565,сражение у мыса калиакрия, подзабытый триумф

Содержание

Навигация

Последствия

Часть турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережью; одна алжирская эскадра смогла достигнуть Константинополя и вошла туда ночью: при этом флагманский корабль Саид-Али начал тонуть и пушечными выстрелами требовал помощи. Судьба капудана-паши долго была неизвестна. Разнеслись слухи о готовности Ушакова атаковать Константинополь. Все это произвело на османское правительство очень тягостное впечатление и приблизило окончание войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Тактика, использованная Ушаковым, была серьёзным нововведением в теорию морского боя. Впоследствии аналогичный манёвр совершил адмирал Нельсон в сражении при Абукире в 1798 году и Трафальгарском сражении в 1805 года.

За победу при Калиакрии Ф. Ф. Ушакову был пожалован орден святого Александра Невского, 14 командиров были награждены орденами святого Георгия и святого Владимира 2 степени.

В следующем году «отличившиеся храбростью при победе в конце последней компании, одержанной над турецким флотом» капитаны 1-го ранга Н. Л. Языков, М. М. Елчанинов, К. А. Шапилов, капитаны 2-го ранга М. Л. Львов, Ишин, Ларионов, капитан 2-го ранга морской артиллерии Юхарин и Пилигрини были пожалованы золотыми шпагами с надписью «За храбрость».

См. также

См. также

Русская эскадра[править]

«Рождество Христово» (до 15.3.1790 — Иосиф II) — флагманский корабль Ф.Ушакова

Линейные корабли:

1) 84 — пушечный «Рождество Христово» под флагом контр-адмирала Ушакова, какпитан 1 ранга Елчанинов.

2) 74-пушечный «Иоанн Предтеча», капитан 1 ранга Баранов.

3) 66-пушечный «Мария Магдалина», бригадир Голенкин и капитан 2 ранга Ишин.

4) 66-пушечный «Святой Владимир», капитан бригадирского чина Пустошкин.

5) 66-пушечный «Святой Павел», капитан 1 ранга Шапилов.

6) 66-пушечный «Преображение Господне», капитан 1 ранга Кумани.

7) 50-пушечный «Святой Георгий Победоносец», капитан 1 ранга Чефальяно.

8) 50-пушечный «Святой Александр Невский», капитан 1 ранга Языков.

9) 50-пушечный «Святой Андрей Первозванный», капитан 2 ранга Саранденаки

10) 46-пушечный «Святой Иоанн Богослов», капитан 2 ранга Шишмарёв.

11) 46-пушечный «Святой Пётр Апостол», капитан 1 ранга Заостровский.

12) 46-пушечный «Царь Константин», капитан 2 ранга Ознобишин.

13) 46-пушечный «Феодор Стратилат», капитан 1 ранга Селивачёв.

14) 66-пушечный «Святой Леонтий Мученик», капитан 1 ранга Обольянинов.

15) 46-пушечный «Навархия Вознесение Господне», капитан 2 ранга Д. Н. Сенявин.

16) 50-пушечный «Святой Николай», капитан 2 ранга Львов.

Фрегаты:

17) 44-пушечный «Святой Нестор Преподобный», капитан 2 ранга Ларионов.

18) 36-пушечный «Макроплия Святого Марка», капитан 2 ранга Великошапкин.

Бомбардирских судов — 3. Брандер — 1. Крейсерских судов — 17.

Схватка

Для победы над турками нужно было вмести сумятицу в их ряды быстрым и внезапным ударом. Как только Ушаков завидел турецкую эскадру, тут же решился на атаку. Турки даже не поверили поначалу: мало того, что русских было меньше, так Ушаков и не перестроил корабли в линию для нападения.

Русский контр-адмирал спешно провёл корабли тремя колоннами между берегом и турецкой эскадрой — под огнём береговых батарей. Если бы турки готовы были встретить незваных гостей, то русским морякам пришлось бы отступить. Но они и представить себе не могли, что Ушаков решится на безрассудно смелую атаку. Ушаков добился своего: на турецких судах уже царила паника, Сеид-Али потерял контроль над кораблями… Они не успели чётко построиться в линию баталии, не успели организовать артиллерийский отпор.

Перетерпев первое, внезапное, нападение русских, алжирец попытался перестроить корабли для контратаки, поймать ветер. В отличие от Гусейна, алжирец преодолел замешательство первых минут боя и оставался опасным противником. Ушаков прочитал этот замысел — и на собственном флагмане «Рождество Христово» атаковал его. Ушаков вышел из линии, бросился в атаку с одной целью: лишить турок «головы». В этом эпизоде не потерял выдержки один из лучших учеников Ушакова — командир «Рождества Христова» капитан первого ранга Елчанинов.

История службы

Зачислен в списке судов Черноморского флота 2 июля 1915 года. Заложен на стапеле Николаевского адмиралтейства, арендованном ОНЗиВ 29 октября 1915 года, спущен на воду 14 августа 1916 года. В 1917 году, после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 12 ноября 1917 года «Калиакрия» был принят в состав 3-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота. Был назван в честь мыса Калиакра в Болгарии, у которого в 1791 году русский флот контр-адмирала Ушакова разбил турецкие и алжирские корабли.

Участия в боевых действиях корабль не принимал. 16 декабря 1917 года эскадренный миноносец «Калиакрия» вошёл в состав советского флота. В январе 1918 года принимал участие в установлении советской власти в Феодосии. После предъявления германским командованием 25 апреля ультиматума советскому правительству о сдаче Черноморского флота 29 апреля 1918 года «Калиакрия» вместе с частью кораблей ушёл из Севастополя. 1 мая 1918 года корабль прибыл в Новороссийск; 18 июня корабль по решению советского правительства был затоплен экипажем на глубине 28 метров (во избежание захвата германскими войсками).

В период с 17 июня по 4 октября 1925 года в ходе специальной операции эсминец «Калиакрия» был поднят Черноморской партией ЭПРОН. 27 апреля 1926 года корабль отбуксировали в Николаев для восстановительного ремонта. 24 ноября 1926 года эсминец был переименован в «Дзержинский». С 1 января по 24 августа 1929 года корабль проходил восстановительный и капитальный ремонты, после завершения которых 29 августа 1929 года был принят в строй Морских Сил Чёрного моря, став флагманом 1-го дивизиона эскадренных миноносцев. В декабре 1929 года «Дзержинский» нанёс визит в Стамбул. В —1934 годах корабль прошёл второй капитальный ремонт на Севморзаводе.

К началу Великой Отечественной войны эскадренный миноносец входил в состав 1-го дивизиона эсминцев. В ходе войны участвовал в минных постановках, эскортировании транспортов у кавказского побережья и обороне Одессы. С конца сентября по март 1942 года «Дзержинский» находился на среднем ремонте в ВМБ Поти, после окончания которого участвовал в обороне Севастополя.

14 мая 1942 года эсминец следовал с маршевым пополнением из Новороссийска в Севастополь. На подходе к Севастополю в тумане «Дзержинский» отклонился от фарватера и подорвался на мине советского оборонительного минного заграждения. От взрыва мины корабль переломился и затонул на глубине около 120 метров в точке 44° 27’ с.ш. 31° 19’ в.д. При этом погибло 158 членов экипажа и 110 (по другим данным 125) солдат маршевого пополнения. Спасти удалось только 27 человек, в том числе командира корабля. 24 июня 1942 года эсминец был исключён из состава советского ВМФ.

Враг не пройдет

Алжирскими кораблями управлял адмирал Сейит-Али, который обещал турецкому султану привезти «Ушак-пашу». Под его руководством они попытались зажать головные корабли русского флота. Этот маневр был замечен адмиралом Ушаковым, который находился на корабле под названием «Рождество Христово». Именно на нем он обогнул алжирский корабль и атаковал его. На близком расстоянии судну неприятеля были нанесены тяжелые повреждения, сбита фор-стеньга и грот-марса-рей. Алжирцы отступили, но бой продолжался и матросы на корабле «Рождество Христово» продолжали героическую битву, обращая неприятелей в бегство. Морское сражение у мыса Калиакрия продолжалось три часа.

Сражение[править]

Эскадра направилась на запад и в полдень 31 июля обнаружила турецкий флот, стоящий на якоре близ мыса Калиакрии под прикрытием береговой батареи, имевшего 18 кораблей, 10 больших линейных фрегатов и полусотни других судов. На турецкой эскадре находился алжирский паша, известный в Средиземном море пират, Саит-Али, давший обещание Султану привезти Ушакова в Константинополь в клетке. Он командовал частью турецкого флота — алжирской эскадрой, на которой находилось большое количество десанта, предназначенного, по замыслу Саит-Али для абордажной схватки. Появление русского флота было внезапным и произвело смятение в турецком флоте. Обрубив якоря, он стал уходить под ветер построение турецкого флота происходило неорганизованно: Капудан-паша начал строить флот в линию правого галса, тогда как Саит-Али строил свою часть флота в линию левого галса; этому последовал и капудан-паша.

Я продолжал гнаться за ними и (в половине четвертого часа) сигналом приказал как можно скорее строить линию баталии при NNO ветре на левый галс, параллельно фронту неприятельскому и спускался на него со всей возможной поспешностью…Саит-Али с вице адмиральским кораблём…и другим большим и с несколькими фрегатами…спешил отделиться вперёд, выигрывая ветер. Посему, для предупреждения его намерений, я погнался за ним с кораблём «Рождество Христово», следуя вперёд нашей линии…Когда же линия нашего флота была построена в самом близком расстоянии против неприятельской, я догнал передовой корабль паши Саит-Али и сигналом приказал всему флоту спуститься к неприятелю на ближайшую дистанцию, а корабль под флагом моим, «Рождество Христово», приближаясь к передовому кораблю на дистанцию полукабельтова, атаковал его, обойдя несколько с носу. Тогда же, по учинённому сигналу (в 5 часов), всей линией началось жестокое сражение, которое продолжалось от пяти до половины девятого часа пополудни.

Через 45 минут после начала сражения корабль Саит-Али, разбитый до крайности, и потерявший почти 500 человек экипажа, скрылся за линией турецкого флота. Занявшие его место другой флагманский корабль и два фрегата, но и они вскоре, получив сильные повреждения, вышли из боя. Корабль «Рождество Христово», преследуя корабль Саит-Али, оказался в середине турецкого флота и произвёл в нём такое смятение, что корабли их сами друг друга били своими выстрелами В это время авангард турецкого флота был окружён тремя русскими линейными кораблями, следовавшими за Ушаковым. Спустя некоторое время весь наш флот окружил турецкий флот и расстреливал его до наступления темноты, принуждая турецкие корабли укрываться один за другого. При начале же ночной темноты флот неприятельский был совершенно разбит… и бежал стеснённой кучей под ветер… суда наши сомкнув дистанцию, гнались за ним и били его из носовых пушек, а которым было способно, и всеми лагами. Преследование неприятеля продолжалось всю ночь. На рассвете турецкий флот скрылся из виду, и Ф. Ф. Ушаков встал на якорь для исправления повреждений. Большая часть турецкого флота пришла в бедственное состояние. Несколько линейных кораблей от подводных пробоин пошли ко дну, другие выбросились на берег. Константинополя достигла только алжирская эскадра. Корабль Саит-Али начал тонуть ввиду берега и звал на помощь пушечными выстрелами.

Вид части флота, вернувшейся со сражения, с разрушенными кораблями без мачт и огромными потерями заставили Турцию ускорить мирные переговоры. 5 августа Ушаков снялся с якоря, намериваясь плыть к Босфору искать разбитый турецкий флот и захватить либо потопить и сжечь его. Однако 8 августа вблизи Варны русский флот был встречен турецким судном, вёзшими сообщение князя Репнина о заключении перемирия и прекращении боевых действий. Контр-адмирал Ушаков за победу при Калиакрии 14 октября 1791 года был награждён орденом Святого Александра Невского. В сражении у мыса Калиакрия получили новое развитие приёмы маневренной тактики морского сражения.

Результатом легендарных подвигов русской армии и флота, увенчанных победой при Калиакрии, стало подписание 29 декабря 1791 года (9 января 1792 года) Ясского мирного договора, закрепившего за Россией Крым и Кубань и усилившего позиции России на Кавказе и Балканах.

Последствия

Часть турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережью; одна алжирская эскадра смогла достигнуть Константинополя и вошла туда ночью: при этом флагманский корабль Саид-Али начал тонуть и пушечными выстрелами требовал помощи. Судьба капудана-паши долго была неизвестна. Разнеслись слухи о готовности Ушакова атаковать Константинополь. Все это произвело на османское правительство очень тягостное впечатление и приблизило окончание войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Тактика, использованная Ушаковым, была серьёзным нововведением в теорию морского боя. Впоследствии аналогичный манёвр совершил адмирал Нельсон в сражении при Абукире в 1798 году и Трафальгарском сражении в 1805 года.

За победу при Калиакрии Ф. Ф. Ушакову был пожалован орден святого Александра Невского, 14 командиров были награждены орденами святого Георгия и святого Владимира 2 степени.

В следующем году «отличившиеся храбростью при победе в конце последней компании, одержанной над турецким флотом» капитаны 1-го ранга Н. Л. Языков, М. М. Елчанинов, К. А. Шапилов, капитаны 2-го ранга М. Л. Львов, Ишин, Ларионов, капитан 2-го ранга морской артиллерии Юхарин и Пилигрини были пожалованы золотыми шпагами с надписью «За храбрость».

Ход битвы

Османский флот после непродолжительного крейсерства по Чёрному морю в начале июля сосредоточился у Варны, а затем перешел к Калиакрии, где встал на якорь. 31 июля был праздник Рамазана, и часть судовых команд была отпущена на берег. Вдруг совершенно неожиданно на горизонте показался русский флот (вышел из Севастополя 28 июля (8 августа)), под всеми парусами, стремительно спускавшийся (под северным ветром) на турок.

У Ушакова в линии находилось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и 2 бомбардирских корабля (около 1000 орудий); флот находился в походном строе 3 кильватерных колонн; усмотрев турок, Ушаков не дал себе даже времени перестроиться в линию баталии, отступив, таким образом, от освященных традициями приемов, прошел около 14:45 с северо-востока между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи, под огнём этих батарей и стремительно атаковал турок. На адмиральском корабле развевались сигналы: «прибавить парусов», а потом «нести все возможные паруса».

Турки (18 линейных кораблей, 10 линейных фрегатов и 7 малых фрегатов), совершенно не ожидавшие атаки и проигравшие, благодаря маневру Ушакова, ветер, поспешно рубили канаты и пытались строить линию баталии на левом галсе; при этом некоторые суда навалили друг на друга, и на одном корабле рухнула бизань-мачта, а другой сорвал себе бушприт.

Схема битвы при Калиакрии (рисунок из статьи «Калиакрия» «Военная энциклопедия Сытина»)

Между тем, российский флот тоже перестроился в линию баталии на левом галсе. Передовые турецкие корабли и впереди всех алжирский адмирал Саид-Али, обладая лучшим ходом, уклонились несколько влево, видимо имея намерение выйти на ветер. Ушаков угадал этот манёвр, на своем флагманском корабле «Рождество Христово» (лучший ходок) вышел из линии, обогнал голову своей эскадры и атаковал Саид-Али с расстояния около полукабельтова; вместе с тем флоту был дан сигнал «спуститься на неприятеля», и бой завязался на самых близких дистанциях. В это время было около 17 часов.

Корабль Саид-Али вскоре потерял фор-стеньгу, грот-марсель, на нём были сбиты паруса, и он вынужден был спуститься за линию. Ушаков, увлекшись атакой, очутился в середине турецкого флота; левым бортом он отбивался от 2 больших фрегатов, а с кормы и с правого борта его атаковали 2 корабля; положение Ушакова некоторое время было весьма опасное, но вскоре к нему на выручку подошли отставшие передовые корабли, «Александр», «Предтеча» и «Федор Стратилат». К 20 часам турки были уже совершенно разбиты и без всякого строя, по способности, бежали по ветру. К 20:30 часам дым застлал все место боя; ветер постепенно стих, и сражение прекратилось.

Часа через 2 задул ветер от северо-северо-запада, русский флот лег на курс северо-восток и в полночь повернул на другой галс, надеясь выйти на ветер неприятеля. Несли все возможные паруса, но на рассвете 1 августа неприятель, отступавший к Константинополю, был виден только с салингов. Здесь сказались все недостатки постройки российских судов, чья древесина шла на строительство сырой, от которых турки, сильно избитые, всё же уходили без труда (туркам строили суда французские инженеры). Не имея надежды догнать неприятеля, Ушаков подошел к берегу и приступил к исправлению повреждений; через 2 суток он уже доносил Потемкину, что «разбитые реи, стеньги, салинги заменены новыми, пробоины заделаны, и флот опять состоит в хорошем состоянии». 8 августа, подойдя к Варне, Ушаков получил уведомление о заключении перемирия и 12 августа вернулся на Севастопольский рейд.

В бою с российской стороны было убито 17 нижних чинов, ранено 3 офицера и 25 нижних чинов; потери турок неизвестны, но меткая стрельба российских кораблей (Ушаков специально тренировал их для этого) и большое количество десантных войск, посаженных на суда турецкого флота для выручки Анапы, позволяют заключить, что потери эти должны быть очень велики (на корабле Саид-Али — 450 человек убитыми и ранеными).

Малыми силами

Чтобы понимать, насколько грандиозной была наша победа, надо иметь представление о том, какой мощью обладал противник. В распоряжении капитан-паши Гуссейна было 18 кораблей и 43 мелких судна, принадлежащих Алжиру, Триполитании, Тунису и Константинополю. Весь флот состоял из 16 кораблей, двух бомбардиров, двух фрегатов и 19 мелких суден. Возглавлял сражение у мыса Калиакрия полководец Ф. Ф.Ушаков.

Перед тем, как сделать остановку, турецкой армии пришлось попутешествовать по Черному морю. В июне корабли неприятеля показались у берегов Крыма около Балаклавы. Не имея сведений о том, что Анапа уже взята русскими, турецкий флот отправился в том направлении. Однако убедившись, что город занят, повернул обратно. В том же месяце на Дунае произошла битва, в которой турецкие войска были разгромлены. Но вражеский флот не оставлял надежды на победу. На их кораблях находилось огромное количество людей от 800 до 1500 на каждом. Турки надеялись на абордаж, а не на артиллерию.

Литература

Ход битвы

Османский флот после непродолжительного крейсерства по Чёрному морю в начале июля сосредоточился у Варны, а затем перешел к Калиакрии, где встал на якорь. 31 июля был праздник Рамазана, и часть судовых команд была отпущена на берег. Вдруг совершенно неожиданно на горизонте показался русский флот (вышел из Севастополя 28 июля (8 августа)), под всеми парусами, стремительно спускавшийся (под северным ветром) на турок.

У Ушакова в линии находилось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и 2 бомбардирских корабля (около 1000 орудий); флот находился в походном строе 3 кильватерных колонн; усмотрев турок, Ушаков не дал себе даже времени перестроиться в линию баталии, отступив, таким образом, от освященных традициями приемов, прошел около 14:45 с северо-востока между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи, под огнём этих батарей и стремительно атаковал турок. На адмиральском корабле развевались сигналы: «прибавить парусов», а потом «нести все возможные паруса».

Турки (18 линейных кораблей, 10 линейных фрегатов и 7 малых фрегатов), совершенно не ожидавшие атаки и проигравшие, благодаря маневру Ушакова, ветер, поспешно рубили канаты и пытались строить линию баталии на левом галсе; при этом некоторые суда навалили друг на друга, и на одном корабле рухнула бизань-мачта, а другой сорвал себе бушприт.

Схема битвы при Калиакрии (рисунок из статьи «Калиакрия» «Военная энциклопедия Сытина»)

Между тем, российский флот тоже перестроился в линию баталии на левом галсе. Передовые турецкие корабли и впереди всех алжирский адмирал Саид-Али, обладая лучшим ходом, уклонились несколько влево, видимо имея намерение выйти на ветер. Ушаков угадал этот манёвр, на своем флагманском корабле «Рождество Христово» (лучший ходок) вышел из линии, обогнал голову своей эскадры и атаковал Саид-Али с расстояния около полукабельтова; вместе с тем флоту был дан сигнал «спуститься на неприятеля», и бой завязался на самых близких дистанциях. В это время было около 17 часов.

Корабль Саид-Али вскоре потерял фор-стеньгу, грот-марсель, на нём были сбиты паруса, и он вынужден был спуститься за линию. Ушаков, увлекшись атакой, очутился в середине турецкого флота; левым бортом он отбивался от 2 больших фрегатов, а с кормы и с правого борта его атаковали 2 корабля; положение Ушакова некоторое время было весьма опасное, но вскоре к нему на выручку подошли отставшие передовые корабли, «Александр», «Предтеча» и «Федор Стратилат». К 20 часам турки были уже совершенно разбиты и без всякого строя, по способности, бежали по ветру. К 20:30 часам дым застлал все место боя; ветер постепенно стих, и сражение прекратилось.

Часа через 2 задул ветер от северо-северо-запада, русский флот лег на курс северо-восток и в полночь повернул на другой галс, надеясь выйти на ветер неприятеля. Несли все возможные паруса, но на рассвете 1 августа неприятель, отступавший к Константинополю, был виден только с салингов. Здесь сказались все недостатки постройки российских судов, чья древесина шла на строительство сырой, от которых турки, сильно избитые, всё же уходили без труда (туркам строили суда французские инженеры). Не имея надежды догнать неприятеля, Ушаков подошел к берегу и приступил к исправлению повреждений; через 2 суток он уже доносил Потемкину, что «разбитые реи, стеньги, салинги заменены новыми, пробоины заделаны, и флот опять состоит в хорошем состоянии». 8 августа, подойдя к Варне, Ушаков получил уведомление о заключении перемирия и 12 августа вернулся на Севастопольский рейд.

В бою с российской стороны было убито 17 нижних чинов, ранено 3 офицера и 25 нижних чинов; потери турок неизвестны, но меткая стрельба российских кораблей (Ушаков специально тренировал их для этого) и большое количество десантных войск, посаженных на суда турецкого флота для выручки Анапы, позволяют заключить, что потери эти должны быть очень велики (на корабле Саид-Али — 450 человек убитыми и ранеными).

Что было дальше

Поражение турецкого флота было безоговорочным. Однако сильный ветер, помогавший русским, когда происходило сражение у мыса Калиакрия, стих, и на этот раз помог неприятелям скрыться. Однако когда они направлялись в Босфор, стихия вновь разыгралась, и некоторым судам не удалось вернуться на стоянку. Они пошли на дно. Турецкий флот пострадал значительно. Только на флагманском алжирском корабле погибло и было ранено 450 человек, он чуть было не затонул. Русские же потеряли всего 17 человек убитыми и 27 ранеными, кораблям почти не было нанесено повреждений. А те, что были, удалось очень быстро исправить.

Последствия

Часть турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережью; одна алжирская эскадра смогла достигнуть Константинополя и вошла туда ночью: при этом флагманский корабль Саид-Али начал тонуть и пушечными выстрелами требовал помощи. Судьба капудана-паши долго была неизвестна. Разнеслись слухи о готовности Ушакова атаковать Константинополь. Все это произвело на османское правительство очень тягостное впечатление и приблизило окончание войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Тактика, использованная Ушаковым, была серьёзным нововведением в теорию морского боя. Впоследствии аналогичный манёвр совершил адмирал Нельсон в сражении при Абукире в 1798 году и Трафальгарском сражении в 1805 года.

За победу при Калиакрии Ф. Ф. Ушакову был пожалован орден святого Александра Невского, 14 командиров были награждены орденами святого Георгия и святого Владимира 2 степени.

В следующем году «отличившиеся храбростью при победе в конце последней компании, одержанной над турецким флотом» капитаны 1-го ранга Н. Л. Языков, М. М. Елчанинов, К. А. Шапилов, капитаны 2-го ранга М. Л. Львов, Ишин, Ларионов, капитан 2-го ранга морской артиллерии Юхарин и Пилигрини были пожалованы золотыми шпагами с надписью «За храбрость».

Канонизация Федора

Деятельность Ф. Ф. Ушакова оставила глубокий след в истории России. Всю свою жизнь адмирал Федор Федорович Ушаков посвятил служению Отчизне. Он вел праведную жизнь, и командуя десятками тысяч матросов и офицеров и по-отцовски заботясь о них, сберег личный состав (убитых — менее 500 человек). Адмирал по-настоящему отвечал за каждого подчиненного перед Богом и своей совестью, осознавая равенство доверенных ему людей в минуты страшной опасности.

Русская православная церковь в 2001 году причислила святого праведного воина Феодора Ушакова к лику святых. Люди верующие считают его покровителем военных моряков.

См. также

Навигация

Военно-политическая обстановка перед сражением[править]

20 мая 1791 года русский флот вышел на севастопольский рейд. В начале июня в Севастополе было получено известие от Гудовича, осаждавшего Анапу о появлении турецкого флота близ устья Днестра и 10 июня адмирал Ушаков вывел флот из Севастополя. На следующий же день наш флот близ мыса Айя застиг турецкий флот, который начал удаляться к югу. Через четыре дня безуспешного преследования Ушаков остановил его, полагая, что турки будут бежать до Константинополя, и 18 июня вернулся в Севастополь. Между тем, 22 июня войска Гудовича взяли Анапу штурмом; 28 июня войска Репнина разбили при Мачине 30-ти тысячное турецкое войско. Эти поражения заставили Турцию пойти на мирные соглашения. Предварительные условия были подписаны в Галацах 31 июля, в день сражения при Мысе Калиакрии.

28 июля Ф.Ф. Ушаков, не имея сведений об успешных переговорах и получив донесения от крейсеров, что турецкий флот находится у Анапы, выступил из Севастополя с эскадрой в составе 16-ти кораблей, двух фрегатов, трёх бомбардирских судов, одного брандера и 17-ти крейсерских судов.

Почему мы победили

Конечно, Ушаков сыграл главную роль в этом сражении. Правильно принятое им решение позволило выиграть время и обеспечило внезапность, которая так важна при проведении военных действий. Недаром за эту победу он был награжден орденом Святого Александра Невского. Его маневр, при котором нашей эскадре надо было пройти между берегом и кораблями неприятеля, был рискованным. Однако победителей не судят. К тому же, этот тактический прием был использован адмиралом Нельсоном во время русско-французской войны и также привел к победе. Отличные полководцы — это еще не все. Выучка матросов также имела большое значение, когда происходило сражение у мыса Калиакрия. А она у них была отменная, что позволило быстро реагировать и отражать атаки неприятеля и, в конечном счете, сохранило жизни людей.

История

В первой половине IV века до нашей эры на мысе возникло укреплённое поселение тиризов, которое за следующие столетия превратилось в один из значительных политико-религиозных центров этой области Причерноморья. Около середины V века до нашей эры владения тиризов вошли во состав Одрисского царства.

По Страбону во время македонской колонизации фракийский Тиризис стал крепостью преемника Александра Македонского Лисимаха, который спрятал в пещерах мыса свои несметные богатства.

Матросы и офицеры болгарских ВМС отдают воинские почести памятнику Фёдору Ушакову на мысе Калиакра

Во время существования Добруджанского деспотата его правитель Добротица перенёс столицу из Каварны в крепость на мысе Калиакра.

Мыс Калиакра овеян легендами благодаря его стратегическому положению на Черном море и скалистым берегам. Это одно из немногих мест в этих краях, где можно было осуществить высадку морского десанта — корабли могли подойти к скалам, не рискуя сесть на мель у песчаных берегов с нестабильным фарватером. 31 июля (11 августа) 1791 года во время русско-турецкой войны у мыса происходило сражение , в котором русский флот под командованием контр-адмирала Фёдора Ушакова разбил турецкие и алжирские корабли.

Турецкая эскадра Хусейн-паши в составе 18 линейных, 10 больших и 7 малых фрегатов и более 43 мелких кораблей, вооруженная 1600 пушками, 31 июля 1791 года расположилась здесь под защитой береговых батарей. Сражение началось около 15.00 пополудни. Причем адмирал Ушаков вступил в бой с ходу, в походном строю, а не выстроившись в боевой порядок для обстрела, как то предписывала морская наука того времени. Его эскадра появилась из-за мыса Калиакра так внезапно, что турки не успевали поднять якоря и рубили канаты, чтобы встать под паруса. Суматоха привела к тому, что суда сталкивались между собой и ломали рангоут. На одном из линейных кораблей рухнула бизань-мачта, другой сломал себе бушприт.

«Около 15.15 капудан-паша Хусейн начал строить линию баталии на левом галсе, — пишет в книге „Великие сражения русского парусного флота“ военный историк Александр Чернышев. — Командовавший авангардом алжирский паша Саид-Али, видя нерешительность командующего флотом, повел за собой часть кораблей и построил линию баталии на левом галсе. За ним последовал и Хусейн.

Ф. Ф. Ушаков, преследовавший турок в трех колоннах, около 15.30 перестроил флот в линию баталии на тот же галс и, сомкнув дистанции между кораблями, атаковал неприятеля. Корабль „Рождество Христово“ под флагом Ф. Ф. Ушакова в 16.15 вышел из линии баталии и, подойдя на расстояние полукабельтова к носу корабля алжирского флагмана Саид-Али, сбил у него фор-стеньгу и грот-марса-рей и нанес такие повреждения, что заставило того отступить за другие корабли».

Сражение закончилось за три часа, турецкая эскадра, потеряв до половины своего состава в кораблях и 450 человек убитыми и ранеными, отправилась восвояси. Потери русского флота были 17 человек убитыми и 27 ранеными, а незначительные повреждения кораблей были устранены за трое суток.

В Болгарии Ушакова почитают как православного святого и флотоводца, развеявшего миф о непобедимости турецкой армады. Считается, что именно с битвы при Калиакре началось движение Балкан к освобождению от турецкого ига.

Первый современный маяк на мысе был построен в 1866 году, в настоящее время на мысе находится 10-метровый цилиндрический маяк, построенный в 1901 году.

Вдоль дороги из Каварны к мысу установлено несколько десятков ветрогенераторов.

История

Конструкция пистолета базируется на разработанной Джоном Мозесом Браунингом схеме запирания со сцепленным затвором и коротким ходом ствола. После смерти Браунинга в 1926 конструкцию доработал Дидьен Сэв (Dieudonné Saive), главный конструктор бельгийской компании Fabrique Nationale.

Пистолет создавался под техническое задание французской армии, но на вооружение во Франции принят не был. Различные варианты использовались многими странами во время Второй мировой войны и позднее.

Название пистолета несколько вводит в заблуждение так как на самом деле отражает высокую ёмкость магазина в 13 патронов: в 1935 году, она более чем в полтора раза превышала ёмкость ближайших конкурентов — Люгер P08 (8 патронов) и Маузер 1910 (9 патронов).

Чаще всего, пистолет именуют просто «Hi Power», даже в Бельгии. Так же нередко можно встретить названия HP (от «Hi-Power» или «High-Power») или GP (от французского «Grande Puissance»). Обозначения P-35 и HP-35, указывающие на принятие пистолета в 1935 году, так же применяются. Иногда встречаются и другие названия, такие как BAP (Browning Automatic Pistol), в ирландской армии, или BHP (Browning High-Power). Во время Второй мировой войны в качестве оружия ограниченного стандарта Hi Power использовался в Войсках СС и Воздушно-десантных силах вермахта под обозначением «Pistole 640(b)».

Канадские работницы собирают пистолеты Хай-Пауэр для Китая, Торонто, 1944 год

Бельгийская компания FN Herstal прекратила производство армейского варианта пистолета и его гражданских моделей в 2017 году, но пистолет до сих пор производится по лицензии в Аргентине компанией DGFM (исп. Dirección General de Fabricaciones Militares, FM). Канадский производитель John Inglis Co., Ontario длительное время производил Хай-Пауэр для силовых структур своей страны, Великобритании, других стран Британского содружества и на экспорт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector