков, стоимость обслуживания которых в сотни (!) раз дешевле.
И все это отнюдь не следствие непрофессионализма конструкторов. Американцы всегда делали хорошие самолеты, опыта на этом поприще у них не отнять. Просто разработчикам к моменту первого полета пришлось делать из машины целый набор компромиссов. А это, как может понять любой технически подкованный человек, никогда ни к чему хорошему не приводило.
References[edit | edit source]
- ↑ «USAF F-22 Raptor fact sheet»
- Pike, J. «F-22 Raptor Flight Test.» GlobalSecurity.org.
- ↑ AFPN 23 June 2006
- ↑
- U.S. Department of Defense contracts, 31 July 2007.
- «Senators demand more F-22 fighters», Yahoo news, 9 November 2007.
- «Pentagon Plans for more F-22s», Forbes, 7 December 2007.
- Bennet, J.T. «Air Force Plans to Sell F-22As to Allies.» InsideDefense.com, 18 February 2006.
- Carmen, G. «Rapped in the Raptor: why Australia must have the best.» The Age, 2 October 2006.
- Beazley, K.. «Media Statement.» Australian Labor Party, 26 June 2006.
- Landers, K. «Australia to buy 100 Lockheed jet fighters.» The World Today, 27 June 2006.
- Brogo, A. «A Big Deal: Australia’s future air combat capability.» Australian Strategic Policy Institute (Canberra) , 25 February 2004. p. 62.
- «Israel Plans to Buy Over 100 F-35s»
- Bruno, M. «Appropriators Approve F-22A Multiyear, But Not Foreign Sales.» Aerospace Daily & Defense Report. 27 September 2006.
- Stewart, C. «US rules out deal on F-22 Raptor fighter jets.» News.com.au. Access date: 14 February 2007.
- Pace, p. 12-13.
- Carlson, Maj. Gen. Bruce. «Subject: Stealth Fighters.» U.S. Department of Defense Office of the Assistant Secretary of Defense (Public Affairs) News Transcript. Access date: 16 July 2007.
- Powell, 2nd Lt. William «General Jumper qualifies in F/A-22 Raptor» Air Force Link, 13 January 2005.
- ↑ Fulghum, D.A. and Fabey, M.J. «Turn and Burn.» Aviation Week & Space Technology. 8 January 2007..
- Peron, L. R. «F-22 Initial High Angle-of-Attack Flight Results.» Air Force Flight Test Center. (Abstract.).
- ↑ Fulghum, D.A and Fabey, M.J. «F-22: Unseen and Lethal.» Aviation Week & Space Technology. 8 January 2007. «Raptor Scores in Alaskan Exercise» (online edition).
- Klass, Philip J. «Sanders Will Give BAE Systems Dominant Role in Airborne EW.» Volume 153, issue 5, 31 July 2000. p. 74.
- Sweetman, Bill. «Fighter EW: The next generation.» Journal of Electronic Defense, Volume 23, issue 7, July 2000. p. 41-47.
- JSF-Raptor Radar Can Fry Enemy Sensors
- Pike, J. «F-22 Avionics.» GlobalSecurity.org..
- ↑ Philips, E.H. «The Electric Jet.» . 5 February 2007.
- «USAF Almanac.» . May 2006.
- «U.S. orders two dozen raptors for 2010.» United Press International. 22 November 2006.
- ↑ «F-22 Stealth.» Globalsecurity.org. |accessdate=2007-02-21
- ↑ Fulghum, D.A. «Away Game.» . 8 January 2007.
- US Budget for 2008.
- «YF-22/F-22A comparison diagram». GlobalSecurity.org.
- Military Aircraft Names
- «Lockheed Martin Joint Strike Fighter Officially Named ‘Lightning II.'» Official Joint Strike Fighter program office press release. 7 July 2006.
- «U.S. To Declare F-22 Fighter Operational.» Agence France-Presse. 15 December 2005..
- ↑ «Tactical Aircraft: Concurrency in Development and Production of F-22 Aircraft Should Be Reduced.» General Accounting Office. April, 1995.
- ↑ «Tyndall AFB receives F-22 maintenance trainer.» . 29 April 2006. Cite error: Invalid tag; name «f22team_20060429» defined multiple times with different content
- «Hill begins modifications on F-22A Raptor.»
- «F-22 Raptor Wins 2006 Collier Trophy.» National Aeronautic Association.
- «F-22 excels at establishing air dominance», U.S. Air Force, June 23, 2006.
- «Lockheed’s F-22 Raptor Gets Zapped by International Date Line.» Daily Tech, 26 February 2007. .
- Raptors arrive at Kadena
- «F-22 superjets could act as flying Wi-Fi hotspots.» The Register.
- «US Air Force: Raptor Stealth Fighter Jet Fully Operational»
- «F-22s at Langley receive FOC status»
- «Raptors Perform First Intercept of Russian Bombers
- http://www.military.com/daily-news/2013/09/17/welsh-f22-flew-to-drones-rescue-off-iran-coast.html?comp=700001075741&rank=6″Welsh: F-22 Flew to Drone’s Rescue off Iran Coast»]
- http://www.defensetech.org/2014/09/22/report-f-22-raptors-launched-airstrikes-in-syria/Report: F-22 Raptors Launched Airstrikes in Syria»]
- Pace 1999, p. 28.
Откуда пошли истоки
Техническое задание на создание нового самолета F-22 Raptor американские конструкторы получили еще в 1981 году, но при этом заказчики в лице правительства прекрасно понимали (но не все), что разработка в лучшем случае затянется на пару десятилетий. В принципе, на вооружение ВВС как раз в те годы поступили новенькие F-15, возможностей которых должно было хватить на несколько лет. А потому Вашингтон сразу захотел получить технику, которая бы наголову превосходила как советскую, так и европейскую. Политики мечтали о совершенно универсальном самолете, который бы мог работать как истребителем, так и штурмовиком. Насколько это получилось? Судить вам.