Священный меч нагината или самое «женское» холодное оружие

Броня крепка

Ближе к концу эпохи кузнечное и оружейное дело шагнуло вперед. Широкое распространение получили надежные пластинчатые доспехи. Их появление привело к двум изменениям в технике боя: отпала нужда в тяжелых щитах, а легкое оружие перестало быть эффективным против бронированного врага.

Зато у воина освободилась вторая рука, ранее занятая щитом. Теперь он мог использовать ее для удержания массивного оружия, способного прорубить или пробить крепкие доспехи. Опытные мечники начали применять длинный меч.

Если же длинный меч был в руках всадника, он добавлял к тяжести оружия энергию конского разгона и мог пробить клинком доспехи врага не хуже, чем рыцарским копьем.

Популярность в Европе длинные клинки завоевали в XIV веке.

Профессия – мечник

Наши современники часто уверены, что до появления огнестрельного оружия все воины вооружались мечами (в комплекте с другими видами вооружения). Меч – оружие бойца – профессионала, кроме того его стоимость в те времена была достаточно высока. Еще одно распространенное заблуждение – уверенность, что в войнах в старину участвовали только профессиональные воины (только таких брали на войну или же все мужчины были мастерами драки).

Это не так. Владению оружием нужно было долго учиться, это не могли позволить себе небогатые люди, вынужденные зарабатывать на свое существование. В античном мире таких брали во «вспомогательные части» или наскоро обучали владению пикой, копьем (это проще).

Нередко у бедных дворян такие «воины» (из числа личной обслуги) вооружались просто палками. В лучшем случае у них были пики или косы. В мирное время ратники выполняли работы по хозяйству и не имели возможности учиться военному искусству.

В Греции мечи были у гоплитов – тяжелых пехотинцев из числа зажиточных людей. Римляне сделали короткий гладиус одним из основных видов оружия в своей армии, но у многих легионеров гладиусы были бронзовыми, и ими пользовались скорее как палками или топориками. А в средние века мечами сражались дворяне или наемные солдаты-профессионалы.

Образы Донателло

Различные экранизации особо не меняли характер этой черепашки. Дружелюбный Донни все также говорит на техническом сленге, постоянно что-то изобретает, присматривает за своими братьями. Он умудряется сохранять дружбу со всеми положительными героями.

На протяжении всего мультсериала Дон едва ли не главный персонаж. Он любит повеселиться, пошутить. Также предпочитает экспериментировать, но его технические умения все больше ориентированы на общую пользу для команды. Он практикуется в изобретении электронных гаджетов. Братья все больше гордятся им. Авторитет Дона как гения непререкаем.

Создатели мультсериала 2012 года решили немного изменить внешность Донни. У него появляется щербинка между зубов. Это милая особенность Донателло, черепашки-ниндзя. Фото мультяшных кадров, где черепашки улыбаются, чаще всего изображает именно Дона. Его можно видеть ниже.

В кино черепашка-ниндзя Донателло — все так же представитель техподдержки. По сюжету главные шутники — в команде Дон с Микеланджело. Во всех фильмах его интеллектуальные способности играли решающую роль. Третий фильм предлагает новый образ Донателло — изобретателя-философа, осваивающего машину времени. По сценарию сериала Дон изучает секреты магии, ее возможную взаимосвязь с наукой.

Как изготавливалась наги-катана

Для нагинаты принцип изготовления не отличался от прочих мечей. Условно оружие делится на две части: клинок (рубящая часть) и рукоять (ручка). Рукоять, как и у прочих мечей, прямая, овальной формы. Было два варианта длины: 1,5 и 2 м. Двухметровую ручку использовали в боевых или женских вариантах «катаны», а полутораметровую – в тренировочных.

На конце рукояти крепился железный, заостренный колпачок «ишизуки», служивший противовесом и создававший точку нанесения дополнительного удара. Как и у прочих творений сумеречного японского гения, у наги-катаны гарда была лишь в образе кольцеобразной или овальной пластины, соединявшей рубящую часть и ручку.

Рубящая часть составляла более 30 см, была заточена только с одной стороны, нередко клинок был загнут к острию. Характерным признаком меча японской конструкции является идентичность клинков, начиная с танто (кинжал для ближнего боя) и заканчивая нагинатой (длинный меч). Многолетний путь использования наги-катаны в бою.

Естественно, большинство самураев предпочитали использовать обычные катаны, однако эффективность наги-катаны признавали, но сохэи (боевые монахи) и ямабуши (горные отшельники) любили пользоваться наги-катаной. Затем это оружие стало признаком равноправия мужчин и женщин. Женщины с этой палкой могли сражаться наравне с мужчинами, а порой и побеждать более умелого соперника.

Во всяком случае, в стране Восходящего Солнца было свыше 400 школ, обучавших нагинатадзюцу (искусство боя нагинатой, дословно «искусство длинного меча»), неудивительно, почему многие люди умело ей овладевали. Вслед за развитием техник ведения боя появляются доспехи, защищающие владельца от такого длинного меча. В первую очередь это была защита для ног.

Нагината пережила два спада своей популярности. Первый произошел в XIV-XV веках, и был связан с появление дополнительной брони для ног и с появлением огнестрельного оружия, где конница становилась бесполезной, а вслед за ней полезность теряли и бойцы наги-катаны.

До XIX века люди хранили его в своих домах, отдавая дань памяти древнему оружию. Второй спад связан в эпохой Мейдзи («просвещенное правление» императора Муцухито) и индустриальной революции, воздвигнувший Японию на высокий уровень, отчего оружие стало невостребованным.

Примечания

  • Утигатану можно получить в самом начале игры, если Нежить-торговец не нужен.
  • Из-за низких требований по параметрам силы и ловкости замечательно подойдет для билдов, в которых вышеперечисленные параметры не являются основными.
  • Совершает быстрые атаки и выпады на средние дистанции. Выпад немного отталкивает противника. Минус состоит в том, что катана очень быстро ломается и нужно не забывать её чинить, либо запастись порошком для починки или иметь соответствующее заклинание.
  • Кольцо из восточного дерева также будет весьма полезно.
  • Эффект кровотечения накладывается по 33 за удар, после заполнения шкалы, отнимается 30% здоровья.
  • Выпады не накладывают кровотечение.
  • Клинок Хаоса изначально превосходит по урону, но Утигатана способна обойти его и стать одним из наиболее опасных орудий в руках умелого игрока. Этого можно достичь, если прокачать ее у кузнеца до +15 по стандартному пути, либо на +5 по пути кристалла, а после зачаровать чудесами или волшебством: Клинок Света, Клинок Темной Луны или Кристальное оружие магии.

Характер Донателло

Дон третий по старшинству брат. Свое прозвище — Вундеркинд — полностью оправдывает любовью к точным наукам. Имеет репутацию интеллектуала, увлечен изобретением гаджетов, интересуется техникой. Ему нравится классическая музыка, его любимый автор — Стив Хоункигс. С таким багажом знаний только тонкое чувство юмора помогает ему не стать занудой. Скромный характер не мешает пошутить над необразованными братьями. Самый миролюбивый персонаж команды. Получает удовольствие, если есть возможность обойти оппонента в конфликте без применения физической силы. Всегда готов оказать помощь нуждающемуся. Детство, проведенное в канализационном коллекторе, наложило своеобразный отпечаток на личность Дона – он наиболее скрытен из всех черепашек, его привлекают тишина и одиночество подземного мира. У него имеются свои тайны от братьев. Секрет, тщательно скрываемый от посторонних — лаборатория, где есть возможность без помех исследовать различные устройства, заниматься разработкой компьютерных игр, экспериментировать, а потом с гордостью демонстрировать свои полезные изобретения. Очень ответственный и серьезный. Твердо выполняет обещание, данное Леонардо — приглядывать за младшим Микеланджело, который постоянно попадает в нелепые ситуации. Дружелюбная натура позволяет легко заводить друзей. Носит фиолетовую повязку и очки. Имя свое получил в честь итальянского художника Донателло.

Боевые и ударные характеристики

Как правило, глефы использовали вместе с пиками. Комбинация двух этих видов оружия обеспечивала довольно надежную оборону против кавалерии. Колющие свойства были абсолютно второстепенными. К тому же в этом они уступали другому оружию, более подходящему на роль «классического» копья — пикам, алебардам.

В рядах войска глефа была оружием исключительно рубящим. Главным же предназначением глеф была борьба с тяжело бронированным противником, а не нанесение быстрых уколов по их сравнительно легко защищённому окружению. Глефы и пики на вооружении единого отряда при их грамотном применении не оставляли шансов на успех любым тяжёлым силам противника — как конным, так и пешим. При этом именно носителей глеф ставили на наиболее угрожаемые позиции.

В случае же прорыва такого строя глефа давала возможность проводить множество атакующих и защитных приёмов, что при наличии свободного пространства для опытных воинов только усиливало их эффективность. Но имея весомое преимущество в дальности поражения, при схватке на дистанциях в непосредственной близости от себя пехотинец с глефой был более уязвим.

Статуэтка воина с глефой отражает пропорции этого оружия

История

Бесплатный коктейль «Яшмовая роса»

Но самым коварным невидимым оружием, конечно, оставались яды. Мотидзуки Тиемэ были известны секреты более 300 снадобий самого различного свойства: лекарственных и тонизирующих, расслабляющих и стимулирующих, дурманящих и возбуждающих, и, разумеется, ядов и противоядий. Если требовался яд замедленного действия, заваривали чай с поэтическим названием «Гекуро» – яшмовая роса.

Чай высшего сорта Гёкуро

Его заливали в бамбуковый сосуд и закапывали на сорок дней для гниения. Получившуюся черную кашицу по 2-3 капли в день подмешивали в пищу. Здоровый человек заболевал через 10 дней, через 70 –умирал, слабые уходили из жизни раньше, и ни один врач не мог определить причину смерти. Охотно использовались и «дзагарасияку» – яды, убивающие на месте. К примеру, долго варимые вместе, поровну взятые косточки незрелых сливы и персика. Хочешь – в пищу, хочешь – распыляй в воздухе. Исход один.

«Кровяными» ядами пользовались для смазывания стрел, игл и «звезд смерти» – сюрикенов. Можно было поджарить гигантскую, с 22-сантиметровым телом, японскую жабу «хикигаэру» на вертеле. Яд вытечет из желез, перебродит – и жертву разобьет паралич.

Немало было усыпляющих средств. «Если высушить в тени и перемолоть в муку коноплю, потом сварить ее, добавить в чай: от одного глотка заснешь, от двух-трех – наступит лихорадочный сон с жаром, а за несколько дней такого угощения – сойдешь с ума». Так выглядит рецепт из древнего трактата.

История происхождения

Любое японское оружие обладает своей историей. Не является исключением и Нагамаки. Вокруг этого меча ходит немало легенд, причем некоторые из них носят мистический характер. У большинства людей, далеких от японской культуры, меч Катана вызывает ассоциации с самураями. Это так лишь отчасти, ведь классификация японских мечей достаточно сложная, а самураи, то есть, японские феодалы, были вооружены по-разному. Здесь недаром вспоминается, что самурай – не воин японской армии, а именно феодал-одиночка, который защищал свое поместье. Большинство войн представляли собой не внешнюю угрозу, а внутренние распри феодалов.

Паритет сил обеспечивался сравнительно одинаковым вооружением и единой тактикой ведения боев. Победу одерживал тот воин, который был наиболее подготовленным. Если же битва носила массовый характер, то на выручку приходила тактика военачальников по ведению боя. Прототипом меча Нагамаки является длинный меч Нодати. Первые летописи, в которых упоминается этот оружие, охватывают эпоху войн Хэйан, длившуюся с 794 по 1185 годы. Исторические события, происходящие в Японии, принято классифицировать по периодам, имеющим собственное название. Так, расцвет меча Нагамаки пришелся на период:

  • Период Камакура;
  • Период Намбокутё;
  • Период Муромати;
  • Период Сэнгоку (период деятельности Ода Нобунага).

Длина лезвия Нагамаки точно такое же, как у мечей Катана, однако габариты рукоятей и лезвий никто никогда не регламентировал. В феодальной Японии рукоятки были короткими или длинными, в зависимости от желаний владельца меча. Единственный неоспоримый признак, по которому Нагамаки относят к мечу – способ крепления клинка и рукояти. Метод крепления точно такой же, как у меча Вакидзаси или меча Катана. Его еще называют креплением «на колышки». Рукоять обматывалась шелковым шнуром, который долгое время служил признаком самурайского меча. Копья не обматывали, так как древко должно было скользить в руках. Шелковая же нить обеспечивала надежный хват в руке.

Внешний вид и устройство меча

В некоторой классификации меч Нагамаки относят к японским двуручным мечам. Двуручным он стал по той причине, что его рукоять имеет такую же длину, как и клинок, поэтому бойцу приходится орудовать с мечом двумя руками. Если у меча Катана увеличить рукоять, то может получиться классический Нагамаки. Отличительной особенностью этих мечей является небольшой изгиб клинка. Если рукоять изготавливали в виде древка, то сверху его обматывали перекрестными шелковыми шнурами. Ручка имеет навершие для надежной фиксации в руке. Существует мнение, что именно благодаря обмотке меч получил свое название.

Производство мечей в Японии всегда считалось неким ритуалом. Недаром старые мечи считаются фамильными, так как знания передавались от мастера его потомкам. В Японии оружейные мастера считались особым сословием. К изготовлению меча нужно было как следует подготовиться. Все секреты не раскрываются, но известно, что без помощи духов это дело не обходилось. Вот почему история оружия пропитана мистикой. Кузнец проводил определенное время в медитации, соблюдал пост, молился и лишь потом принимался за работу. Если быть более точным, то ритуал изготовления меча представлял костюмированное зрелище. Мастер облачался в одежду синтоистского священника, кузня предварительно убиралась, украшалась, чтобы отпугнуть злых духов. На стены вешались обереги и амулеты.

Единого чертежа или стандартов для мечей не было. Известно только, что к обязательным элементам относились:

  • Рукоять;
  • Клинок;
  • Навершие (Касира);
  • Гарда (цуба).

Были и дополнительные элементы. Так, например, в рукоять могли вплетаться камни, амулеты и прочие металлические изделия. Менуки (Мэнуки) подсовывались под оплетку рукояти. Клинок ножа имел некое подобие оковки (Хабуки). Длина клинка превышала 60 см. Ее максимальное значение не регламентировалось. Как было уже сказано, зачастую размер рукояти равнялся размеру клинка, но строго это требование не выполнялось. Таким образом, длина оружия могла варьироваться от 120 см до 220 см. Отметим, что некоторые другие самурайские мечи изготавливались по строго определенным техническим параметрам.

Встречаются Нагамаки, не подходящие под приведенное описание. Так, в школах Араки-рю используют мечи длиной до 240 см. Масса такого меча превышает 3 кг. Клинок затачивается только с одной стороны. Рукоять и лезвие крепятся «на клинышки». Их число может быть разным, но если в самурайских мечах мог использоваться один клинышек, то в мече Нагамаки их было два или три. Своеобразная форма меча вполне себя оправдывала в реальном бою. При умелом хвате воин получал рычаг с большим плечом. Им удобно было орудовать, причем враг, чтобы добраться до своего противника, вынужден был работать в дальнем бою и, как следствие, быстро уставал.

Что собой представляет классическая праща

Устройство пращи по своей сути не представляет ничего сложного. Это простая полоска из текстиля любого вида, кожи, лыка или другого подручного материала, который был доступен в конкретной местности. Часто для изготовления пращи использовалась обычная верёвка, на которую посередине нашивался кожаный кармашек для снаряда. Иногда пращу плели из верёвок, делая плетение более широким в середине.

Хотя праща не отличается разнообразием различных модификаций, всё же существовало несколько модификаций, которые значительно отличались друг от друга:

  • Классическая ременная или верёвочная праща, которая была наиболее популярным метательным оружием не только в Древней Греции, но и во всём мире. Для того, чтобы научиться виртуозно пользоваться пращей, древние воины тренировались с самого детства. Стоит отметить, что стрельба из пращи считалась неблагородным занятием и настоящие воины пренебрегали этим оружием, хотя снаряд пращи, выпущенный рукой профессионала, с лёгкостью пробивал металлический шлем;
  • Менее известной была праща, выполненная в виде бича. Данное оружие представляло собой длинное кнутовище, к которому крепилась прочная верёвка или петля. Такой тип пращи использовался в средневековой Европе. Снаряды пращи этого типа изготавливались из металла в виде небольших шаров;
  • Самая простая и редкая модификация пращи, которая представляла собой нечто среднее между копьеметалкой и пращей, представляет собой обычную палку, расщеплённую на конце. Стрельба из пращи такого типа была недостаточно эффективной, хотя в расщеплённый конец могли вставляться не только камни или снаряды для пращи, но и различные металлические изделия, вроде дротиков и т.п.

Праща является простейшим метательным оружием, её принцип действия уникален и не повторяется больше ни в одном виде холодного оружия. Камень или снаряд из пращи летит под воздействием центробежной силы, которая заставляет его набирать огромную начальную скорость и лететь на значительное расстояние.

Боевые возможности нагинаты

Нагината – универсальное оружие. Оно собрало в себе все самые сильные стороны меча, копья и длинного шеста. Воин с этим оружием мог наносить противнику рубящие и колющие удары, при этом держа его от себя на значительном расстоянии.

Старинной нагинатой не удобно было наносить колющие удары, однако, она обладала высокими рубяще – режущими свойствами за счет сильного изгиба и ширины клинка. Считалось, что простолюдины, которые были ее первыми владельцами, старались отрезать врагу ноги, при этом, не подпуская его к себе на близкое расстояние и защищая себя, таким образом, от ударов вражеского меча.

Зато старинная тяжелая нагината, обладала мощным рубящим ударом, изогнутое и заточенное с одной стороны лезвие клинка идеально подходило для широких секущих дугообразных движений. Применялась для того, чтобы отрубить руки или ноги конного противника или повредить ему сухожилия, так как в этих местах доспехи были слабыми, либо чтобы нанести вред или зарубить лошадь, а так же добить упавшего всадника.

Нагината не рассчитана на нанесение мощного удара сверху вниз по голове и ею с трудом можно нанести прицельный удар, например, попасть в щель забрала, как это может сделать европейская алебарда. При этом оглушающие удары по голове противника, даже если он находился в шлеме, были все равно весьма ощутимы, вряд  ли враг оставался после них в сознании. В целом же, нагината считается маневреннее и легче европейской алебарды.

Конструктивные особенности нагинаты собрали в себе приемы, как меча, так и копья в технике фехтования. Как у меча у нагинаты древко овальное, а не круглое, как у копья.  По такой форме легче сориентировать в бою направление клинка. Так же с овальной рукоятью удобнее рубить, и отбивать даже самые быстрые удары, наприме, копья или меча. Воин с нагинатой мог рубить и колоть в различных уровнях и по различным траекториям.

До эпохи развития Хэйан в Японии(794 – 1185) нагината, как оружие применялась только пехотинцами. В период воин (с 1181 по 1185 годы) это оружие начинают применять и наездники, так как им эффективно было уничтожать лошадей противника и наносить конному врагу серьезные травмы. Не вышла она из обихода и активно продолжала использоваться в этот период в бою  пехотинцами, нагината даже способствовала появлению в доспехах элементов защиты ног, что ранее не было востребовано.

Широкие возможности нагинаты требовали хорошей физической подготовки воина, особенно его кистей и предплечий. Оружие можно перебрасывать из руки в руку, им выполнялись различные круги и восьмерки.

В руках опытного фехтовальщика опасным становился и нижний конец рукояти с острием

Им можно было выполнять различные тычки врагу, отбиваться, отвлекать внимание, чтобы затем острым клинком нанести серьезный удар. Острым наконечником можно было нанести колющие и рубящие удары

Средней частью нагинаты воин мог блокировать удары противника или оттолкнуть его. Длинная рукоять нагинаты давала возможность вести бой на приличной дистанции и проявляла эффективность в борьбе с несколькими противниками одновременно.

Наглядно представлены возможности нагинаты в одном из древнейших памятников японской литературы конца 15 – начала 16 века «Сказание о Ёсицунэ». Живой оригинальный язык того времени профессионально смог передать Аркадий Стругацкий. Вот как там описывается бой главного героя произведения Минамото Ёсицунэ, который стал участником феодальных воин 12 века. «Он рубил навзлет и наотмашь, протыкал животы коням, а упавшим всадникам отсекал головы ударами под шлем, либо оглушал их и резал насмерть. Рубил направо, налево и вокруг себя, и ни один человек не мог к нему подступиться, чтобы схватиться лицом к лицу. В безумной ярости метался Бэнкэй, нанося удары во все стороны. Разогнав нападавших, он воткнул нагинату острием в землю, оперся на древко и устремил на врагов взгляд, исполненный гнева.»

Применения

Меч на длинном древке – больше женское оружие, нежели мужское. Традиционно им пользовались женщины из воинского сословия, обороняя дом от врага. Известно сказание про онна-бугэйся, повествующее о том, как 3 000 вооруженных женщин под командованием мастерски владевшей нагинатой Годзэн Хангаку отстояли замок Торидзакаяма, на который напали 10 000 самураев рода Ходзе. Битва случилась в 1201 году и считается одной из ярких страниц военной истории Японии по сей день.

Специфика использования нагинаты – возможность наносить колющие, рубящие удары, в том числе акцентированные, характерные традиционному кэндо. Для использования оружия важна физическая подготовка; основная нагрузка распределяется по кистям, предплечьям. Эффективная техника использования длинного оружия – перебрасывание из рук в руку, фехтование кругами и восьмерками, обманные маневры и вращение лезвием. Одновременно нижним концом совершаются тычки, отвлекающие противника и парирующие его удары. Во время боя опытный фехтовальщик охватывает 35 м2. Со стороны действо напоминает смерч.

Длина оружия – порядка 2 м

Особенное значение нагинаты в качестве женского оружия проявилось в эпоху Сэнгоку (1467-1573). Переводы летописей тех периодов показывают, что очень часто защитой осажденного замка командовали именно женщины:

  • из «Повести о смуте в Бити» известно, что жена Мимура Котоку с 83 женщинами под своим командованием удачно напала на противника, осадившего замок ее супруга;
  • «Повесть о мятеже в Ига» рассказывает о великолепной мастерице фехтования нагинатой Кие-но годзэн, в возрасте 38 лет погибшей, защищая замок Хидзияма.

В эпоху Токугава (1603-1868) обучение девочек владению мечом с длинным лезвием начиналось в 12 лет; к 18 каждая была обязана освоить технику в совершенстве.

В XVIII интерес к орудию постепенно спадает. Это связано не только с длиной рукояти или другими особенностями конструкции, но и с изменением в практике ведения войны. Впрочем, известно, что в 1868 во время войн Босин в Фукусима были воины, вооруженные длинным мечом; такие эпизоды зафиксированы и позднее в Сацума, где в 1876 развернулось крупное восстание. В основном с древковым оружием в бой шли женщины.

Традиционно длинный меч – женское оружие

Изготовление нагамаки своими руками

Такое специфическое оружие как нагамаки нельзя купить даже в специализированных магазинах. Кузнецы-оружейники тоже с большой неохотой возьмутся за непривычную работу. Остаётся изготовить это оружие самостоятельно или помочь кузнецу.

Для начала нужно изготовить клинок. Его параметры практически не отличаются от клинка классической катаны, только хвостовик должен быть длиннее. Для клинка нужна углеродистая сталь. Прекрасно подойдёт 65г (рессорная) или у8 (её достать будет сложнее). Можно просто выковать однородный клинок из стали, а можно выковать клинок с мягким сердечником в оболочке из твёрдой стали. Второй вариант намного сложнее, но если куёт опытный кузнец-клиночник, можно сделать и такой клинок.

Выкованный клинок нужно обработать для придания нужной геометрии. Для этого идеально подойдёт шлифовальный гриндер. Если его нет, придётся использовать электрическое точило. Чтобы не испортить клинок, снимать лишний металл нужно очень аккуратно. Окончательную обработку клинка нужно проводить с помощью напильника. Если не проводить очистку напильника от забивших его металлических опилок, можно глубоко поцарапать клинок.

После закалки нужно сделать отпуск клинка, иначе он будет слишком хрупким. Окончательная обработка клинка включает в себя шлифовку наждачной бумагой. Далее производится нарезка дола на клинке. Это можно сделать с помощью болгарки или дрелью с абразивными насадками. После этого клинок окончательно шлифуется до зеркального блеска.

Цубу, касиру и мэнуке лучше приобрести заранее, а рукоять не сложно сделать из двух плашек подходящего дерева. В плашках выбирается паз для хвостовика клинка, после чего половинки склеиваются и обрабатываются напильником для придания формы.

Рукоять обклеивается кожей (лучше использовать кожу ската, но подойдёт и простая) и после того, как клей засохнет, обтягивается шёлковым шнуром. При оплётке не стоит забывать про мэнуке, которые вложены в оплётку вовсе не для красоты. На самом деле их предназначения не давать рукам скользить на рукояти.

После того, как рукоять обмотана, собираем меч, не забывая про правильную последовательность всех элементов конструкции.

Если есть желание, можно заодно изготовить и ножны для нагамаки. Они делаются из двух деревянных плашек, внутри которых вырезается паз для клинка. После того, как паз готов, половики шлифуются и склеиваются.

Нагамаки можно повесить дома на стенку для придания помещению неповторимого японского антуража. Если вы хотите тренироваться с этим оружием на улице, не затачивайте рубящую кромку, иначе это будет считаться холодным оружием.

Автор статьи:
ULFHED

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

Самые новые военные зарубежные грузовики

Нагината

Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод — «длинный меч») — японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и клинок от 30 до 50 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом европейской глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но обладает более легким весом.

Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. Согласно одной версии, нагината произошла от крестьянского рабочего орудия, использовавшегося для рубки, вероятно, напоминавшего сибирскую пальму. По другой, она ведёт своё происхождение от китайских «алебард», проникших в Японию между II в. до н. э. и II в. н. э., бронзовые наконечники которых найдены при раскопках на о-ве Кюсю. Вплоть до эпохи Хэйан (794-1185) нагинатой пользовались в основном пехотинцы, но в годы войны Гэмпэй (1181-1185) её достоинства оценили и благородные воины, применявшие её для подрезания ног вражеских лошадей.

Со временем конструкция нагината претерпела некоторые изменения. Если в период Хэйан чаще использовались нагината с сильно изогнутыми и массивными клинками длиной от 60 до 120 см, закреплёнными в древке длиной 1,2-1,5 м, то начиная с XIV века наконечник становился всё короче и с меньшим изгибом, а длина древка увеличивалась. Классическая форма нагинаты сформировалась в эпоху Эдо: наконечник длиной от 30 до 70 (чаще всего 60) см, закреплённый в древке длиной 180 см.

Древко нагинаты изготовлялось из дуба, покрывалось лаком и нередко имело овальное сечение, что облегчало определение направления лезвия при быстрых вращениях и перехватах. Клинок мог отделяться от древка круглой гардой цуба. Клинки, за исключением изготовляемых для знатных заказчиков, как правило, уступали по качеству изготовления наконечникам копий яри. Формы клинков также различались: у некоторых они напоминали лезвия мечей, у других к концу расширялись. Иногда в качестве наконечников нагинат использовались перекованные клинки катан.

Нагината издавна являлась излюбленным оружием сохэев и ямабуси, монахов-воинов.

В мирное время нагината использовалась женщинами из сословия самураев для защиты своего жилища. Ею охотно пользовались легендарные онна-бугэйся, например, известная Годзэн Хангаку, или Итагаки, командовавшая в 1201 году гарнизоном из 3000 воинов в замке Торидзакаяма, осаждённого 10000-ной армией клана Ходзё.

Источники свидетельствуют, что в эпоху Сэнгоку (1467-1573) подобные женщины-воительницы из самурайского рода нередко становились последними защитницами осаждённых крепостей.

Так, в «Бити хёранки» («Повести о смуте в Бити») рассказывается о супруге Мимура Котоку, которая, вооружившись нагината, совершила удачную вылазку из замка своего мужа во главе отряда из 83-х дам, а в «Иранки» («Повести о мятеже в Ига») описывается эпизод из обороны замка Хидзияма, при защите которого геройски погибла 38-летняя госпожа Киё-но годзэн, также виртуозно владевшая нагината.

Немецкий историк Энгельберт Кэмпфер в своей «Истории Японии» (1727) сообщает, что нагинатой традиционно вооружались придворные дамы сёгунов Токугава, обучавшиеся навыкам владения ими с 12 лет. В эпоху Токугава (1603-1868) все японки из самурайских семей были обязаны к 18 годам овладеть умением обращаться с нагината.

Уже в XVIII веке нагината практически выходит из употребления, превратившись в семейную реликвию или атрибут различных церемоний. Эпизодически подобное оружие использовалось ещё в 1868 году во время войны Босин в боевых столкновениях в префектуре Фукусима, а также в 1876 году во время восстания в Сацума, преимущественно женщинами.

В старой Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. В середине 1920-х годов оно введено в обязательную программу для средних школ, а в 1955 году образована Всеяпонская федерация нагината (AJNF). В наши дни нагината является одним из символов Японии, хотя и не столь известной, как катана (часто встречается в музеях и упоминается в современном искусстве.

В 2020 году создана Российская ассоциация нагинаты. Сегодня этот вид японского боевого искусства культивируется в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector