Поколения истребителей

Содержание

Поколение шесть

Сейчас европейские производители намерены совершить резкий технологический рывок, перейдя от строительства истребителей четвёртого поколения сразу к производству «техники будущего». Для этого Dassault Aviation и Airbus объединяют свои усилия, результатом чего должно стать создание не просто боевых самолётов, а «Боевой воздушной системы будущего» (Future Combat Air System, FCAS), которая будет включать в себя и пилотируемую авиатехнику, и БПЛА, и крылатые ракеты. Предполагается, что эта комплексная боевая система сможет координироваться со спутниками, сухопутными и морскими войсками.   

Работу планируется завершить в период между 2035 и 2040 годом, отмечается на сайте Dassault Aviation.

Осенью прошлого года оборонное подразделение Airbus, компания Airbus Defense and Space, официально представило собственную концепцию «истребителя будущего New Fighter», который должен стать одним из звеньев FCAS. Выступая на конференции, представитель корпорации Антуан Ноге подчеркнул, что самолёт разрабатывается в рамках франко-германской инициативы по укреплению суверенитета.

  • Истребитель New Fighter

Впрочем, о будущих характеристиках New Fighter пока почти ничего не известно. Компания анонсировала, что самолёт будет обладать малозаметностью, большим радиусом боевых полётов, современными датчиками и системами связи с БПЛА и спутниковой группировкой. Кроме того, разработчики надеются оснастить истребитель принципиально новым оружием. В первую очередь речь идёт о лазерных системах.

Также по теме

«Универсальная машина»: истребители Су-57 поступят на вооружение Российской армии в 2019 году

Многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 пополнит авиапарк Вооружённых сил России. Первая партия самолётов должна поступить в…

За исключением отдельных деталей, похожими характеристиками обладают уже выпущенные в России и США истребители пятого поколения. В США были разработаны многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor и многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения Lockheed Martin F-35. Оба самолёта обошлись американскому бюджету в астрономические суммы. Так, к 2014 году стоимость программы по разработке F-35 достигла $1,3 трлн, что не могло не сказаться на конечной цене истребителей. Эксперты отмечают, что европейский истребитель шестого поколения может побить американский рекорд.

В России созданием самолётов аналогичного класса занимается ОКБ имени П.О. Сухого. В 2013 году было начато мелкосерийное производство перспективного многофункционального истребителя пятого поколения Су-57.

В целом эксперты комментируют амбициозные планы европейских производителей с заметным скепсисом. В частности, они отмечают, что европейский истребитель шестого поколения вполне может побить американский рекорд по затратам на разработку и создание.

«Сейчас неизвестно, какой будет технологическая среда в 2040-х годах, сохранится ли боевая пилотируемая авиация в современном виде. Возможно, что будет осуществлён переход на БПЛА. В принципе, идея перескочить через одно поколение имеет право на существование, хотя её нельзя назвать слишком хорошей», — отметил в интервью RT заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

По мнению военного эксперта полковника в отставке Виктора Литовкина, заявка Dassault Aviation на создание «самолёта будущего» пока ничем не подкреплена.

Активные дискуссии о самолётах пятого и шестого поколений имеют скорее спекулятивный характер, чем практический, уверен эксперт. Самолёт пятого поколения может найти применение только на высокотехнологичной войне между ведущими державами, которая невозможна в силу существования у них ядерных арсеналов. Сейчас Франция и Германия просто хотят показать, что тоже могут построить такой самолёт, считает Виктор Литовкин.

Впрочем, с политической точки зрения это стремление эксперты считают вполне логичным — в отношениях США и Евросоюза за последнее время наметилась явная тенденция к охлаждению. В этих условиях полагаться только на поставки американских вооружений было бы просто неразумно.

Летные характеристики истребителя 6 поколения

Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, что подобная способность сохраниться и у самолетов следующего поколения. Вероятно, что их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.

Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.

Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны в кабине истребителя и различные нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать собственным интеллектом (ИН). Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся облика истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.

Современные беспилотники в большинстве своем также управляются человеком, просто это происходит дистанционно. Если говорить о беспилотном истребителе, то он должен действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Сегодня складывается такая ситуация, когда бортовой компьютер управляет уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения. Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу.

Все это все чаще приводит к вопросу целесообразности нахождения пилота в кабине.

27 июня 2016 года в университете Цинциннати (США) был проведен интересный эксперимент. На авиационном симуляторе сошлись опытный пилот и компьютер. Машине противостоял полковник ВВС США в отставке Джин Ли. Фокус. Летчик ни разу не смог победить компьютер. Позже полковник отметил, что его электронный противник показывал более быструю реакцию и всегда выбирал агрессивную и наиболее эффективную тактику боя.

Человек может обрабатывать ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. К этому следует добавить физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем может вынести человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных аналогов.

Правда, существует определенный моральный аспект: готовы ли мы делегировать право убивать людей неодушевленной машине? Однако, как показывает новая и новейшая история, военные не слишком «заморачиваются» вопросами морали, так что когда ИН будет действительно готов взять на себя управление истребителем, то профессия пилота станет пережитком прошлого.

Будет ли истребитель шестого поколения оснащен лазерным оружием? Если судить по последним разработкам в этой области, то вряд ли. Современные лазеры слишком громоздки и маломощны, чтобы установить их на истребитель.

Современный истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть целостной информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции будет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит (в случае ее обнаружения более мощным радаром).

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. И непонятно, когда оно наступит. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв в области использования истребительной авиации, пока не существует. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут развиваться быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.

Эксплуатация[ | код]

С момента принятия на вооружение самолёт использовался практически во всех операциях НАТО.

15 февраля 2017 года министр обороны Австрии Ганс-Петер Доскозил (англ.) объявил, что его ведомство инициирует судебный иск против консорциума Eurofighter и компании Airbus по обвинению в мошенничестве и сознательном введении в заблуждение. По его утверждению, решение о приобретении Австрией истребителей Eurofighter было принято исключительно потому, что оно базировалось на заведомо ложной информации о стоимости эксплуатации и модернизации. Сумма заявленной исковой компенсации составляет свыше 2 млрд евро.

7 июля Доскозил сообщил, что все 15 истребителей, стоящих на вооружении, будут списаны в период между 2020 и 2023 годом, поскольку неоправданно дороги в эксплуатации и не соответствуют требованиям, предъявляемым к возможностям самолёта действовать в условиях плохой видимости и ночью. В качестве возможных вариантов замены рассматриваются F-16 и Saab JAS 39 Gripen.

Что у там у конкурентов

В прошлом году стало известно о желании Франции и Германии получить новый боевой самолет. Программу назвали не очень оригинально — Future Combat Air System, или FCAS. В ее рамках должны появиться новые системы управления, новые вооружения, БПЛА, а главное — совершенно новый истребитель шестого поколения, известный как New Generation Fighter. Его полноразмерный макет впервые показали на прошедшем в этом году авиасалоне во французском Ле-Бурже.
А что же британцы, которые могут вот-вот выйти из состава ЕС? Одним из главных детищ Brexit можно считать национальный истребитель нового поколения. Напомним, в июле 2018 года на авиасалоне в Фарнборо британцы впервые представили макет перспективного истребителя нового поколения, которые назвали Tempest. Опять же, не слишком оригинальное название: если вспомнить, именно так назывался один из мощнейших истребителей Второй мировой — Hawker Tempest.
О перспективной машине сказано уже немало: если вкратце, то это должен быть истребитель, выполненный по аэродинамической схеме «бесхвостка». Если верить презентации, он получит два отклоненных в стороны киля, а также два двигателя, что концептуально роднит его с F-22, а не с F-35, у которого, как известно, всего один двигатель. Также британский самолет должен получить беспереплетный фонарь: такое решение способствует улучшению показателей малозаметности.

Получается, что, кроме F-35 и «четверок» в лице Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon, европейцы будут эксплуатировать еще два перспективных истребителя. И здесь начинается самое интересное. Во-первых, эти машины (при условии, конечно, что они вообще появятся) будут жесточайшим образом конкурировать как за внутренний рынок ЕС, так и за внешний. Рынок боевой авиации вообще чрезвычайно узок: де-факто это полная противоположность рынку гражданских машин. Пара примеров. Новейший Boeing 787 Dreamliner уже произвели серией в более чем 870 самолетов, а его конкурент в лице Airbus A350 XWB еще в апреле 2014 года получил 812 заказов.
В то же время удачный во многих смыслах Dassault Rafale за долгие годы построили скромной серией примерно в 170 машин. Крупнейшие иностранные заказчики, Катар и Индия, заказали по 36 «Рафалей». И больше заказов, скорее всего, не будет: уже вступило в силу пятое поколение. Заказов на российский Су-57, напомним, со стороны других стран вообще нет.

Пятое поколение

Огромный прогресс цифровых вычислений и мобильных сетей, начавшийся в 1990-х годах, привел к новой модели передового присутствия C 3 ( командование, управление и связь ) над полем боя. Такие самолеты ранее были большими транспортными типами, адаптированными для этой роли, но информационные технологии продвинулись до такой степени, что теперь гораздо меньший и более маневренный самолет мог нести необходимые системы данных. Сложная автоматизация и человеческий интерфейс могли значительно снизить нагрузку на экипаж, и теперь стало возможным объединить C 3 , истребитель и наземную поддержку в одном маневренном самолете. Такой истребитель — и его пилот — должны будут иметь возможность слоняться в течение долгого времени, удерживать свои позиции в бою, поддерживать осведомленность на поле боя и плавно переключаться между ролями по мере развития ситуации.

Подобная машина стала возможной благодаря параллельному развитию материалов, технологии двигателей и электроники. С начала нового тысячелетия концепции передовых систем, такие как умные шлемы, объединение датчиков и данных и вспомогательные боевые дроны, становились реальностью. Объединение и интеграция таких достижений, наряду с достижениями четвертого поколения, создали то, что стало известно как пятое поколение истребителей. Первым из них, по общему признанию, является Lockheed Martin F-22 . Последующие типы включают Lockheed Martin F-35 , Sukhoi Su-57 , Chengdu J-20 и Shenyang FC-31 .

Т-60: появился образ русского истребителя шестого поколения

Су-57 Истребительная авиация является грозной силой на поле боя. Она способна обеспечивать выполнение широкого спектра боевых задач. С каждым годом технологические системы развиваются, что позволяет создавать все более эффективные самолеты. Появление у России истребителя Су-57, который является перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), внесло существенные коррективы в распределении сил.

Ведь помимо РФ истребительной авиацией пятого поколения обладают лишь США со своими F-22 и F-35, а также Китай, но с большой натяжкой. Истребитель J-20 до сих пор многие эксперты относят к классу 4++. Однако КНР называет этот самолет представителем класса «пять».

С российским Су-57 связано много слухов. Некоторые специалисты уверены, что Минобороны будет делать ставку далеко не на Су-57, а на самолеты следующего поколения. Этот довод подтверждается довольно малым количеством заказанных военным ведомством самолетов. Вероятно, ПАК ФА – это лишь промежуточный самолет, который должен отвести взгляды от действительно прорывного проекта России – истребителя шестого поколения.

На данный момент информации по данной разработке практически нет, однако о его создании представители Минобороны упомянули сразу же после создания Су-57. Однако уже сейчас можно определить некоторые базовые возможности данного класса истребителей.

Очевидно, что новая модель истребителя должна полностью превосходить по функционалу самолеты поколения «5». Это означает, что под новый самолет будет создана новая РЛС, способная обнаруживать объекты на огромном расстоянии. Будет разработано новое вооружение, включающее сверхдальние ракеты, а также, возможно, оружие на новых физических принципах (лазерное, плазменное, пучковое).

Будет переработано стелс-покрытие и прочее. Однако главным критерием для данного класса являются беспилотные технологии с инновационным умным роботом, который будет руководить всеми процессами полета и ведения боя. Западные инженеры считают, что Россия обзаведется истребителем шестого поколения, который получит название Т-60 «Голубь».

Такое название вызвано формой истребителя, напоминающей всем известную птицу. Зарубежный инженер Родриго Аквелла даже представил образ нового истребителя России. По его мнению, РФ еще с советских времен обладает проектом шестого поколения истребителя, но с некоторыми оговорками. Проект Т-60 в советское время представлял собой бомбардировщик разработанный специалистами «Сухого». Он был предназначен для средней дальности полетов.

Проект возник в 1984 году, но завершился одновременно с прекращением холодной войны. Аквелла считает, что форма Т-60 идеально подходит для истребительной авиации, ведь советские специалисты предполагали совместить некоторые функции ракетоносца и истребителя в своем проекте.

Другими словами, Россия уже сейчас обладает существенным преимуществом перед конкурентами в разработке нового истребителя. Необходимо лишь доработать советский проект с учетом особенностей современного ведения боя. Предполагается, что в новом истребителе РФ шестого поколения будут установлены сразу два двухконтурных двигателя с управляемым вектором тяги. Это позволит добиться максимально возможных показателей маневренности и скорости. Кроме того, такая разработка предусматривает нечеловеческие перегрузки во время полета, что подталкивает к выводу о беспилотной версии истребителя.

О вооружении пока говорить рано, ведь Россия в данном вопросе идет с опережением конкурентов. Это означает, что к моменту появления планера «Голубя», в распоряжении РФ могут быть уже совершенно инновационные образцы вооружения, в том числе и оружие на новых физических принципах. Без сомнений, Россия в ближайшие годы может изменить представление мира о боевой авиации.

SMP

Sturman 10х40 monocular

Полезные материалы

МиГ-25: лидер третьего поколения в воздушном бою

В третьем поколении истребителей, которое выпускалось между 1955 и 1980 годами, началась битва электронных технологий. Скорость и высотные показатели самолетов не особенно изменились, зато появились радары повышенной мощности – возросла способность обнаруживать и уничтожать врага на больших расстояниях.

МиГ-25, является, пожалуй, лучшим отечественным самолетом третьего поколения. После принятия на вооружение в 1970 году, МиГ-25 со скоростью почти 3 Маха, был самым быстрым боевым самолетом. Именно огромная скорость и большой запас по высоте (до 20 тысяч метров) позволили стать этой машине лидером третьего поколения в воздушном бою. Возможность подниматься на высоту выводит самолет из зоны поражения также большинства истребителей четвертого поколения.

На основе МиГ-25 был создан более тяжелый МиГ-31, который стал одним из самых эффективных боевых самолетов четвертого поколения.

Тяжёлые 1990-е годы

С распадом СССР Россия унаследовала программу МиГ 1.44. Москва неожиданно оказалась в слишком плохом экономическом положении, испытав в 1990-х годах ошеломляющий экономический спад на 40% и вступив в полосу гиперинфляции. Решено было тратить деньги там, где «выхлоп» был дешевле, а результат раньше

В результате ВВС РФ уделили приоритетное внимание модернизации Су-27, разработав более сложный самолёт Су-30. Затем Минобороны оба проекта продали Китаю в качестве экспортных вариантов, чтобы заработать столь необходимую оборонке иностранную валюту

Однако ввод F-22 «Раптор» нервировал наших военных, поэтому вновь были предприняты попытки возродить проект МиГ 1.44. В 1994 году прототип истребителя на базе МиГ 1.44 провёл свои первые лётные испытания. Самолёт получил индекс 1.42 и подтвердил большинство заявленных характеристик. Но деньги снова закончились. И хотя программа была признана успешной, она вскоре опять была отложена на неопределённый срок. Стало ясно, что передовая истребительная программа пятого поколения оказалась не по карману для бедного российского правительства.

В 1999 году опять были выделены деньги, и первый истребитель МиГ 1.44 оказался готов к испытаниям. 12 января 2000 года самолёт официально выкатили в присутствии российского военно-политического руководства и международных журналистов, сняв секретность с программы. Значительные перерывы отрицательно сказались на проекте, кроме того, некогда передовые решения уже устарели. Были и финансовые скандалы с растратой целевого финансирования. Но самое главное, уже тогда стало ясно, что страна нуждается в более «тяжёлом» истребителе 5-го поколения, каким должен стать новый Су. Есть мнение, что МиГ 1.44 был продан КНР и стал базой для китайского самолёта J-20.

Самолёты других стран

HAL AMCA, макет

Индия проводит совместную с Россией разработку модернизированного истребителя пятого поколения для обеих стран. Бортовые дисплеи и другую электронику проектирует Индия, а остальную часть самолёта — Россия. Параллельно Индия ведёт разработку собственного истребителя пятого поколения HAL AMCA и планирует завершить её в 2018 году.

Южная Корея заявила о реализации программы создания собственного малозаметного истребителя KAI KF-X, который будет создан совместно с Индонезией. Как ожидается, южнокорейский самолёт KAI KF-X поколения «4++/5» с элементами стелс-технологии малозаметности будет принят на вооружение после 2020 года.

Иран разрабатывает свой первый такой самолёт IAIO Qaher-313, который также именуют как стелс. Опытный образец представлен в 2013 и 2017 годах.

Швеция имеет в разработке такой истребитель SAAB Flygsystem 2020.

TF-X, 3 варианта, компьютерная модель

Турция также занимается разработкой собственного такого истребителя TF-X.

Ф-35 (Америка)

Самая скандальная машина военной промышленности США. Самолет по количеству противников в русском секторе интернета превосходит даже Илона Маска.

Ф-35 противоречит принятым понятиям об эстетике и представлению о том, как должен выглядеть самолет-перехватчик. Противники авиамашины критикуют ее за дороговизну и постоянные перебои в работе оборудования.

F-35A Lightning II

Вдобавок большое количество заявленных технологий по-прежнему существуют только в пределах лабораторий, тогда как сам F-35 уже активно выпускается. Создали модель в гораздо больших количествах по сравнению с Ф-22. В конце минувшего года заказчикам предоставили свыше 265 истребителей. Хорошо бы в России выпустить аналогичное количество Су-57 к концу 2020-х годов!

Сейчас осуществляется подготовка пилотов и техников, а также доработка F-35. Но военная авиация и КМП Америки уже объявили о начальной оперативной готовности.

Кроме США, рассматриваемые самолеты бороздят небо Страны восходящего солнца, Италии, Норвегии и еврейского государства.

Особенности вооружения

Т-50 – самолет 5 поколения, который сможет вести бой на разных дистанциях. Для этого его оснащают ракетами разного типа. Использование современных достижений позволит обнаружить воздушные и наземные объекты с большей эффективностью. Также модель будет оснащаться единой информационной системой боевого применения и управления, чтобы обмениваться данными с другими самолетами. Из новинок самолет получит навигационную систему на основе GPS/ГЛОНАСС-навигации, а также РЭР, РЭБ и подавления ИК ГСН и дистанционных взрывателей ракет противника, ЭДСУ, систему дозаправки топливом в полете, тормозной двухкупольный парашют.

Зарубежные эксперты пришли к выводу, что новейший самолет России 5 поколения – это подлинный успех инженеров, которые смогли спроектировать такой малозаметный агрегат.

Успешный ход дела

Первые самолеты 5 поколения России стали производиться в Комсомольске-на-Амуре в 2006 году. К 2009 году было создано три технических образца, после чего были проведены их испытания. Первый полет был осуществлен уже в 2010 году, что позволило выявить проблемы с рулевым управлением, тормозной системой. Как отмечалось в отчетах разработчиков, данная модель отличается простотой и удобством обслуживания, способностью развивать скорость без форсажа, маневренность с большими перегрузками и малозаметность.

В те времена только США и Россия могли похвастаться тем, что в их арсенале вооружения имеются самолеты 5 поколения. Ходили слухи, что и китайцы планируют создать новый продукт. Забегая вперед, скажем, что они его все-таки создали – и по своим характеристикам он ничуть не уступал американским и российским аналогам.

На войне как на войне

Сегодня можно говорить о том, что многие страны ведут крупномасштабную войну, в которой главную роль играет не вооружение, а инновационные технологии и сверхточное оружие. В этом контексте важную роль играет военная авиация, а именно ее 5 поколение. Самолет российского производства Т-50 вполне может стать достойным конкурентом остальным воздушным транспортным средствам. К отличительным особенностям этих ультрасовременных моделей относятся:

  1. Легкое уничтожение стратегических объектов противника.
  2. Способность парализации всей оборонной промышленности той или иной страны.

Рассмотрим эти три транспортных средства подробнее, чтобы понять, что предлагают разные страны в качестве своего надежного вооружения.

Участие Eurofighter Typhoon в индийском тендере MMRCA

Таблица: сравнительные характеристики самолётов, принимавших участие в индийском тендере MMRCA
Название Dassault Rafale Eurofighter Typhoon F-16IN Super Viper F/A-18E/FSuper Hornet JAS 39 NG(IN) МиГ-35
Страна
Производитель Dassault Aviation Eurofighter GmbH Lockheed Martin Boeing Defense, Space & Security Saab AB РСК «МиГ»
Длина 15,30 м 15,96 м 15,03 м 18,31 м 14,10 м 17,32 м
Размах крыла 10,90 м 10,95 м 10,00 м 13,62 м 8,40 м 12,00 м
Площадь крыла 45,7 м² 50,0 м² 27,9 м² 46,5 м² 30,0 м² 42,0 м²
Масса пустого 10 000 кг 11 000 кг 9979 кг 14 552 кг 7100 кг 11 000 кг
Масса топлива (без ПТБ) 4700 кг 4996 кг 3265 кг 6780 кг 3360 кг 4800 кг
Боевая нагрузка 9500 кг 7500 кг 7800 кг 8050 кг 5300 кг 7000 кг
Узлов подвески вооружения 14 (5 для тяжёлого вооружения) 13 11 11 10 10
Максимальная взлётная масса 24 500 кг (нормальная — 14 700) 23 500 кг 21 800 кг 29 937 кг 14 300 кг 23 500 кг
Двигатель 2 × 2 × 1 × GE F110-132 2 × 1 × 2 × РД-33МКВ
Максимальная тяга 2 × 50,0 кН 2 × 60,0 кН 1 × 84,0 кН 2 × 62,3 кН 1 × 62,3 кН 2 × 53,0 кН
Максимальная тяга на форсаже 2 × 75,0 кН 2 × 90,0 кН 1 × 144,0 кН 2 × 98,0 кН 1 × 98,0 кН 2 × 88,3 кН
Максимальная скорость на высоте M=1,8+ M=2,25 M=2,0 M=1,8 M=2,0 M=2,25
Боевой радиус 1389 км (с 3-мя ПТБ) 1390 км 550 км 722 км 1300 км 1000 км
Практический потолок 15 240 м 19 812 м 18 000 м 15 000 м 15 240 м 17 500 м
Скороподъёмность 305 м/с 315 м/с 254 м/с 228 м/с 255 м/с 330 м/с
Тяговооружённость 1,03 1,18 1,10 0,93 1,18 1,10
Управляемый вектор тяги нет есть нет нет нет есть
БРЛС с АФАР есть есть есть есть есть есть
Стоимость (2011 год) $85—124 млн $120 млн $50,0 млн $55,0 млн $48,0 млн ~$45,0 млн

Оснащение «Раптора»

Чтобы сделать самолет менее заметным, разработчики оснастили его системой пассивного режима работы. Американские военные самолеты 5 поколения «Раптор» способны обнаружить крупную воздушную цель на расстоянии до 300 км, наземную – до 70 км. Кабина летчика имеет широкоугольный ИЛС с большим полем обзора, что отличает и российский самолет. Из вооружения можно отметить встроенную пушку Мб 1А2 (боекомплект – 480 снарядов), четыре ракеты класса «воздух-воздух», 6 ракет AIM-120C и две ракеты в отсеках. Еще ряд ракет располагается на подкрылках самолета.

Американский самолет стал первым истребителем, который полностью оснащался комплексной системой бортового оборудования. Она включает в себя центральную комплексную систему обработки данных, систему связи, навигацию, опознавание ICNIA и боевой комплекс на электронном управлении.

Шестое поколение

В интернетах нет нет, да проскакивает желтая статейка о шестом поколении истребителей. Что вот уже полным ходом где-то ведется разработка. Это конечно не так, ведь напомним, новейшее пятое поколение стоит на вооружении только у США. Поэтому говорить о «разработке полным ходом» пока рано. Тут бы с пятым закончить. Что же до спекуляций о том как будет выглядеть оружие будущего, то здесь есть почва для дискуссии. Какими же будут самолеты нового поколения?

Самый главный вопрос который будут решать конструкторы будущего — а нужен ли вообще пилот? То есть будет ли истребитель управляться ИИ или пилотом, а если пилотом то будет ли пилот управлять самолетом дистанционно или же всё же по старинке из кабины. Вообразите самолет без пилота. Это огромное «облегчение» для машины, ведь помимо веса самого пилота и его экипировки, приличную нагрузку создаёт кресло пилота, которое должно спасать жизнь, что делает его сложно машиной, напичканной электроникой и механизмами для катапультации пилота. Не говоря уже об изменении дизайна планера, в котором не надо выделять огромное пространство для человека и ломать голову над эргономичным дизайном кабины для облегчения управления машиной в воздухе. Отсутствие пилота ведет к тому что больше не надо заботиться о перегрузках, а значит машину можно будет разгонять до любой скорости которую потянет конструкция, то же самое и о маневрах в небе. Так же это позволит облегчить курс подготовки пилотов. И речь идет не только о снижении требований к здоровью пилота. Сейчас пилот это самое ценное что есть в истребители. На подготовку тратится колоссальное количеств времени и ресурсов, потеря пилота невосполнима. Если же пилот будет управлять истребителем из комфортного кресла глубоко в бункере на военной базе, то это изменит облик войны не меньше чем «пересадка» с лошадей на танки и БМП.

Перспектива полного отказа от пилота все же выглядит как задача для более далекого будущего. О последствиях использования ИИ предупреждают ученые и сама философско-этическая составляющая замены человека роботом в войне все еще изучается. Вычислительных мощностей для создания полноценной замены пилоту все же пока мы не имеем, но в ближайшие десятилетия возможна технологическая революция в этой области. С другой стороны чутье и воинская смекалка пилота не смогут быть воссозданы нулями и единицами. Пока все это гипотезы, поэтому облик современной авиации и военно-воздушных сил ближайшего будущего все же будет иметь человеческое лицо.

Великий скачок

Впервые о созданиишестёрок» задумались в США. Учитывая неоспоримое лидерство американцев в авиастроении, это неудивительно. Правда, создавать ещё более совершенные машины решили отнюдь не потому, что пятое поколение устарело.

В начале 90-х годов стало ясно:пятёрки» получаются машинами очень сложными, а главное — дорогими. Насытить ими войска будет затратно даже для США. При этом американцы находятся в уникальном положении — конкурентов в этой сфере у них нет. РФ не до самолётов, Китаю ещё десятилетия развиваться до перспективных машин. Отрыв Штатов оценивали минимум в 20 лет.

Конечно, и флот, и ВВС США имели свои программы шестого поколения. На фото:Боинг» F/A-XX — перспективный палубный истребитель, который должен заменить F/A-18. Справа — беспилотная версия

Учитывая эти преимущества, можно было попытаться уйти в ещё больший отрыв. Не строить массово пятое поколение, а перевести все средства на создание более совершенных самолётов. И когда в начале третьего десятилетия 21-го века остальные страны наконец подойдут к постановке в серию своего пятого поколения, у США в воздухе будет уже шестое. И разрыв станет непреодолимым.

А это уже машина для ВВС.Локхид-Мартин» NGAD(Next Geneation Air Dominance,воздушное превосходство нового поколения»)

В целом, военным идея понравилась. Конечно, снимать все средства в пользу перспективных шестёрок не стали, но некоторое финансирование работ обеспечили.

Первым делом нужно было решить, что нового будет в шестом поколении. Предлагались самые различные варианты: крейсерский гиперзвук(гиперзвуковой принято называть скорость более чем в пять раз превышающую скорость звука. — Прим. ред.), оптический камуфляж и многое другое.

Самолёт шестого поколения со ставкой на скорость. ВидениеЛокхид-Мартин»

В конце концов с основными параметрами определились. Главной фишкойшестёрок» должно стать опциональное наличие пилота. Самолёты предполагалось создавать с расчётом, что значительная часть машин будет беспилотной. А каждая пилотируемая станет лидером небольшой стайки беспилотных собратьев. Сверхманёвренность распространится на все режимы полёта, в том числе и на максимальных скоростях. Самолёт получит лазерное и гиперзвуковое оружие, возможность чинить мелкие повреждения прямо в воздухе. Ну и стандартныйджентельменский набор»: большестелс», лучше электроника и радары, более продвинутая связь и передача данных.

Применения лазерного оружия по наземным целям с беспилотного варианта NGAD отБоинг»

Пилотируемые истребители шестого поколения ведут в бой беспилотные версии самих себя

МиГ-19: первый быстрее звука

Второе поколение истребителей сложилось в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Эти машины могли превосходить скорость звука практически вдвое, имели стреловидное крыло, радары для обнаружения целей, управляемые ракеты в качестве основного оружия. Кроме того истребители второго поколения устанавливались первые турбореактивные двигатели с форсажем.

Первый серийный сверхзвуковой истребитель в истории отечественной авиации и представитель второго поколения – это МиГ-19. Максимальная скорость этой машины составляла 1452 км/ч. Среди других выдающихся характеристик – тонкое крыло с большой стреловидностью, совершенная аэродинамика, а также продвинутая автоматика.

Серийное производство МиГ-19 началось в октябре 1954 года, а уже 3 июля 1955 года 48 новых «МиГов» участвовали в воздушном параде в Тушино. Работа над МиГ-19 и созданием его модификаций стала хорошей школой для отечественных авиаконструкторов, летчиков-испытателей. Этот опыт в будущем позволил перейти к МиГ-21, а позже и к легендарному МиГ-25, который развивал скорость, почти втрое превосходящую скорость звука.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector