Ад над германией: самый огромный провал «летающих крепостей»
Содержание:
- Не долетевшие до Урала
- Индивидуальные доказательства
- Увертюра
- Тактико-технические характеристики
- Конструкция бомбардировщика B-17 «Летающая крепость»
- Травматическое оружие в Казахстане
- Летно-технические характеристики в сравнении с аналогами
- Цель — Нью-Йорк!
- Boeing B-17 Flying Fortress
- Символика
- Финал
- Cлед в культуре
- YB-40
- B-17 Летающая Крепость — видео
- Либретто
- Перенос рассады из грунта
- Конструкция планера самолета
- Ракетный комплекс «Калибр-НК» — основные ТТХ и история создания
- Когда реальность сильнее выдумки
- Возникновение
- B-17 Летающая Крепость Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
- Крещендо
- В заключение
Не долетевшие до Урала
Летом 1935 года фирмы «Дорнье» и”Юнкерс” получили заказ на тяжелый четырехмоторный бомбардировщик. Прототип Dornier, Do 19, впервые взлетел 28 октября 1936 года. Почти квадратное сечение фюзеляжа выдавало в машине наследника «летающих лодок»,
прославивших фирму в 1920-х. Самолет был цельнометаллическим, с убираемым шасси, двухлонжеронное крыло обшивалось стальным листом. Бомбоотсек вмещал до 16 бомб по 100 кг или 30 по 50. Два первых прототипа были безоружными, третий — со штатным вооружением, но с ним-то и возникли проблемы. Техзадание предусматривало по одному пулемету МG-15 в носу и хвосте и две башни на два стрелка каждая, сверху и снизу с 20-мм пушками. С пулеметами все было просто, а пушечные башни почему-то задумывались новаторскими — один стрелок поворачивал башню вправо-влево, другой наводил пушку вверх-вниз. Движения осуществлялись гидроприводом. Конструкция вышла тяжелее, чем думалось, и потребовала усиления фюзеляжа. Потяжелевшему самолету стало не хватать 600-сильных моторов. Проблему решили, поставив двигатели Брамо-Фафнир-323А-1 мощностью 830 л.с.
Ju 89 заметно отличался как внешне, так и конструктивно. Первый полет состоялся в декабре 1936 года. Как и Do 19, третий прототип должен был получить вооружение, причем такое же. Но до мучений с ним дело не дошло.
Управляемая бомба Hs.293 проектировалась фирмой Henschel с 1939 года. Поступила на вооружение Люфтваффе в 1943 году. Фактически это была стандартная фугасная бомба SC500 с крыльями и жидкостным ракетным двигателем «Вальтер» 109−107В. Масса боевой части — 295 кг. Бомба сбрасывалась с самолета-носителя на высоте от 300 до 2000 м, через секунду-полторы включался реактивный двигатель, работавший 10 секунд. Управление велось по радио вручную при помощи системы наведения FUG203 «Киль», позволявшей изменять высоту полета, но вот возможность поворота влево-вправо отсутствовала, что требовало от экипажей точного захода на цель. Всего в 1943−45 гг. планирующими бомбами Hs.293 было потоплено 16 кораблей союзников, примерно столько же получили серьезные повреждения. Для мировой войны результат скромный.
3 июня 1936 года в авиакатастрофе погиб генерал Вефер. Очень торопясь, он приказал своему пилоту взлететь без предполетного осмотра. Как оказалось, элероны самолета были закреплены на время стоянки. На место Вефера был назначен Альберт Кессельринг — будущий фельдмаршал, один из великих полководцев Второй мировой и, увы, военный преступник. Но, все это будет потом, а в 1936 году «улыбчивый Альберт» безоговорочно ставил на первое место тактическую авиацию. Весной 1937 года программа была закрыта.
Распространено мнение, что бомбардировщики 1936 года предназначались для налетов на промышленные объекты Урала и Поволжья, во многих изданиях они так и называются — «уральские». Версия красива, но ее происхождение неясно: расстояние от восточных границ Германии 1935 года до Урала превышает проектную дальность бомбардировщика примерно вдвое.
Индивидуальные доказательства
- Эта цифра основана на шаблоне: инфляция была определена, округлена до 10 000 и относится к предыдущему январю.
- Олаф Грёлер : История воздушной войны с 1910 по 1980 год. Военное издательство Германской Демократической Республики, Берлин, 1981, стр. 158.
- ↑ см. Фридрих Кениг: Die Geschichte der Luftwaffe , Rastatt 1980, стр. 126
- по Олафу Грёлеру : История воздушной войны 1910–1980 гг . Военное издательство Германской Демократической Республики, Берлин 1981, стр. 158, а также Фридрих Кениг: История военно-воздушных сил. Раштатт 1980 г. 126. Изготовлено 12 726 самолетов.
- ↑ Отчет о расследовании авиационного парка швейцарской армии / полковника Хёггера от 4 ноября 1943 г. на B-17 F.
- Джанусс Пкакевич: Air War 1939-1945. Südwest-Verlag, Мюнхен 1978, ISBN 3-517-00605-X , стр. 164 и далее.
- См. Олаф Грёлер : История воздушной войны 1910–1980 гг . Военное издательство Германской Демократической Республики, Берлин, 1981, стр. 127.
- Статистический сборник ВВС США за 1946 г., стр. 100 и сл .; www.uswarplanes.net
Увертюра
Самые продуманные авиационные планы нередко разваливаются на глазах из-за погоды. Так случилось и утром 17 августа.
Английские аэродромы накрыл туман, и это создало серьёзные проблемы. Для взлёта и построения в боевые порядки (этот процесс занимал несколько часов) требовалась хорошая видимость. Регенсбургская группа не могла ждать: по самым оптимистичным прогнозам им предстояло провести в воздухе больше десяти часов, а затем садиться на незнакомых аэродромах в Алжире почти в сумерках.
Каждая минута промедления означала, что заходить на посадку им придётся в темноте.
Командование приняло компромиссное решение: «крепости» на Регенсбург вылетают по графику, швайнфуртская волна будет ждать улучшения погоды. Это сразу же рушило основную задумку рейда — прорываться максимально большой толпой, но альтернативой была лишь отмена всей операции.
Сто тридцать девять американских «летающих крепостей» пересекли голландское побережье и почти сразу же попали под удар немецких истребителей.
B-17 в полёте
С первого же знакомства с B-17 немецкие пилоты сделали вывод, что традиционные атаки с задней полусферы на тесные боевые порядки «крепостей» — дело, граничащие с самоубийством. Поэтому строй атаковали в лоб, где не было турелей, — только два пулемёта в шкворневой установке (турель-подбородок появилась лишь в модификации G, которая первый раз взлетела за день до описываемых событий. — Прим. авт.). Хорошая очередь по кабине выводила из строя пилотов и приборы, а пожар и взрыв установленного кислородного оборудования почти гарантированно убивали самолёт. Кроме того, отличной точкой прицеливания было пространство между внутренними двигателями и фюзеляжем — попадание приводило к пожару баков с топливом.
Благодаря радиоразведке и радарам немцы заблаговременно могли начать собирать команду для встречи. Американцев ждали шесть групп (по-нашему полков) истребителей общим числом около 180 самолётов. «Тандерболты» эскорта смогли отбить первую атаку — но только её; затем они повернули домой, оставив B-17 одних.
Всё, что могли делать американские лётчики, — держаться в строю и верить в своих стрелков.
Немцы, не опасаясь больше получить очередь свинца в хвост от вражеских истребителей, могли позволить себе многочисленные атаки — до израсходования топлива и боеприпасов. Впрочем, немецкие Me 109 и FW 190 не отличались большим запасом ни того ни другого, что отчасти спасало американцев.
В небе разыгралась огромная воздушная битва с участием сотен самолётов.
Не стоило забывать и о зенитках, которые были опасны не только прямыми попаданиями, но и тем, что повреждённые самолёты вываливались из строя, становясь лёгкой жертвой истребителей.
Весь путь до Регенсбурга соединение подвергалось постоянным атакам. Первоначальные прогнозы (якобы главное — это проскочить побережье) не оправдались; в глубине Германии к фронтовым эскадрильям добавлялись самолёты учебных подразделений с инструкторами за штурвалом, а на подходе к Регенсбургу прибыла даже заводская эскадрилья из лётчиков-испытателей.
Баланс потерь к моменту подхода к точке удара был совсем не в пользу американцев: на 14 уже упавших B-17 — шесть сбитых Me 109 плюс ещё несколько десятков повреждённых машин, которым ещё надо было дотянуть до Алжира.
По заводу смогли отбомбиться 122 самолёта; бомбы легли отлично, и сверху казалось, что фабрике, которая выпускала «сто девятых», каюк.
Тактико-технические характеристики
В-17 Flying Fortress отличался следующими тактико-техническими характеристиками:
- длиной — 22,66 м;
- размахом крыла — 31,62 м;
- высотой — 5,82 м;
- площадью крыла — 131,92 квадрата;
- массой без груза — 16,391 т;
- снаряженной массой — 24,495 т;
- предельной взлетной массой — 29,71 т;
- четырьмя поршневыми двигателями, предусматривающими турбонаддув, с мощностью каждый по тысячу двести лошадиных сил.
Учитывая летные характеристики, указанные ранее, летающая крепость В-17 стала грозной силой, обеспечивающей выполнение поставленных задач, с высокой степенью защиты экипажа, комплектовавшегося следующим составом:
- командиром;
- вторым пилотом;
- штурманом, одновременно управлявшим носовой турелью;
- бомбардиром, отвечающим за вторую носовую турель;
- бортинженером, совмещающим основные функции со стрельбой из пулеметов верхней турели;
- стрелком-радистом;
- стрелком подфюзеляжной турели;
- правым и левым бортстрелками;
- стрелком хвостовой турели.
Данные качества позволили самолету значительно опередить конкурентов.
Конструкция бомбардировщика B-17 «Летающая крепость»
Тяжелый бомбардировщик B-17 построен по аэродинамической схеме свебоднонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая, фюзеляж круглого сечения типа полумонокок.
Крыло трапецевидное в плане со стреловидностью 8°9′ по передней кромке. Центроплан трёхлонжеронный, консоли — двухлонжеронные. Механизация крыла состояла из элеронов и посадочных щитков. Киль изготовлен интегрально с фюзеляжем. Начиная с модификации B-17E устанавливался форкиль. Передние кромки крыла и киля заняты резиновым антиоблединителем.
Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 4 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения Райт R-1820 с нагнетателями Дженерал Электрик B-2 (на B-17G — B-22) и трёхлопастными воздушными винтами изменяемого шага диаметром 3,53 м. Двигатели закрыты капотами NASA.
Бомбовая нагрузка размещалась в бомботсеке в центральной части фюзеляжа. На отдельных модификациях могли применяться глубинные и управляемые бомбы. При необходимости в бомбоотсеке могли устанавливаться 2 дополнительных топливных бака. Оборонительное вооружение менялось в зависимости от модификации и состояло из пулемётов калибра 7,62 и 12,7 мм. Члены экипажа защищались бронеплитами, бронеспинками сидений, а стрелки — ещё и бронефартуками.
Внутреннее устройство бомбардировщика B-17
Экипаж «крепости» состоит из 10 человек и включает:
- командира корабля
- второго пилота
- штурмана (одновременно — стрелок носовой турели)
- бомбардира (одновременно — стрелок носовой турели)
- бортинженера (одновременно — стрелок верхней турели)
- стрелка-радиста
- стрелка нижней (подфюзеляжной) турели
- бортстрелка (слева)
- бортстрелка (справа)
- стрелка хвостовой турели.
Травматическое оружие в Казахстане
Разрешения на приобретение травматического оружия предоставляются с 1 января 2008 года. По состоянию на февраль 2013 года, когда представители МВД Казахстана выступили за ограничение продаж травматического оружия, в Казахстане насчитывалось 36 тысяч граждан, в распоряжении которых было более 40 тысяч единиц травматического оружия. В марте 2013 года пресс-служба МВД РК сообщила, что за прошедшие 5 лет применения травматического оружия в Казахстане были зафиксированы 794 случая использования травматического оружия при совершении преступлений. 2 апреля 2014 года парламент Казахстана установил запрет на владение и использование травматического оружия гражданскими лицами, но оно по-прежнему разрешено в качестве служебного оружия частных охранных структур.
В связи с запретом травматического оружия (огнестрельного бесствольного и газового с возможностью стрельбы патронами травматического действия) в гражданском обороте, с 1 января 2015 года органами внутренних дел страны проводится работа по выкупу травматического оружия у физических лиц, имеющих разрешения органов внутренних дел на его хранение и ношение.
Прием добровольно травматического оружия будет осуществляться органами внутренних дел до 1 января 2016 года. Сдавшим оружие гражданам предусматривается вознаграждение. За оружие, отнесенное к первой категории, оплата производится из расчета 90 % от стоимости; за оружие 2 категории — 70 % от стоимости; за оружие, 3 категории — 50 %. Акция по выкупу травматического оружия продлится до 1 января 2016 года.
С 1 января 2016 года в соответствии с частью 2 статьи 287 УК РК наступает уголовная ответственность граждан за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение травматического оружия (штраф в размере до двух тысяч МРП (4 242 000 тенге в 2016 году) либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок).
Летно-технические характеристики в сравнении с аналогами
Учитывая наступательный характер вооружения фашистской Германии, немцы не планировали производство тяжелой бомбардировочной авиации. Поэтому аналоги летающей крепости В-17 по большей части входили в арсенал союзнических армий. Но модели советских самолетов подобного класса Пе-8 ввиду малочисленности не могли сравниться по значимости с американскими машинами.
Если сравнивать летно-технические характеристики В-17 с качествами аналогичных самолетов, можно отметить, что по большинству позиций американская разработка при сопоставимых геометрических размерах, существенно превосходила конкурентов по следующим параметрам:
- боевой нагрузке — семь тысяч восемьсот килограммов при пяти тысячах у советской модели;
- максимальной взлетной массе — почти тридцать тонн. По данному компоненту незначительно превосходил только советский Пе-8;
- предельной скорости — свыше 500 км/час, при 488 у ближайшего конкурента;
- крейсерской скорости — 400 км/час при сходных параметрах у того же Пе-8;
- практическому потолку — 10850 метров, что на семьсот метров выше ближайшего соперника.
Предельная граница боевого радиуса составляла 3219 км, что совпадает с данными большинства конкурентов.
Аналогичная машина Люфтваффе вообще была переоборудована с пассажирского лайнера, поэтому не могла быть конкурентом в мощи вооружения и объеме бомбового арсенала при большой дальности полета и сходных габаритах.
Цель — Нью-Йорк!
К началу 1941 года заинтересованность США в исходе европейского конфликта стала очевидной, а вероятность вступления в войну — высокой. Министерство авиации предложило немецким фирмам изучить возможность создания сверхдальнего бомбардировщика, способного доставить бомбы через Атлантику. Mассового производства «американских» бомберов не предполагалось — речь шла о серии из нескольких десятков машин.
Свои проекты представили компании «Юнкерc», «Мессершмитт», «Блом и Фосс», «Фокке-Вульф». Заказчик отобрал четыре проекта: Ju 290, Me 264, BV 250, Fw 400.
BV 250 был переделкой сверхтяжелой летающей лодки BV 238, разрабатывавшейся с ноября 1940 года. У амфибии был снят редан, на его месте оборудовали бомбоотсек. Сначала планировалась установка четырех двигателей Jumo 223 мощностью по 2500 л.с., но к июлю 1941-го стало ясно, что эти моторы не появятся в серии в разумные сроки. Машину переделали под шесть двигателей DB 603D мощностью по 1900 л.с. Компания получила заказ на четыре прототипа, которые собирались параллельно с «исходными» летающими лодками BV 238. Но дело шло неспешно, и к закрытию программы в 1944 году ни одна машина закончена не была. Еще хуже сложилась судьба Fw 400: шестимоторный самолет, рассчитанный на доставку 10 т бомб на расстояние 8000 км, не продвинулся дальше продувки модели в аэродинамической трубе.
Boeing B-17 Flying Fortress
Boeing B-17 Flying Fortress. | Фото: Wikipedia.
Одним из самых эффективных бомбардировщиков Второй мировой войны считается американский Boeing B-17 Flying Fortress («Летающая Крепость»). Всего было произведено 12700 единиц бомбардировщика. Изначала «Летающая крепость» использовался британскими ВВС, но после вступления в войну США самолет обрел вторую жизнь и получил культовый статус. Бомбардировщик мог перевозить 2,2 тонны бомб на расстояние в 3 тысячи километров. B-17 славился также своей «живучестью». Известны случаи, когда самолет успешно возвращался на взлетную полосу с одним работающим двигателем или без части крыла.
Символика
Финал
Регенсбургская группа — после того как избавилась от бомб — спокойно долетела до Африки. Главными проблемами теперь стали топливо и повреждения. По воспоминаниям очевидцев, весь полёт над Средиземным морем сопровождался дождём из выбрасываемых из самолётов пулемётных лент, гильз и тому подобного, чтобы немного снизить массу. Но пятькрепостей» совершили вынужденные посадки на воду, ещё одна машина разбилась в Италии, а две дотянули до нейтральной Швейцарии(где стали первыми приземлившимися B-17).
На ту же тему На честном слове и одном крыле: лучшие фильмы олетающих крепостях»
Вечером подсчитали общие потери. Из 361Летающей крепости» 60 были потеряны, ещё 11 сумели дотянуть до аэродромов, но были списаны. Повреждения получили 162 самолёта, часть из которых — особенно из числа улетевших в Африку — так и не удалось восстановить. Кроме того, были потеряны три P-47 и дваспитфайра».
Не менее суровыми были потери среди экипажей: 112 убитых, 393 попавших в плен и 20 интернированных в Швейцарии. Примечательно, что 39 членов экипажей смогли избежать пленения на территории оккупированных стран.
Немецкие потери, несмотря на заявки от истребителей в 32 сбитых и целых 288 якобы уничтоженных стрелкамикрепостей», были куда скромнее: около 28 самолётов, 21 из которых сбили в воздушных боях, а остальные потерялись в результате аварий(включая неудачные посадки на повреждённых самолётах).
Немецкий истребительФоке-Вульф» Fw. 190 атакует американский бомбардировщик B-17(источник фото)
Возможно, сопутствующей жертвой этого рейда можно считать и начальника штаба люфтваффе, генерала Ешоннека: 19 августа он застрелился после резкой критики Гитлера в свой адрес.
А что же с разрушениями на земле? Рапорты заявляли о полном уничтожении целей, и авиазавод в Регенсбурге действительно получил существенные повреждения — но вышел на предыдущие объёмы выпуска самолётов уже через несколько месяцев. Три шарикоподшипниковых завода во Швайнфурте пострадали в разной степени, но вскоре также были восстановлены. Бо́льшая часть бомб упала на город — правда, неожиданным бонусом стало накрытие казарм запасного батальона 36-го танкового полка. Суммарно в обоих городах погибли около 600 мирных жителей и заводских рабочих, включая насильно угнанных иностранцев.
Налёт на Швайнфурт-Регенсбург стал тяжёлым поражением американской авиации и поставил под сомнение всю концепцию полётов во вражеские тылы без истребительного сопровождения. Впрочем, несмотря на неудачи, американцы не сдавались. В сентябре налёт на Штутгарт кончился потерей 45 B-17, а вторая попытка разбомбить швайнфуртские заводы 14 октября 1943 года завершилась разгромом по ровно такому же сценарию — с потерей 77 бомбардировщиков сбитыми и списанными.
Падение B-17(источник фото)
После этого налёты вглубь Германии были приостановлены до появления возможности сопровождать бомбардировщики на всём пути.
И только в феврале 1944 года американцы вернулись — с ещё большими силами…
Cлед в культуре
Став символом бомбардировочной авиации, B-17 не мог не повлиять на массовую культуру. Его “кинокарьера” началась даже раньше – в фильме “Лётчик-испытатель”, снятом в 1938 году. Там прототип B-17 выступал в качестве… прототипа нового бомбардировщика.
В 1943 вышел фильм Ховарда Хоукса “Военно-воздушные силы”, об экипаже бомбардировщика в канун нападения на Перл-Харбор. В фильме “Вертикальный взлёт” 1949 года Грегори Пек сыграл командира группы “Летающих крепостей”, базирующейся в Британии.
Самый знаменитый B-17 – “Красотка из Мемфиса”, прославился дважды.
В 1944 о нём и его экипаже сняли документальный фильм. В 1990 на основе сюжета документалки сняли одноимённую художественную картину.
Имеет “Летающая крепость” и косвенные связи с кино. Так, бортстрелком на B-17 служил Кларк Гейбл. Некоторое время на B-17 летал, в качестве инструктора, другой знаменитый актёр – Джеймс Стюарт (впоследствии командовавший эскадрильей B-24).
YB-40
Перед введением Р-51 Mustang , Б-17 сопровождающий вариант называется YB-40 был введен. Этот самолет отличался от стандарта B-17 в этой второй спинной башне была установлен на вершине позиции радиста между передней спинной башней и поясными пушками, где только один гибко монтируется Браунинг М2 пушков были; и в (12,7 мм) сингл 0,50 пулемет в каждой поясной станции была заменена парой 0,50 дюйма (12,7 мм) пушек, из в основном той же конструкция с двойным горем , как используются хвостовые пушки. Кроме того, Bombardier «оборудование сек было заменены два 0,50 в (12,7 мм) пулеметы с дистанционным управлением„подбородок“башенкой , чтобы увеличить существующие„щеки“пулеметы, а сам бомбоотсек был преобразован в журнал . YB-40 обеспечит тяжеловооруженная «вертолет» сопроводить способен сопровождая бомбардировщики весь путь до цели и обратно. Самолет был признан провал , потому что она не могла идти в ногу со стандартным B-17F сборки , как только они сбросили бомбы. Он был выведен из эксплуатации после четырнадцати миссий. (26 постройки: 1 XB-40 прототип, 21 YB-40 предсерийных самолетов, 4 ТБ-40 учебно – тренировочный самолет.)
B-17 Летающая Крепость — видео
https://youtube.com/watch?v=yYe1LpzCpic
Однако роль главного защитника отечества оспаривали ВМФ США, а потому было выпущено всего 39 единиц серийных B-17B, несмотря на то что эта машина являлась самым быстроходным и самым высотным бомбардировщиком своего времени. В 1939-м ВВС заказали B-17C, оснащенные протектированными (самозаклеивающимися) топливными баками, лучшей броневой защитой и более мощным защитным вооружением, а также снабженные разными новейшими приспособлениями. Несмотря на то, что «С» весил больше, чем B-17B, новые 895-кВт (1200 л.с.) двигатели позволяли ему развивать скорость до 515 км/ч. Двадцать B-17C поступили на вооружение КВВС как «Крепость» Mk 1, однако из-за отсутствия у пилотов опыта полетов на больших высотах произошло несколько аварий, после чего машину передали в распоряжение Берегового командования. B-17D, стоявшие на вооружении в США во время Перл-Харбора, — некоторые из них как раз направлялись туда, когда на базу напали японцы, — не снискали себе славы на Тихоокеанском ТВД.
Различия между B-17C и B-17D были в основном внутреннего характера. Однако B-17E, поступивший на вооружение в декабре 1941 г., значительно отличался от своих предшественников. Он имел большой форкиль и более широкое по площади хвостовое оперение, обеспечившее машине лучшую устойчивость в полете, вооружение состояло из десяти 12,7-мм пулеметов и двух 7,62-мм, расположенных в хвосте. Самолет впервые поступил в массовое производство; 45 машин под индексом «Крепость» Mk НА получили КВВС. B-17E, а также и его предшественнику, B-17F (в КВВС «Крепость» Mk И), было суждено стать становым хребтом американской бомбардировочной авиации в период с конца 1942-го по середину 1944 г. Как и прежде, разница между модификациями на вид не определялась, если не считать безрамного плексигласового носового обтекателя (на F).
В последней широко выпускавшейся версии, B-17G (в КВВС «Крепость» Mk III), конструкторы учли трехгодичный опыт ВВС США в небе над Германией. Наиболее важным нововведением стала нижняя носовая башенка со сдвоенными 12,7-мм пулеметами, предназначенная для отражения излюбленных перехватчиками Люфтваффе лобовых атак на В-17. Несмотря на оснащенные улучшенными турбокомпрессорами двигатели, B-17G из-за возросшей массы развивал крейсерскую скорость только 293 км/ч. Последние модификации «Крепостей», находившиеся в распоряжении КВВС, задействовались преимущественно Береговым командованием. Использовали В-17 и Люфтваффе, которые применяли трофейные «Крепости», носившие индекс KG 200, для разного рода секретных заданий.
Либретто
Одной из основных задач американских стратегов стало уничтожение немецкого авиастроения и многочисленных промышленныхбутылочных горлышек» — таких как нефтяная и химическая промышленность, а также производство шарикоподшипников. Это определяло и круг основных целей — в него попали румынские нефтепромыслы в районе Плоешти, заводыМессершмит» в баварском Регенсбурге и австрийском Винер-Нойштадте и механические заводы в Швайнфурте.
Первыми под удар попали румыны. Первого августа 1943 года 177 B-24 поднялись с африканских аэродромов и нанесли удар. Налёт признали частично успешным, цель получила существенные повреждения, но при этом были потеряны 54либерейтора». С Винер-Нойштадтом получилось относительно лучше: всего 65 B-24, вылетевших из Африки, лёгкие повреждения цели и только два потерянных самолёта.
На ту же тему Из чего состоит бомбардировщик?
Налёты на Швайнфурт и Регенсбург с английских аэродромов решили совместить; регенсбургская группа сразу после удара должна была взять курс на Африку, а швайнфуртская — вернуться на Остров. Операция планировалась как самое большое проникновение в глубь Германии; днём туда ещё не летали(не считая одного безумного английского налёта на Аугсбург).
Истребители могли прикрывать бомбардировщиков лишь в начале и конце налёта: английскиеспитфайры» — примерно до долготы Антверпена, а американскиетандерболты» — до немецкой границы; дальшекрепости» были сами по себе и могли рассчитывать только на свои пулемёты. Для отвлечения внимания немецкой авиации были запланированы многочисленные налёты по целям на севере и юге Франции.
Впрочем, в этом не видели особых проблем. Полковник ВВС США и командир 379-й бомбардировочной группы Морис Престон говорил:Это как атака кавалерии, мы выстраиваемся и со стрельбой скачем туда, а потом обратно. Если у нас не получается, надо просто собрать ещё больше самолётов».
Основное сопротивление немцев ожидалось вдоль приграничногоистребительного пояса» на оккупированной территории в Западной Германии: считалось, что в глубине рейха истребителей почти нет. По расчётам выходило, что летевшая первой регенсбургская группа примет основной удар на пути к цели, а следующая прямо за ней швайнфуртская получит своё уже на пути домой, пересекаяпояс» в обратном направлении.
Подготовка авиабомб к загрузке в бомбардировщик(источник фото)
Но сразу же после инструктажа все экипажи американских бомбардировщиков бросились на склады боеприпасов за дополнительными коробками с патронами длябраунингов» 50-го калибра.
Никто не сомневался, что стрелять придётся очень много.
Перенос рассады из грунта
Конструкция планера самолета
На всех этапах разработки самолет планировался с цельнометаллическим фюзеляжем — полумонококом. Корпус состоял из четырех блоков, выполненных на болтовых соединениях. Каждый из указанных блоков включал девять составных модулей, к которым на заклепках крепились силовые элементы.
Крыло собрано из восемнадцати секций с ферменной конструкцией главных лонжеронов. Стыки лонжеронов обшиты гофрированными дюралевыми листами, обшивка элеронов — полотняная.
Бомбардировщик разработан с цельнометаллическими килем и стабилизаторами, дюралевой обшивкой нервюров и стрингеров. Металлический каркас управляющих плоскостей выполнен с полотняным покрытием.
Интересно! Самолет В-17 славился отличной живучестью — способностью дотянуть до аэродрома при любых поломках, даже с очень сильными повреждениями сохраняя целостность.
Ракетный комплекс «Калибр-НК» — основные ТТХ и история создания
Когда реальность сильнее выдумки
В 1944 году, после многих пропагандистских поделок, вышел документальный фильмМемфисская красавица»(The Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress). Цветной! Режиссёр, майор Уильям Уайлер, позже снялРимские каникулы».
Зрители увидели весь боевой вылет В-17F — одного самолёта из почти тысячи тех, что 15 мая 1943 года поднялись в небо.
Красоты Англии с воздуха. Чёрные облачка разрывов зениток. Бешеная кутерьма воздушных боев.Крепости» одна за другой горят и падают. Но цель накрыта.
Выжившие возвращаются обратно.
Раненых достают из самолётов. Одному суют в зубы сигарету. А война продолжается.
ЭкипажМемфисской красавицы»(источник фото)
Сначала Уильям Уайлер хотел снять фильм о самолёте Оскара О’Нила. Но его сбили над Бременом 17 апреля 1943 года. Тогда и выбралиМемфисскую красавицу» капитана Роберта Моргана — первый экипаж, который должен был сделать 25 боевых вылетов. И, желательно, выжить.
Для сорока минут фильма пришлось снимать несколько вылетов, часть — на других самолётах. В семи вылетах участвовал сам Уайлер. В итоге он оглох на одно ухо.
На случай, еслиМемфисскую красавицу» тоже собьют, была запасная группа, снимавшая самолётHell’s Angels»(«Ангелы ада»)
Предосторожность была не лишней — одного из операторов фильма сбили и он погиб вместе со всем экипажем другого бомбардировщика
Возникновение
B-17 Летающая Крепость Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Легендарный самолет, внесший большой вклад в дело победы над Германией, Боинг B-17 «Летающая Крепость» навсегда останется одним из лучших бомбардировщиков времен Второй мировой войны. Когда ВВС США в 1934 г. спустили производителям технические требования по созданию многомоторного бомбардировщика, фирма «Боинг» решила построить четырехмоторный самолет «Модель 299». Поднявшийся в небо 28 июля 1935 г., опытный образец хорошо себя показал, и «Боинг» зарегистрировала для нового бомбардировщика название «Летающая Крепость». Несмотря на катастрофу, произошедшую из-за влияния человеческого фактора (что было запротоколировано), когда на борту самолета находились официальные представители армии, ВВС сделали заказ на выпуск испытательных образцов Y1B-17.
Крещендо
Швайнфуртская группа поднялась лишь через три часа после взлёта предыдущей, но туман ещё не рассеялся. До европейских берегов дошли 222крепости» — и почти сразу попали в переделку.
B-17, сбитый прямым попаданием зенитного снаряда(источник фото)
Появление второй группы американских бомбардировщиков, да ещё и следующих тем же маршрутом, что и предыдущие, стало для немцев огромным сюрпризом — но сюрпризом приятным. Люфтваффе готовились встречать регенсбургскую группу на обратном пути, стягивая дополнительные истребители со всей Западной Европы, лихорадочно перевооружая и заправляя вышедших из боя с предыдущими B-17. К этому моменту им удалось собрать 13 истребительных групп.
Спитфайры» сопровождения мастерски отбили первую атаку, сбив пятерых немцев и не понеся потерь(примечательно, что основные потери при этом понесла III/JG 3, только что вернувшаяся для отдыха и пополнения с Восточного фронта), но были вынуждены почти сразу отвернуть домой. Американские P-47 не смогли вовремя прибыть в точку встречи с потоком бомбардировщиков и потратили драгоценное время на их поиск — в результате им пришлось уйти обратно, так и не начав толком работать.
B-17 летят бомбить Германию(источник фото)
В одном из сбитых из-за этого B-17 сидел обладатель, вероятно, самой короткой боевой карьеры в авиации — лейтенант Эдгар Йель. Прибыв утром 17 августа на базу со своим экипажем, он получил приказ немедленно, не разбирая вещи, присоединиться к улетающему на Швайнфурт экипажу, потерявшему штурмана.
На ту же тему Бомбардировщики прорвутся всегда
Ситуация усугубилась тактической ошибкой лидера головной группы бомбардировщиков полковника Гросса. Увидев перед собой массивные облака, он решил, что в плотном строю его подчинённые не пройдут через них, и приказал снижаться с высоты семь-восемь километров до пяти, чтобы пройти под облаками. Это привело к разрыву боевых порядков(следующие группы спокойно прошли через облака) и тому, что частькрепостей» спустилась на куда более удобные для немецких истребителей и зениток высоты.
Атаки следовали одна за другой — один из пилотов вспоминал потом:Мы были уверены, что не вернёмся домой, но хотелось хотя бы сбросить бомбы на цель».
Путь до цели стоил американцам 24 B-17, догоравших на земле, а всё небо над Швайнфуртом закрылось шапками от разрывов зенитных снарядов. В отличие от Регенсбурга, город прикрывали 11 зенитных батарей с радарным наведением — и это стоило ещё трёх самолётов.
B-17 в небе над Швайнфуртом(источник фото)
Везение пришло только на обратном пути. Немцы не могли предположить, что американцы будут возвращаться тем же самым маршрутом, третий раз пролетая над теми же точками на карте. К тому же немецкие силы начали иссякать: многие лётчики совершили по три вылета за день и на четвёртый их не хватало, поэтому атаки были уже не столь многочисленными и самоотверженными.
Финальную красивую точку поставилитандерболты». 56-я истребительная группа ВВС США под командованием полковника Хуберта Земке появилась на целых пять минут раньше, чем планировалось. Земке был немцем, и его группа даже неофициально называласьВолчья стая Земке». Его семья воевала по обе стороны фронта: в декабре 41-го, пока он учил советских лётчиков управлять P-40, двое его кузенов погибли под Москвой. С педантичной точностью он добивался от своих пилотов выжиманияещё немного сверхбоевого радиуса» из машин. В тот день это спасло многие жизни.
Подбитый горящий В-17(источник фото)
Тандерболты» Земке напали на истребители люфтваффе и с первого же захода сбили шесть Me 109 и FW 190, а затем обрушились на двухмоторные Me 110 ночных эскадрилий(их тоже отправили в пылу сражения на дневной перехват) и сбили четверых. Вскоре к ним присоединились английскиеспитфайры», окончательно отогнавшие немцев. Но обратный путь все равно стоил ещё девятилетающих крепостей», разбившихся в Европе или упавших в Северное море.
В заключение
Что ж, большие самолеты поражают нас своим могущественным видом и размахом крыльев. Эти крылья поднимают в воздух не только грузы, но и самооценку Человечества. Конструкции, которые в сотни, тысячи раз тяжелее воздуха, с легкостью поднимаются в небо.
Наука не стоит на месте, и, возможно, в будущем в небо поднимутся принципиально новые модели самолетов-тяжеловесов, и наш список пополнится самолетами, которые превосходят описанные в статье по летно-техническим и грузоподъемным характеристикам.
Человек с древнейших времен, глядя в небо, завидовал птицам и мечтал, вот также когда-нибудь подняться в небо. От легендарного Икара, приделавшего себе к рукам крылья и до первого самолета братьев Райт, история засвидетельствовала множество попыток, предпринятых человеком, чтобы покорить небо.
Сегодня при производстве самолетов используют передовые технологии, их тестируют с помощью различных методик, проверяя на качество полетных характеристик и безопасность. А для крупных транспортных самолётов добавляется еще одна проверка — на грузоподъемность.
При рассмотрении самых больших самолетов в мире, не перестаешь удивляться, до чего мог додуматься человеческий гений, и судя по тенденции развития самолетостроения, совершенству в этой области нет предела. В людской психологии заложен пунктик, если уж создавать, то обязательно что-то большое, крупное, чтобы удивить весь мир.
Интересно, что у каждой модели своя жизнь. Одни были созданы лишь в единственном экземпляре, другие вышли в серийное производство. Но какова бы ни была судьба каждой машины, все они оставили след своих двигателей в голубом небе, на страницах истории, в судьбах людей.