Крейсер «аврора»

Карта

Режим работы крейсера Аврора

Музей крейсер Аврора.

В бывших матросских кубриках устроили экспозицию, рассказывающую об истории корабля. Чтобы туда попасть, надо спуститься вниз по крутой лестнице в носовой части судна. Интересно взглянуть, как жили, спали, ели, молились матросы крейсера в дореволюционную эпоху

Во втором зале обратите внимание на портрет командира корабля, убитого в Цусимском сражении. Рамка для портрета сделана из куска корабельной брони, пробитой осколком снаряда

В музее много фотографий и документов, рассказывающих об участии «Авроры» в важнейших исторических событиях XX в. В последнем зале выставлено множество подарков, сделанных музею всевозможными делегациями в годы советской власти.

Стоимость билетов в 2021 году

Входной билет (основная экспозиция)

  • Взрослые — 400 рублей
  • Льготники — 200 рублей (Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений), пенсионеры, инвалиды III  группы (справка МСЭ), студенты и аспиранты ВУЗов (очной формы обучения) —  при предъявлении соответствующего удостоверения)

Единый билет

  • Единый билет на индивидуальное разовое посещение музея и его филиалов в течение 1 (одного) текущего года — 1000 рублей.
  • Единый билет на индивидуальное разовое посещение ЦВММ и филиала крейсер «Аврора» (на 2 дня): взрослые — 700 рублей;
  • учащиеся, пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ (очной формы обучения) — 300 рублей.

А также

Аврора Пушкина

«Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись…»

(А.С. Пушкин, «Зимнее утро», 1829 г.)

Хотя Пушкин написал слово «аврора» с большой буквы, оно нарицательное: имя богини отождествляется с самой утренней зарей. Благодаря русским поэтам это слово до сих пор используют в качестве синонима зари.

Фото: Depositphotos

https://img.anews.com/media/gallery/106943177/527423931.jpg

Авророй также названа героиня балета П.И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа «Спящая красавица».

В наши дни под псевдонимом Аврора работает российская телеведущая Ирина Юрьевна Юдина, которая вела программы на телеканале Муз-ТВ, «Первом канале» и ТНТ.

От Цусимы до Манилы

В свой первый военный поход крейсер «Аврора» отправился в 1902 г., а по прошествии 2-х лет уже участвовал в Русско-японской войне. Ему довелось отправиться в затяжной переход Второй Дальневосточной эскадры и поучаствовать в печально известном Цусимском сражении.

Когда японцы получили подкрепление, они начали активно атаковать «Аврору». Один снаряд попал в рубку, вследствие чего все находящиеся в ней моряки получили осколочные ранения. В бою погиб капитан крейсера. Уцелевшие российские судна начали спешно покидать Корейский пролив.

Всего на крейсере «Авроре» погибли 9 человек, включая его капитана Евгения Егорьева. После ремонта в Маниле корабль вернулся в акваторию Балтийского моря в 1906 г.

Строительство крейсера

Постройка корабля была обусловлена непростой политической обстановкой, которая царила в Европе на рубеже XIX-XX веков. Что уравнять морские силы с Германией, которая наращивала боевую мощь своего флота на Балтийском море, военное руководство Российской империи приняло решение о создании 3-х новых крейсеров («Аврора», «Паллада» и «Диана»). При проектировании за образец брали британский «Тэлбот». Это был первый случай в отечественном судостроении, когда корабли такого класса выпускались серийно.

Предписание о начале строительства на верфи Нового Адмиралтейства поступило 23 июня 1896 года. Спустя почти четыре года, 24 мая 1900 года, ровно в 11:15 новый корабль был торжественно спущен на воду. На церемонии присутствовал император Николай II с супругой и вице-адмирал Константин Павлович Пилкин, который служил на парусной «Авроре» вахтенным офицером. На палубе в почетном карауле был также 78-летний матрос со знаменитого фрегата-тезки.

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора» имел на вооружении 42 пушки 4-х различных калибров, а также 3 торпедных аппарата. Основные характеристики корабля:

  • полное водоизмещение – 7130 т;
  • длина – 126,8 м;
  • ширина 16,8 м;
  • осадка – 6,4 м;
  • толщина брони – 63,5-152 мм;
  • скорость – до 19,2 узла;
  • максимальная дальность похода – 4000 морских миль;
  • экипаж – 570 человек (из них 20 офицеров).

Крейсер Аврора в Петербурге – музей не для неженок

Мы с женой и маленьким ребенком пошли в музей в выходные. Стоя под моросящим дождем, сразу поняли свою ошибку: очередь была огромной и продвигалась очень медленно. По исконно русской традиции работала только одна касса. Купить онлайн билет в музей «Крейсер Аврора» нельзя.

Нам-то не привыкать, а иностранным туристам тяжко пришлось. Мало того что холодно, так еще и кассиры по-английски не говорят. Беднягам пришлось самостоятельно расшифровывать информацию, распечатанную на многочисленных листах А4. В тот день не принимали безналичные платежи.

Спасал только кофе, который продавали рядом. Закралось подозрение, что музей в доле. В защиту персонала скажу, что они честно пытались помочь: работали быстро, с улыбкой.

Простояв 30 минут, мы-таки купили билет и попали внутрь. Там сказали оставить всю еду и напитки в камере хранения, проверили металлодетектором. «Запищавших» заставляли выворачивать карманы. Если честно, то это не очень приятно.

Вывод: не ходите дети, по выходным в Аврору. На крейсер попадете продрогшими, раздраженными. Не до экспозиций будет. Рекомендую идти в будни – очередей почти нет. Любителям пирсинга советую снять украшения с малодоступных частей тела. Раздеваться на входе – удовольствие ниже среднего.

Трудный путь в родную гавань

После заключения мирного договора «Авроре» было приказано возвратиться в Кронштадт, и 9 октября 1956 г. фрегат вышел из Николаевска. Плавание оказалось таким же тяжёлым, как и злоключения у мыса Горн.

С первых же дней судно преследовали бурные шторма, что привело к серьёзным повреждениям рангоута. Корабль кренился порой до 40 градусов. Пришлось надолго задержаться для большого ремонта в Сингапуре, принадлежавшем тогда Британской империи. Затем, «Аврора» пересекла Индийский океан и обошла южную часть Африки, побывав на острове Св. Елены.

В Кронштадт она вернулась 1 июня 1857 г., проведя в походе более 3 лет и 9 месяцев. Это стало последним плаванием российского военного судна вокруг света под парусами. Вы наверняка знаете, что в те годы корабли стали оснащаться паровыми машинами. Закончил службу фрегат «Аврора» 8 апреля 1861 г.

Пишите комментарии, возможно вам есть, что дополнить. Буду рад вашей подписке и если поставите лайк

Ещё 1 место, связанное с «Авророй» в Санкт-Петербурге

Ветераны на палубе

«Аврора» немного опоздала с закладкой по отношению к своим систер-шипам — бронепалубным крейсерам 1-го ранга «Диана» и «Паллада». Предписание о ее постройке на верфи Нового Адмиралтейства было выдано только 23 июня (по н. ст.) 1896 года, и только через неполных четыре года крейсер спустили на воду. При этом торжественном моменте присутствовал царствующий император Николай II с супругой, расположившийся в Императорском павильоне. Спуск состоялся в 11.15 утра и прошел, как говорят моряки, без перегиба и течи. Чтобы подчеркнуть, что новая «Аврора» получила, согласно русской военно-морской традиции, имя своей знаменитой предшественницы, на палубе крейсера в почетном карауле стоял один из немногих матросов фрегата, доживший до торжественного дня, а на церемонии спуска присутствовал адмирал Константин Пилкин, служивший вахтенным офицером на знаменитом паруснике в годы его дальневосточного похода.

Служба крейсера

Крейсер был отправлен на Дальний Восток. На его борту находились пятьсот семьдесят человек (матросы, офицеры, унтер-офицеры, кондукторы). По пути корабль попал в страшный шторм. Разбушевавшаяся стихия выявила множество дефектов крейсера. В частности, вода просачивалась сквозь иллюминаторы, довольно много ее появилось на жилой палубе. После ремонта, произведенного на небольшом известняковом острове, корабль продолжил плавание.

Но через несколько дней стали возникать новые трудности: на этот раз проблемы были в машинной установке. Пришлось потратить примерно полмесяца на устранение дефектов. Были проведены достаточно обширные ремонтные работы. В то время корабль стоял возле итальянского берега, к ремонту были привлечены специалисты из числа местных жителей.

Так, периодически подвергаясь ремонту ввиду обнаруживающихся новых и новых дефектов, судно постепенно добралось до Восточной Африки. Там было получено сообщение о начале войны с Японской империей. Поступил приказ о возращении в Россию.

Вскоре после возвращения корабль был включен во Вторую эскадру флота Тихого океана. Крейсер был раскрашен в цвета этой эскадры: борта стали черными, а трубы — светло-желтыми.

Корабль в составе эскадры вновь отправился на Дальний Восток. Поход начался крайне неудачно: неподалеку от английского берега крейсер был по ошибке обстрелян кораблями российского флота (они приняли его за вражеский миноносец). Судовой священник получил тяжелое ранение, послужившее позже причиной его смерти.

Во время плавания экипаж крейсера показал себя с наилучшей стороны — сплоченным и старательным. Нарушений дисциплины практически не было, хотя плавание было очень тяжелым. Экипаж корабля ставили в пример остальным экипажам эскадры. Именно в этом походе корабль принял участие в знаменитом Цусимском сражении. В бою крейсер получил множество повреждений.

Следующий яркий этап истории судна — Первая мировая война. В этот период крейсер использовался как дозорный корабль, участвовал в походах по изучению различных фарватеров, поддерживал российские сухопутные войска огнем своей артиллерии. Корабль был атакован вражескими гидропланами, но все эти атаки были неудачными.

Сражаясь со штормами

В 1853 г., когда отношения Российской империи с Англией и Францией уже балансировали на грани войны, командование поставило «Авроре» задачу заменить фрегат «Паллада» на тихоокеанском побережье страны, поскольку он к тому времени устарел. Для этого предстояло пересечь Атлантический и Тихий океаны.

Вы только вдумайтесь, что означало в те времена подобное путешествие! Из Кронштадта «Аврора» отплыла 21 августа 1853 г. Из-за многодневных штормов у мыса Горн корпус и такелаж парусника получили повреждения. В апреле 1854 г. фрегат подошёл к побережью Перу и бросил якорь в гавани Кальяо.

Кальяо

Но, представьте себе, там «Аврора» повстречала несколько британских и французских военных кораблей и стремясь избежать преследования с их стороны, экипаж российского фрегата сумел скрытно вывести своё судно из гавани. На воду были спущены шесть вёсельных баркасов.

С их помощью, не поднимая парусов на фрегате, при полном штиле и в тумане судно отбуксировали из гавани. Буквально через несколько дней после отплытия «Авроры» англо-французская эскадра получила приказ, известивший о начале войны и предписывавший атаковать российские суда и разорять побережье России.

Если вы взглянете на глобус, то увидите, что Тихий океан занимает почти половину земного шара. Подумайте, каково было пересечь это огромное водное пространство на повреждённом паруснике, который имел сильный крен и постоянно черпал бортом воду. Из-за опасения быть обнаруженным, фрегат не заходил в пути в какие-либо гавани. К концу плавания две трети команды страдали от цинги.

В. Шиляев — фрегат «Аврора»

Как добраться до крейсера «Аврора»

Чем метеорит отличается от метеора?

Экскурсии на крейсер Аврора в Санкт-Петербурге

Экскурсия – лучший способ познакомиться с историей крейсера. Есть несколько вариантов экскурсионных программ.

Крейсер «Аврора»: тематическая-лекция экскурсия

На обзорной экскурсии вместе с гидом вы побываете на верхней палубе и в 6 залах. Во время прогулки вы увидите все орудия крейсера, мемориальные таблички, узнаете об истории знаменитого корабля, о жизни и быте экипажа, о военных походах и месте религии на борту

Конечно, отдельное внимание будет уделено роли крейсера в Октябрьской революции, символом которой он стал. Вы также узнаете о том, как используется крейсер в настоящее время

Тип: индивидуальная, пешеходная.

Продолжительность: 2 часа.

Цена билетов на экскурсии по крейсеру Аврора: 3625 рублей за 1 гостя, +500 рублей за каждого последующего. Максимальная группа – 5 человек.

Экскурсионное обслуживание

Экскурсию проводят при минимальной группе не менее 5 человек. Стоимость обзорной программы по 6 залам – 400 рублей с человека, если она проводится на русском языке, и 700 рублей на иностранном.

Индивидуальная лекция-экскурсия по 6 залам проводится для организованной группы от 1 до 5 человек. Программа на русском языке стоит 2500 рублей, на иностранном – 3500 рублей.

Тематическая экскурсия, которая включает в себя только осмотр машинно-котельного отделения стоит 550 рублей (русский язык)/750 рублей (иностранный язык) за каждого экскурсанта. Проводится при наборе группы от 5 человек, максимальное количество участников – 15 человек.

Входные билеты не входят в стоимость экскурсий на крейсер Аврора.

Кроме того, в музее появились новые экскурсионные программы:

Маршрут экскурсии Взрослый Детский Индивидуальная Продолжительность Примечания
Историческое машинно-котельное отделение, история медицины на русском флоте, флотская медицина на кораблях во время Русско-японской войны, свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея 250 руб. 200 руб. 2000 руб. (до 5 человек) 40-50 мин Входные билеты оплачиваются дополнительно, допускаются дети, старше 10 лет.
Верхняя палуба, 6 залов музея, историческое машинно-котельное отделение, история медицины на русском флоте, флотская медицина на кораблях во время Русско-японской войны 800 руб. 400 руб. 2500 руб. (до 5 человек) 1 час

Средний, верхний переходной и носовой мостик правого и левого бортов, ходовая и боевая рубки, историческое машинно-котельное отделение, свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея

3000 руб. (до 5 человек) 90 мин Только индивидуальная экскурсия, входные билеты оплачиваются дополнительно, дети от 10 лет.
Средний и верхний переходной мостики, носовой мостик правого и левого бортов, ходовая и боевая рубки, верхняя палуба, 6 залов музея, историческое машинно-котельное отделение, история медицины на русском флоте, флотская медицина на кораблях во время Русско-японской войны 5000 руб. (до 5 человек)

Для самостоятельного осмотра крейсера можно взять напрокат аудиогид. Стоимость – 300 рублей на русском языке, или 700 рублей на иностранном. В залог необходимо оставить 1000 рублей, или водительское удостоверение.

Роль «Варяга»

После снятия блокады Ленинграда летом 1944 года появилось постановление в отношении крейсера. Оно гласило, что «Аврора» должна была стать музеем-памятником истории флота и одновременно учебным кораблем базы Нахимовского училища. Местом её расположения была выбрана Петроградская набережная. Но новая жизнь в качестве музея у крейсера началась со съемок в фильме. В 1945 году начались съемки фильма о крейсере «Варяге». Эту роль отдали «Авроре». Для этого на ней установили фальшивую трубу и дополнительное оборудование. В 1948 году крейсер установили у Нахимовского училища на Большой Невке. После 1960 года крейсер включили в число охраняемых государством памятников. В это время крейсер перестает быть базой Нахимовского училища.

Почему возникает парниковый эффект?

Почему возникает парниковый эффект?

Причина появления парникового эффекта заключается в разнице между излучениями, исходящими от Солнца и земной поверхности. Солнце с его температурой 5778 °С дает преимущественно видимый свет.

Поскольку воздух способен пропускать этот свет, солнечные лучи с легкостью проходят сквозь него и нагревают земную оболочку. Предметы и объекты у поверхности имеют среднюю температуру около +14…+15 °С. Поэтому они излучают энергию в инфракрасном диапазоне, не способную проходить через атмосферу в полном объеме.

Впервые подобный эффект был смоделирован физиком Филиппом де Соссюром. Он выставил на солнце накрытый стеклянной крышкой сосуд, а после измерил разницу температур внутри него и снаружи. Внутри воздух оказался теплее, будто сосуд получил извне солнечную энергию. В 1827 году физик Жозеф Фурье высказал предположение, что такой эффект может происходить и с атмосферой Земли, оказывая влияние на климат.

Именно он сделал вывод, что температура в «парнике» повышается за счет различной прозрачности стекла в инфракрасном и видимом диапазоне.

Современные реалии

В 1984 году Аврору поставили на первый крупный ремонт с 1917 года — непосредственно подводная часть пришла в полную неисправность и была срезана подчистую, а на её место поставили «новодел» — такой себе сварной корпус. И хотя Аврора «переродилась» заново, многие будут помнить ее еще много лет.

Ремонт

В начале третьего тысячелетия название крейсера не единожды фигурировало в новостях в связи с различными скандалами. Первым из них стала проведенная на Авроре вечеринка Русский пионер (отечественный журнал). Затем крейсер не единожды использовали для привлечения внимания активистские организации Санкт-Петербурга. В 2012 году Президенту РФ было передано обращение от городских властей Санкт-Петербурга. В нем содержалась просьба о возвращении легендарному крейсеру статус первого корабля в составе ВМФ России. Утверждение данного решения означало бы также и обеспечение Авроры военным экипажем. Спустя 2 года ее отбуксировали к Кронштадтскому морскому заводу. На место стоянки крейсер возвратился в 2016 году.

Аврора на набережной

Последний ремонт знаменитого корабля был по большей части косметическим. От изменений в корпусной части было решено отказаться по 2 основным причинам:

  1. Сохранение исторического внешнего вида (насколько это было возможно после предыдущих вмешательств).
  2. Отсутствие серьезных повреждений и корродирования металла.

На сегодняшний день крейсер Аврора представляет собой готовым к работе кораблем, который может в случае необходимости до 20 суток находится в автономном режиме при работе всех необходимых механизмов и систем. В связи с этим за ним закреплен постоянно действующий военный экипаж. При этом в мирное время Аврора исполняет роль филиала Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга.

Аврора вечером

Летом 2018 года на борту крейсера Аврора открыли православный храм. Его несколько месяцев восстанавливали по дореволюционным снимкам и сохранившимся чертежам. Как изначально и предполагалось, храм расположился в центральной части корабля.

В качестве музейного экспоната крейсер ежегодно привлекает большое количество туристов и остается одним из наиболее посещаемых мест северной столицы РФ. Примечательно, что почти весь жизненный путь Авроры прошел именно здесь, в городе, где корабль был спущен на воду. Спустя почти 120 лет он остается гордостью страны и его жителей. Службы на крейсере удостаиваются лишь лучшие учащиеся военных училищ РФ, а самый ответственный и почетный наряд для них – четырехчасовая служба у знаменитой пушки, ознаменовавшей начало революции 1917 года.

Борт

Сегодня посмотреть на крейсер Аврора может каждый желающий. Крейсер стоит на у Петровской набережной. По пути следованию к кораблю, можно будет посмотреть еще на другие судна на причале.

Ремонты, модернизация

За время своей истории крейсер претерпел массу ремонтов различного масштаба:

  • Один из ремонтов был проведен в 1905 году. Он был представлен основными неотложными работами по котлам и машинам, изменениями артиллерийской части, установкой двух пулеметов Максима.
  • В августе 1908 года провели длительный ремонт, который занял год. Изменили конструкцию, заменили некоторые орудия, главные машины, котлы и вспомогательные механизмы капитально отремонтировали.
  • В конце 70-х годов XX века состояние корпуса крейсера было аварийным. В 1980 году решили заменить поврежденные элементы. Во время восстановительного ремонта полностью заменили подводную часть.
  • В январе 2013 года приняли решение отремонтировать Аврору и привести в ходовое состояние, не восстанавливая крейсер полностью в историческом виде.
  • В сентябре 2014 года крейсер отбуксировали к Кронштадтскому морскому заводу. Ремонт занял примерно полтора года, а потрачено на него было более 800 миллионов рублей.
  • На место вечной стоянки Аврору вернули 16 июля 2016 года. Во время ремонта создали новую музейную экспозицию и посвятили ее участию крейсера в трех войнах.
  • В июле 2018 года восстановили православный корабельный храм. По выходным и церковным праздникам в нем проводят богослужения.

Были проведены и модернизации:

  • 1915 год. Демонтаж орудий 75 мм, орудия 152 мм увеличены до 10, после – до 14 штук. Одновременно в разы усилили минное вооружение – 150 мин (было 35).
  • 1916 год. Капитальный ремонт, установка зенитных орудий.
  • 1923 год. Установка десяти орудий 130 мм – заменили прежние орудия 152 мм.

Как доехать до крейсера Аврора

Добраться до крейсера Аврора очень просто, если знать, куда идти. Предлагаю несколько маршрутов:

  • От Финляндского вокзала. Рядом с ним находится станция метро «Площадь Ленина». Перейдите через площадь на Пироговскую набережную и поверните направо. Вскоре выйдете к одному из рукавов Невы и увидите стоящий на приколе крейсер Аврора. Перейти к нему можно по Сампсониевскому мосту.
  • От «Горьковской». Если вы приехали поездом на Балтийский, Витебский или Московский вокзал, то вам нужно доехать до станции «Технологический институт» и пересесть на синюю ветку до «Горьковской». Выйдя из вестибюля, поверните направо и идите через Александровский парк на набережную. Сверните налево и идите вдоль Невы. Минут через 15 окажетесь возле крейсера.
  • От Пулково. От аэровокзала Пулково-1 доедьте до метро «Московская» на автобусе К800. Вы уже на нужной ветке. Осталось доехать до «Горьковской» и не отклоняться от описанного мной маршрута. Готово! Вы добрались от аэропорта до музея «Крейсер Аврора».

Приезжайте в Питер, ходите на экскурсии и помните: нет лучшего способа узнать город, кроме как пройтись по нему пешком. Хороших путешествий!

«Аврора» – боевые традиции и битвы

В октябре 1904 крейсер  сходит в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры и выдвигается в поход на Дальний Восток. Во время движения кораблей приходит известие о падении Порт-Артура, и эскадра получает задание прорыва во Владивосток и обеспечения господства в Японском море нашего флота.

14 мая уже 1905 года «Аврора» в составе эскадры входит в Корейский залив, где встречает хорошо укрепленного и подготовленного врага. Состоялось известное Цусимское сражение, где российский флот потерпел поражение. «Аврора» вместе с крейсером «Олег» приняла на себя удар, защищая транспортные корабли, получив  в том бою 21 корпусное попадание. Тогда были ранены 83 моряка и убиты 16 (из 500 членов экипажа). После героических попыток прорыва к Владивостоку, крейсеры «Олег» и «Аврора» отходят на Филиппины.

В апреле 1906 года «Аврора» возвращается домой и становится на ремонт в Кронштадте, после которого корабль переоборудуется в учебный для гардемаринов. В 1907-1908 гг. на нем проходят учебные походы. В 1909-1912 гг. «Аврора» совершает две крупные компании по мировому океану, пройдя 25,5 тыс. миль в первый раз и  26,2 тыс. миль  — во второй.

В июле 1914 года крейсер «Аврора» входит во 2-ую бригаду Балтийского флота и занимается успешным дозором, разведкой и охраной в Финском заливе. Боевая вахта крейсера сменяется ремонтами, снова военными событиями, пока не наступает роковой для России 1917 год.

На «Авроре» к тому времени уже вовсю действовало подполье,  в феврале на корабле произошло восстание, поэтому крейсер и стал могучей поддержкой революции.

24-25 октября «Аврора» вышла к Николаевскому мосту под красным флагом, демонстрируя свою внушительную поддержку большевиков.

Выстрел с крейсера был холостым, долго время считалось, что он послужил знаком начала штурма Зимнего. Позже сами матросы направили в газету «опровержение» — их выстрел был всего лишь «координационным» для остальных кораблей Балтфлота, которые также прибыли к городу.

Во время гражданской войны новую советскую власть защищали авроровцы и орудия с корабля на разных фронтах, а после победы крейсер снова становится учебным. В середине 1920-х на долю крейсера выпадает и несколько заграничных походов под флагом нового государства.

Во время Великой Отечественной войны с корабля снова снимают всю основную артиллерию, которую и направляют на фронт, а на его борту остается лишь 21 человек. Так, практически безоружная «Аврора»  с малочисленной командой защищает морской подход  к Ораниенбауму, а моряки экипажа отбивают сухопутные атаки гитлеровцев на Лужском рубеже, под Дудергофом, на Вороньей горе.

«Аврора» защищает Ленинград оставшимися орудиями. При авианалете в октябре 1941 года корабль получает серьезные повреждения, его начинает кренить. Матросы открывают противоположные кингстоны и выравнивают крейсер. Но он садится на грунт. Так, в полузатопленном положении «Аврора» продолжает отбивать вражеские бомбардировки до самого снятии блокады. В один из таких налетов враг сбивает кормовой флаг крейсера. Один из матросов, рискуя, водружает его обратно, демонстрируя всем мужество экипажа неподвижного, «израненного», но все равно боеспособного корабля.

В 1944 году крейсер поднимают, ремонтируют и у него начинается другая жизнь. Жизнь учебного корабля, затем музейного филиала, жизнь символа, жизнь памяти. Но при этом – действующего корабля российского Балтийского флота, где каждый день поднимается Андреевский флаг!

КАК НАЙТИ?

Музей «Крейсер «Аврора»

Санкт-Петербург, Петроградская набережная
(м. «Площадь Ленина»)

(812) 230‑84-40

От Цусимы до Манилы

В свою первую кампанию свежепостроенная «Аврора» отправилась в 1902 году, а через два года уже стала участницей Русско-японской войны. На долю крейсера выпало участие в долгом переходе Второй Дальневосточной эскадры с Балтики на Дальний Восток и в печально знаменитом Цусимском сражении. Кстати, в Цусимском проливе «Аврора» была единственной из трех крейсеров типа «Диана»: два других корабля оставались в осажденном Порт-Артуре. Крейсер входил в состав крейсерского отряда под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и вместе с другими кораблями этой группы после завершения сражения ушел в сторону Манилы. В конечном итоге именно на борту «Авроры» в этот порт прибыл командир отряда контр-адмирал Энквист: ему пришлось перейти на крейсер, поскольку его командир капитан 1-го ранга Евгений Егорьев погиб, а принявший командование старший помощник Аркадий Небольсин был трижды ранен.

Бой при Цусиме

Все крейсеры отправлялись к Тихому океану, где уже назревал военный конфликт с Японией. «Аврора» вышла из Кронштадта 25 сентября 1903 года. Экипаж крейсера включал 559 человек. Им командовал капитан 1-го ранга И.В. Сухотин. В Средиземном море корабль вошел в состав отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса, под командованием которого находилось несколько миноносцев, крейсер «Дмитрий Донской», броненосец «Ослябя», крейсер «Дмитрий Донской» и несколько вспомогательных кораблей. Однако отряд опоздал на Дальний Восток. По прибытии в африканский порт Джибути стало известно о ночном нападении японских войск на порт-артурскую эскадру. Так началась война.

«Аврора» возвращается в Кронштадт 5 апреля 1904 года. Здесь она вошла в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры, которой командовал вице-адмирал Рожественский. Он готовился к отправке на Дальний Восток. Шесть из восьми орудий «Авроры» прикрывают броневыми щитами. Это сделано из-за того, что осколки фугасным снарядов уничтожали личный состав кораблей. Командиром корабля назначают капитана 1-го ранга Е.Р. Егорьева.

2 октября 1904 года «Аврора» в составе эскадры отправляется к Цусиме. Тогда крейсер входил в отряд кораблей контр-адмирала Энквиста. Четыре русских крейсера не справлялись с задачей, так как они противостояли сначала восьми, а затем и шестнадцати японским кораблям. Но к ним подошла колонна наших броненосцев.

В начале сражения 14 мая «Аврора» шла 2-ой после флагманского «Олега».

В 14:30 отряд вступил в бой с третьим и четвертым японскими отрядами. Через полтора часа крейсер попал под огонь 2-х японских кораблей из первого отряда и получил серьезные повреждения. Дополнительно Аврора вступает в сражение с пятым японским отрядом.

В 16:30 «Аврора» вместе с отрядом уходит под защиту русских броненосцев. А еще через час она уже принимает участие в последней фазе боя. В результате этого сражения в корабль 10 раз попадали большие снаряды, а экипаж понес потерю в количестве 15 человек. 83 человека были ранены. Погиб и капитан корабля. Командование на себя принимает капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев. В результате всего боя «Аврора» получила 37 пробоин. В безрезультативных попытках уйти на север, корабли «Олег» и «Аврора» ушли в нейтральный порт Манила, расположенный в Филиппинах. Позднее к ним присоединился крейсер «Жемчуг». А 27 мая 1905 года корабли были интернированы до конца войны американскими властями.

Первый поход крейсера Авроры

Сразу по окончанию всех испытаний крейсер Аврора взял курс на Дальний Восток. Его командиром стал капитан 1 ранга Сухотин. Спустя полгода, из-за противостояния с Японией, экипажу корабля отдали приказ возвращаться на родину.

Возвратившийся из похода крейсер сразу же включили во вторую Тихоокеанскую эскадру, шефство над которой взял на себя вице-адмирал Рожественский. Осенью 1904 года Аврора совместно с другими кораблями взяла курс на Порт-Артур, который в это время находился в японской осаде. Этот рейс принес крейсеру и его команде похвалу от командующего эскадрой. Она была вызвана тем, что, несмотря на сложные метеорологические условия и отсутствие береговых стоянок, корабль регулярно участвовал в погрузке угля и устанавливал двойные нормы. В данных операциях принимал участие весь экипаж Авроры, в том числе и офицерский состав, а имеющийся на крейсере корабельный оркестр поднимал рабочий дух, наигрывая бравурные мелодии.

В районе островов Цусима, когда эскадра преодолела около 18000 миль, она столкнулась с боевыми кораблями недруга. В результате активных противостояний русские корабли потерпели поражение. Крейсер Аврора, получив серьезные повреждения и потеряв командира (капитан 1 ранга Егорьев), а также часть экипажа (14 матросов погибло, 83 ранено), вынужден был взять курс на Филиппинские острова. К нему присоединились крейсеры Жемчуг и Олег. В первом же порту (Манила) все три корабля были интернированы до окончания военных действий. После спешного ремонта крейсеры отбыли на родину.

После революции

Когда октябрьские события улеглись, на «Авроре» возобновились ремонтные работы. В конце осени крейсер ушел в Кронштадт. В 1920-х годах он совершил ряд походов по Белому и Балтийскому морям, а также несколько заграничных плаваний к берегам Скандинавии. «Аврора» являлась боеспособным учебным кораблем в составе Балтийского флота. В 1935 году из-за износа она стала классифицироваться, как несамоходная учебная база.

Когда началась Великая Отечественная, крейсер вошел в систему ПВО Кронштадта. По мере приближения немцев к Северной столице, с крейсера снимали орудия и отправляли на сухопутный фронт под Дудергоф, уходили на фронт и матросы.

Зенитки «Авроры» поначалу обстреливали самолеты противника, но после нескольких ответных авианалетов, оставшемуся экипажу было приказано покинуть корабль. Обстрелы «Авроры» продолжались вплоть до снятия блокады, так что к концу войны состояние крейсера оставляло желать лучшего.

После войны «Аврору» подняли, восстановили и сохранили в качестве морского музея и учебного корабля Нахимовского военно-морского училища. 17 ноября 1948 года крейсер встал на вечный прикол у устья Большой Невки, где находится и по сей день.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

Исторические сочинения

  • Примеры готовых исторических сочинений по личностям и процессам
  • План, шаблон, клише для сочинения
  • Основные советы по написанию сочинения
  • Критерии оценивания. Сколько баллов можно получить?

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Добавь в избранное и поделись

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Крейсерский «зоопарк»

На «Авроре», как и на многих других кораблях, дозволялось присутствие животных. После того, как во время шторма погиб всеобщий любимец, пес по кличке Шарик, в одном из африканских портов матросы взяли на борт двух крокодилов. Пресмыкающимся дали клички Того и Сам и безуспешно пытались приручить. Когда дрессировка, как казалось морякам, принесла результаты, крокодилов выпустили на ют погреться на солнце. Улучив удобный момент, один из них бросился за борт, прямо в открытый океан, где и погиб. Второй ненадолго пережил своего собрата – его убили во время Цусимского сражения.

Кроме вышеописанных экзотических питомцев, на «Авроре» были лемуры, питон, две огромные черепахи и хамелеоны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector